Когда благородный гений живописи от природы бывает врожден душе, способной и любящей искусство, то она нелегко дает оттолкнуть себя от него, а всегда будет стараться со ступени на ступень подниматься все выше, до самой главной ветви живописи и тут достигать высшего совершенства, подобно тому как большинство плодоносных деревьев стремится подниматься вверх. Так было и с Иоахимом Эйтевалом, живописцем из Утрехта, который родился в 1566 году.
Отец его был живописцем по стеклу, а дед по матери, Иоахим ван Шуйк, был по своему времени хорошим живописцем. До восемнадцатилетнего возраста Иоахим Эйтевал под руководством своего отца занимался изготовлением стекол и живописью по ним. Но в этом он не находил никакого удовлетворения, так как талант влек его к более высокой цели. Он принялся за живопись и учился ей около двух лет у посредственного живописца из Утрехта по имени Йос де Бер, ученика Франса Флориса. После того Эйтевал уехал в Италию и в Падуе поступил к французскому епископу Сен‑Мало, с которым он в течение двух лет путешествовал по Италии, а затем еще два года жил у него во Франции. В продолжение этого времени Эйтевал написал для епископа много произведений, и все из головы, или собственного сочинения.
По возвращении из путешествия он постоянно жил в Утрехте и писал много картин, весьма различных по размеру, которые находятся в разных местах у любителей и ценятся ими очень высоко, как они того и заслуживают.
Трудно было бы сказать, в каких произведениях он был выше – в больших или в малых, что доказывает, что он обладал верным суждением и здравым умом, а это есть нечто такое, что у других живописцев нечасто встречается, ибо мы подчас видим у них большие и маленькие произведения или фигуры, написанные одной и той же рукой, которые можно принять за работу двух разных мастеров и которые по качеству искусства совсем не одинаковы.
Эйтевал превосходен во всех отраслях искусства. Мы видим принадлежащие его кисти прекрасные картины кухонь, наполненных всевозможными припасами, списанными с натуры. В этом роде есть в Гауде большая его картина, исполненная удивительно хорошо.
В Антверпене у одного итальянца есть его картина в шесть футов высоты и десять футов ширины, изображающая Лота и его дочерей[481]. Мы видим здесь замечательно красивые, во весь рост нагие фигуры, а также красивый пожар, стволы деревьев и многое другое.
Сверх того, в Амстердаме, в так называемом «Доме Апеллеса», у его двоюродного брата Луки, живописца из Утрехта, находится превосходная картина вертикального формата, выдающаяся по своей свободной композиции, прекрасному рисунку и краскам. Она изображает «Благовесте пастухам» и ясно показывает, как велика была артистическая мощь Иоахима.
Существует много его маленьких работ, отличающихся замечательной отделкой и точностью изображения. Во‑первых, в Амстердаме, у господина Яна Никста или его сына, находится отличная маленькая картинка на меди, представляющая «Пир богов», со множеством фигур, написанная очень красиво и тщательно. Кроме того, он недавно доставил господину Яну ван Вели превосходную картинку на меди вертикального формата. Она представляет Марса и Венеру и изобилует множеством мелких и красивых подробностей, переданных с такой тонкостью, какая только доступна глазу: стол, кровать, все боги и много маленьких амуров, сходящих с облаков, – все это изумительно красиво[482].
Другая картина, изображающая также Марса и Венеру, находится у господина Мельхиора Вейнтгиса в Мидделбурге. Итак, я того мнения, что Эйтевал достоин занимать место между самыми лучшими нидерландскими живописцами. Но удивительно, что живопись так благосклонна и привержена к нему, несмотря на то, что она отошла у него на второе место и служит только упражнением, ибо его совершенно поглотила торговля, стоящая у него на первом месте. И некоторые говорят, что они опасаются, как бы вдруг живопись не превратила его в лён, которым он торгует, подобно тому как Арахна была запутана в свою собственную ткань разгневанной Афиной. Теперь, в 1604 году, ему тридцать восемь лет отроду.
Примечания
Иоахим Эйтевал (ок. 1566, Утрехт – 1638, там же) – нидерландский живописец, представитель позднего маньеризма. Учился у отца, витражиста Антониса Эйтевала, и Йоса де Бера; испытал влияние Бартоломеуса Спрангера. В 1586–1590 гг. посетил Францию и Италию. По возвращении работал в Утрехте, где в 1592 г. вступил в гильдию св. Луки. Эйтевал создавал картины на библейские, мифологические и бытовые сюжеты, портреты и натюрморты. Наряду с крупноформатными полотнами, писал миниатюрные картины на медных дощечках, оставшись до конца жизни приверженцем старых традиций. Помимо двух картин, упомянутых К. ван Мандером, известен еще ряд его достоверных произведений: «Избиение младенцев» (1591, Харлем, Музей Франса Халса); «Воскрешение Лазаря» (Лилль, Музей Викар); «Торговка овощами», «Автопортрет» (1601, оба – Утрехт, Центральный музей); «Свадьба Пелея и Фетиды» (1602, Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха); «Персей и Андромеда» (1611, Париж, Лувр); «Суд Париса» (1615, Лондон, Национальная галерея); «Лот с дочерьми» (малый вариант), «Христос и дети» (1621), «Крещение» (все – Санкт‑Петербург, Государственный Эрмитаж).