✓ объективная сторона, то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материально производства и т. д.); |
✓ субъективная сторона – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. |
✓ экономическая; |
✓ социальная; |
✓ политическая; |
✓ духовная. |
Основные подсистемы общества
Экономическая подсистема
Экономической подсистемой общества является экономика, которую в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни, включая совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю; в узком — как народное хозяйство какой-то страны или отдельной ее отрасли -экономику промышленности, экономику сельского хозяйства и т.п. В экономику также включают всю совокупность отраслей народного хозяйства, производство средств производства я и предметов потребления, а также сферу материальных услуг: материально-техническое снабжение, производственную связь, торговлю, общественное питание, ремонт предметов домашнего обихода. Экономика имеет и глобальное измерение, учитывающее мировые хозяйственные связи, разделение труда, мировую торговлю.
Ядром экономики является материальное производство. Это сфера, в которой создается совокупный общественный продукт и национальный доход. Способ производства материальной жизни, по мнению Маркса, обусловливает социально-политический и духовный процесс жизни вообще.
К раскрытию действительной роли материального производства и трудовой деятельности в жизни общества наука пришла не сразу. Первыми попытками дать анализ буржуазного общества были монетаристская и меркантилистская теории, исходившие из товарного обращения, из денег, усматривая в них источник прибыли. Следующая стадия развития политической экономии — мануфактурная, или коммерческая, теория. Ее представители переносили источник богатства в коммерческий и мануфактурный труд. Хотя сама мануфактурная и коммерческая деятельность понималась ими в ограниченной форме (только как производящая деньги), это был один из важных этапов развития экономической науки. Физиократические теории (Тюрго, Кенэ) полагали, что богатства создают определенный вид труда, а именно — труд земледельческий.
Вершиной развития буржуазной политической экономии были системы Адама Смита и Давида Рикардо. Огромный прогресс их теорий в сравнении с предыдущими состоял в том, что они в качестве источника богатства рассматривали не какой-то определенный вид труда, а труд вообще. Однако эти классики политической экономии не были последовательными и не дошли до понимания абстрактного труда, независимо от его конкретных форм, не дали анализа прибавочной стоимости. Это сделали Маркс и Энгельс.
Как это очевидно, экономическая мысль шла от единичного к общему и от него к всеобщему, от раскрытия специфических разновидностей труда (мануфактурного, земледельческого и т.д. к труду вообще, т.е. общечеловеческому абстрактному труду. Политическая экономия, развиваясь, также отражала происходящие в общественной жизни изменения. Этапы ее развития в общем и целом соответствовали этапам развития экономических отношений.
Маркс и Энгельс пришли к выводу, что способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы являются сложной системой, включающей, во-первых, субъективные компоненты (трудящийся человек, технологические и научные знания, применяемые в процессе труда) и, во-вторых компоненты вещественные (орудия и средства производства). Производительные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. Они являются наиболее подвижной и ведущей стороной способа производства. С изменения производительных сил начинаются изменения всего способа производства.
Каждой качественно новой ступени развития производительных сил соответствует определенный тип производственных отношений. Производственные отношения — это материальные экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и потребления орудий труда и средств жизни. Их надо отличать от технологических и технических отношений, без которых невозможен процесс производства: это отношения между инженерами и рабочими, между участками и цехами и т.п., основанные на техническом сотрудничестве, на чисто технологическом разделении труда в процессе производства. В отличие от такого типа отношений производственные отношения являются социально-экономической формой производственных сил. Они характеризуют не технические навыки и опыт работников, а прежде всего собственность на средства производства. Именно поэтому они являются не техническими или технологическими отношениями, а экономическими отношениями. В общественном производстве люди вынуждены относиться другу как собственники и несобственники.
Система производственных, или экономических, отношений включает в себя три основных элемента. Во-первых, типы и формы собственности на средства производства и произведенные продукты. Во-вторых, характер взаимного обмена деятельностью в процессе производства. В-третьих, способы распределения произведенного продукта.
Ведущую роль в этой системе играет первый элемент: собственность на средства производства. Поэтому в истории общества выделяют следующие основные формы собственности: первобытно - общинную, рабовладельческую, феодально-крепостническую, буржуазную, социалистическую. Развитие материального производства рассматривается как основа всего исторического процесса, а экономическая подсистема выступает фундаментом, базисом всех остальных подсистем.
Экономическая сфера
✓ производство; |
✓ распределение; |
✓ обмен; |
✓ потребление материальных благ (содержание экономической сферы). |
✓ отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений, поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату; |
✓ отношения обмена деятельностью на базе разделения труда; |
✓ отношения по поводу распределения производственных материальных благ. |
✓ создаёт материальную базу существования общества; |
✓ способствует решению проблем, стоящих перед обществом; |
✓ непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); |
✓ влияет на политические процессы; |
✓ влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги). |
Социальная подсистема
Термин «социальность» означает общественность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности в общественной жизни. Употребляются также термин «социум» — общее, совместное и «социальный» — относящийся к обществу в целом, затрагивающий интересы всех общественных групп и слоев населения. Взятый в широком смысле термин «социальный» по объему и по содержанию совпадает с термином «общественный». Под «социальной философией» обычно понимают науку об обществе, его структуре, движущих силах и закономерностях развития. Социальная философия при этом рассматривается как разновидность или важнейший раздел философии. По своей проблематике она совпадает с общей, или теоретической, социологией.
В узком смысле под «социальным» понимают все, что относится к разновидностям социума - семейно-родственные, национально-этнические, территориальные сообщества. Сюда же входят проблемы структурирования общества или его деления на группы по различным социальным признакам: классовым, профессиональным, демографическим и т.п.
Существует не только социально-групповой, но и институциональный срез социума. Социальными институтами называют организации, учреждения, образования и т.п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения.
В ходе истории складываются устойчивые группы людей, получившие название исторические общности. Исторически первыми были родо-племенные общности, основанные на кровнородственных связях. Вместе с ними возникают первые формы семьи и брака, прошедшие большой путь развития: от кровно - родственной, групповой семьи, к парной и, наконец, к моногамной семье — наиболее распространенному типу семейно-брачных отношений. Разновидностью моногамной семьи является так называемая нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей. На социальном микроуровне семья оказалась наиболее устойчивой общностью, несмотря на многочисленные попытки расшить ее, заменив «свободным сожительством». На социальном макроуровне современного общества наиболее устойчивой исторической общностью следует признать нацию.
В первобытно-общинном строе доминировали родовые отношения, базирующиеся на кровных связях. Носителями родовых отношений были племена, из которых впоследствии образовались народности и народы. Нации начали формироваться только в период становления буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в XVII в., когда на базе растущего товарного обращения и концентрации местных рынков возник всероссийский рынок
Нацию принято определять как историческую общность людей, которая характеризуется общностью территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера. Было бы неправильно рассматривать нации как чисто природное, биологическое образование. Нация прежде всего продукт развития социальных отношений и связей, характерных для эпохи капитализма. Но каждая нация имеет глубокие корни, уходящие в глубь ее истории. Психологические черты и другие особенности русской нации стали складываться не в XVII в., а на несколько веков раньше. В них отразились как особенности исторической судьбы, так и природно-географические условия жизни наших предков.
Социальные классы. Первобытно-общинный строй просуществовал не менее миллиона лет. Ему был присущ крайне медленный темп социальных изменений. Тем не менее, примерно 7 - 8 тыс. лет назад этот строй подошел к важнейшему рубежу — возникновению частной собственности, которая постепенно вытеснила коллективную (общинную и родовую) собственность и привела к возникновению классов, или социальных групп, с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало общественное разделение труда. Сначала отделились скотоводческие племена от той массы племен, которые продолжали заниматься охотой, рыболовством, собиранием диких плодов и кореньев. Затем ремесло отделилось от возникшего регулярного земледелия, наконец, торговля превратилась в самостоятельный вид деятельности, и сформировался класс торговцев, первая в истории человечества социальная группа, которая ничего не производила, но осуществляла ставшую общественно необходимой коммуникативную функцию обмена произведенными продуктами.
Существование классов и классовой борьбы было известно античным философам и историкам.
Классики английской политической экономии раскрыли экономическую анатомию социальных классов, а французские историки времен Реставрации (первая половина XIX в.) усматривали в борьбе классов ключ к пониманию всей французской истории, считали эту борьбу естественным явлением в жизни любого общества, причину возникновения классов находили в насилии, приведшем к порабощению слабых сильными.
Еще с античных времен и до наших дней бытует так называемая органическая теория общества, с точки зрения которой существование классов так же необходимо, как наличие органов, выполняющих целенаправленные функции в живом организме.
По-иному решалась эта проблема в социальной философии марксизма. Существование классов связано с определенными историческими фазами в развитии производства. Никакое насилие не могло бы привести к возникновению классов, пока не сформировались необходимые материальные предпосылки для их появления, а именно: выросший уровень развития производительности труда.
Исходя из этих предпосылок, Ленин дает следующее определение: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (В.И.Л. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 15).
В рамках каждого исторического типа общества классы делятся на основные и не основные. Основными считаются те классы, которые непосредственно порождены данным способом производства. Не основные классы связаны либо с прошлыми экономическими укладами, либо являются предвестниками будущего общественного строя.
В докапиталистических классовых обществах существовали также сословия — социальные группы, пользующиеся особыми правами и имеющие обязанности, которые были закреплены в обычаях или законах. В России до 1917 г. имелись сословия дворян, купцов, мещан, селян. Купцы делились на гильдии, которые отличались правами и платимыми пошлинами Свои градации были и в других сословиях.
Любой социальный класс неоднороден. В его состав входят слои и группы, различающиеся по роду деятельности, квалификации, богатству, происхождению и т.п. Все они объединены общими условиями существования и функционирования соответствующего класса.
Различают также прослойки между классами. Прослойка обычно включает в себя выходцев из различных классов, она неоднородна, различные ее части ориентируются на основные классы данного общества. Такой прослойкой считали интеллигенцию.
Значительное внимание проблемам социальной структуры общества уделяют западная социальная философия и социология, где создано много теорий и концепций. Понятию класса западные социологи обычно противопоставляют понятия «группа» и «малая группа». Социальная группа определяется как коллективное единство, возникшее в результате свободного выбора заинтересованных лиц. Первичной группой в американской социологии принято называть любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена, для того чтобы он смог в тот момент или при позднейшем опросе как-то реагировать на каждого другого члена как на отдельную личность хотя бы только для того, чтобы вспомнить, что другой присутствовал.
Как видно, объем понятия «социальная группа» чрезвычайно широк. В него можно включить самые различные, в том числе случайные, объединения людей. Конкретизированная социальная группа определяется как некое коллективное единство, направленное на выполнение общего дела, выражающее себя через определенное поведение и стремящееся к известному равновесию, в котором центростремительные силы преобладают над центробежными.
Дальнейшая конкретизация понятия «социальная группа» дается в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество делится на особые слои, или страты. Этот термин заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологической породе. Иногда в социологии страты называют классами, статусами и т.п. На основании каких признаков следует относить людей к определенному слою? Однозначного ответа на этот вопрос западные социологи не дают. Обычно в качестве основания деления выдвигают следующие признаки: профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, культурный уровень или образование, стиль и образ жизни, обладание политической властью и т.п.
Деление общества на страты можно производить по одному и вышеуказанных признаков, но чаще берется несколько признаков, и тогда получается «многомерная стратификация», согласно которой один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким слоям, или классам. Например, входить в класс людей, имеющих высшее образование, в класс менеджеров, в класс людей, имеющих собственные дома, и т.п. При такой множественности признаков отходит на второй план или вовсе игнорируется такой важнейший признак, как место социальных групп в системе общественного производства и их отношение к собственности на средства производства, что с точки зрения марксизма является главным классообразующим признаком.
Различные социологи называют разное число страт, или классов: от двух до десяти и выше. Если страт названо много, то они нумеруются или разбиваются на три группы: высшие, средние и низшие. Существуют, к примеру, «высший низший» и «низший высший» классы.
Характерной чертой общества, разделенного на страты, является социальная мобильность, которая подразделяется на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это перемещение людей внутри одного и того же слоя, например, перемена места работы по той же самой специальности при сохранении примерно такого же заработка. Наибольший интерес представляет вертикальная мобильность — перемещение людей из низших слоев в высшие и наоборот.
Часть западных социологов полагает, что западное общество, как общество «открытое» характеризуется высокой вертикальной мобильностью, причем мобильностью, повышающей статус людей. В нем имеются равные возможности на старте, и каждым имеет шансы стать миллионером. Называют «социальные лифты», при помощи которых можно подняться наверх. Обычно говорят о шести таких лифтах: 1) экономика, сфера бизнес; 2) политика; 3) армия, военная служба; 4) церковь (и здесь есть шансы пробиться в высшую церковную иерархию); 5) наука (это наименее благодарное и весьма трудоемкое поприще); 6) 6рак (благодаря ему можно моментально попасть на вершину общественной пирамиды).
Таким образом, общество уподобляется большому дому с мужеством лифтов, поднимающих людей главным образом в верхние этажи. Приводится сравнение общества с автобусом, где страты - это места, на которых попеременно сидят пассажиры. Однако серьезные социологи не подтверждают тезиса о высокой мобильности с повышением статуса в западном обществе. Английский исследователь Т. Боттомор считает, что важная особенность социальной мобильности заключается в том, что она в основном имеет место между общественными слоями, близкими друг к другу, например, между высшими прослойками рабочегокласса и низшими прослойками среднего класса. Перемещение рабочего в высший класс носит в любом обществе, и особенно в Англии, ограниченный характер. Анализ состава высших чиновников государственной службы говорит, что лишь около 3% происходит из среды рабочего класса. Опираясь на эти факты, ученые констатирует, что «Англия все еще весьма далека от достижения равенства возможностей в получении образования» и в целом остается «жестким» и «иерархическим обществом», в котором «выбиваются в люди» лишь единицы.
Концентрация и централизация капитала, а также развертывание научно-технической революции вносят серьезные изменения в социальную структуру западного общества. Ускоренными темпами идет вымывание «старых средних слоев» — ремесленников, крестьян, и одновременно бурно растут «новые средние слои» — научно-техническая интеллигенция, работники сферы обслуживания и т.д.
При анализе социальной структуры общества широко применяются теории элит и элитарных отношений. В социальную философию термин «элита» пришел из биологии, где этим словом называют лучшие семена данного сорта или особо ценных и продуктивных племенных животных. К общественной элите причисляют всех, кто в какой-либо области — политической, экономической, научной, военной, культурной и т.п. — наилучшим образом выполняет высшие функции. В соответствии с этим говорят о политической, экономической и прочих элитах. Элите противостоит не-элита, масса, вынужденная подчиняться избранному слою, выполняющему высшие функции. Эта идея высказывалась еще Платоном, а затем Ницше, но как система взглядов, социальная концепция оформилась в XX в. Основа этой концепции — утверждение о том, что неравенство является естественным и необходимым для функционирования любого общества. В настоящее время теорию элитарного устройства общества усердно пропагандируют «новые правые» и неоконсерваторы.
Однако существуют демократические и либеральные истолкования теории элит. Известный немецкий социолог К. Манхейм утверждал, что демократия не способна функционировать без конкуренции относительно открытых политических элит, сменяющих друг друга у руля власти в многопартийной политической системе. Получила известность книга американского социолога Р. Миллса «Властвующая элита». К «властвующей элите» он относит руководителей корпораций, высших привилегированных чиновников, военные верхи. Затем идет «средний уровень власти», а фундаментом этой социальной пирамиды служат народные массы, не имеющие никаких реальных возможностей влиять на политические процессы.
Социальная сфера
✓ классовый, согласно которому всё общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространён в марксистской философии; |
✓ стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии. |
✓ классы; |
✓ страты; |
✓ сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях); |
✓ люди города и деревни; |
✓ представители физического и умственного труда; |
✓ социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодёжь); |
✓ национальные общности. |
✓Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализация каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. |
✓С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а так же для любых обществ, находящихся в полосе революций и реформ; |
✓В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жёсткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе. |
✓ страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия, Япония; |
✓ страны со среднем уровнем мобильности - Канада, Великобритания; |
✓ страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания. |
✓ превращение его во всё более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами; |
✓ усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых малых групп. |
Политическая подсистема
Политика в самом широком смысле этого термина означает сознательно проводимую линию поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам. Под социальным субъектом можно понимать социальные группы, классы, нации, партии и иные общественные организации и, наконец, то, что является в этом перечне самым главным, — государство.
Направленность поведения субъектов варьируется в широком диапазоне. Поэтому существуют различные виды политики: экономическая, финансовая, социальная, политика в области культуры, образования, демографическая политика, молодежная, национальная, международная политика и т.д. Политика может быть адресована не только другим социальным субъектам, но также и объектам. Например, экологическая политика — осознанно проводимая линия поведения государства и, в конечном счете, всего мирового сообщества по отношению к окружающей природе.
Центральное место во всем этом многообразии видов политики занимает «политическая политика», или политика в собственное смысле этого слова. Это линия поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение или удержание государственной власти. Все остальные виды политики осуществляются, как правило, при помощи рычагов государственной власти. Само слово «политика» происходит от греческого слова «полис», т.е. государство. Античные греки под политикой разумели прежде всего умение управлять государством. Политика — это все то, что касается устройства государства и его функционирования. Общественные классы и группы стремятся обеспечить свои интересы, используя государственные рычаги. На базе их коренных интересов формируются цели и определяются задачи, составляющие содержание государственной политики.
Политика охватывает все отношения между классами, касающиеся государства. В сферу политики входят также отношения между государством и нациями. Эти отношения формируются с учетом интересов господствующих в данном обществе классов. В особых условиях (отражение вражеского нашествия, борьба за освобождение от чужеземного гнета) государство может выражать интересы всех классов, слоев и групп населения.
Политические отношения в своей совокупности образуют политическую подсистему общества. В нее входит государство как основное звено, а также политические институты и организации, выполняющие определенные функции. В их числе политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граждан, церковь (прежде всего там, где она не отделена от государства).
Политика невозможна без политической идеологии и политического сознания в целом, включая политические эмоции и переживания, которые проявляются особенно остро в переломные и критические моменты истории той или иной страны. Но политическая идеология (идеи, программы, доктрины, прогнозы и т.д.) — это все же слова, а политика — это дела, т.е. реальные и практические действия социального субъекта, направленные на достижение каких-то общественно значимых целей.
Государство есть механизм политического управления всем обществом, и в этом смысле оно представляет все общество в целом. Системное устройство общества предполагает приоритет целого над частью. В противном случае обществу и государству, его представляющему, угрожает нестабильность и развал. Тотальность, целостность как жизненно необходимое качество государства не надо путать с тоталитаризмом как особым видом политического режима.
В классовом обществе политическая организация носит классовый характер. Поэтому государство в таком обществе неизбежно является организацией политического господства того класса, который владеет основными средствами производства. Это господство может выступать как откровенная или прикрытая, закамуфлированная диктатура. Трудно, например, спорить против того, что рабовладельческое государство при любой форме правления и любом политическом режиме было чрезвычайно жестокой диктатурой класса рабовладельцев в отношении всего несвободного населения.
Огромным историческим прогрессом явилась демократия, родившаяся в результате буржуазных революций. Она провозгласила юридическое равноправие всех граждан, политический плюрализм, свободу слова и многое другое. Демократия сохранила известные условия для легальной политической деятельности оппозиции. Однако ценность такой демократии в историческом масштабе относительна. Существуют вполне определенные и довольно жесткие пределы ее функционирования. Об этом красноречиво свидетельствует исторический опыт, в том числе опыт двух последних столетий. Как только развитие политических событий начинает всерьез угрожать господству буржуазии, последняя без колебаний идет на смену одной формы классового господства другой, от демократии переходит к авторитарному правлению и террористической диктатуре. Неоднократно разгонялись законно избранные представительные органы во Франции, Германии, Италии и других странах Европы, не говоря уже о Латинской Америке и других регионах.
Современное государство наделено внутренними и внешними функциями. Внутренние функции сводятся к сохранению общественного порядка и существующей системы социальных отношений, в первую очередь, отношений экономических. К числу внутренних функций принадлежит функция экономическая: общее регулирование имущественных отношений, а также в определенных пределах — общественного производства. Те или иные формы экономического планирования и прогнозирования народного хозяйства имеются во всех развитых странах современного мира, а также в межгосударственных экономических союзах. Современные государства осуществляют социальную функцию, включающую помощь безработным и малоимущим, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, экологические мероприятия и т.п.
Внешняя функция государства сводится к обороне страны я и к защите ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами, а также в проведении геополитики, которая сводится к расширению «жизненного пространства», улучшению стратегических позиции и географического положения, обеспечению доступа к источникам сырья и энергии.
В систему политических отношений общества входит также право - совокупность социальных норм и отношений, на страже которых стоит государство и входящие в него правоохранительные органы. Право не может существовать без особого аппарата, призванного принуждать людей к соблюдению установленных государством юридических норм. Однако право держится не на принуждении и устрашении, но и на правосознании граждан. В последнее включается, во-первых, уровень знания о функционирующей в стране системе права и, во-вторых, отношение к этой системе. В целом правосознание определяется как совокупность представлений, взглядов, идей, эмоций, в которых выражается отношение социальных групп и человека к существующей системе права, законности, правосудию.
Сознание неотвратимости наказания — необходимое условие воспитания законопослушных граждан. Краеугольный камень правосознания — нравственное осуждение преступных деяний обществом и личностью. Нарушать законность, скажем, воровать, брать взятки, не только опасно, но и прежде всего стыдно, а потому недопустимо по моральным соображениям. В правосознании, следовательно, присутствует аксиологический аспект: оценка того, что представляется правомерным, законным, а потому и праведным, и того, что считается неправомерным, неправедным постыдным.
Правосознание широких слоев населения и действующая система права могут в чем-то, иногда весьма существенном, не совпадать друг с другом. Несоответствия между ними наступают обычно тогда, когда формальное равенство перед законом маскирует фактическое социальное неравенство. Тогда закон и суд воспринимаются как неправедные.
Политическая подсистема
✓ представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп); |
✓ регулятивная (поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами); |
✓ охранительная (охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы); |
✓ внешнеполитическая; |
✓ интеграционная. |
Духовная подсистема
Человек — единственное существо на земле, которое наделено не только телесной, но и духовной жизнью. Человек не просто воспринимает окружающий мир при помощи органов чувств, он способен мыслить логически, постигая все сущее по меркам истины, справедливости и красоты. Без мыслящего человека не может быть духовного производства, науки, искусства, религии. Однако было бы неправильно сводить духовную жизнь общества, общественное сознание к механической сумме сознания отдельных индивидов.
Отношение между индивидуальным и общественным сознанием является сложнейшей проблемой, не имеющей однозначного решения. С точки зрения объективных идеалистов, например Платона или Гегеля, первичным и объективным является сверхчеловеческое божественное сознание, которое порождает природу, общество и самого человека с его индивидуальным сознанием. И это последнее — лишь слабый отблеск абсолютных в своей полноте и истинности божественных идей. В сущности то же самое проповедует религия.
Иной позиции придерживаются материалисты. Они убеждены, что любые формы познания порождаются человеческим мозгом и в них отражается объективная реальность. Интенсивное изучение общественного сознания началось в процессе формирования развития философии марксизма. Понятия «общественное и «общественное сознание» впервые были определены в трудах Маркса и Энгельса. Они утверждали, что общественное является порождением и отражением общественного бытия или совокупности материальных общественных отношений. Общественное бытие первично, оно определяет общественное сознание. Но это не пассивное, зеркальное отражение. Общественное сознание активно воздействует на породившее его общественное бытие, обладает относительной самостоятельностью и собственной спецификой, которую невозможно непосредственно вывести из каких-то свойств общественного бытия.
В общественном сознании обобщается все типичное, существенное из того, что находится в сознании индивидов. Индивидуальное и общественное сознание не могут существовать друг без друга, но они и не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании, кроме общезначимого, много сугубо личного, интимного, неповторимого, и в этом отношении оно богаче общественного. Но с другой стороны, общественное сознание настолько богато содержанием, насыщено таким объемом информации, что просто не может «поместиться» в сознании отдельного, пусть гениального и обладающего феноменальной памятью человека. Индивидуальный тезаурус — набор известных человеку понятий (понятийный аппарат) и соответствующий словарный запас (лексикон) намного уступает общественному тезаурусу и лексикону, зафиксированным в энциклопедиях и толковых словарях.
Общественное сознание не существует без своего материального носителя, в качестве которого могут выступать различные знаковые системы.
В известном смысле общественное сознание существует независимо от индивидуального сознания, вернее, от сознания каждого отдельно взятого человека. В то же время формы общественного сознания должны восприниматься и пониматься индивидами, группами людей, а в конечном счете, большинством человечества. В противном случае они ничего не значат и по сути дела мертвы. Язык, на котором никто не говорит, это мертвый язык. А если его письмена не расшифрованы, они воспринимаются как бессмысленное сочетание знаков. Роман, который пылится на библиотечных полках, партитура оперы, которая никогда не исполнялась, и т.п. — все это отходы, издержки духовного производства. Когда общественные идеи и художественные образы живут в сознании и памяти общества, только тогда они являются функционирующим компонентом общественного сознания.
Общественное сознание, как и все на свете, подвержено неумолимому закону изменения и регулярной переоценке ценностей. Поэтому следует отличать теоретическую модель общественного сознания, являющуюся социологической абстракцией, от сознания общества, находящегося на конкретно-историческом этапе своего развития.
Общественное сознание представляет собой сложное системное образование, включающее различные уровни и формы. Как и всякое общее понятие, общественное сознание может делиться на виды по различным основаниям. Если взять в качестве основания глубину и обоснованность отражения объективного мира, включая общественное бытие, то общественное сознание делится на так называемое обыденное и теоретическое.
Обыденное, или обиходное, сознание отражает общественое бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. Оно руководствуется здравым смыслом, популярной индукцией, а более всего житейским опытом, практикой, и в этом его сильная сторона. Но здравый смысл буксует там, где человек сталкивается с нестандартной, противоречивой ситуацией. Здесь уже требуется теоретическое сознание — глубинный системным анализ, проникновение в закономерную сущность явлений. Иными словами, надо призвать на помощь науку, и не науку вообще, а специализированное научное знание.
Общественное сознание подразделяется также на общественную психологию и идеологию. Общественная психология возникает на основе практической, повседневной деятельности людей и в этом отношении ничем не отличается от обыденного сознания. Но кроме собственного знания, общественная психология включает в себя эмоционально окрашенное отношение и оценку социальных процессов и политических событий, а также общественных и политических деятелей, партий, течений и т.п.
Социальная психология — это сфера эмоций, переживаний и настроений, которые вызваны не сугубо личными обстоятельствами, а обстоятельствами, порожденными ходом общественного развития, историческими событиями, задевающими жизненные интересы больших групп населения. Социальные эмоции могут быть непосредственной побудительной силой массовых действий с далеко идущими последствиями.
В отличие от общественной психологии идеология исходит из определенных теоретических предпосылок и, как правило, имеет систематизированную форму. Однако следует иметь в виду, что термин «идеология» наполняется различным смыслом. В научный оборот этот термин был введен в начале XIX в. группой французских философов и историков, которые под идеологией понимали учение об идеях или науку о происхождении и функционировании идей, лежащих в основании всей совокупности наук о природе и обществе.
В современном представлении идеология — это система общественных идей, теорий, взглядов, отражающих действительность с позиций определенного класса.
Идеология не является плодом коллективного творчества. Ее создают отдельные мыслители или группы мыслителей, которых следует называть идеологами, не вкладывая в это слово никакого сарказма. Буржуазную идеологию создавала в течение столетий плеяда великих философов, экономистов, историков, религиозных реформаторов и моралистов. Идеологами рабочего класса Маркс и Энгельс.
В современной западной философии и социологии термин «идеология» трактуется как система ложных социальных идей, которые искажают, мистифицируют действительность и используются той или иной общественной группой с определенными целями. По выражению известного американского социолога Д.Белла, идеологизация есть «превращение идей в социальные рычаги». Эти рычаги приводятся в движение для того, чтобы воздействовать на общественное мнение, на сознание и поведение людей. Идеологии нет дела до истинности ее принципов и положений. Она служит оправданием интересов борющихся о6щественных сил, представляя в систематизированной и рациональной форме подсознательные, иррациональные побуждения тех и иных социальных групп. В середине XX в. западные социологи выдвинули положение о «конце идеологии», о процессе деидеологизации западного индустриального общества как следствия затухания социальных конфликтов и наступившего социального мира. Место идеологии заняла «чистая», неангажированная социальная наука. Однако подобную точку зрения разделяли и в то время далеко не все.
В 70-е гг. XX в. концепция деидеологизации была вытеснена концепцией реидеологизации. Новая концепция не отказывалась от основного тезиса старой концепции: идеология и наука несовместимы, но этот тезис был закамуфлирован.
Активными пропагандистами концепции реидеологизации а 80 —90-х гг. XX в. стали неоконсерваторы (во Франции «новые правые»). Они всячески подчеркивают роль и значение идеологии вообще, философской идеологии в особенности. Идеи правят миром и всеми событиями в нем, утверждают теоретики неоконсерватизма.
Духовная подсистема
✓ политическое; |
✓ правовое; |
✓ моральное; |
✓ научное; |
✓ религиозное. |