Лекции.Орг


Поиск:




Влияние возрастного аспекта на спортивные успехи (на основе

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

На тему: «Спортивно-бальный танец: психологический и возрастной аспекты в воспитании чемпиона».

 

 

         

                                                      Выполнила:

                                                             студентка 5 курса

                                                       группа 792

                                                      Назарова К.О.

                                                      Научный руководитель:

 

                            

 

                               

Казань

Год

Содержание

Введение....................................................................................................................3

Глава 1. Психологический аспект в воспитании чемпиона...........................5

1.1. Психология спортивно-бального танца...................................................5

1.2. Психология тренировок и турниров. Философия ведения..................7

1.3. Психологическая подготовка танцоров к турниру..............................20

1.4. Психология победителя..............................................................................34

Влияние темперамента спортсмена на его танцевание и спортивные

     результаты....................................................................................................52

Глава 2. Возрастной аспект в воспитании чемпиона.....................................56

Возраст как фактор отбора спортсменов. Особенности работы со

     спортсменами разных возрастных категорий.......................................56

Анализ оптимального возраста начала карьеры на основе биографий

Известных танцоров, чемпионов мира среди любителей и

    профессионалов............................................................................................66

Влияние возрастного аспекта на спортивные успехи (на основе

     личного опыта работы с детьми разных возрастов)............................70

Заключение.............................................................................................................72

Список литературы...............................................................................................77

 

 

                                                       Введение

Искусство танца - это не безопасная веселость, не мишура блесток, улыбок и взаимного очарования музыкой и движением. Кинжальноострая страсть влечения, порождаемая ритмом музыкального движения, может сломать хрупкие преграды морально-нравственных установок родителей и преподавателей.
Эта опасность особенно обострена для хрупких юношеских душ, открытых миру искусства и красоты. Сколько искалеченных, сломанных жизненных судеб? Этой негативной статистики в спорте никто не ведет. Лишь иногда за краткими выступлениями чемпионов мы угадываем трагические судьбы людей.
В своей квалификационной работе я бы хотела рассмотреть проблемы психологии спортивно-бального танца в целом, приоткрыть завесу тайны над психологической подготовкой спортсменов к турнирам (как строить тренировочный процесс и на что настраивать конкурсантов во время соревнований), так как это парный спорт, то конечно же затронуть тему психологии взаимоотношений между партнером и партнершей, чтобы избежать конфликтов и правильно построить общение между ними, а так же раскрыть секрет психологии победителя и влияние темперамента танцоров на их результаты в танцевальном спорте.

Вторую главу я посвятила вопросу об ограничении возраста начала танцевальной карьеры - нужны ли эти рамки? Свои выводы я бы хотела предложить, подкрепив их опытом известных танцоров, чемпионов среди любителей и профессионалов, а так же своими собственными наблюдениями в процессе работы с детьми.

Хотелось бы верить, что проведенная мною работа по исследованию психологии танцевального спорта и биографий чемпионов, в будущем поможет вырастить своих чемпионов тем, кто в этом заинтересован, но, возможно, не обладает достаточным количеством информации в области отбора детей и их психологической подготовки в танцевальном спорте или не уделял ранее этим аспектам должное внимание.

Глава 1. Психологический аспект в воспитании чемпиона

               1.1. Психология спортивно-бального танца

В психологии спорта много тем, требующих особо пристального внимания со стороны тренеров, спортсменов и их родителей. Я постараюсь описать ключевые моменты психологической работы в спорте с учетом особенностей спортивных танцев.
Итак, очень важен момент в общении со спортсменами - разговоры на темы, какие цели они перед собой ставят, чего хотят добиться, в чем польза тренировок, какие могут возникнуть трудности в тренировочном процессе и как с ними справляться, чтобы приблизиться к осуществлению своих желаний.  

Взаимодействие в паре - так же один из самых сложных психологических вопросов в танцевальном спорте. К сожалению или к счастью, спортсмен не всегда имеет возможность выбирать партнера по характеру, темпераменту и т.п. Но "кто предупрежден, тот вооружен". Прежде всего, важно хорошо узнать какой характер и темперамент у партнера; и постараться принять его. Что значит принять? Это значит позитивно отнестись к его свойствам, ведь "наши недостатки продолжения наших достоинств". Негативные качества неразрывно связаны с положительными сторонами. И спорт подтверждает это. Второе правило: помнить, что у каждого есть тонкие и слабые места. Следует избегать ситуаций, которые задевают эти точки, особенно в предсоревновательный и соревновательный периоды. Беседы на эти темы так же имеют основополагающее значение в достижении высокого результата.[1]
 Особенности характеров и различных темпераментов рассмотрим в следующих главах.
Тренировки... в них проходит большая часть жизни спортсмена, я часто сталкиваюсь в ходе работы с тем, что спортсменам приходится учиться любить тренировки заново, обретать потерянное чувство радости. Несомненно, лучше не допускать состояния пресыщения, перенапряжения или монотонии, это те негативные состояния, о которых спортсмены говорят "надоело, не хочу больше танцевать", "устал, времени ни на что нет", "что интересного в этих танцах, кому они нужны". Произошла такая ситуация?! Вариантов всего два: взять паузу и что-то изменить или снижение результативности, плохое настроение и усталость. Подумайте, как внести свежий глоток свежего воздуха в тренировки? Это может быть новый зал, время тренировок, одежда, музыка, приглашение кого-то из близких на тренировку и многое др. И не стоит забывать, про другие сферы жизни, общение с друзьями, семьей, учеба, круг интересов играют положительную роль в спортивной карьере. Согласно данным спортивной психологии, спортсмены с широким кругом интересов достигают более высоких результатов, чем те, кто сосредоточен исключительно на спорте.
Тренеры бывают разные и все они также проходят кризисные этапы как в карьере, так и на соревнованиях. На мой взгляд, столь же важно знать и понимать, какой человек мой тренер? Это позволяет эффективно тренироваться и не тратить время, силы и деньги впустую. Следует четко осознать, какие функции должен выполнять тренер, а какие нет. Например, знает ли тренер план тренировок, есть ли у него понимание, что важно тренировать в первую очередь? Должен ли он налаживать взаимодействие между родителями в паре? И много других вопросов... Какой ваш тренер "крикун", "профессор", "поддерживающий", "оскорбляющий", а может быть "трясун" или "герой"? Не забывайте, каждый тренер вносит вклад в успех спортсмена, узнайте у своего ребенка, чему научил его тот или иной тренер.[2]
Боязнь выступления, "перегорание" до старта, чрезмерное волнение, отсутствие задора на выступлении и другие сложности перед стартом, которые не позволяют продемонстрировать все, на что способен спортсмен. С такими трудностями сталкиваются танцоры разных классов, они могут возникать как у самых маленьких, так и спортсменов международного уровня. Самый актуальный вопрос, что делать? В первую очередь, танцевать, включите любимую музыку и просто подвигайтесь под нее, танцуя свое волнение. А далее, снижайте значимость соревнования, если чрезмерное волнение; боязнь выступлений - как можно более подробно представьте, что будет на соревновании, что может мешать и как с этим справляться.[3] Рекомендаций по подготовке к соревнованиям достаточно много, рассмотрим их далее.

Итак, резюмируя всё выше сказанное, можно выделить несколько ключевых моментов в психологии спортивно-бального танца.

Во-первых, психология танца - это решение проблем с волнением перед турниром и связанными с ним ошибками в исполнении. Об особенностях такой психологической подготовки спортсменов скажу далее, более подробно.

Во-вторых, это обучение способности настраивать на тренировку или выступление себя и своего партнера (партнершу).

В-третьих, это обучение способности танцевать не просто выполняя технические элементы, а эмоционально, артистически.

В-четвертых, это постановка образа как каждого из партнеров в отдельности, так и пары в целом, развитие понимания смысла исполняемых ими вариаций.

В-пятых, это актерское мастерство.  

В-шестых, это решение проблем с усвоением танцевальной информации.

В-седьмых, это обучение разрешению конфликтов в паре.

И в-последних, это обучение искусству создания секвея.

 

1.2. Психология тренировок и турниров. Философия ведения.

  

Начну с парадоксального утверждения. Танцор во время турнира не думает! Любого профессионального спортсмена отличает от любителя то, что он действует на подсознательном уровне. Согласитесь, трудно представить себе, что теннисист мирового уровня будет обдумывать, под каким углом ему поставить ракетку, чтобы поточнее и посильнее отбить Мяч. Наоборот, как только он перестает об этом думать, он и становится настоящим мастером.

Итак, танец, как и теннисная игра, должен происходить автоматически. Но для этого действия танцора должны быть запрограммированы. Важно, чтобы программа была правильной и полной, что достигается грамотно построенными тренировками. Танцор, психомоторными реакциями которого управляет тщательно запрограммированный мозг, будет непобедим. Он окажется намного техничнее и интереснее любого, кто хоть немного раздумывает над своими действиями - по той простой причине, что передача информации напрямую всегда значительно быстрее. Великого танцора от просто хорошего отличает способность его мозга собрать и обрабатывать огромное количество динамической, то есть постоянно меняющейся, информации, МИНУЯ СОЗНАНИЕ. И эту способность можно развивать.
Как заложить правильную программу в мозг танцора? Для этого и существуют тренировки. Не секрет, что танцевальный талант воспринимается многими как данность - или он есть, или его нет. Когда тренер и спортсмен находят общий язык и понимают, чего они хотят, а тренер-психолог помогает им в работе, результат порой превосходит все ожидания. Как раз об этом и говорит известная английская пословица: "Only perfect practice makes perfect". В вольном переводе это может звучать так: "Тренируйся с умом - и получишь отличный результат". Тренировка в виде монотонного закрепления ошибок приведет только к загрузке вашего биокомпьютера ошибочной информацией. Секрет в том, чтобы не повторять одни и те же ошибки. Цель тренировок - попробовать различные варианты, отобрать самые удачные и технически верные и запрограммировать их. А то, что не работает, - ошибочные программы - отсеять. Помните, что тренировки - это программирование, и тогда танец будут получаться сам, на базе заложенных ранее программ. Именно поэтому, кстати, нельзя танцевать во время тренировки на 90 процентов, надеясь, что в турнире вы выдадите все 100. Тренироваться надо на том же уровне интенсивности, с той же мотивацией и с тем же менталитетом, с которыми вы пойдете в турнире.

Начинать можно с простых вещей - например, с развития визуальной памяти. Где должен находиться начинающий танцор во время разминки и турнира? Как только он покидает турнирный паркет, ему не следует задерживаться в раздевалке. Танцор должен внимательно смотреть и запоминать, как танцуют лидеры в его или других классах и возрастных категориях. Даже сидя перед телевизором во время просмотров чемпионатов мира, можно получать немало ценной информации. Нужно изучать и буквально впитывать стиль танцевания лидеров, представляя себя на их месте. Само собой разумеется, что надо стараться просматривать в записи любые турниры при любой возможности.
Часто тренер говорит танцору перед стартом или танцор сам себе повторяет мысленно слова тренера:"постарайся танцевать безошибочно", "постарайся показать четкие линии". Ошибка в том, что мозг не понимает значение слова "стараться", оно не вписывается ни в одну программу. Он понимает "делай что-то" или "не делай что-то", только эти команды могут быть легко запрограммированы, внесены в подсознательную память. Секрет работы тренера-психолога как раз в том и заключается, чтобы сначала включить мозг танцора, правильно запрограммировать его, а когда программа заложена и пора выходить на соревновательный паркет - заставить танцора выключить мозг и танцевать на подсознательном уровне.
Так о чем же следует думать во время танца, если все, что делает танцор, должно получаться автоматически, не задумываясь? Представим себе, что вас попросили не думать о розовом бегемоте. Что вы сейчас делаете? Думаете о том, как бы не думать о розовом бегемоте! Человеческий мозг устроен так, что ему трудно не думать о чем-то. Выход простой. Заранее запрограммировать подходящую мысль и держать ее наготове, чтобы в любой момент включить и думать на эту тему. Это может быть приятная мысль о том, какое удовольствие для вас технически грамотный и эмоциональный танец. Как только вам в голову придет мысль о возможности ошибки, или что кто-то назвал вас плохим танцором, включайте приготовленную "запись" и гоняйте ее по кругу.
Еще один секрет в том, чтобы мыслить только в позитивном направлении думая о позитивных вещах на сознательном уровне, танцор как бы программирует свой мозг так и поступать на уровне бессознательном. Вместо того, чтобы говорить себе: "Я постоянно ошибаюсь в этом месте" Или "Я неустойчив в этой фигуре", попробуйте перевести эту справедливую критику в позитивное русло. Это будет выглядеть так: "Я сделаю правильно здесь" или "Я буду устойчив". Вместо того, чтобы задавать себе вопрос: "Почему я не устойчив?", лучше спросить себя "Что я должен сделать, чтобы стать устойчивым?" Концентрироваться надо на способах решения проблемы, а не на самой проблеме. Секрет в том, чтобы фокусировать внимание на том, что вы хотите, а не на том, него вы не хотите. Вспомним, что мозгу трудно не думать о чем-то. Если мы дадим ему команду не думать об ошибке, то мозг не сможет не думать об ошибке. А думая о ней, мы ее совершаем. Что же можно изменить? Единственный способ - сфокусировать мысли на чем-то другом, например на хороших линиях, а не на ошибке.
 Предположим, что вам удается использовать в турнире 100 процентов своего мастерства. И все же результат оставляет желать лучшего, вы стали третьим, пятым или десятым. Означает ли это, что вы плохо выступили? Нисколько! Потому что важен не результат, а полная реализация собственных возможностей. Если в сегодняшнем турнире ваша подготовка позволяет выступить на уровне пятого места, то бессмысленно пытаться прыгнуть выше головы и занять первое. Скорее всего, ничем хорошим это не закончится.
Известный гонщик Айртон Сенна говорил: "Иногда я ловил себя на том, что пытаюсь побить чьи-то достижения, но со временем пришел к выводу, что всегда лучше стараться превзойти самого себя". И это еще один безотказно работающий прием. Концентрироваться надо только на собственном выступлении, не обращая внимания на результаты соперников. Вообще не стоит работать "на результат". Лучший результат приходит, когда спортсмен концентрируется на своем выступлении, а не на показанном результате. Многие не согласятся с этим. Но следует учесть, что, когда мозг гонщика "отключен" от мыслей о результате, это сильно снижает уровень предстартового стресса, позволяет чувствовать себя комфортно и полностью сконцентрироваться. Если это удалось, отличный результат придет сам собой. В конечном итоге, результат не на все сто процентов зависит только от вас - есть и другие обстоятельства, - а вот ваше выступление зависит только от вас.

«Ты всегда должен верить, что станешь лучшим, но никогда нельзя верить, что ты им стал». Постоянно улучшать свой результат, технику и пластику - главная задача любого танцора. Но очень часто танцор показывает лучший результат, сам того не ожидая, и напротив - когда танцор все время думает о первом месте, у него все время что-то не ладится. Объясняется это постоянным беспокойством по поводу показанного результата. Оно отвлекает значительно больше внимания, чем все остальное. Сконцентрируйтесь на танце, постарайтесь танцевать свободно, без оглядки на результат, получите удовольствие, в конце концов. И отличный результат не заставит себя ждать.
Очень важно снять внутреннее давление. Но есть еще и внешнее давление. Часто уровень реальных возможностей танцора ограничивается страхом перед возможной неудачей. Он сконцентрирован только на том, чтобы не совершить ошибки на глазах у тренеров/своего клуба/родителей, зрителей. И часто, вопреки его воле, именно это и происходит. "Давление сказывается, если ты сомневаешься в том, что делаешь, если ты не можешь быть выше этого. Меня не волнуют всевозможные неожиданности и всякие "если". Выход один - никогда не думать о неудачах и их последствиях, мыслить позитивно и думать только о своём выступлении, а не о победе. Тогда шансы выиграть турнир увеличатся.

Теперь рассмотрим подробнее саму психологическую готовность к тренировочному процессу.

Особый психологический настрой необходим как для эффективной работы так и для творческого состояния - создания образа, так и для выхода из творческого и физического тупика, когда физическое либо психическое напряжение доходит до такого предела, что мышцы перестают слушаться, обстановка в зале, в паре раздражает, и с тренировки вы не выносите ничего, кроме усталости, злобы и неудовлетворенности.
Это есть момент потери творческого состояния, чувства танца, той волны, на которой человек делает вещи, казавшиеся невозможными ему самому.
В такой ситуации просто "надеть" на себя чувство танца удается мастерам, в совершенстве овладевшим техникой вхождения в творческое состояние и способностью его удерживать.
Психологический настрой оказывает влияние и на эмоциональное состояние и восприятие своей работы, и на свободу мышц, и на ощущение своего тела подвластным любому мысленному желанию, и на чувство партнера, и на музыкальность, и, что главное, на образ, на энергетику танца.
Причинами отсутствия должного творческого состояния являются:
- физическая усталость
- психологическая усталость
- неудовлетворенность собой.
Усталость - это состояние напряжения, усиливающееся день ото дня и невозможность по какой-либо причине расслабиться и отдохнуть. Напряжение - это защитная реакция, возникающая тогда, когда психика делает вывод, что обстановка опасная и необходимо быть все время в боевой готовности. Снятие усталости, фактически, это снятие установки на защиту. Эти установки возникают, зачастую, неконтролируемо, в связи с вашим ощущением нарушенной безопасности - физической ли, психологической, мнимой или реальной - все это может определить лишь специалист, а вам приходится иметь дело со своим напряжением и своей усталостью.
Неудовлетворенность собой, своим танцем, своим телом, своим танцевальным образом, очень сильно тормозит рост мастерства. Почвой для этой неудовлетворенности помимо индивидуальных особенностей личности, сложившихся в связи с условиями воспитания и развития, чаще всего служат те самые идеалы танца, которые танцор ставит перед собой и к которым стремится, как бы парадоксально это не звучало. Сами по себе цели и идеалы - факторы необыкновенно стимулирующие и мобилизующие в человеке неведомые возможности и способности, когда спортсмен считает эти цели достижимыми и планомерно продвигается к ним. Но стоит только начать концентрироваться на негативе, который неизбежно возникает всякий раз, когда танцор сравнивает себя со своим идеалом не в свою пользу, при виде той огромной пропасти, что отделяет его от его цели, цель становится ядом и отравляет и тренировки, и выступления, и жизнь вообще, превращая ее в жестокую войну со своим телом, с собственным несовершенством.
Вопрос: как с этим бороться? Прежде всего, следует не бросаться в крайности. Одна крайность - ощущение себя глубочайшим несовершенством, другая - отсутствие навыка к реалистичной самокритике и самоанализу, грубо говоря, нарциссизм.
Способ изменения ситуации существует только один - переделывание, переосмысление своего отношения к себе и своей рои в танцах как образе жизни.
У каждого человека существует огромный ряд убеждений относительно себя, мира и других людей, который ограничивают его взаимодействие с миром, собой и людьми, лишая гибкости его мышление, а также сужая круг способов реализации человеком его творческих, интеллектуальных и физических данных.
По сути, эти убеждения отражают мнения данного человека о том, кто и почему виноват в том, что жизнь этого данного человека устроена и течет так, а не иначе. В зависимости от индивидуальных особенностей, одни в своих проблемах винят себя, поедая себя изо дня в день, другие винят партнера, судей, паркет, музыку, туфли, расположение звезд, плохой сон и т.д., и т.п.
И та, и другая позиции деструктивны уже потому, что несут в себе элемент вины - самого пагубного для развития личности чувства. Давайте определимся: именно вины, а не ответственности. Это ответственность формирует положительные качества личности, а вина губит их.
Неудовлетворенность собой и есть воплощение одной из этих крайностей - чувства собственной вины за то, что в жизни и в танце все не так, как хочется.
Попробуйте оценить свой танец и себя, запишите эти определения и попробуйте их переосмыслить. Например, если вы считаете свой танец "недоделанным", увидьте, что на самом деле он не недоделанный, а сделанный уже наполовину. Однако, смысл не в том, что бы сказать себе об этом, сколько не говори "халва", во рту слаще не станет. Смысл в том, что бы внимательно посмотреть и увидеть, что ваша оценка с приставкой "не" неверна, все на самом деле гораздо проще и лучше.
Для того, что бы нейтрализовать неудовлетворенность собой, необходимо учиться видеть прогресс и позитив в своем развитии, а не зацикливаться на отрицательном. Это не значит, что нужно закрывать глаза на свои промахи, это значит, что в своих недостатках необходимо видеть почву для возделывания, а не ставить на них окончательный крест или, того хуже, не превозносить их как достоинства. Грань между этими понятиями очень тонка.
Существует как бы две отрицательные позиции: одни танцоры просто не видят, что в их танце мешает им расти - здесь необходимо развивать аналитическое мышление и это отдельная тема; другие же прекрасно видят все свои проблемы и страдают от их присутствия, следствием чего являются психологические мышечные блоки, делающие мышцы танцора непослушными: либо слишком вялыми, инертными, либо с повышенным тонусом, напряжением (жесткими).
Существует несколько очень простых приемов, помогающих отвлечься от негативного восприятия себя и сконцентрироваться на танце:
- Избавьтесь от зеркал. Каждый раз, видя свое отражение в зеркале, вы будете фиксировать свое внимание на негативе, сравнивая свое исполнение с исполнением чемпионов, и тем самым, еще не начав работать, уже будете выбиты из колеи.
- Танец как медитация. Работа без зеркал, кроме всего прочего, помогает сконцентрироваться на внутренних ощущениях своего тела, попробуйте, закрыв глаза или рассеяв зрение, увидеть работу своих мышц внутренним зрением, изнутри. Отследите, в каком месте мышцы не слушаются, слишком напряжены или, наоборот, инертны.
- Дыхание. Вдохните глубоко и мысленным взором направьте энергию и воздух выдоха в то место, где вы ощущаете напряжение.
- Никогда не помешает вам видеокамера. Свои тренировки необходимо снимать, просматривать и корректировать направление своей работы, определяя, где вы обошли вниманием себя. Сравнивайте эти записи и ищите позитив, прогресс.
Важно действительно получать удовольствие не только от результата тренировок, но и от самого процесса: от растягивания, усилия, от ощущения власти над своим телом. Если вы приходите в зал, и на вас уже заранее давит предчувствие войны со своим телом за результат, эффекта не будет. От того, что ваша психика настраивается на противоборство с телом, тело отвечает тем же: мышцы из гибкого податливого волокна превращаются в железную неповоротливую броню, защищающуюся от самой себя, от настроя психики. Важно поверить в то, что ваше тело - не враг вам и не саботажник, оно лишь отвечает вам тем же, с чем вы обращаетесь к нему.
Если для вас такой воинственный настрой действительно труднопреодолимый барьер, заранее перед тренировкой попробуйте провести с собой что-то вроде медитации, в которой вы обращаетесь к своему телу за помощью (нежно и с любовью). Например: "Моя любимая грудная мышца! Ты ведь можешь быть такой сильной, пластичной, красивой! Давай вместе создадим тот прекрасный танец, который я вижу в своем воображении!" Не смотря на всю забавность этого упражнения, его следует выполнять со всей серьезностью, погрузившись в состояние полного внимания к своему телу.
Если же вам сложно проделывать с собой подобные опыты, скорее всего, у вас большие сложности с актерским мастерством, поскольку вы не можете абстрагироваться от образа себя, к которому вы испытываете уважение. Заручившись поддержкой тела, вы научитесь получать больше творческого удовлетворения от работы, а значит, разрушится одна из негативных установок, мешающих вам развивать мастерство.
Необходимо помнить всегда о том, что не ваше тело управляет вашим движением, а ваш мозг, и его приказы первичны, и уже их выполняют ваши мышцы, создавая нужные вам движения. Почаще вспоминайте о том, кто здесь хозяин - вы или ваш левый мизинец. Забудьте слово "не получается" - само по себе ничего не бывает. Либо вы сделаете так, что бы получилось, либо нет.
- Визуализация. Используйте видеозаписи чемпионатов Мира и Европы не только для "слизывания" вариаций. Смотрите на того чемпиона, который вам наиболее импонирует и представляйте, что это - вы. Запомните те ощущения, которые посетят вас в этот момент и унесите их с собой на тренировку. Визуализация - один из самых мощных способов разблокирования психики. Вариантов визуализации существует множество.[4]
Таким образом, взаимодействие правильно настроенного на тренировку танцора и грамотной психологической работы тренера по программированию подсознания на правильное исполнение на автомате - залог высоких танцевальных результатов, а также технического совершенствования спортсменов в сумме с отсутствием стресса на турнирах при танцевании на 100% в любых ситуациях и условиях.

И если уж мы говорим о танцевальном спорте, то никак нельзя пройти мимо вопроса взаимодействия в паре и психологических проблем, с ним связанных.

Что мы имеем? Партнерша очень зависима от партнера.

1. Он начальник по музыке и определяет, когда что танцевать. И тогда партнерша может сильно беспокоиться, если то, что делает партнер с музыкой, не совпадает с ее знанием своей партии относительно музыки.

2. Партнер ведет партнершу, определяя движением своего тела, когда, куда и как пойдет партнерша. И здесь опять партнерша может очень сильно беспокоиться, если его ведение, ракурс, направление, скорость, степень поворота, ритм, которые задает партнер не совпадают с тем, что знает она о своей партии.

3. Партнер определяет давление и натяжение в паре, с помощью которых он может ускорять движение или достигать рискованных, трюковых точек. И здесь для партнерши тоже есть много беспокойства, если партнер не заботиться о том, достойно ли выглядит его партнерша в том или ином элементе, в той или иной позе, в которую он ее поставил. Здесь он отвечает за ее равновесие, баланс, которые, если она их не находит, могут сильно мешать ее старанию сделать тот или иной элемент технично, грамотно, красиво.

В связи со всем этим партнерша может сильно страдать, что она много чего знает и умеет в танце, но у нее нет возможности это сделать, поскольку партнер здесь о ней не заботится. И она боится выглядеть "коровой на льду", "благодаря" его ведению.
 В то же время, в связи с этим, у партнера возникает много ответственности за танец партнерши. Он является носителем инициативы. И поэтому здесь есть всегда очень благодатная почва для конфликтов, если партнер не осознает величины своей ответственности или если партнерша не уважает ту трудную работу, огромное количество задач, с которыми должен справляться партнер.
По сути, перед партнером стоит две задачи: быть хорошо технически подготовленным, спортивным и заботиться о танце своей партнерши. И обе эти задачи равноценны по весу, значимости и объему тренировочной работы, тогда как партнерша должна быть просто хорошо технически подготовлена и спортивна.
Конфликты в этой области возникают чаще всего по инициативе партнерши потому, что партнерша часто не осознает объема работы партнера, поскольку ей из позиции своей роли бывает совершенно очевидно, что должен делать партнер, чтобы та или иная фигура удалась, куда и как ему нужно ее вести.
Грубой ошибкой здесь будет пытаться указывать партнеру, что именно он должен делать. Этот прием не бывает продуктивным, поскольку умение вести партнершу партнер обретает только, если она дает ему себя вести, не делая всю работу за него, чутко реагируя на малейшие изменения в его движении. Здесь тоже есть риск для конфликта в том случае, если партнерша делает это демонстративно: вот смотри, какой ты неумеха, в какую позу ты меня поставил.
Ведение – работа сложнокоординационная и быстро утомляющая.
В связи со всей этой информацией представляется возможным определить стратегические моменты, которые могут помочь выстроить грамотное ведение в паре с минимальными эмоциональными затратами и потерями.
Задание для партнера: помнить про партнершу, про ее баланс и желание выглядеть красиво. Уважать это ее желание и поддерживать. Учитывать ее нетерпение и уметь его выносить. Осознавать, что своим требованием что-то сделать по ее желанию, она требует не подчинения, не унижения, а внимания к ее трудностям. Осознавать, что ее тело работает не так же, как его и она не подчиняется мысленным приказам, а только лишь способна реагировать на то, что он делает. И способна это делать ровно так, как действительно умеет.
Задание для партнерши: помнить про то, что партнер решает две задачи одновременно – своего движения, и ее движения, пытаясь их скоординировать. Учитывать способность партнера уставать от этой работы. Учитывать его собственное желание выглядеть красиво. Учитывать его нетерпение и уметь его выносить. Учитывать, что у него своя собственная скорость понимания и осознавания процесса взаимодействия в паре и знания партнерши о себе и своем чувстве в танце не передаются ему телепатически. Он способен делать только то, что умеет на данном этапе.
Если ваш партнер или партнерша делают что-то не так, как вам хочется, это вовсе не значит, что:

  • он(а) делает это назло вам, демонстративно, чтобы подчеркнуть ваши недостатки.
  • он(а) ничего не понимает или не хочет понимать.
  • вы лучше знаете, как нужно (это прерогатива тренера)
  • вы имеете право диктовать ему (ей), что он(а) должен(а) делать
  • ваше раздражение исправит его (ее) недостатки
  • у вас есть только один выбор – страдать от этого.[5]

Долго существующие пары хороши тем, что есть время изучить друг друга и приноровиться. Идеального варианта нет вообще, в каждой новой паре приходится учиться взаимодействовать, в связи с уникальностью и индивидуальностью каждого человека. Никто не говорит, что это легко – это просто еще одна тренировочная задача. Командный спорт и отличается от индивидуального тем, что, кроме спортивных и технических задач есть еще и эта – тренироваться делать что-то в команде, согласованно.

Такова философия ведения в бальном танце.

 

1.3. Психологическая подготовка танцоров к турниру

 

Психологическая выносливость, устойчивость и адаптация к стрессовым ситуациям тренируется точно так же, как и технические или физические аспекты танца. Это, если хотите, психологическая техника, ее разный уровень. Вы знаете, что в танцы приходят ребята талантливые, которые берут информацию просто с показа, или сразу же начинают делать все, что говорит тренер.
В психологических аспектах точно так же: есть люди, уже готовые к тому, чтобы взять на вооружение психологические приемы, а есть те, кому приходится много трудиться в этой области, преодолевая ограничения своей психики и своего мировоззрения, чтобы добиться возможности выходить на паркет и танцевать, максимально и рационально используя свои ресурсы.
В этом смысле есть свои закономерности: подвижные и энергичные ребята часто так же хорошо берут психологические аспекты в работу, как и технические, а ребята инертные, скованные, так же трудно работают со своим психологическим состоянием, как и с техникой.
Одним словом, никаких фантастических волшебных приемов я вам сегодня не расскажу, скорее, предложу некоторую технологию психологической подготовки спортсменов.
1. Родители и танцоры: кого и как готовить к турниру.
Один из самых важных моментов в грамотной психологической подготовке к турниру – это знание ответственности за свою функцию каждого: и родителя, и танцора, и тренера. Когда вы уже сумели выстроить в своем коллективе полноценные отношения, основанные на понимании личной ответственности каждого, на эту почву легко накладывать другие психологические моменты. Здесь я не буду многословной, а просто опишу, что именно важно в подготовке к турниру танцора, а что – в действиях его родителей.
Определяющим в настрое танцора на турнир является то, как именно он относится к танцу. Если для него самое главное в танце – это возможность победить, скорее всего, он очень сильно будет зависеть психологически от своего результата и с этой зависимостью подходить к каждому своему выступлению.
Пример. Успешный танцор, рассчитывая на определенное место в турнире (на финал, например), если он занимается танцем в основном ради результата, выходя на отборочные туры, скорее всего, будет не очень стараться, танцевать в пол-ноги, и тем самым может получить гораздо худший результат, чем мог бы получить, если бы танцевал честно, стараясь, как все.
Менее успешный танцор, у которого средний или низкий результат обычно на соревнованиях, наоборот, будет очень сильно волноваться, нервничать, сдерживать себя и в результате его напряжение либо вымотает его и он будет танцевать слабо, либо будет выплескиваться на паркете, нарушая координацию, ритм, схему.
Если же танцор мотивирован самим танцем, если он любит музыку, сам процесс танцевания, любит просто выкладываться на паркете, просто танцевать, то, если это успешный танцор, он может показать плюс к своей технике хорошую харизму и энергетику, а менее успешный, менее техничный и подготовленный может выглядеть за счет этого аспекта намного более выигрышно, чем даже более подготовленные, но сдержанные конкуренты. Это мы и наблюдаем на крупных турнирах: энергичные ребята с «грязной» техникой проходят в следующий тур, а скромные чистюли остаются за бортом. Нужно отдать должное еще и нашим судьям в том, что энергия для них является более значимым аспектом, чем техника. И так же важно, что действительно, в толпе, где танцует 17 пар в одном заходе, заметны только яркие, энергичные танцоры. Но опять же, ведь судьи на то и судьи, чтобы фильтровать свое человеческое отношение и исходить только из задач, обуславливающих приоритеты танцевального спорта.
Но, пока ситуация такова, заинтересованность танцора в самом танце, в возможности выйти на паркет и сплясать на всю катушку для зрителя, играет более значительную роль для его выигрыша, чем его интерес к технике танца.
Таким образом, один из самых главных моментов психологического настроя – это ориентир не на сам результат, а на вовлеченность танцора в танец. Такой подход дает множество возможностей для переработки, трансформации предстартового волнения в эффективные действия на паркете, о приемах которой я расскажу дальше.
Сейчас немного отступлю от этой темы и добавлю, что очень важно, как родители ведут себя на турнире, от этого тоже очень сильно зависит психологический настрой танцора на выступление.
Главная роль родителей на турнире – это поддержка, которая должна выражаться только в положительных эмоциях. Как тренеры, если вы хотите добиться слаженной командной работы, вы должны запретить родителям давать танцорам советы на турнире, как танцевать и запретить критиковать их, или их соперников, или тренеров, или организаторов. Если с губ родителей слетает хоть одно слово критики в любую сторону в присутствии танцора, танцор уже отравлен ядом негативного восприятия, что сильно мешает ему сосредоточиться на самом танце. Одним словом, можно вообще запрещать нервным и критичным родителям бывать на турнирах. Задача родителей – говорить только позитивные слова: «какой замечательный зал! какой хороший паркет! как ты хорошо выглядишь! как хороша твоя партнерша! Какие у нее замечательные родители! Какие у вас классные костюмы и прически! Ой, как хорошо, что вы в 40 заходе! Ой, как замечательно, что в самбе всего три креста!» И так далее.
Если родители так не поступают, а сочатся ядом или тревожностью на турнире – пусть отдыхают, пока не научатся этому искусству – психологической поддержке танцоров на турнире. Они должны источать мед, заботиться, ухаживать - и больше ничего. Нельзя так же суетиться – ни в коем случае. Все это тот же час отражается на состоянии танцора. И так же важно, повторюсь, пресекать любые указания родителей к тому, как и что именно должны делать танцоры на паркете. Лучше, если они совсем не знают ни названий танцев, ни композиций, ни особенностей техники исполнения. Потому что чем больше родители закапываются в знание техники, тем больше у них становится претензий к качеству исполнения танца их детьми. И это губительно для танцора.[6]

2. Систематическая, предварительная подготовка к турниру
Разумеется, все это становится возможным, если вы долго и кропотливо приучаете родителей к их роли в танцевальном процессе, а танцоров – любить танец и себя в нем.
Если говорить об этом долгом и постоянном периоде психологической работы над спортсменом, который сопутствует его тренировкам, то в нем есть нехитрые правила, позволяющие проделывать эту работу без особых временнЫх затрат со стороны тренера. Эта работа сводится к тому, что изучение техники строится с использованием приемов, которые базируются на любви к музыке и умению ее слушать, анализировать, находить в ней артистические образы, чувства. Акцент в этой работе ставится на воплощении, реализации в танец тех образных, чувственных моментов, которые танцор находит в музыке. Под словом «чувственный» я здесь подразумеваю «обусловленный чувствами». Если изучение техники опирается на подчеркивание музыкальных феноменов средствами техники – это так же дает возможность танцору быть более вовлеченным в сам танец, а не в стремление победить любой ценой.
Я подозреваю, что многие тренеры не согласятся со мной в том, что танцору не так уж важно думать о самой победе, однако я хочу привести сюда психологические основания, аргументирующие мою позицию.
Как психологический феномен, потребность в победе является попыткой компенсировать унижение, испытанное ранее в других ситуациях. Как следствие этого унижения, появляется повышенный самоконтроль, подавляющий всякое спонтанное проявление чувств и действий. При этом грация, сила, артистизм, гибкость восприятия становятся невозможными. Таким образом, любая концентрация тренера на концепции «победи или умри» провоцирует новые унижения танцора, закрепощения тела, попытки сдержать свои натуральные импульсы, и, как следствие – скованность, безынициативность, холодность, инертность танца и «торможение» при восприятии информации. Внимание такого танцора слишком занято контролем над своими чувствами, и тогда на танец ничего не остается.
3. Краткосрочная подготовка к турниру: что именно нужно и можно делать перед турниром и после турнира, а что категорически нельзя.
Таким образом, выявляются аспекты, о которых имеет смысл говорить танцору перед турниром, и о которых говорить бессмысленно. Например, бессмысленно концентрировать внимание танцора на тех аспектах, которые он не натренировал. Бесполезно пытаться заставить его прыгнуть выше головы в технических аспектах или требовать, чтобы он сделал лучше какую-то фигуру, чем на тренировке, или заниматься его осанкой на тренировке. Тренироваться нужно в своем зале, а на паркете нужно уже просто танцевать – эмоционально, сильно, зажигательно. И здесь поможет внимание к его чувствам, помощь в том, чтобы перевести предстартовый «мандраж» в энергетику. Бывает, после захода танцоры подходят и спрашивают: ну как? В этот момент неполезно вестись на их любопытство, и рассказывать им, с чем они справились, а с чем нет – этим можно заняться на следующей тренировке. Но, учитывая, что им предстоит еще несколько выходов, важно говорить только то, что будет поддерживать их тонус – подчеркнуть, что удалось, поддержать боевой дух какими-то эмоциональными поддерживающими фразами, типа: «не расслабляйтесь, главное еще впереди, сделайте это на всю катушку, покажите соперникам, как нужно танцевать!». По окончании турнира так же не имеет смысла корить или ругать танцоров, поскольку это то последнее впечатление, которое они унесут с турнира и которое будет влиять на их настрой на следующем турнире. Анализ выступления лучше делать на холодную голову на следующий день или на следующей тренировке. И в этом анализе важно соблюсти баланс замечаний и похвал. Если чего-то одного больше, это принесет свой отрицательный эффект – неадекватную в ту или иную сторону самооценку танцоров. Просто считайте: три похвалы, три замечания. Все замечания должны высказываться ровным спокойным голосом, без эмоциональной нагрузки. Чем более эмоциональный тренер, тем менее эмоциональный танцор – закон равновесия системы.
4. Физиологические аспекты "мандража" и их эффективное использование в подготовке к турниру
Существует заблуждение, что танцоров нужно успокаивать перед турниром. Подчеркиваю – это заблуждение.
Природа «мандража» заключена в природе человеческой психофизиологии. Волнение и напряжение перед выходом на площадку возникают как реакция на стрессовую ситуацию и представляют собой мобилизацию огромного количества энергии, требующей выхода.
Если рассматривать, как это устроено в природе, то можно увидеть, что ситуация опасности (а турнир является ситуацией опасности – можно проиграть и потерять имидж, это опасность повреждения образа себя, что является для современного человека не менее серьезной травмой, чем физическая) мобилизует в живом существе все ресурсы для бегства или отражения нападения. Таким образом, предстартовые волнения – это накопление энергии, которая должна быть выплеснута в турнирной борьбе. Отсюда понятно, что как раз в этой ситуации эта энергия крайне необходима для того, чтобы выиграть.
Однако очень многие танцоры и тренеры ведут себя нерационально с этой энергией, в результате чего не только не используют ее по назначению, но и создают дополнительные психофизиологические трудности.
Самый простой способ направить мобилизованную энергию не в то русло – это пытаться успокоить волнующегося танцора. Вы когда-нибудь видели, чтобы успокаивали рвущегося в бой боксера? Или футболиста? И дело вовсе не в культуре данных видов спорта, а в многолетней практике эффективного использования ресурсов спортсмена.
Проблемы с координацией, расфокусировкой внимания на площадке и прочие трудности, вызванные предстартовым волнением, возникают как раз тогда, когда танцор пытается удержать себя равнодушным и спокойным. Рвущаяся наружу энергия насильно тормозится и удерживается, и это удержание отвлекает на себя огромную долю сил и внимания. Кроме того, длительное и привычное сдерживание провоцирует неконтролируемые взрывы энергии вовремя танца – и тогда танцор танцует что-то «не по композиции», дергает свою партнершу (или партнера), сбивается с музыки, теряет равновесие.
Что можно делать для того, чтобы направить мобилизованную энергию в «то русло»?
В первую очередь, важно выражать ее телесно еще до выхода на площадку – тогда можно сбросить лишнее напряжение – двигаться, прыгать, махать руками или сжимать кулаки, может быть, покричать – для этого здорово можно использовать ситуацию, когда кроме вашей категории танцуют другие, и можно сделать вид, что болеешь за кого-то из танцоров.
Самым подходящим действием для сброса лишнего напряжения может стать то, которое само просится наружу – понаблюдайте за телом. Возможно, появляется какой-то намек на гримасу – усильте ее, попробуйте понять, что за эмоцию она выражает, что хочется делать в связи с этой эмоцией. Возможно, вы вдруг заметите злобу – позлитесь вволю на соперников, попробуйте «заводить» себя, как это делают боксеры. А может это будет страх – сожмитесь в комок крепко-накрепко, обхватив себя руками, и покричите, выражая страх. Даже плакать полезно. Выраженная через тело эмоция всегда снижает напряжение и дает свободу действиям и легкость мыслям. Важно только предостережение: данные эмоции не должны быть «всерьез», к ним нужно относиться как к упражнению, а не как к реальной злости на соперников, например, или к реальному страху. Здесь я отталкиваюсь от того, что автором чувств и эмоциональных состояний на самом деле является сам человек, их испытывающий, а не внешние факторы, на которые он только лишь привычно реагирует в соответствии с тем, как он научен реагировать.
Кроме перечисленного, проблемы с выступлением на турнирах связаны с так называемым «образом себя» - как его не потерять, приобрести, удержать. И если есть такие установки (не потерять, приобрести, удержать), тогда вместо занятости танцем на поверхность выходит занятость имиджем. А это, как правило, создает «мандраж» и неуверенность.
Еще одним способом очень хорошей профилактики для ситуаций неконтролируемого выброса энергии является регулярная практика эмоционально заряженных упражнений на тренировках, а так же проповедование ученикам идеи безусловного принятия танцоров тренером имею ввиду, что если сильно пугать танцоров разнообразными пугалками (например, «я тебя накажу, я тебя любить не буду» и т.д.), когда танцоры не выполняют тренировочные требования, или когда выступают с низким результатом, то тогда легко развить в детях повышенную тревожность. Тренер же, любящий своих танцоров независимо от результата, дает им возможность чувствовать себя увереннее на турнирах. Можно не поддерживать феномены небрежного отношения к тренировкам и прямо об этом говорить, но самого танцора поддерживать необходимо. Здесь я обращаю внимание на то, что сам танцор и его подход к танцам – это разные категории, как вода и ребенок в тазу. Выплескивая его неэффективное поведение, не выплескивайте его самого.
Не нужно заставлять танцоров танцевать. Если они не хотят добиваться результатов – вы ничего не сделаете с ними. Если же хотят – поищите более креативный способ подогреть их мотивацию, чем угрозы и оскорбления.
5. Осознавание тела.
Чтобы танцор мог понимать, что именно лучше всего делать для разрядки и перенаправления энергии в нужное русло, ему важно сознавать свое тело, поскольку именно оно дает наилучшую информацию о том, что именно с ним происходит и что нужно делать для того, чтобы восстановить равновесие.
Осознавание тела – это точное знание и на уровне чувственного опыта (а не мыслей и интеллектуальных конструкций), что именно прямо сейчас происходит с моим телом в каждой его части.
Осознавание тела напрямую связано с осознаванием эмоций и чувств, поскольку чувства, наравне с моторикой, являются неотъемлемой составляющей двигательного паттерна. Поясню на примере животных реакций: когда животное испытывает страх, в его кровь поступает адреналин и другие вещества, мобилизуя двигательный аппарат животного и с этого момента животное готово либо бороться, либо бежать, и его моторика, его двигательные реакции и напряжения мышц свидетельствуют об этом. В отличие же от животного у человека есть социальные установки, в связи с которыми он произвольно останавливает моторные реакции своего организма и в связи с этим испытывает напряжение и заблокировку тела.
Когда произвольное сдерживание моторных реакций закрепляется многократными повторениями, образуется некий двигательный портрет человека, характеризуемый особенностями осанки, походки, координации, которые, в свою очередь, связаны с индивидуальными способами удерживания моторных реакций: у кого-то зажаты руки, у кого-то ноги, у кого-то шея, у кого-то спина. В то же время у такого человека сильно заблокирован доступ к различного рода эмоциональным переживаниям. Эта блокировка тесно взаимосвязана и являет собой единое целое – эмоционально-двигательный паттерн.
Бывшее ранее произвольным, сдерживание моторных реакций становится автоматическим и неосознаваемым и практически не поддается коррекции до тех пор, пока не начинается работа по осознаванию чувств и тела.
При длительном сдерживании эмоциональных и телесных реакций внутренняя энергетика обретает свойства сдавливаемой пружины: стоит появиться обстоятельству, глубоко задевающему эмоциональный слой человека (например, такому, как стрессовая ситуация турнира, где велик риск быть униженным или наоборот, возвышенным своим результатом), как до сих пор сдерживаемые мышечные действия и эмоции в один момент неконтролируемо выплескиваются, и человек и правда ничего не может с этим поделать.
И те, и другие проявления можно наблюдать у своих учеников, как в ситуации тренировки, так и в ситуации турнира, когда ученики либо слишком скованны, либо выдают такие «номера» на паркете, что волосы встают дыбом.
Ошибкой многих тренеров при работе с этой проблемой является попытка каким-то образом уговорить или убедить танцора танцевать свободно, раскованно и контролируемо. Это неэффективно постольку, поскольку затрагивает только интеллектуальный слой танцора в лучшем случае, а в худшем, если сам тренер при этом излишне близко к сердцу воспринимает его неудачи или удачи, танцор еще и бессознательно сопротивляется действиям тренера, и это может выражаться как в невнимательности, так и в прямом неуважении к тренеру.
Для того, чтобы эффективно работать с этой проблемой у танцоров, важно понимать несколько вещей:
1. Танцор не виноват в том, что он зажат или излишне импульсивен на паркете, он и правда сам плохо понимает, как это с ним получается. Поэтому призывы к благоразумию здесь неполезны, они скорее дают обратный эффект, поскольку часто воспринимаются как унижение.
2. Мышечные действия танцора напрямую связаны с его чувствами, и исключать их из внимания при работе с телом – значит двигаться по пути наибольшего сопротивления.
3. Работа по разблокировке тела – процесс очень длительный и требует постоянного внимания, а не разовых «вливаний» танцору в уши различного рода указаний. Осознавание тела и чувств – процесс очень кропотливый и нудный и долго тренируемый. Учитывая все то время, которое танцор потратил на блокировку своего тела (а это вся его жизнь) важно понимать, что на разблокировку уходит тоже очень много времени, и здесь не имеет смысла ждать скорых результатов.
4. Восприятие танцора уже набито самой разной информацией о движении, о которой он даже не подозревает. У него уже есть представления о том, что красиво, а что нелепо, что круто, а что смешно. И первый этап – помочь танцору отложить в сторону многие старые представления, чтобы было место, куда впитывать новые.
5. Если тренер объясняет что-то даже очень доходчиво, это еще не гарантия, что танцор его поймет правильно и более того – выполнит задание правильно. Поскольку понимание материала сильно зависит от скорости обмена информацией внутри мышления танцора. Восприятие, анализ, сравнение, принятие, координация мысли и действия, воплощение – ряд этих последовательных действий у каждого танцора выполняется с разной скоростью.
Для тренера важно здесь быть внимательным к той обратной связи, которую дает танцор. Как он понимает? Что именно? Как реагирует на ваши действия и слова? Что его останавливает, чтобы сделать что-то? Каждое действие тренера, для того, чтобы достигать желаемого эффекта, должно опираться на эту обратную связь.
Смысл любого обучения или тренировки сводится к тому, чтобы приобрести новые навыки, которых не было раньше. В первую очередь важна разница - между тем, какие навыки есть уже сейчас и тем, чего хочется достичь. Для этого необходимо определить, что и как я делаю сейчас, и в чем будет заключаться усовершенствование, в чем разница между действительным и желаемым. Причем определить не теоретически (размышляя об этом), а практически, через свои ощущения. Этот процесс сводится к отслеживанию себя: что у меня есть? что я делаю? как я это делаю? каким образом? что я при этом ощущаю? как я не делаю то, что я хочу? что мне мешает? и так далее.
«Понял головой» – не значит «понял телом». Вы можете видеть, как ваш ученик усердно кивает головой и соглашается с вами, но на следующей тренировке вы не видите и половины того, что вы давали. Это значит, что он только лишь увидел, как нужно делать, его образное мышление осознало картинку, но это не значит, что его мозг уже готов сформировать ряд действий, отражающих эту картинку. Особенно наглядно это явление можно наблюдать у начинающих танцоров, у детей. Они, бывает, смотрят на тренера очень внимательно и преданно, следя за каждым его движением, но делают не то же, что делает тренер.
5. Как учить злиться и использовать агрессию в турнирной борьбе
Некоторые тренеры для того, чтобы пробудить в танцоре спортивную злость, прибегают к разным способам, мобилизуя его самолюбие через унижение. В результате, в лучшем случае, танцор покажет вам кратковременный подъем, а затем будет долговременная депрессия, которая, возможно перейдет в психосоматические расстройства, болезни как опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов. Такому подходу и его результатам есть немало свидетельств в большом спорте.
Мало того, что такого спортсмена долго в строю не удержать, так еще и родители есть, которые точно не скажут вам спасибо за болезни детей.
Поэтому важно находить другие варианты мобилизации адреналина для турнира или тренировки. Вы можете сказать менее активному партнеру в паре: ты видишь, какой шустрый твой партнер. Ты тоже так можешь, если захочешь. Перетанцуй его!
Другой вариант: доколе вы будете позволять другим обходить вас на турнирах! Покажите им, как нужно танцевать, вы все умеете и все знаете для этого! Все зависит только от вашего желания победить!
Вы можете спросить, нравится ли им проигрывать. Вы можете быть болельщиком на тренировках и на турнирах, крича и подзадоривая танцоров своей поддержкой. Здесь можно многому учиться у болельщиков и тренеров других, более азартных видов спорта – футбола, например, или бокса.
6. Цивилизованное и нецивилизованное выражение агрессии в турнирной борьбе.
Ролевые игры, как способ настраиваться на турнир

Когда спортивная агрессия мобилизована, важно научиться теперь на площадке выражать ее цивилизованно. Цивилизованность выражения агрессии определяется направлением этой агрессии. Если она направлена на партнера – это разрушает танец. Если она направлена на соперников – это портит артистическую роль и добавляет танцу суеты и неуверенности. Если правильно трактовать термин «агрессия», он означает «нарушение границ». В ситуации турнира нарушение границ партнера или другой пары ни к чему красивому не приводит. Но можно нарушить границы того поля, где живет зритель: заставить его замечать пару, захватить его внимание откровенностью, неожиданностью, заразительностью танца. Это, в свою очередь, становится возможным, если танцор нарушает границы своего привычного образа, становится дерзким, превышая свою обычную, каждодневную роль. Этой дерзости можно учиться у малышей во дворе, которые спорят, у кого папа больший супермен. Ясно, что все врут, но с каким азартом! И этот азарт и заражает, и заставляет отступать и верить. Для этого важно, чтобы танцор был уверен, что он имеет право нарушать границы своего привычного образа себя, что это его не испортит, а придаст ему больше убедительности. Можно искать любимого киногероя или актера кино и просто играть его роль: представь, что ты прошел кастинг и теперь нужно сыграть эту роль, и ты станешь знаменитым на весь мир! Важно только, что бы эту роль танцор потом не переносил в жизнь – есть такие печальные истории, когда жизнь танцора разрушалась из-за того, что он заигрался не на площадке.
Таким образом, в тренировочном процессе важно использовать любые ролевые игры, разыгрывания различных персонажей и их убедительности. Для этого в летнем лагере или на сборах во время досуга можно играть, например, в игру «Пантомима», известную так же под названием «Голубые коровы» и другие игры.
7. Проверка готовности – как платформа для стабильного самоощущения: как учить танцоров создавать себе эту платформу.
При анализе плохого выступления танцора часто оказывается, что танцор просто не чувствовал себя готовым к турниру по той или иной причине. И здесь важно выделить несколько обязательных аспектов, которые точно влияют на боевой настрой танцора.
1. Готов ли к турниру его костюм и нравится ли он ему. Нравится ли ему костюм его партнера/партнерши.
2. Выучены ли полностью композиции, уверен ли танцор в музыке и в шагах, в трюках.
3. Есть ли в паре взаимная поддержка, чувство команды, уверены ли партнеры в том, что если кто-то из них совершит ошибку, то другой его поддержит. Этот фактор может вовсе не зависеть от уровня отношений в паре, ведь профессионализм, это когда дружба – дружбой, а служба – службой. Если кто-то один ошибся, то страдают оба, поэтому партнеров важно учить спасать друг друга в трудные моменты.
4. Подготовлены ли перед турниром все мелочи, от которых зависит комфорт танцора: начиная от еды, напитков, салфеток и полотенец, заканчивая средствами против скольжения.
5. Успел ли танцор перед турниром завершить конфликтные для себя ситуации со значимыми людьми так, чтобы его это не беспокоило во время турнира. Это особая тема, которой танцоров необходимо обучать: можно сильно злиться на кого-то из родственников или очень страдать от измены любимой, но точно есть способы, как помочь себе на время отложить эти проблемы. Например, это специальные диалоги со значимыми людьми, завершающие конфликтную ситуацию на период турнира. Такое перемирие на время важного дела.[7]
Анализируя результаты турниров вместе с танцорами, вы можете узнать, что еще являлось для них помехой в том, что бы сосредоточиться и полно выступить на турнире. И тогда вы можете составить с танцорами список тех важных моментов, которые он должен обязательно подготовить перед турниром, чтобы ничто его не отвлекало. Но кроме создания этого списка важно еще и контролировать какое-то время процесс подготовки танцора до тех пор, пока он не стал для него автоматическим. И самое важное, что все те меры, которые я перечислила, не должны начинаться за день до турнира! Нерационально, посадив семечко и полив его, ждать, что через день оно взойдет и расцветет цветком небывалой красоты.

 

1.4. Психология победителя

 В чем секрет психологии победителя? Возможно ли ее взрастить, сформировать, или она дается от рождения отдельным счастливчикам? Ответы на подобные вопросы, наверное, хочет получить каждый тренер и спортсмен. Давайте попробуем это сделать.
Хорошо известно, что есть люди, от рождения имеющие огромный талант успешно выполнять определенные действия. Когда их спрашивают, как они это делают, они совершенно искренне затрудняются ответить на этот вопрос. Однако другие люди с помощью специальных методик сумели выстроить модель успешного поведения и теперь могут обучить этому всех желающих. Но модель построена на основе воспроизведения тех действий, которые на самом деле выполняют успешные люди, не осознавая этого.

Моделирование успешности основано на использовании идеи о том, что все наше поведение регулируется нервной системой, и весь опыт, который мы получаем в течение жизни, кодируется и сохраняется в нервной системе навсегда. Следовательно, можно предположить, что одинаковые стимулы будут вызывать похожие реакции организма.
Вторая идея, использующаяся в моделировании успешной деятельности, заключается в том, что слово играет ведущую роль в программировании нашего поведения, так как непосредственно связано с опытом, закодированным в нервной системе. Под опытом мы имеем в виду ту информацию, которая поступает в наш мозг непосредственно через органы чувств. Другими словами, опыт – это то, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать своими рецепторами.
А вот слово только условно связано с определенной частью опыта и служит для того, чтобы как рыболовный крючок, пригодный к лову только определенного вида рыб, вытаскивать из нашего "чулана" ту часть опыта, которая когда-то условно с ним соединилась. Этот факт очень важно понять и постоянно о нем помнить, потому что именно посредством слова мы создаем тот и иной тип своего поведения.
Именно в практике использования слова для формирования своего поведения и скрыт секрет психологии победителя, и именно об этом мы будем с вами говорить. Секрет психологии победителя прост: в основе такой психологии лежит привычка к позитивному мышлению. А вот о том, как достичь такого мышления, как выработать подобную привычку и пойдет у нас разговор.
Основная идея, на которой выстроены все модели поведения, заключается в том, чтобы вначале разбить его на составляющие шаги. Поскольку наш мозг работает по принципам, аналогичным работе компьютера, то и многие моменты работы с компьютером вполне допустимо переносить на программирование поведения: своего собственного или чужого. Каждый пользователь компьютера знает, что машина на выходе может выдать только тот результат, получение которого было предопределено программой на входе.
То же самое происходит и с нашим мозгом: программу своего поведения мы закладываем в него словами, которые произноси



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Положительное влияние занятий танцами на ребенка | Студентов заочной формы обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 139 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

741 - | 763 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.