Лекции.Орг


Поиск:




Археологические и архитектурные памятники древнерусских городов.

Возникновение городов у восточных славян было связано с разви­тием ремесла, торговли, с образованием классового общества и сложе­нием княжеской феодальной власти. Возникшие у славян крупные города — Киев, Смоленск, Новгород, Чернигов и многие другие — являлись центрами отдельных феодальных княжеств. Бурный ростгородов начался в IX—X вв., а к концу XII в. на Руси насчитывалось уже двести больших и малых городов.

Основными признаками древнерусского города являются наличие в нем ремесленного производства, постоянной торговли и админист­ративной, княжеской или боярской власти. Некоторые города возни­кали как центры племенных союзов, другие образовывались из ремесленно-торговых поселений. Росту городов способствовало выгод­ное для торговли географическое положение или наличие сырья для развития ремесленного производства: гончарной глины, железной руды, ценных пород дерева. Каждый город состоял из трех главных частей: укрепления — «детинца» (кремля), торгово-ремесленного по­селка — «посада» и рыночной площади — «торга». Древние русские города служили центром обороны для сельской округи. Их укрепления и феодальные постройки были деревянными.

Академиком Б.А. Рыбаковым был исследован княжеский замок XI в. Любеч. Раскопки показали, что в IX в. на месте ранее существо­вавшего славянского поселения возник небольшой городок. Во второй половине XI в. на горе появился укрепленный деревянный замок. Гора, на которой находилась феодальная усадьба — княжеский двор, неве­лика, всего лишь 30 х 100 м. Это была резиденция черниговского князя. От города крепость отделял сухой ров, через который был переброшен подъемный мост. Стены замка были выстроены в виде двух рядов укреплений. Внутренний ряд образовывали жилые клети, в которых обитала челядь. Внешнее укрепление состояло из высокого забора. Плоские кровли внутренних жилищ-клетей служили боевой площад­кой для защитников. Вдоль стен были вкопаны большие медные котлы для «вара» — так называли кипяток, которым во время осады поливали со стен врагов.

Чтобы попасть внутрь крепости, надо было проехать мостовую башню с воротами. Далее шла мощенная бревнами дорога, которую окружали высокие стены. Дорога вела вверх, к главным воротам с двумя башнями для стражи, тоннелем и тремя заслонами, которые в любую минуту могли преградить путь врагу. За воротами находился небольшой дворик, где были устроены всевозможные кладовые для хранения припасов. В глубине двора размещалась башня — самое высокое зда­ние замка. В подвалах замка были устроены ямы для зерна и воды. Центральным строением был дворец князя, представлявший собой трехъярусное здание с тремя высокими теремами. Парадным был второй этаж, где жил князь. Там располагалась большая княжеская палата и широкая галерея — сени. Кроме того, в замке имелась не­большая церковь.

Любеч был типичным княжеским замком. Вместе с тем на Руси имелись тысячи боярских вотчин. Дворцы бояр, тоже в виде феодаль­ных усадеб, возникали как в городах, так и в селах. Замки сталихарактерным явлением для Руси, основой ее феодальной структуры. В городах размещались дворы князя, его родственников и бояр, здесь постоянно жила часть княжеской дружины. Основное же население города составляли ремесленники. В русских городах X—XII вв. насчи­тывалось свыше шестидесяти различных ремесленных профессий.

В основе ремесленного производства лежали получение железа и кузнечное дело. Неизменными находками почти во всех древнерусских городах являются железные крицы, полученные сыродутным способом. Железу на Руси умели придавать различные качества: получали мягкое железо и твердую сталь, применяя при обработке криц различные приемы. Среди археологических материалов довольно много кузнечных инструментов: различных по назначению наковален, клещей, зубил, молотков-метчиков. Металлургическое и кузнечное ремесло влияло на развитие ремесленного производства в целом и техники всего хозяй­ства. Изготовлялись топоры и сошники, различные ножи и инстру­менты для обработки дерева. Особой отраслью кузнечного ремесла было изготовление оружия и различных железных доспехов: щитов, кольчуг, шлемов-шишаков.

Значительное развитие получило на Руси ювелирное искусство. Установлено, что в домонгольской Руси были известны все основные приемы изготовления ювелирных изделий: скань, зернь, чернь, цветная эмаль. На Руси широко были распространены изделия, украшенные сканью: на золотую или серебряную основу припаивался узор из тончайшей золотой или серебряной слегка скрученной проволоки. Изготавливали на Руси и красивые многоцветные изделия, выполнен­ные в технике перегородчатой эмали. На основу напаивалась тонкая золотая ленточка — контур будущего рисунка, затем каждая ячейка заполнялась эмалью — стекловидным цветным составом. Получалось великолепное многоцветное изображение. Эмалью украшались «кол-ты» — специальные предметы, которые знатные женщины вплетали в волосы, цепочки для медальонов, бляшки, перстни. Часто ювелирные изделия украшали зернью: на золотую или серебряную основу припа­ивали мельчайшие золотые или серебряные шарики. Русским мастерам было известно и искусство чернения серебряных вещей. На поверхно­сти предмета вырезался рисунок, который затем заполнялся темным матовым составом, полученным из олова, серебра, меди и серы.

На Руси было высоко развито и изготовление изделий из стекла. Собственные стеклянные изделия на Руси появляются с XI в. Из стекла делали браслеты, бусы и художественную посуду. Браслеты были кручеными и гладкими, голубого, фиолетового, черного, желтого, зеленого и коричневого цветов.

Важной отраслью ремесленного производства являлось изготовле­ние глиняной посуды, которая с X в. делалась на гончарном круге. Гончарный круг постепенно усовершенствовался. Сначала это была простая подставка под дно изготавливаемого сосуда. Потом появилсягончарный круг, приводившийся в движение ногами. Русские гончары изготовляли горшки, миски, корчаги, светильники, кувшины. Глиня­ную посуду украшали незамысловатым орнаментом из параллельных или волнистых горизонтальных линий.

С X в. на Руси появляется кирпич. Он имел форму квадратной плитки размером 30 х 30 см и толщиной около 2,5 см. Назывался он греческим словом «плинфа». Для отделки полов и стен в богатых зданиях применяли яркие поливные плитки — изразцы, а крыши крыли черепицей.

В X—XI вв. в Киеве, Новгороде и, очевидно, в Тмутаракани появились первые русские монеты. Большинство ранних русских монет относится ко времени правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Об этом свидетельствуют надписи: «Ярославле серебро», «Владимир на столе, а се его серебро». На лицевой стороне монеты изображался князь или святой, а на оборотной помещалось изображе­ние трезубца —родового знака Рюриковичей. До этого в обращении были денежные слитки — гривны. Первоначально гривнами называ­лись женские серебряные шейные украшения —обручи, потом сереб­ряные слитки определенного веса, служившие меновой единицей. Известны новгородские гривны в виде палочек и киевские, имевшие форму шестиугольника. Широкое распространение на Руси получили среднеазиатские дирхемы. В XI в. наступает кризис древнерусской монетной системы, причины которого плохо изучены. В XI—конце XII в. на Руси опять вошли в обращение гривны. Наряду с ними хождение имели западноевропейские, византийские и арабские моне­ты. Распространение «чужих» монет в древности и в средневековье было обычным явлением, свидетельствующим об устойчивых торговых связях.

Наряду с деньгами в русских городах встречаются свинцовые печати. Они привешивались к деловым документам и принадлежали должностным лицам. На печатях помещались имена князей, архиепи­скопов, тысяцких, посадников, наместников, тиунов, а также изобра­жались святые — покровители владельца печати.

Русская культура рождалась на собственной, славянской, основе в суровых условиях непрекращавшейся борьбы со степными кочевника­ми. Руками горожан Киевской Руси делались различные орудия труда, возводились храмы и дворцы, создавались высокохудожественные ювелирные изделия, строились корабли и т. д. В городах Древней Руси возникла и получила распространение письменность. Города были центром распространения христианства на Руси, которое около 988— 989 гг. было принято в качестве государственной религии. Принятие христианства способствовало развитию культуры, письменности, ар­хитектуры, музыки, живописи, а также укреплению княжеской власти и феодальных отношений.

Во многих княжеских дворах и при монастырях велись летописи, записи древних княжеских актов, завещаний и других официальных документов. Представители господствующего класса писали обычно на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи, а с XIV в. на бумаге. Известны также древние монументальные надписи. Благодаря находке на кубанском берегу Керченского пролива надписи на каменной плите было установлено местонахождение одного из древнейших русских городов — Тмутаракани, упоминаемой в летописях XI в. На плите было написано: «В лето 6576 (1068) Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Крчева (Керчи) 14 000 сажен». Известны и другие монументы. В начале XII в. на Волге, около озера Стерж, проводились большие земляные работы. В ознаменование их был поставлен крест с надписью: «В лето 6641 (1133) месяца июля 14 день почях (начал) рыти реку Яз сю Иванко Павловицъ и крест съ поставь».

Материалы археологических раскопок свидетельствуют о широком распространении грамотности среди простого народа—ремесленни­ков, торговцев, крестьян. Торговец написал на своем сосуде с товаром «горухша», а киевский гончар по сырой поверхности корчаги прочер­тил: «Благодатнейша полна корчага сия». Сапожники метили колодки именами заказчиков, а девушки оставляли свои имена на пряслицах, чтобы не перепутать их. Писали на всем, писали серьезно и просто, деловито и насмешливо. Интересны надписи, открытые на стенах русских церквей. Здесь и насмешливые «Хо-хо-хо, крылошанин святой Богородицы!», «Якима стоя усне, а рта и о камень не ростепети», и обычные — «Господи, помози...». В 1951 г. в Новгороде было сделано одно из крупнейших археологических открытий: между бревен мосто­вой XV в. была найдена первая берестяная грамота. Сейчас собрано, изучено и опубликовано уже несколько сотен грамот. Относятся они в большинстве своем к XIII—XIV вв., встречаются и более древние грамоты XI в. Среди них есть долговые обязательства, жалобы, заве­щания, частные письма и купеческие расчеты. Это обычные деловые записи. Интересно письмо молодой новгородки Гостяны своему по­кровителю, очевидно, опекуну Василию, с жалобой на главу семьи, вероятно, на своего мужа, который отнял у нее имущество, вторично женился, а ее выгнал из дома. Гостяна просит Василия приехать и восстановить справедливость. Грамоты знакомят нас с древнерусской разговорной речью и бытом наших предков. Интересно письмо Бориса к Анастасии: «Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловекъ на жерепце, зане ми здесь даль много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле». Берестяные грамоты известны не только в Новгороде. Не­сколько грамот обнаружены в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Русе. Они являются важным источником, который не могут заменить ни вещественный археологический материал, ни сведения русских летописей.

Во многих древнерусских городах найдены инструменты, которыми писали,—так называемые писала. Писало представляло собой костяное или железное острие, которым процарапывали буквы на бересте или на навощенной дощечке. Лопаточкой, расположенной с противо­положного от острия конца, затирали написанное.

В Новгороде обнаружена дощечка с вырезанными на ней 36 буквами древнерусского алфавита. Очевидно, она служила наглядным пособием по изучению азбуки. Интересны ученические записи на бересте. Так, найдена береста, на одной стороне которой написан алфавит, а на другой нарисован зверь таким, как подсказывало детское воображение. Сначала ученики пользовались навощенной доской, на которой легко исправлялись ошибки, а потом, научившись писать, продолжали обу­чение на бересте.

Таким образом, древнерусские города, возникнув в IX в. (русское слово «город» означало укрепление) вследствие отделения ремесла от земледелия, были административными, культурными и религиозными центрами.

В истории русских городов, в археологическом материале, который хранят городские слои, прослеживаются два периода: древнерусский город до середины XIII в., до монгольского завоевания, и русский город после монгольского завоевания.

События 1240—1241 гг. привели к гибели многих русских городов. Полностью были разорены Рязань, Изяславль, располагавшийся между Киевом и Владимиром-Волынским. Их участь разделили Райковецкое и многие другие городища. Были разрушены не только города, но и села. Серьезный урон был нанесен хозяйству Руси, значительная частьнаселения была уведена в плен, пострадала городская культура, архи­тектура, ремесло. Лишь в конце XIII— начале XIV в. появились первые признаки возрождения.

Древний Киев.

Согласно «Повести временных лет», Киев был основан братья­ми — Кием, Щеком и Хоривом. Имена братьев сохранились в названии его частей (Щековица), в летописном названии Хоревица. Летопись не указывает точной даты основания города. Раскопками установлено, что на его территории существовало несколько небольших славянских поселений — предшественников будущего города.

Основное ядро Киева VIII—X вв. составляло поселение на Андре­евской горе. Оно представляло собой небольшой укрепленный замок с языческим капищем в виде большого, круглого, сложенного из неотесанных камней жертвенника. Вокруг него были найдены обломки лепной керамики и многочисленные кости жертвенных животных. Возможно, что в центре площадки капища стоял деревянный идол.

Древнейшая городская стена, возведенная вокруг Андреевского холма, была сделана из дерева. Во времена княжения Владимира она была перестроена, а город включил ряд соседних с Андреевским холмом территорий. В ходе раскопок установлено, что Ярослав Мудрый по­строил новую городскую стену. По площади город при Ярославле в несколько раз превосходил Киев при Владимире. Стена была сооружена из дубовых срубов, примыкавших друг к другу. Каждый отдельный сруб представлял собой прямоугольник размером 19 х 6 м. Оборонительные валы Ярославова города достигали в ширину 20 м и по своей мощи не имели себе равных в истории древнерусской фортификации. В поли­тической и административной жизни Киева важнейшее место занимал княжеский двор. В X в. на княжеском дворе была выстроена гридница, предназначавшаяся для приемов, пиров княжеской дружины, больших собраний.

Княжеский двор и древнейшая на Руси каменная постройка — Десятинная церковь, возведенная в 989—996 гг., были архитектурным центром Киева. Постройки княжеского двора окружали Торжок, ре­месленные мастерские и дома знатных горожан. До постройки Софий­ского собора Десятинная церковь, видимо, играла роль городского центра. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами (полукруг­лыми выступами) с восточной стороны. Внутри его свод поддерживали три пары каменных столбов. Здание было сложено из блоков, состо­явших из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором изве­сти, перемешанной с толченым кирпичом. Для отделки деталей применялся так называемый лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь украшала покрытая росписью штукатурка и глиняныеполивные разноцветные плитки различной формы, из которых выкла­дывались сложные орнаментальные композиции. К северу и к югу от Десятинной церкви были открыты развалины больших дворцов.

Наиболее ярким архитектурным памятником Киева домонгольско­го периода является построенный в начале XI в. при князе Ярославе Владимировиче Софийский собор. Он играл значительную роль как центр церковно-политической жизни Киевского государства. За время своей 800-летней истории собор неоднократно подвергался перестрой­кам. Внутреннее пространство храма было разделено столбами на пять частей — нефов. Над боковыми нефами возвышались хоры, предназ­начавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Своды и стены храма украшали композиции на библейские темы; монументальные колонны и суровые фигуры святых великолепно вписывались в архи­тектурный мотив. Поток света сверху падал на роскошные мозаичные полы. Парапеты украшали барельефы. В архитектурной композиции Софии угадываются традиции византийского зодчества.

Во времена правления князя Ярослава в Киеве были сооружены большие каменные крепостные ворота, получившие в истории русского градостроительства название «Золотые ворота» —по аналогии с ви­зантийскими. Это название потом перешло к главным воротам Влади­мира.

Возникшее в Киеве раньше, чем в других городах Древней Руси, каменное зодчество имело большое значение для развития всей русской архитектуры.

В ряде мест в Киеве были открыты жилища горожан, ремесленни­ков. В большинстве своем это полуземлянки с глинобитной печью в одном из углов.

 Раскопки показали, что Киев был крупнейшим центром древне­русского ремесла XII— первой половины XIII в. Киевские ремеслен­ники изготавливали самые разнообразные вещи —от простой глиняной посуды и деревянной ложки до тончайших ювелирных изделий. Ремесленное производство удовлетворяло основные потреб­ности городского населения, а его предметы вывозились далеко за пределы города. Здесь были развиты кузнечное, керамическое, дере­вообрабатывающее, ювелирное, стеклодельное, костерезное и другие ремесла. В XI—XII вв. развиваются искусство камнетесов и резчиков по камню, изготовление строительного кирпича. Труднее проследить археологически развитие таких ремесел, как кожевенное, ткацкое и портняжное, но и они были широко известны в Киеве.

Осенью 1240 г. Киев был разрушен полчищами татаро-монголов под предводительством хана Батыя. Археологам удалось восстановить отдельные конкретные события этой трагедии. Установлено, что Де­сятинная церковь была последним оплотом оборонявшихся киевлян. Под ее развалинами был открыт тайник глубиной в 5 м, на дне которого лежало несколько скелетов вместе с драгоценными вещами. Очевидно, там погибли богатые горожане. Недалеко от ворот, которые позднее были названы Батыевыми, раскопаны два жилища. В печи одного из них найдены скелеты двух девочек, в другом — целая группа скелетов. Упадок Киева прослеживается по историческим и археологическим источникам. Центр политической и экономической жизни Руси пере­двинулся на север.

Древний Новгород.

Новгород изучен лучше других русских городов. Широкие иссле­дования в нем ведутся уже несколько десятилетий. В Новгороде сохранились такие вещи, которые в обычных условиях не сохраняются: различные многочисленные поделки из кожи и дерева. Это объясняется тем, что Новгород расположен в низине и почва под ним очень влажная.

В Новгороде хорошо прослеживаются культурные слои, которые в большинстве своем надежно датируются археологическим материалом. Город строился не на пустом месте, на его территории были располо­жены значительно более древние поселения, память о которых сохра­нилась в виде деления города на «концы». Эти поселки были объединены и обнесены единой стеной. Так возник, как считают, Новый город. Уже в конце X в. он занимал, судя по материалам раскопок, значительную площадь на правом и левом берегах Волхова и являлся крупным торговым и ремесленным центром Русского госу­дарства, так как был расположен на наивыгоднейшем перекрестке торговых путей, важных для всей Руси и Северной Европы. В XI— XII вв. Новгород становится одним из крупнейших городов средневе­ковой Европы, столицей огромного государства, занимавшего перво­степенное место в освоении севера Восточной Европы.На протяжении многих столетий город вел оживленную торговлю. Вниз по Волхову, через Ладожское озеро и Неву новгородцы попадали в Швецию, Готланд и в земли прибалтийских славян. Через Ильмень-озеро и Мету открывался путь по Волге в Болгарию, к хазарам, на Кавказ, в страны Средней Азии. По Волхову, Ильменю, Днепру пролегал знаменитый в древности путь «из варяг в греки». Новгород­ские купцы проникали далеко на северо-восток, на Северную Двину, Ваг и Вычегду, плавали по Ледовитому океану на Новую Землю. В городе существовали иноземные торговые дворы: «готский», «немец­кий». Встречаются археологические предметы, свидетельствующие о широкой торговой деятельности города.Особенностью новгородских гражданских построек является отсут­ствие землянок, широко распространенных в других городах. Это объясняется тем, что город расположен в низине, на влажных почвах. Люди жили в наземных деревянных избах. Пол настилался из толстых отесанных плах. Над нижним этажом дома возводился верхний этаж, который был по площади больше нижнего и частично опирался навертикальные столбы. Дома отапливались кирпичными печами. Уста­новлено, что жилым было только верхнее помещение, а нижний этаж служил для различных хозяйственных нужд. Там хранили инвентарь, запасы продуктов, содержали мелкий рогатый скот и птицу. Дома были нарядно украшены благодаря резьбе по дереву. Особенно красивы были наличники окон. Археологи часто находят обломки деревянных налич­ников и кусочки слюды от окон. В Новгороде применялась своеобраз­ная дренажная система осушения. Под домами и амбарами вкапывали бочки без дна с отводными трубами. Скапливавшаяся в бочке вода стекала по трубе в отстойник, а потом в реку. Новгородцы, да и жители некоторых других городов, делали трубы из стволов деревьев. Для этого бревно раскалывалось вдоль, в половинках выдалбливали желоб, после чего их снова соединяли, обматывая берестой.

В Новгороде известны деревянные мостовые, которые строились здесь начиная с X в. Вдоль домов клали продольные бревна, а на них поперек настилали плахи. С ростом уровня почвы деревянная мостовая постепенно тонула в грязи. Тогда старый настил наращивали за счет новой мостовой. В Новгороде открыто около 30 таких слоев, относя­щихся к X—XVI вв.К XI в. относятся ранние каменные постройки Новгорода. Среди них замечательный памятник русского зодчества — Софийский собор. Новгородские церкви строились при помощи тех же приемов, что и соборы других городов. При сооружении церквей использовался белый строительный камень и плитчатый кирпич. В центре города вырос каменный кремль, включавший в себя Софийский собор и ряд других каменных зданий. Около кремля находился торг, Ярославово дворище, вечевая площадь и дома иноземных и богатых новгородских купцов. Город окружали с севера и юга монастыри-крепости — Юрьев и Антониев.Городское строительство было тесно связано с политическими событиями. Новгородские церкви раннего периода зодчества относятся к XI—XII вв. В XIII в. в городе не было выстроено ни одного каменного сооружения. Очевидно, это связано с тем, что Новгород на протяжении всего XIII в. вел героическую борьбу с немецкими захватчиками, требовававшую крайнего напряжения всех сил.

С момента своего основания город являлся центром ремесла и торговли. В одной из ремесленных частей города открыты мастерские XI—XIII вв. Одна мастерская принадлежала маслоделу, вторая — сапожнику, а третья — мастеру, изготавливавшему игрушки. А в мас­лобойной мастерской находилось пять огромных жомов — специаль­ных прессов для выжимания растительного масла. Мастерская кожевника представляла собой целый комплекс производств. Рядом с домом был пристроен огромный ящик, в котором сохранился толстый слой шерсти и извести. Это был зольник для первичной обработки кожи. Вокруг мастерской сапожника найдено несколько тысяч обрывков кожи, обуви и отдельных заготовок, ремней и различных кожаных поделок.

Следы ремесленного производства были открыты во всех концах города. Оно охватывало все виды ремесла —от предметов литейного и кузнечного производства до изготовления детских игрушек. Особен­но много было кузниц. На местах, где располагались кузницы, архео­логи находят массу шлаков, крицы и кузнечный инструмент — древнерусские кузнечные клещи и молотки, которые по форме почти не отличаются от современных. В городе также жили ювелиры, камен­щики, столяры, бондари и гончары. Изделия их труда встречаются повсеместно.

В Новгороде обнаружено много деревянных механизмов и приспо­соблений, которые благодаря особенностям новгородской почвы ве­ликолепно сохранились: это многочисленные блоки, детали ткацких станков, ролики, ворота и другие предметы. В новгородском культур­ном слое найдены части лодок —весьма важного, а подчас и единст­венного средства передвижения на севере. Основания лодок делали долблеными. К изготовленному из бревна основанию пришивали ребра. Это так называемые набойные ладьи. Они были оснащены шпангоутами, скамьями, веслами и уключинами. По рекам ходили разные лодки, среди них были и большие весельные, и парусные. Водные пути, особенно на севере Руси, были намного важнее сухопут­ных, которые с огромным трудом приходилось прорубать через лесные чащи.Город часто отражал нападения немецких рыцарей, поэтому не случайно среди археологического материала довольно много оружия. В основном это железные наконечники копий и стрел. Особый интерес представляют кинжалы и мечи. В Новгороде встречаются своеобразные четырехгранные, похожие на штык мечи. В Неревском конце города найдены доспехи, состоящие из множества железных пластин. Также были распространены обыкновенные кольчуги, сплетенные из отдель­ных железных колечек, широко известные на Руси.В Новгородской культуре и архитектуре выделяются два периода: ранний, домонгольский—XI—XIII вв. и более поздний, который начинается с XIV в.Ранненовгородские храмы грандиозны, торжественны и довольно сложны по своей конструкции. К домонгольскому периоду, в частно­сти, относятся остатки раскопанного административного и политиче­ского центра Новгорода —Ярославова дворища, названного по имени князя Ярослава Мудрого. На Ярославовом дворище до XII в. жили новгородские князья, а после того как князьям было запрещено жить в пределах города, стало собираться новгородское вече. Территория княжеского дворца превратилась в политический центр Новгородской республики.

Мировоззрение людей феодальной эпохи было в основе своейрелигиозным. Однако в народе сохранялись и старые языческие культы. Около Новгорода, в том месте, где р. Волхов вытекает из Ильменя, по словам летописца, находился холм Перынь с древним языческим святилищем. Это святилище раскопано археологами. Оно окружено рвом с 8 полукруглыми выступами. В каждом лепестке-полукружии горел жертвенный огонь, а в центре стояло изображение Перуна. Найдено основание этой статуи.

Культурное возрождение, начавшееся в XIV в., охватило Псков, Тверь, Москву, Новгород и другие города. На огромном пространстве Руси мы встречаемся с однородными элементами в архитектуре камен­ных зданий, обусловленными развитием демократической жизни в городах. Но наиболее благоприятная почва для этого, естественно, сложилась в городе-республике. В середине и второй половине XIV столетия в Новгороде было построено много церквей. Около города на Волотовском поле возвели церковь Успения. По сравнению со сложными, грандиозными и торжественными сооружениями XII в. Волотовская церковь проста: четыре столба поддерживали единствен­ный ее купол. Примерно такая же планировка характерна для всех остальных сооружений этой эпохи: церковь Федора Стратилата на Торговой стороне, церковь Спаса Преображения на Ильиной улице, церковь Рождества —все они просты по архитектуре, сложены цели­ком из камня или из камня и кирпича. В отличие от ранее употреб­лявшейся тонкой плинфы стал применяться более толстый кирпич. Начиная уже с XV в. кирпич становится в Новгороде единственным строительным материалом, из которого сооружались не только церкви, но и дворцы новгородских бояр.

Новое, демократическое направление чувствуется и во фресковой живописи. Вместо неподвижных фигур с устремленным вперед взором человек стал изображаться в движении, в сложных композициях. Для этих образов характерны широкие и плавные жесты, складки их одежды развеваются как бы под сильным ветром. Особенно интересны росписи церкви Спаса Преображения, выполненные замечательным мастером XIV в. Феофаном Греком. Образы людей на них полны психологизма. Исключительным драматизмом проникнута композиция «Воскреше­ние Лазаря» в Волотовской церкви. Мария Магдалина распростерта на земле и всем телом тянется к ногам Христа. Марфа от земли устрем­ляется к Христу, требуя чуда. А повелительный жест Христа, воскре­шающего Лазаря, исполнен силы. По своему содержанию и трактовке сюжеты росписи иногда отступают от церковной традиции и проник­нуты ненавистью к богатым. Так, в одной из композиций Христос изображен в образе больного нищего в рубище, с сумой и посохом в руках, который пришел в монастырь к игумену во время богатого пиршества и был безжалостно прогнан пирующими. Таким образом, в новгородскую церковную живопись в XIV в. вносятся простые человеческие переживания. кожевников. К этому времени относится подъем ремесленного произ­водства: происходит его дальнейшая специализация, усложняются технические приемы кузнецов, среди которых выделяются щитники, секарники, стрельники, замочники, пищальники, ножовщики. На воротах Софийского собора в Новгороде сохранился автопортрет од­ного из новгородских ремесленников, чинившего в XIV в. эти ворота. На портрете изображен бородатый, стриженный в кружок мужчина в кафтане и сапогах, с клещами и молотом в руках.

Старая Рязань.

В 50 км от современной Рязани, на правом крутом берегу Оки возвышаются крепостные валы Старой Рязани—трагически погиб­шей в 1237 г. в результате нашествия полчищ татаро-монголов. Это был богатый торгово-ремесленный город, один из центров Русской земли. В XVIII в. Рязанью был назван город Переяславль Рязанский, который после нашествия стал столицей Рязанского княжества. В Старой Рязани было найдено 9 замечательных кладов, археологические комплексы.Одним из объектов археологического исследования стал наружный вал Старорязанского городища. Даже простояв столь длительное время (с XII в.), вал представляет собой мощное сооружение высотой до 10 м. По всей его длине тянулся ров, достигавший в некоторых местах большой глубины. В ряде мест вал прерывался — в этих местах нахо­дились крепостные ворота. В верхней части вала были открыты остатки деревянной стены из продольно положенных бревен, перевязанных поперечными бревнами. Сооружение вала началось в XII в. Параллель­но со стеной шли два ряда забитых в насыпь бревен, которые соеди­нялись между собой поперечными бревнами. Вдоль стены был устроен проход, по которому передвигались защитники крепости. Очевидно, через рвы были перекинуты мостики, а над воротами возвышались башни. Южная часть Старой Рязани была заселена несколько позднее, в конце XI—XII вв. Городища были обнесены валами, часть которых потом оказалась внутри города. Вокруг города возникали отдельные ремесленные посады, которые позже были обнесены еще одним внеш­ним крепостным валом.

Основные археологические материалы, с которыми связан период расцвета этого города, относятся к XI—XII вв. Почти вся площадь Старой Рязани была застроена жилищами горожан двух типов — наземными и полуземлянками. Первый тип жилища представлял собой бревенчатую постройку с размером стен 4,2 х 4,2 м, рубленных в обло, с глинобитной печью внутри. К жилищу примыкали хозяйственные постройки — наземные амбары и ямы-погреба. Вторым типом жилищабыла полуземлянка. Вдоль стен шли покрытые досками нары или лавки и настилался дощатый пол. В полуземлянку вела деревянная лестница. Под полом находились хозяйственные ямы. В одном из углов на специальном возвышении размещалась глиняная печь. Стены склады­вались из тесаных или расколотых вдоль бревен, вставленных в пазы вертикальных бревенчатых столбов. Печи в большинстве своем дела­лись так: сначала сооружался деревянный каркас, который затем обмазывался толстым слоем глины. Наряду с глинобитными печами встречаются и печи-каменки, сложенные из камней. Эти печи не были рязанским изобретением, они встречаются в древнерусских городах почти повсеместно и в дальнейшем послужили прототипом русских печей. Жилища Старой Рязани и связанные с ними хозяйственные комплексы являлись усадьбами рядовых горожан. Находки на месте расположения жилищ различных хозяйственных, бытовых предметов и украшений свидетельствуют о разной степени зажиточности жителей города.

В южной части Старой Рязани открыты остатки хором рязанского боярина XIII в., разрушенных пожаром, а также остатки большого дома площадью примерно около 100 кв. м. В парадной половине дома сохранилось основание большой кирпичной печи, расположенной в переднем углу. Рядом с домом находились хозяйственные срубные постройки, представлявшие собой несколько примыкающих друг к другу маленьких наземных срубов, хозяйственные ямы и пристройки скотного двора.

Усадьба сгорела, но на пожарище около дома найдены три клада женских украшений из серебра. В состав клада, обнаруженного в 1966 г., входили витые серебряные браслеты, два массивных серебряных брас­лета с чернью и позолотой и другие предметы.

В летописи упоминается, что в Старой Рязани было три каменных храма: Борисоглебский, Спасский и Успенский. Археологами найдены их остатки. Фундаменты Борисоглебского и Спасского соборов были открыты еще в начале XIX в. Планировка Спасского собора была уточнена в наше время. Этот храм представлял собой крестовидное здание с тремя полувыступами —апсидами. Верхнее перекрытие его поддерживали четыре столба. Стены собора были сложены из белого камня, а стены боковых притворов —из кирпичей хорошего обжига, имевших разный размер. Пол состоял из цветных неполивных кирпич­ных плиток розового или голубовато-зеленого оттенков.

Старая Рязань являлась важным торговым и ремесленным центром Древней Руси домонгольского периода. На территории городища от­крыты многочисленные ремесленные мастерские. В результате раско­пок установлено, что здесь было развито металлургическое производство, обработка железа, дерева, цветных металлов, кости и камня. В Старой Рязани обнаружены сыродутные горны, множествошлаков и криц, около них найдены обломки воздуходувных сопел. Часто встречаются предметы кузнечного ремесла, которое обеспечи­вало все остальные виды ремесленного труда инструментами. Столь же массовым было изготовление замков и ключей. Замки на Руси были различные: висячие, врезные для ларцев, замки-задвижки для дверей. Нам трудно представить, каким сложным был древний замок, состо­явший более чем из сорока деталей. Каждая из них требовала своей технологии изготовления. Чтобы сделать замок, надо было сваривать железо, паять медь, вытачивать механические детали.

В Старой Рязани собрано большое количество ювелирных изделий. Самые значительные из девяти кладов золотых и серебряных изделий обнаружены в 1968 и 1973 гг. Состав вещей типичен для последней трети XII—первой трети XIII в., что подтверждают и стратиграфиче­ские условия их залегания. Сокровища, видимо, были спрятаны при взятии города Батыем. Основу клада составляет парадный убор — так называемая женская кузнь из серебряных украшений. Это восемь звездчатых колтов, изящные цепочки, принадлежности женского го­ловного убора — так называемые шумящие украшения, трехбусинные височные кольца, которые прикрепляли по нескольку штук к ремешку или полоске ткани у висков, широкие браслеты-обручи и браслеты, сплетенные из толстой серебряной проволоки.

Эти украшения характерны не только для Рязани, но и для других южнорусских княжеств. Предметы рязанских кладов свидетельству­ют о расцвете в XII—XIII вв. ювелирного производства и ремесла в целом.

Археология Москвы.

Во Владимиро-Суздальской земле до монголо-татарского нашести-вия были возведены замечательные архитектурные памятники. В XII в. Владимиро-Суздальское княжество стремилось проводить объедини­тельную политику среди русских земель. Владимир стал столицей Древней Руси при князе Всеволоде. В это время среди северных лесов строятся первые каменные храмы: Спаса-Преображения в Переяславле (1152), Бориса и Глеба под Суздалем. Во Владимире возводится кремль, строится Успенский собор (1158—1168), позднее перестроенный. В 1197 г. был выстроен Дмитровский собор, отличающийся сложностью композиции и исключительной пышностью убранства: барельефные изображения царя Давида, повелевающего силами природы, людей, фантастических животных, растений, птиц. Боковые закомары южного и северного фасадов Дмитровского собора украшают рельефы, изобра­жающие вознесение Александра Македонского.Великолепным памятником прикладного искусства являются вратасобора Рождества Богоматери в Суздале. Помещенные на них рисунки выполнены золотой наводкой на медных пластинках по черному фону. Здесь и грифоны, и фантастические львы, и архангел Михаил, обуча­ющий Адама копать землю.

Значительные археологические исследования проводились в Мос­кве. Археологам в ряде мест удалось изучить культурный слой древнего города, открыть остатки многих древних сооружений, в том числе сгоревшего в XVI в. «опричного» дворца Ивана Грозного. Наиболее значительные раскопки проводились вблизи Кремля, в Зарядье. В нижней части культурного слоя открыты красновато-коричневые, на­сыщенные строительной щепой прослойки. В этом древнейшем слое сохранились остатки домов, мастерские ремесленников. Тут было найдено множество вещей. Таким образом, была открыта окраина древнего ремесленного и торгового посада, центр которого распола­гался ближе к устью реки Неглинной. Такой же древний культурный слой был обнаружен в западной части Кремля, на древнем берегу Неглинной, неподалеку от Троицкой башни. Первоначально город был совсем небольшим. Исследования на территории Кремля древнейших горизонтов культурного слоя показали, что город возник на мысу в устье Неглинной. Здесь были обнаружены остатки крепости, возведен­ной во второй половине XII—начале XIII в. Она была устроена так: поперек берега лежали короткие дубовые бревна, один конец бревна имел торчащий деревянный сук, а с другого конца в специально проделанное отверстие забивался деревянный штырь, острым концом уходивший в землю. Поперек этих конструкций были положены дубовые бревна. Сверху в бревнах проделывались пазы, в которые вставлялись крюки-поперечины, а на них клали следующий ряд бревен. Вал достигал в высоту 6 м. Он шел по берегу Неглинной, в районе современных Троицких ворот поворачивал на восток, а далее тянулся по берегу Москвы-реки. Вал защищал в основном наиболее уязвимую в военном отношении часть города. Можно предположить, что в Кремле тогда было двое или даже трое ворот. Очевидно, одни ворота вели к пристани на Москве-реки, другие выходили к устью Неглинной, а третьи могли находиться в районе современного Дворца съездов. В дальнейшем с ростом всего города постоянно расширялась и укреп­ленная центральная его часть — Кремль.

Первые московские укрепления неоднократно подвергались вра­жескому натиску. Так, в 1177 г. рязанский князь Глеб «пожже Москву», а в январе 1237 г. «взяша татарове Москву».

Кремль был значительно расширен только в XIV в. при Иване Калите. Новый Кремль отличался от прежнего размерами, мощью крепостных стен и заборов. Перестроен был и княжеский дворец: к этому обязывал новый титул великих князей. Дворец занимал почти всю территорию древнего города, там где сейчас стоит Оружейная палата и Большой Кремлевский дворец. К востоку от дворца после постройки соборов образовалась Соборная площадь. Однако укрепле­ния, возведенные при Иване Калите, просуществовали недолго. Войны с Золотой Ордой, Литвой, рязанскими и тверскими князьями и быст­рый рост военной техники требовали более совершенных укреплений для обороны города. Спустя 30 лет князь Дмитрий Иванович (Донской) построит «город камен Москву». Территория Кремля была расширена и достигала в длину 2 км. Крепость охватывала почти всю площадь, которую занимает современный Кремль, за исключением его северного угла и узкой полосы вдоль Неглинной. Белокаменный Московский Кремль имел передовое по тем временам вооружение. На его стенах и башнях стояли первые русские пушки. Крепость успешно выдержала несколько неприятельских осад и ни разу не была взята приступом. Разрушенные участки стен заделывали деревянными срубами и засы­пали землей. В конце XV в. началось строительство новых оборони­тельных стен. Этого требовало возросшее значение Москвы, ставшей теперь столицей централизованного Русского государства. Так появи­лись те стены и башни, которые с небольшими изменениями сущест­вуют до сих пор. Зубчатые стены Кремля, в зависимости от условий местности, имеют различную высоту — от 5 до 19 м. Крепостные стены разделены восемнадцатью высокими стройными башнями. Со стороны Красной площади стена была укреплена рвом глубиной 8 м. Ров был наполнен водой, а Кремль превращен в неприступный остров. Въезд­ные башни Кремля были снабжены перекидными мостами. Исследо­вания стен показали, что их фундамент сделан из белого бутового камня. В ряде мест были использованы старые стены Кремля времен Дмитрия Донского. Крепость представляет собой оригинальное соо­ружение. Сначала строители выкладывали из кирпича наружную и внутреннюю части стены, а затем образовавшееся между кладками пространство заполнялось камнем. Сверху такую коробку покрывали несколькими рядами кирпича, а затем возводили новый короб. Общая толщина стен Кремля —от 3,5 до 4,5 м. Надо отметить, что в даль­нейшем Кремль архитектурно оформлялся. Так, в конце XVII в. на башнях были сооружены красивые шатры.

Таким образом, система обороны Кремля складывалась в течение многих веков и из маленького деревянного укрепления выросла в первоклассную крепость. Московский Кремль являлся в то время самой значительной по территории и укреплениям крепостью Европы. Однако Москва была не только своеобразным княжеским феодальным замком. Город расширялся за счет своих ремесленных посадов и торговли.

Неподалеку от Кремля находилась городская пристань. Во время раскопок в Зарядье было найдено много предметов, связанных с торговлей: весы, безмены, счетные бирки. Водные пути долгое время оставались основными, связывая Москву с отдаленными районами, Спустившись по Москве-реке, через Оку можно было попасть в Волгу, которая связывала русские земли со Средней Азией, Закавказьем и странами Востока. В XIV в. большое значение приобрел донской путь, связывавший Москву с городами Причерноморья и Малой Азией. Путь пролегал по Оке до Переяславля Рязанского. Потом суда перетаскивали волоком в верховья Дона, а оттуда начинался прямой путь до Азовского моря, Крыма и далее. Возникает в это время и важный торговый путь из Москвы на север, на Печору и к Белому морю. Этот путь шел через Дмитров по Яхроме, Дубне, Волге, Шексне, затем по Северной Двине, Печоре, Вычегде и приводил в богатые пушниной земли. В конце XIV— начале XV в. установились торговые связи с Западом, в частности с Великим княжеством Литовским и Польшей. Дорога здесь была в основном сухопутная. Она шла через Смоленск. В XV в. в связи с расширением торговли сухопутные дороги приобрели большое значе­ние. Они сохранились в названиях многих московских улиц. По дороге в Тверь и Новгород выросла Тверская улица, по Большой и Малой Дмитровке шла дорога на Дмитров, Сретенская дорога соединяла Москву с Ярославлем, Вологдой, Архангельском и Белым морем, по Стромынке дорога вела на Суздаль. Из Замоскворечья начинался путь на Тулу, Курск и Серпухов. Эта дорога также отразилась в названиях московских улиц. Еще в XIII в. возникла Ордынская дорога, по которой ездили в Золотую Орду (сохранилась в названии улицы Ордынки). Эти дороги складывались и существовали веками. Естественно, что они наложили определенный отпечаток и на планировку города.

Московский торг был самым оживленным местом в городе. Здесь кипела экономическая, политическая и общественная жизнь. В до­монгольский период Москва торговала главным образом с югом и восточными странами. Из Киева в Москву привозили красивую стек­лянную посуду, обломки которой встречаются в земле Кремля. Это бокалы из тонкого желтоватого стекла, похожие на рюмки, и бокалы, повторяющие форму древнерусского рога для питья. Виноградное вино, оливковое масло и южные фрукты завозили из Крыма. Из Византии в Москву привозили шелковые ткани и парчу. Парчовые ленты обнаружены в погребениях среди остатков женских головных уборов. О многом говорит и затерявшаяся среди московского мусора косточка миндаля. В Москву привозились не только готовые товары, но и сырье. Например, из привезенной из Закавказья самшитовой древесины московские резчики делали красивые гребни. Из Западной Европы поступали в Москву тонкие дорогие сукна. Это удалось определить по найденной в Зарядье небольшой свинцовой пломбе от тюка ткани. На ней стояло клеймо рейнских мастеров — печатка с посохом.

Жестокий урон торговле, ремеслу, культурной и общественной жизни нанесло монголо-татарское иго. Но торговля не прекратилась, она только изменила свой характер и направление. Начиная с XIII в. значительно расширилась торговля со странами Востока. Появилось много посуды из Средней Азии: яркие поливные чаши типа пиал, красивые кувшины.

В разных частях Москвы торговцы имели свои дома и склады. Например, за Яузой был открыт дом «хлебника» —торговца зерном и мукой. Дом сгорел в конце XV в. В подклети, под обвалившимся во время пожара полом верхнего этажа нашли большое количество зерен пшеницы, ржи, ячменя, хранившихся в бочонках. Развитие как внеш­ней, так и внутренней торговли невозможно было без развития ремесла. Ремесленники всегда составляли основную массу московского населе­ния. Уже в XII в. за пределами укреплений возникли первые улицы посада.

В ходе раскопок в разных частях Москвы удалось обнаружить остатки построек горожан. Самый древний дом в Москве был открыт археологами глубоко под церковью Двенадцати апостолов. Сохрани­лось несколько перекрывающих друг друга деревянных срубов. Один из них, расположенный в самом низу, был построен, очевидно, еще в XI в., когда только начал накапливаться московский культурный слой. Дом был срублен из бревен, а углы заделаны так, что концы бревен выступали наружу. Таким образом были выстроены и другие москов­ские дома, открытые в Зарядье и на территории Кремля. Дома в Москве строили чаще всего из сосновых бревен, с дощатым полом и тесовой крышей. Внутри домов возводились глинобитные, опиравшиеся на столбы печи. Они ставились около той стены, где был выход. Кроме жилого помещения на территории усадьбы размещались и другие хозяйственные постройки: сарай, погреб, конюшня.

В общих чертах можно восстановить внутреннюю планировку и убранство избы. Важное место в планировке дома занимала печь. Она ставилась устьем (то есть отверстием для топки) в противоположную от двери сторону, внутрь помещения. Возле печки, в углу, располагалась кухонная посуда. Рядом с печью делали полати, на которых спали. А в углу напротив входа стоял стол и лавки. Это был «красный» угол. Там семья сидела за трапезой, принимала гостей. В углу рядом с дверью работал хозяин-ремесленник.

Самая ранняя из открытых в Зарядье мастерских принадлежала кожевнику. Сохранилось днище большого чана и наполненный изве­стью, золой и шерстью ящик. В этом ящике, который назывался зольником, от шкур отделяли шерсть. Затем кожу дубили в растворе коры, отчего она становилась эластичной. В Зарядье часто находили и сапожные инструменты — прямые и изогнутые шилья, широкие ножи для вощения дратвы. Найдены выкройки обуви, рукавиц, сумочек, ножен для кинжалов и сабель, части конской упряжи. Все это изго­тавливали кожевники.

В слоях XII—XIII вв. встречается большое количество обломков стеклянных браслетов, бус и перстней. Эти хрупкие и красивые вещи любили носить горожанки. Распространение стеклянных браслетов позволяет датировать культурные слои. Дело в том, что до XII в. ониЭтот каркас тоже засыпали бутом. На образовавшуюся таким образом подушку опиралась кладка фундамента стены из неотесанного белого камня. Стены Ки­тай-города с его 14 башнями выглядели приземистыми. Толщина и высота их были около 6 м. Верхняя часть стены представляла собой широкую площадку, на которой располагались пушки. В стене было множество бойниц. Под башнями открыты так называемые слухи — специальные камеры, из которых слушали, не делает ли неприятель подкопа под стену. Верхняя часть крепости не сохранилась, но хорошо изучена ее нижняя, цокольная часть. В подвалах башен Китай-города обнаружены большие каменные ядра, не использованные при осаде крепости.

Известно, что в конце XV— начале XVI в. после большого пожара в Кремле началось строительство нового каменного дворца. Раскопки показали, что царские палаты были длиннее современного Большого Кремлевского дворца. Сбоку от него археологи обнаружили выложен­ную из белого камня палату без окон и со сводчатым потолком. Очевидно, это помещение являлось одним из многочисленных царских погребов. Считают, что над этим помещением располагались покои жены Ивана III греческой царевны Софьи Палеолог. Расчищены частично и цоколи покоев матери Петра I, выстроенных позади царского дворца. В комплекс дворца входили хозяйственные постройки и залы для торжественных приемов. Один из этих залов — Грановитая палата —сохранился до наших дней и вместе со стенами и кремлев­скими соборами составляет замечательный комплекс Московского Кремля.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 10. Заключительные и переходные положения | Наша задача построить русскую историю в наших интересах.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 176 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

739 - | 762 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.