Лекции.Орг


Поиск:




Воспитание трудолюбия как ведущая идея пословиц




 

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Проиллю­стрируем это на примере афоризмов народов Дагестана.

у народов Дагестана возникновение и первоначальное разви­тие идей и традиций трудового воспитания подрастающего поко­ления уходит своими корнями в глубокую древность. Историче­ский и педагогический опыт народа показывает, что труд (ското­вода, земледельца, ремесленника и т.п.) - это решающее условие нравственного, умственного и физического развития личности.

«Труд - всему отец», - из поколения в поколение говорят лакцы,

подчеркивая тем самым огромные возможности труда, опреде­ляемые богатством его содержания, значением для общины и на­рода, а также многообразием конкретных приемов и средств обу­чения детей и молодежи труду.

Рассматривая труд как моральный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет че­ловеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал ­

душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы, труд является ис­точником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - гово­рят даргинцы.

Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте

оказываются идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за резуль­тат дела: «Хозяин земли тот, кто ее пашет» (даг.), «Вдоль пахал ­

след, добавь поперек - будет пашня» (табасар.), «Пока спина не взмокнет - поле не вспашешь» (аварск.), «Труд и терпенье - пре­вращаются в золото» (лакск.), «Отложенное дело - засыпает снег»,

«Кто умеет, тот и на море разведет огонь» (кумыкск.) и др.

Праздность осуждалась народом как явление в высшей степе­ни чуждое его образу жизни: «Погибшая на ногах собака - луч­ше, чем сдохший лежа лев» (аварск.), «Жизнь, потраченная на сон, - пропавшая жизнь» (лакск.), «Сегодняшнюю работу не

взваливай на завтрашнего верблюда» (ногайск.). Наоборот, тру­долюбие, готовность выполнять любую работу в народе считались одним из ценных качеств, которые необходимо воспиты­вать у детей. При этом выдвигалось требование: формировать у детей понимание того, что, как сказано в лакской сказке

«Зурнач, барабанщик и канатоходец», «всякая профессия, оказывается, хороша, если только зарабатывать деньги трудом, а не

хитростью и обманом».

Представители старшего поколения проявляли заботу о про­буждении у будущей смены молодых тружеников чувства нена­висти к угнетателям. В известной степени эта забота народа про­являлась в систематической пропаганде свободолюбивых идей во всех жанрах устного поэтического творчества и в первую оче­редь - в поговорках и пословицах. У всех народов Дагестана есть афоризмы, высмеивающие мулл, проклинающие хозяев, вызывающие ненависть и презрение к бекам, ханам: «Сытый мулла

хуже голодного волка, при виде халвы забывает Бога», «Мулла

лука не ест, а если найдет, тогда и шелухи не оставит», «Хан не

имеет стыда, камень - глаз», «Реку не мерь, беку не верь», «Уши

хозяина глухи», «У голодного силы нет, у богатого - жалости».

Считая труд основным фактором физического, умственного раз­вития и нравственного совершенствования подрастающего поколе­ния, народ не ограничился только его оценкой, образным и много­плановым раскрытием его общественной роли. Народом была соз­дана оригинальная система трудового воспитания, которая вклю­чала в себя реализацию определенных задач, общих для всех наро­дов, но каждым народом решающихся специфически, в соответст­вии со своеобразными общественно-экономическими условиями

жизни и быта. Первой из этих задач у горцев является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труже­никам и результатам их труда. Такое уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых и в процессе их совместной деятельности со взрослыми. Детям внушали: уважать трудовой народ - это прежде всего беречь то, что сделано их руками («Сде­ланное десятью ударами, портят одним»), необходимо оказывать в тяжелом труде посильную помощь труженикам («Работай, где на­

шел работающих, - кушай, где нашел кушающих»); чтобы стать в

будущем хорошим тружеником, необходимо приучаться к труду,

брать пример с простых тружеников («Научись уважать людской

труд и святость хлеба, который родит земля»); чтобы сделать даже

самую простую вещь, надо много знать и уметь («Когда с уменьем

человек возьмется, в его руках и снег огнем займется»).

В мировоззрении будущего труженика важное место должно

занимать осознание необходимости личного труда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая, полезнее, чем жалоба, большая-пре­большая», «Дерево плодами ценится, человек трудами ценится»,

«Пусть аллах меня осилит, лишь бы я землю осилил», «У кого

умелые руки, тот и мед ест».

Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях чувство любви к труду, поднимал их сознание до пони мания важ­ности И необходимости трудиться, воспитывал и развивал в них чувство ненависти и презрения к привычке удовлетворять свои потребности за счет труда других, ко всякому стремлению обога­щаться темными путями («Пьяный вином - протрезвится, пьяный казной - никогда», «Работающему в поле пахарю - толокно, си­дящему на меже хозяину - сыринки» и др.). Говоря о воспитании любви к труду, народ имел в виду не только физический, но и ум­ственный труд: «Держись за перо - оно сын хлеба», «Знанье и труд - близнецы», «Рабство - вниз, наука - вверх», «В надежде на хлеб - ума не бросай».

В народе проявлялась постоянная забота о привитии подрас­тающему поколению трудовых умений и навыков. Народ утвер­ждает: «Раб истинный не тот отнюдь, кто у рабов рабом родился, раб тот, кто завершает путь и ничему не научился».Высмеивая тех, кто не хочет и не умеет трудиться, народ успешно решал эту задачу трудового воспитания созданием обще­ственного мнения, являвшегося своеобразным и доминирующим

фактором воспитания подрастающих поколений вообще, а трудо­вого в особенности. Отсутствие трудовых умений и навыков осу­ждается и высмеивается в пословицах последовательно и настой­чиво: «Не умеющему доить - и двор кривой», «Корову доил - мо­локо не сберег, рукав латал - шубу сжег», «Не управился с бы­ком - так оглоблю бьет», «Работа учит работе». Систематическое выполнение трудовых обязанностей способствовало закреплению ранее приобретенных умений и навыков.

Сообщение детям определенной суммы знаний, связанных с различными видами труда, также представляет важную сторону трудового воспитания: «Ячмень сей в пыль, пшеницу - в грязь», «Хутор можно проесть, ремесло не кончается», «Только огонь делает железо мягким», «Одну борозду хоть до Хорасана доведи ­поле вспахано не будет», «Каков хозяин - таковы и быки», «Пока спина не взмокнет, поле не напоишь», «Не полотое, что не сея­ное», «Пока река полноводна, вытаскивай лес!», «У кого на

стрижке овец ножницы кривые, у того на весах с шерстью и гири легче», Если в первых пословицах содержатся практические све­дения по труду, Т.е. имеют место элементы трудового обучения, то последняя пословица интересна показом связи нерадивости и не­брежности в работе с бесчестностью в поведении.

Народ придавал большое значение приучению молодежи к трудовой взаимопомощи и солидарности, к обьединению трудо­вых интересов и усилий в выполнении трудовых задач: «Кто не с людьми - тот словно и не родился», «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет», «Рост аула - это люди, сила аула- единство», «Один поможет - ты вдвое сильней, двое помогут – в сто раз сильней», «Гора не нуждается в горе, а человеку без чело­

века - не быть», «Кто не вместе с аулом, тот покойник без моги­

лы».

Много внимания уделяли народы Дагестана тому, чтобы вну­шить подрастающему поколению мысль о созидательной силе труда, возвеличивающего человека. Вся жизнь дагестанских тру­дящихся в суровых горных условиях представляла собой трудовой

подвиг, ибо они вынуждены были с колыбели отвоевывать свое

существование У грозной природы. Горскому населению требова­лось невероятное упорство и мужество, чтобы вырастить что-то в

горах, так как землю таскали из долин на спинах поколение за

поколением. Создавали, строили крохотные поля-террасы.

Вместе со взрослыми в труде принимали участие подростки и юноши. Они старались быть похожими на своих отцов и старших

братьев, подражая им в трудолюбии и мужестве. Будущие труже­ники видели реальные результаты своего труда, глубоко осозна­вали его созидательную силу, когда вместе со старшими по высо­ким, крутым и отвесным скалам перекидывали деревянные жело­ба, по которым текла отведенная с верховьев рек вода, когда вы­рубали в скалах канавы, тянули через пропасти акведуки, за де­сятки верст вели воду от источников: «Бедняк ради мерки зерна ­и гору одолеет».

В пословицах дагестанцев о труде находит подтверждение мысль Энгельса о значении преобразующего людей труда, влия­нии их деятельности, например борьбы с силами природы, на формирование человеческой личности. По словам Энгельса, именно изменение природы человеком, а не одна природа как тако­вая, способствовало тому, что человек совершенствовался и раз­вивался сам.

В своем поэтическом творчестве народ учил подрастающее по­коление, что именно простые люди, трудящиеся массы являются той силой, которая преобразует окружающую природу. Дагестан­цы внушают детям испокон веков: «Народ - солнце земли»,

«Народ - все может», «Как решит народ, так и будет». В этих сло­вах - сознание народом своей силы, своей решающей роли в судь­бах мира.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 219 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

739 - | 732 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.