Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жизнеописание Октавио ван Веена (Octavio van Veen) из Лейдена и других живописцев из Антверпена и иных мест




 

Мне было бы весьма прискорбно обойти молчанием кого‑либо из тех, кто особенно достоин упоминания, хотя бы он даже куда уехал и жил очень далеко. Поэтому я хочу сперва рассказать здесь на память потомству о превосходном живописце Октавио ван Веене, родившемся в почтенной семье в городе Лейдене[454].

Следуя природному влечению, он посвятил себя живописи и, сколько я знаю, путешествовал по Италии, где посетил Рим и другие города и, будучи выдающимся мастером в своем искусстве, снискал уважение принца Пармского и прочих знаменитейших особ страны.

Теперь он пользуется большим расположением правителя Нидерландов его высочества светлейшего эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини, к которым он поступил на службу, отказавшись от многих делавшихся ему из‑за его славы предложений со стороны зальцбургского архиепископа, императора, короля Испании[455] и короля Франции[456], старавшихся в последние годы привлечь его к себе на службу, от чего он мог бы иметь большие выгоды. Но, повинуясь своему влечению оставаться с друзьями и родственниками, он не обращает внимания на предложения, идущие из‑за границы.

Он написал много прекрасных картин и портретов, и в том числе два портрета эрцгерцогской четы, которые были отосланы в Англию королю Якову II.

В настоящем, 1604 году он написал большую картину, изображающую праздник, или триумф Бахуса, похожую на картину Хемскерка, находящуюся у господина Вейнтгиса в Мидделбурге, или, если хотите, ту же самую композицию, что видно из гравюры. Произведение это очень хорошо и по живописи, и по исполнению. У господина Вейнтгиса также есть очень хорошая вещь его искусной руки; она изображает Зевксиса, пишущего с натуры пять нагих женщин, и исполнена замечательно хорошо.

У Октавио есть брат Гисберт ван Веен, очень хороший гравер и живописец, который, как я думаю, живет в Брюсселе.

Сверх того, есть еще другой брат, преисполненный дара живописи, господин Питер ван Веен, который, правда только для своего удовольствия, то здесь, то там что‑нибудь пишет; однако лучшие живописцы приходят от его работ в удивление и сожалеют, что он не занимается этим исключительно[457].

В Антверпене живет также Ян Снеллинк[458], весьма хороший мастер и превосходный живописец, родившийся, как я думаю, в Мехелене. Он удивительно пишет исторические и батальные картины и иногда или даже часто получает на них заказы от знатных особ и князей. Он изобразил различные случаи из сражений, происходивших в Нидерландах, и весьма верно передал в них пушечный дым и закопченных в пороховом дыму солдат. Теперь, в 1604 году, ему может быть около пятидесяти пяти лет от роду.

В Антверпене живет также Тобиас Верхахт[459], красиво и хорошо пишущий пейзажи.

Сверх того, Адам ван Норт[460], умеющий хорошо писать фигуры. Равным образом Хендрик ван Бален[461] и Себастьян Вранкс[462], ученики Адама ван Норта; последнему из них теперь около тридцати одного года, и он очень красиво пишет пейзажи, маленьких лошадок и фигурки людей. Кроме того, в Антверпене живет Йос де Момпер[463], выдающийся пейзажист, имеющий очень красивую манеру в исполнении.

Я слышал также много похвал некоему Франциску Савио[464] в Бергене, в Геннегау.

Есть несколько хороших мастеров и во Франции, в Париже, как, например, Мартин Фремине[465] – француз родом из Парижа, недавно поступивший на службу к королю[466], в присутствии которого он без предварительного рисунка начал писать в разных местах то ногу, то руку, то лицо и, наконец, к великому удивлению короля, из всего этого сделал прекрасную фигуру.

В Париже за несколько лет до Фремине также на службе у короля находился некий парижанин по имени Дюбрейль[467]. Он был сыном седельного мастера и особенно был искусен в рисунке и в изображении нагих тел, так как долгое время упражнялся в анатомии у одного цирюльника. Он часто отдавал писать свои произведения нидерландцам, а потом наносил на них сильные тени, употребляя даже чистую черную краску. Он удивительно играл на лютне, бился на копьях и был лихим и страстным наездником. Умер он молодым человеком и совсем внезапно после того, как с необыкновенной быстротой прискакал из Сен‑Дени в Париж, чтобы принять нескольких приглашенных гостей. Говорят, что на пути у него вскрылась давнишняя внутренняя рана.

Я упомянул про него здесь, среди рассказов о живых мастерах, потому, что позабыл о нем раньше. Он был современником вышеупомянутого Фремине, и они вместе учились у одного посредственного живописца в Париже. В Париже находится еще хороший мастер, служащий при дворе и проживающий в Сен‑Жерменском предместье; он отличается прекрасной манерой письма и очень умело пользуется красками. Его зовут Бюнель[468], и он выглядит как знатный бюргер. Его жена по своим живописным произведениям стоит гораздо выше его и других хороших мастеров. Сверх того, там живет еще некий Боллери[469], превосходно пишущий ночные виды, маскарады, карнавалы и тому подобные празднества, так же как и всевозможных зверей, совершенно в духе Бассано[470]. Он держит себя как большой барин и ездит верхом в сопровождении слуги.

В Лионе живет превосходный мастер по пейзажу, фигурам, композиции, портретам с натуры и рисунку – нидерландец по имени Франсуа Стелларт[471], о котором я, однако, не знаю, ни где, ни когда он родился. Другой нидерландец живет на юге Италии, в городе Бари, в Апулии, кажется у местного епископа. Он превосходный мастер, хорошо знающий все отрасли искусства, и в этом чужом, уединенном уголке очень преуспевал во время последней дороговизны в Италии как в своем искусстве, так и в торговле хлебом. Я познакомился с ним в Риме; он родом из Ауденарде, во Фландрии, и его имя Гаспар Хейвик[472]. Некоторое время он жил у Коста, живописца покойного герцога Мантуи[473]; теперь ему может быть около пятидесяти четырех лет от роду. Если б он жил от меня поближе, я вспомнил бы о нем раньше, что я должен был бы сделать и относительно искусного живописца Гердера из Гронингена[474], почти того же возраста и принадлежащего к моим римским знакомым. В Гронингене он был живописцем у Фердуго и заслуживает похвалы во всех отраслях искусства, как это доказывают его произведения.

 

Примечания

 

Живописец, рисовальщик и поэт Отто ван Веен, или Октавио Вениус (ок. 1556, Лейден – 1629, Брюссель), – представитель итальянизирующего направления во фламандской школе рубежа XVI и XVII вв. Писал произведения на религиозные и исторические сюжеты, аллегории, портреты. Занятия живописью Отто ван Веен начал у И. К. Сваненбурха в Лейдене. Продолжил обучение в Льеже у поэта и гуманиста Лампсониуса и художника Жана де Рамея. В 1575 г. молодой художник уехал в Италию, где провел восемь лет, изучая искусство Ренессанса. В Риме он познакомился с Ф. Цуккаро. В 1583 г. через Мюнхен и Кёльн Отто ван Веен вернулся в Льеж. В 1585–1592 гг. он работал в Брюсселе в качестве придворного живописца наместника Алессандро Фарнезе, после смерти которого переехал в Антверпен, где в 1593 г. вступил в местную гильдию св. Луки. В 1602 г. был избран её деканом. Учеником, а затем сотрудником Отто ван Веена в 1690‑е гг. был юный Рубенс, испытавший значительное влияние учителя. С 1612 г. Отто ван Веен жил в Брюсселе. Он много работал как монументалист и декоратор: в частности, в 1597 г. по заказу антверпенского магистрата создал картоны для серии шпалер «Победы эрцгерцога Альберта» (не сохранились), в 1599 г. руководил оформлением города для торжественной встречи эрцгерцога и его супруги, инфанты Изабеллы; писал многочисленные алтари. Широкой известностью пользовались книги эмблем «Quinti Horatii Flacci emblemata» (Антверпен, 1607), «Amorum emblemata» (Антверпен, 1608) и «Amoris divini emblemata» (Антверпен, 1615), в которых Веен выступал одновременно как поэт и как художник. Для гравюр, иллюстрирующих эти книги, им выполнены замечательные маленькие эскизы в технике гризайли (ныне – Париж, Лувр; музеи Руана, Дуэ, Лилля). Из живописных произведений мастера до нас дошли «Автопортрет с семьей» (1584, Париж, Лувр); «Портрет Алессандро Фарнезе», «Мистическое обручение св. Екатерины» (1589, оба – Брюссель, Королевский музей изящных искусств); «Милосердие св. Николая» (Антверпен, Королевский музей изящных искусств); «Вознесение Марии» (1602, Антверпен, капелла Ратуши); «Аллегория искушений юности» (Стокгольм, Национальный музей); серия из двенадцати картин «Римляне и батавы» (ок. 1612, Амстердам, Рейксмузеум); серия из шести панно «Триумф церкви» (1615–1620, Мюнхен, Старая пинакотека).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 257 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2194 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.