Лекции.Орг
 

Категории:


Теория отведений Эйнтховена: Сердце человека – это мощная мышца. При синхронном возбуждении волокон сердечной мышцы...


Универсальный восьмиосный полувагона: Передний упор отлит в одно целое с ударной розеткой. Концевая балка 2 сварная, коробчатого сечения. Она состоит из...


Построение спирали Архимеда: Спираль Архимеда- плоская кривая линия, которую описывает точка, движущаяся равномерно вращающемуся радиусу...

La proporzionalità fa pulchritudine 6 страница



Загрузка...

 

В это время они ввели новые категории в эстетику, в частности такие, как барокко, или романтизм. Здесь не место для их обсуждения, однако следует напомнить наиболее общие попытки, в которых стремились свести все категории стилей к немногим. Самой старой из них было противопоставление классицизма и романтизма (у нас[42] известное благодаря Бродзинскому). Век ХХ принес много таких попыток, в которых утверждалось, что история искусства колеблется между классическими формами и готическими (W.Worringer, 1908), между классическими и барочными (E. d'Ors, 1929), между классическими и формами маньеризма (J.Bousquet), между примитивными и классическими (W.Déonna, 1945). В этих попытках общность не только в том, что они дихотомичны, а в том, что в каждой из них одной из стилевых формаций является классицизм.

Все они выглядят слишком упрощено, но соединенные вместе, они, как кажется, дают верное изображение истории искусства, по крайней мере, европейского. Оно же показывает, что искусство время от времени отходило от своей классической ипостаси, но вновь и вновь к ней возвращалось. Но отходило в разных направлениях: к примитивным формам, готическим, потом формам маньеризма и барочным. Все это эстетические категории и в том их особенность что они историчны. Как кажется, в настоящем рассмотрении обсуждение центральной категории — классицизма необходимо. А не-классические категории пусть будут представлены романтизмом.

 

 

Х. Классическое прекрасное

 

А. Различные значения выражения "классический". Используемый историками искусства термин "классицизм" сформировался на основе выражений "классик" и "классический"; они же происходят от латинского classicus, которое в свою очередь происходит classis. Все это были многозначные выражения: в древности classis была названием как общественного класса, так и школьного класса, а также флота; в средневековой латыни classicus означал ученика, а classicum – используемый на флоте горн. С древних времен прилагательное classicus (классический) применялось к писателям и художникам. Но в течении столетий оно постепенно изменило свое значение.

В Риме выражение classicus оказалось привнесенным в литературу и искусства из сферы общественных, административных, имущественных отношений. В частности, римская администрация подразделяла граждан на 5 классов согласно их доходам, название же classicus – как свидетельствует Авл Геллий (VI. 13) – давалось тому, кто принадлежал к первому, самому высокому классу и имел доход более 125 000 ассов. По случаю это название применялось также и в переносном смысле, к писателям первого, самого высокого класса. Писателю этого самого высокого класса, т.е. классическому (classicus) противопоставляли писателя более низкого класса, опять же называемого в переносном смысле пролетарским (proletarius). Название "классического" писателя содержало исключительно оценку, а не характеристику; классическим писателем мог быть писатель произвольного жанра, лишь бы в своем жанре он был совершенен.

Возрождение сохранило это сравнение: классический писатель – это совершенный писатель. Но совершенными считались исключительно писатели древности. Отсюда новое сравнение: классический писатель – писатель древний.

Убеждение в совершенстве древних писателей и художников вызвало, начиная с XV века, стремление уподобиться им и с тех пор название классического писателя и художника перешло также и на тех, кто хочет уподобиться древним; особенно интенсивно это происходило в XVII и XVIII веках, когда появилось еще одно убеждение, что современники не только уподобились древним, но и сравнялись с ними.

Современные поклонники и последователи древних считали, что те своим величием обязаны тому, что придерживались правил, установлений искусства. Для них "классическими" были те писатели, которые придерживаются писательских правил. В этом духе писал Ян Снядецкий (O pismach klasycznych i romantycznych, 1819): "В моем понимании все то является классическим, что согласуется с поэтическими правилами, каковые для французов Буало, для поляков Дмоховский, а для всех цивилизованных народов установил Гораций".

Гораций, Буало, классические образцы поэзии – все это было давно, принадлежало прошлому, было уже традицией. И в дальнейшем смещении акцента выражение "классический" стало использоваться в XIX веке также в значении прошлого, традиционного, покрытого патиной столетий. В этом смысле Словацкий классическим называл Яна Кохановского ("душистой липы классического Яна").

Искусство и литература древних, по крайней мере в периоде величия Афин, обладали некоторыми характерными чертами: гармонией, равновесием частей, покоем, простотой, "edle Einfalt und stille Grösse", как говорил Винкельман. Они были присущи литературе и искусству более поздних мастеров, считавших их образцовыми. В ХХ и XIX веках классическими писателями и художниками случается называют и тех, кто обладает этими чертами, хотя они не принадлежат древности и не шли ее путем. Эти значения классицизма формировались постепенно, покамест в конечном счете их не оказалось шесть.

1. Во-первых, выражение "классический", когда речь идет о поэзии или искусстве, значит то же, что совершенный, образцовый, повсеместно признанный. В этом значении классическими авторами, или классиками являются Гомер и Софокл, но также Данте и Шекспир, Гёте и Мицкевич. В этом значении классическими являются также некоторые люди искусства готики и барокко. В этом смысле выражение "классический" относится не только к художникам и поэтам, но также к науке и ученым, говорится например, о классиках философии и к ним причисляют не только древних, не только Платона и Аристотеля, но и Декарта или Локка, ибо каждый из них был совершенен в своей области, лучше других представлял определенную манеру мышления. Так употреблял это выражение, например, Гёте, написав (к Цельтеру): "Alles vortreffliche ist klassisch, zu welcher Gattung es immer gehöre". Именно так, когда говорил Эккерману (17.Х.1828): "Зачем столько шума о том, что классическое, а что романтическое. Речь о том, чтобы произведение было вполне хорошим и удачным, а тогда оно будет и классическим".

2. Во-вторых, это выражение означает то же, что древний. В этом смысле принято говорить о "классической философии", имея в виду греческую и латинскую, и о "классической археологии", изучающей искусство и материальную культуру древних. В этом понимании "классический" автор означает то же, что греческий или латинский автор; таковыми являются Гомер и Софокл, но также и менее значительные поэты, если только они жили в древности. Аналогичным образом обстоит дело и с классическими скульпторами или философами. В данном случае это понятие историческое, относящееся к художникам и мыслителям одного периода истории. И только одного: "Лишь раз – писал Мохнацкий (Pisma, 1910, s.239) – светило солнце классического искусства".

В этом понимании понятие классического автора или произведения является не совсем однозначным: иногда его сужают, ограничивая, например, Грецией. Мицкевич писал о "греческом стиле, т.е. классическом". Схожим образом сегодня высказываются некоторые историки. Другие это название связывают исключительно с вершиной древности в V и IV веках старой эры. В этом смысле "классическим" писателем был Софокл, "классическим" скульптором – Фидий, "классическими" философами – Платон и Аристотель, но таковыми не были писатели, скульпторы, философы элленизма. В этом узком значении выражение применяется также к писателям и художникам периода высочайшего расцвета римской культуры эпохи Августов. Это узкое понятие, не охватывающее ни архаического периода древности, ни времени ее упадка, является наполовину историческим, а на половину оценивающим; оно означает только вершину древности.

3. В третьих, "классический" означает подражание древним и схожим с ними образцам. В этом значении "классическими" называют некоторых писателей и художников нового времени, а также их произведения, созданные по примеру древних, и целые периоды в искусстве, в которых подражание древности было характерным явлением. Такое понятие "классического" также является историческим понятием. В таком понимании "классические" периоды время от времени повторялись в истории Европы, прежде всего в новое время, а также в средневековье; к ним относится период Каролингов, некоторые течения романского периода, а затем Возрождения, иногда XVII век, прежде всего классицизм на грани XVIII и XIX веков. "Классическое" искусство и поэзию этих периодов характеризуют формы, заимствованные из древности: архитектурные ордера, коллонады и фризы, гекзаметр и ямб, мотивы древней иерархии и мифологии.

Часто выражение "классический" использовалось и используется так, что в нем соединяется второе значение с третьим, т.е. оно охватывает как древние произведения, так и их сторонников нового времени. О таком понимании Бродзинский писал (O klasyczności i romantyczności в: Pisma estetyczno-krytyczne, 1964, t.I. s.3): "В настоящем значении классицизмом до сегодняшнего времени были произведения древних греков и римлян, считающиеся по общему мнению лучшими, на которые молодежи столетиями указывали как на образцы; сейчас под это почетнейшее значение подводят почти все, что не нарушает предписаний искусства, что вкусом приближается к золотому веку Рима, или к вкусам Франции, особенно Людовика XIV". Мохнацкий писал иначе (Pisma, 1910, s. 239): "В настоящее время титул классиков узурпирован". Он считал, что весь современный классицизм – это "школьное преображение", это "классицизм, уже вытравленный из чистосердечной натуры".

4. В четвертых, "классический" означает то же, что соответствующий предписаниям, правилам, принятым в искусстве и литературе. В этом значении были использованы выражения из цитированных фрагментов Снядецкого ("согласованный с поэтическими правилами") и Бродзинского ("не нарушает предписаний искусства"). В другом месте, намереваясь определить романтизм, Бродзинский пишет (s. 14): "Некоторые хотят в этом слове увидеть отступление от всяческих предписаний, на которых основывается классицизм". Сегодня такое понимание появляется редко, однако появляется.

5. В пятых, "классический" – это то же, что устоявшийся, типичный, принятый, являющийся нормой, в частности употреблявшийся раньше, основывающийся на традиции. Правда, в этом значении выражение чаще используется вне искусства и литературы: так говорится о классическом стиле плавания, о классическом покрое фрака, а также о классической логике, т.е. старой, преподаваемой до открытий последних поколений. Говорится о классиках литературы, главным образом в смысле ее самых лучших представителей (значение 1.), однако не все они так превосходны, чаще это только более ранние писатели, изучаемые как выразители старой манеры написания. Согласно мнению сегодняшнего языковеда, это "патина времени придает книге приметы классицизма".

6. Наконец в шестых, "классический" означает то же, что обладающий такими чертами, как гармония, умеренность, равновесие, покой. Согласно формуле восемьнадцатого века: благородная простота и тихое величие. Enciclopedia Italiana приводит повсеместно признанные черты классических произведений: norma, proporzione, osservazione del vero, esaltazione dell'uomo. Этими чертами обладают классические произведения в значении 2. и 3., древние и ренессансные, но не только они; в этом понимании классическими могут быть также поэтические произведения без Олимпа и гекзаметра, произведения архитектуры без древних ордеров, колон, цветов и меандров – лишь бы они обладали гармонией, умеренностью, равновесием.

К этому перечню следует еще добавить пояснения:

а. Термин "классический" имеет и различные оттенки. В Словаре Французской Академии его постоянно употребляли в оценочном смысле (значение 1.), но уже в издании 1694 г. подано, что "классический" означает то же, что "имеющий признание" (approuvé), а в издании 1835 г. — значит то же, что "являющийся образцом" (modèle). А это не одно и то же. Термин "классический" является несомненно международным термином, однако не во всех языках им пользуются одинаково. То, что было сказано выше, относится к польскому языку, но не иначе обстоит дело с языками английским, русским, итальянским, немецким. Зато французы употребляют термин иначе: они используют его primo loco к собственному искусству XVII века, а точнее – ко второй половине этого века, и более к литературе, чем в изящных искусствах. Расин или Боссуе называются "классическими" писателями, причем термин понимается таким образом, что в нем соединены по крайней мере три выше выделенные (1., 3., 6.) свойства: совершенство, родство с античностью и гармоничность произведений. Ларусс дает определение: "Classique – qui appartient à l'antiquité gréco-latine ou aux grands auteurs du XVII siècle"; он пишет, что "au sens strict le terme de classique s'applique à la génération des écrivains dont les oeuvres commencent à paraître autour de 1660". Но это французская идиома, не имеющая аналогий в других языках.

b. Отмеченная здесь многозначность выражения "классический" расцвела в XIX веке, зато в наше время увяла. Значение 1. используется, но скорее в естественном языке, чем в науке; сегодняшние исследователи литературы не составляют, как это делали александрийские ученые, список "классических" авторов. Значение 2. также в упадке, поскольку филологи и археологи предпочитают использовать термины, не столь обремененные многозначностью; они говорят не о классической науке или искусстве, а о "древней", не о классической археологии, но о "средиземноморской". В упадке также и значение 4., ибо сегодня меньше верят в силу правил искусства и поэзии, чем некогда Снядецкий и Бродзинский. Исчезает из употребления и значение 5.: когда хотят сказать, что писатель старый, то попросту говорят "старый", а не "классический". С тех пор как значение 1. отошло на второй план, название "классический" перестало содержать оценку и является исключительно характеристикой.

с. Все же название не стало полностью однозначным: актуальными остались два его значения – 3. и 6. В первом из этих двух значений оно является названием историческим, во втором – систематическим; в первом оно означает тот, а не иной период или иное течение в искусстве и литературе, во втором – определенный тип литературы или искусства, невзирая на то, в каком периоде он появлялся. Таким образом, название является или собственным именем исторического явления (в значении 3.), или же общим термином (6.).

d. Раньше термин "классический" употреблялся в теории литературы, но в ближайшее нам время он чаще применяется в теории пластических искусств. Сегодня в обоих сферах понятийный аппарат схож. Зато иначе в музыке и ее теории. В ней классиками считаются Бах, Гендель, Моцарт, которые вообще не стремились ни возвращаться к древности, ни сохранять традиции, старый стиль, но создали как раз новый. Они были классиками в ином смысле: в том, что придерживались простого ритма, симметрического строения, совершенной формы.

е. От прилагательного "классический" происходят существительные "классик", "классическое" и "классицизм". Последнее в нашем столетии стало особенно часто употребляемым. А оно неоднозначно: его дефиниенсом является или античность, или правило, или гармония, а в известной предыдущему поколению опереточной песенке Молодежь отреклась от классицизма оно и вовсе иначе понималось – как согласие с традицией. Как большинство терминов с окончанием –изм оно не означает ни людей, ни их дел, но взгляд, доктрину, направление. И обладает той особенной многозначностью, которая присуща этим терминам: оно означает или тип искусства, или школу, лагерь, или группу людей искусства со схожими устремлениями, или движение, художественное или интеллектуальное течение, или идеологию этого движения, или позицию участников движения, или направления их деятельности, или период, в котором они действовали, или качества их деятельности и произведений. Более того, термин "классицизм" используется как для обозначения общего понятия, так и как собственное имя некоторых направлений и периодов, например, периода Перикла, Людовика XIV или возврата к античности в XVIII веке. Нет даже согласия в том, каким периодам принадлежит это имя: некоторые утверждают, что только античности, ибо другие периоды были подражанием классицизму, а не классицизмом. Так думал Мохнацкий, когда в произведениях современных авторов, особенно французских, видел "классицизм, который классицизмом не является".

 

В. Категория классического. Попытки определения классического прекрасного и классического предпринимались неоднократно. Философ прошлого Гегель определял классическое как равновесие духа и тела, современный археолог (G.Rodenwald, 1915) – как равновесие между двумя склонностями человека: к воспроизведению действительности и к ее стилизации; французский историк искусства (Hautecoeur, 1945) – как согласование контрастов, а немецкий (W.Weisbach, 1933) – как идеализацию, т.е. согласование действительности и идеи.

Все эти дефиниции в сущности схожи, все редуцируют классическое к равновесию и согласованности элементов. Однако в результате стремления к простой формулировке они оказываются слишком упрощенными. Сравнивая произведения искусства периодов, повсеместно считаемых классическими, можно насчитать больше черт классического. Его характеризует не только согласованность, равновесие, гармония, но также умеренность. Классики стремятся к ясному, выразительному образу вещи. Они хотят выполнить свое предназначение рационально. Они подчиняются дисциплине, ограничивая свою собственную свободу. Они придерживаются человеческого масштаба, творят по людским меркам. В истории человеческого искусства немало периодов, течений, группировок, соответствующих этим определениям. Мохнацкий называл "три места классического вкуса" – Грецию, Рим, Францию; сегодняшний историк назовет их больше. У каждого были свои особенные черты, но классическое для них было общим.

Составляющие классической идеологии лучше других сформулировали художники и писатели Возрождения. Они были следующими:

1. Прекрасное везде, а особенно в произведении искусства зависит от надлежащих пропорций, от согласованности частей, от сохранения меры. Уже Витрувий писал (III.1): "Композиция святынь заключена в симметрии, а симметрия – в пропорции". Уже один из первых мастеров Возрождения, Лоренцо Гиберти (I commentarii, II. 96) говорил: "La proportionalità solamente fa pulchritudine". Джотто восхищался тем, что естественности и привлекательности он добился не преступая меры (l'arte naturale e la gentilezza non uscendo delle misure). Ученый теоретик искусства XV века Лука Пачьоли (De divina proporzione, 1509) схожим образом утверждал, что в пропорции (proportionalità) Бог открыл тайну природы (secreti della natura); Леон Баптист Альберти писал, что прекрасное состоит в согласии и гармонии (consenso e consonantia); Помпоний Гаурикий (De sculptura, s. 130), что меру следует изучать и любить (mensuram contemplari et amare debemus); кардинал Бембо (Asolani, 1505, s. 129), что "прекрасное является ничем иным, как обаянием, возникающим из пропорции и гармонии" (belezza non é altro che una grazia che di proportione a d'armonia nasce). Не иначе считал и фанатичный Джироламо Савонарола (Prediche sopra Ezechiele XXVIII): "bellezza é una qualita che resultà della proporzione e corrispondenza delli membri". Подобным же образом, в согласии с итальянцами, прекрасное в искусстве понимал Дюрер; он писал, что "без надлежащей пропорции ни одно изображение не может быть совершенным" (ahn recht Proporzion kann je kein Bild vollkommen sein). Точно также в конце XVI века Андреа Палладио рассуждал над силой пропорции – "la forza della proportione". Подобные цитаты и примеры можно было бы умножать до бесконечности, заимствуя их не только из XV и XVI веков.

2. Прекрасное находится в природе вещей, является их объективным свойством, независимо от человеческой изобретательности или конвенции. Поэтому в своих существенных чертах оно неизменно, непреходяще; поэтому его следует изучать, а не выдумывать. Альберти писал в De statua, что "в самих формах тел имеется нечто, что им естественно и дано от рождения и что поэтому сохраняется постоянным и неизменным" (in ipsis formis corporum habetur aliquid insitum atque innatum, quod constans atque immutabile perseveret). Не иначе думали и теоретики поэзии. Самый авторитетный среди них в эпоху Возрождения Юлий Цезарь Скалигер писал (Poёtices, III. 11): "В каждом роде вещей имеется нечто, что есть первое и присущее, на что как на аргумент и норму всё вынуждено ссылаться" (Est in omni rerum genere unum primum ac rectum, ad cuius tum normam, tum rationem caetera dirigenda sunt). Следствием такого взгляда оказалось то, что правильным путем для искусства является подражание природе. Но теоретиками классицизма подражание не понималось как копирование внешнего вида вещи, а как поиск этого primum ac rectum, этого constans aс immutabile, о котором писали как Альберти, так и Скалигер.

3. Прекрасное является предметом знаний. Его нужно исследовать, изучать, знать, а не выдумывать, импровизировать. Прекрасное (leggiadria) связано с разумом, говорит Альберти. А Гаурикий пишет: "В искусстве ничего нельзя достичь без науки, без образования" (nihil sine litteris, nihil sine eruditione). Эта же мысль классической идеологии в негативной формулировке звучит так: прекрасное и искусство не являются ни предметом фантазии, ни предметом инстинкта.

4. Присущее человеческому искусству прекрасное является прекрасным в масштабе человека. Не сверхчеловека, который привлекал романтиков. Этот принцип классики использовали также в архитектуре. А в ней, согласно Витрувию (III. 1), пропорции "должны в точности соответствовать пропорциям хорошо сложенного человека".

5. Классическое прекрасное подчиняется общим правилам. Французский классицизм XVII века уделял им особенне внимание.

Понятие классического прекрасного, наполовину историческое и наполовину систематическое не является точным понятием; однако можно сказать, что оно соответствует тому, что выше было названо прекрасным stricto sensu, т.е. прекрасным формы, правильного уложения.

 

 

XI. Романтическое прекрасное

 

А. Начало и изменения понятия

1. В группе выражений "романтизм", "романтический", "романтик" ранее других сформировалось прилагательное "романтический". Его удалось обнаружить уже в рукописи XV века, однако это единичный случай. В действительности его история начинается позже, в XVII веке. Было в ней два периода: в первом выражение использовалось без связи с искусством и его теорией, и лишь на рубеже XVIII и XIX веков оно стало в искусстве техническим термином. В первом периоде термин использовался редко и достаточно свободно. Как правило он означал настроения, виды и места, встречи и события; в этом смысле выражение употребил в 1712 г. Свифт, описывая "романтический" завтрак в тени деревьев, а в 1763 г. Босуэлл, говоря о поместье предков. Это же выражение означало вещи неправдоподобные, нереальные, экстравагантные и донкихотство; в этом значении оно было употреблено Пеписом в 1667 г. С искусством у него не было ничего общего, разве что с парковым искусством. "Некоторые англичане – писал в 1745 г. француз Ж.Леблан – стремятся своим паркам придать вид, который называют romantic, что означает более или менее то же, что живописный".

Достаточно долго это выражение употреблялось только в одном языке, в английском. У французов было другое, подобное – romanesque. Только в 1777 г. его перенял приятель Ж.Ж.Руссо, Р.Л. де Жирарден: "Предпочитаю английское выражение romantique нашему французскому romanesque".

Этимология выражения очевидна. Выражение происходит от романса: романтической называлась обстановка, известная из романсов, а также люди, могущие быть героями романсов. Романс же свое название взял от романских языков, в которых раньше других были написаны романсы. В свою очередь, эти языки так назывались потому, что возникли в Романии, на пограничье Италии и земель франков. Название же Романии, очевидно, происходит от Romа. А значит название романтизма в конечном счете происходит из Рима, как бы указывая, что в нашем языке все дороги ведут в Рим.

2. В словарь литературы и искусства выражение "романтический" вошло в Германии, в 1798 г., благодаря братьям Шлегель. Так они, особенно Фредерик, называли литературу нового времени, если она отличалась от классической. К ее особенностям они относили преобладание индивидуальных мотивов, мотивов философских, приверженность "полноте жизни" (Fülle und Leben), относительное пренебрежение формой и полное правилами, отсутствие боязни гротеска и отвратительного, а также сентиментальное содержание, преподанное в фантастической форме (sentimentalischer Stoff in einer phantastischen Form). Это название Шлегель применял ко всей литературе нового времени, находил романтичность уже у Шекспира и Сервантеса. Но усматривал ее и у современных писателей, среди которых были такие выдающиеся как Гете и Шиллер. Все это достаточно быстро изменилось. В частности, современные писатели присвоили название. В виду этого к романтикам перестали уже причислять Шекспира или Сервантеса, название стало означать исключительно современников. Это было первое отклонение в его понимании. А вскоре пришло и второе. Название, возникшее в Германии и вначале означавшее исключительно немецких писателей, перешло во Францию и было там воспринято группой современных, бунтарски настроенных литераторов. Пришло оно и в другие страны. В Польше прилагательное "романтический" появилось в печати в 1816 г. (в статье Ст.Потоцкого в "Pamiętniku Warszawskim" и в театральной рецензии на постановку Гамлета). Для Бродзинского и Мицкевича в 1818-1822 годы это уже было привычное название, означающее группу современных польских поэтов. Так же было и в других странах, в частности, новые группы писателей присваивали себе название романтических. Оно стало видом собственного имени не для личностей, а для групп (так же, как в более позднее время названия Молодой Польши, Скамандритов или Квадриги).

Писатели, называемые и называющие себя романтическими, принадлежали к одному семейству и поэтому имели право на общее название, однако между некоторыми родство было далекое. Ведь к романтикам относились как Шлегели и Новалис, так Мицкевич и Словацкий, Гюго и Мюссе, Пушкин и Лермонтов. Поэтому имя для романтиков имело различный десигнат, неоднородный, было названием для многих схожих, но не идентичных групп.

Соединяла романтиков хронология: они были активны (в округленных числах) в 1800-1850 годы. А с 1820 г. романтические группы были на вершине успеха. Даты во Франции: уже в 1821 году провинциальная Академия (в Тулузе) огласила конкурс на определение черт романтической литературы; в 1830 г. уже появилась история романтизма во Франции (написанная Е.Ронте), а в 1843 Сент-Бёв писал (в Письме к Ж. и К. Оливье), что романтическая школа заканчивается, что пришло время иной. В Польше начала романтизма принято усматривать в работе Бродзинского 1818 г., а конец связывать со смертью Словацкого в 1849 г.

3. Однако объем понятия романтичности быстро расширился, и тем самым изменилось его значение.

а. Вначале выражение "романтик" означало именование тех, кто принял это название для себя; но со временем оно охватило прочих современных писателей, симпатизировавших первым, но сами, определяя себя, они это название не употребляли. Таким образом, под этим названием среди романтиков в истории литературы оказались Дюма отец и Фредро, а также многие другие. Можно сказать, что к семейству романтиков были причислены их приятели.

b. Этим названием стали охватывать и более ранних писателей со схожими тенденциями, таких как Руссо во Франции, Уортон в Англии, группа "Sturm und Drang" в Германии, причем в убеждении, что с учетом их намерений и достижений они принадлежат не только к предтечам, но являются настоящими романтиками. Высказывание о поэзии, что "она устремлена к чему-то грандиозному, варварскому, дикому" является романтической декларацией; а тем временем она на сорок лет опережает признанное начало романтизма; оно родилось в 1758 году и является высказыванием Дидро ("La poésie veut quelque chose d'énorme, de barbare et de sauvage", из работы De la poésie dramatique, VII, s. 370). Тут в свою очередь можно сказать: к семейству романтиков были причислены их предки.





Дата добавления: 2018-10-18; просмотров: 55 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.