Виртуальная выставка
«Ухожу я в мир природы,
Мир спокойствия, свободы…»
От составителя
Чародей слова, проникновенный поэт природы, тонкий психолог – таким вошел в сердце русского читателя автор «Аленького цветочка», «Семейной хроники» и «Детских годов Багрова-внука».В истории нашей отечественной литературы Аксаков занимает видное место.
Виртуальная выставка «Ухожу я в мир природы, мир спокойствия, свободы…» была разработана заведующим филиалом «Библиотека им. С. Т. Аксакова» в 2018 году с целью показать всю многогранность таланта Сергея Тимофеевича Аксаковаи неповторимую атмосферу аксаковского дома. Выставка состоит из пяти основных разделов («Страницы жизни и судьбы», «Литературное творчество», «По аксаковским местам», «В кругу писателей-классиков», «Литературная и театральная критика») и девяти подразделов («Биография С. Т, Аксакова», «Семейные ценности», «Хронология творчества» «Биобиблиография», «Аксаковские субботы», «Аксаков и Гоголь», «Театральная критика», «Аксаков-цензор», «Литературная критика»), число которых, со временем будет увеличиваться и дополняться.
В документе представлен текст и иллюстрации выставки. В электронном виде с выставкой можно познакомиться по адресу: http://cbslomonosova.ru/index.php/imya-biblioteki-s-t-aksakova
Страницы жизни и судьбы
Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым. Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 года в родовом поместье Ново-Аксаково, которое находилось недалеко от Уфы.
Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково, среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович.Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
В возрасте 8-и лет, в 1801 г. Аксаков был определен в Казанскую гимназию. С 1804 г., когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-курс новообразованного Казанского Университета, Аксаков становится в нём студентом.
В годы своей учёбы в Казанском Университете (1804 – 1807) Аксаков участвует в издании рукописных журналов «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них он публикует свои первые литературные опыты – стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. «Карамзинизм» юного Аксакова длился недолго и сменился другой крайностью. В это время он читает «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова и становится ревностным сторонником его литературно-лингвистической теории. Приверженность эта, однако, у него носила скорее характер идеологический и теоретический, чем практический, поскольку она слабо влияла на поэтику и стилистику его литературного творчества.
С 1806-го года Аксаков принимает участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. Свое участие в нём он прерывает в июне 1807 года в связи с переездом в С.-Петербург.
Воспоминания детства и юности Аксакова впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).
По переезде в С.-Петербург в 1808 году Аксаков поступает на службу переводчиком в «Комиссию по составлению законов». В то же время как молодой литератор и талантливый чтец-декламатор он быстро становится участником литературно-общественной и театральной жизни столицы. Он знакомится с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым артистом-трагиком Я. Е. Шушериным, о которых позднее напишет замечательные мемуарно-биографические очерки.
В 1811 году он оставляет службу и переезжает в Москву. Здесь он сближается с кругом ныне забытых писателей Н. М. Шатровым, Н. И. Ильиным, С. Н. Глинкой и др. Несколько позже он знакомится с видным театральным деятелем и драматургом той эпохи кн. А. А. Шаховским, писателем М. Н. Загоскиным и драматургом А. И. Писаревым. Воспоминания о периоде его жизни с 1812 по 1826 гг. легли в основу его «Литературных и театральных воспоминаний» (1856 – 1858).
С 1812 по осень 1826 гг. Аксаков преимущественно проживает в поместье Надеждино, в Оренбургской губернии, лишь периодически приезжая в Москву и Петербург.
В 1816 году он женится на Ольге Семеновне Заплатиной, которая станет не только хозяйкой дома и матерью многочисленного семейства, но и верной помощницей, доверенным лицом в литературных и служебных делах своего мужа. В 1817 году у них рождаются дети: сын Константин, в 1819 дочь Вера, а в 1823 ещё один сын Иван, будущие писатели и общественные деятели, идеологи славянофильства.
Несмотря на свое нерегулярное участие в литературной и театральной жизни Москвы, Аксаков все же является в ней довольно заметной фигурой, и 1821 году он избирается в Действительные члены «Общества любителей российской словесности» при Московском Университете.
После десяти лет (1816 … 1826 годы) безуспешных попыток наладить ведение помещичьего хозяйства, Сергей Тимофеевич в 1826 году переезжает в Москву, где по протекции А.С. Шишкова получает должность цензора, а в 1833 году становится инспектором Константиновского межевого училища. После того, как в 1933 году по указу Императора Николая I училище получает статус Межевого института, Аксаков назначается его директором. Однако, из-за ухудшившегося здоровья и постоянных трений с попечителем института И. У. Пейкером, писатель в 1838 году покидает это учреждение.
В 1841 году Аксаков познакомился с Иваном Тургеневым, но дружеские отношения начались лишь через девять лет. Они делились своими театральными впечатлениями, литературными замыслами и поддерживали друг друга в творческих начинаниях.
Аксаков был старше Тургенева, он уже завершал свой земной путь (это было последнее десятилетие его жизни). В доверительных письмах Сергей Тимофеевич обращается к своему другу как к человеку, который хорошо понимает и разделяет его душевное состояние. Некоторые послания читаются как лирический дневник:
«…Лето у нас стоит очаровательное – теплое, дождливое и не очень ветреное, а тишина для меня всего дороже.
…И у нас зелень свежа и великолепна. Черемуха, в которую я почти влюблен, уже отцвела, но синель, воздушный жасмин и все цветущие кусты еще не распускались. Северный ветер мешает мне удить, а дождь и прохладная атмосфера меня бы не удержали».
В эпиграфе к знаменитой повести «Детские годы» также звучит лейтмотив природы, и этому волшебному царству автор расточает всю свою любовь и нежность:
Ухожу я в мир природы,
Мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов,
На свои родные воды,
На простор степных лугов,
В тень прохладную лесов
И – в свои младые годы!
До смерти оставалось около семи лет, а слава, как бы наверстывая упущенное время, сопровождала теперь каждую новую его книгу. Среди тех, кто заметил талант Аксакова, был и Тургенев. Пораженный «Записками ружейного охотника» и обычно весьма сдержанный на похвалы, он публично сбивался на восторги: «И что за прелесть эта книга! Сколько в ней свежести, грации, наблюдательности, понимания и любви природы!»
Что же так тронуло проницательных читателей? Прежде всего – искренность и простота: «Он смотрит на природу, как на нее смотреть должно. Ясно, просто; он не мудрит, не хитрит: он наблюдает умно, добросовестно и тонко. А перед таким взором природа раскрывается и дает ему заглянуть в себя».
Зиму Аксаков проводил в Москве, летом ездил в Оренбургский край, где в нем оживали светлые картины мимолетного детства. Эти невозвратные годы Сергей Тимофеевич называл «Шехерезадой человеческой жизни». «Ты, золотое время детского счастия, память которого так сладко и грустно волнует душу старика! Счастлив тот, кто имел его, кому есть что вспомнить!».
Когда поездки стали затруднительными, Аксаковы начали подыскивать усадьбу поблизости от Москвы и после долгих поисков остановились на Абрамцеве:
Мы, наконец, нашли именье
По вкусу нашему как раз.
Прекрасно местоположенье,
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой.
Там есть и парк, и пропасть тени,
И всякой множество воды…
Итак, Абрамцево куплено, когда писателю было за пятьдесят, и каждый год многочисленная семья Аксаковых (6 дочерей и 8 сыновей) собиралась в этом имении, где устраивались чтения, игры в шахматы, в пословицы. В подмосковной усадьбе постоянно бывали близкие друзья, литераторы, художники, известные музыканты и артисты.
Здесь проходила основная работа писателя над самыми крупными произведениями – автобиографической трилогией «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания». С приобретением нового дома его обитатели получили возможность уединиться в деревне, бежав от сутолоки московской жизни. Сам Аксаков определяет Абрамцево как «прекрасный, мирный, уединенный уголок, где собрано все, что… нужно». Здесь появлялось умиротворение. «Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов… своею тишиной и спокойствием», – писал Аксаков сыну Ивану.
1857 год – последний год пребывания писателя в Абрамцеве. Он заканчивает работу над повестью «Детские годы Багрова-внука» и посвящает ее своей любимой внучке, помощнице Оленьке. Деревенская жизнь шла как обычно – уженье, прогулки с детьми, чтение по вечерам, приезды гостей, но все чаще напоминают о себе старость и болезни.
17 октября Аксаков собрался в Москву, еще не зная, что навсегда прощается со своим сельским домом. В этот день в Абрамцеве он написал свои последние строки, посвященные осени, прозвучавшие тихим вздохом ее усталой красоты:
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
Опять осенняя погода!
И, мягкой влажности полна,
Мне сердце веселит она,
Люблю я это время года!
А 3 мая 1859 года Москва прощалась с Аксаковым, писателем, творчество которого обогатило русскую литературу.
Тургенев писал о языке Аксакова: «Что касается слога, то мы все должны у него учиться». Максим Горький говорил молодым писателям о совершенствовании своих произведений: «Заботьтесь о языке, всегда читайте Пушкина, Чехова, Аксакова!»
Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна, Михайловское, Абрамцево… В эти священные места идут и идут паломники – люди разных поколений и разных профессий. Но всех их объединяет одно: сожаление и грусть о том, что было и не вернуть, и в то же время радость и гордость за гениев, родившихся и живших на нашей земле.
Вот-вот услышу в доме старом
За чаем тихий разговор,
И Хомяков с обычным жаром
С Аксаковым затеет спор.
Вдруг хохот Гоголя разбудит
Меня в томительной тоске,
Иль я завижу: рыбу удит
Старик Аксаков на реке…
(С. Н. Дурылин)
Фактов о Сергее Аксакове
- Фамилия «Аксаков» происходит от тюркского слова «аксак», означающего «слепой».
- Помимо охоты и рыбной ловли Сергей Аксаков любил также собирать грибы и называл это занятие «смиренной охотой».
- Большинство статей Аксакова конца 1820-х и начала 30-х годов публиковалось под псевдонимами или без подписи, из-за его службы в цензурном ведомстве. До сих пор исследователи продолжают спорить о принадлежности ему многих рецензий и теоретических публикаций на театральную тематику. Например, вероятно, что именно Аксаков скрывался за псевдонимом П.Щ., под которым было опубликовано много статей о театре.
- Сказку «Аленький цветочек» Аксаков опубликовал в качестве приложения к книге «Детские годы Багрова – внука», а в основном тексте книги рассказывается история этой сказки, услышанной от ключницы Пелагеи. Сказка представляет собой литературную обработку сюжета о красавице и чудовище, одним из источников ее, вероятно, послужил вариант, написанный в 1757 году Жанной-Мари Лепренс де Бомон, прабабушкой Проспера Мериме.
- Некоторые краеведы считают, что у аленького цветочка из сказки Аксакова был конкретный прототип – вид растения пион узколистный (Paeoniatenuifolia), встречающийся в оренбургских степях, где бывал Аксаков.
- Также рассказывают, что первоначальным названием сказки было «Оленькин цветочек» и была она посвящена внучке Сергея Аксакова – Ольге, дочери Григория Сергеевича Аксакова.
- В августе 1849 года Гоголь в Абрамцеве читал семье Аксаковых первую главу второго тома «Мертвых душ». На другой день Гоголь уехал в Москву, а когда Сергей Аксаков написал ему письмо по поводу прочитанного, Николай Васильевич нанял карету и в тот же день вновь приехал в Абрамцево.
- В 1840-е годы зрение Сергея Аксакова начало слабеть, и в конце жизни он не мог писать самостоятельно и диктовал свои сочинения дочери Вере.
- 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом С. Т. Аксакова
- Именем Сергея Аксакова в 2012 году назван кратер на Меркурии.
Семейные ценности
Род Аксаковых относится к старинной дворянской фамилии. Но семья, в которой родился Сергей Тимофеевич, хотя и была известна, но не богата.
Отец его, Тимофей Степанович Аксаков, был человек слабовольный, тихий и застенчивый. Какого-то влияния на становление будущего писателя отец не мог оказать, но привил мальчику любовь к природе и жизни в деревне.
Мать, Мария Николаевна, была большая любительница чтения, она привела Сереже любовь к чтению, к книге, развивала в нем творческие наклонности и руководила выбором его книг.
Дом Аксаковых отличался необыкновенным гостеприимством, радушием, сердечностью и теплотой.
Созданию теплой и душевной обстановки, семейного счастья, непринуждённости, полной свободе и доброжелательности способствовала супруга писателя – Ольга Семеновна, которую Сергей Тимофеевич ласково называл Оллина.
В семье Аксаковых очень любили детей. После рождения первенца, Константина, Сергей Аксаков забросил все свои увеличения, рыбалку и охоту. Он открыл в себе необыкновенное, благоговейное чувство – чувство отцовства. Для него было удивительно и любопытно наблюдать за младенцем – продолжателем рода Аксаковых. Писатель был нянькой для своего сына, сиделкой у колыбельки по ночам, напевал ему песенки. Позже он прививал подросшим детям любовь к природе и всевозможной живности.
После первенца Кости в семье писателя Аксакова появилась дочь Вера, затем сыновья Григорий, Михаил, Иван. Чуть позже дочери Ольга, Надежда, Любовь, Мария, София. Все дети были рождены в большой любви.
Но семейная жизнь писателя не была безмятежной, еще в младенческом возрасте умерли два сына и две дочери Аксаковых, но очень сильный удар нанесла им смерть сына Михаила, который умер в семнадцатилетнем возрасте.
Сергей Тимофеевич очень боялся после смерти Михаила за здоровье и душевное состояние своей супруги Оленьки, но она оказалась необыкновенно стойкой, только стала молчаливой. Смерть сына еще больше объединила супругов и всю семью Аксаковых.
Сыновья писателя выросли замечательными людьми, Иван и Константин посвятили себя литературе и творчеству, Григорий был одним из губернаторов, который отличался необыкновенной любовью к людям.
Дом писателя Аксакова был не только семейным уютным гнездышком, но и своеобразным культурным центром, центром духовного общения писателей и общественных деятелей[3].
Литературное творчество
Сергей Тимофеевич Аксаков вошел в историю литературы как писатель-реалист, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.
Вот родина моя… Вот дикие пустыни!..
Вот благодарная оратаю земля!
Дубовые леса, и злачные долины,
И тучной жатвою покрытые поля!
Вот горы, до небес чело свое взносящи,
Младые отрасли Рифейских древних гор,
И реки, с пеною меж пропастей летящи,
Разливом по лугам пленяющие взор!
Вот окруженныебашкирцев кочевьями
Озера светлые, бездонны глубиной,
И кони резвые несчетны табунами
В них смотрятся с холмов, любуяся собой!..
Приветствую тебя, страна благословенна!
Страна обилия и всех земных богатств!
Не вечно будешь ты в презрении забвенна,
Не вечно для одних служить ты будешь паств.
Как тонкий и большой художник Аксаков заявил о себе в 1839 году, когда ему было сорок три года, очерком «Буран», ставшим хрестоматийным произведением, образцом пейзажной живописи. Это произведение было написано под влиянием Гоголя. «Буран» был своеобразным подступом к «Семейной хронике» и «Детские годы Багрова-внука». Затем писатель приступил к созданию книги «Записки об уженье рыбы». Она являлась не практическим руководством рыболова, а произведением искусства. Над этой книгой он работал свыше трех лет, добиваясь простоты, ясности и непосредственности. Аксаков умел изображать природу и человека слитно в неразлучном единстве.
Читая произведения С. Т. Аксакова, мы с полным правом можем сказать о них словами В. Г. Белинского, и к Крылову: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!». Аксаков всегда стремился к простоте языка, но вместе с тем он свободно владел всеми богатствами русской речи, включая в текст своих произведений слова, неумно употребляемые. Известный литературовед С. А. Венгеров правильно заметил, что если когда-нибудь изучат словарь Аксакова, то он окажется одним из самых точных, обильных разнообразными оттенками.
«Записки» о рыбалке и охоте
Начало этой истории лежит в конце 1830-х годов, когда начался новый период в жизни писателя. В это время он уволился из чиновников и полностью ушёл в хозяйственные и семейные дела. Когда умер его отец в 1837 году, ему досталось несколько поместий и большое количество земли с крепостными.
Вместе с переменами в жизни изменяется и стиль письма Аксакова. Сначала он начал писать «Семейную хронику», а в середине 40-х решил написать книгу о рыбалке. Он собрал в ней очерки опытного рыболова, и она сразу же понравилась критикам. Чуть позже вышло ещё два переиздания, которые тоже принялись с одобрением.
Здоровье писателя начало сильно ухудшаться, ведь в то время не было таких современных лечебниц, как, к примеру, центр флебологии сейчас. Потом его очерки писала дочь Вера, а он ей их только надиктовывал.
Но из-за успеха очерков о рыбалке Аксаков решил заняться другой книгой – записками об охоте. Он работал над ней достаточно долго, около трёх лет, и была она напечатана аж в 1852 году. Эта книга повторила популярность «Записок о рыбалке» и тоже была распродана очень быстро.
Все критики одобрительно высказались о книге, а многие известные писатели отправляли Аксакову хвалебные письма.
В этих книгах был очень высокий уровень текста, а каждая глава являлась отдельным очерком. Природа описывалась с особой поэтичностью.
«Собирание бабочек»
Очень много детей и подростков увлекаются этими прекрасными насекомыми — бабочками, ведь охота на них так увлекательное и забавное занятие. Увлечение бабочками прошло чрез все детство и юность Сергея Аксакова. С детских лет Сережа любил книжки по натуральной истории, с интересом рассматривал картинки, и, не находя там известных ему птиц и зверей, пытался сам описывать птиц и зверей, с которыми он уже успел близко познакомиться. Уже будучи студентом, и приезжая в свои родные края, он сумел собрать великолепную коллекцию этих красивых насекомых.
Как никто другой Сергей Тимофеевич знает все об этом занятии, о том, что коллекция бабочек должна выглядеть не просто, как бабочки в коробочке, а иметь эстетически оформленный вид и ценность для науки.
В рассказе С.Т. Аксакова «Собирание бабочек», который написанный им в 1858 году, писатель излагает основные правила и методы собирания и ловли бабочек, все подробно описано и наглядно показано. Конечно же, с момента написания этой книги уже прошло более чем полтора столетия, и многих бабочек, которые изображены на картинках этой книги, уже нет в природе, но тем и ценнее этот рассказ.
Сам Аксаков называет увлечение бабочками страстью души, которая доходила до излишеств и крайностей, мешающими ему слушать лекции в университете. Ловля бабочек проходила на фоне необыкновенных красот природы, на свежем воздухе и оставила в душе будущего писателя неизгладимый след. Благодатные часы, проведенные на лоне природы с рампеткой, вечера и ночи, проведенные в азартной охоте за сумеречными и ночными бабочками, все оставило самые благодатные воспоминания и отразилось впоследствии в творчестве Сергея Аксакова.
Часть своей коллекции Аксаков подарил своему другу Александру Панаеву, который впоследствии сделал прекрасные рисунки этих бабочек и преподнес их в подарок Сергею Тимофеевичу. Судьба этой коллекции осталась неизвестна, так как Панаев вскорости поступил на военную службу и передарил бабочек Тимьянскому, а остались ли они у него, или он передал их в натуралистический кабинет университета, осталось неизвестным.
Хронология творчества Сергея Тимофеевича Аксакова
Год
· Три канарейки
Год
· И. А. Казначееву
Год
· Песнь пира
· «За престолы в мире…»
Год
· «Юных лет моих желанье…»
Год
· «Вот родина моя…»
Год
· Послание к Васькову
Год
· Послание к кн. Вяземскому
· Элегия в новом вкусе
· Уральский казак
Год
· Роза и пчела
Год
· Послание к брату (об охоте)
Год
· Осень
· Рыбачье горе
Год
· Послание в деревню
Год
· Стансы
· К Грише
Год
· Буран
Год
· «Поверьте, больше нет мученья…»
· «Сплывайтеся тихо…»
Год
· Вот, наконец, за все терпенье…»
1845
· К Марихен
1846
· «Записки об уженье рыбы»
Год
· «Рыбак, рыбак, суров твой рок…»
Год
· Послание к М. А. Дмитриеву
· Записку ружейного охотника Оренбургской губернии
Год
· Плач духа березы
Год
· Шестилетней Оле
Годы
· Семейная хроника
Год
· 31 октября 1856 года
· Наташа
Год
· 17 октября (А. Н. Майкову)
· Детские году Багрова– внука
Год
· Очерк зимнего дня
· Аленький цветочек
· Собирание бабочек
Произведения Сергея Тимофеевича Аксакова:
1. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Собрание сочинений: в 3 т. / С. Т. Аксаков. - Москва: Художественная литература, 1986 -.
Т. 1: Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. Стихотворения. - 1986. - 575 с.
2. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Собрание сочинений: в 3 т. / С. Т. Аксаков. - Москва: Художественная литература, 1986 -.
Т. 2: Воспоминания. Литературные и театральные воспоминания. - 1986. - 559 с.
3. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Собрание сочинений: в 3 т. / С. Т. Аксаков. - Москва: Художественная литература, 1986 -.
Т. 3: История моего знакомства с Гоголем. Очерки и незавершенные произведения. Статьи. Рецензии. Заметки. - 1986. - 511 с.
4. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. М. Успенская. - Переизд. - Москва: Детская литература, 1975. - 32 с.: ил. - (Книга за книгой).
5. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. Л. Полстовалова. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1977. - 32 с.:цв.ил.
6. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. Н. А. Носкович. - Петрозаводск: Карелия, 1983. - 38 с.:цв.ил.
7. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. Б. Диодоров. - Москва:Рипол Классик, 2009. - 31 с.: ил. - (Галерея волшебных сказок).
8. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков. - Ростов на Дону: Книга, 2017. - 127 с.: ил.
9. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Детские годы Багрова-внука / С. Т. Аксаков. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977. - 320 с. - (Золотые родники).
10. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Детские годы Багрова-внука: повесть / С. Т. Аксаков. - Москва: Детская литература, 1986. - 318 с.: ил. - (Школьная библиотека).
11. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии / С. Т. Аксаков. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1985. - 560 с.
12. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Записки об уженье рыбы / С. Т. Аксаков. - Москва: Аргументы недели, 2016. - 205 с.: ил.
13. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии / С. Т. Аксаков;худож. Э. А. Жарёнова, худож. В. К. Васильцов, авт. предисл., авт. примеч. В. А. Богданов. - Москва: Советская Россия, 1987. - 528 с.
14. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Из "Записок ружейного охотника"; Из "Записок об унижении рыбы" / С. Т. Аксаков. Белка / М. Н. Богданов. - Прага: Хутор, 1945. - 39 с. - (Библиотека "Русское слово").
15. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Первая весна в деревне / С. Т. Аксаков;худож. С. Куприянов. - Москва: Малыш, 1984. - 16 с.
16. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Рассказы и воспоминания о разных охотах / С. Т. Аксаков. - Москва: Аргументы недели, 2017. - 169 с.: ил.
17. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Рассказы о природе / С. Т. Аксаков. - Москва: Стрекоза, 2017. - 127 с.: ил. - (Школьная программа).
18. Аксаков, С. Рассказы о родной природе / С. Аксаков. - Москва: Детская литература, 1988. - 142 с.
19. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Семейная хроника. Детские годы Багрова внука / С. Т. Аксаков. - Москва: Новатор, 1981. - 381 с.
20. Аксаков, Сергей Тимофеевич. Семейная хроника / С. Т. Аксаков. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1983. - 206 с. - (Золотые родники).
Литература о Сергее Тимофеевиче Аксакове:
1. Аксаковская земля / ред.: М. В. Ларина, Э. Ш. Файзуллина, Е. Р. Рахимкулов. - Уфа: Белая река, 2013. - 302 с.: ил.
2. Литературный музей - заповедник С. Т. Аксакова. Жемчужина Оренбуржья. - Похвистнево: Информационно-издательский центр, 1995. - 18 с.
3. Лобанов, Михаил Петрович. Аксаков / М. П. Лобанов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Молодая гвардия, 2005. - 354 с. + 16 л. ил. - (Жизнь замечательных людей;вып. 923(1123)).
4. Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова в Уфе. - Уфа: Август, 1997. - 16 с.
5. Музей-усадьба "Абрамцево": комплект из 18 открыток / фот. М. Рафиков. - Москва: Планета, 1976. - 18 отд. л. офсет цв. - (Памятные места СССР).
6. Родина Аксакова: аксаковские места в Башкирии / Министерство культуры и национальной политики республики Башкортостан, Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова. - Уфа: Белая река, 2007. - 16 с.
7. С именем Аксакова: аксаковскому фонду - отделению Международного фонда славянской письменности и культуры в Башкаркостане - 10 лет. - Уфа: [б. и.], 2002. - 35 с.
По аксаковским местам
Дом родителей в Голубиной слободке
Родился и прожил первые годы С.Т. Аксаков в доме родителей в Голубиной слободке. К сожалению, дом этот сгорел в 1821 году, и на его месте вскоре был построен другой дом, сохранившийся до наших дней (Пушкина, 112/2). Усадьба Аксаковых занимала тогда примерно три четверти квартала, ограниченного современными улицами Цюрупы, Фрунзе, Ново-Мостовой и Пушкина. Первоначально эти улицы имели другие названия. Улица Цюрупы вначале именовалась Полицейским переулком, Больничной, затем Телеграфной и с 9 мая 1928 года - Цюрупы.
В деревянном здании на углу улицы Телеграфной 17 декабря 1860 года было открыто Казенное 6-летнее женское училище, преобразованное в 1865 году в Мариинскую женскую гимназию. Губернатором в то время был сын писателя Григорий Сергеевич Аксаков.
Жена Г.С. Аксакова, Софья Александровна Аксакова, принимала активное участие в общественной жизни г. Уфы. Она была попечительницей Женской гимназии и занималась благотворительностью. По ее инициативе в Уфе был разбит городской сад в квартале, ограниченном ныне улицами Матросова, Фрунзе, Цюрупы и Тукаева; он так и назывался - Софьин сад. В 1861 году на пожертвования в саду был построен первый театр. Он принадлежал Женской гимназии. В помещении театра устраивались литературные и музыкальные вечера, идея которых принадлежала Софье Александровне Аксаковой.
Соборная мечеть на улице Воскресенской (ныне Тукаева). Эта мечеть была открыта при Оренбургском духовном управлении мусульман, которое было создано в 1788 году по инициативе крестного отца С.Т. Аксакова, советника Уфимского наместничества, Дмитрия Борисовича Мертваго. Ныне - это Центральное Духовное управление мусульман России.