Лекции.Орг


Поиск:




Пути воспитания совершенного человека




 

Нет исторических и неисторических народов, народов способ­ных к педагогическому творчеству и неспособных к нему. Всем народам, большим и малым, присуща сознательная забота о вос­питании совершенного человека. Так, например, идеал совершен­ного нивха, по свидетельству В.Санги, представляется следующим образом: «Сердце медведя дали мне, чтобы дух могучего хозяина гор и тайги отпугнул от меня чувство страха, чтобы я вырос в мужественного мужчину, удачливого добытчика»; «Охотнику нужна твердая рука и точный глаз. У сына У.Тера все это, как у всякого нивха, есть»; «Он настоящий охотник и настоящий нивх: он не забывает народные обычаи». Идеал настоящего нивха пред­полагает воспитание смелости и мужества, уважения к народным традициям, обычаям и, конечно, трудолюбия.

Мордовский народ в песне «Загадка» того из добрых людей, кто решит три загадки, называет мудрейшим из мудрых. Вот по­следняя из загадок:

 

Без корней трава какая

На земле живет, расцветая?

И цветет на родимой землице.

Это жизни лучшее злато,

Ответ загадки:

Человеком зовется трава та.

Человек - украшение вселенной, человек - лучшее злато. В сло­вах песни - призыв быть достойным человеческого имени. Этот призыв только по форме национален, а по существу же - общечело­вечен.

По педагогическим представлениям грузин-горцев, мужчина должен был быть «всесторонне совершенным», Т.е. здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все труд­ности трудовой и боевой жизни. Горец должен быть мужествен­ным, проявлять в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного досто­инства, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорб­лять честь семьи, рода и племени. Идеалы воспитания грузин­ горцев предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными и трудолюбивыми; уметь слагать и читать стихи, быть красноречи­выми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.

Идея «всестороннего совершенствования личности» близка и чувашам. Понимание этого совершенства находилось в соответ­ствии с уровнем общественного развития. Представляет интерес попытка народа располагать добродетели по степени их важно­сти: «Без ума и красавец - урод (буквально: рябой)», «Лучше называй умным, чем красивым», «Если жить с умом, лечиться от болезней не придется», «Пояс завязывай потуже, за мысли свои держись крепче». Главный воспитатель - труд, разумное воспи­тание - в труде. «Труд кого угодно приведет в порядок», «Живя без труда, можно лишиться рассудка», «Чувашский ребенок од­ной ногой - в колыбели, другой ногой - на пахоте». Далее сле­довали здоровье, красота и др. Понятие ума у чувашей имело очень широкий смысл и включало многие важнейшие нравст­венные черты. Особо подчеркивались беспредельные возможно­сти для совершенствования: «В народе есть сильнее сильного и умнее умного».

Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые пред­ставлял как заботу о совершенствовании личности. Как только ре­бенок появлялся на свет, новорожденному мальчику высказывались пожелания: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож па­хать, топор в руках держать и лошадью управлять», а девочке ­

«Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, масте­рицей прясть, ткать и узоры вышивать». Мудрым старцем выска­зывались ребенку пожелания: «Будь большим! Перед тем, как до обряда наречения придти к тебе, поел масла - пусть язык твой будет мягким и нежным, как масло. Перед тем, как придти к тебе, поел меда - пусть речи твои будут сладкими, как мед». В первом же мо­леньи в честь новорожденного его благословляли быть смелым, храбрым, счастливым, почитать родителей, старших и старых, одно­сельчан, жить в здравии и чистоте до старости, иметь много детей.

Имя, которое давали ребенку, у многих народов было сокра­щенным до одного слова благопожеланием, сведенным до возмож­ного минимума магическим заклинанием. У чувашей зарегистриро­вано свыше 11 тыс. имен-благопожеланий. Смысл многочисленных русских имен - Любомир, Владимир, Святослав, Любому др., Яро­славна и Т.П. - общеизвестен. Имя Надежда заключает в себе не только утверждение - «Ты наша надежда», но и благословение ­«Будь нашей надеждой и опорой». В имени Вера - не только вера, но и уверенность и доверие. В именах нашли отражение многие характеристики совершенной личности. Имена речение занимает очень важное место в структуре самосознания личности, в ее само­идентификации. Наречение новорожденных именами наиболее уважаемых членов семьи и рода выражает заботу о сохранении и развитии потомками добрых черт предшественников, о передаче из поколения в поколение всего самого лучшего, чего достигли люди ив духовной и в нравственной сферах.

у энцев после выбора имени начинали импровизировать песни в честь новорожденного, высказывая пожелания, чтобы он был счастливым, богатым и щедрым. Имена давали замысловатые, производные от названий тех качеств, которые желали новорож­денному. Как правило, называли несколькими именами. Так, на­пример, у одного энца было два имени, которые в переводе на русский язык означают «дроворуб» и «кремень», первое он полу­чил при рождении, второе - когда вырос. Первое имя - благопо­желание-мечта, второе - благопожелание-характеристика. Окон­чательное имя дают энцу, когда ему исполняется 15 лет, это имя часто характеризует его физические и духовные качества, Т.е. под­водит итог воспитания за определенный промежуток времени или предполагает закрепление и развитие этих качеств.

Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось поня­тие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Вообще стремление к совершенству семьи, рода, племени было свойствен­но многим народам. Буряты, например, стремились брать себежен из хорошего рода, каковым считался род честный, дружный и многочисленный, здоровый. Русские, украинцы, марийцы и чува­ши считали хорошим трудолюбивый род, в котором культивиро­вались такие качества, как высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, Т.е. ко всему роду предъявлялись примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так, совершенст­во личности переростало в совершенство 'семьи (коллектив"а), со­вершенство семьи - в совершенство племени, а оно уже вело к совершенству народа как единого и великого коллектива борцов за право на достойную человека жизнь.

Народные педагоги цели воспитания пытались привести в сис­тему. В Средней Азии известна заповедь о трех добрых человече­ских качествах - добром намерении, добром слове, добром дейст­вии. Среди чувашей говорят о «семи благах», «семи заповедях». Их реализация являл ась обязательной целью национальной сис­темы воспитания. Чаще всего в число семи добродетелей включались трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность. Человек должен обладать всеми этими добродетелями в гармоническом единстве.

Своеобразны представления народов Дагестана о совершенном человеке, в которых исходным является ум, но определяющими ­нравственные совершенства. Примечательно то, что дагестанцы свой кодекс человеческих совершенств рассматривали во взаимо­связи и единстве воспитания, самовоспитания и перевоспитания. Совершенства оцениваются ими в противопоставлении отрица­тельным качествам личности. Формирование положительных чело­веческих свойств они рассматривают параллельно с перевоспитани­ем, которое, в свою очередь, опирается на самовоспитание. Во всех случаях, по мнению дагестанцев, самовоспитание - как сопротив­ление дурному влиянию извне и дурному, уже имеющемуся в лич­ности в силу этого влияния - укрепляет позиции воспитателя. Фор­мирование положительных черт личности понимается здесь, в пер­вую очередь, как поддержка в человеке внутренних сил, противо­стоящих отрицательным качествам. Если же у человека нет сил преодолеть качества, противостоящие добродетелям, то положи­тельные качества утрачиваются, гибнут, исчезают. Эти добродетели и их противоположности следующие:

первое - ум, его омрачают раздражения, озлобления;

второе - дружба, ее губит зависть;

третье - совесть, ее уничтожает жадность;

четвертое - хорошее воспитание, но на него может повлиять

дурная среда;

пятое - скромность, ей вредит распущенность;

шестое - доброта, ей мешает себялюбие;

седьмое - счастье, его губит ревность.

Перечень совершенств под названием «девять доблестей муж­

чины» - достижение педагогической культуры бурятов. «Девять

    доблестей» включают в себя следующие заповеди:

превыше всего - согласие;

на море - пловец;

на войне - богатырь;

в учении - глубина мысли;

во власти - отсутствие лукавства;

в работе - мастерство;

в речах - мудрость;

на чужбине - непоколебимость;

в стрельбе - меткость.

К девяти доблестям буряты присовокупляют и другие положи­

тельные качества мужчины как программу формирования совер­шенного человека.

Представления о сущности и содержании человеческих совер­шенств свидетельствуют об устойчивости народных, этнических

идеалов воспитания, которые проводились в жизни не только с

помощью слов, но и в конкретной деятельности. Единство слова и дела представляет собой одну из самых сильных сторон националь­ной традиционной педагогической системы, живой практики вос­питания, которое трудящиеся рассматривали в совокупности всех

его частей и проводили как целостный процесс. Подход к воспита­нию как к целостному процессу проявлялся и в использовании ком­бинированных мер воздействия на детей и комплексных форм ор­ганизации их жизни и деятельности.

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Пора­жает воображение дифференциация воспитательных средств, свя­занных с формированием вполне определенных черт личности.

Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, сказкам,

играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребен­ка. Основная цель загадок - умственное воспитание, пословиц и

песен - нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же при­званы содействовать совокупному решению задач умственного,

нравственного и эстетического воспитания, сказка - синтетиче­ское средство. Празднично-игровая культура - своего рода педа­гогика в действии, где все средства использовались в гармонич­ном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвя­заны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра ­это самая эффективная практическая педагогика, материализо­ванная сказка.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и каче­ства; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету все­стороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и

человеческом обществе приобретается ребенком в процессе ак­тивной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доб­рой славе лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и ста­рости непременно содержат материал, так или иначе призываю­щий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комби­нированные средства воздействия на сознание, имеющие своей

целью осуществление умственного воспитания в единстве с дру­гими сторонами формирования совершенной личности. То же самое следует сказать о пословицах и песнях. Цель по­словиц - нравственное воспитание, песен - эстетическое. Одно­временно пословицы призывают к труду, развитию ума и укреп­лению здоровья, но это делается опять под видом призыва к вы­полнению нравственного долга. Песни являются средством воз­действия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.

В охарактеризованных жанрах устного народного творчества усматривается единство содержания и формы, цели и средства: в загадках умное - цель, прекрасное - средство, в пословицах нрав­ственность - цель, прекрасное и умное - средство, в песнях пре­красное - цель, умное - средство. Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.

Примечательно, что народ позаботился не только об определе­нии функций отдельных жанров устного творчества, но и распреде­лил их среди отдельных возрастных групп в соответствии с кон­кретными задачами воспитания и самовоспитания. Загадками и песнями, например, дети охотно пользуются в своей среде, хотя новые загадки детям и подросткам преимущественно сообщаются взрослыми, которые сами в своей среде к загадкам почти не прибе­гают, пословицы наиболее распространены среди пожилых людей и сообщаются детям и молодым в целях воспитательного влияния, последние же к ним в своей среде прибегают редко; песни наиболее распространены именно среди молодежи, старики почти не поют, необычайно редко индивидуальное исполнение песен малым ребен­ком и подростком. Волшебные сказки не пользуются популярно­стью среди взрослых, но их очень любят дети и подростки. Одно из комбинированных средств воздействия в тот или иной возрастной период имеет превалирующее значение. Это отнюдь не исключает совместное и параллельное их применение. Многообразие поэтиче­ских форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свиде­тельствует о том, что народная педагогика, определяя черты со­вершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализа­ции идеала совершенного человека. Ясно, что подобная целеуст­ремленная система воспитания не могла сложиться без присутствия элемента сознательности в педагогическом творчестве народных масс.

Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного

человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности. К комплексным формам организации жизни молодежи следует отнести многочисленные обычаи и традиции, обряды и праздники. Одно из первых мест в этом ряду у всех народов занимают трудовые традиции и обы­чаи, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску. Это: помочь - у русских, хошар и хашар ­у узбеков и таджиков; талкас, талгут и талка – соответственно у латышей, эстонцев и литовцев; толока - у украинцев и белору­сов. В старой русской деревне, если идет, например, по оконча­нии жатвы толпа мимо отстающей жницы, чаще всего, одинокой и многодетной, то считалось обычным делом в таких случаях артельно подсобить ей. Подобная помощь со временем превра­тилась в обычай взаимной помощи - помочь. Особенно такая «помочь» была распространена среди молодежи и, как правило, завершалась общим весельем - играми, танцами, песнями.

Многочисленные весенние молодежные праздники были свое­образными формами эстетического воспитания и самовоспита­ния, средством проверки уровня и результатов этого воспитания. Так, например, изумительные девичьи хороводы носили характер

ежедневных весенних и летних «певческих фестивалей». Осенние вечорки преследовали цель развития и проверки эстетических вкусов в рукоделии. Акатуй у чуваш, сабантуй у татар, каргатуй у башкир преследовали цели общественного смотра физического развития молодежи. Неслучайно выдающийся татарский ученый Д.Р.Шарафутдинов в своей книге о сабантуе называет его обра­зом жизни народа. В книге есть разделы: «Народом рожденные», «Юность древнего обряда», «Эхо веков», «Майдан дружбы», «Праздник здоровья, спорта», «От сабантуя - к Всемирным иг­рам» и др. Он пишет: «...У сабантуя большое будущее. Надо лишь научно осмыслить многовековой народный воспитательный опыт, преемственность традиций. Без бережного отношения к этим духовным сокровищам народа немыслимы прогресс в обще­ственной жизни, формирование исторического самосознания и миропонимания народа».

Народные спортивные праздники были распространены почти среди всех народов. Среди чувашей был известен весенний празд­ник «серею>, который проводился детьми и молодежью под руко­водством старых как день памяти умерших предков, как праздник морального самоочищения и самосовершенствования.

В любом из праздников одна из сторон человеческого совер­шенства занимала доминирующее положение, но одновременное выпускались из поля зрения и другие качества совершенной Личности.

Дифференцированный подход к приемам, способам и формам Воспитания обеспечивал конкретность и целеустремленность рабо­ты по формированию черт совершенства. Программа воспитания порой оказывалась распределенной по годам, месяцам и даже по дням недели и была тесно связана с годовыми трудовыми циклами. Так, например, чувашские названия весенних, летних и осенних месяцев связаны с сельскохозяйственными работами: месяц сева, месяц серпа, месяц молотьбы и Т.п. Май - месяц молодежных хоро­водов, октябрь - месяц свадеб, ноябрь - месяц памяти предков и т.п. О днях существовали следующие поверья: понедельник – день песнопений; среда - день жизни и здоровья, благоприятна для посе­ва гороха; четверг - день наиболее продуктивной работы; пятница- день памяти предков, день отдыха, день чистого тела и очищения души и Т.п. Воспитательное значение имело даже время суток: «утро вечера мудренее», «утро для важного дела»; «петь только после полудня, лучше всего - после ужина»; «утреннее песнопение ­предвестник вечерних слез», «день - не для сказок, их рассказывают только после захода солнца» и т.Д. и т.П. Здесь, конечно, присутст­вует элемент суеверия, но главное - проявляется забота трудолюби­вого народа о создании условий для формирования черт совершен­ного человека.

Совершенствование человека представлялось народом вполне

конкретно и определенно: речь шла не только о синтетическом образе совершенного человека, но и о формировании конкретных качеств личности. Наиглавнейшее место в формировании этих качеств отводилось труду. В устном творчестве многих народов распространены идеи о неограниченных возможностях совершен­ствования человека в труде. В русской сказке «Царевна-лягушка», например, даже царь проверяет своих невесток и «при рукоделии, и при деле». Крестьяне переносили свои представления о жизни, порожденные характером их деятельности даже на жизнь царской семьи. Народная педагогика не допускает никаких компромиссов и уступок в области нравственности, в ней нет снисхождения к тем, кто нарушает требования народных идеалов. Образцы нрав­cтвенногo совершенства - сказочные и былинные богатыри, герои преданий, легенд, мифов и песен. В устном творчестве народов не последнее место занимает также идея о физическом совершенст­вовании человека.

Выдающимся достижением народной педагогики является вы­

движение такого важного условия совершенствования личности, как связь каждого человека с себе подобными. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий трудя­щихся В борьбе за улучшение своей жизни. В народной педагогике нет совершенного «робинзона», она признает совершенным и только друзей и сынов народа: «Человек человеку - друг и брат»(рус.), «Человек человеку - жизнь» (польск.), «Человек человеком жив» (груз., чув.), «Человек человеку - необходим» (азерб.), «Человек человеку - друг, человек для человека - забота» (швед.). Поговорка «В единении – сила» на многих языках звучит как афо­ризм. Поговорки и пословицы, строящиеся на показе всесильно­сти сплоченных людей и обреченности человека, оказавшегося вне общества, распространены среди всех без исключения наро­дов. Вот примеры: «Громада - великий человек» (укр.), «Если вздохнуть всем народом - ветер будет» (рус.), «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Кто не вместе с аулом, тот покойник и без могилы» (ногайск.), «Слабые вместе - сила, сильные в одиночку ­слабость» (чув.) и др. Подобных пословиц, подчеркивающих не­обходимость и важность объединения усилий трудящихся, в педа­гогике любого народа очень много.

Главным и решающим фактором, объединяющим в единое це­лое комбинированные меры воздействия на детей, комплексные формы организации их деятельности является природа. Первона­чальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершен­стве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к са­моусовершенствованию, послужило представление о гармониче­ском совершенстве природы.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укрепле­нию его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Они развивают в крестьянских детях привычку и любовь к труду, так как последние видят постоянно работающих отца и мать и сами часто помогают им, а свободный труд, как учил к.Д.Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства челове­ческого достоинства. На лоне природы ребенок побуждается по­долгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благо­даря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Бесспорна эстетическая роль приро­ды. Народ, черпая свое вдохновение из созерцания ее красот, опо­этизировал ее в своих песнях, сказках, былинах. Итак, природа со­действует формированию всех сторон личности человека, и при условии сознательной педагогической деятельности взрослых явля­ется мощным пегагогическим фактором. Смысл гуманистической природы человеческого совершенства в гармонии Человека ­«малой вселенной» и Природы - великой вселенной.

Программа воспитания совершенного человека многогранна и обширна. Многообразны средства ее реализации. Воспитание было самой жизнью народа: все воспитывали, всё воспитывало, всех воспитывали. Субъективно то или иное явление жизни служило опре­деленной цели, выполняло конкретную задачу, например, такие про­изведения народного творчества, как песни, служили средствами развлечения и отдыха. Но одновременно они, как уже было сказано выше, выполняли многостороннюю воспитательную функцию.

Подобным средством воспитания являются русские народные плачи. Плакали - при читали по умершим, но для живых. Напри­мер, «Плач по жене» адресован мужу, чтобы помнил о детях и оберегал их от злой мачехи; детям - чтобы они помнили мать и росли добрыми и умными; ровесникам детей умершей – чтобы они помнили о своих здравствующих матерях и ценили их заботу, призыв к живым - быть столь же совершенными, каким был тот, о ком льются слезы. В плачах причитали и о «рожаном» ребенке, и о приемыше, о «смотреньице», «воспитаньице», о вскормлении и т.П. В плачах подводился итог жизни умершего, русские плачи ­некрологи изумительной поэтической силы.. Обратимся, напри­мер, к следующим строкам «Плача по приемышу»:

И разумен, пригож и заботлив-ко,

И коли запоет - соловеюшко!

И подрос ведь дитя на подмогушку мне На работе крутой во поли, во гумне. Дивовались все суседи уму-разуму

И его ли что ретливому сердечушку, И его ли что головушке поклонной,

И его ли воле-волюшке покорной; Николи он мне словечком не сгрубил.

в этих строках - традиционное представление народа о совер­шенном молодом человеке: умен-разумен, не боится никакой рабо­ты, безупречно его поведение, к тому еще он весельчак и искусный певец. Народ всегда был оптимистом и у гробового входа он не переставал думать о своем будущем, проявляя заботу о воспитании подрастающего поколения в духе своих идеалов.

Творческий гений равно присущ как многочисленным, так и ма­лочисленным народам. В педагогической культуре каждого народа есть самобытные достижения, призванные реализовать идею со­вершенного человека. С точки зрения общечеловеческих идеалов заслуживают внимания и русские былины, и украинская «пару­боцька громада», и грузинские спортивные традиции, и молдавские танцы, и цыганские пляски для самых маленьких, и еврейские ин­теллектуальные традиции, и эскимосская система обучения метео­рологии, и башкирский детский праздник «каргатуй», и исключи­тельно богатые содержанием мордовские песни, и поражающие мудростью калмыцкие сказки, и многое, многое другое. Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положи­тельные педагогические достижения всех народов и племен.

Как общенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним наро­дом, в одной стране. Система воспитания не изобретается, а ус­ваивается, ее вырабатывает все человечество и передает после­дующим поколениям. История педагогики показывает, что обще­человеческий идеал гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте совершенных героев сказок разных народов.

2. Назовите имена выдающихся исторических личностей, в своих личност­ных характеристиках соответствующих народному идеалу.

3. «Христианство вобрало в себя все мистерии, все поиски спасения ­

жертвенность, аскетизм, теории двух миров и философию мироотрицания ­все проявления ущербной и угасающей жизни. Оно одержало победу надвсеми конкурентами, вроде культа Митры, впитав в себя их содержание иусилив их мотивы» (К.Ясперс). Какие черты совершенства, культивирующие­ся в христианстве, могли бы вы назвать на основе этого отрывка?

4. «Не только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хороше­му полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых высших, лучших человеческих качеств - любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения. Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что то, что он делает, очень важно (иначе у него недостанет терпения), и тогда только он будет храбрый полководец. Избави Бог, коли он, человек, полюбит кого-нибудь, пожалеет, подумает о том, что справедливо и что нет. Понятно, что исстари еще для них подделали теорию гениев, потому что они - власть»(Л.н.толстой).

Отталкиваясь от этого высказывания Толстого, постарайтесь назвать че­ловеческие качества, особенно важные и необходимые учителю.

5. Подберите несколько пословиц в качестве советов хорошему человеку.

6. «Педагогика требует от человека качеств, близких к материнским»

(М.О.Кнебель). Обоснуйте справедливость этой мысли.

7. Приведите примеры художественных произведений, возвышенно пред­ставляющих образ учителя как воспитателя хороших, разносторонне разви­тых людей.

 

 

ГЛАВА 5





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 219 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

812 - | 754 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.