О Боге как судии и мздовоздаятеле для каждого человека в частности.
Оглавление
1.Телесная смерть и бессмертие души. 1
2. Частный суд. 1
3. Мздовоздаяние после частного суда. 2
4. Состояние душ праведных после частного суда. 2
5. Состояние душ грешников после частного суда. 3
6. Молитвы Церкви за усопших. 3
7. Загробная участь младенцев. 4
8. Римо-католическое учение о чистилище. 4
9. О Боге как судии и мздовоздаятеле для всего человеческого рода. 5
10. Признаки Второго пришествия. 5
11. Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания. 6
12. Антихрист и время его пришествия. 7
13. Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа. 7
14. Второе пришествие Христово. 8
15. Воскресение мертвых, его действительность. 8
Телесная смерть и бессмертие души.
¾ Телесная смерть: Свщ. Писание нам говорит, что Бог не сотворил смерти: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть…» (Прем. 2:23–24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смертность не есть существенное свойство человеческой природы; она имеет случайный характер, связана со злоупотреблением свободой. Блж. Августин говорит, что человека не умер бы, если бы не согрешил. С этой мыслью согласны практически все отцы Церкви.
В Свщ. Писании о телесной смерти говорится как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую. Апостол Петр говорит: «…скоро должен оставить храмину мою…» (2 Пет. 1:14), а в следующем стихе он называет свою смерть «отшествием». Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти ап. Павел: «…когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах…» (2 Кор 5:1), или «…имею желание разрешиться и быть со Христом…» (Флп. 1:23), или «…время моего отшествия настало» (2 Тим. 4:6).
¾ Бессмертие души: Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции — оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека.
¾ В Свщ. Писании говорится о невозможности уничтожения души, например: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» (Мф. 10:28); «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).
¾ Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (Лк. 16:9–31) являются убедительным опровержением мнения адвентистов 7-го дня и некоторых других протестантов, которые учат, что душа человека умирает вместе с его телом и потом воскресает вместе с телом в последний день. Свщ. Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего Воскресения.
Частный суд.
¾ Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти.
¾ В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11:26–27) о частном суде говорится: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине человека открываются дела его».
¾ В Новом Завете сказано: «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре.
¾ В Предании Церкви особое место занимает учение о так называемых мытарствах, которое наиболее подробно излагается в «Слове о исходе души» свт. Кирилла Александрийского и в «Повествовании о воздушных мытарствах» блж. Феодоры, которое содержится в житии Василия Нового.
¾ Когда прп. Макарий Египетский, подвижник V века, вопросил Бога о том, чтобы Тот открыл ему, что есть мытарства, то Ангел, явившийся преподобному, сказал ему: «Земные вещи здесь принимай за самые слабое изображение небесных», т. е. все эти образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовном смысле, т. е. обращать внимание не на сами эти образы, а на их духовно-нравственный смысл.
¾ По разлучении души от тела ее окружают добрые и злые ангелы; первые готовы препроводить ее к небу, а вторые — к месту мучений. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово…» (Лк. 16:22); безумному богачу было сказано: «…безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя…» (Лк. 12:20). В данном случае славянский текст лучше передает смысл греческого подлинника, в славянском стоит не «возьмут», а «истяжут», т. е. насильно вырвут (имеются в виду злые духи). В конечном счете мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил — света и тьмы, которым Бог попускает действовать как орудиям Своего правосудия.
Мздовоздаяние после частного суда.
¾ Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда — для праведников и для грешников, которым соответствуют два места нахождения — рай и ад. У римо-католиков различается три состояния — блаженство, чистилище (лат. -purgatorium) и пребывание в геенне.
¾ В Послании Восточных Патриархов (чл. 18, «О мздовоздаянии после частного суда») сказано: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».
¾ Иначе говоря, и страдание и блаженство, которое человек может получить после частного суда, носит предварительный характер.