Лекции.Орг


Поиск:




Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015).

24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» пункты 83-94.


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

 

СМЕЖНЫЕ ПРАВА

 

В статье 1303 части 4 Гражданского кодекса РФ закреплено определение термина «смежные права». Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

Объектами смежных прав являются:

1) результаты исполнительской деятельности (исполнения), к которым относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти постановки выражаются в форме, позволяющей осуществить их повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Субъекты смежных прав – это лица, которым принадлежат интеллектуальные права на объекты прав, смежных с авторскими.

Лицо может стать субъектом смежных прав на основании закона, договора, в результате наследования смежных прав умерших граждан или реорганизации юридических лиц. Первоначально субъекты смежных прав – это всегда лица, которые создали в результате самостоятельного труда один из пяти перечисленных выше объектов смежных прав. В отличие от субъектов авторского права, первоначальными субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Последующие (производные) субъекты смежных прав – это лица, к которым смежные права перешли в силу различных юридических фактов, как правило, в результате заключения договора.

Так как к смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, относятся также личные неимущественные права, то у одного объекта смежных прав может быть несколько субъектов. Например, личные неимущественные права исполнителя всегда принадлежат только ему самому, однако исключительное право может принадлежать работодателю исполнителя или приобретателю по договору об отчуждении исключительного права.

Кроме того, субъекты смежных прав могут быть правообладателями одного объекта. Такая ситуация возможна, когда в создании объекта интеллектуальной собственности принимало участие несколько субъектов, например, театральный коллектив. В таком случае каждый участник коллектива совместно с другими обладает исключительным правом. Впрочем, в большинстве случаев в силу трудовых отношений или договора об отчуждении исключительного права исключительное право переходит к одному лицу.

Субъектом смежных прав является, например, исполнитель. Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).

В качестве исполнителя может выступать лишь физическое лицо (независимо от пола, возраста, состояния дееспособности). Исполнителями будут являться и некоторые спортсмены, например, фигуристы. На исполненные ими соревновательные программы также действуют смежные права. Сами исполнения могут производиться за счет технических средств либо животными, однако исполнителями будут считаться создатели и дрессировщики соответственно. В исполнении может быть задействован коллектив исполнителей, в силу чего появляется совместное исполнение, правовой режим которого регламентируется ст.1314 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Субъекты смежных прав не ограничены только исполнителями. На международном и национальном уровне смежные права признаются и за изготовителями фонограмм.

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Изготовитель фонограммы создает материальный объект – фонограмму, которая и охраняется правом интеллектуальной собственности. При этом запись не обязательно должна содержать произведение (объект авторского права). Смежные права распространяются и на запись звуков природы, звуков, созданных автоматически с помощью компьютерной техники, и так далее.

Организация эфирного или кабельного вещания (вещательная организация) —  юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач, также является субъектом смежных прав.

Если говорить о российских вещательных организациях, их деятельность должна соответствовать законодательству о средствах массовой информации. Статья 31 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» предусматривает, что теле- и радиовещание осуществляется организациями на основе лицензии, выдаваемой Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Следовательно, такие субъекты смежных прав, как вещательные организации, должны соблюдать требования законодательства о средствах массовой информации, чтобы иметь возможность осуществлять смежные права.

В качестве субъектов смежных прав выделяют также изготовителей баз данных и публикаторов. Изготовитель базы данных – это физическое или юридическое лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Следует обратить внимание на слово «организовавшее», которое означает, что изготовитель – это не обязательно лицо, которое непосредственно осуществляло сбор, обработку и расположение материалов базы данных. Для выполнения этой работы изготовитель базы данных, как правило, привлекает других лиц, не обязательно работающих по трудовому договору. Однако все эти лица – это не субъекты смежных прав, так как они не осуществляют инвестиции в изготовление базы данных, а лишь выполняют работу по заказу будущего правообладателя исключительного права.

Публикаторы – это субъекты смежных прав, которые правомерно обнародовали или организовали обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние, либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Смежные права публикаторов возникают и подлежат защите в силу того, что публикатор осуществляет работу по поиску произведений, которые ранее не были обнародованы, и выпускает их в свет. Тем самым государством поощряется сохранение и доведение до публики культурного наследия.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации публикатором может быть только физическое лицо (гражданин). Причины введения такой нормы сложно объяснить, ведь деятельность публикатора не обладает признаками творчества, а обнародование произведений или организация обнародования, как правило, осуществляется издательствами. Вопрос «Почему законодатель решил не наделять смежными правами публикаторов таких субъектов, как юридические лица?» остается без ответа.

Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда Гражданским кодексом Российской Федерации допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе). Данные организации создаются самими правообладателями и в их интересах с целью создания условий для реализации имущественных прав и защиты таковых. Эти организации выступают в качестве общего знаменателя, стараясь учитывать и сочетать как интересы авторов, так и интересы субъектов смежных прав. Данные организации действуют в пределах тех полномочий, которые им переданы правообладателями, и в соответствии с установлениями закона, т.е. Гражданского кодекса Российской Федерации. Правообладатель сам решает, что он бы хотел получить от сотрудничества с организацией: ограничиться только передачей ей прав на предъявление исков или разрешить представлять его интересы в обычных гражданских правоотношениях (то есть заключать договоры от его имени). Названные полномочия передаются на основе письменных договоров, которые не являются авторскими, в связи, с чем на них не распространяется режим, установленный для лицензионных авторских договоров Гражданским кодексом Российской Федерации. Это договоры в простой письменной форме, подчиняющиеся общим правилам о договорах, и в которых выражается волеизъявление правообладателя относительно того, чтобы данная организация представляла его интересы. Организации по управлению правами на коллективной основе не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

В силу закона (п.1 ст. 1242 ГК РФ) только некоммерческая организация, основанная на членстве, может осуществлять управление авторскими и смежными правами на коллективной основе. Фактическим монополистом в данной сфере является Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО), которая  представляет более 26 000 российских и 2 000 000 иностранных авторов и правообладателей. Огромное влияние на рынок интеллектуальной собственности оказывает также Общероссийская общественная организация «Российский Союз Правообладателей» (РСП). Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС» осуществляет право следования при перепродаже произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов), литературных и музыкальных произведений, кроме того УПРАВИС осуществляет коллективное управление исключительными правами художников, скульпторов, графиков и других авторов произведений изобразительного искусства.

Очень важное значение имеет разделение организаций, коллективно управляющих авторскими (смежными) правами, на аккредитованные и неаккредитованные. Так, аккредитованные организации могут представлять интересы любых правообладателей, и им не требуется для этого заключать с ними договоры. То есть если, к примеру, РАО (является аккредитованной) зафиксировало нарушение, оно может обратиться к правообладателю и фактически вынудить его вступить с ним правоотношение, чтобы, например, разделить вознаграждение. Это нарушает общие принципы гражданского права, так как у правообладателя в данном случае не было воли на вступление в правовые отношения с РАО. И соответственно, если аккредитация не пройдена, то организация уже не может представлять всех правообладателей.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое смежные права? Что является объектом смежных прав?

2. Кто является субъектом смежных прав?

3. С какого момента возникают смежные права?

4. Что представляют собой организации коллективного управления авторскими и смежными правами?

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к коллоквиуму

 

1. При каких условиях признаются смежные права организации эфирного и кабельного вещания?

2. Какие права принадлежат исполнителю произведения?

3. В чем состоит исключительное право исполнителя на использование исполнения или постановки?

4. Какие изъятия возможны из исключительных прав исполнителя?

5. Какими правами обладают производители фонограммы?

6. Какими правами обладают организации эфирного вещания?

7. В чем заключаются исключительные права организации кабельного вещания?

8. В каких случаях возможны ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания?

9. Возможно ли использование передачи в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспроизведение фонограммы в личных целях без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания?

10. Возможно ли использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя?

 

Практические задания

 

1. Сделайте сравнительный анализ прав автора и прав обладателя смежных прав.

2. Опишите порядок предоставления лицензий на использование объектов авторского права и смежных прав.

3. Каким образом исполнитель произведения (например, песен, записанных на компакт-диске) может оповестить о своих правах?

4. Выделите характерные особенности и способы защиты авторских и смежных прав в сети Интернет.

 

Тесты

 

1.Последовательность элементов охраны смежных прав

а. имя или наименование правообладателя

б. латинская буква «Р» в окружности

в. год первого опубликования произведения

г. объект охраны смежных прав

2. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности являются _______ правами.

3. Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав.

а. верно

б. неверно

4.Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на произведения, использованные при создании объектов смежных прав.

а. верно

б. неверно

5. Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются…

а. в течении жизни автора и 50 лет после смерти автора

б. бессрочно

в. в течение жизни автора

г. в течении жизни автора и 70 лет после смерти автора

д. в течение жизни последнего из наследников автора

6. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее __________ лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором артистом-исполнителем или дирижером осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю, либо доведение исполнения до всеобщего сведения.

7. Исключительное право режиссера-постановщика спектакля на постановку действует в течение всей жизни режиссера-постановщика, но не менее ___________ лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено первое публичное исполнение постановки режиссера-постановщика спектакля.

8. Исключительное право на фонограмму действует в течение ….

а. десяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись

б. пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись

в. пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись

г. двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись

 9. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение _________ лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

10. Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует…

а. в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания

б. в течение десяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания

в. в течение пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания

г. а. в течение двадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания

11. Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом, называется_________.

12. Исключительное право гражданина на произведение науки, который правомерно обнародовал произведения науки, возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение …

а. двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования

б. пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования

в. пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования

г. десяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования

13. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

а. верно

б. неверно

14. Объектами смежных прав являются:

а. исполнения

б. произведения литературы, обнародованные после их перехода в общественное достояние

в. фонограммы

г. сообщения передач организаций эфирного вещания

д. базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов

е. сообщения передач организаций кабельного вещания

ж. программы для ЭВМ

з. произведения науки, обнародованные после их перехода в общественное достояние

и. произведения искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние

15. Право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы называется право на _____________.

16. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

а. верно

б. неверно

17. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

а. верно

б. неверно

18. Представление постановки спектакля в живом исполнении или с помощью технических средств, в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, называется____________исполнение.

19. Лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков, называется ___________фонограммы.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

2. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ.

3. Часть четвертая Гражданского кодекса РФ от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.

4. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности (принята 26 июня 2000 г.).

5. Бернская конвенциия по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.);

6. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);

7. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.; вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 г.);

8. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах».

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Составьте примерный договор авторского заказа на создание программы для ЭВМ с последующим отчуждением исключительного права. | Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) пункты 21-22.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 281 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

796 - | 752 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.