Лекции.Орг


Поиск:




Гимнастики и упражнения, применяемые в занятиях танцевальной терапии. Правила выполнения.

 

Упражнения можно разделить по следующим, основным характеристикам.

К первой группе отнесем все вращательные движения. Вращение рук, ног, туловища, головы, тела, таза, стоп, всего туловища, рук, кистей, комбинации вращений. Ко второй отнесем все упражнения на сжатие и растяжение. Например: потягивание, наклоны, «Поза носа лодки», «Тещин язык», «Открывание дверей», «Мюнхаузен», наклоны к одной точке плечевыми суставами, «Око возрождения», кроме вращений. К третьей группе отнесем упражнения на скручивание. Это «Гимнастика на позвоночник», повороты головы, вывороты рук. К четвертой группе отнесем - тряски. Тряски рук, ног, живота, головы, туловища, предплечий, груди, живота. К пятой группе отнесем различные прыжки: на носках, с подниманием бедер, подниманием прямых ног, на четвереньках, на «пятой» точке, с боку на бок, на животе, на спине, вокруг оси, в длину, на прямых ногах, отнесем сюда махи руками. К шестой группе отнесем силовые упражнения. Приседание, отжимание, подтягивание, поднятие тяжестей, качание пресса спереди и сзади. 

У человека 15 центров вращения. Это места соединения костей - суставы: два голеностопных, два коленных, два тазобедренных, поясница, грудь, два плечевых, два локтевых, два лучезапястных, шея.

Легкость движения определяется разработанностью и подвижностью этих мест, чтобы любая траектория движения была возможна, чтобы не было у человека "мертвых зон". В этом случае становится возможным передача волны движения в танце от места ее возникновения на самые удаленные участки тела с учетом различных направлений и разных плоскостей.
Вращательные и волновые движения можно комбинировать, составлять из нескольких.

Рассмотрим на примере груди. Представим центр, точку по середине позвоночника, на уровне сердца. Проведем ось через эту точку спереди назад и начнем вращать грудной клеткой вокруг этой оси, при этом ось остается на месте. Сначала вращение происходит по кругу в одну и другую сторону. Затем по спирали в одну и в другую сторону, затем по восьмеркам с центром в этой точке, одна горизонтальная, другая вертикальная, разных размеров.
Затем проводим ось слева направо, горизонтально, через ту же точку. И начинаем вращать грудной клеткой вокруг этой оси по тем же траекториям, обращая внимание на то, чтобы ось была параллельна земле во время вращения. Далее проводим ось сверху вниз, перпендикулярно земле через эту же точку. И начинаем подобные вращения вокруг оси, отслеживая, чтобы ось была всегда перпендикулярна земле. Итак, грудь вращается вокруг осей, расположенных в трех плоскостях, каждый раз по трем траекториям (круг, спираль, восьмерки). Скорость вращения и амплитуду можно менять. Начинать рекомендуется с равномерных вращений. Аналогично вращаем тазовым поясом, только центр берем в самой середине его. Движения - также в трех плоскостях, по тем же траекториям, как и грудь. Голова аналогичным образом, только центр представляем в середине шеи. Вращения происходят в трех плоскостях и по тем же траекториям. При этом все остальные части тела не двигаются. Также вращаем кистями, но одновременно обеими. Каждая - через свой центр. Потом предплечья, плечи, ступни, колени, бедра. Если ногами вращают в положении стоя, тогда вращения делают попеременно каждой ногой, держа одну ногу на весу. Ногу можно вытянуть вперед, назад и в сторону. Количество вращений и скорость можно постепенно увеличивать. Из траекторий скачала можно брать круги, затем добавлять спирали, затем восьмерки. Последнее вращение - это «Молот» в одну и другую сторону, стоя на месте. Затем можно комбинировать вращения различных частей тела. Затем добавлять спирали, затем восьмерки. Последнее вращение это «Молот», в одну и другую сторону, стоя на месте. Затем можно комбинировать вращения различных частей тела. После вращений потянуться вверх, потянуться, разведя руки в стороны; «Открывание пневматических дверей»; потянуться одна рука вверх, другая вниз; потянуть левую ногу одновременно с правой рукой и наоборот (растягивать себя по диагонали).


 Общие правила для упражнений.

1. Начинать движения с конечностей, затем туловище, в конце - движения головой.
2. Начинайте постепенно, не загоняйте себя. Каждое занятие - это удовольствие наполнение тела энергиями. В сопровождение можно взять арабскую музыку, классическую, барабаны.
3.Следите за своим состоянием, если плохо себя чувствуете или самочувствие ухудшается, то делать не надо. Разберитесь с причинами и устраните их.
4. Начинайте с простых форм и постепенно, со временем усложняйте.
5. Определите минимум по количеству, и выполняйте его. Нет смысла делать больше определенного количества.
6. Чередование напряжения и расслабления.
7. Напряжение на задержках дыхания, на вдохе и выдохе.[11]

 

Так же есть следующие упражнения, применяемые на тренингах:

«Напряжение–расслабление»

Это упражнение познакомит вас с простейшими мышечными зажимами.

Встаньте прямо. Сосредоточьте свое внимание на правой руке. Напрягите руку до предела. Спустя несколько секунд напряжение сбросьте, руку расслабьте. Поочередно проделайте все то же самое с другой рукой, правой и левой ногами, шеей, поясницей.

«Перекат напряжения»

При помощи этого упражнения вы научитесь управлять мышечным напряжением.

Напрягите до предела руку. Постепенно расслабляя ее, полностью переведите напряжение на другую руку. Затем, постепенно расслабляя вторую руку, полностью переведите напряжение на ногу, другую ногу, поясницу, спину, шею и т.д.

«Огонь–лед»

Упражнение основано на попеременном напряжении и расслаблении всего тела. Лучше его выполнять вдвоем или в группе.

Ведущий попеременно (примерно через минуту) даёт команды «огонь», «лед». По команде «огонь» начните интенсивно двигаться всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выберите по вашему желанию. По команде «лед» застыньте в позе, в которой застигла вас команда, напрягите до предела все тело. Команды чередутся через произвольное время.Можно заниматься и одному, внезапно давая себе команды.

«Масло»

Представьте свое тело в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например, маслом. Представьте, что вам вводят масло в указательный палец. Вы должны заполнить этим маслом все суставы своего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы смазать каждый сустав.

«Зажимы по кругу»

Двигаясь по кругу, напрягите левую руку, левую ногу, правую руку, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом случае сначала должно быть слабым, постепенно нарастая до предела. В состоянии предельного напряжения нужно идти 15–20 секунд, потом сбросить напряжение и полностью расслабить напряженный участок тела.

Прислушайтесь к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти и вспомните „обычное“ для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, доведите зажим до предела и сбросьте его через 15–20 секунд. Повторите то же самое на другом участке тела. Наблюдайте каждый раз, что происходит с вашим обычным зажимом. Повторите упражнение с собственными зажимами 3–5 раз. Выполняйте это упражнение хотя бы раз в день.

«Центр тяжести»

Попробуйте определить, где у вас центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Теперь представьте, что вы — кошка. Найдите центр тяжести тела кошки (подвигайтесь как кошка). Где чувствуете центр тяжести? А где центр тяжести тела обезьяны, рыбы, воробья, прыгающего по земле? Выполните дыижения, характерные для этих и других животных. Животные и маленькие дети — самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов.

«Марионетки»

Представьте, что вы — кукла–марионетка, которая после выступления висит на гвоздике в шкафу. Сначала представьте, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено и болтается. Выполняйте упражнение в произвольном темпе, можно даже с закрытыми глазами.

Так же на занятиях применяется с техника- «Освобождение чувств»или  «Джаз тела» по Габриэлле Рот.

Рот или как ее называли в народе «городской шаман» создала особую технику танца под названием «5 ритмов». Габриэлла дожила до 71 года и до последнего сама танцевала.

Габриелла Рот изобрела не просто танец, она увидела в танце общение с окружающим миром, раскрытие навстречу истинным чувствам, раскрепощение.

Известно, что с самого начала ребенок получает информацию через телесные ощущение. На теле имеются определенные зоны, которые на всю жизнь запоминают отрицательные или положительные моменты общения ребенка с миром. Пять ритмов танца дают ребенку ощущение радости и свободы, избавляют от внутренних зажимов и негативных отпечатков.

Пять ритмов — это танец свободы, здесь нет шаблонности и четких движений, которые так терпеть не могут дети. Задача педагога — настроить ребенка на нужную волну с помощью музыки, задача ребенка — танцевать согласно своим желаниям, не стесняясь движений и свободы перемещения.

Занятия по методике Габриэллы Рот практикуют во многих дошкольных учреждениях и центрах, они особо популярны в йога-центрах и ценятся психологами.

Танец пяти движений, предложенный Габриэллой, подойдет для детей с 5 лет. Для занятия потребуется музыка разных темпов, продолжительность одного темпа — одна минута. После окончания занятия проведите беседу с детьми о том, что им больше всего понравилось, какие движения запомнились, какая музыка показалась самой интересной.

«Течение воды». Движения — мягкие, текучие, плавно переходящие одно в другое. Музыка — плавная.

«Переход через чащу». Движения — резкие, обрубистые, сильные. Музыка — импульсивная, бой барабанов.

«Сломанная кукла». Движения — незаконченные, резкие. Музыка представляет собой хаотичный набор звуков.

«Полет бабочек». Движения — нежные и изящные. Музыка — плавная, лирическая.

«Покой». Упражнение проводится без движений, дети стоят и «слушают» свое тело. Музыка — тихая и спокойная, как вариант — набор звуков, имитирующих морской прибой, шум воды.

Для детей с 5 лет подойдет упражнение под названием «Джаз тела». Упражнение проводится под ритмичную музыку. Дети повторяют движения за ведущим. Вначале в разные стороны поворачивают голову и шею, вперед и назад, согласно заданному ритму. Далее вступают в «танец» плечи: вместе, попеременно, вперед, назад, вверх, вниз. Следующее соло за руками в локтях, затем — в кистях. «Танец» доходит до бедер, коленей, ступней.

Теперь необходимо повторить каждое отработанное движение по порядку: голова — плечи — локти — кисти — бедра — ступни. В конце «танцует» все тело, то есть ребенок пытается двигаться всеми частями тела.

 

Заключение

Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Вся двигательная активность, человека, который не занимается никакими видами спорта, сводится к лежанию, стоянию, поездкам в транспорте, сидению на работе и у телевизора. В лучшем случае вечером "прогулка" по магазинам. Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма.
Отсутствие двигательной активности и большие нервные перегрузки, стрессы - основные причины практически всех заболеваний.

Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают в психиатрических больницах, поликлиниках, центрах психического здоровья, тюрьмах, спецшколах и имеют частную практику. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцтерапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность.

Танцевальная терапия как профессия стала известна в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Танцовщица, она начала преподавать танец модерн после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце (одиночество, испуг, страх и т.д.), и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она стала помогать им больше обращаться к свободе движения, а не механике танца.
Вскоре местные врачи стали посылать ей своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Постепенно Чейс стала работать как сотрудница Красного Креста в больнице Св. Елизаветы. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец. Некоторые из них были шизофрениками, другие бывшими военными с посттравматическим синдромом. Ее работа привлекла многих последователей, и первые стажеры начали изучать и преподавать танцевальную терапию в больнице Св. Елизаветы в 50-е годы. В 1966 г. была основана Американская Ассоциация Танцевальной Терапии(ADTA) и танцевальная терапия стала признанным и формально организованным движением.

В настоящее время в 46 штатах США и в 29 зарубежных странах работает более 1200 танце-терапевтов. Как и другие специалисты по психическому здоровью, они используют широкий диапазон техник, чтобы помочь своим пациентам. Вот некоторые из основных направлений танцевальной терапии: фрейдистский подход, юнгианская техника и направление объектных отношений. В то же время, многие терапевты не придерживаются только одного подхода и используют техники разных подходов. Техника аутентичного движения исходит из юнгианского метода анализа, где люди работают с повторяющимися образами своих снов или фантазий, чтобы постичь смысл своей жизни. Вместо того чтобы просить пациента протанцевать определенную эмоцию, терапевт предлагает пациенту двигаться, когда он (а) чувствует "внутренний импульс". Движение направляется самим пациентом, и терапевт является неосуждающим свидетелем его движения. Предполагается, что такие движения исходят из глубинного уровня сознания пациента. Во фрейдистской технике танцевальный терапевт работает с пациентом, чтобы раскрыть чувства, скрытые глубоко в бессознательном, через выражение этих чувств в танце. В технике объектных отношений терапевт помогает пациенту исследовать основные проблемы его жизни, обращаясь к первичным отношениям с родителями. Эмоции выражаются конкретным, физическим образом. Например, пациент может работать со своим страхом потери, приближаясь к терапевту и отдалясь от него в танце.
Танцевальные терапевты часто используют вместе с танцем другие виды терапии, такие как арт-терапия и драма. Терапевты также обсуждают с пациентом, что произошло во время танцевальной сессии, используя обычную "разговорную терапию". Также они используют во время сессий визуализации. Например, терапевт может предложить пациентам представить, что они танцуют на прекрасном береге моря. В одной часто используемой технике терапевт зеркально отражает движения пациента, когда тот выражает важные чувства. Это работает особенно сильно во время индивидуальной сессии. Считается, что эта техника обеспечивает чувство безопасности и помогает проверить истинность чувств пациента.

Основное предпосылка танцевальной терапии состоит в том, что когда люди танцуют, они выражают значимые чувства. Кулак, гневно бьющий в воздух, голова, склоненная в смущении, многое значат для танце-терапевта. С помощью танце-терапии, согласно теории, пациентам легче выражать болезненные, пугающие чувства и проживая, освободиться от них. После проживания этих чувств в танце, им легче начать говорить об этих чувствах и перестать выстраивать барьеры между собой и другими.
Суть танцевальной терапии заключается в том, чтобы движением выразить свое состояние или проблему. «Вытанцевать» настроение, конфликт, чувство, ощущение, означает пройти половину пути к выздоровлению.

Мы живем в мире, требующем от человека сдержанности в выражении собственных эмоций, а также серьезности в словах и поступках. Поэтому многие люди вынуждены принимать существующие правила игры, что приводит к переизбытку накопленных эмоций. Человеческое тело не безгранично, а потому не может постоянно заполняться эмоциями, не давая им выход. Существует два варианта выхода человеческих эмоций – негативные (через крик, истерику, негодование, драку и т.п.) и позитивные (через физические упражнения, активность). Примером позитивного выхода эмоций является танцевально-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия, это инновационное направление в работе с различными категориями лиц по оздоровлению, развитию и коррекции психологического и физиологического состояния. Спектр применения ТДТ очень широк. Нет ограничений в применении ни по возрасту, ни по типу расстройств и нарушений. Одним из самых важных моментов, которые использует танце-терапевт - это то, что тело не лжет, это единственная проявленная в движении составляющая человека, которая обладает таким свойством.

Любое человеческое переживание ведет за собой напряжение определенных групп мышц. Невыраженные эмоции "застревают" внутри человека и образуют эмоциональные и мышечные блоки, так называемый панцирь. Танец помогает освободиться от зажимов и выразить накопившиеся эмоции. Снятие мышечных блоков позволяет энергии беспрепятственно струиться по телу и дает прилив новых сил. На занятиях танцевальной терапией не важно, как человек двигается, а то, что он ощущает и чувствует.

В танце происходит маленькое чудо: человек раскрывает свои внутренние резервы, приходит понимание собственных возможностей, которые раньше казались не досягаемыми.

В последние годы мировые ученые уделили достаточно много внимания изучению эффекта, который оказывает регулярное занятие танцем на организм человека. В результате научным путем было доказано, что танец действительно оказывает благоприятное воздействия на человека. Во-первых, регулярно танцуя, вы почувствуете раскрепощение и общее расслабление. Танец активизирует нервную систему человека, помогая справлять со стрессовыми ситуациями. Помимо перечисленных эффектов, танец оказывает воздействие на мозговую деятельность. В частности, при регулярном занятии танцами задействуются два полушария мозга, развивая как логику, так и мышление. Если объяснить подобное явление в переносе на танец, получается, человек тренирует полушарие, отвечающее за логику, путем изучения композиции танца, а творческая часть головного мозга развивается в процессе импровизации. Также танец помогает с координацией движений, мышлением и памятью и так далее.

Таким образом, на чисто физическом уровне танцевальная терапия имеет все преимущества занятий спортом: улучшается общее состояние, координация движений и мышечный тонус. На эмоциональном уровне она помогает людям почувствовать себя счастливее и увереннее, а в случаях постоянного стресса и длительных депрессий просто незаменима. С помощью спонтанных движений гораздо легче выразить гнев, страх, разочарование или потерю, эмоции, которые очень часто трудно передать словами. Кроме того, танцевальная терапия улучшает память, повышает познавательный интерес и мотивацию.

Танцевальная терапия осуществляется благодаря движениям, вследствие которых мышечные зажимы, характерные для всех эмоциональных расстройств, расслабляются. Болевые точки на воротниковой зоне, головные боли вследствие занятий танцами исчезают или заметно уменьшаются, появляется хорошая осанка, натренированный вестибулярный аппарат, улучшение деятельности сердечно - сосудистой системы и нормализация артериального давления.

Включение в занятия по хореографии упражнений по танцевальной терапии, дает больший прирост в запоминании движений по классическим программам, на примере, коллектива «Веснушки», раскрывается возможности ребенка, благодаря снятию «мышечных зажимов», т.е. некой угловатости, стесненности. Танцевальная терапии помогает снять напряжение, с которым приходит ребенок на занятие и после этого позволяет работать - более продуктивно.

Как и много веков назад, танец остается не только «красивым искусством» но полезным занятием для человека и его личности. Танцевальная терапия для школьников,  дает возможность раскрыть себя в новом амплуа, поддерживать себя в хорошей физической форме, и дарят массу положительных эмоций.

 

 

Список литературы

1. См: Рудестам К. Танцетерапия. М., 2001. С 245.

2. Фрегер Р., Фейдимен Д. Танцевальная терапия. 2001, стр. 76

3. См: Фрегер Р., Фейдимен Д. Танцевальная терапия. 2001, стр. 141.

4. См: Оппикоффер Р. Танцетерапия. 2001. С. 82.

5. См: Бирюкова И. П. Танцевальная терапия: за и против. М., 2003 С 123.

6. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье. - 2005. - 223 с.

7. Воронин Р. Е. Философия танца как методологическая база теории и методики спортивного танца (технико-эстетические виды спорта) // Известия Российского Гуманитарного Педагогического Университета им. А.И.Герцена: Аспирантские тетради: научный журнал. – СПб., 2007. - № 11 (32). - С. 255-260.

8. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.

9. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. - СПб.: ИГУП, 1997. С. 160.

10. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. - М.: Книга, 2005 - 345с.

11. Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. Санкт-Петербург, 2006

12. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. Киев: Олимпийская литература, 2003. 279 с.

13. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. Киев: Олимпийская литература, 2003. 279 с.

14. Лабинцев К.Р. Характеристика нагрузок в танцевальном спорте. Москва, 2001

15. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001

16. Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности//Психол. журнал. - 2002. - №4. - С. 142-146.

17. Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся, - Чебоксары, 2001.

18. Руднева С.Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения// Психологический журнал. - 1992.-№3-С. 84-92.

19. Танцевально-двигательная терапия // Журнал практического психолога. Специальный выпуск №3, 2005.

20. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.; Советская Россия, 2003. - 43с

21. Фейдимен П. Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела // Личность и личностный рост. Выпуск 2. - М.: Исток, 2003 - 453с.

22. www.dancesport.ru

23. http://artterapya.ru/

24. Баскаков В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии. М., 2002.

25. Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л. Движение, ты прекрасно! М., 2003.

26. Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. М., 2004.

27. Рудестам К. Групповая психотерапия. Прогресс, 2000.

28. Сборник Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 2004. Статьи СтаркА.и Хендрикс К.)

29. Фельденкрайз. Сознавание через движение. М., 2004.

30. Фрегер Р., Фэйдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Москва, 1996, 1 том

31. Кравченко А. И. Общая социология, -М., 2001.

32. Ядов В. А. Стратегия социального исследования.- М., 2002.

33. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2005.

34. Асламов А. Г. Психология личности. М., 1990.

35. А. Басе, агрессия и темперамент, М., 1989.

36. Бороздина А. В. Психология темпераментов. М., 2005.

37. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 2000.

38. Бэрон Р., Ричардсон Д. агрессия. СПб., 2004.

39. Гарбузов в. И. Практическая психотерапия. СПб., 1998.

40. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. М., 2002.

41. Крупнов А. И. Психологические проявления и структура темперамента. М., 2004.

42. Коваль Н. А., Родионова Е. В. Методика исследования индивидуального духовного пространства. М., Тамбов, 1997.

43. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1999.

44. B.C. Мерлин, Темперамент. М., 1998.

45. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1999.

46. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М., 1977.

47. Акопенко В.Н., Лазурский О.П. О влиянии мышечных движений /ходьбы / на скорость психических процессов. // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии.-СПб.,1897.

48. Александрова Л.И. Влияние ежедневных физических упражнений и игр на работоспособность учащихся. // Гигиена и санитария, М.,1958, №5.

49. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 1998.

50. Ю.Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии.- М., 1978, №4

51. Божович Л.И. Этапы формирования личности.- М., Воронеж, 1995.

52. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с.

53. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М: Медицина, 1995. - С. 186-208.

54. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.

55. ГленнВильсен. Психология артистической деятельности. Москва, Когито-центр, 2001.

56. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004, 219с.

57. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. – М.: Книга, 2005 – 345с.

58. Желателев Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом. Автореферат диссертации канд. психол. наук. СПб., 1999. 16с.

59. Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989.

60. Каган М. С. Морфология искусства.–М.: Искусство, 2004 – 324с.

61. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М.: Искусство, 2003 – 424с.

62. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. Москва, 1999. 238с.

63. Кнастер Мирка. Мудрость тела. Москва, ЭКСПО, 2002.

64. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005. 255 с.

65. Круткин В. Л. Антология человеческой телесности. – Ижевск: Радуга, 2003 – 356с.

66. Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ.канд. философск. наук. - Ростов-на-Дону, 1994 – 70с.

67. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 – 415с.

68. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608с.

69. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. №1. С.31-38.

70. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.

71. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. – СПб.: Европа, 2006 – 432с.

72. Назарова Л. Фольклорная арт-терапия. Спб, Речь, 2002. 231с.

73. Никитин В.Н. Пластикодрама. Москва: Когито-центр, 2001. 56с.

74. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. Москва: Алтейа, 1998. 488с.

75. П.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела // Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: Исток, 2003 – 453с.

76. Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности//Психол. журнал. – 2002. – №4. – С. 142-146.

77. Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. - 1999.–№1.–С. 164-168.

78. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2005 – 478с.

79. Руднева С.Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения// Психологический журнал. — 1992.–№3–С. 84-92.

80. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб: Речь, 2000. 256с.

81. Старк А. и Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. // Ярославль, 1994. 116с.

82. Танцевально-двигательная терапия //Журнал практического психолога. Специальный выпуск №3, 2005.

83. Фельденкрайз М. Искусcтво движения. Уроки мастера. Москва, ЭКСМО, 2003. 148с.

84. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. М.- СПб, 2000. 160с.

85. Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. М.: Книга, 1990 32 с.

86. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 2001, 238с.

87. Черник Б.П., Фомин А.С. Образовательная выставка: перспективы участия – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006 – 228с.

88. Шкурко Т.А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 1998. – С. 67-68.

89. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. Спб: Речь, 2003. 192с.

90. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997

91. Возрастная и педагогическая психология. /Сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1998

92. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002.

93. Ефимкина Р. П. Психология развития. – Новосибирск, 2004.

94. Колесов Д. В. Современный подросток. Взросление и пол. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

95. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998.

96. Мухина В. С. Детская психология. – М.: Апрель-пресс, 2000.

97. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.

98. Немов Р.С. Психология. Кн.2. Психология образования. – М., 1995.

99. Обухова Л. Ф. Детская психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

100. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.

101. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений /Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

102. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001.

103. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

 


[1] М. Чейс

[2] В. Райх

[3] З. Фрейд

[4]К. Юнг

[5]К. Юнг

[6]Дональд Вуд Винникот

[7]А. Гиршон.

[8]Т. А. Шкурко в книге «Танцевально-экспрессивный тренинг» (2005).

[9]Вайолет Оклендер

[10]И.В.Ганичева

[11] Березкина–Орлова В.Б. и Баскакова М.А. "Телесно–ориентированная психотехника актера".



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста | Горно - геологическая характеристика месторождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 230 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

777 - | 713 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.