ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Образные средства языка
Тропы, то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности. | |
Эпитет - художественное, образное определение. | Средь этой пошлости таинственной, скажи, что делать мне с тобой - недостижимой и единственной, как вечер дымно - голубой! (Блок). Грязная война; бандитские цены; варварские методы. |
Сравнение - художественное сопоставление одного предмета с другим на основе общего признака. | Густое, как синька, море. Запах рассола, острый, как нашатырь (Паустовский). Ярким солнцем в саду пламенеет костер (Фет). На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (Ахматова). |
Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. | Крапива обрядилась ярким перламутром; Предвыборный марафон; заповедник расизма. |
Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Синекдоха - разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот - название целого употребляется вместо названия части. | Ликует буйный Рим (Лермонтов). Траурный Шопен громыхал у заката (Светлов). Золото досталось нашим спортсменам. Чужие руки разнесли твое тепло и трепет тела (Есенин). Соху сменил трактор. На презентации преобладали малиновые пиджаки. Даже самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. |
Перифраза - замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | Туманный Альбион; царь зверей; творец Макбета; певец Гяура и Жуана; солнце русской поэзии. |
Переименование - употребление собственного имени в значении нарицательного. | Мы все глядим в Наполеоны. Дианы грудь, ланиты Флоры прелестны, милые друзья! (Пушкин). |
Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. | Спит земля в сияние голубом; звезда с звездою говорит (Лермонтов). Спит черемуха в белой накидке (Есенин) |
Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета или явления. | Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут берега (А. Толстой). |
Литота - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. | Такие вливания в нашу экономику - капля в море. |
Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа. | Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе осла, трусость - в образе зайца, хитрость - в образе лисы. |
Ирония - тонкая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики предмета. | Славная бекеша у Ивана Ивановича! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи Боже мой! Николай Чудотворец, угодник Божий! Отчего же у меня нет такой бекеши! |
Экспрессивный синтаксис
Антитеза - резкое противопоставление понятий, мыслей, образов; | И горел я душой, а ты была темна. Я - одинокий сын земли, ты - лучезарное виденье (Блок). Богатый в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. |
Риторическое восклицание; Риторический вопрос; | Тройка! Птица - тройка! (Гоголь); А судьи кто?(Грибоедов). |
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи; | Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный Два сердца вольного и пламенных страстей? |
Анафора - повторение начальных элементов предложений; | Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным... (Лермонтов) |
Эпифора - повторение последних слов предложений; | В понедельник завод не работал - делили полученные за новый заказ деньги. Во вторник тоже не работал -делили деньги. |
Эллипсис - пропуск в предложении слова | Я за свечкой - свечка в печку. Я за книжку - та бежать... (Чуковский). В ваших письмах - правда жизни. |
Умолчание - сознательная незавершенность предложения, недоговоренность; | Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (Пушкин) |
Градация - построение частей предложения, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающее (или уменьшающее) смысловое или эмоциональное экспрессивное значение; | Они поют из темной ложи: «Найди. Люби. Возьми. Умчи» (Блок). Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! (Блок). Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку! |
Вставные конструкции - попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию; | Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой! (Пушкин), И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Блок). |
Многосоюзие | И я любил. И я изведал безумный хмель любовных мук, и пораженья, и победы, и имя: враг; и слово: друг (Блок). |
Бессоюзие | Умрешь - начнешь опять сначала, и повторится все, как встарь: ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь (Блок). |
Присоединительные конструкции | Дисциплина должна быть одинакова - и для начальников, и для подчиненных. |
Парцелляция - членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в нескольких интонационно- смысловых речевых единицах; | Разные они, наши специалисты. И по образованию. И по опыту. И по характеру. |
Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. | С радостью было воспринято это сообщение. Не уйти террористам от возмездия. |
Краткий словарь лингвистической терминологии
Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение. Например: альтруист – эгоист, гипербола – литота, весёлый – грустный, далеко – близко, вставать – садиться.
Среди антонимов выделяются: 1) разнокорневые антонимы (война – мир)
2) однокорневые антонимы (правда – неправда, утопия – антиутопия, логичный – алогичный).
Контекстуальные (контекстные) антонимы – слова, которые противопоставляются по значению только в данном контексте и обусловлены особенностями языка и стиля автора. Например: Я царь, я раб, я червь, я Бог (Г. Державин).
Диалектные слова (диалектизмы) – это слова, употребляемые жителями той или иной местности; не входят в литературный язык, однако некоторые из них используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определённой местности, создания местного колорита. Например: «Видать в лесу-то рабливал?» - «С девяти лет, Петруня, на увале дрова ширикал» (В. Астафьев).
Неологизмы – это слова, которые являются абсолютно новыми лексическими единицами для данного исторического периода. Например: имиджмейкер, референдум, дилер.
От общеязыковых неологизмов следует отличать авторские, или индивидуально-стилистические неологизмы, являющиеся результатом индивидуального словотворчества писателей и поэтов (окказионализмы). Например: огончарован (А.Пушкин), многопенный (К. Бальмонт), пламезарное (А. Белый).
Паронимы – это однокоренные слова, как правило, одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению. Употребление одного паронима вместо другого часто является нарушением норм словоупотребления. Например, чётко разграничиваются по значению существительные невежа и невежда: большой невежа (невежа – грубый, невоспитанный человек), но дремучий невежда (невежда – необразованный, несведущий человек).
Просторечия (просторечные слова) – слова, имеющие яркую сниженную стилистическую окраску, находящиеся за пределами литературного языка. Используются в текстах в основном для речевой характеристики персонажа. В толковых словарях имеет помету «прост.». Например: баксы, дембель, попса, лохануться, круто, клёво, шизанутый и т.п.
Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы употребляются главным образом для того, чтобы точнее определить характерную особенность предмета, явления, действия, выделив его из ряда сходных с ним. Кроме того, употребление синонимов позволяет избегать надоедливого повторения какого-либо слова. Слова-синонимы объединяются в синонимичные ряды.
Контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые сближаются по значению только в данном контексте и обусловлены особенностями языка и стиля автора. Например: Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Горький).
Термины – это слова, являющиеся официально принятыми наименованиями научных понятий. Характерными признаками термина являются: 1) однозначность, 2) эмоциональная и стилистическая нейтральность. Термины бывают узкоспециальными (употребляются только специалистами в данной области) и общеупотребительными (имеют более широкую сферу распространения и понятны многим). Например: композиция, лексикология, синтаксис, сюжет, теорема, фабула, фонема.
Устаревшие слова можно разделить на две группы: 1) архаизмы, 2) историзмы.
Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми. Например: десница (правая рука), туга (печаль), вирши (стихи), очи (глаза), дабы (чтобы).
Историзмы – слова, вышедшие из употребления.
Архаизмы и историзмы употребляются в художественной литературе для воссоздания
эпохи.
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ
Есть суффикс А, пиши И | Без ударения – только так | Смотри на конечный согласный | Определяй по смыслу |
д и ра – д е р б и ра – б е р м и ра – м е р п и ра – п е р ст и ра – ст е р бл и ста – бл е ст ст и ла – ст е л ж и га – ж е г ч и та – ч е ст (искл.: сочетать, сочетание) обн и ма – обн я м и на – м я к а са – к о с | Заг о рел Покл о нился З а ря Натв о рил (искл.: утварь) Пл а вательный (искл.: пловец, пловчиха, плывун) | Л ож – л аг (искл.: полог) Ск оч – ск ак (искл.:скачу, скачок) Р ос – р аст (щ) (искл.: отрасль, росток, ростовщик, г. Ростов, Ростислав) | М о к – м а к (мак – опустить, мок - промокнуть) Р о вн – р а вн (ровн – сделать ровным, равн – сделать равным(и), искл.: поровну, ровесник) Кр о п – кр а п (кроп – в значении брызгать) |
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Приставки на...з -...с
...з- (перед гласными и звонкими согласными) | ...с- (перед глухими согласными) |
бездомный изгнать возглавить | бесконечный воспеть истратить |
В приставках -раз- (-рас-) - -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения - А:
раздать - розданный
Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными:
стереть – сделать
Приставки ПРИ-, ПРЕ-
- Правописание приставок пре-, при- определяется их значением:
Приставка при- указывает на: | Приставка пре- указывает на: |
1) пространственную близость): пришкольный, пригородный; 2) присоединение, приближение: припаять, приблизиться; 3) совершение действия в неполном объёме или на ограниченный срок: приоткрыть, приостановиться 4) доведение действия до конца: приплыть, приучить; 5) действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить. припрятать | 1) значение «через» (близка по значению приставке пере): преступать (переступать); 2) значение «по-иному»: преображать (делать другим, изменять), пререкаться (говорить иное, не то, что хотят услышать); 3) высокую степень качества (близка по значению к слову «очень»): преинтересный (очень интересный); 4) на действие, достигающее предельной степени: превосходить |
Примечание. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению: придать соответствующий вид — предать друга,
притворить дверь — претворить мечту,
прибывать вовремя — пребывать в отпуске,
приступить к работе — преступить закон,
приходящий в гости — преходящий момент и под.
2. Правописание отдельных слов с приставками пре-, при- нельзя проверить данным правилом. Их следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (устар.) — «споткнуться», преткновение — «помеха, затруднения», камень преткновения; преставиться (устар.) —«умереть», устроить светопреставление.
3. Правописание заимствованных слов, имеющих пре-, при- в корне также рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, приоритет, привилегия и т. д.