Творческий путь Гоголя. Гоголь и Пушкин. Одновременное появление в печати первых прозаических циклов Пушкина (“Повести И.П. Белкина”, октябрь 1831г. и первая часть “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, сентябрь 1831г.) как свидетельство начавшегося в русской литературе перехода от поэзии к прозе и важный этап на пути перерастания романтической повести в реалистический роман. Общее и различное в философско-эстетических ориентациях Пушкина и Гоголя. Развитие и трансформация Гоголем пушкинского реализма.
Ранний романтический период творчества Гоголя. Поэтические опыты (“Италия”, “Ганс Кюхельгартен”). Успех “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, их оригинальность, сочетание в них “веселости, поэзии и народности” (Пушкин), их резкое отличие от “простонародных” повестей 30-х годов, отражение в них поэтического, жизнеутверждающего сознания народа. Сказовая основа повестей, народное просторечие как средство и предмет изображения. Историческое, условное время и современность в “Вечерах…”. Народно-поэтическая природа и художественные функции фантастики в гоголевских повестях. Особенности организации повествования (система рассказчиков) и художественного метода.
Украинские повести сборника “Миргород”. Поэтика повседневности. Проблематика, нарастание реалистического осмысления действительности, средства сатирического ее изображения. Сюжетно-композиционная структура “Старосветских помещиков” и “Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
“Тарас Бульба” как “эпизод эпопеи” героического прошлого украинского казачества. Отражение историософии Гердера и исторической романтики Вальтера Скотта в эпическом изображении героев и событий. Историческая достоверность и мощь, “широкий размет души” Тараса Бульбы, Остапа и других казаков, отражение в них великой силы “русского товарищества”. Отголоски народно-героического эпоса в стиле повести.
“Петербургские повести”: эволюция от социально-бытовой сатиры к гротесковой памфлетности. Место и значение цикла в “петербургском тексте” русской литературы. Обманчивость внешнего блеска столицы – сквозная тема цикла. Жанровое своеобразие повести “Невский проспект”, соотношение в ней автора, рассказчика и героя. Антиромантический ракурс решения проблемы художника и общества, искусства и действительности в повести “Портрет”. Обман ценностных представлений бюрократического сознания как общая тема “Носа” и “Записок сумасшедшего”. Гуманистический характер темы “маленького человека” в “Шинели”. Фантастический эпилог, его значение как ценностного ядра повести. Особенности сюжетно-композиционной структуры, хронотопа, характерологии, стиля и метода в “Петербургских повестях”.
Драматургия Гоголя (“Владимир III степени”, “Женитьба”). Комедия “Ревизор”: история замысла, создания и сценического воплощения.
Проблема зрителя в гоголевских суждениях о театре.
Поэма “Мертвые души”. Замысел и воплощение. Проблема жанра. Связь социальной и нравственно-психологической проблематики. Значение гоголевской поэмы для последующего развития и самоопределения русского реализма.
Интерпретация произведений Гоголя в различных видах искусства.
Вопросы для самоконтроля
1.Охарактеризуйте этапы творческого пути Н.В.Гоголя.
2.Кратко охарактеризуйте художественные особенности гоголевской драматургии.
3.Охарактеризуйте необычность драматургических решений в комедии «Ревизор».
4. Охарактеризуйте своеобразие конфликта в комедии «Ревизор».
Как соотносится уездный город и «вся Россия» в комедии «Ревизор»?
5.Что имел в виду Гоголь, назвав «Мертвые души» поэмой?
6.По какому принципу построена последовательность образов помещиков в поэме «Мертвые души»?
Тема 17. Литература второй и третьей трети Х I Х в.
Проблема периодизации литературного процесса. Разновидности критического реализма (классификация В.И.Кулешова). Реализм в “формах жизни”: Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, А.Н.Островский. Реализм в форме “осердеченной гуманистической мысли”: А.И.Герцен. Реализм в сатирико-гротесковой и публицистической формах: М.Е.Салтыков-Щедрин. Философско-религиозный, психологический реализм: Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.М.Гаршин, Н.С.Лесков. Реализм социально-утопического романа: Н.Г.Чернышевский.
Процесс демократизации общественного сознания в 1840-е гг. и основные течения русской общественной мысли. Особенности литературного процесса 1850-х, 1860-х, 1870-х т 1880-х гг. Русская драматургия второй половины ХIХ в.
Тема 18. Творчество А.И.Герцена
Творческий путь А.И.Герцена. Ранние повести Герцена (“Записки одного молодого человека”, “Вильям Пен”, “Легенда”). Романтическая отвлеченность исторических характеров, апология юношеской романтики в “Записках…”, черты лишнего человека в образе главного героя повести.
Повесть “Сорока-воровка”, отражение в ней идеологической атмосферы 1840-х годов (полемика славянофилов с западниками). Трагедия крепостной интеллигенции в повести. Роман “Кто виноват?”: особенности сюжетно-композиционной структуры. Социальный детерминизм и проблема нравственной ответственности и активности самого человека. Жанровое своеобразие романа. Диалогический конфликт и способы его развития.
Социально-философская повесть “Доктор Крупов”. Полемика с идеями Гоббса, с западниками и славянофилами о русской государственности. Композиция и жанровое своеобразие повести.
Герцен за границей, его общественная, публицистическая, издательская деятельность в 1850-е – 1870-е годы. “Былое и думы”: широкое отображение русской и европейской действительности, истории и современности, его принципы и ракурс (“отражение истории в человеке, случайно встретившемся на ее пути”). Портреты исторических деятелей (Николай I, Наполеон III, Гарибальди), литераторов (Белинский, Полежаев, Огарев). Проблема жанра “Былого и дум”. Эволюция образа автора-повествователя. Историзм мышления Герцена и особенности поэтики книги.
Публицистика Герцена.
Вопросы для самоконтроля к темам 17-18.
1.Охарактеризуйте разновидности «критического реализма».
2.Охарактеризуйте творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3.Охарактеризуйте этапы творческого пути А.И.Герцена.
4.В чем жанровое своеобразие «Былого и дум»?
Тема 19. Творчество И.С.Тургенева
Творческий путь И.С.Тургенева. Романтический период элегий и подражаний Жуковскому и Байрону. Цикл “Записки охотника” как художественное целое. Эпическое содержание цикла. Проблема национального характера и способы его изображения. Личность и тип повествователя. Лиризм и философский характер пейзажа. Типология романов Тургенева. “Рудин”. Формирование романной концепции героя 1850-х гг.: от повестей (“Андрей Колосов”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Дневник лишнего человека”) к роману. Нравственное и философское содержание конфликта как отражение духовной жизни поколения конца 1830-начала 1840-х годов. Проблема героя: два круга испытаний. Принципы “тайной психологии”. Пушкинские мотивы и образы.
“Дворянское гнездо”. Путь к роману через философские повести о “трагическом смысле природы и любви” (“Поездка в Полесье”, “Затишье”, “Фауст”, “Ася”). Идея долга и счастья. Проблема создания национального характера. Два круга испытаний героя: идея долга перед Родиной и потребность личного счастья. Пушкинские мотивы и образы.
“Накануне”. Новизна типа героя. Система образов. Смысл полемики Тургенева с критиком Н.Добролюбовым (“Когда же придет настоящий день?”). Усложнение принципов “тайной психологии”: финал романа.
“Отцы и дети” - роман эпохи кризиса русского общества. Социальное и философское содержание конфликта. Журнальная полемика вокруг романа и образа Базарова: статьи М.А.Антоновича, М.Н.Каткова, А.И.Герцена.
Поздние романы Тургенева: “Дым” и “Новь”. Художественная новизна романов: сочетание гротеска и тенденциозности с усложненным психологическим анализом.
“Стихотворения в прозе”: основные мотивы.
Драматургия Тургенева. Характер конфликта тургеневских пьес: философско-психологический (“Неосторожность”), любовно-психологический (“Где тонко, там и рвется”, “Месяц в деревне”, “Вечер в Сорренте”), социально-психологический (“Нахлебник”, “Холостяк”, “Провинциалка”), философско-бытовой (“Безденежье”, “завтрак у предводителя”, “Разговор на большой дороге”), философско-эстетический (драматургические опыты 1860-х годов). Жанровое своеобразие пьес И.С.Тургенева: от романтической драмы (“Стено”) и частично испанского театра (“Неосторожность”) к комедии-водевилю (“Безденежье”, “Завтрак у предводителя”), драматическим пословицам (“Где тонко, там и рвется”, “Провинциалка”, “Вечер в Сорренто”) и психологической драме (“Месяц в деревне”, “Нахлебник”, “Холостяк”).