Лекции.Орг


Поиск:




Формирование игровых умений и поддержка самодеятельной сюжет-но-ролевой игры.




Заданные игровые сценарии на занятии по развитию речи дают возможность обратить внимание детей на способы выполнения иг­ровых действий: обозначение предметов словом, действий — жестом, действовать в воображаемой ситуации, строить ролевое поведение и воспринимать сверстника как носителя другой игровой позиции, об­мениваться речевыми высказываниями, связанными с ролями.

Особую ценность для игры представляет то, что воспитатель со­здает мнимую ситуацию, работает над выразительностью речи, тем самым и на занятии формируя игровые умения, условные действия и принятие роли (все дети — котята). На занятии педагог обращает внимание на выразительность движений, что позволяет детям затем включать эти умения в сценки по мотивам прочитанных произведе­ний, например, про котяток и перчатки, использовать в играх-драма-тизациях или в кукольном театре.

Организуя предметно-игровую среду для самодеятельных игр, воспитатель учитывает интересы детей к определенным игрушкам, сюжетам, действиям. Игровой материал должен включать в себя как образные игрушки, так и неоформленный материал, который дети на­деляют игровым значением, используя в разных игровых ситуациях.

Таким образом, на занятии воспитатель, используя игровые при­емы в качестве эффективного средства обучения, формирует игровые умения, позволяющие детям создавать игровые замыслы, принимать роли, вступать в игровое и ролевое взаимодействие.

182


РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Есть где-то Кошачья планета»

Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта, аргументировать высказывания. Составлять короткий текст-описа­ние. Активизировать глаголы. Правильно строить предложения раз­ной грамматической структуры. Развивать чувство языка, детское словотворчество. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «ш». Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: кошка с котен­ком, кукла. Веревочка с бантиком на конце.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель загадыва­ет детям загадку:

Мохнатенька, усатенька, Сядет — песенку поет. (Кошка)'

Задает вопросы:

—Как вы догадались, что это кошка?

—Какую песенку поет кошка? А когда кошка сердится, как она
шипит? (Дети произносят хором: «ш-ш-ш».)

—У кого из вас есть дома кошка или котенок? Расскажите о них.
(Свободные высказывания детей.)

Воспитатель читает детям стихотворение «Я учу котенка»:

Мой котенок — черноушка. Назову его — Чернушка.

Мой котенок — рыжеспинка. Назову его — Рыжинка.

Белый хвостик как кудряшка, Назову его — Беляшка.

Мой котенок отзывается, Мой котенок так старается,

Имя учит — И мяучит!2

1 Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно/ Сост.Г.М. Науменко. — М.: Детская
литература, 1991. С. 31.

2 Ясное М. Праздник букваря. — М.: РОСМЭН, 2004. С. 74.

183


 

Воспитатель спрашивает детей:

— Какие клички, имена котят вы знаете? Как обычно называют
черных (рыжих) котят? (Выслушивает их свободные высказывания.)

Педагог достает игрушечную кошку. Разыгрывается сценка при­ветствия. Детям предлагается описать кошку: рассказать про кошку, какая она, что у нее есть, что умеет делать. Ребенок берет в руки иг­рушку и самостоятельно ее описывает. Если он молчит, воспитатель подсказывает начало фразы. Если говорит тихо, воспитатель громко повторяет слова ребенка (отраженная речь). Выслушивают 3-х желаю­щих. Дети передают игрушку другому ребенку по своему усмотрению.

Педагог обобщает и расширяет детские высказывания: «Кош­ка — умное, красивое животное. Она пушистая. У нее мягкие лапки, а в лапках — коготки, цап-царапки. Кошка охотится на мышей. Она любит молоко».

Затем дети читают хором строки стихотворения как скороговорку (стоя), помогают себе руками, ритмично сжимая и разжимая пальцы. Читают негромко, в умеренном темпе:

Выпила блюдце кошка. Просит еще немножко1.

Воспитатель продолжает беседу:

— Кошка умеет лакать молоко. А что еще умеет делать кошка?
(Умываться, мурлыкать, мяукать, охотиться, шипеть, подкрадывать­
ся, спать, прыгать, играть с клубком и т. д.)

— Котята любят играть, охотясь за бантиком. Сейчас вы как будто
котята. Встаньте в круг, присядьте. Ловите! (Воспитатель крутит вере­
вочку с бантиком. Дети пытаются дотянуться до бантика).

Далее воспитатель разыгрывает на столе инсценировку:

— Расскажу вам сейчас интересную историю. Жила-была девочка
Маша (появляется кукла). У Маши — котенок Тиша. Маша захотела
научить котенка говорить.

— Тиша, скажи: «Маша».
А Тиша:

— Мяу!

— Тиша, скажи: «Каша».
А Тиша:

— Мяу!

— Тиша, скажи: «Мышка».
А Тиша:

— Мяу!

Мама сказала Маше:

— А ты попроси Тишу сказать «мяу».

— Тиша, скажи: «Мяу!»

— Мяу!

— Научился говорить! Ура! (Хлопает в ладоши).

1 Приходько В. Вот когда я взрослым стану. — М.: Малыш, 1989. С. 70.


Педагог приглашает детей поиграть, как Маша учила Титлу гово­рить. Можно давать разные свои поручения. Дети разыгрывают ин­сценировку по желанию. Они передают игрушки и право играть дру­гим детям по собственному выбору. Игра повторяется 3 раза.

Воспитатель обращается к детям:

— Есть такой детский писатель Андрей Усачев, который придумал
планету кошек:

Есть где-то Кошачья планета. Там кошки, как люди, живут: Читают в постели газеты И кофе со сливками пьют1.

— Давайте пофантазируем, придумаем, чем еще занимаются кош­
ки на своей Кошачьей планете. (Фантазии детей).

ЛЕПКА «Котенок спит на батарее»

Задачи. Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать ее на «бата­рее» — бруске пластилина. Развивать способности к формообразова­нию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по моти­вам литературных произведений.

Предварительная работа. Беседа о домашних животных. Рассматривание изображений кошки в произведениях искусства (мелкая пластика, книжная графика лубок). Тактильное обследо­вание игрушечной кошки или скульптурного изображения (из де­рева, керамики, фарфора). Составление описательного рассказа о кошке.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин — целые брус­ки для изображения отопительных батарей и комочки черного, серо­го, белого, коричневого, оранжевого (рыжего) цвета для изображения кошек; стеки, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые, подставки или цветной картон для создания пластических композиций.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель кладет на отопительную батарею игрушечную кошку и читает стихотворение В. Шипуновой:

Лижет лапу сибирский кот. Наверно, в гости кто-то придет.

Усачев А. Мы играли в паповоз... — М.: Самовар, 2000. С. 24.


 


184


185


 

На батарее он ночью живет, Греет пушистый хвост и живот.

На батарее коту теплее,

Как-то уютнее и веселее.

За толстыми шторами так интересно

Мечтать о мышах и мурлыкать песни1.

Воспитатель спрашивает, понравилось ли детям стихотворение, и предлагает слепить кота, который лежит на отопительной батарее, лижет лапку и мурлычет песенку.

Педагог показывает детям целый брусок пластилина, подходит с ним к отопительной батарее, предлагает сравнить внешний вид (без учета размеров) и советует отопительную батарею для кота сделать из целого бруска пластилина любого цвета, не изменяя его форму. Ста­вит брусок длинной боковой гранью на поворотный диск (см. рису­нок), чтобы дети видели, как создается пластическая композиция.

Затем воспитатель спрашивает у детей, как можно слепить кота. После ответов детей напоминает и уточняет технику лепки конструктивным спо­собом (степень сложности поделки зависит от уровня подготовленности детей, поэтому ниже предлагаются два варианта пояснения и показа).

1-й вариант (для хорошо подготовленных детей):

— делим комок пластилина пополам — перерезаем стекой; одна по­
ловинка — для туловища и хвоста; другая половинка — для головы и лап;

— вот эта половинка (показывает) — для туловища и хвоста; отрезаем
или откручиваем небольшой кусочек для хвоста и откладываем в сто­
рону; лепим туловище — раскатываем в ладошках туда-сюда (прямыми
движениями) большой валик (цилиндр) и округляем с двух сторон; те­
перь лепим длинный пушистый хвост — берем маленький кусочек плас­
тилина и раскатываем в ладошах; прикрепляем хвост к туловищу;

— этот кусочек (показывает) мы приготовили для головы и лап;
разделим его пополам, одну половинку раскатываем как мячик (кру­
говыми движениями ладоней) — это голова; а вторую половинку де­
лим на... (сколько лапок у кошки?) — да, на четыре части и лепим
четыре одинаковые лапки; прикрепляем голову и лапки к туловищу:
голову — спереди (хвост уже прикрепили сзади) сверху туловища, а
лапки внизу — две спереди и две сзади — парами;

— аккуратно прикрепляем и сглаживаем все детали, оформляем
голову и мордочку кота (прищипываем и заостряем ушки, делаем
глазки и носик); размещаем кота на батарее (бруске пластилина),
будто он лежит или сидит и лижет лапку, а хвостик свесил вниз или,
наоборот, укутался им, чтобы стало еще теплее.

2-й вариант (для детей, недавно посещающих детский сад):

делим комок пластилина (или небольшой брусок) пополам —
одна половинка для туловища, другая — для головы и хвоста;


■— берем одну из приготовленных половинок и делаем туловище кота — катаем в ладошках валик (прямыми движениями ладошек ту­да-сюда), округляем оба конца;

— другую половинку делим на две неравные части: из большей
получится голова, из меньшей — хвост; круглую голову катаем в ла­
дошках, как мячик (круговыми движениями ладошек), будто яблоко
катается по тарелочке, ушки прищипываем пальчиками, заостряем; а
длинный пушистый хвост катаем, как колбаску (прямыми движени­
ями ладошек);

— соединяем все части: голову прикрепляем к туловищу спере­
ди — вверху, а хвост сзади — внизу; лапок у нашего кота не видно,
потому что он поджал их и спит на батарее — вот так (воспитатель
укладывает пластилиновую кошку на

батарею — брусок пластилина): хвост свесил вниз, глазки закрыл и песенку мурлычет во сне.

Воспитатель уточняет, как дети поняли объяснение, и предлагает им выбрать пластилин, чтобы самим сле­пить красивых котов — серых, черных, белых, коричневых, рыжих или поло­сатых. Дети самостоятельно выбирают материал — целый брусок пластилина для батареи, комочек задуманного цвета для кота, стеки, цветной картон для подставки и начинают лепить.

ПРИРОДА «Одежда животных»

Задачи. Обратить внимание детей на значение меха, перьев и дру­гого покрова животных, показать различие в покровах («одежде») разных животных.

Материалы, инструменты, оборудование. Детские рукавички, шер­стяные носки, шубка, кусочек меха, перья птиц, кусочки льда, кар­тинки с изображениями зайца, белого медведя, волка, лисы или со­ответствующие игрушки.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спраши­вает детей, есть ли сегодня на них одежда и какая она — теплая или нет, можно ли в такой одежде сейчас выйти на улицу, всегда ли дети ходят в такой одежде или меняют ее. Воспитатель предлагает поду­мать, есть ли одежда у животных. Дети рассуждают на эту тему, вспо-


Из неопубликованного.


186


187


минают беседы, которые проводились во время прогулок. Воспита­тель рассказывает:

—Смотрите, что я сегодня принесла. Правильно, это шубка. Из
чего она сделана? Дети трогают, гладят шубу, отвечают: «Из меха».

—Какой мех? Теплый, мягкий, пушистый.

Воспитатель раздает детям кусочки меха, чтобы они их потрогали, погладили.

— Когда мы надеваем шубки? В очень холодную погоду. Шубки и
другая теплая одежда, например, комбинезоны, куртки с мехом, нас
согревают зимой. У кого из вас есть такая теплая одежда? А теперь
давайте погладим этого котенка. Можно сказать, что у него тоже есть
шубка? Какая она? Тоже мягкая, пушистая. И еще очень теплая. Это
меховая шубка. У многих зверей есть мех. Давайте с вами вспомним,
у каких зверей есть шубки.

Воспитатель показывает иллюстрации или игрушки зверей и об­суждает с детьми мех — «шубки» — зайца, волка, лисы, медведя. При этом обращает внимание на цвет меха. Дети отмечают, что у лисы ры­жая шубка, у белого медведя — белая и т. п.

—Такие теплые шубы не дают зверям замерзнуть даже в моро­
зы. К зиме у всех зверей шубки становятся более густыми, теплыми.
Вспомните, у кого из обитателей нашего уголка природы есть мехо­
вые шубки. (У морской свинки, хомячка.)

—А как называется эта одежда? (Воспитатель показывает шерс­
тяные варежки и предлагает детям надеть по одной.) Когда мы на­
деваем варежки? Тепло ли вам в них? Какой вашей руке теплее: той,
что в варежке, или той, которая без нее? (Ответы детей.) А что мы
надеваем на ноги, чтобы не мерзнуть? (Воспитатель показывает шер­
стяные носки.) Но ведь многим животным приходится ходить зимой
по льду, снегу. А белый медведь вообще живет среди льдин и снега.
(Воспитатель показывает иллюстрацию или игрушку белого медведя,
а затем дает каждому ребенку потрогать кусочек льда из холодильни­
ка.) Какой у нас лед — теплый или холодный? Раз холодный, значит,
белому медведю тоже нужны теплые носки. И они у него есть. Только
они не очень похожи на наши, хотя тоже шерстяные. Просто у белого
медведя зимой на лапах вырастает много теплой шерсти, которая так
хорошо греет, что он совсем не мерзнет даже тогда, когда идет по льду.

—А у птиц есть меховые шубки? (Ответы детей.) Ведь многие
из них прыгают, летают даже в холодную погоду. Каких птиц мы с
вами видели на нашем участке? (Дети перечисляют увиденных птиц
и высказывают свои мнения о том, какая «одежда» согревает этих
животных.) Конечно же, у птиц нет меховых шуб, у них своя теплая
одежда — это перья. Такая одежда есть только у птиц. Перья бывают
разными: длинные и короткие, большие и маленькие. Различаются
они и по цвету. Благодаря перьям птицы не мерзнут. Помните воро­
бышка, за которым мы наблюдали в холодную погоду? Он распушил
свои перышки, стал похож на пушистый комочек.

188


Одежда из перьев очень легкая, ведь птицам нужно летать. Пос­мотрите, как летают перышки. (Воспитатель подбрасывает неболь­шие перья, а затем предлагает сделать это детям.)

В заключение воспитатель подводит итог и дает задание: — Теперь мы с вами знаем, что у животных есть «одежда». У зве­рей это меховые шубки разного цвета, а у птиц — перышки. Такая «одежда» согревает их в холодную погоду. В группе вы понаблю­даете за рыбками в аквариуме. У них тоже есть «одежда». Как вы думаете, есть у рыбок мех? А перышки? Конечно, нет. Зато у ры­бок есть красивые блестящие чешуйки. Вот их мы с вами потом и рассмотрим. А сейчас вы можете поиграть с игрушками: волком, зайцем, лисой, медведем, и еще раз потрогать, погладить их шубки.

Последующая работа. Воспитатель вместе с детьми рассматривает рыбок и обсуждает их «одежду», рассказывает, что такой костюм из чешуек помогает рыбкам плавать.

РИСОВАНИЕ «Перчаткиикотятки»

Задачи. Вызвать интерес к изображению и оформлению «перча­ток» (или «рукавичек») по своим ладошкам — правой и левой. Фор­мировать точные графические умения — аккуратно и уверенно обво­дить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить само­стоятельно создавать орнамент — по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения рук и глаз. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинако­вый узор на обеих перчатках в каждой паре).

Предварительная работа. Рассматривание зимней одежды с орна­ментом — перчаток, рукавичек, варежек, шапочек, шарфиков.

Материалы, инструменты, оборудование. Белая или цветная бума­га, цветные карандаши и фломастеры, ножницы, клей, клеевые кис­точки, салфетки; гуашевые краски и листы белой бумаги; игрушеч­ная кошка; книга С. Маршака с иллюстрациями В. Конашевича.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель обращает внимание детей на игрушечную кошку, которая пришла к ним на за­нятие с книжкой. От лица кошки предлагает детям послушать инте­ресную историю, которая однажды произошла с котятами. Читает де­тям стихотворение С. Маршака «Перчатки»' (из английской поэзии).

1 Маршак С. Детям. Стихи, сказки, загадки, английские песенки. — М.: Планета Детства, Малыш, 2000. С. 286.

189


Воспитатель предлагает детям нарисовать котяткам по паре кра­сивых узорных перчаток. Показывает пары перчаток и рукавичек. Обращает внимание на разнообразие орнаментов, называет и опи­сывает декоративные элементы (например: красивые снежинки, ма­ленькие птички, волнистые линии — будто след от санок на снегу, следы птичек на подоконнике, морозные узоры на окошке, нарядные елочки и т. д.).

Затем воспитатель берет 3—4 пары детских перчаток с узорами, просит детей закрыть глаза, раскладывает перчатки вперемешку и просит найти пары. Спрашивает, как детям удалось так быстро найти пары перчаток и делает вывод о том, что в каждой паре один и тот же узор.

Прикрепляет к доске или мольберту лист бумаги белого цвета и показывает способ работы:

— кладу левую руку на лист бумаги — слева, чтобы осталось место
для второй перчатки; пальцы широко растопыриваю;

— беру цветной карандаш и обвожу свою ладошку — пальчик за
пальчиком, нигде не останавливаюсь и плотно прижимаю карандаш
к руке, чтобы он все время касался пальчиков;

— убираю руку с листа и вижу перчатку, соединяю начало и конец
линии;

— точно так же рисую вторую перчатку: правую руку кладу на лист
бумаги справа и обвожу карандашом, который держу левой рукой;
это трудно, ведь мы привыкли все делать правой рукой, но нужно
иногда тренировать левую руку, чтобы она тоже была умелой, как
правая (внимание: если в группе есть левши, воспитатель делает со­
ответствующую оговорку);

— рассматриваю пару своих перчаток для котяток и думаю, как бы
их получше да понаряднее украсить.

Воспитатель показывает детям несколько пар перчаток, оформ­ленных разными орнаментами, еще раз обращает внимание на то, что в каждой паре узор повторяется. Затем предлагает нарисовать красивые перчатки для котяток. Совету­ет тем детям, которым трудно изобразить перчатку, нарисовать варежки или рука­вички: плотно соединить пальчики и об­вести ладошку (показывает упрощенный вариант).

Дети рисуют пары перчаток или рукавичек, обводя свои ладошки (по­очередно левую и правую), оформля­ют узорами по памяти (вспоминают орнамент на своих рукавичках) или по замыслу (придумывают фантазийный узор).


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Одежда»

Задачи. Рассказать о разных видах одежды, ее изготовлении. Поз­накомить с профессией портного (портнихи). Учить бережно и акку­ратно относиться к своей одежде.

Предварительная работа. Составление «коллекции» кукольной одежды.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображени­ем разных предметов одежды. Небольшой кусок ткани, бумажная вы­кройка кофты для куклы, ножницы, иголка с ниткой.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напоминает детям, что недавно им читали стихотворение про котят, которые поте­ряли свои перчатки. Показывает детям иллюстрации к этому стихотво­рению С. Я. Маршака и просит описать, во что еще одеты котята. Затем показывает картинки с изображением разной одежды и просит назвать ее. Спрашивает, как можно назвать все эти вещи одним словом. Говорит, что все это одежда. Педагог спрашивает у детей, какие части есть у одеж­ды — рукава, воротник, пояс, карманы, штанины и т. д.

Затем воспитатель выкладывает несколько картинок (например, брюки — шорты — колготы — пижамные штаны — рейтузы — трусы) и обсуждает с детьми, чем они похожи и чем отличаются друг от друга (подлине штанин, застежке (резинка, молния, пуговицы), ткани, из которой сшиты (тонкая, легкая, толстая, теплая и т. п.).

Воспитатель спрашивает, что из этой одежды как и когда носят:

— что надевают в теплую, а что в холодную погоду;

— что надевают сверху, а что поддевают снизу;

— что носят только на улице, а что только дома; что можно носить
и дома, и в детском саду, и на улице;

— что надевают только ночью и т.п.

Таким образом дети подводятся к классификации одежды. Анало­гично проводится работа со следующими картинками: майка — сви­тер — рубашка — футболка — водолазка — кофта — куртка.

Далее воспитатель обсуждает с детьми, как можно определить, что одежда мала, велика, подходит по размеру. Рассказывает, что размер одежды ребенка определяется по его росту, размер одежды взросло­го — по его толщине. Предлагает детям послушать стихотворение С. Пшеничных «Любина шуба»:

Стала короткою Любина шуба. — Я подросла? Удивляется Люба.


 


190


191


А Любин котенок Не знает забот: И сам подрастает И шубка растет!'

Педагог спрашивает у детей, знают ли они, как можно сделать но­вую шубу. Подводит детей к выводу, что одежду можно сшить. Рас­сказывает о том, как изготавливают одежду, как работают портные: сначала по выкройке вырезают детали одежды, затем сшивают их на руках, примеряют, подошла ли одежда, потом сшивают детали на ма­шинке и разглаживают утюгом. Показывает, как вырезает детали для маленькой кукольной одежды и быстро сшивает их на руках. Говорит детям, что вечером они смогут завершить начатую работу и дошить одежду кукле.

Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Сергея Махотина «Кепка»:

В лужу Упала Нечаянно Кепка...

Мокрую кепку Схватила прищепка И на веревке Ее подсушила, Щетка Почистить ее Поспешила. К вечеру кепка Как новая стала.

Мама — и та Ничего не узнала2.

После чтения стихотворения педагог спрашивает у детей, как кепка из грязной и мокрой стала опять как новая (мальчик ее вы­сушил и почистил щеткой). Рассказывает, что одежду следует сти­рать, проветривать, расправлять, встряхивать, гладить. Воспита­тель обращает внимание детей на то, что у аккуратного и опрятно­го человека одежда всегда в порядке, обсуждает с детьми, что это означает.

1 Наши друзья — поэты. Часть 2. / Сост. М. Яснов. — СПб.: Агентство образова­
тельного сотрудничества, 2006. С. 41.

2 Там же.

192


Последующая работа. Педагог на глазах у детей шьет одежду для куклы и называет операции (снимаем мерку, кроим, наметываем, примеряем, сшиваем, прострачиваем швы, обрабатываем, выворачи­ваем налицо, наизнанку, проглаживаем, заделываем, обрезаем и т. п.).

КОНСТРУИРОВАНИЕ «Дети гуляют в парке»

Задачи. Учить конструировать из геометрических форм разной ве­личины динамические фигурки детей в одежде. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей между собой при постро­ении изображений фигурок детей. Развивать начальные формы вза­имодействия детей по правилу при выполнении общей композиции.

Материалы, инструменты, оборудование. Аппликация — пейзажная композиция «Осень», выполненная воспитателем на большом рулонном листе бумаги. Она включает изображение деревьев и 2—3 детей, одетых для прогулок осенью (по-разному). Композиция имеет достаточное про­странство для включения в нее изображений других детей (15—20). Для каждого ребенка — лист бумаги, клей-карандаш, фломастеры, набор со-масштабнъгх геометрических фигур, включающий круги, треугольники, овалы, полукруги разного цвета и величины, позволяющие сконструиро­вать фигуры детей, по-разному одетых для прогулок осенью.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель привлека­ет внимание детей к пейзажной композиции, расположенной гори­зонтально на свободном столе. Он предлагает рассмотреть фигурки детей и спрашивает:

—Кто это? Как называется одежда детей? (Пальто, шапка, куртка,
брюки, сапоги.)

—Какое пальто у девочки? (Длинное или короткое, какое по цве­
ту, форме.)

—Сегодня на улице холодно или тепло? Какую одежду вы надене­
те, когда пойдете гулять на улицу?» (Куртка, брюки, шапка, перчатки,
кофта, свитер.)

Воспитатель продолжает: «Дети, которые гуляют в парке, пригла­шают своих друзей присоединиться к ним, чтобы было весело всем вместе гулять и играть». В это время он конструирует изображение фи­гурки девочки в пальто (мальчика в куртке), поясняя свои действия: «Начинать работу надо с изображения головы. Она круглая, для этого возьмем розовый кружок. Затем изобразим тело ребенка: его тулови­ще, руки, ноги. Все сделаем из разных овалов; ладошки — из малень­ких кружочков. Получилась девочка в спортивном костюме. На де­вочку наденем пальто. Пальто может быть короткое или длинное, его лучше сделать из треугольника. Возьмем синий большой треугольник

193


 

и присоединим его к розовому кругу. Вот так. Рукава пальто сделаем из овалов тоже синего цвета. Пальто длинное, поэтому видны только «носочки» сапожек. Мы их обозначим маленькими кружочками. На ладошки наденем варежки — красные кружочки».

Аналогично воспитатель объясняет и демонстрирует процесс конструирования фигурки мальчика и его одежды из готовых геомет­рических фигур.

Воспитатель предлагает детям приступить к работе: сначала выло­жить на листе бумаги фигурку мальчика или девочки, затем «одеть» ребенка.

Дети конструируют фигурку мальчика или девочки сначала за сто­лами на белых листах бумаги. Воспитатель обращает внимание детей не только на то, чтобы правильно сконструировать данное изображе­ние (передать его структуру), но и на выразительность создаваемого образа: подобрать по цвету геометрические фигуры для изображения «одежды», использовать детали (банты, пуговицы, карманы, козырь­ки на шапках и помпоны и др.).

Сконструировав фигурку ребенка и «одев» ее по погоде, дети пе­реносят фигурки на фоновую композицию (на листочках, на которых конструировали). Каждый ребенок самостоятельно находит подходя­щее место для своей фигурки в общей композиции, повторно конс­труирует ее, согласовывая свои действия с действиями других детей, и только после этого приклеивает ее. Воспитатель помогает детям «выдержать» общую композицию; подрисовать фломастером гла­за, рот на лице бумажной фигурки. В случае больших затруднений, предлагает ребенку еще раз рассмотреть фигурки детей, выполнен­ных воспитателем на фоновой композиции.

В конце занятия дети отмечают особенности изображения каждой фигурки и одежды (наклон туловища, поворот головы, цвет одежды, выразительность лица, пропорциональность частей тела). Воспита­тель хвалит всех детей за старание, предлагает полюбоваться коллек­тивной работой и дать ей название.


НОЯБРЬ. 12 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На предстоящей неделе содержание большинства занятий будет способствовать расширению представлений детей о разных видах обуви, ее назначении, способе изготовления, уточнению понятий «одежда» и «обувь». Задачей пе­дагога станет вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, активизация словаря и пополнение его глаголами, умение классифицировать предметы обуви. Поддержат и обогатят эти представления прочитанные детям сказки М. Пляцковского, Э. Биллоу и братьев Гримм, стихотворение А. Усачева. Интересным персонажем недели станет сороконожка из стихотворения Г. Лаг-здынь. Дети будут создавать ее образ на занятии по рисованию и в конструктивной деятельности. Педагог будет развивать у детей спо­собности к восприятию цвета и формы.

В процессе чтения стихотворений К. И. Чуковского о чудо-де­реве, воспитатель будет учить детей понимать юмор стихотворения, пытаться интерпретировать его, придумывая собственные анало­гичные варианты. По мотивам этого литературного произведения дети создадут коллективную лепную композицию своего варианта чудо-дерева. Педагог будет создавать условия для экспериментиро­вания, формировать у детей навыки сотрудничества (договаривать­ся, размещать свои поделки на общей композиционной основе).

Дети будут осваивать образование числа «три», учиться соотно­сить геометрическую форму с реальными предметами и выстраивать предметы в ряд в убывающем порядке (от длинного до самого корот­кого).

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

День

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1 Познание окружающего мира. «Обувь». 2. Физкультура № 12.1. Разучивание построения в круг (всей группой, само­стоятельно). Закрепление умения пол­зать по наклонной поверхности. Разви­ тие быстроты: бег наперегонки в парах, тройках.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Сова». Игры по инициативе детей.

195




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

После сна Чтение сказки братьев Гримм «Домо­вой».
Вечер Игры по инициативе детей.

2 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Рисование. «Сороконожка». 2. Музыка № 12.1. Слушание музыки: «Но­вогодняя хороводная» (муз. А. Остров­ского, ел. Ю. Леденева). Пение: распев­ка «Елочка», «Новогодняя хороводная» (муз. А. Островского, ел. Ю. Леденева). Музыкальное движение: игра-пляска с пе­нием «Зимняя игра» (музыка, слова и дви­жения А. Мовсесян), игра с пением «Ой, заинька по сеничкам»(рус. нар. песня).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Чье звено скорее со­берется». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение стихотворения В. Инбер «Соро­коножки».
Вечер Игры по инициативе детей.

3 день

Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Художественная литература. «Чудо-дерево» (Корней Чуковский). 2. Лепка. «Чудо-дерево».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры «Бездомный заяц», «Целься вер­ней», «Сова». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или по жела­нию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
  После завтрака 1. Математические представления. За­нятие № 6. 2. Музыка № 12.2. Игра на детских му­ зыкальных инструментах: рус. нар. мело­дия «Как у наших у ворот». Музыкальное

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

  движение: упражнение «Пружинки и прыжки» (рус. нар. песня «Посеяли девки лен»); упражнения к русской народной пляске: притопы, «каблучки», полуприсе­дания, кружение на беге; рус. нар. пляска «По улице мостовой».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Бездомный заяц». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки М. Пляцковского «Босо-лапки на кожаном ходу».
Вечер Игры по инициативе детей.

5 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Да здравствует Туф-ляндия!». 2. Физкультура № 12.2. Разучивание техники бега по кругу по одному. За­крепление умения прыгать на одной ноге (правой и левой) на месте. Разви­ тие выносливости: непрерывный бег до 1 мин.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Целься вернее», «Сова». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Э. Биллоу «Как ежатам шили на зиму сапоги».
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что перед выходом на прогулку они стали больше времени тра­тить на одевание и спрашивает, почему. Воспитатель подчеркивает, что на улице становится все холоднее, и дети надевают все больше теплой одежды. На прогулке воспитатель предлагает детям отпра­виться в небольшое путешествие по территории и выяснить, как вы­глядят после снегопада участки. Во время путешествия воспитатель объявляет «остановки», например:

— Остановка клумба. Что мы видим? Есть ли на ней цветы? Мож­но ли сейчас назвать нашу клумбу разноцветной? А какая она? Белая, покрыта снегом.


 


196


197



—Остановка огород. Есть ли на нем овощи? (Нет.) А что здесь
есть? Снег. Наш огород стал белым.

—Остановка дерево. Посмотрите на его ветки. Что на них лежит?
Снег. Он как будто нарядил деревья в белые одежды.

После путешествия воспитатель обобщает:

— Давайте вспомним, какого цвета была клумба (огород и т. п.).
Все стало белым, потому что выпал снег. Помните, мы с вами срав­
нивали снег с белым одеялом, покрывалом? Это белое пушистое
покрывало не дает земле, растениям, животным замерзнуть. А еще
снег можно назвать белой теплой шубой. Мы с вами надеваем теплую
одежду, и у природы она есть — это... (высказывания детей) снег. Да­
вайте проверим, хорошо ли укрыты корни наших деревьев, кустарни­
ков снегом, ведь без него они могут замерзнуть.

Дети выполняют просьбу воспитателя. Если снега у дерева мало, дети лопатками сгребают снег и укрывают им корни растений.

На одной из прогулок воспитатель рассказывает, что она нашла на снегу что-то необычное, и ведет детей туда, где птицы, кошки остави­ли свои следы. Воспитатель говорит, что нашла на снегу непонятные рисунки и спрашивает, не знает ли кто-нибудь из ребят, что это такое. Если дети не могут ответить, воспитатель предлагает им оставить на снегу свои следы и сравнить их по размеру, узорам на подошве. Вос­питатель вместе с детьми рассуждает, кто же мог оставить следы на снегу на территории детского сада.

— Может, к нам в гости приходил тигр? Или медведь? Может, зай­
ка беленький скакал под нашей елочкой? Может, это была лягушка?
А почему нет?

Во время такой беседы дети могут вспомнить, каких животных нельзя увидеть зимой, поскольку они впадают в спячку, а каких не­льзя увидеть, потому что они не живут в городе (поселке) и т. п. В конце концов, воспитатель вместе с детьми вспоминает, за какими животными они наблюдали на территории детского сада, и кто мог оставить следы. Воспитатель обращает внимание детей на следы птиц: часто они оставляют следы хвоста, крыльев, когда дотрагива­ются ими до земли. Наблюдение за следами продолжается и в другие дни. Воспитатель может нарисовать следы какого-нибудь животного и предложить детям поискать их на территории участка, в ближай­шем парке.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Если в уголке природы есть большие клетки с песком для черепахи и других животных, воспитатель предлагает детям понаблюдать, не остаются ли на песке следы.

Воспитатель выставляет достаточно большую емкость с песком, чтобы дети могли в ней сделать следы ладошками или с помощью разных предметов. Такие наблюдения и игры с песком можно прово­дить в течение всей недели. Параллельно продолжаются наблюдение и уход за растениями и животными.

Формирование игровых умений и поддержка самодеятельной сю- жетно-ролевой игры. На занятиях этой недели детям рассказывали об изменении погодных условий. Они рассматривали свою и ку­кольную сезонную одежду, называли предметы обуви и высказыва­лись по этому поводу. Для развития игры наиболее ценными были те моменты занятий, которые были направлены на развитие фантазии детей: башмаки, выросшие на чудо-дереве, лаповички для зверят и подобные нереальные ситуации. Они побуждают детей к творчеству и таким образом подготавливают условия для совместного составле­ния сюжета. Вешая на «дерево» башмачки, дети могут сочинить их историю: чьи они, как попали сюда и т. д. Эти придумки помогают подготовить сюжет и для собственной игры.

Создавая условия для самодеятельных игр на прогулке, воспи­татель выносит куклы в сезонной одежде, коляски. Возможно, эти игрушки станут поводом для игр в «семью», в «дочки-матери», при­нятию детьми ролей бабушки, мамы, сестры, которые гуляют с «ре­бенком».

Дети этого возраста пока с трудом ориентируются во взаимоотно­шениях, связанных с ролями. Воспитатель может сделать их объектом специального внимания, участвуя в игре в подходящей роли. Педагог может и не включаться в игру, а только наблюдать за содержанием ролевых и партнерских отношений (в ситуации партнер-ребенок или партнер-кукла), а затем о положительном опыте рассказать детям: как хорошо играла Маша с куклой, заботилась о ней, грела ей ручки, говорила ласковые слова и т. д. Таким образом, педагог специально для детей выделяет отношения, связанные с ролью. Этот педагоги­ческий прием эффективен в том смысле, что воспитатель, характе­ризуя ролевое поведение ребенка, выделяет доброжелательные отно­шения и делает их предметом осознания. Ребенку легче осознать их на примере собственной игры. Возможно, после такого разговора ему захочется именно так строить свои отношения со сверстниками. Вос­питателю необходимо ежедневно следить за тем, чтобы предметно-игровая среда становилась средством развития самодеятельной игры. Педагог должен обеспечить детям свободное пользование образными игрушками, предметами-заместителями, в том числе природным ма­териалом, поделками, выполненными на занятиях.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 278 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

756 - | 697 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.