Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Билет 13.В.1. Искусство Нового времени 17 века: стиль барокко

Прошлые представления человека античности о стабильности, ясности и гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, ему соразмерных, которые во многом стали впоследствии идеалом Возрождения, были поколеблены новыми знаниями. К 17 веку представления европейцев о мире расширились, великие географические открытия (Америки, первое кругосветное путешествие) и новые научно-философские представления о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной – показали, как огромен и сложен мир и какая песчинка в нем человек. Мир стал пониматься как не соразмеренный человеку. Просвещенный рационализм античности и Возрождения сменяет представление об иррациональности, непознаваемости мира. Политика того времени: во Франции – абсолютная монархия, в Англии парламентская республика, кризис абсолютной монархии в Испании, маленькая Голландия стала первой в мире капиталистической страной-республикой, и выдвинулась в число наиболее развитых стран. Германия и Италия оставались раздробленными на множество мелких, постоянно враждующих государств.

Итальянское искусство уже не было единственным авторитетом, в других странах возникли собственные национальные художественные традиции («школы»). В то же время сложились принципы в искусстве, общие для всех: первый – синтез искусств при главенстве архитектуры, выражение чувства нестабильности в криволинейных линиях, придание иллюзии динамики, движения архитектурным формам: вогнутые или наоборот выгнутые фасады вместо прямых:Палаццо Кариньяно в Турине, Италия (1); разорванные фронтоны:церковь Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (chiesadiSantaCroceinGeusalemme), 17-18 вв. Рим, Италия.(2). Внутренняя конфликтность, напряжение этого стиля проявлялись в столкновении реальных физических свойств инертного материала, его твердости и тяжелой неподвижности, и стремлении создать зрительную сюрреалистическую иллюзию его мягкости или движения: статуя из мрамора «Похищение Прозерпины» Лоренцо Бернини, который стремился придать мрамору иллюзорные качества воска (3). Если готику занимало создание иллюзии дематериализации формы, то барокко –создает иллюзии иррациональные: «изменяя»истинные свойства материала на противоположные.

 

1 2 3

Возникают сложные произведения, созданные выразительными средствами нескольких видов искусства. Это дворцовые или храмовые ансамбли, где соединились архитектура, скульптура, живопись, ДПИ и элементы ландшафтного искусства. Весьма выразительным композиционным средством барокко стал чрезмерно увеличенный, несоразмерный человеку масштаб и самого изображения, и его основных элементов. Гигантские размеры порталов церквей, дверей и окон явно несоразмерные человеку придавали иррациональности и даже фантастичности сооружению. Внутреннее противоречие стиля барокко: при невероятном, порой отталкивающем натурализме деталей, с одной стороны, создание общей мистической атмосферы художественного произведения, все это определило надуманность, неестественность художественного образа, театральность и даже декорационность барочного стиля (как декорации).Дворцовые и храмовые комплексы создавались не для частных приватных целей (личной молитвы, исповеди, или пространства для частной жизни), они в первую очередь были сценическими площадками для проведения торжественных общественных действ – богослужений и официальных приёмов, во дворцах - пиров, балов.

Так родился стиль 17 века -  барокко (итал. «странный», «причудливый»). Ключевая роль католической церкви: толчком для возникновения барокко послужила Реформация и ответ на нее – Контрреформация. Реформация – религиозное и общественное движение против инквизиции католической церкви и римских пап. В результате родилась новая ветвь христианства – протестантство. Его поддержало много жителей Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландов, Англии. Их черта – практичность, избегали украшения храмов и не признавали священных изображений. Считали, что каждый должен изучать Библию самостоятельно на родном языке, и для этого изображения (как «библия для неграмотных») излишни. Тогда католическая церковь начала в ответ Контрреформацию, чтобы вернуть себе верующих. Одним из ее главных средств как раз стало искусство. Грандиозные соборы и городские ансамбли, статуи и картины должны были поражать воображение зрителя, ошеломлять и подчинять его чувства, утверждая власть церкви и римского папы.

От искусства требовалось создавать всё небывалое, необыкновенное. Мрамор уподоблялся мягкому воску, прямые линии в архитектуре сменили волнистые и кривые, а живопись передавала не только цвет, свет и фактуру, но и прерывистое дыхание, испарину на лбу, мозоли, кровавые раны, нежные голоса ангелов – появилась небывалая динамика, эмоциональность, чувственность.

Черты стиля: изогнутые линии, раскрепованный ордер, раскреповка — способ пластического тектонического членения фасада, когда колонна вместе с находящейся над ней частью антаблемента и, если есть, с пьедесталом выдвинута по отношению к стене. Был широко распространен в Древнем Риме: Арка Константина в Древнем Риме, Италия– античность(1). Раскреповка эпохи Барокко: Церковь Иль-Джезу в Риме архитектора ДжакомоБароцци да Виньола(2)

 

1 2

 

Декоративные элементы барокко:

картуши (от фр. cartouche – свиток) – в форме щитов и/или листов пергамента с завернутыми краями: над окном в разорванном фронтоне (1) – постепенно превращаются в рольверки (от нем. Rolle – свёрток и Werk – труд, дело) в виде полуразвёрнутого рулона бумаги с надрезанными краями(2),

продолжают использоваться маскароны (3), мотивы двойного завитка-волюты – часто применяли в украшении фасада (4,5), гирлянды, акантовые листья, ионический киматий(6)и другие декоративные элементы, известные с античности.

1 2 3

          4 5

6

В одном орнаменте барокко сочетается все:  арабески, маскароны, гирлянды, раковины, картуши, цветочные вазы, рога изобилия, музыкальные инструменты (7)

7

Известный в романский период и широко применявшийся мотив ленточного плетения (1) барокко преобразовывает в бандельверки (от нем. Band – лента, перевязь и Werk – работа) в стиле берен. Стиль получил свое название в честь француза Жана Берена (1640-1711), создавшего первые образцы гравюр в этой манере (2).

1 2

Особенно роскошно декорируются барочные интерьеры. Здесь активно используются роспись, отделка мрамором и золочёным деревом, лепка (итал. стукко), скульптура, живописные картины и др. Особенно хороши живописные плафоны, зрительно увеличивавшие внутреннее пространство помещений. В эпоху барокко по-настоящему рождается функция создания интерьера как композиционно и стилистически организованного целого. Интерьер и его элементы, как настоящий синтез искусств, стали играть весьма важную роль, указывая на социальный статус и материальное положение его владельца. Создаются целые ансамбли убранства помещений. Причем богатство декорирования относится в равной степени и к светским, и к церковным зданиям.

Все элементы здесь подогнаны и согласуются друг с другом: расписные стены и потолки, украшенные к тому же лепниной, формы и размеры деревянных или стукковых рам зеркал и картин, резные, расписные или позолоченные деревянные стенные панели, резные золоченые консоли с мозаичными мраморными столешницами, бронзовые канделябры и хрустальные люстры, роскошные кресла, угловые столы, постаменты для скульптуры, шкафы, украшенные инкрустацией, шпалеры - безворсовые тканые настенные ковры с сюжетными и орнаментальными композициями («гобелен») и т.д.

Живописность цветовых и световых эффектов в интерьере обеспечивалась сложностью и даже причудливостью его пространственной структуры, обилием цветного резного мрамора, лепнины, резного золочёного дерева, бронзы, хрусталя, скульптуры и живописи. Интерьеры переполнялись скульптурой, но это были не порознь стоящие фигуры, а целые большие группы, где зрителю подчас трудно было выделить отдельный персонаж, потому что каждая фигура была интересна не сама по себе, а как составной элемент целого. Такие группы скульптур, выполненные в необыкновенно сложных ракурсах и установленные в избытке в интерьерах и экстерьерах зданий, являются одной из характерных черт стиля барокко. В результате возникало общее впечатление эмоциональной напряженности, пышности, динамизма и подвижки масс, иллюзия расширения пространства, его безграничности.

Новый тип алтаря –акцент на«архитектурное обрамление», архитектурные элементы обильны, приковывают внимание наравне с живописью: Моретермар, Франция. Алтарная картина. XVII век: еще один характерный элемент – скрученные колонны (1)

 

1

Если в искусстве Возрождения человек считался центром вселенной, венцом творения и главным действующим лицом истории, то в 17 веке возникло другой его образ: человек – существо изменчивое (во времени, с возрастом), то слабое и трепещущее, то невероятно сильное, способное на подвиг и духовный подъем. Ему известны глубины страдания и высоты восторга. Таково и искусство барокко: оно колеблющееся, эмоциональное, страстное, от взлетов к падениям и обратно, его герои или возвышенны, или чересчур приземлены.

Стилю барокко в 17-18 вв. противостоялиакадемизм и зарождающийся стиль классицизм (последовательно развивавшие рациональный подход в искусстве).

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История искусства Испании эпохи Возрождения | Барокко в Италии: Бернини, Караваджо, Болонская академия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 446 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2752 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.