Памятка для родителей по развитию речи детей
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками, конструировать – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Конструируя, спрашивайте у ребенка для чего предназнчается та или иная деталь и куда бы он ее поместил.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
Игровые упражнения и
Дидактические игры
С использованием ЛЕГО
Игры, развивающие логическое мышления.
Классификация.
-"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько
деталей конструктора Лего. а)Педагог показывает деталь, которую
надо найти. б)Педагог только называет необходимую деталь.
в)Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей
составлена модель.
-"Собери модель". Дети собирают модель под диктовку
педагога. При определении взаимного расположения деталей
используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа",
"поперёк".
Внимание и память.
-"Что изменилось?". Педагог показывает детям модель из 5-7
деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и
меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на
другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать
что изменилось.
-"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в
течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает
её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
-"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с
соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает,
что для лучшего запоминания надо понять закономерность с
которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких
секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
Пространственное ориентирование.
-"Собери модель по ориентирам". Педагог диктует ребятам,
куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются
следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый
нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол",
"середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под",
"слева от", "справа от".
-"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат". Для
взаимного расположения предметов в комнате используется точка
отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.
Симметрия.
-"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает
первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию,
выложить вторую половину узора.-"Составь узор". Дети самостоятельно составляют
симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.
Логические закономерности.
-"Что лишнее?". Педагог показывает детям ряд деталей и
просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из
двух деталей конструктора).
-Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает
последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора,
а ребёнок должен продолжить её.
Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали
конструктора, для составления закономерностей используются два
признака.
Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей
конструктора, для составления закономерностей используется один
признак.
Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей
конструктора, и для образования закономерностей используются
два признака.
-"Поиск недостающей фигуры ".Педагог представляет задачу из
трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей
конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей
фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается
с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и
отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания
усложняются.
Комбинаторика.
-"Светофор". Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и
предлагает посоревноваться - кто больше составит различных
светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного
и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления
победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и
объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не
пропустить ни одного варианта.
-"Составь флаги". Педагог раздаёт детям кирпичики двух
цветов и просит составить все возможные флажки из одного
красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих
или двух красных двух синих.
7.Множества.-"Выдели похожие" - классификация по одному свойству.
Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой
замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо
располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной
области оказались только красные детали или только кирпичики.
Игры, развивающие восприятие формы.
“Отгадай”.
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка,
треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.
Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на
ощупь форму модуля.
Правила игры:
1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с
глаз, пока не назовет деталь.
4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать
форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает
детям играть дружно.
“Не ошибись Петрушка!”
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к
модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка,
Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит,
подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со
всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль
мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”
Правила игры:
1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог
догадаться, что у него в руках.
2. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
3. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и
нарушает правила, того Петрушка не выбирает.“Есть у тебя или нет?”
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь
определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую
же деталь по форме.
Правила игры:
1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех
сторон.
2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди,
которая устанавливается с помощью считалки:
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!
“Принеси и покажи”
Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.
Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети
должны найти самостоятельно такую же.
Правила игры:
1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и
мысленно представить, что нужно найти.
3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить
себя.