Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией




Выраженность патологических форм реагирования зависит от степени эмоционально-волевой незрелости и выраженнос­ти психоорганического синдрома. У детей рано появляется опыт, связанный с неуспехом и состоянием непреодолимой преграды, в связи с чем они считают себя беспомощными. На этом фоне появляются нередко протестные формы реакции на любые виды трудных ситуаций: прогулы уроков, отказ по­сещать школу, отказ выполнять уроки и пр.

В младшем школьном возрасте у детей с дизартрией харак­терными являются нарушения формирования навыка письма и чтения. Кроме того, нарушения координации движений ус­ложняют обучение на уроках физкультуры. Эти школьники испытывают трудности на уроках пения, труда и рисования. Все проблемы, связанные с неуспешностыо в учебе, вызыва­ют фрустрационные переживания и невротические реакции.

У младших школьников признаками аномальной личнос­тной изменчивости являются дистимические и тревожные переживания, дезадаптивный девиантный стереотип пове­дения, сочетающийся с холерической или меланхолической структурами темперамента.

Проявления холерического типа темперамента отличают­ся большей яркостью и экспрессией, которые соответствуют высокому уровню нейротизма, лабильности нервной систе­мы, по сравнению с меланхолическим типом темперамента.

Наиболее благоприятными в отношении эффективности применяемых приемов психологической помощи являются дети с сангвиническим и флегматическим темпераментом.

4.3. Особенности психологии подростков с дизартрией и аномальным развитием личности

Пубертатный период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом. Связанный с созреванием всех функциональных систем организма, активным форми­рованием личности, ее социализации, подростковый возраст отражает одну из существенных детерминант процесса доз­ревания (адолесценции): коммуникативно-речевую деятель­ность, проявляющуюся активностью или инактивностью.

В подростковом возрасте общение является ведущей де­ятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникатив-

143


Глава 4

ными противоречиями. Трудности коммуникативно-речевой деятельности провоцируют личностные переживания, созда­вая тем самым проблемы самоопределения и самореализации в жизни подростка.

У школьников с речевыми нарушениями характерными являются трудности операциональных возможностей комму­никации (выбор речевых и неречевых средств общения, фо­нетического, просодического и стилевого оформления речи), которые сопровождают аномальную личностную и поведен­ческую изменчивость. Формируются акцентуации характе­ра, пограничные нервно-психические расстройства, неврозо-подобные реакции.

В связи с недостатками операциональных возможностей общения у подростков изменяется иерархия смыслообразую-щих мотивов: осознание психологической реальности «дру­гого» и установка на взаимодействие с ним.

Речевая деятельность, в освоении которой подростки ис­пытывают трудности, становится первичной по отношению ко всем другим видам деятельности. Подростки с дизартрией и даже с ее минимальными проявлениями нередко становят­ся «носителем комплекса нереализованных установок», про­являя при этом инактивность во всех ситуациях общения.

Переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников, точнее эмоциональная сторона самосознания становится основой мотивообразования подростков с рече­вой патологией. У одной группы подростков, относящихся к диапазону нормы-акцентуаций характера, появляется мо­тив-цель — целенаправленного выбора способов принятия решения коммуникативного намерения и коммуникатив­ной задачи, т.е. справиться со своими трудностями. У дру­гой группы — все эти проблемы становятся сверхзначимыми, вызывая целый комплекс отрицательных эмоциональных со­стояний, что и ведет к фиксации формирующегося патологи­ческого речевого поведения, определяя в дальнейшем форми­рование аномального стереотипа девиантного поведения.

В результате формируется неустойчивость, вплоть до «срыва» конституциональных механизмов психологической защиты в виде компенсации и адаптации, которые проявля­ются в средствах прикрытия нарушенной деятельности обще­ния, в избегании ряда ситуаций, сужении круга контактов, обеднении речевых действий, недостаточной адекватности

144


Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией

протекания коммуникации в целом. Коммуникации носят ау-токоммуникативный характер, отражающий только личнос­тные ощущения и психологические трудности, а не реакцию на собеседника. Начинают формироваться такие формы по­ведения, которые свидетельствуют о прогрессирующей соци­альной дезадаптации и развитии психотипов личности в раз­ных диапазонах пограничной аномальной личности, иначе говоря развития аномальной личностной изменчивости.

Более выраженные нарушения поведения появляются в подростковом возрасте, который является одним из слож­нейших периодов формирования личности. Понятие «пубер­татный криз» является центральным для научных дисцип­лин, имеющих дело с подростковым возрастом. Это сугубо ди­намическое состояние, отражающее процесс физиологическо­го дозревания. Именно среди таких подростков наблюдается аномальная личностная изменчивость, выход из диапазона психологической нормы в сторону диапазона пограничной аномальной личности.

Диапазон пограничной аномальной личности представля­ет собой промежуток между психическим и психологичес­ким здоровьем и болезнью. Крайним вариантом психической и психологической нормы личности являются акцентуации характера. У детей с остаточными явлениями дизартрии вы­деляются следующие психотипы личности: шизоиды, эпи-лептоиды, циклоиды, истероиды (Н.Н. Волоскова, 2001). Не­смотря на всю условность выделения психотипов личности, знания индивидуально-психотипологических особенностей подростков необходимы для разработки индивидуальных и групповых программ как обучения, так и психокоррекции.

Шизоидный психотип. Дети и подростки с этим психоти­пом личности выявляют замкнутость, чудаковатость, стран­ность, сочетание вялой пассивности и аффективной взрывча­тости. С детского возраста такие дети держатся особняком в коллективе сверстников. Однако в обиду себя не дают, умея оказать достаточно жесткий отпор. Эмоциональная противо­речивость переживаний таких детей с возрастом становится все более заметной окружающим. Бескомпромистность под­росткового возраста позволяет сверстникам таких детей уп­рекать подростков с шизоидным психотипом личности в их эмоциональном бездушии, демонстративно холодного отно­шения и отсутствия эмпатичности, которая высоко ценится в подростковом возрасте.

145


Глава 4


Психическое развитие и психологические особенности д етей и подростков с дизартрией


 


Наблюдение 7. Таня М. 15 лет.

В анамнезе у девочки родовая травма, простудные заболевания до 3 лет. Развивалась с небольшим отставанием от нормы: ходить начала после года, первые слова к 1,5 годам. Первые фразы к 3 годам. Росла с бабушкой, детский сад не посещала. До 5 лет речь была настолько невнятная, что никто из окружающих не понимал малышку, кроме мамы. Однако, родители не искали помощи у спе­циалистов, надеясь на то, что «израстет», «никто без речи не оста­вался».

Во время еды часто поперхивалась, кушала медленно, до 4 лет предпочитала жидкую пищу. До 6 лет девочка не умела сама одевать­ся, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, завязывать пла­точек на голове. Росла тихой, спокойной. Родители отмечали трудно­сти засыпания. В школе училась с трудом, особенно по письму.

На момент обследования выглядит старше своих лет, рослая, вес превышает возрастные нормативы.

При обследовании обнаружена минимальная неврологическая сим­птоматика: сглаженность правой носогубной складки, правая глазная щель несколько шире левой, спастичность языка (при открытом рте язык лежит комом в глубине рта, оттянут кзади), при инструкции вы­сунуть язык вперед — произвольных движений не было.

При выполнении координаторных проб дрожат пальцы рук, вы­являются расстройства восприятия и воспроизведения ритма движе­ний. Моторная память плохая. Музыкальный слух и музыкальная память неразвиты.

Отмечается дефектное звукопроизношение, несильные головные боли, плохой сон с частыми ночными страхами. Считает, что наруше­ние речи мешает ей иметь друзей и подруг.

Интеллект у девочки соответствует возрасту, внимание неустой­чиво, память несколько снижена, на вопросы, касающиеся круга интересов, отвечает формально. Мимика адекватна, но недостаточно выразительна.

Речевое состояние: темп речи замедленный. Речь смазанная, невы­разительная, с назализованным оттенком. Артикуляция крайне нечет­кая. Нарушено звукопроизношение всей группы шипящих и свистя­щих звуков (боковые и межзубные варианты произношения), соноров («л» — искаженный вариант, увулярное «р»). Ощущает затруднения при произношении звуков (На вопрос логопеда: «Что ты ощущаешь, когда говоришь?» — Девочка ответила: «Мне больно!» и показала на область лица и груди). Речевое общение быстро утомляет девочку.

В старших классах стала учиться хорошо по всем предметам, кро­ме русского языка и литературы. По характеру недоверчивая, повы­шенно подозрительная. В старших классах любой свой неуспех свя­зывает с враждебным воздействием сверстников, считает себя очень способной, самой умной в классе. В течение 2-х последних лет снятся

146


' ш.I «кошмарного» содержания: одноклассники преследуют ее. Один п.! одноклассников дергает ее за волосы. В школу ходить не хочет, шп.ясняя это недружелюбным отношением одноклассников, пресле-доилпиями с их стороны. Одиночеством не тяготится, много читает 1.11111' религиозного содержания.

11аблюдение 8. Женя П. 15 лет.

В анамнезе у мальчика пренатальные вредности, родовая травма, ч.тгептная гидроцефалия, частые простудные заболевания до 1 года. I'линее развитие с незначительными отставаниями: сидеть начал в 7 месяцев, ходить после года, первые слова к 1,3 году, фразы к 3 годам. Г. дошкольном возрасте характеризовался повышенной чувствитель­ностью, впечатлительностью, обидчивостью, мимозоподобностью, |и.[строй утомляемостью и при этом затрудненным засыпанием, беспо­койным сном. Для мальчика предпочтительной была жидкая пища, I,ч 1С как твердая вызывала опасения задохнуться. До 5 лет не мог само­стоятельно одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботин­ки. Детский сад не посещал из-за соматической ослабленности. Играл и основном один или с бабушкой. Игра носила монотонный, однооб-р.кшый, неэмоциональный или малоэмоциональный характер. В речи присутствовало искаженное звукопроизношение: группы свистящих и шипящих звуков имели боковые и межзубные варианты произноше-н ня, нарушены соноры. Занятия у логопеда незначительно улучшили состояние речи и моторные навыки, в основном же выявлялась резис-тентность к логопедической коррекции.

На момент обследования внешне выглядит акселерированным подростком: высокого роста, диспластичного телосложения, со спе­цифической диспластичной, неуклюжей походкой. Голова своеоб­разной формы, увеличена в размерах. Кисти рук и ног холодные, ци-апотичные.

Учится отлично. Особенно легко дается математика с информати­кой. Увлекается компьютером. Сверстники его называют «гением» и компьютерном деле, пророчат подвиги «черного хакера». У маль­чика нет друзей, но много знакомых. Дома основное занятие — ком­пьютерные игры. Речь невнятная, «смазанная» с назализованным оттенком, дефект произношения звука «р». Амимичное лицо, невы­разительная интонация без эмоциональных модуляций. Письмо ха­рактеризуется феноменологическим почерком. О себе рассказывает неохотно. Смущен при беседе, робок, говорит, что трудно общаться с людьми, хочется и легче быть одному. Часто кажется, что к нему пло­хо относятся сверстники и некоторые взрослые, как-то по особенному, многозначительно смотрят на него, как будто «подозревают в чем-то». Считает себя некрасивым. Привязан к матери и к бабушке, часто тре­ножится за них. Если мать задерживается, то он звонит всем знако­мым, соседям, разыскивает ее. Никуда без мамы один не выходит.

147


Глава 4

Истероидный психотип. В дошкольном возрасте такие дети с трудом привыкают к детскому саду. Ссорятся со сверс­тниками, стремятся к командному положению в коллективе. Любые замечания со стороны сверстников и взрослых при­водит к бурным истерическим реакциям с плачем и крика­ми. В школьном возрасте такие дети «прислушиваются» ко всякого рода болезненным или мнимоболезненным явлени­ям, происходящим у них в организме: сильно бьется сердце, что-то в животе, что-то в голове. Эти жалобы усиливаются в ситуациях конфликта. Они легко возбуждаются без причины и радуются без основания. У них наблюдается повышанная внушаемость. Внешне эти подростки характеризуются ожив­ленной пантомимикой с тенденцией к экспрессии и даже эк­зальтации. Стремятся быть в центре внимания, озабочены физической привлекательностью и любыми способами стара­ются обратить на себя внимание. В диапазоне пограничной аномальной личности такие дети завидуют сверстникам, ис­подтишка бьют слабых. При плохой оценке в школе и боязни ответственности совершают побеги из дома, ночуют у знако­мых, отказываются посещать школу. Демонстративно прояв­ляют праздный образ жизни, алкоголизацию.

Наблюдение 9. Настя И. 7 лет.

В анамнезе рождение в асфиксии, частые соматические заболе­вания. Раннее развитие характеризовалось незначительными отста­ваниями: ходить начала чуть позже года, первые слова — в 1 год 2 месяца, фразовая речь к 3 годам, некоторое затруднение при запоми­нании стихов.

Девочка — любимица семьи — единственная дочка и единствен­ная внучка. В поведении преобладает состояние эйфории: избалован­ная, живая, разговорчивая, веселая, беспечная, демонстративная — кумир семьи. С 5 лет учится в подготовительном классе музыкальной школы, занимается в студии бального танца. В 5 лет с Настей обрати­лись к логопеду по поводу невнятной, ускоренной речи и искаженно­го звукопроизношения (увулярного «р», смягченного «л» и боково­го произношения шипящих звуков). При обследовании своеобразно вела себя с логопедом: хихикала, бегала по кабинету, делала замеча­ния по поводу убранства кабинета. В дальнейшем капризничала, без­мотивно отказывалась без мамы заниматься у логопеда. Нарушения артикуляционной моторики, коррелировали с расстройством мелкой моторики пальцев рук, асимметрии силы движений, что затрудняло технику рисования, способствовало ошибкам в пробах на определе­ние уровня развития динамического праксиса. Занятия у логопеда

148


I






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 376 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2348 - | 2319 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.