– На перемене вы рассматривали монеты, медали и другие предметы на этой выставке. Теперь откройте учебники и нас. 129–132 рассмотрите изображения ещё некоторых подобных предметов. Что особенного в них можно заметить?
– Изображение напоминает и плоскую картину, и объёмную скульптуру. Оно располагается на плоскости, но выступает, возвышается над ней.
– Такое изображение имеет особое название.
(Желательно раздать ученикам картонные заготовки, аналогичные по форме и размерам образцам в рабочей тетради № 2. В этом случае они могут использовать и сюжеты для своих барельефов, взятые с этих же образцов.)
- Прочитайте, что об этом сказано в учебнике на с. 130.
«Если изображение возвышается менее чем на половину своего объёма, это барельеф. Более чем на половину возвышается горельеф. Это почти скульптура».
- Сегодня мы будем учиться создавать именно барельеф.
Обсуждение техники выполнения и возможных сюжетов барельефа.
– Как вы думаете, с чего начинается лепка барельефа? (Сначала нужно слепить основу – пластину, на которой будет держаться изображение, а потом на эту пластину налепить все детали.)
– Что именно художник изображает в барельефе?
(Это зависит от его использования. Могут быть сложные сцены с множеством фигур, а могут быть простые изображения отдельных предметов. В любом случае художник берёт эти сюжеты из своих наблюдений. Очень часто он изображает объекты природы, которые может дополнять собственной фантазией, превращая их в красочные картины.)
– Да, именно это мы видим на образцах барельефов, помещённых в учебнике.
4. Изготовление пластины – основы для барельефа.
Под руководством учителя дети выполняют работу в соответствии с инструкцией на с. 133–134.
Картонная заготовка, на которую наносят пластилин, у каждого ученика уже имеет определённую форму; именно такую форму будет иметь пластина. Вся работа выполняется учениками на дощечках, чтобы стол не пачкался.
ФИЗМИНУТКА
Разметка композиции с помощью стеки.
На подготовленной пластине ученики с помощью стеки или заострённой палочки намечают контур рисунка, который будет рельефным. В зависимости от уровня подготовленности класса учитель может разрешить каждому ученику самостоятельно определять, что именно будет изображено на его пластине; но если класс не очень сильный, то лучше сориентировать всех на выполнение какого-то одного несложного сюжета (например, изобразить бабочку, рыбку, грибок и т. п.). Выбранное изображение нужно хорошо вписать в заданный формат пластины, чтобы оно было выразительным и не слишком мелким. Заострённой палочкой на пластилин наносится самый общий контур изображения; ошибки легко исправить, заглаживая нанесённые линии.
При наличии рабочей тетради задание выполнить проще: на подготовленную пластину нужно просто переколоть заострённой палочкой контуры выбранной картинки.
В тетради имеется ещё одно творческое задание по теме – подготовка эскиза барельефа в цвете, однако при дефиците времени его придётся предложить ученикам выполнить во внеурочное время, по желанию.
Лепка барельефа.
Изображение в пределах нанесённого контура нужно сделать выпуклым. Технология работы показана в учебнике: небольшие кусочки пластилина примазывают к подготовленной основе, добиваясь нужной высоты изображения. Учитель демонстрирует приёмы работы на своём макете.
Когда задуманное изображение станет выпуклым, необходимо его уточнить. С этой целью можно заострённой палочкой или ножичком подправить контуры изображения. Обязательно следует позаботиться о выразительности деталей, т. к. именно они делают всю работу более интересной. Например, если барельеф изображает бабочку, можно на её крылышках налепить более выпуклые кружочки, а на них, в свою очередь, сделать палочкой углубления; на брюшке бабочки можно нанести ритмичные линии – как кольца на гусенице.
Прилепляя детали, следует как можно плотнее примазывать кусочки пластилина (или придавливать их в каких-то местах палочкой), иначе они потом могут отвалиться.
Роспись барельефа.
Учащиеся ещё раз рассматривают и обсуждают образцы барельефов, представленные в учебнике и в рабочей тетради, но на этот раз основное внимание обращают на особенности цветового решения произведений.
- Художник использует условные цвета, что позволяет сделать изображение особенно декоративным, придать ему своеобразный характер.
Следует также заострить внимание учеников на деталях, которые усиливают выразительность изображения.
- Чтобы краски хорошо ложились на пластилин и лучше на нём держались, можно в процессе росписи добавлять в них немного клеяПВА. С этой целью небольшое количество клея наливают в баночку или крышку и ставят рядом с красками. Набрав на кисточку нужную краску, на неё тут же захватывают небольшое количество клея и вместе с краской наносят его на поверхность изделия.