Лекции.Орг


Поиск:




Конфискация церковных ценностей




 

В 1921 г. в России разразился страшный голод, вызванный жестокой засухой, последствиями Гражданской войны и политикой военного коммунизма, разрушившей систему хлебной торговли. Число жертв голода и сопутствующих голоду болезней оценивалось приблизительно в 5 миллионов человек. В июле 1921 г. ВЦИК создал Центральную комиссию помощи голодающим (ЦК Помгол). В ходе борьбы с голодом большевистское правительство впервые стало принимать иностранную гуманитарную помощь от капиталистических стран, в частности от Американской администрации помощи (ARA), которой руководил будущий президент США Герберт Гувер, и ее европейских отделений.

Помощь голодающим стала для большевиков удобным поводом для массового изъятия церковных ценностей у Русской православной церкви. В декабре 1921 г. был издан декрет ВЦИКа «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях», 23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Декретом предписывалось местным органам власти изъять из храмов все изделия из золота, серебра и драгоценных камней и передать их в Центральный фонд помощи голодающим. В ходе изъятия ценностей происходили кровавые столкновения красноармейцев и чекистов с группами верующих, было немало убитых и раненых. Особенно драматическими явились события в городе Шуя, где во время вооруженного столкновения были убиты четверо прихожан и ранено десять. Жертв среди красноармейцев не было [1102].

В выработке и принятии всех антицерковных решений непосредственное участие принимал Троцкий, которого Политбюро утвердило «координатором» усилий «заинтересованных ведомств» в борьбе против влияния церковных институций. Вместе с Зиновьевым и Бухариным он предлагал принять против духовных пастырей самые решительные меры [1103]. В марте 1922 г. Троцкий сформулировал свои предложения для Политбюро. В частности, он рекомендовал выступить с интервью Калинину, русскому по национальности. Смысл интервью должен был быть в том, что изъятие ценностей не является борьбой с религией и церковью; что среди духовенства есть две группы – одна считает необходимым оказать помощь голодающим, а другая враждебна не только к голодающим, но и к советской власти; наконец, что декрет об изъятии ценностей возник якобы по инициативе самих голодающих [1104].

Когда же произошли события в Шуе, Троцкий предложил «коноводов расстрелять», «попов» «за расхищение церковных ценностей» предать суду, а затем пойти на еще более кардинальные меры – арестовать всех членов высшего органа Русской православной церкви – Синода, чтобы затем «приступить к изъятию по всей стране, совершенно не занимаясь церквами, не имеющими сколько‑нибудь значительных ценностей». Он требовал также «с момента опубликования о Шуе, печати взять бешеный тон, дав сводку мятежных поповских попыток в Смоленске, Питере» и других местах. С незначительными, в основном стилистическими, изменениями, внесенными В.М. Молотовым, предложения Троцкого были приняты Политбюро 22 марта 1922 г. [1105]

Именно на этом фоне, в ходе операции по разграблению церкви, Ленин 19 марта написал письмо Молотову, предназначенное для всех членов Политбюро с требованием «именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». При этом Ленин выдвинул требование, чтобы официально выступал с какими‑либо инициативными мероприятиями только русский Калинин. «Никогда и ни в коем случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий» [1106], – заключал Ленин, хорошо помня о еврейском происхождении Льва Бронштейна.

Перед публикой на эту тему Троцкий действительно не выступал, но уже 20 марта представил на рассмотрение Политбюро проект директив об изъятии церковных ценностей – документ столь же циничный и жестокий, как и только что рассмотренное письмо Ленина. Троцкий предлагал создать местные секретные комиссии по изъятию ценностей с участием либо секретаря губкома, либо заведующего агитпропом, а также комиссара дивизии, бригады или начальника политотдела. Центральная комиссия образовывалась под председательством Калинина, но должна была собираться раз в неделю «при участии тов. Троцкого». Одновременно в каждой губернии следовало создать официальные комиссии или столы при комитетах помощи голодающим «для формальной приемки ценностей, переговоров с группами верующих и пр. Строго соблюдать, чтобы национальный состав этих официальных комиссий не давал повода для шовинистической агитации». Намечались также меры по внесению раскола в среду духовенства. Троцкий предлагал поощрять священников, выступавших в пользу изъятий, и использовать их в агитационной кампании против остального духовенства. Проект Троцкого был принят с незначительными поправками и немедленно разослан в губкомы как директива [1107].

Над «организаторами» волнений, связанных с изъятием церковных ценностей и носивших стихийный характер, в Москве состоялся судебный процесс. 11 человек были приговорены к расстрелу. На заседании Политбюро 11 мая рассматривался вопрос о судьбе осужденных и утверждении смертных приговоров. Троцкий предложил помиловать шестерых, обосновывая смягчение наказания «исключительно соображениями о возможности с наименьшим ущербом для существа приговора, справедливого по отношению ко всем 11‑ти, пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства» [1108]. Предложение было принято. Троцкий начал заигрывать с «прогрессивным» духовенством, раскалывая церковь. 14 мая он обратился с телеграммой к членам Политбюро (с копиями в редакции «Правды» и «Известий» – для публикации), обращая их внимание на «сменовеховские» тенденции в русской православной церкви, проявившиеся, в частности, в воззвании группы церковных сановников во главе с епископом Антонином (А.А. Грановским) к «верующим сынам православной церкви России» [1109]. В воззвании осуждалась деятельность пастырей, препятствовавших помощи голодающим, и выражалась поддержка мероприятий советской власти.

Троцкий призывал развернуть кампанию в прессе с тем, чтобы «поднять дух лояльного духовенства, внушить ему уверенность в том, что в пределах его бесспорных прав государство его в обиду не даст» [1110]. Иначе говоря, Троцкий призывал взять ориентацию на поддержку церковного раскола «между демократической сменовеховской частью церкви и ее монархическими контрреволюционными элементами», оказать государственное покровительство священнослужителям, которые то ли из практических и меркантильных соображений, то ли во имя выживания церкви шли на прямой союз с безбожным государством. Курс Троцкого был одобрен Политбюро [1111]. В итоге государство ограбило церковь на 2,5 миллиарда золотых рублей (на зерно из этих денег потратили 1 миллион рублей, и то только на семена, а не на хлеб для голодающих) [1112]. Следует отметить, что об этой сфере в воспоминаниях Троцкого нет ни строчки.

 

Семья

 

В годы Гражданской войны Троцкий редко виделся с семьей и нормальной семейной жизни у него не было [1113]. Тем не менее Лев Давидович в быту не был заскорузлым сектантом. Он никогда не лишал себя привычных жизненных удовольствий. При малейшей возможности он отправлялся на охоту или рыбную ловлю и получал подлинное наслаждение, если попадалась хорошая добыча. Пристрастившись к охоте и рыбной ловле в первые годы пребывания у власти, Троцкий, несмотря на все невзгоды, сохранил эту страсть и в оппозиции, и в изгнании. При малейшей возможности он отправлялся в лес с ружьем или на рыбалку с удочкой, сетями и всевозможным снаряжением.

После переезда в Москву в середине марта 1918 г. Троцким в Кремле была предоставлена квартира, принадлежавшая ранее кому‑то из высших царских чиновников. Судя по всему, квартира была достаточно просторной и удобной, если не роскошной. Она соответствовала стандартам, определенным постановлением Совнаркома от 1 декабря 1917 г. за подписью Ленина о предоставлении наркомам квартир из расчета по одной комнате на члена семьи [1114]. Кроме того, в квартире были гостиная и кабинет Троцкого. Всего Троцкие располагали шестью комнатами. Такая же квартира была у Ленина [1115], хотя членов семьи у него было меньше. Стены домашнего кабинета Троцкого были выложены панелями из карельской березы с золотыми украшениями. В квартире стояла дорогая старинная мебель. Веселые комментарии обитателей вызывали статуи Купидона и Психеи, которые были соединены с часами, висевшими над роскошным камином в кабинете. Новую большевистскую номенклатуру обслуживала старая царская прислуга, среди которой попадались старики, работавшие при трех последних императорах. И новых властителей это не смущало, как, впрочем, и прислугу, которая быстро свыклась с тем, что сменились хозяева.

Троцкий переехал в Москву тайно вместе с какими‑то членами правительства, без семьи. Когда через несколько дней в новой столице появилась Наталья с сыновьями и Лев привез своих близких в новую квартиру, он был даже несколько смущен, демонстрируя домашнее великолепие. «По крайней мере, это достойное место», – бросил он жене полушутя [1116]. Впрочем, Троцкий избрал в Кремле, в Кавалерском корпусе (ныне на месте этого корпуса и соседних корпусов стоит Дворец съездов), сравнительно скромное жилье по сравнению с другими высокопоставленными деятелями, например Карлом Радеком [1117]. Жена А.И. Микояна [1118] – Нами Микоян – так описывала Кавалерский корпус, где все они тогда жили: «Старинные мраморные лестницы были покрыты красной ковровой дорожкой с желтыми цветами по краям. Такие «кремлевские» дорожки можно было увидеть только в правительственных зданиях… Жизнь в Кремле казалась замкнутой от всего. Мы жили как на острове, но остров не был экзотически роскошным, а скорее комфортабельной молчаливой тюрьмой, отгороженной крепостной стеной из красного кирпича» [1119].

Поначалу в соседней квартире жил Ленин, но он скоро перебрался в другое здание, так чтобы его квартира прямо примыкала к помещению Совнаркома. Другими соседями в течение нескольких лет были Сталин, Калинин, секретарь ВЦИКаА.С. Енукидзе [1120], которого считали другом Сталина, скорее всего из‑за того, что оба были грузины. Сталин был малоконтактен. При встречах он либо сухо здоровался, либо молча проходил мимо. С Троцким у Сталина не было личных разговоров и тем более неформальных встреч, скажем за домашним обеденным столом. Редкие взаимные посещения носили исключительно деловой характер. В то же время у Натальи Седовой сохранились самые теплые воспоминания о жене Сталина Надежде Аллилуевой – как об «очаровательном создании, разумной и в то же время непосредственной» женщине.

Несмотря на роскошные апартаменты, в которых поселилась семья Троцких, быт был сначала достаточно скромным, причем Троцкий не раз демонстративно подчеркивал, что жить они должны «не лучше, чем в эмиграции». В те очень недолгие периоды, исчислявшиеся подчас всего несколькими днями, когда глава семьи находился в Москве, вся семья обычно обедала в совнаркомовской столовой, которая находилась в том же здании, что и квартира Троцких, по соседству. Подчас в этой столовой проводились полуофициальные заседания, которые супруга Троцкого явно идеализировала, не зная, хотя, вероятно, догадываясь о конфликтах и соперничестве, постоянно происходивших в руководстве. «Десять старых друзей собирались вместе без каких‑либо формальностей или церемоний. Однажды дети затеяли возню в одной из комнат и почти бездыханные вломились через дверь, которая не была хорошо закрыта, прямо на заседание Политбюро. Высшие партийные авторитеты встретили их с восторгом» [1121], – с умилением вспоминала Седова, хотя, кто знает, может быть, именно на этом заседании принимались решения, от которых всему остальному человечеству было бы не до «восторгов».

Завтракал и ужинал Троцкий дома. Наталья Ивановна, занятая на работе в Наркомпросе, особенно не заботилась о приготовлении пищи. При всеобщем голоде высшие партийные и государственные руководители вскоре стали получать редкие в это время деликатесы. Вначале это делалось, так сказать, по «личным каналам». Так, секретарь ЦК Л.П. Серебряков, который, в частности, курировал быт высших руководителей и был особенно близок с Троцким, организовал доставку сливочного масла. Чуть позже снабжение не просто высококачественной пищей, а самыми дорогими продуктами было введено в норму. «Порции черной икры, предназначенной для экспорта, но не находившей возможности быть куда‑либо отправленной, заполняли серебряные сервизы», – писала Седова без тени смущения, не забыв упомянуть о «злоупотреблениях» привилегиями со стороны среднего звена руководителей.

Высшим партийно‑государственным руководителям, которые чувствовали себя хозяевами огромной страны, было в основном не до удовлетворения личных материальных потребностей. Все их время было занято решением глобальных проблем. «Развлечения и хороший отдых являлись непозволительной роскошью, – писала Седова. – Лев Давидович приходил домой из комиссариата на обед в Кремль, а затем растягивался на диване на три четверти часа». О том, что быт по крайней мере Троцкого и его семьи был в целом достаточно скромен, свидетельствует весьма показательный документ – заявление Н.И. Седовой в учетно‑распределительный отдел Главпродукта РСФСР: «Нуждаясь крайне в чулках, прошу выделить мне ордер на три пары» [1122].

Иногда Кремль навещали уже ставшие взрослыми дочери Троцкого от первого брака Зина и Нина, также ненадолго переехавшие в Москву вместе с матерью А.Л. Соколовской. Еще находясь в Питере, Нина выполняла поручения своего отца, подбирала для него материалы из периодики [1123]. Девушки, боготворившие отца, жаждали поговорить с ним о политике, получить достоверную информацию из первых рук. Троцкий, однако, категорически отказывался касаться в разговорах с дочками каких‑либо политических вопросов [1124].

Супруга Троцкого, как, впрочем, почти все дамы, являвшиеся членами семей большевистских лидеров, занималась не только домашними делами. Уже с 1918 г. Седова оказывала помощь мужу в технических делах, связанных с подготовкой к изданию сборников его работ. Интересна заметка от 20 апреля 1918 г. из дневника видного историка Ю.В. Готье, работавшего в то время библиотекарем в Румянцевском музее (будущая Библиотека имени Ленина). Готье записал, что в этот день к нему приходила Седова попросить для своего мужа комплекты газеты «Киевская мысль» за 1915 – 1916 гг. (когда Троцкий был корреспондентом этой газеты во Франции). Готье отказал, заявив, что необходимы «известные формальности». На следующий день Наталья появилась снова, предоставив официальную бумагу. Стоявший на монархических позициях историк явно недружелюбно встречал супругу второго человека в иерархии партии, а в дневнике назвал ее «особой низенького роста, с южным говором и курносым лицом», добавив, что «она явилась, разодетая богато, но безвкусно, на автомобиле с солдатом, который стоял перед ней навытяжку» [1125].

В отличие прочих от жен, сестер и любовниц Наталья Седова обладала серьезными специальными познаниями в области искусствоведения, особенно живописи, которые она получила в Сорбонне. В мае 1918 г. при Народном комиссариате просвещения, которым руководил Луначарский, по инициативе известного живописца и искусствоведа Игоря Эммануиловича Грабаря [1126] был образован отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Грабарь вполне сознательно отошел на задний план, предложив назначить заведующей отделом супругу Троцкого, что и произошло в июне того же года. Авторитет и влияние Седовой «в высших должностных кругах были неоспоримы», тем более что Седова значилась в документах Наркомпроса Троцкой. «Грабаря же там не знали или относились к нему как к бывшему буржуазному «спецу», а значит, человеку ненадежному». В итоге расчет Грабаря полностью оправдался, и «при новой власти… делу сохранения наследия… умное руководство Троцкой» принесло много пользы [1127]. К этому следует добавить, что, рекомендовав Седову на административный пост и став ее первым помощником и консультантом в качестве заведующего подотделом национального музейного фонда, Грабарь обеспечил себе на несколько критически важных лет личную безопасность, высокий оклад и влияние [1128].

Седова оставила на своих постах «ранее подобранную команду» специалистов, всячески защищала их от притеснений, обысков и арестов, стремилась облегчить их материальное положение. В марте 1920 г. она даже написала личное письмо Ленину с просьбой выдавать работникам отдела «вполне удовлетворительный паек». Благодаря усилиям Седовой была спасена жизнь выдающегося реставратора Александра Ивановича Анисимова, который работал в отделе, но в 1919 г. был арестован и содержался в Кронштадтской тюрьме, где расстрелы без суда входили в обычай. Седова, используя свое влияние, добилась освобождения этого незаурядного человека. Под руководством Седовой в начале декабря 1918 г. было разработано и 7 декабря подписано наркомом Луначарским постановление «Об образовании государственных подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины» в губерниях, что позволило начать создание системы охраны памятников на местах. В результате до конца 1920 г. на учет было взято свыше 500 старинных дворцов и усадеб, из бывших дворянских усадеб вывезено в музеи более 100 тысяч произведений искусства, сотни библиотек и фамильных архивов. В числе спасенных благодаря деятельности отдела памятников были усадьба Галаховой в Орловской губернии, где был затем организован музей И.С. Тургенева, усадьба Марьино, принадлежавшая князьям Барятинским в Курской губернии. Находившаяся в катастрофическом положении кремлевская Оружейная палата после передачи ее в ведение отдела осенью 1918 г. начала постепенно оживать.

Можно полагать, что в значительной мере благодаря усилиям Седовой и не в последнюю очередь покровительству ее супруга значительная часть кремлевских сокровищ была спасена от разграбления и уничтожения и сохранена для потомства. Все началось с того, что в декабре 1918 г. появилось сообщение Отдела о том, что, «мечтая об акрополизации Кремля», то есть о превращении его в «городок музеев», подобно афинскому Акрополю, Отдел «готов бить челом перед Советом [народных] комиссаров о том, чтобы весь Кремль с его дворцами» был «передан музейным деятелям». Ленин согласился сделать в Большом Кремлевском дворце музей и запретил раздавать помещения дворца под жилые квартиры. К музейному комплексу были также присоединены Апартаменты великих князей, Оружейная палата и другие здания. В январе 1919 г. Седова обратилась к Ленину с весьма энергичным, если не сказать требовательным письмом: «Сегодня мы открыли Кремлевский Дворец, но самая интересная его часть – Оружейная палата – закрыта. Почему?.. Впрочем, для нашей Советской России это скорее «красочный факт»… несмотря на все комиссии, на все постановления… в «Апарт[аментах]» живут «дорогие товарищи», которые не хотят его покинуть… Еще забыла упомянуть о картинной Кремлевской галерее… Галерея также примыкает к Оруж[ейной] палате».

Ленин пошел навстречу требованиям Седовой. Прилегающие помещения были присоединены к Большому Кремлевскому дворцу для создания единого музейного комплекса. Прошло, однако, несколько лет, и в апреле 1925 г. здание Апартаментов было очищено от музейных экспонатов и вновь превращено в квартиры, которые и ныне являются правительственной резиденцией для приема высоких гостей. Весь же Кремль в 1925 г. по указанию Сталина был превращен в строжайшим образом закрытый для посторонних комплекс.

Работу отдела музеев Луначарский назвал «положительным чудом». Но главным приводным ремнем в деятельности огромной машины сохранения культурного наследия была Седова‑Троцкая [1129]. Почти через два десятилетия, летом 1937 г., в далекой Мексике, Седова в письме мужу вспоминала со многими подробностями и явной ностальгией свою работу в Наркомпросе. Видно было, что она относилась к этому делу весьма серьезно, отнюдь не считая свою должность чем‑то вроде синекуры, и даже упрекала супруга за недостаточное внимание к ее деятельности: «Я говорила тебе не раз, что для меня работа в м[узейном] о[тделе] была большим серьезным трудом, совсем для меня непривычным, совсем новым… У меня всегда было чувство, что я не все еще, не все то делаю, что должна была бы, что у меня есть пробелы, но, чтоб их заполнить, надо совсем оторваться от «дома», посвящать работе и вечера. Поездить по провинции, хотя бы выдающейся в отношении моей работы. Мне иногда хоть и ставили это на вид, особенно провинциалы, ты не давал себе отчета в моих трудностях, в моей неподготовленности и в моей ответственности… Моя работа походила на подготовку к экзамену, затянувшемуся на годы. Я помню, когда я хотела тебе рассказать что‑нибудь из области моей работы, связанное и с отношениями людскими, о каком‑нибудь успехе или неудаче, ища твоего сочувствия, или одобрения, или совета – ты уклонялся, иногда мягче, большей частью резко. Я помню, как ты один раз прочел составленную мной копию письма в ЦК по поводу специалистов и сказал мне: «очень хорошо написала». Для меня это было величайшей радостью» [1130].

Впрочем, если иметь в виду работу Седовой, Троцкий приносил ей не только радости. Еще в феврале 1920 г. по распоряжению Ленина был образован Гохран республики, позже, в 1960 г., получивший длинное название – Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, отпуску и использованию драгоценных металлов и камней при Министерстве финансов РФ. В первые годы существования Гохран никаким наркоматам не подчинялся, а находился под прямым контролем Политбюро и являлся заведением высочайшей степени секретности. В Гохран поступили драгоценности семьи Романовых, конфискованные ценности церкви и русской знати, а в 1921 г. и драгоценности со складов ВЧК, отобранные при арестах «контрреволюционеров» (та часть, которую не успели расхитить чекисты‑воры и партийные деятели).

Ленин не был в полной мере удовлетворен достигнутыми результатами и счел необходимым образовать специальную комиссию, которой под фиктивным патронажем ВЦИКа и правительства поручалось существенно расширить поступления в Гохран. Спецуполномоченным ВЦИКа и Совнаркома по учету и сосредоточению ценностей был назначен Троцкий, может быть, потому, что жена его уже работала в соответствующем отделе Наркомпроса.

Сколько‑нибудь систематической деятельности в этом направлении Троцкий не развернул, ограничившись в основном ревизией Оружейной палаты, в которой лично побывал, чтобы дать указания и познакомиться с грандиозным музейным фондом, о котором, очевидно, слышал от своей супруги. По указанию Троцкого руководимая им комиссия отбирала «менее важные» ценности, изымала их из Оружейной палаты и передавала в Гохран для дальнейшего использования в финансовых целях, то есть для продажи за границу или для финансирования международного революционного движения по линии Коминтерна. Директору Оружейной палаты Д.Д. Иванову в некоторых случаях удавалось отбить у конфискации предметы старины, которые ретивые администраторы собирались изъять в пользу Гохрана. Так, он отстоял известный серебряный сервиз Екатерины II, подаренный ей князем Г.Г. Орловым. В других случаях, однако, протесты Иванова оказывались бесполезными [1131]. Приводила ли к внутрисемейным конфликтам эта деятельность Троцкого, противоречащая работе его жены, направленной на сохранение музейных ценностей для народа, остается только догадываться.

Удивительно, но в неспокойных 20‑х гг., не имея подчас нормальных дипломатических отношений с соседними государствами, большевистские лидеры позволяли себе такую роскошь, как выезд за границу по личным делам. В конце 1922 г. состоялась негласная поездка Троцкого с супругой в Берлин, скорее всего для консультаций с немецкими медиками. В германской столице по долгу службы Троцкого встречал сильно не любивший его Красин, на свое несчастье проболтавшийся Троцкому, что планирует поехать на отдых в сицилийский город‑курорт Таормина. Троцкий тут же сообщил, что тоже хотел бы там оказаться. Красин отправился в Италию и уже из Сицилии, 14 декабря, написал забавное письмо жене: «Единственная реальная опасность: как огня боюсь приезда сюда Herr\'a Lion\'a (он пужал меня в Берлине, что собирается с женой в Таормину), и, если он действительно тут появится, либо сбегу куда‑нибудь, либо совершу какую‑нибудь уголовщину, убийство, самоубийство или что‑либо подобное» [1132].

 

Донжуан революции

 

Ко времени окончания Гражданской войны относится немаловажный эпизод в личной жизни Троцкого, который запомнился ему и его супруге на всю жизнь. О личной жизни Троцкого, если иметь в виду внебрачные любовные приключения, писать сложно – как в случае и любого другого человека. Можно предположить, учитывая пылкий характер персонажа этой книги и весьма свободное отношение революционеров к понятию супружеской верности, что такие связи у Троцкого были, тем более что Троцкий неделями и месяцами находился в удалении от своей супруги. Похоже, непродолжительная любовная связь возникла у Льва Давидовича в начале Гражданской войны, во время его пребывания в Свияжске, в 1918 г. Именно тогда в его распоряжение прибыл кронштадтский моряк Ф.Ф. Раскольников, назначенный командовать Волжской военной флотилией. Вместе с Раскольниковым приехала Лариса Михайловна Рейснер, которой только исполнилось 23 года и которая происходила из высокоинтеллигентной семьи ученого, перешедшего на сторону революции. Ее отец – Михаил Александрович – был профессором истории права Московского университета, еще до революции участвовал в социал‑демократическом движении, а после октября 1917 г. стал большевиком. Лариса уже успела пройти немалую жизненную школу: она побывала любовницей поэта Николая Гумилева, затем ринулась в революцию в качестве хранительницы сокровищ Зимнего дворца, потом – корреспондента газеты «Известия», причем теперь ездила обычно вместе со своим новым возлюбленным Раскольниковым, за которого вскоре вышла замуж.

В характере Ларисы были черты, которые после краткой привязанности к ней могли оттолкнуть Троцкого, ибо между ними было немало общего. Как и Льву Давидовичу, ей была свойственна игра на публику, стремление выделиться, абстрактная любовь к «человечеству» при пренебрежении жизнью отдельных, конкретных людей. Обладая немалым журналистским и значительно более скромным поэтическим талантом, личной отвагой, Лариса Рейснер не удовлетворялась только ролью очеркиста и жены военного моряка. Работая в штабе, она стала выполнять разведывательные задания Троцкого, в том числе под видом крестьянки несколько раз отправлялась во вражеский тыл [1133], а затем стала комиссаром разведывательного отдела. Однако во время отсутствия Раскольникова, который участвовал в военных операциях, «валькирия революции» [1134], как называли Ларису Рейснер, по‑видимому проводила ночи вместе с Троцким в купе его поезда. Не случайно необычайно нежно для Троцкого и почти с намеком на близость звучали слова о ней в книге воспоминаний: «Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина… Она все хотела видеть, обо всем знать, во всем участвовать» [1135].

Полная поглощенность Троцкого фронтовыми делами и стремление Ларисы к новым впечатлениям и ощущениям предопределили кратность их отношений. Вскоре Лариса сочинила поэму «Свияжск», посвятив ее Троцкому. Позже, в 1921 г., Рейснер вместе с Раскольниковым отправилась в Афганистан, куда ее супруг был назначен (а на самом деле отправлен в ссылку) полпредом. Из Кабула она писала Троцкому теплые трогательные письма, напоминая, что ее «лучшие годы уходят», и умоляя его вытащить «мятежную чету» из «концентрационного Кабула». И хотя матрос Раскольников был отправлен послом в пустыни Афганистана в опалу, не исключено, что Троцкий одновременно преследовал еще одну цель – избавиться от Ларисы, к которой он остыл также стремительно, как в свое время влюбился. Ведь наказать Раскольникова можно было и каким‑то другим способом, не удаляя от себя еще и Ларису.

Троцкий же Ларису все еще интересовал. В одном из кабульских писем Лариса рассказывала, что увидела советский документальный фильм с парадом Красной армии, который принимал Троцкий, «и гордость засмеялась где‑то внутри, встряхивая кудрями» [1136]. В книге об Афганистане она написала, что восточные женщины «ухитряются грешить, будучи затиснуты между двух страниц Корана» [1137]. Писала она это скорее о себе самой, только была она «затиснута» между совсем другими страницами. В 1923 г. Рейснер возвратилась в Москву, рассталась с Раскольниковым и вместе с Радеком, ставшим ее новым любовником, отправилась «делать революцию» в Германии. Связь с невысоким, некрасивым Радеком знакомые считали необъяснимой; переиначили даже пушкинское слова из «Руслана и Людмилы»: «Лариса Карла чуть живого в котомку за седло кладет». Она скончалась в 1926 г. от брюшного тифа.

Встречи Троцкого с Рейснер происходили в 1918 г. Прошло два года, и осенью 1920 г. наркомвоенмор внезапно увлекся другой женщиной, происходившей из высшего аристократического круга той страны, которая считалась главным врагом советской власти. В дополнение ко всему это была двоюродная сестра известного консервативного антибольшевистски настроенного политика – Уинстона Черчилля – британского военного министра, которого во время Гражданской войны большевики именовали организатором «похода четырнадцати держав» против Советской республики [1138]. Звали эту женщину Клер Шеридан. Это была весьма вольнолюбивая, разносторонне образованная и одаренная натура, скульптор, обладавшая к тому же даром слова, с чувством недовольства и раздражения относившаяся к консервативным условностям своего окружения, верившая в свободную любовь и не раз реализовывавшая свои теоретические установки на практике [1139].

Клер родилась в 1885 г. в Лондоне в семье миллионера Джерома Фривена, получила великолепное художественное образование, стала скульптором. Среда, в которой происходило ее становление как личности и создателя эстетических ценностей, наложила глубокий отпечаток на интеллектуальный облик и манеры поведения. У нее не раз происходили стычки с кузеном, ставшим уже известным политическим деятелем, который резко осуждал ее образ мыслей, стиль жизни, привычки и богемное окружение. Клер в свою очередь высмеивала Уинстона за консервативные взгляды, за критику ее вольного поведения и веры в свободную любовь. Под нажимом семьи Клер в 25 лет вышла замуж за финансиста Уилфрида Шеридана, родила двух дочерей и сына. Одна из дочек скончалась в раннем возрасте в 1914 г., и мать сама создала памятник для ее могилы в виде ангела. Вслед за этим женщину постигла еще одна катастрофа. На фронте мировой войны погиб ее муж, после чего она полностью предалась художественному творчеству.

Основным направлением творчества Шеридан стало создание скульптурных портретов. Ко времени окончания мировой войны она уже стала известным художником, создав бюсты изобретателя Гульельмо Маркони, премьер‑министра Великобритании Герберта Генри Асквита, писателя Герберта Уэллса, своего кузена Уинстона Черчилля и ряда других знаменитых лиц, а также своих близких. В октябре 1920 г. по предложению Красина, возглавлявшего советскую экономическую делегацию в Лондоне, Клер приехала в Москву. Цель поездки была двоякой: она хотела своими глазами увидеть и оценить тот «новый мир», который пытались создать большевики, и в то же время, эмоционально проникнув в их образ мыслей и действий, воспроизвести скульптурные образы новых государственных руководителей, прежде всего Ленина и Троцкого. В Москве Клер познакомилась с Балабановой, и та посоветовала скульптору отказаться от создания бюстов вождей и вместо этого взять в качестве моделей «типичных представителей рабочих и крестьян, особенно работниц, чьи страдания и героизм столь наглядно выражены на их лицах» [1140]. Но Клер не вняла советам и остановилась на Ленине с Троцким. Ленин сразу согласился позировать, и работа над бюстом была выполнена быстро, причем, как вспоминала Шеридан, доступ в кабинет Ленина был проще, чем в кабинет Троцкого [1141].

С Троцким все было сложно, так как он в это время не находился в Москве. Клер приехала в русскую столицу одетая налегке и страшно замерзала. Красин обещал, что ей выдадут пальто и что она сможет начать работу над бюстом Троцкого, как только тот вернется с фронта. Действительно, когда вскоре Троцкий появился в Москве, обещание было выполнено. За Клер была прислана легковая машина, которая прибыла вовремя, что ее удивило, имея в виду неразбериху, царившую в советской столице. На вопрос, почему водитель Троцкого приезжает без опозданий, кто‑то неудачно пошутил и ответил, что предыдущий шофер своей непунктуальностью довел Троцкого до бешенства и нарком в пылу гнева его пристрелил. «Этому верило большинство людей, – писала Клер. – То, что машина Троцкого была единственной машиной в Москве, которая прибывала пунктуально, казалось тому подтверждением» [1142].

Оказавшись в приемной Троцкого, она увидела целую группу «молодых солдат». Один из них позвонил своему начальнику с вопросом, может ли войти британская дама. Пройдя мимо часового с винтовкой, стоявшего у входа в кабинет, Клер впервые столкнулась с Троцким. «У него были очаровательные манеры, но он не улыбался» – таково было первое впечатление. Кабинет Троцкого был устроен в комнате, которая напомнила Шеридан обширное дворцовое помещение. Его глубина, высокие колонны создали у нее впечатление, что раньше здесь располагался бальный зал. После первых вступительных вежливых слов (Троцкий поинтересовался, не холодно ли ей, и, услышав, что холодно, приказал прислуге растопить камин) началась работа. Клер уже приступила к эскизам, когда Троцкий, глядя на нее в упор, сказал, что ему доставляет удовольствие смотреть на нее [1143].

Внешний вид советского наркома произвел на Шеридан неотразимое впечатление. По ее воспоминаниям, у Троцкого было несколько асимметричное лицо, как будто состоявшее из двух различных частей. «В анфас он был Мефистофилем, его брови подняты вверх, а нижняя часть лица тонула в острой и непокорной бородке. Наиболее выразительными были глаза; у них было удивительное свойство зажигаться и сверкать, как электрическая искра; он был живым, активным, впечатлительным, moquer [1144], он обладал магнетизмом, которому он был очевидно обязан своим уникальным постом». Правда, Клер тут же оговаривалась, что не служба революционному делу делала его таким, каким он был, а он сам своими качествами придавал особый смысл своему делу.

Троцкий предстал перед искушенной в любовных делах Клер прежде всего не как политик или военный, а как неотразимый мужчина. Возникшее чувство влечения было взаимным. После нескольких первых встреч, когда Троцкий специально позировал ей по пять минут каждые полчаса, он однажды предложил Клер приехать к нему поздним вечером, чтобы поработать только при электрическом свете. Избранный для этого повод был смехотворно детским: целесообразность поработать на закате дня он обосновывал тем, что художница выглядела утомленной. Начались интимные вечера, и остается только догадываться, как именно они протекали. Шеридан в своих мемуарах рассказала, естественно, только часть из того, что происходило между ней и наркомом между чаепитиями, творческой работой и рассказами Троцкого о своей жизни в эмиграции и о Гражданской войне. Неудивительно, что Троцкий показался Клер более человечным, чем Ленин, которому в своих воспоминаниях она почти не уделила внимания. Владимир Ильич отнесся к Клер как к художнице, лепящей его бюст. А Лев Давидович, когда Клер появлялась в его кабинете, целовал ее замерзшие руки и согревал их у камина.

Сама работа Шеридан была своего рода любовной утехой. Обещанные пятиминутные перерывы в работе через каждые полчаса для позирования растягивались во много раз, и только телефон, после многократных звонков, заставлял Льва оторваться от своей возлюбленной. Впрочем, вспоминая об этом, Клер тут же переводила изложение в более безопасное русло: «Его манеры были очаровательны. У него была легкость человека, рожденного для высоких постов» [1145]. Влюбленная англичанка наделяла своего партнера самыми возвышенными качествами, которые только могла изобрести. Ее совершенно не волновало, что Троцкий был одним из тех революционных деятелей, если не самым первым из них, кто планировал «разрушить до основанья» мир, являвшийся естественной и жизненно необходимой средой существования художника. Почти все, что говорил Троцкий, писала она через годы, имело двойной смысл. «Кажется, я все время умственно отставала от него, была не в состоянии поспевать за его острыми замечаниями».

Из случайно брошенной Клер фразы о том, что Троцкий отлично говорил по‑французски, можно заключить, что именно на этом языке они и разговаривали. Как‑то Троцкий сказал ей: «Даже когда твои зубы стиснуты и ты сражаешься со своей работой, ты остаешься настоящей женщиной». Клер проводила в кабинете Троцкого все вечера, а иногда и ночи. Интимная близость перерастала в настоящее любовное увлечение. Во время одной из встреч Лев произнес: «Ты должна сделать это место своей постоянной студией. Мне нравится ощущать, что ты здесь работаешь. Как только ты закончишь бюст, мы разобьем его и начнем сначала!» Клер ответила: «Я ожидала, что ты окажешься менее приветливым, и очень удивилась, увидев противоположное. Интересно, как я опишу тебя людям в Англии, которые думают, что ты монстр!» Лев тут же вспомнил, что он – Троцкий, и сообщил своей возлюбленной, что, хотя и очарован ею как женщиной, не колеблясь застрелил бы ее, если бы та угрожала делу революции. «Я нашла эту хвастливую безжалостность особенно привлекательной!» [1146] – комментировала Шеридан, наивно считая, что Троцкий шутит.

Обычно о революции и красном терроре разговоры не шли. Троцкий, как он умел еще с юношеских лет, демонстрировал своей возлюбленной начитанность и эрудицию, которые, как мы знаем, были довольно поверхностными. Но все же он обсуждал с Клер стихи британского поэта конца XVIII – начала XIX в. Перси Биши Шелли, цитировал на память писателя, критика и социального реформатора XIX в. Джона Рескина, интересовался ее мнением о творчестве значительно более близкого к XX в. писателя Элджертона Суинберна [1147]. Когда работа над бюстом была почти завершена и возникла опасность расставания, Троцкий предложил Клер поехать вместе с ним «на фронт», куда, дескать, на днях он собирался отправиться. Не очень разбиравшаяся в российских проблемах, англичанка предположила, что ей предстоит еще одна увлекательная авантюра, и с удовольствием согласилась.

Троцкий преувеличивал: фронта в конце 1920 г. уже не существовало. Врангель был выбит из Крыма еще в середине ноября, и Гражданская война в основном завершилась – оставались лишь ее последние отзвуки на Дальнем Востоке. Речь шла всего лишь об инспекционной поездке по войскам, абсолютно безопасной для поезда наркомвоенмора. Вопрос о включении Шеридан в состав команды легендарного «комиссариата на колесах» Троцкий счел необходимым согласовать с заместителем наркома иностранных дел М.М. Литвиновым, который поездку Шеридан разрешил. Однако осуществить ее Клер не решилась, поскольку представители ее страны в России высказали опасение, что в случае ее совместной поездки с Троцким ее могут не впустить домой в Великобританию, где оставались ее дети. Благоразумие и естественные материнские чувства возобладали. Клер от поездки отказалась.

Последний вечер с Троцким особенно запомнился Клер своей интимностью и ощущением тоски. Лев сказал, что он мечтал бы, чтобы она осталась в России, где ее ожидает блестящее творческое будущее. Она ответила, что очень хотела бы этого, но не может расстаться с детьми. Реплика Троцкого прозвучала совершенно неожиданно: «Если ты уедешь, и vous nous calomniez [1148], как остальные, я говорю тебе… [1149] я поеду за тобой в Англию». – «Я рада, что ты объяснил мне, как завлечь тебя в Англию!» – ответила Клер. Внезапно не только в кабинете, но и в соседних зданиях потух свет. Клер задумчиво спросила любовника, не началась ли контрреволюция, на что тот ответил: «Наверное, это то, чего ты желаешь». Свет вскоре включили. Троцкий сам отвез Шеридан в гостиницу. Больше они не встречались [1150].

Накануне отъезда Клер Троцкий попросил Литвинова посетить ее, чтобы узнать, не изменила ли она своего решения. Шеридан объяснила, что означала бы для нее поездка с Троцким «на фронт», что на разрыв со всем ей близким и родным она пойти не в состоянии. Когда на следующий день Клер попыталась позвонить Троцкому, его телефон уже не отвечал. Поезд наркома только что покинул Москву [1151].

Любовная афера Клер Шеридан и Льва Троцкого осталась в памяти многих современников. С совершенно прозрачным намеком видный американский журналист Луис Фишер, много лет проработавший в Москве, вспоминал Клер как «привлекательную аристократку, красота которой нашла тонких ценителей среди высокопоставленных коммунистов» [1152]. О том, как Клер была увлечена и очарована Троцким, свидетельствует ее весьма эмоциональное письмо двоюродной сестре Шейн Лесли, отправленное из Москвы как раз в разгар любовных отношений с Троцким: «Он очаровательная личность с очень чувственным лицом и особенно восхитительным голосом – мы обсуждали с ним все – от Шекспира, Шелли и [Ричарда] Шеридана [1153] до международной политики и до нас самих! У него тонкий ум латинянина, который способен передать что угодно, даже не высказывая это вслух. Его речь полна образов и воображения… Троцкий, наверное, самый прекрасный человек, с которым я когда‑либо встречалась» [1154].

Вряд ли это личное письмо давало объективную характеристику нашему герою, но чувства не юной девушки, а опытной женщины оно передавало весьма рельефно. Вскоре Клер Шеридан возвратилась на родину. В 1923 г. она вновь побывала в России, провела две недели в Москве, но Троцкий с ней не встретился. Былые чувства ушли в прошлое. Впечатления от Москвы были теперь самыми отвратительными – скорее всего, именно по той причине, что Клер чувствовала себя отвергнутой. Тогда она поехала в Севастополь и Одессу, где испытала глубокое разочарование от того, как жили в Советской России [1155]. В личном архиве Шеридан сохранилась фотография, сделанная, может быть, без ее ведома: Клер стоит на коленях перед созданным ею бюстом Троцкого, смотрит на него влюбленными глазами и обнимает постамент [1156].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 237 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

770 - | 731 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.