Лекции.Орг


Поиск:




Фундаментальная онтология боли




Напоследок хотелось бы вновь вернуться к началу текста, а именно к онтологии боли и очертить боль в фундаментально-онтологических координатах. Возможно, попытка балансировать на границе психоанализа и фундаментальной онтологии является опрометчивой, но, как мне кажется, она может принести плоды и, уж если на то пошло, то сложно не заметить определенного созвучия мыслей Фрейда, Лакана и Хайдеггера. Итак, онтология боли – это не просто красное словцо или фигура речи, поскольку именно в отношениях с речью и через отношения с речью эта онтология может явиться. Бытие, истина, Вещь, боль выговаривают себя в речи, «Бытие-в-мире себя всегда уже выговорило... постоянно себя выговаривает, обговаривая то, что говорит ему само озаботившее» [28, 406].

После вышесказанного логично было бы обратиться к слову. О чем поведает нам само слово «боль»? В письме Эрнсту Юнгеру Хайдеггер замечает: «Если бы кто-то рискнул продумать связь между «работой» как основной чертой сущего и «болью» через гегелевскую «Логику», то в первую очередь всплыло бы греческое слово «Боль», а именно αλγος. Вероятно αλγος родственно с αλεγω (Заботиться о чем-нибудь, обращать внимание на что-либо), которое как intensivum к λεγω означает плотное/тесное собирание. Тогда боль была бы нечто, собирающее в самое плотное» [2, 231]. Если следовать этой мысли, то получается, что боль как собирание является условием превращения неопределенности и неподлинности Das Man в тесное и плотное чистое присутствие, Dasein. Если принять тезис о принадлежности боли физической и аффекта страха как боли психической одному порядку, стыку Символического и Реального, то становится очевидным, что боль как собирание в наиплотнейшее наравне с ужасом является тем, посредством чего осуществляется вовлеченность Dasein в мир.

Именно здесь являет себя онтология, ибо боль в контексте Dasein и собирания предстает не чем иным, как связью с бытием, связью прочной и неразрывной. «Особо нас будет интересовать та мука, которую необдуманно назвали физической; в ее случае происходит полное вовлечение в существование. Если нравственные муки можно претерпевать с достоинством и в сердечном сокрушении, а стало быть, уже освободиться, то физическое страдание, каковым бы оно ни было, есть невозможность отделиться от данного мига существования. Оно — сама неумолимость бытия…. Есть в физическом страдании отсутствие всякого прибежища, прямая подверженность бытию. Оно — в невозможности отступления. Это загнанность в жизнь, в бытие. Страдание в этом смысле есть невозможность уйти в ничто» [15, 67-68]- пишет Левинас в работе «Время и Другой». Не вдаваясь в полемику Левинаса с Хайдеггером в этой книге и не комментируя выделение особого статуса физической боли, хотелось бы подчеркнуть загнанность в жизнь и в бытие, осуществляемую болью. Боль как собирание, как связь является здесь своего рода онтологическим якорем человеческого.


 

Библиографический список

1. Lacan, Jacques. Television. In: October 40, Boston: MIT Press.

2. Heidegger, Martin. Zur Seinsfrage. In: Wegmarken. Gesamtausgabe Band 9, hrsg. von Friedrich-Wilhelm von Herrman, Frankfurt a.M. 1976.

3. Гельдерлин, Ф. Сочинения. М.: Художественная литература, 1969.

4. Гельдерлин, Ф. Тело, насилие, боль. СПБ.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2010.

5. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический проект, 2009.

6. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия, №2, февраль 1998. kinoart.ru/1998/n2-article19.html

7. Кампер Д. Знаки как шрамы. Графизм боли//Тело. Насилие. Боль. СПБ.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2010.

8. Кампер Д. Тело, знание, голос и след//Тело. Насилие. Боль. СПБ.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2010.

9. Кампер Д. «Тела-абстракции», антропологический четырехугольник из пространства, поверхности, линии и точки//Тело. Насилие. Боль. СПБ.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2010.

10. Кляйн Н. Доктрина шока. Становление капитализма катастроф. М.: Добрая книга, 2009.

11. Кристева Ю. Черное солнце. Депрессия и меланхолия. М.: Когито-Центр, 2010.

12. Лакан Ж. Тревога. Семинары: Книга Х (1962-1963). Пер. с фр. А. Черноглазов. М.:Гнозис//Логос, 2010.

13. Лакан Ж. Этика психоанализа. Семинары: Книга VII (1959-1960). Пер. с фр. А. Черноглазов. М.:Гнозис//Логос, 2006.

14. Лакан Ж. Телевидение. Пер. с фр. А. Черноглазов. М.:Логос//Гнозис, 2000.

15. Левинас Э. Время и Другой. СПБ: Высшая религиозно-философская школа, 1998.

16. Молнар М. Перевод и толкование. // Кабинет Ё: Картины мира II, СПБ: Скифия, 2001.

17. Нанси Ж-Л. Corpus, М.: Ad Marginern, 1999.

18. Нанси Ж-Л. «”Есть” и “нет” в применении к сексуальным отношениям». СПБ.: Алетейя, 2011.

19. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.:, 1990. Т. 2.

20. Рассел Б. Словарь разума, материи и морали. СПБ: Port-Royal, 1999.

21. Савченкова Н. Обладание лишенностью//Вестник психоанализа, 2002г., №2. СПБ.: Психоаналитический вестник, 1999г. http://russia.ecpp.org/node/185

22. Стиглер Б. Оружие (Мертвого) Отца или наследие и наследование у Фрейда// Кабинет Ё: Картины мира II, СПБ: Скифия, 2001.

23. Фрейд З. О введении понятия «нарцизм»//Психология бессознательного, М.: «Фирма СТД», 2006 г.

24. Фрейд З. Торможение, симптом, страх//Истерия и страх, М.: «Фирма СТД», 2006г.

25. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия//Психология бессознательного, М.: «Фирма СТД», 2006г.

26. Фрейд З. Набросок научной психологии. Неопубликованный перевод Осанны Наджафовой.

27. Хайдеггер М. Что такое метафизика?//Время и бытие. СПБ.: Наука, 2007.

28. Хайдеггер М. Бытие и время. СПБ: Наука, 2006.

29. Хайдеггер М. Язык. СПб., 1991.

30. Юнгер Э. О боли// Рабочий, господство и гештальт, СПБ: Наука, 2000.

31. Юран А. Утраченный аффект психоанализа//Психоанализ: Часопис, 2005.

32. Юран А. Психоанализ и эпистемологический разрыв на рубеже веков. Психоанализ: Часопис, 2003.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 187 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

840 - | 676 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.