Мы пилигримы призрачных миров.
Куда наш путь, в какие дали?…
Что так мечтами расцветали
На перекрестках всех дорог.
Сомненья силы отнимали,
Идти ль вперед за миражами?
Кем жребий брошен?
Наш — не в счет!
В игре с собой, в боях без правил…
Мы пилигримы призрачных миров
На перекрестках судеб серой пыли вьюга.
Нас гонит поиск зыбких истин слог —
Мы вечные странники вечных дорог!
Мифы о духовном развитии
Мотивация к самопознанию возникает по разным причинам. Обычно, когда все ужасно и человек болен физически или душевно, у него рождается страстное стремление к преодолению препятствий, нищеты, неприятностей и боли. Тогда он ищет возможность изменить или исцелить ситуацию, но зачастую не самого себя. Это происходит через тренинги, чтение духовной литературы, паломнические поездки, встречи с интересными людьми, занятия по самопознанию, преодолению бессознательных ограничений и страхов.
На этом этапе школы, тренинги, религии, святые выступают лишь как опоры в желании утвердиться в правильности своей картины мира. И если они «не оправдали высокого доверия», то должны быть преданы анафеме. Человек будет искать общество тех людей, которые его поймут. Это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет осознание, что менять следует не окружающий мир, а самого себя.
Однако, как только интенсивность страдания падает, человек прекращает заниматься. В этом случае практика становится способом бегства от душевного неблагополучия. Движение же к самопознанию — это стремление наполнить каждый день вдохновением и творчеством. Лишь тогда нет рутины повседневности, а есть живое присутствие.
Существует ряд мифов, или стереотипных мнений, по поводу занятий духовными практиками. Один из самых распространенных гласит: духовными практиками занимаются ущербные люди, а «успешные» ведут комфортную, полную удовольствий жизнь. Этот миф разбивается вдребезги, как только на человека нападает депрессия или случаются сбои со здоровьем. Если человек не проявляет своих талантов, данных от природы, и не видит перспективы дальнейшего развития, его будет съедать глубокая тоска по внутреннему раю и неудовлетворенность жизнью. И здесь никакое пиво, друзья и боулинг не помогут.
Дух времени обязательно заставит человека развиваться. Если тот откажется менять привычную картину мира и систему привычек, то дальше еще проще — на переплавку. Воплощение будет признано напрасным. Душа отправится на повторную инкарнацию, но уже в более жестком режиме воспитания.
Следующий миф: мы достаточно неудачно собраны, и нам недостает многих качеств, которые мы можем приобрести лишь в конце жизни, после усиленной работы над собой. Многим монахам за преданность и догматизм обещают спасение в загробной жизни или просветление в конце жизни.
Все это так и не так одновременно. В нас уже заложено многое, что только необходимо обнаружить, раскрыть или развить. Собственно, не требуется копировать других в бесконечной погоне за чужой птицей счастья. Важно проявить то свое и добрать то недостающее, подо что мы заточены на эту жизнь. И это не сетевой маркетинг от духовности, не фитнес, не йога-студии и не организованная религия. Если человек прилагает усилия в раскрытии своих природных качеств в том направлении, в котором он пришел себя реализовывать, то успех придет наверняка.
Миф о том, что путь самопознания должен быть тяжелым и тернистым, — очередная иллюзия. Он не должен быть искусственным — кем-то надуманным или навязанным. Не обязан человек быть распущенным или аскетом в угоду сложившимся представлениям о свободе личности или воззрениям духовных лидеров. Задача самопостижения — вспомнить себя, понять, что надо именно мне, и быть собой! Это не ломка, а естественный рост. Это условия, при которых человек наилучшим образом реализует себя.
Наша жизнь естественна и прекрасна и в этом процессе мы живем и развиваемся. Расширение сознания и осознанность подразумевают прежде всего удовлетворенность жизнью, понимание того, что я живу так, как этого хочу, и что именно я являюсь хозяином своей судьбы. Возникает понимание причин происходящего, способность планировать будущее, движение по своей линии жизни. Осознанность — это также способность осознавать и актуализировать свои эмоции и чувства, умение слышать свое «я», знать свое предназначение, а также понимать, что и как делать в конкретной ситуации и целом.
Причина или следствие
Странный это мир. Глядишь и удивляешься: один человек ползет вверх из последних сил, в кровь ободраны пальцы и сломаны ногти, тогда как другой легко поднимается на воздушном шаре и с искренним удивлением взирает на «последний» отчаянный рывок безумного путника. «Зачем надрываться? — думает он. — Лети себе и лети вперед. Это ведь так просто! Захотел — полетел на один край Земли или на другой. Мир — как на ладони, и чего они сидят на одном месте? Зачем держатся за бессмысленную работу и ничего замечательного в жизни не видят?»
Мысли вслух
Наша жизнь предопределена причинами, по которым разворачиваются все события текущего момента. Эта предопределенность для одних людей фатальна, и тогда они обреченно борются или жалуются на судьбу, тогда как для других это поле активного исследования и преодоления.
Причина, вызвавшая нас к жизни, удивительно милосердна, но всегда остается за рамками человеческого понимания. Все в мире развивается по некоему тонкому плану, или Замыслу, — от галактик и вселенных до мельчайших элементарных частиц. Все стремится к духовному развитию — разнообразию и совершенствованию. Это движение разворачивает спираль Мироздания. Причина порождает следствие, а следствие, в свою очередь, уже является новой причиной.
Так возникает дробление целого на многообразие форм и кажущуюся сложность происходящего. Тем не менее все подчиняется простым и понятным базовым законам, по которым все и происходит. Один раз осознав, прочувствовав и приняв эти знания, человек кардинально меняет свою жизнь, и сам он становится совсем другим.
Однако не все так просто в понимании этого невообразимого маховика времени и механизма кармы. Простое и истинное не принимается нашим умом и кажется архисложным. Наш ум не в состоянии принимать простые истины, так как не знает, что это такое. Он по привычке все усложняет и запутывает, он не видит истиной природы сознания.
Все гениальные открытия связаны с особым состоянием сознания — вдохновением, или предвосхищением. Это то, что стоит над природой профанного ума. Каждая причина производит целый ряд следствий, тогда как множественные следствия могут приводить к одной причине. Поэтому так трудно объективно найти причинно-следственную связь между теми или иными событиями.
Объяснить теорию кармы с позиции физики, биологии, химии и даже психологии практически невозможно. Наиболее близко к объяснению тонкоматериальной реальности подошла квантовая физика и физика торсионных полей. Однако научные понятия однобоки вследствие своего материализма; одними физическими взаимосвязями или психическими явлениями не объяснишь существование кармы.
Полноценная доктрина закона кармы может представлять лишь единую систему причинно-следственных связей, прилагаемую ко всем мыслимым и немыслимым формам существования. В философской мысли Индии по этому поводу существует два направления: согласно одному причина определяет следствие, тогда как во втором считается, что следствие порождает причину. В первом случае работает линейность времени; во втором — нелинейность, или относительность времени.
С моей точки зрения, работают обе системы одновременно. Зачастую я получаю в своих поисках поддержку из будущего; или, работая с будущим, выхожу на задачу настоящего. Тем не менее в данной книге я буду придерживаться варианта линейности времени, согласно которому причина порождает следствие.