Мне было бы прискорбно обойти молчанием славных представителей нашего искусства, которые живут, рассеянные по разным странам. И так как художники, принадлежащие к нашей нидерландской нации, более всех других на свете имеют склонность к путешествиям и посещению чужих стран и народов, то я и хочу здесь вспомнить об искусном живописце Гансе Сунсе из Хертогенбоса, хотя и живущем не в родной стране, а в Парме, в Ломбардии, или Италии, где он, если я не ошибаюсь, состоит на службе у герцога.
У кого начал он свое художническое поприще, я не знаю; но мне известно, что он приехал в Антверпен и поселился там у превосходного школьного учителя Якоба Бона, откуда, проработав некоторое время для самого себя, уехал жить и работать к Гиллису Мостарту. Здесь он каждодневно прилежно занимался копированием разных прекрасных произведений, в особенности картин Франса Мостарта, и вскоре в изображении пейзажей стал хорошо подражать его манере. Поэтому я смело могу сказать, что он именно здесь положил начало своей прекрасной манере в пейзажной живописи, хотя природным способностям его искусной руки всегда приходили на помощь ум, наблюдательность и понимание.
Из его первых работ, находящихся у господина Хендрика Луверса Спигела, известного любителя искусств в Амстердаме, некоторые пейзажи производят очень приятное впечатление. Во‑первых и прежде всего, там есть пейзаж, написанный масляными красками и такого формата, что живописцы клеевыми красками считают его холстом двойного или почти двойного размера; на переднем плане в нем видна обнесенная забором дорога с прекрасными деревьями и несколькими красивыми фигурами, между прочим – человечка, справляющего нужду. Сверх того, у него еще есть пейзажи на досках и несколько маленьких картин, изображающих пожары. На этих картинах встречаются и изображения полей со зрелой рожью или овсом и разными другими зеленеющими злаками. Сунс путешествовал по Италии и в мое время был в Риме[413], где я свел с ним знакомство. Там он писал очень много, особенно небольших, картин масляными красками как на меди, так и на другой основе. Он много работал для разных вельмож, а также написал несколько фресок в папском дворце. Между прочим, он показал нам, пока леса оставались еще на месте, несколько исполненных al fresco пейзажей, которыми он украсил фриз одного из папских покоев[414]; таким образом, мне удалось видеть вблизи красивый и искусный образец его работы, про который папский живописец или кто‑то другой говорил, что он был груб и недостаточно закончен. Однако снизу, откуда и должно было смотреть, он производил превосходное впечатление.
Среди других картин он написал там эпизод легенды о св. Августине, который, придя к морю, встретил на берегу ребенка, намеревавшегося перелить раковиной всю воду из моря в маленькую ямку. Воздушная перспектива моря была передана удивительно естественно, и так же естественно и характерно переданы поверхность и движение водного пространства. В передней комнате королевской залы, в одном конце ее, находится прекрасный написанный им al fresco пейзаж, где виден петух, очевидно имеющий какое‑нибудь символическое значение. Эта картина значительно отличается от всех других находящихся там пейзажей, исполненных Цезарем да Салуццо[415] и другими, хотя этот Цезарь, как я уже сообщал выше, сильно подражал Сунсу, про которого я тогда ошибочно написал, что он был родом из Антверпена.
В настоящее время Сунс живет в Парме, где, как я слышал, он написал свои главные произведения, состоящие из множества больших и великолепных пейзажей. Очень хорошо он исполнял и небольшие человеческие фигурки, которых я много видел в Риме; правда, они были маленькие, но очень красиво и забавно выдуманы.
Теперь он холостяк пятидесяти шести или пятидесяти семи лет от роду, вполне достойный того, чтобы считаться в числе лучших нидерландских живописцев, в особенности в области пейзажа.
Примечания
Нидерландский художник Ганс (Ян) Сунс (ок. 1553, Хертогенбос – ок 1614, Кремона) принадлежал к многочисленной во второй половине XVI – начале XVII в. колонии живописцев с севера, работавших в Италии. Писал пейзажи и произведения на религиозные сюжеты. Ученик Гиллиса Мостарта, он в начале 1570‑х гг. уехал в Рим, где быстро овладел техникой фрески и в 1573 г. был привлечен Папой Григорием XIII для росписей Ватиканского дворца, где одновременно с ним работали Матиас Бриль и Чезаре да Салуццо. В 1575 г. он переехал в Парму, где стал придворным художником герцога Оттавио Фарнезе, а затем его преемников Алессандро и Рануцио I. Известно, что Аннибале Карраччи хвалебно отзывался о фресках, исполненных Сунсом в пармской капелле Санта‑Мария Бьянка, впоследствии разрушенной. Не сохранились и его росписи в герцогском дворце, где он работал вместе с итальянцами Лионелло Спада, Молоссо и Скидоне. Наряду с фресками Сунс писал картины маслом, в частности выполнил ряд алтарных полотен для пармских церквей. Последние годы жизни художник провел в Кремоне, куда переехал вместе с сыном Ринальдо (после 1604 г.). Сохранилось несколько живописных произведений мастера: «Христос‑садовник», «Вознесение» (оба – Неаполь, Музей Каподимонте); «Воскресение Христа» (1590), «Архангел Михаил – победитель Сатаны», «Стигматизация св. Франциска», «Мадонна с Младенцем и святыми» (все – Парма, Национальная галерея); «Святое семейство» (1607), створки органа со сценами бегства в Египет (оба – Парма, церковь Санта‑Мария делла Стекката). Сунсу приписывают шесть тондо «Сотворение мира» (Парма, Национальная галерея). В Альбертине (Вена) хранится также его рисунок «Пейзаж со сценой Рождества Христова».