Лекции.Орг


Поиск:




Особенности урока чтения. Некоторые методические приемы

 

В работе с разными по характеру произведениями показана гибкость методов, но их выбор определяется спецификой литературы, как искусства и установкой на развитие детей.

Автор учебников рекомендует составлять планы уроков чтения, т.к. возможно гибкое изменение выбора произведения на данный урок.

Привычная схема урока не подходит, если ставится задача приобщения детей к искусству художественного слова, организация урока тоже должна быть гибкой.

Главное – деятельность самих учащихся. Все методы, вопросы и задания надо повернуть так, чтобы дети жили на уроке, чтобы вызвать работу души, ума и чувств ребенка. При такой работе у детей появляется естественное желание еще раз обратиться к тексту, перечитать отрывки или произведение целиком.

Грамзапись и д/ф не используются для ознакомления с текстом.

Первичное чтение – почти всегда учитель. Это обязательное выразительное чтение, которое является средством проникновения в художественный смысл произведения и средством пробуждения эмоциональности детей – это начало анализа.

Второе чтение зависит от желания детей. После этого учитель предлагает «поделиться мыслями»: «что вы хотите сказать про это?».

«Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где они (дети) прежде ничего не замечали» (Чуковский Н.И.)

В анализе идем от общего к частному: от уяснения общего смысла к уяснению деталей и подробностей, частей, слов, уточняющих этот смысл и помогающих понять его.

Поэтому вопросы вначале следует ставить крупным планом:

«О чем это произведение?», «Какая зима у Пушкина?», «Что вы можете сказать об этом мальчике?».

Т.е. в анализе учитель идет от учеников. Не вызовет ли это хаоса на уроке? Нет, если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников.

Идея выявляется попутно, а не «в лоб».

Главное: дать возможность ребенку пережить свои чувства и при желании высказать их.

Важно не название чувства (иногда дети и даже взрослые не могут назвать своих чувств или называют те, которые на самом деле не испытывают).

 

«Мы никогда не сумеем точно сказать, почему именно понравилось нам то или иное произведение, словами почти нельзя выразить сколько-нибудь существенных и важных сторон этого переживания».

                                                                           Л.С. Выгодский

 

 

От чего следует отказаться (по мнению З.И. Романовской)

 

1. От многовопросной формы (только крупные вопросы).

2. От прямолинейного восприятия (На кого хочешь быть похожим? Кто больше понравился?)

3. От пересказа всего произведения целиком (выразить в пересказе главную мысль произведения невозможно: она передается в сценах, развертывании событий, речи героев)

 

В.Г. Белинский считал, что «поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать». Его надо дать прочувствовать в той форме, в которой оно вышло из-под пера автора.

Пересказывание прочитанного, по мнению К.Д. Ушинского, не может служить и целям развития речи. Он считал, что такое пересказывание – «весьма плохое упражнение дара слова. Здесь ребенок борется с развитой формой мысли и языка, которая гораздо выше его развития, и достигает только то, что пропусками, недомолвками, нелогичными перестановками мысли искажает и мысли, и речь писателя».

 

4. От задания «еще раз читаем…».

5. От торопливости.

6. При произведении словарно-лексической работы:

· не найти непонятно слово, а пользоваться сносками (учить!)

· понимание находить в контексте

· не переводить с русского на русский (бережно относиться к языку писателя)

· авторское слово – образ («Лиса плетется» – какой вы ее представляете?)

 

При пересказе:

· построить текст как у автора

· отработать авторские слова и выражения

· для пересказа используются в основном статьи (идея – части – план)

· нельзя пересказывать стих, басню, сказки.

 

 


Проверка техники чтения

 

Вспомним одну из задач уроков чтения по системе Л.В. Занкова: формирование навыка чтения на основе интереса к чтению. Техника чтения проверяется на простом деловом описании, где надо соблюдать эмоциональные паузы, как при чтении художественной литературы.

Технику чтения проверяют 2 раз в год, не учитель класса. Создаются комфортные условия:

· знакомый ребенку человек, желательно один и тот же (в присутствии учителя)

· запрещено использование секундомера, часов (песочных), т.к. это нервирует ребенка

· только по учебной книге того класса, в котором учится ребенок

· требования к тексту: простой, понятный, нет непонятных слов

· 1 класс – ¼ стр., 2 класс – 1/3 стр., 3 класс – ½ стр.

· психологический настрой положительный

 

Требования к ЗУН по действующей программе I-III; I-IV

Учитель может проводить проверку техники чтения в классе: дети читают определенное время текст и отмечают точкой, где остановились, учитель считает количество слов и делит на количество секунд.

 

 

Вы изучили и проанализировали три разных подхода к обучению литературному чтению.

С целью обобщения изученного материала по разделу «Методика классного чтения» интерпретируйте его в виде таблицы (обязательное задание):

Чтение (традиционное)

Литературное образование

(М.П. Воюшина)

Вариативные системы

Пятиуровневая Дидактическая система В.Л. Занкова
       

 

                                                  

                                                     Лист самопроверки.

 

 

  1. Контрольная работа по методике преподавания литературы.

 

Вопрос 1. Принципиальным является включение двух направлений литературного развития: формирование квалифицированного читателя и воспитание «маленького писателя», указание их взаимосвязи и ведущего принципа отбора материала (эстетический принцип).

 

2 направления – 1 балл, указание их взаимосвязи – 1 балл, ведущий принцип – 1 балл

 

Вопрос 2. Уровни: 1 – уровень героя, 2 – фрагментарный уровень, 3 – уровень идеи,

                             4 – констатирующий уровень.

 

За каждый правильно указанный уровень – по 1 баллу.

 

Вопрос 3. Принципиальным является отражение таких сторон читательского восприятия, как: эмоции, воображение, мышление.

 

За каждый правильный ответ – по 1 баллу.

Совет: в случае затруднения обратитесь к теоретическому материалу (методика выявления зоны ближайшего развития учащихся по рассказу В. Железникова «Рыцарь»).

 

Вопрос 4. Ключ для самопроверки: № вопроса № умений

                                              

1 2,3

2 4

3 4

4 4

5 3, 4,4

6 5,1,5, 4,5

7 3, 4

8 3, 4,5,6

   

  Максимальное количество баллов – 4 балла (по 0,5 баллов за каждый вопрос).

 

Вопрос 5. Ваши задания могут быть предложены для выполнения детьми в устной или      

                   в письменной форме и должны способствовать формированию речевых

                      умений (см. таблицу на с. 9 «Программы по литературе» М.П. Воюшиной)

                   Например: напишите эссе, синквейн, сочинение-миниатюру, составьте устный         рассказ и т.д. (1 – 3 ЗАДАНИЯ)

  За каждое задание – по 2 балла.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности работы с произведениями художественного раздела | Объем дисциплины и виды учебной работы по срокам обучения в (ч) 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 245 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

772 - | 778 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.