1 21
Да, желает он того или нет, но любой человек, став профессионалом, вступает в определенные взаимоотношения с людьми: В одиночку в наш век, как правило, никто работать не может. Человек становится или руководителем, или исполнителем, а включаясь «в сферу обслуживания», расширяет возможности своего общения почти беспредельно. И сколько, кстати, в этой «сфере» встречаем грубости. А на работе, в наших рабочих взаимоотношениях разве уже исчезла грубость, нетактичность? Сколько она отнимает не просто радости у людей, но и элементарного успеха в труде. А дома? Всегда ли мы ведем себя, как подобает... Да что говорить — отнюдь не всегда...
Сколько радости мы — все вместе — недодаем друг другу? Недодаем и детям. А они не смогут отдать своим детям душевную чуткость, отзывчивость, терпимость (как отдать то, что не получил?)...
Кстати, этот недостаток — отсутствие культуры чувств, способности сопереживать — в зрелые годы, наверное, невозможно восполнить даже прохождением какого-нибудь специального курса «хороших манер». Этот «университет» может лишь облечь дурные, примитивные чувства в маскировочное одеяние, но не изменить их.
Конечно, сдерживать примитивно-грубое поведение тоже невредно. Но... не лучше ли развивать свои чувства с детства на подлинно человеческом, современном уровне?
На современном...
Наверное, не такое представление о красоте и человечности отношений было у наших предков в те седые века, когда все взаимоотношения с природой и между собой решались с помощью грубой физической силы и каменного топора. Современные представления о красоте отношения к другу, женщине, ребенку оттачивались в миллионах проб, в тысячах и тысячах лет человеческой цивилизации.
И так же как в науках закреплен опыт познания человечеством объективных законов мироздания, так же и опыт познания себя как человека, как личности, в сфере эмоциональных отношений с миром природы и миром людей закреплялся в искусствах — из поколения в поколение.
Ст поколения к поколению все слои общества вносили сбою, нередко противоречивую, лепту в эту копилку. И капля за каплей в ней выкристаллизовывается все более достойное человека, все более гуманное и цельное представление о красоте человеческой личности. Наши коммунистические представления о человеке сформировались не на пустом месте, они — итог огромного процесса, звено в цепи.
Можно ли воспитать, развить современного человека, сделать его счастливым, не приобщив к богатейшему опыту чувств человеческих, накопленному в искус-
С1ВЗХ?
Ответ может быть только один.
Ребенок улыбается матери — первая в жизни улыбка. Ребенок играет — первые в жизни игры. Ребенок стал школьником — первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки... Первые радости и обиды. Все — первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком будет этот ребенок? Есть слово — «стереотип», «штамп». Штамп весьма полезен в производстве, облегчает, убыстряет, неимоверно расширяет возможности. И очень страшен он з человеке, в его развитии. Здесь он неимоверно сужает возможности. Штамп противоположен счастью. Пря J нем абсолютно невозможно творчество, при нем совер»
шенно невозможна и подлинно человеческая чуткость.
[ Если смысл массового производства — именно едино-
образие, то смысл воспитания человека обратный — неповторимость.
Сложен мир современной культуры. Раньше — во г s культура крестьянина, вот культура среды мастеровых \ или культура элиты... В Японии, например, эти перего-: родки закрепились некогда очень прочно, эти культуры ? в одном народе были очень обособлены... А сейчас —,1 все вперемешку, слоеный пирог... Да и у нас студент, | будущий инженер, может быть и эрудитом в искусстве ^ и может почти ничего не знать ни о Чайковском, ни о | Сурикове.
? Я постоянно переписываюсь с Дмитрием Николае-
I- вичем Трофимовым — грузчиком из маленького посел-» ка Окуловка. Это очень культурный человек. Подлин-
а
нын интеллигент. Он пишет добрые и тонкие стихи, любит живопись, читает лекции по эстетике и страстно борется за нашу культуру.
Массовая культура... Термин этот родился на Западе. На Западе "же родился термин «кич» — культура мещански-сусального стандарта, культура «на потребу» дешевого, неразвитого вкуса.
Культивация идеологии мещанина и приспосабливание под нее, направленность на нее массовых средств информации порождают на Западе невероятно быстрое, именно массовое распространение, внедрение в сознание людей стереотипов отношения к миру.
Идеалы «потребительского общества», его мораль, сю «добро и зло» по сути своей должны быть совершенно чужды людям нашей страны. Но, очевидно, настолько сильна работа «промышленности общественного мнения» ьа Западе, что идеалы буржуазной «массовой» культуры проникают и в нашу среду. Эрзац-культура подается в такой блестящей, «понятной» сердцу мещанина-обывателя обертке, что если ей не противопоставить подлинную, народную по размаху и высокую по сути своей духовную культуру, она может наложить свой примити-визирующий отпечаток на мировоззрение и наших людей. И, к сожалению, иногда накладывает...
А противопоставить не всегда просто...
И всегда ли мы сами свободны от примитивных штампов? Впитали ли мы уже все лучшее из мировой культуры? Всегда ли мы уже владеем подлинной культурой, в том числе культурой человеческих отношений?
Нет! Мы далеко не всегда совершенны в своих отношениях к людям, к природе. А рядом — дети. Первые игры. Первые общения с нами, со взрослыми. Музыка, живопись, поэзия — культура многих веков — только через нас, взрослых. Но и бескультурье, невежество, духовная глухота — от нас.
Чему же мы научим, что передадим детям из своего жизненного опыта? Дурное или хорошее? И то, и другое. От себя не уйдешь. Но перестроить свой духовный мир можно. И нужно — для детей. Однако культура—глубокая, богатая культура — непостижима для волевого рывка. Ей нельзя просто обучить. Ее надо
впитать в себя. Она не только в логике. Она и в чувствах. И прочнее — «с молоком матери»...
Да, формируя ребенка, мы формируем не только его — мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся около своих песочниц или выводящие первые каракули, — будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры — будущие хозяева страны.
И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений. И две грани подлинного счастья — счастье человеческого общения и счастье творческой жизни — мы можем и должны дать им.
От всех нас зависит — будет ли это так. И очень опасно не понимать, что вне направляющего, формирующего влияния искусства не может, не способна развиваться ни первая, ни вторая сторона человеческого счастья.
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА ВСЕОБЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ1
Ставя задачу перестройки системы эстетического воспитания, перестройки отношения к искусству в школе, своевременно задать себе вопрос: а точно ли мы понимаем, что именно должна и может дать обществу эта перестройка? Зачем искусство всем?
Будем искренни: всю значимость решения этой проблемы мы сами начинаем осознавать только теперь. Не только представители точных наук, но часто и деятели искусства и просвещения до сих пор не понимают этой необходимости всем своим сознанием, чувствами, убеждением. Иначе не вставала бы на пути решения проблемы непроходимая «объективная» чаща из «отсутствия» часов, средств, пособий и материалов. Иначе уже каждая школа имела бы свой кабинет искусства, своего педагога-специалиста. Иначе в начальных классах уже
1 Данная статья написана на основе материалов, разработанных комиссией эстетического воспитания Союза художников
преподавал бы специалист. Иначе не было бы полного отсутствия изобразительного искусства и музыки в старших класса;? — самом важном периоде формировч-ния эстетических -идеалов человека
Поэтому давайте думать вместе.
Мы здесь рассмотрим два важнейших аспекта этой проблемы: влияние эстетического и художественного развития на формирование нравственности человека и связо этого развития с решением вопроса качества в нашей экономике. Обе эти проблемы поставлены перед нами XXV и XXVI съездами КПСС. Обе не могут быть решены вне связи с перестройкой эстетического и художественного развития каждого члена общества. Обе проблемы не решаемы вне школы.
I. Идеологическая борьба и эстетическое воспитание
Победное шествие научно-технической революции иногда приводит к опасному заблуждению, будто все задачи социальной и личной жизни можно разрешить, опираясь на расширение объема знаний (информация, память), на развитие логического мышления. В то же время многие факты доказывают, что поведение человека определяется не только его знанием (пониманием), но не в меньшей степени его отношением к миру, его эстетическими идеалами, предпочтениями, уровнем нравственных критериев. Все это составляет эмоциональную сторону сознания и формируется специфическими средствами эмоционального развития и воспитания.
Идеология буржуазного потребительского общества поселяет в души молодежи бездуховный прагматизм, социальный цинизм и нравственный релятивизм. Она усиленно внушает всеми доступными средствами, что век научно-технической революции, космоса и кибернетики обязывает к «бесстрастной логике», скептицизму и эмпирическому практицизму. Для этого используются все средства эмоционального воздействия на личность (и небезуспешно).
Понимая, что важным орудием формирования идеологии, системы духовных ценностей является искусство (и в этом оно практически незаменимо), буржуазные идеологи стараются заменить его псевдоискусством. Воздействуя на самые примитивные биологические эмоции человека, псевдоискусство отвлекает его внимание
от социальных проблем, разрушает целостность личности, уничтожает духовную активность, коллективистские устремления.
В век технического прогресса, в век телевидения, радио, совершенной полиграфии ядовитая продукция псевдоискусства стремительно проникает и за пределы капиталистических стран, порой отравляя и нашу молодежь.
Псевдоискусство опасно ^трежде всего для молодежи, так как воздействовать на сформировавшийся взрослый организм значительно сложнее, нравственное же нарушение в раннем возрасте происходит катастрофически быстро.
Духовно не развитой, эстетически неграмотный человек без разбора потребляет всякого рода художественные суррогаты, какими бы путями они к нему ни попадали. И через подобное искусство в душу проникает чуждая нам, потребительская, индивидуалистическая, буржуазная идеология. Самый реальный путь противостоять этому тлетворному влиянию — успеть воспитать с детства невосприимчивость к такому «искусству», выработать вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений.
Противостоять буржуазной идеологии можно, лишь развив активную деятельность в той же самой области, которую использует противник, в области человеческих чувств, духовных потребностей, эстетических идеалов, вкусов. Подлинный «барьер» развращающему воздействию псевдоискусства в век все расширяющихся международных контактов можно поставить, приобщив каждого к высоким ценностям мировой эстетической культуры, к творениям Моцарта и Глинки, Бетховена и Мусоргского, Шекспира и Пушкина, Толстого и 'Бальзака, Микеланджело и Рафаэля, Репина и Врубеля...
Полноценное эстетическое развитие каждого — это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармонического развития личности, при отсутствии которого нет и не может быть полноценно развитого интеллекта и полноценного усвоения нравственных принципов коммунистического отношения к людям и к природе.
В широких педагогических кругах иногда высказывается мнение, что смысл эстетического воспитания — в тонкости художественного восприятия, в изысканности духовного склада и в прочих приятных, но не обязательных «довесках интеллигентности», а поэтому оно и необходимо далеко не каждому, и нужно лишь для организации «свободного времени», досуга.
Однако серьезный анализ сущности эстетического развития личности убеждав^ нас, что фактически — это уровень отношения человека к явлениям жизни, тот высший уровень, когда общая польза и истина трансформируется в глубоко личное, свободное, бескорыстное эстетическое наслаждение, а общественная вредность, ложь — в столь же личное непреоборимое отвращение.
Этот уровень эстетического воспитания достижим практически в любой сфере. И в сфере нравственности— когда дурных поступков избегают не из-за боязни кары, а потому, что они «сами по себе» вызывают отвращение. (Именно в этом смысле М. Горький и назвал эстетику «этикой будущего».) Достижим он и в труде — когда человек забывает о выгоде, славе и труд сам по себе, своим процессом начинает доставлять высокую радость.
Очевидно, пора серьезно осознать, что самая квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости, прагматизму, нравственному цинизму, идеологической неустойчивости и, даже в своей профессии, к бескрылой ординарности.
И напротив, полнота духовной жизни во многом определяется эстетической развитостью личности, умением сильно и глубоко чувствовать, быть в гармонической многосторонней координации с природой и обществом.
Анализ многочисленных фактов и материалов, касающихся психологии современного человека как в интеллектуальном, так и в нравственном ее аспектах, показывает, что в современной педагогике порой намечается опасный перекос в сторону формально-словесного усвоения духовной культуры и упускается из виду духовно-эмоциональная сфера. А ведь именно с ней тес-
но связаны механизмы чувственного восприятия, представлений, творческого воображения, фантазии, интуиции.
Одним из многочисленных печальных следствий такого перекоса является, к примеру, формирование шаблонно-догматического типа интеллекта и связанное с ним неумение применять формально усвоенные знания в жизни, в практике. Это относится и к производственной, и к духовной жизни человека.
Недооценка искусства как важнейшего средства эстетического воспитания приводит к дефектам интеллектуального, нравственного и идеологического развития личности- Осознав это, — должны ли мы продолжать мириться с результатами этой недооценки, находящими порой свое выражение и в учебных планах, и в программах школ?
Эстетическое воспитание, художественное образование и развитие экономики и производства
Взаимоотношения эстетического развития личности с ее «деловой» профессиональной ценностью чрезвычайно сложны и многосторонни. Остановимся для примера лишь на роли той части эстетического развития, которая связана с изобразительным искусством.
Новые отрасли науки и техники, научно-технический прогресс в целом настойчиво требуют от каждого участника проектно-производственного процесса развития пространственного мышления. Еще недавно большинство технологических процессов ориентировались на повторяемость производственных циклов и развитое композиционно-пространственное мышление требовалось от немногих. Сейчас при ускоренной и, по сути, непрерывной смене технологических процессов владение основами пространственных взаимосвязей элементов (в схемах, чертежах, в реализованных технических системах) является абсолютной необходимостью для каждого участника проектно-производственного цикла.
Потребность в овладении элементарными основами художественного ремесла давно является жгучей. В дальнейшем, при ускоренном развитии советского производства и увеличении ассортимента и качества выпускаемых изделий, при повышении производительности труда, требования к точности в работе, к художественной грамотности рабочих, мастеров, техников и ин-
женеров будут все более круто возрастать. Какой иной предмет, кроме изобразительного искусства, может развивать систему «глаз — мозг — руки» целостно и разносторонне?
Слабость, недисциплинированность пространственного воображения все чаще становится одним из наиболее существенных препятствий в развитии и функционировании ряда отраслей производства. Известно, что слесари-лекальщики высшей квалификации, модельщики, закройщики ценятся «на вес золота», что хроническая нехватка людей этих и аналогичных специальностей приводит к перебоям в производстве, снижению качества, трудностям в освоении новых образцов и новой технологии. Основа этих рабочих профессий — свободное владение пространственной формой, а этому можно и необходимо было бы научить каждого. И надо иметь в виду, что именно художественное воспитание лучший путь для достижения этой цели. Значит, препятствие здесь — только Бремя, количество учебных часов...
Столь же необходимо овладение цветом, тоном, фак-турностыо поверхности. Сегодняшняя, порой наблюдаемая, колористическая безграмотность рабочего, техника, инженера приводит к практической невозможности преодолеть барьер качества в полиграфии, химии полимеров, производстве красителей, в текстильной промышленности. Непреодолимым препятствием в этих и других видах производства является «чисто физическая» слепота к цвету, его тональности, насыщенности, оттенку. И любой узкотехнический прогресс (оборудование, материалы) не может обеспечить качественного сдвига, так как ключ к нему — в развитии зрения человека-оператора.
Фактическая слепота к цветовым и фактурным характеристикам поверхностей материалов способствует значительной доле брака, явного и скрытого (снижение сортности, т. е. качества, и пр.), в современном производстве.
Психологические исследования сейчас обнаруживают участие зрения и процессов так называемой обратной визуализации1 во всяком творческом мышлении, показы-
1 Проверка «зрительным образом», воссоздаваемом на сетчатке глаза, любых рожденных в сознании идей, решений.
rt л ют необходимость совершенствования работы зрительной системы применительно к любой деятельности. Зрительные представления являются наиболее распространенной формой представлений вообще. Исследования последних лет показали, что с развитием абстрактно-словесного мышления роль конкретно-чувственного опыта не уменьшается, а качественно возрастает.
Для современного человека культура зрения, цветовое восприятие, значит ничуть не меньше, чем культура речевого общения, которой в школе уделяется значительное внимание на протяжении всех лет обучения. Мы убеждены: это пора осознать нам всем и сделать из этого выводы в практике школы.
Можно назвать немало профессий, специфика которых состоит именно в работе со зрительными образами. Операторы радиолокационных станций, дешифровщики снимков элементарных частиц в трековых камерах или аэрофотоснимков, специалисты в области электронной микроскопии, рентгенодиагностики, летчики, водители машин и т. д. и т. п.
Культура зрения становится существенным моментом в профессиональном облике огромного числа профессий, порождаемых научно-технической революцией, и способности к этим профессиям должны закладываться в возможно более раннем школьном возрасте.
Таким образом, вся совокупность современных проблем — от самых общих до самых «частных» (невозможность решить вне искусства ни проблемы качества продукции, ни проблемы становления нравственности нашей молодежи) — заставляет нас считать вопрос о радикальном улучшении художественного развития учащихся в общеобразовательной школе важнейшей проблемой времени. Весь накопленный позитивный опыт необходимо влить в новые меха, создав современные (принципы, методы, системы) программы и учебные планы. Это диктуется ныне необходимостью привести всю систему художественного развития в общеобразовательных школах в соответствие с потребностями сегодняшнего этапа в развитии нашего общества.
И реализовать эту проблему вне урока общеобразовательной школы невозможно. Задачи, решаемые зрелым социалистическим обществом требуют, чтобы художественно, эстетически были развиты не отдельные, осо-
бо одаренные одиночки, а каждый член общества. Эта мысль находит подтверждение и в Конституции СССР, в которой говорится: «В соответствии с коммунистическим идеалом: „Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех"...»1.
А если речь идет о каждом, если необходима всеобщность развития — значит, это все сфера школы, которая бы могла в деле воспитания и образования добиться единого всеобщего уровня.
Только школа.