Лекции.Орг


Поиск:




Методы и приемы музыкально-сценического обучения учащихся

Эффективность процесса формирования умений сценического воплощения музыкальных образов обеспечивается использованием в работе с младшими школьниками таких методов и приемов работы, как:

 - художественный тренинг – направлен на формирование и совершенствование межличностного общения участников вокального ансамбля, а также способности у учащихся к сохранению творческого самочувствия в условиях публичной деятельности. Художественный тренинг осуществляется путем привлечения школьников к ролевой игровой деятельности и предусматривает:

• привлечение учащихся к деятельности в условиях целенаправленно созданных ситуаций («поощрения», «успеха», «эмоционально-сценической концентрации»):

• побуждение к рефлексии;

• моделирование творческого процесса;

• коррекцию пения и художественно-сценического поведения;

- выполнение музыкально-творческих задач:

• познавательно-поискового характера (выбор песни, определение жанрово-стилевой принадлежности произведения и др.),

• оценочного характера (побуждение к слуховому контролю результатов собственного исполнения и пения других участников ансамбля)

• творческого направления, которые включают в себя инсценировку вокального репертуара, импровизирование;

- выполнение комплекса художественно-технических упражнений:

• на развитие и коррекцию вокальных умений (артикуляционная гимнастика, скороговорки, упражнения на развитие вокальной техники);

• на развитие и коррекцию умений ансамблевого пения;

• на формирование элементов сценической техники (упражнения на развитие вокально-двигательной координации, умение использовать изобразительные средства, упражнения на формирование культуры сценического поведения, эмоциональности в исполнении).

Средство воздействия, направленное на развитие определенных знаний, умений, установок и опыта в области определенной деятельности можно интерпретировать как тренинг.

Методика проведения тренинга поведения строится на принципах воспроизведения сложных для участников группы тренинга ситуаций посредством использования ролевых игр и групповых дискуссий.

Для успешного формирования у учащихся умений воплощения музыкальных образов целесообразным будет использование методов стимулирования активности. К традиционным методам педагогического стимулирования относятся методы положительного усиления, такие, как метод «поощрения» и «метод успеха».

Методы положительного усиления – стимул для осуществления или продолжения определенного поведения ученика. Это может быть положительная мимическая или лаконичная языковая реакция педагога, приветливый взгляд, улыбка, утвердительное кивание педагога головой в знак верного поведения ученика или короткие реплики типа: «Да, да», «Хорошо», «Молодец». Эти, казалось бы, незначительные знаки одобрения являются достаточно действенным педагогическим способом. Они не только показывают, что надо действовать именно таким образом, но и демонстрируют хорошее, теплое отношение педагога к ученикам.

В некоторых случаях поощрение ученика может вызвать недоброжелательное отношение группы к нему. Так, например, все ученики, кроме одного, не выполнили домашнее задание. Этот один, безусловно, заслуживает положительной оценки, но в данный момент педагогу не стоит акцентировать внимание на поощрении этого ученика, обостряя ситуацию. Поощрение можно будет использовать тогда, когда пройдет острота ситуации, и только в контексте, не обидном для группы.

Кроме того, приходится считаться и с таким реально существующим чувством, как зависть. Если одного или нескольких учеников поощряют за то, что не могут сделать другие, то это надо делать без подчеркнутой критики группы. Так, на занятии по ансамблевому музицированию, проявила инициативу в создании музыкального образа только одна ученица. «Все вы лентяи, – сказала преподаватель, – и только Марина занимается старательно». Такое поощрение стало для Марины медвежьей услугой, поскольку вызвало недоброжелательность других участников коллектива.

А вот пример еще одной и ошибки этого типа. В коллектив пришла новая ученица. Руководитель из лучших побуждений расхвалила девочку, даже преувеличивая ее достоинства. Она пишет стихи, побеждает в конкурсах, умная, добрая, воспитанная. Девочка действительно была одаренной, дисциплинированной, исполнительной, но ей не хватало коммуникабельности. У группы сложилось недоброжелательное отношение к ней, которое сделало пребывание девочки в коллективе невыносимым и заставило ее прекратить музицирования в вокальном ансамбле.

Педагоги действительно симпатизируют способным и воспитанным детям, и более прохладно относятся к ученикам с негативными проявлениями поведения, что является совершенно естественным, но справедливость и тактичность как профессиональные качества не должны позволить педагогу демонстрацию своих симпатий и антипатий. Педагогу желательно не поощрять все время тех же воспитанников, хотя бы это казалось ему вполне справедливым. Необходимо находить поводы для поощрения большего числа учеников.

Особое внимание необходимо уделять применению метода «создание ситуации успеха». Этот метод заключается в том, что педагог помогает воспитаннику достичь определенного успеха в необходимом деле и тем самым подкрепляет мотивацию дальнейшей активности. Метод, конечно, требует от педагога больших усилий, чем поощрения, но он является более результативным.

К. Ушинский отмечал, что успех и неудачи учащихся в обучении – это внутренний мир ребенка, игнорирование которого может привести к плачевным результатам. Педагог утверждал, что только успех поддерживает интерес ребенка к учебе.

Из собственного опыта работы можно сделать вывод, что применение метода «создание ситуации успеха» является одним из действенных и эффективных в формировании умений сценического воплощения музыкальных образов у участников детского вокального ансамбля. Это позволило определить ситуацию успеха участников вокального ансамбля как создание благоприятных организационно-педагогических условий, где каждый ученик будет чувствовать особое психическое состояние, выражающееся удовольствием от положительного результата музыкально-сценической исполнительской деятельности. Ситуация успеха становится стимулом для дальнейшего успешного развития ребенка.

Одним из приемов ситуации успеха является прием «авансирования». Это также является поощрением, которое используется, авансом, когда ученик еще его не заслужил, или заслужил частично. Если педагог показывает уверенность в возможностях ученика и хорошее отношение к нему, авансирование часто становится плодотворным средством положительного усиления. Прием заключается в том, что педагог заранее предупреждает ученика о трудностях, предоставляя возможность подготовиться к ним.

Достижение успеха в музыкально-сценической деятельности учащихся в процессе вокально-ансамблевого музицирования зависит от применения метода «эмоционально-сценической концентрации».

Участники коллектива в ситуациях публичной деятельности переживают особые чувства. Часто из-за волнения дети не могут достойно исполнить произведение, у некоторых возникает страх перед сценой. Из-за отсутствия умений произвольного преодоления страха ученики-исполнители часто испытывают трудности в сценической деятельности, не умеют преодолеть эмоциональные «препятствия», свободно создавать музыкальные образы.

Во время концертного выступления могут возникнуть совсем непредвиденные ситуации: поломка аппаратуры, внезапная растерянность отдельного исполнителя-солиста или группы исполнителей. Кроме того, возможные препятствия на концерте со стороны слушателей: шум, шорох, шепот, хождение по залу. Такие негативные моменты не просто раздражают исполнителей и слушателей, но и сказываются на качестве исполнения. Исполнителям подобные ситуации мешают успешно выступить, нередко наносят разочарование.

Для того, чтобы подготовить учеников к выступлению, необходимо найти способы преодоления их волнения, помочь решить проблему внутреннего раскрепощения, снят нервное напряжение.

Творческое волнение в ситуации публичной деятельности следует направить в такое русло, чтобы оно способствовало лучшему раскрытию исполнительских замыслов, а не порождало неуверенность, страх перед слушателями.

Я считаю, что для успешного выступления детей необходим эмоциональный настрой коллектива, который должен обеспечить общую активность учащихся во время выступления.

Перед выступлением на сцене детям стоит самим себе продемонстрировать то, что они будут показывать другим. Для этого рекомендуется применять ситуацию «эмоционально-сценической концентрации». Я даю определение эмоционально-сценической концентрации как умение концентрироваться на будущем концертном выступлении и умение максимально полно донести до слушателя художественный образ исполняемого произведения.

Перед концертом возможно возникновение ситуаций, когда несколько вокальных коллективов вынуждены находиться в одном помещении и за ограниченное время эмоционально настроиться и подготовиться к выступлению. Участники коллектива должны быть готовыми к таким ситуациям. Здесь также поможет эмоционально-сценическая концентрация, которая формирует умение не реагировать и не отвлекаться, а сконцентрироваться на художественно-образном содержании исполняемых произведений.

С целью формирования способности к «эмоционально-сценической концентрации» целесообразно на репетициях выполнять подготовленные номера программы в ситуации специально созданных препятствий: шум, параллельное включение фрагмента инструментальной музыки, звучание радио, мобильных телефонов.

Следующий метод побуждения к рефлексии направлен на формирование самостоятельности, инициативности в процессе деятельности, адекватной взаимооценки, взаимоконтроля. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание изученного материала. Ее цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, но и построить смысловую цепочку, сравнить средства и методы, провести анализ.

Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою инициативность в процессе деятельности, полезность выбранных форм работы. Ученики по очереди высказываются, отвечают на вопрос: что нового узнали, чему научились, какие виды деятельности были интересными, какие задачи были легки в исполнении и какие вызвали трудности, что удивило и др.

Для того, чтобы закончить занятие на позитивной ноте можно воспользоваться упражнением «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент исполнительным качествам, комплимент в чувствах), в котором ученики оценивают вклад друг друга в занятия и благодарят друг друга и преподавателя. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Метод моделирования творческого процесса направлен на проявление самостоятельности учащихся при создании интерпретации. Этот метод подчеркивает важность самостоятельного принятия детьми решений: «Учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики как можно чаще сами отвечали на вопросы, возникающие в течение урока, а не довольствовались получением от преподавателя готовых ответов, которые им остается только запомнить».

На занятиях необходимо направить творческий процесс в такое русло, чтобы активная самостоятельная деятельность ученика была ведущей в создании интерпретации. Нужно сделать все возможное, чтобы к творческому решению проблемы ученики подходили самостоятельно.

Целесообразным будет использование игр «Композитор», «Художник», «Музыка обо мне» (Приложение Б). Цель игры «Композитор» ответить на главные вопросы «О чем с тобой говорит композитор? Что он хочет тебе сказать своей музыкой?». Цель подобного вопроса заключается в том, чтобы помочь ребенку понять смысл своей деятельности. Необходимо смоделировать творческий процесс так, чтобы ребенок заглянул в себя, увидел себя с позиции другого человека. Только когда ученик самостоятельно пройдет путь создателя, он может понять, как придумывать мелодию, как исполнять музыку, как ее слушать.

С целью активизации творческих проявлений учащихся в процессе ансамблевого пения целесообразно применение в работе методов коррекции пения и художественно-сценического поведения, которые предусматривают применение импровизации на репетициях и в ситуациях публичного выступления.

Гибкое реагирование на неожиданные ситуации, незаметный выход из сложных ситуаций, быстрое решение проблемы именно во время выступления, сохранения эмоционально-творческого настроения во время выполнения – все эти задачи с легкостью выполняют ученики, которые умеют импровизировать.

Термин «импровизация» происходит от слова «импровизус», что в переводе с латинского означает – «неожиданный», «внезапный».

Итак, импровизация часто выступает результатом яркого воображения, буйной детской фантазии, средством открывать в себе новое.

В своих элементарных проявлениях импровизация доступна всем детям. Это может быть:

-   ритмо-интонационное пластическое воплощение образов окружающего мира (например, шелест листьев, щебет птиц, капли дождя, стук копыт, вой ветра и т.п.);

-   импровизация (поиски фантазирования) только одного слова, фразы вокального произведения;

-   выбор интонации, настроения, характера к музыкальному тексту в целом (может быть и к короткой фразы) для передачи его эмоционального содержания;

-   образное видение и прослушивания произведений различных видов искусства и фиксация этого в слове, рисунке, звуке (музыкальное, литературное, живописное моделирование);

-   создание элементарных поговорок, припевок; ритмизация музыкальных песен, стихов; мелодизации прозы, коротких фраз; пластическое воплощение в движении, танце звуковых красок, а также различных литературных сюжетов и тому подобное.

Начальными формами импровизаций может быть создание ритмических сопровождений (хлопки в ладоши, хлопки руками по коленям, щелчки пальцами, притопы; игра на музыкальных ударных инструментах) к декламации или пению самих детей.

Далее можно вводить вокально-творческие упражнения на озвучивание простых текстов, которые предварительно ритмизируются и создание мелодий и ритмов на короткие тексты стихов или скороговорок.

Импровизация на занятиях с учащимися должна происходить в игровой форме, где всегда есть место для фантазии, возможны различные варианты исполнения произведений, перемена ролей. Играя, инсценируя сюжеты песен, необходимо создавать атмосферу общения, где всем комфортно и радостно.

Импровизация может носить коллективный характер. Именно этот тип импровизации присущ ансамблевому пению. Использование импровизации как формы активизации творческих проявлений учащихся имеет очень большое значение в публичной деятельности.

Целесообразно использовать комплекс упражнений на различные формы импровизаций. Каждая группа упражнений направлена на формирование определенных умений и навыков (см. приложение Б):

1. Первая группа упражнений – это упражнения и задания на развитие воображения, фантазии, которые также распространяют кругозор и способствуют формированию творческой личности, способности создать собственную интерпретацию художественного произведения, то есть создать художественный образ.

2. Упражнения на развитие двигательной координации: пластичность тела, координация рук, чувство ритма других участников.

3. Упражнения на развитие вокально-двигательной координации. Эти упражнения сочетают пение с движением, их выполнение тренирует ритмичность, точность и вокально-двигательную координацию. При выраженном исполнении пение и движение не должны мешать друг другу, цель этих упражнений – формирование свободы исполнения.

4. Задания на развитие и коррекцию умений ансамблевого пения (упражнения на развитие гармоничного слуха, развитие у учащихся чувства коллективизма).

5. Упражнения на формирование умения использовать изобразительные приемы (глиссандо, филирование, трели) – подражание звукам природы, озвученные текста.

 

Рекомендованная литература

Основная:

1. Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. Асафьев. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1978. – 144 с. 

2. Безбородова, Л.А. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / Л. А. Безбородова. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 36 с.

3. Гончарова, О. В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – 3-е изд. стер. – М.: Академия, 2014. – 256 с.

4. Музыка и развлечение в детском саду. Для детей 5-7 лет / сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская. – М.: Музыка, 1976. – 80 с.

5. Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального образования в начальной школе: учеб. пособие для пед. ВУЗов / А.Ф. Яфальян. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 380 с.

 

Дополнительная:

1. Гогоберидзе А. Г. Г Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с. https://cloud.mail.ru/public/8FR6/ybTQkFWku

2. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей мл. возраста: учеб. пособие / А.Н. Зимина. – М.: Музыка, 2010. – 312 с. https://cloud.mail.ru/public/9GaP/rLEf9gwTK

3. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 380 с. https://cloud.mail.ru/public/FAZJ/M8gptTpo6

4. Ірха В. Основи методики викладання вокалу в хоровому класі: навч. посібник / В. Ірха. – Харк. Держ. Акад. культури. – Х.: ХДАК, 2002. – 141 с.: нот. іл.

5. Ростовський О. Я. Теорія і методика музичної освіти: навч.-метод. посібник / Ростовський О. Я. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.

6. Слота Н.В. Образовательная программа вокальной студии «Жемчужина» / Н.В. Слота. – Донецк, – 48 с. https://cloud.mail.ru/public/22Zz/Jbqjdtr6a

7. Тютюникова Т. Э. Уроки музыки. Система ообучения К. Орфа / Т. Э. Тютюникова. – М.: Астрель, 2000. – 94 с.

Периодическая:

1. Журнал «Учитель музыки» – https://issuu.com/kabalevsky

2. Интернет-журнал «Эйдос», рубрика «Методика в школе» – http://www.eidos.ru/journal/index.htm

3. Научно-методический журнал «Музыкальная психология и психотерапия» – http://music-health.ru/music-phsyhologiya/

4. Научно-методический журнал «Искусство в школе» – http://art-in-school.narod.ru/0511.htm

5. Петрушин В. Культура певца / В. Петрушин. – М.: Музыка, 1975. – № 3. – С. 24. – (Исполнительство).

 

Приложение А

«Комплекс художественно-технических упражнений с целью активизации творческого самовыражения учеников в процессе прилюдной деятельности»

 

1. Разминка для мимики.

Задачи: активизировать мышцы лица, определить, какое выражение лица подходит для выражения определенного настроения.

Как картинка, в которой много оттенков, выглядит богаче, ярче, насыщенней, чем та же картинка в палитре из нескольких цветов, так и для того, чтобы выступление было ярким и живым, нужно, чтобы мимика лица тоже была живой:

- Наморщить лоб, поднять брови (удивление), расслабиться;

- Сдвинуть брови, нахмуритися (сержусь), расслабиться;

- Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно – равнодушие)

- Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас), расслабиться;

- Расширить глаза, рот открыт, вдохнуть, немного улыбнуться (удивление, восхищение);

- Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется дремать);

- Расширить ноздри, сморщить нос (отвращение), расслабиться;

- Сжать губы, зажмурить глаза (презрение), расслабиться;

- Улыбнуться, подмигнуть (улыбка – залог успеха).

2. Упражнение «Воплотить настроение».

Задачи: научить свободно владеть мимикой, уметь применять определенное выражение лица для определенного настроения.

Ход упражнения: дети по очереди дают друг другу задания передать настроение: веселое, грустное, торжественное, злое, удивленное, обиженное, тревожное, сердитое и тому подобное. Затем ученики оценивают, удалось ли передать настроение в достаточной степени, или нет, какой мимики не хватило, над какими мышцами лица необходимо работать.

 

Продолжение Приложения А

 

3. Упражнение «Угадай настроение».

Задачи: развивать мимику лица; формировать умение управлять своими эмоциями, умение читать эмоции других участников ансамбля.

Ход упражнения: один из учеников изображает определенное эмоциональное состояние (на его выбор), другие ученики должны угадать настроение, которое выражает ученик. Далее другие ученики по очереди изображают различные эмоциональные состояния.

4. Упражнение «Раскрась звуки».

Задача: формировать умение применять соответствующую мимику и жесты для эмоционального исполнения гласных «а», «о», «у», «ы», «и», «я».

Ход упражнения: ученикам предоставляются примеры эмоциональных состояний: радость, удивление, оклик, гнев, улыбка, торжественное настроение – и примеры громких звуков: «а», «о», «у», «ы», «и», «е». Необходимо определить (в процессе пения различных гласных), с помощью которого гласного звука можно лучше воплотить эмоциональное состояние, какое настроение больше подходит к определенным звукам. Можно помогать себе воплощать настроение жестами.

Варианты ответов:

«А» – радость (глаза широко раскрыты, руки расходятся в стороны),

«О» – удивление (поднятые брови, плечи, руки с раскрытыми ладонями немного разведены в стороны),

«У» – оклик (губы вытянуты вперед, руки тоже),

«Ы» – гнев (брови нахмуренные, руки в стороны),

«И» – улыбка (глаза радостные, лицо улыбается),

«Я» – праздничное настроение (расправить плечи, голову поднять вверх, рот широко открыт, руки показывают человека и опускаются вниз).

Продолжение Приложения А

 

5. Упражнение на развитие эмоций в процессе пения «Создай фразу».

Задача: формировать творческую самостоятельность учащихся в проявлении эмоций в процессе пения.

Ход упражнения: ученикам была предложена фраза «Я пойду на концерт» и домашнее задание: придумать мелодию на эту фразу в определенном настроении (с интересом, с радостью, с удивлением, со страхом, торжественно, печально). Затем на уроке все по очереди должны продемонстрировать ее и обратить внимание, как мелодия влияет на настроение. Например, мелодию с грустным настроением ученица создала в минорном ладу с нисходящим движением мелодии, в мелодии с удивленным настроением применен скачок вверх на интервал чистая квинта, мелодия с радостным настроением создана в мажорном ладу с движением мелодии вверх.

6. Упражнение на развитие умения отличать пение в высокой и низкой позиции.

Задача: научить отличать пение в высокой и низкой позиции и применять позиции в пении.

Ход упражнения: ученикам предоставлены аудиозаписи пения в высокой и низкой позициях. Надо определить, в какой позиции поют исполнители, проанализировать, какое у них выражение лица и как это влияет на тембр звука, на интонацию. Затем ученикам предлагается спеть фразу песни из репертуара ансамбля сначала в низкой, затем в высокой позиции и почувствовать разницу.

7. Упражнение «Пантомима».

Задачи: развивать воображение, выразительность движений, умение распознавать и самостоятельно воспроизводить различные эмоциональные состояния.

Ход упражнения: ученики исполняют песню из репертуара ансамбля. Один из учеников выходит на середину и мимикой и жестами воспроизводит содержание произведения, воплощает различные эмоции и настроения, которые хотел передать композитор. Затем кто-то другой из участников ансамбля показывает пантомиму. Далее ученики анализируют, какие настроения удалось хорошо воплотить, какие не очень, на что необходимо обратить внимание.

 

Приложение Б

«Комплекс музыкально-творческих заданий»

 

1. Первая группа заданий – упражнения и задания на развитие воображения, фантазии, расширение кругозора.

«Спой свое имя»

Это упражнение-игру желательно выполнять на первых занятиях с вокальным ансамблем. Игра помогает запомнить имена товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует ощущение группового единства. Содержание упражнения: дети расположены по кругу, бросают друг другу мяч, кому в руки попадает мяч, тот поет свое имя.

«Музыка обо мне»

Детям предлагается рассказать, какую они написали бы музыку «о себе». Эта музыка должна соответствовать особенностям характера, поведения, настроения самого «композитора». Ученики рассказывают, какие средства выразительности и почему именно эти средства выразительности они бы использовали при создании такого музыкального произведения, какое дали бы ему название. Таким образом, задание развивает у детей фантазию, творческое воображение, побуждает к сосредоточению и самопознанию, к сопоставлению свойств собственного характера, внутреннего мира с воображаемым музыкальным образом.

«Композитор» (поиск изобразительных средств,

отбор наиболее целесообразных вариантов)

Упражнение начинается с того, что ученикам раздают рисунки с изображением зверей, птиц, сказочных героев, репродукции картин, пейзажи, портреты и т. Дети рассказывают, какую музыку они написали бы к этому рисунку, об этом персонаже, какой инструмент использовали бы для воплощения образа и почему.

Ученикам можно помочь вопросами:

- В каком регистре будет написана музыка?

- Почему выбран этот регистр?

- В какой тональности?

Продолжение Приложения Б

 

- Какое настроение этой картины? Веселая или грустная?

- В каком темпе будет эта музыка?

«Художник» (музыкальное моделирование)

Содержание этого упражнения заключается в том, что после звучания вокального произведения желающие по очереди рассказывают, какими цветами они бы нарисовали картину к прослушанной музыке. При этом нужно попросить маленьких «художников» объяснить, почему именно такой цвет они выбрали, а при необходимости помочь им определиться и аргументировать свой выбор.

2. Вторая группа заданий – задания на развитие двигательной координации: пластичность тела, координация рук, чувство ритма других участников.

«Бег теней»

Это упражнение на внезапную импровизацию движений выполняется парами. Первый участник под музыку выполняет свободные движения (по собственному желанию), а второй копирует первого и эти движения повторяет.

«Марширование змейкой»

Задача на сочетание движений рук и пения. Сначала учим два куплета песни-марша, например, «Тихий марш» (муз. Г. Гладкого, сл. П. Сингаевского). Располагаем детей змейкой (шеренгой). Сначала без пения под музыку в медленном темпе выполняем движения: вперед, перед грудью, в сторону, вниз сначала правой рукой, затем левой. Объединяем движение правой и левой рук, но левая рука на одну долю опаздывает. Это трудно, и поэтому выполнять упражнение нужно очень медленно. Если  упражнение получается, постепенно ускоряем темп. В случае неудачи повторить еще каждой рукой отдельно, затем опять выполнить упражнение двумя руками. Далее усложняем задачу: во время выполнения необходимо идти вперед, затем назад. Каждый шаг – одна четверть. Соединяем пение с движениями рук. Затем соединяем все элементы упражнения: шагаем с движениями рук и поем.

 

Продолжение Приложения Б

3. Третья группа заданий – задания на развитие вокально-двигательной координации, формирование свободы исполнения.

«Маляры»

Представляем, что ладонь и пальцы рук – это малярная кисть, погруженная в краску. Этой «кистью» нужно покрасить забор. «Красить» необходимо под музыку размером 4/4, медленную, плавную. Один такт – движение вниз, второй такт – вверх и т.д. Участникам предлагается сначала выполнить задание у стены, затем сделать то же движение в воздухе так, как будто оно выполняется на стене. «Красить» по такому рисунку: два раза сверху вниз, два раза справа налево, два раза слева направо и два раза снизу вверх. Новое задание: «красить» очень высокий забор. Это должно увеличить размах движений. Затем соединяем пение с движением. Рекомендуется спеть лирическую песню. Очень важно, чтобы движение было непрерывным. Руки должны как будто «пропевать» движение.

«Скакалка»

Выучиваем текст стихотворения. Затем ученикам предлагается сочинить свой вариант мелодии. Лучший вариант исполняем. Представляем, что у каждого из нас в руках скакалка. Соединеняем прыжки с пением. Темп исполнения сначала медленный, затем постепенно ускоряется.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, что бы

Звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Голос звучен, льется ровно

И не прыгаю я словно.

Раз,два! Раз, два! Раз, два! Раз.

Можно прыгать целый час.

Продолжение Приложения Б

 

4. Задания на развитие и коррекцию умений ансамблевого пения (упражнения на развитие гармонического слуха, развитие у учащихся чувства коллективизма).

«Повтори звук»

Кто-то из учеников воспроизводит, пропевает звук. Тот, кто стоит рядом, должен повторить (скопировать) этот звук (высоту, характер, динамику), звук начинает «двигаться» по кругу. Можно разнообразить задачу просьбой удерживать звук на цепном дыхании (начинает один, потом все вступают по очереди).

«Эхо»

Дети сидят по кругу. Учитель поет фразу песни, из репертуара ансамбля, ученики по кругу по очереди повторяют эту фразу (пытаются ее точно воспроизвести), но с каждым разом все тише, подражая эху, пока пение не превратится в шепот.

5. Задания на формирование умения использовать изобразительные приемы (глиссандо, филирование, трели) – подражание звукам природы, озвучивание текста.

«Пожелания для друга»

Учитель под веселую вокальную композицию бросает каждому ученику мяч и спрашивает, что он желает присутствующим. Ответы могут  быть следующие: «желаю всем хорошего настроения», «желаю успехов», «желаю творческого вдохновения» и другие.

Пожелания всегда поднимают настроение, способствуют возникновению доверительных отношений между учителем и учениками, формируют у учащихся чувство коллективизма. Веселое музыкальное сопровождение психологического тренинга может знакомить учеников с вокальным материалом, который будет изучаться на данном музыкальном занятии, расширять музыкальный кругозор.

«Весенние голоса»

В этом фонопедическом упражнении ученики сами придумывают и изображает различные звуки природы, которые можно услышать весной. Педагог читает текст, ученики озвучивают:

Продолжение Приложения Б

 

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко).

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком, как бы изображая бульканье ручейка).

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом «волну» – вверх-вниз).

И дальше побежал (булькаем).

Выбрались из под коры жучки («жжж-жжж» в низком регистре) и

букашки («ззз-ззз» в более высоком регистре).

Расправили крылышки («крш» с постепенным увеличением силы звука) и полетели кто куда («тр-тр-тр» шепотом на разной высоте кто как хочет).

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало («шур-шур»).

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух).

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно).

Вот и пришла весна (каждый изображает свой «весенний звук» – дети выбирают звук сами).

«Путешествие на лесную поляну»

(фонопедическкач игра с движением)

Представляем себе, что мы едем в путешествие на лесную поляну. Ученики свободно двигаются по залу, декламируют текст (рассказывают, что они видят по дороге и озвучивают увиденное). Педагог читает текст, ученики озвучивают:

Мы едем на тележке («скрип, скрип, скрип»).

Листья шелестят («ш-ш-ш»), птицы поют («фить-пирю, фить-пирю»).

Белка орешки грызет («цок-цок»).

Лисичка зайца стережет (притаиться и замереть).

Продолжение Приложения Б

 

Ручей журчит (болтать языком), в реку он бежит (болтать языком). Долго мы ехали и наконец, приехали («ух» (хором)).

Можно придумать свой вариант упражнения или дополнить его.

 

 

Приложение В

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Педагогические условия привлечения учащихся к воплощению музыкальных образов в процессе публичной деятельности | Формирование общих и профессиональных компетенций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 191 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

813 - | 810 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.