К. п. н., доцент ИСПиП Р. В. Демьянчук д. мед. н., проф. СПбГУ Е. С. Иванов
Сорокин В. М.
С 65 Специальная психология: Учеб. пособие / П од научн. ред. Л. М. Ш ипицыной. — СП б.: «Речь». 2003. — 216 с.
IS B N 5-9268-0214-8
В учебном пособии в обобщенной форме излагаются общете оретические положения, лежащие в основе многочисленных от раслей современной специальной психологии. Ознакомление с этими положениями позволит представить данную науку как це лостную дисциплину, обладающую внутренним единством.
Книга предназначена для студентов-психологов, но может быть полезна и другим специалистам — педагогам, врачам, лого педам.
Печатается по решению Ученого Совета Института
специальной педагогики и психологии
ISBN 5-9268-0214-8
Речь, 2003
И нститу т специально й педагогики и психологии, 2003
В. М. С орокин, 2003
П. В. Бо розенец, о ф ормление, 2003
Человек должен быть счастлив тем, что у него есть. И не быть несчастным от того, чего у него нет.
А. Мору а
ВВЕДЕНИЕ
В процессе обучения и практической подготовки будущих профессионалов в области психологии лиц с отклонениями в развитии ключевая роль, бесспорно, принадлежит курсу «Спе циальная психология». Этой дисциплине придается особое значение и в новом государственном стандарте высшего про фессионального образования (специальность 031900 Специ альная психология).
Курс «Специальная психология» призван сформировать представления о теоретико-методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии мето дов и приемов. Главным фактором, определяющим единство различных отраслей специальной психологии, являются поня тия о сущности феноменов отклоняющегося развития, меха низмах их формирования и общих закономерностях дизонто- генеза. Представление о природе нарушенного развития как такового дает возможность раскрыть предметное содержание данной науки. Более того, сегодня все отчетливее становится понятным, что существующие отрасли представляют лишь от дельные стороны ее целостного предмета, наиболее изученные в силу практической необходимости. Сам же он значительно шире. Изучение курса Специальной психологии предшествует знакомству с такими ее частными разделами, как психология лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппа рата, умственной отсталостью и др. Это позволяет увидеть в различных вариантах нарушений психического развития не только специфические особенности, но и общие закономерно-
3
сти, а также прогнозировать неразрывную связь единого цело го, каковым является специальная психология.
Представление о целостном (пусть и неравномерно изучен ном) предмете способствует ясному выделению собственной области исследовательского пространства. Двадцатое столе тие стало примером бурного расцвета интеграции отдельных наук. Но подобная интеграция возможна лиш ь при условии изначальной четкой их дифференциации.
Отсутствие определенных представлений о едином пред мете исследования приводит к тому, что он частично или пол ностью попадает в сферу исследовательской активности дру гих наук. Это, безусловно, обедняет содержание самой специ альной психологии и ли ш ни й раз подчеркивает размытость границ ее предметного содержания. Более того, это оказыва ет негативное влияние на развитие, казалось бы, независимых разделов данной дисциплины. Тенденция к интегрированно му видению предметного содержания громко заявила о себе в последние два десятилетия в связи с ростом многообразия описываемых вариантов отклоняющегося развития и появле ния все новых отраслей специальной психологии.
Увеличение количества ли ц с отклонениями в развитии, отмечающееся в последние десятилетия, как и бурный про цесс реформирования системы коррекционного образования выступили факторами активизации становления специальной психологии. Вместе с тем прикладной характер данной науки, ее направленность на решение актуальных и важных задач не должны превращать ее в некий утилитарный придаток прак тики. Прикладное использование науки напрямую зависит от развитости ее концептуальной базы. Об опасности утилита ризма в научной среде, с его пренебрежением к теории гово рил еще Л. С. Выготский.
Разработка общей теории специальной психологии долж на стать фундаментом для уже существующих и только еще формирующ ихся отраслей этой науки, которые войдут в ее состав как органические части единого целого, а не как раз розненные, параллельно существующие элементы.
4
Кроме того, современная реальность практической рабо ты специального психолога такова, что ему приходиться иметь дело, как правило, не с одной формой отклонений, а сразу (или поочередно) с несколькими. Именно поэтому так важно зна ние общих основ специальной психологии, единых закономернос тей отклонений в развитии.
Усложнение предметного содержания специальной психо логии ли ш ни й раз подчеркивает ее многоаспектность, что позволяет устанавливать более тесные межпредметные связи с другими отраслями психологической науки. Прежде всего, следует указать на генетический аспект, фиксирующ ий связи рассматриваемой дисциплины с психологией развития.
В рамках специальной психологии реализуется попытка сопоставить разные параметры патогенных условий с различ ными сторонами нарушения процесса психического развития. Если психология развития исследует, каким бывает этот про цесс, то специальная психология отвечает на вопрос, как оно (развитие) может проходить в иных условиях, что существен но расширяет наш и представления о генезе психики в целом.
Получение объективных данных о различных сторонах на рушенного развития возможно лиш ь при условии проведения всестороннего сравнительного исследования и анализа. Ре зультаты подобных исследований, полученные на какой-то определенной группе детей с нарушенным развитием, долж ны быть обязательно сопоставлены с аналогичными данным и группы нормально развивающ ихся детей того же возраста. Выявленные отличия могут быть квалифицированы как спе цифические особенности лиш ь в том случае, если они будут подвергнуты еще одному сравнению с данными таких же опы тов, проведенных на дополнительной группе детей с другой формой отклонения. Эта цепь сравнений является минималь но необходимой, но не всегда достаточной для получения точ ных результатов. Отличительные особенности определенной группы детей с отклоняющимся развитием зачастую обуслов лены не только основным нарушением, но и в немалой степе ни характером обучения и воспитания, в том числе и семей-
5
ного. И м енн о поэтому требуются результаты еще одной груп пы детей с той же формой отклонения, но обучающихся в иных условиях (например, в другой школе, по другой программе, иными методами). Но и на этом сравнительный анализ не за канчивается. Сопоставления в рамках одной группы дизонто- генеза в разных условиях обучения и воспитания дополняют ся сравнением между собой разных степеней выраженности основного нарушения.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что специ альная психология представляет собой содержательную часть сравнительной и педагогической психологии в самом широ ком смысле этого слова.
О б ш ирны й научный контекст специальной психологии говорит о чрезвычайной сложности ее предмета, исследова ние которого может иметь не только практическое, но и фун даментальное теоретическое значение. Здесь мы можем вы делить также и клинический аспект. Отклонения в развитии, пользуясь выражением Л. С. Выготского, можно определить как особый способ генеза, не представляющий собой форму заболевания. Последнее суть разрушительный процесс разной интенсивности и темпа. Развитие, пусть даже нарушенное, по своей природе представляет нечто противоположное болез ни. Это феномен позитивного созидания. С другой стороны, болезнь и ее последствия часто являются причиной отклоне ния в развитии. В данном случае болезнь выступает для спе циальной психологии одним из классов неблагоприятных ус ловий, на фоне которых протекает психогенез. В подобных случаях в самом генезе психики весьма сложным образом пе реплетаются симптомы заболевания и феномены отклонения в развитии. Задача состоит не только в их дифференциации, что связано с разграничением профессиональной компетен ции врача и психолога, но и в сопоставлении параметров за болевания, как особого класса условий с характеристиками разных сторон развития психики. Таким образом, клинико- психологический контекст не менее важен, чем сравнитель ны й и генетический. В этой связи также неслучайным являет-
6
ся и то, как называли специальную психологию в начале X X ве ка. В тот период она часто обозначалась как «патологическая психология». В современной европейской традиции термин
«специальная психология» мало употребим. Д анная дисцип лина чаще всего рассматривается как частный раздел клини ческой и иногда определяется как анормальная психология.
Картина становления специальной психологии была бы неполной, если бы мы не указали на ее социально-психоло гические, этические, гуманитарные аспекты, ибо проблема инвалидности не только медицинская, психологическая, пе дагогическая или экономическая, но, прежде всего, нравствен ная. История отношения общества к инвалидам крайне дра матична и изобилует примерами как бесчеловечного, так и в высшей степени жертвенного и милосердного обращ ения с ними. Мы не без гордости осознаем, что специальные психо логи всегда отстаивали идею гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями в развитии. Делалось это даже тогда, когда подобные идеи не находили в обществе поддерж ки и одобрения. И в том, что сегодня отношение общества к инвалидам гуманизируется, пусть медленно и противоречи во, но зато реально, а не на словах, не последняя роль принад лежит и специальной психологии. Уместно вспомнить афо ризм К онф уция: «Вглядись в ош ибки человека и познаеш ь степень его человечности». То же можно сказать и о человече стве в целом. Н аш и ош ибки и заблуждения и нелепые пред рассудки в отношении инвалидов, живущие и по сей день, есть своеобразная мера нашей гуманности и милосердия. Не ме нее точно эти свойства отражает и то, насколько глубоко мы можем осознать свои ош ибки, избавиться от предрассудков, не достойных человека, и изменить свое отношение к тем, кто нуждается в нашей помощ и. Для начала достаточно усвоить простую мысль: сама по себе инвалидность не создает ника ких особенных, специальных трудностей, но она усложняет общечеловеческие проблемы, дополнительно затрудняя про цесс их разрешения. Не последнюю роль в этом играет нега тивное, безразличное или просто формально отстраненное
7
отношение общества к инвалиду. И не только к нему, но и к его ближайшему окружению.
Человеческая культура производнаот человеческого созна ния, как и само сознание есть продукт человеческой культу ры, существование которой оправдано лиш ь в той мере, в ка кой она способна содействовать реализации высших челове ческих потребностей в свободе, творчестве, самоактуализации, смысле, любви, общ ении, самоуважении, безопасности и др. Право на воплощение этих потребностей принадлежит всем лю дям, независимо от расы, национальности, возраста, пола или уровня физического и психического развития. Только в этом смысле можно говорить о всеобщем равенстве всех пе ред всеми. И м енн о так нам видится подлинное выражение гуманизма и милосердия. Система специального образования, как и практическая работа специального психолога, есть кон кретное воплощение гуманистического подхода в понимании природы человека.
Прогресс цивилизации, обеспечивающий техническую во оруженность человека на пути реализации его витальных нужд, вполне оправдан, хотя и не лиш ен двусмысленности, так как научные и технические достижения не всегда приносят одну лиш ь пользу.
Культура же в отличие от цивилизации призвана помогать человеку в решении его экзистенциальных проблем. И в этом смысле критерии развития культуры в отличие от условий раз вития цивилизации выглядят значительно сложнее. Одним из таких критериев может служить постепенное и позитивное изменение отношения общества к инвалидам, признание ра венства их прав со здоровыми людьми, стремление устанав ливать паритетные и продуктивные отношения. Сверх того, признание факта, что общество обязано по необходимости по могать инвалидам, так или иначе должно перерасти в осозна ние, этой помощи как важнейшей потребности любого чело веческого коллектива.
Сегодня мы стоим еще только в начале сложного пути нрав ственного совершенствования. Но можно с уверенностью ска-
8
зать, что люди, избравшие в качестве будущей профессии спе циальную психологию, тем самым сделали на этом пути пер вый, но очень важный шаг.
С детства знакомый каждому из нас античный афоризм «в здоровом теле здоровый дух» предполагает, что в больном теле здорового духа быть не может. Но действительность на каж дом шагу опровергает категоричность этого положения. И са мым и убедительными аргументами здесь являю тся судьбы многих инвалидов, существование которых оправдано в той же мере, что и жи знь так называемых «нормальных», здоро вых людей. «Все действительное разумно; все разумное дей ствительно» (Гегель). Возможно, высший смысл существова ния больных в том и состоит, чтобы здоровый человек, прояв ля я к ним милосердие и сострадание, тем самым духовно совершенствовался, избавляясь от предрассудков, которые сам и создавал, привычно деля социальный мир на «мы» (здоро вые) и «они» (инвалиды). В связи с этим хочется вспомнить одну из наиболее цитируемых мыслей Л. С. Выготского о том, что рано или поздно медицина победит заболевания, приво дящ ие к слепоте, глухоте, умственной отсталости и т. д. Но значительно раньше общество должно преодолеть эти недуги социально. Заметим, что Л. С. Выготский говорит о социаль ной победе как о деле будущего, ясно понимая, как сложна эта задача. Вряд ли можно утешить инвалида мыслью о том, что когда-нибудь заболевание, от которого он страдает, будет излечимым. Человек вправе жить сегодня, а не когда-то в бу дущем, пусть в стесненных болезнью условиях, но жизнью достойной человека.
Высокий гуманистический и социальный смысл специаль ной психологии может, на первый взгляд, контрастировать с ее кажущимся скоромным, но отнюдь не простым содержа нием. Такова любая наука, и психология в том числе. Сухая фактология преображается в процессе своего анализа и ин терпретации, обретая тем самым новый особый смысл. Про цесс научного познания — это всегда движение мысли от од ного парадокса к другому, ибо вне его наука не существует.
9
Л. Гинзбург весьма точно однажды заметила, что психология как наука начинается не с интереса к душевной жи зни чело века, а с ощущения ее парадоксальности. В этом смысле спе циальная психология представляет собой не коллекцию по ломок человеческой психики, а попытку объяснить и понять удивительную способность нашего сознания сохранять свою целостность в предельно сложных условиях существования, демонстрируя при этом подчас образцы высочайших дости ж ений человеческого духа.
Говоря о контекстах специальной психологии, которые определяют ее предметное содержание и формирование от дельных отраслей, занимающихся изучением различных форм дизонтогенеза, мы не должны упустить из виду еще один из них - реабилитационный и весьма близкий к нему по содер ж анию — интеграционный.
Реабилитация — определенным образом организованная и направленная система мероприятий — связана не столько с восстановлением каких-то отдельных ф ункций, хотя это и является одной из ее базисных задач, повышая адаптацион ный потенциал личности, сколько ориентирована на реорга низацию и оптимизацию социально-психологического бытия личности, приведение в соответствие возможностей человека с его потребностями, а также с ценностями. Долгое время в нашем обществе доминировала идея, согласно которой умень шение функциональных возможностей человека должно ав томатически приводить к сужению круга его потребностей. И глазное, в отношении инвалидов речь, как правило, велась об элементарных потребностях, а не о ценностях, определяю щих сущность жизни. Такие понятия, как инвалид и инвалид ность, как правило, содержат перечисление частных неспо- собностен, без всякой ссылки на человеческую личность. Без личного индивида проще отождествлять с элем ентарным и потребностями, чем с ценностями, различие между которы ми состоит в том, что первые толкают человека сзади помимо его воли, а вторые притягивают к себе спереди. И м енн о нали чие ценностей определяет подлинное бытие человека. П омощ ь
10
в удовлетворении элементарных потребностей можно назвать простым обслуживанием, но не реабилитацией в истинном смысле этого слова. Последняя предполагает создание таких условий, при которых человек с ограниченными возможнос тями имел бы минимальные препятствия в реализации своих личностных ценностей. Кроме того, реабилитация так или иначе должна опираться на активность инвалида, поддержи вая и укрепляя ее. Собственное бытие переживается челове ком как нечто полноценное только тогда, кода он осознает, что не должен что-то ждать от жи зни, а это сама жизнь ждет чего-то от него (В. Ф ранки). И ценности, и активность лич ности так или иначе направлены на другого индивида. Напри мер, труд приобретает статус ценности только тогда, когда оказывается полезен для кого-то, а не просто является заня тием для человека.
Нечто похожее мы обнаружим и при рассмотрении пробле мы интегрированног о обучени я детей с отклонениям и в развитии. Еще всего полтора десятилетия назад подобная про блема рассматривалась как экзотическая форма эксперимен тирования, не имеющая никаких перспектив. Сфера интег рированного обучения, как и сфера реабилитации, во многом связана с соотношением возможностей и ценностей челове ка. Тем не менее помимо собственных организационных и методических вопросов, эта проблематика имеет и особое пси хологическое содержание, связанное с понятием «социальная ситуация развития». В данном случае речь идет об уникаль ной ситуации развития в условиях дизонтогенеза. Она в зна чительной степени отличается от традиционной, характерной для процесса обучения в коррекционных учреждениях. Усло вия интегрированного обучения, с одной стороны, требуют от ребенка и его ближайшего окружения значительных усилий, но с другой, предоставляют большие возможности в самореа лизации.
Из всего вышесказанного становится ясно, что предметное содержание специальной психологии, определяемое общ ими контекстами, значительно шире и богаче простой совокупно-
1)
Специальная психология
сти ее частных отраслей. И м енно поэтому основное содержа ние данного учебного пособия посвящено анализу некоторых общих вопросов специальной психологии, менее разработан ных в сравнении с отдельными формами дизонтогенеза, пред ставленными в многочисленных монографиях и учебных по собиях.
Г л а в а 1