Лекции.Орг


Поиск:




Педагогические идеи сказок




В ряде народных сказок мы встречается с определенными педа­гогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встре­чается мысль, что книги - источник мудрости. В сказке «В стране желтого дня» говорится об «одной большой книге». В короткой сказке «Спорящие попусту» указывается, что книга нужна только умеющему читать. Следовательно, эта сказка утверждает необхо­димость научиться читать, чтобы иметь доступ к книжной мудро­сти.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п.

Жил-был старик у своего сына и снохи. Был у него и внук. Старик этот надоел своему сыну и снохе, им не хотелось за ним ухаживать. И вот сын, по совету своей жены, посадил отца на сан­ки и решил отвезти в глубокий овраг. Его сопровождал внук ста­рика. Столкнул сын сани с отцом вниз в овраг и собрался было уже идти обратно домой. Но его задержал его маленький сын: он бросился в овраг за санками, несмотря на сердитое замечание отца о том, что он ему купит новые санки, получше. Мальчик вытащил из оврага санки и сказал, что отец должен ему купить новые санки. А эти санки он будет беречь, чтобы через много лет, когда состарятся его отец и мать, доставить их в этот же самый овраг.

Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое пре­ступление получить наказание по заслугам, что наказание являет­ся естественным последствием его преступления. Совершенно аналогично содержание русской сказки, обработанной Л.Н. Толстым, в которой ребенок, играющий со щепками, говорит родителям, что он хочет сделать лохань, чтобы из нее кормить

отца и мать так же, как те хотели поступить с дедом.

Сила примера в воспитании подчеркнута в народной педагоги­ке максимальным образом. В сказке «Пускай родители всегда будут в почете» естественное последствием поступка снохи – ее ослепление, сына - то, что он остался без гороха. В другой сказке «На лжи далеко не уедешь» лгун строго наказывается: соседи не пришли ему на помощь, когда на его дом напали воры. Анало­гичная сказка есть у русских, украинцев, татар и др.

Об условиях семейного воспитания и мерах воздействия на лич­ность идет речь в сказках «Метель», «Волшебная щепка» и некото­рые другие. В сказке «Метель» рассказывается о том, что разногласия, ссоры в семье хуже, чем самая сильная метель на улице; из дома хочется бежать, не глядя ни на что. В таких условиях, естественно, исключено и правильное воспитание детей. В сказке «Волшебная щепка» содержится намек на то, что и родителям следует строить на взаимных уступках.­

Жили муж с женой. Жена была сварливая. Она мужу постоян­но устраивала скандалы, которые завершались драками. И вот эта женщина решила обратиться за советом к мудрой старухе: «Как быть с мужем, который все время меня обижает». Эта старуха уже по разговору с женщиной поняла, что она склочна, и сразу сказа­ла: «Тебе нетрудно помочь. Вот возьми эту щепку, она волшебная, и как только муж придет с работы, клади ее в рот и крепко держи зубами. Низа что не выпускай». По совету старухи женщина все это проделала три раза и после третьего раза пришла с благодар­ностью к старухе: «Муж перестал обижать». В сказке содержится призыв к уступчивости, уживчивости, покладистости.

В сказках, в том числе и в приведенной, ставится и проблема личности педагога, направленности его воспитательных усилий. В данном случае старуха является одним из народных педагогов­ мастеров. Сказки показывают, что отличительной их особенно­стью является то, что они занимаются воспитанием не только де­тей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.

Принцип природосообразности, причем почти в духе Я.А. Ко­менского, содержится в сказке «Что выучено в молодости – на камне, что выучено в старости - на снегу». Камень и снег - в дан­ном случае - образы, введенные для обоснования эмпирически установленной объективной физиологической и психологической закономерности. Эта закономерность состоит в том, что в детстве, в молодости человек усваивает образовательный материал гораз­до прочнее, чем в старости. Дед говорит своему внуку: «Снег уно­сится ветром, тает от тепла, а камень же сотни и тысячи лет лежит в целости и сохранности». То же самое происходит и со знаниями: если они приобретены в молодости - то сохраняются надолго, нередко и на всю жизнь, а знания, усвоенные в старости, быстро забываются. В сказках поднимается также и много других проблем народ­ного воспитания.

Изумительным педагогическим шедевром является калмыцкая сказка «Как ленивый старик работать стал», рассматривающая постепенное втягивание человека в работу как самый эффективный способ преодоления лени. В сказке в увлекательной форме раскры­вается методика приучения к труду: приобщение к труду начинает­ся с авансированного поощрения и использования первых резуль­татов труда как подкрепления, далее предлагается перейти к при­менению одобрения; внутреннее побуждение и привычка к труду объявляются показателями окончательного решения проблемы воспитания трудолюбия. Чеченская сказка «Хасан и Ахмед» учит, как сберечь священные узы братства, призывает дорожить чувством благодарности, быть трудолюбивыми и добрыми. В калмыцкой сказке «Неразрешенные судебные дела» ставится даже своего рода символический эксперимент, доказывающий необходимость чрез­вычайно нежного обращения с новорожденным. «Мозг новорож­денного ребенка подобен пенке молока, - рассказывается в сказке. ­Когда табуны гелюнга Гаванга шли с шумом на водопой мимо ки­битки, то получилось сотрясение мозга ребенка и он умер».

В сказках комментируются педагогические идеи пословиц, по­говорок и афоризмов, а порою сказки и аргументируют эти идеи, расскрывая их на конкретных фактах. Например, известен чуваш­ский афоризм: «Труд - опора жизни» (варианты: «рукоять судь­бы», «правило жизни», «основа жизни», «опора вселенной»). Аде­кватных пословиц о труде много и у других народов. Мысли, ана­логичные этому афоризму, содержатся в сказках многих народов. Автором настоящей книги в свое время отобраны и переведены на чувашский язык русская, украинская, грузинская, эвенкийская, нанайская, хакасская, киргизская, литовская, латышская, вьет­намская, афганская, бразильская, тагальская, индусская, банду, ламба, хауса, ираку, дагомейская, эфиопская сказки, основная идея которых соответствует приведенной пословице. В качестве названия сборника взята ее вторая часть - «Опора жизни». Эта маленькая антология сказок разных народов показывает общече­ловеческий характер идей о труде и трудолюбии.

Сборник открывается киргизской сказкой «Почему человек сильнее всех на свете?» Подобный сюжет известен многим наро­дам. Сказка интересна тем, что содержит наилучший ответ на загадку-вопрос: «Кто сильнее всех на свете?»

Крылья дикого гуся примерзли ко льду, и он восхищается си­лой льда. Лед говорит в ответ, что дождь сильнее, а дождь – что земля сильнее, земля - что лес сильнее («сосет себе силу земли и стоит шумя листвой»), лес - что огонь сильнее, огонь - что ветер сильнее (подует - потушит огонь, вырвет с корнем старые дере­вья), но и ветер не может одолеть низкую траву, ее сильнее - ба­ран, а того самого сильнее - серый волк. Волк же говорит: «Сильнее всех в мире человек. Он может поймать дикого гуся, растопить лед, ему не страшен дождь, он пашет землю и заставля­ет ее приносить пользу себе, огонь тушит, покоряет ветер и за­ставляет его работать на себя, траву косит на сено, что не подда­ется косе, вырывает с корнем и выбрасывает, барана зарежет и ест его мясо, похваливает. Даже я для человека - ничего: он в любое время может меня убить, снять шкуру и сшить себе шубу».

Человек в киргизской сказке - охотник (ловит птиц в начале сказки и охотится на волков - в конце), землепашец, косарь, ско­товод, мясник, портной... Он и огонь тушит - нелегкий это труд. Благодаря труду человек становится властелином вселенной, именно благодаря труду он побеждает и подчиняет себе могучие силы природы, становится сильнее и умнее всех на свете, приоб­ретает способность преобразовывать природу. От киргизской

сказки только некоторыми деталями 'отличается чувашская сказка

«Кто сильнее всех во вселенной?»

Подобные сказки в несколько видоизмененных вариантах име­ются и у других народов. Своеобразна и интересна нанайская сказ­ка «Кто сильнее всех?» Мальчик во время игры на льду упал и ре­шил выяснить, в чем состоит сила льда. Оказалось, что солнце сильнее льда, туча может закрыть солнце, ветер может разогнать тучу, но не может сдвинуть гору. Но и гора не сильнее всех на свете: позволяет деревьям расти на своей вершине. Взрослые сознавали человеческую силу и хотели, чтобы дети знали это и старались быть достойными человеческого рода. Мальчик, играя, растет и готовит­ся к труду. А взрослый человек силен именно трудом, и говорит он мальчику: «Стало быть, я сильнее всех, если дерево, растущее на вершине горы, сваливаю».

В русских, татарских, украинских сказках, как и в сказках дру­гих народов, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из глав­ных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком. В этом отношении интересна нанайская сказка «Айога», которая является подлинным шедевром: ленивая девоч­ка, отказавшаяся трудиться, в конце концов превращается в гуся. Человек стал самим собой благодаря труду; он может перестать быть им, если перестанет трудиться.

Основная идея даргинской сказки «Сунуна и Меседу» состоит в том, что труд - это радостное творчество, он делает человека сильным, спасает его от всех житейских бед. Центральный персо­наж сказки Сунуна - храбрый, находчивый, честный, великодуш­ный. Ведущая мысль сказки выражена четко: «...а друзья Сунуны помогли ему овладеть всеми умениями, какие только знали люди, и Сунуна стал сильнее всех своих братьев, потому что даже ханст­во можно потерять, но никогда не потеряешь то, что умеют делать твои руки и голова».

В осетинской сказке «Что дороже?» один из юношей на своем личном примере доказывает другому, что дороже всего на свете не богатство, а верный друг, а верность в дружбе состоит в совмест­ном труде и борьбе. В удмуртской сказке «Лентяйка» описывается целая система мер воздействия на ленивую жену с целью привить ей трудолюбие. В корякской сказке «Мальчик с луком» рассказывает­ся, что «раньше начинавшим ходить мальчикам отцы лучки делали, чтобы упражнялись в стрельбе». Якутская сказка «Глупая невестка» содержит призыв сначала научиться труду, затем - повиновению, причем от повинующегося требуется сознательность: «Вот оно как приходится жить тем, кто всем хочет повиноваться, - приходится даже черпать воду ситом!» - высмеивает сказка невестку, не усво­ившую правило, известное и соседнему ненецкому народу: «Сеткой воды не зачерпнешь». Болгарская сказка «Побеждает разум» пока­зывает, что человек побеждает не силой, а умом. Такая же мысль проповедуется в киргизской, татарской и чувашской сказках.

Герой чеченских сказок не страшится выйти на бой с огромным

змеем и морскими чудовищами, огнедышащим драконом и страш­ным волчищем Берзы Каза. Его меч разит врага, его стрела не знает промаха. Джигит берется за оружие, чтобы заступиться за обижен­ных и покорить того, кто сеет несчастье. Истинный джигит тот, кто никогда не покинет друга в беде, не изменит данному слову. Его не страшат опасности, спасая других, он готов сложить свою голову. В этом самозабвении, самоотверженности и самоотречении - замеча­тельная черта сказочного героя.

Темы чеченских сказок неожиданны, иные неповторимы. Мно­го дней и ночей сидит на дозоре чеченец. На его коленях сабля ­острием к лицу. Заснет на миг, лицом ударяется об острую саблю,

и ранит шею - течет кровь. Раны не дают ему уснуть. Истекая кровью, он не пропустит врага. А вот другая сказка. «Жили два друга - Мавсур и Магомед. Сдружились они еще мальчиками. Миновали годы, Мавсур и Магомед выросли, вместе с ними окре­пла и дружба»... Так начинается сказка, а кончается: «Магомеда мог спасти только друг, готовый погибнуть вместе с ним. Мавсур доказал это и спас Магомеда. И стали они жить да поживать, ни­

когда уже не разлучались. И крепче их дружбы никто не знал». Погибнуть вместе с ним, за него - типичное для чеченцев прояв­ление дружбы. Преданность в дружбе - высшая человеческая цен­ность для чеченца. Тема другой сказки - помощь героя другу от­ца. Сыновья сказали отцу в один голос: «Если есть между небом и землей то, чем можно помочь твоему другу, мы достанем это и выручим твоего друга из беды».

Нет на земле ничего дороже Родины. В сторону родных гор

торопится конь - и тотпонимает чеченца.

На гербе и флаге Чеченской республики - Ичкерия - изображен

Волк... Это - символ отваги, благородства и великодушия. Тигр и орел нападают на слабого. Волк - единственный из зверей, который осмеливается нападать на сильного. Недостаток силы он заменяет отвагой, ловкостью. Если же волк проиграл бой, он умирает не как собака, умирает молча, не издав ни звука. И, умирая, поворачива­ется мордой к своему врагу. Волк - особо почитаем вайнахами.

В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт и др. В одной старинной чувашской сказке «Кукла» главная ге­роиня отправляется искать себе жениха. Что же ее интересует в будущем женихе? Всем она задает два вопроса: «Каковы твои пес­ни и пляски?» и «Каковы житейские порядки и правила?» Когда воробей изъявил желание стать женихом куклы и исполнил пляску и песню, рассказав об условиях жизни, то кукла высмеяла его пес­ни и пляски («Песня очень коротка, да и слова ее не стихотвор­ны), не понравились ей и воробьиные правила жизни, житейские порядки. Сказка не отрицает важность хороших плясок и краси­вых песен в жизни, но в то же время в остроумной форме, очень зло высмеивает тех бездельников, которые, не трудясь, хотят про­водить время в веселье и развлечениях, сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие тех, кто не ценит главно­го в жизни - повседневного, упорного труда и не понимает основ­ной ценности человека - трудолюбия.

В осетинских сказках «Волшебная папаха» и «Близнецы» дается моральный кодекс горца. В них культивируются заветы гостепри­имства, благопожелания подтверждаются примером отца, средст­вами борьбы с нуждой объявляется труд в сочетании с умом и доб­ротой: «Одному, без друзей, пить и есть - позор для хорошего гор­ца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел и не то что для друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливо будет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя до­рога!» Харзафид, «хороший горец», «запряг волов и арбу и работал день, работал ночь. Прошел день, прошел год, и прочь прогнал бедняк свою нужду». Примечательна характеристика юноши – сына бедной вдовы, ее надежды и опоры: «Он отважен, как барс. Подоб­но солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».

Три добродетели юного горца облечены в красивую форму – к сформулированным добродетелям присоединяется неявный призыв к прекрасному. Это, в свою очередь, усиливает гармонию совер­шенной личности. Подобное неявное присутствие отдельных черт совершенного человека характеризует устное творчество многих народов. Так, например, высокопоэтическая мансийская сказка «Воробушек», с начала до конца выдержанная в форме диалога, состоит из девяти загадок-вопросов и девяти отгадок-ответов: «Воробушек, воробушек, что такое твоя головка? - Ковшичек для питья весенней воды. - Что такое твой носик? - Ломик для долбле­ния весеннего льда... - Что такое твои ножки? - Подпорочки в ве­сеннем домике...» Мудрое, доброе, прекрасное выступают в сказке в поэтическом единстве. Уже сама высокопоэтическая форма сказки - погружает ее слушателей в мир прекрасного. И одновре­менно в ней ярко живописуется жизнь народа манси в ее мельчай­ших деталях и подробностях: рассказывается о разрисованном ве­селке для езды вверх по реке, арканчике для ловли семи оленей, корытце для кормления семи собак и Т.п. И все это умещается в восьмидесяти пяти словах сказки, включая предлоги.

Наиболее обобщенно педагогическую роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе, в Павлыше дети сами творили сказки. Великие педагоги-демократы прошлого, в том числе Ушинский, включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.

У Сухомлинского же сказки становились составной частью его теоретического наследия. Такой синтез народных начал с наукой становится могучим фактором обогащения педагогической куль­туры страны. Сухомлинский добивался наибольших успехов в учебно-воспитательной работе, прежде всего благодаря тому, что первым из советских педагогов начал широко пользоваться педа­гогическими сокровищами народа. Прогрессивные народные тра­диции воспитания реализовывались им в максимальной мере.

На формирование самого Сухомлинского огромное влияние оказала народная педагогика. Свой опыт он блестяще переносил и на своих воспитанников. Так, опыт самовоспитания становится опорой в воспитании. В книге «Методика воспитания коллектива», изданной в Киеве в 1971 г., приводится изумительная сказка, опи­раясь на которую Сухомлинский делает важные педагогические обобщения.

 

Что такое любовь?... Когда Бог сотворил свет, он научил все живое про­должать род свой - рождать подобных себе. Поместил Бог мужчину и жен­щину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщи­не - горсть зерна.

- Живите: продолжайте род свой, - сказал Бог, - а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас...

Приходит бог к людям через год с архангелом Гавриилом. Приходит рано утром, до восхода солнца. Видит, сидят мужчина и женщина возле шалаша, перед ними созревает хлеб на поле, под шалашом - колыбель, а в ней ребенок спит. А мужчина и женщина смотрят то на оранжевое поле, то в глаза друг другу. В ту минуту, когда глаза их встретились, Бог увидел в них какую-то невиданную силу, необыкновенную для него красоту. Эта красота была пре­краснее неба и солнца, земли и звезд - прекраснее всего, что слепил и смасте­рил Бог, прекраснее самого Бога. Эта красота до того удивила Бога, что его Божья душа затрепетала от страха и зависти: как это так, я сотворил основу земную, слепил из глины человека и вдохнул в него жизнь, а не мог, видимо, сотворить этой красоты, откуда она взялась и что это за красота такая?

- Это любовь, - сказал архангел Гавриил. - Что это такое - любовь? - спросил Бог. Архангел пожал плечами.

Бог подошел к мужчине, дотронулся до его плеча старческой рукою своей

и стал просить: научи меня любить, Человек. Мужчина даже не заметил при­косновения руки бога. Ему показалось, что на плечо села муха. Он смотрел в глаза женщины - своей жены, матери своего ребенка. Бог был немощным, но злым и мстительным дедом. Он рассердился и закричал:

- Ага, значит, ты не желаешь научить меня любить, Человек? Запомнишь

ты меня! С этого часа старей. Каждый час жизни пусть уносит по капле твою молодость и силу. Превращайся в развалину. Пусть высохнет твой мозг и

оскудеет разум. Пусть пустым становится твое сердце. А я приду через пять­десят лет и посмотрю, что останется в твоих глазах, Человек.

Пришел Бог с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Смотрит - вместо шалаша стоит беленький дом, на пустыре вырос сад, в поле пшеница колосится, сыновья поле пашут, дочери лен дерут, а внуки на лугу играют. Около дома сидят дедушка и бабушка, смотрят то на утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И увидел Бог в глазах мужчины и женщины красоту еще более сильную, вечную и непобедимую. Увидел бог не только Любовь, но и Верность. Разгневался бог, кричит, руки дрожат, изо рта пена летит, глаза на лоб лезут:

- Мало тебе старости, Человек? Так умирай же, умирай в муках и тужи за жизнь, за любовь свою, иди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, во что превратится твоя любовь.

Пришел бог с архангелом Гавриилом через три года. Смотрит: сидит че­ловек над маленькой могилкой, глаза у него грустные, но в них - еще более

сильная, необыкновенная и страшная для Бога человеческая красота. Уже не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел Бог. Задро­жали у Бога руки от страха и бессилия, подошел он к Человеку, упал на коле­ни и умоляет:

-.Дай мне, Человек, эту красоту. Что хочешь, проси за нее, но только дай

мне ее, дай эту красоту.

- Не могу, - ответил Человек. - Она, эта красота, достается очень дорого.

Ее цена - смерть, а ты, говорят, бессмертный.

- Дам тебе бессмертие, дам молодость, но только отдай мне Любовь.

- Нет, не надо. Нивечная молодость, ни бессмертие не сравняются с Лю­бовью, - ответил Человек.

Бог поднялся, зажал в горсть бородку, отошел от дедушки, что сидел око­ло могилки, повернулся лицом к пшеничному полю, к розовой заре и увидел: около золотых колосьев пшеницы стоят молодой человек и девушка и смот­рят то на розовое небо, то друг другу в глаза. Схватился Бог руками за голову и пошел с земли на небо. С той поры Богом на Земле стал Человек.

Вот что значит любовь. Она - больше, чем Бог. Это - вечная красота и бессмертие человеческое. Мы превращаемся в горсть праха, а Любовь остает­ся вечно...

 

На основе сказки Сухомлинский делает очень важные педагоги­ческие выводы: «Когда я рассказывал будущим матерям и отцам про любовь, я стремился утвердить в их сердцах чувства собствен­ного достоинства и чести. Подлинная любовь - подлинная красота человека. Любовь - это цветы нравственности; нет в человеке здо­рового морального корня - нет и благородной любви». Рассказы о любви - это часы «наисчастливейшего нашего духовного едине­ния». Этого времени мальчики и девочки ждут, по мнению Сухо­млинского, с затаенными надеждами: но в словах воспитателя они ищут ответа на свои вопросы - те вопросы, о которых человек ни­когда и никому не скажет. Но когда подросток спрашивает, что такое любовь, в мыслях и в сердце у него совсем иные вопросы: как мне быть со своей любовью? К этим интимным уголкам сердца нужно прикасаться особенно осторожно. «Никогда не вмешивай­тесь в личное, - советует Сухомлинский, - не делайте предметом общего обсуждения то, что человек хочет глубже всего спрятать. Любовь благородна только тогда, когда она стыдлива. Не сосредо­точивайте духовных усилий мужчин и женщин на увеличении"знаний любви". В мыслях и сердце человека любовь всегда должна быть окружена ореолом романтики, неприкосновенности. Не сле­дует проводить в коллективе диспуты «на темы» любви. Это просто

недопустимо, это дремучее моральное бескультурье. Про любовь говорите вы, отец и мать, а они пусть молчат. Наилучший разговор юных про любовь - это молчание».

Выводы талантливого советского педагога свидетельствуют о том, что педагогические сокровища народа далеко еще не исчер­пали себя. Духовный заряд, накопленный народом тысячелетия­ми, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом ­бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символи­зирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 191 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

772 - | 778 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.