Лекции.Орг


Поиск:




Сотворение мира и человека

КУЛЬТУРА ИНДИИ И КИТАЯ ВДРЕВНОСТИ

Индия

Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.

Среди них -- убейдцы, как мы помним, предшественники шумеров или протошумеры, которые сдвинутые из родных мест ушли в сторону Индии. Они не только оставили и передали значительную часть своей культуры шумерам в Двуречье, но и унесли ее с собой на новую родину. Отсюда сходство культуры шумеров и Мохенджо-Даро.

 

Доарийские государства Инда. Хараппская(Индская) цивилизация

На берегах Инда в III—II тысячелетиях до н. э.существовала цивилизация, современная египетской эпохи первых фараонов и Месопотамской эпохи шумеров (это три самых древних цивилизаций мира).Из-за своей изолированности она до сих пор остается наименее изученной.

Основные ее центры располагались в долине Инда − Мохенджо-Даро (в переводе с синдхи − «холм мертвых») близ современного г. Хайрпур, Чанху-Даро (г. Хайдарабад), Хараппа (на р. Рави близ г. Сахивал). По имени последнего она и получила название — хараппская цивилизация.Сейчас известно около тысячи различных поселений этой цивилизации. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.В Мохенджо-даро археологи предполагают 35 – 41 тыс. жителей, в Хараппе – 21 – 35 тыс, а из остальных лишь в 15 число жителей превышало 5 тыс. человек.Население всего ареала в годы расцвета цивилизации составляло около 5 миллионов человек.

 

По языку палеолингвистывыявили связь населения индийских городов с жителями Элама — области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке — от Средиземного моря до Ирана и Индии. Так что индская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Монументальное строительство хараппцев превосходило многие древние центры мира своей организованностью. Поселения состояли из цитадели и нижнего города, были тщательно спланированы (улицы пересекались под прямыми углами, для удобства перемещения углы домов на перекрестках делали закругленными); города очищались канализацией. Жилые дома были двух- и трехэтажными, а общая площадь дома иной раз превышала 300 кв. м. В домах того времени уже были своеобразные ванные комнаты для омовения. В Мохенджо-даро обнаружены общественные туалеты.Существовали городские бани, воздух в которых подогревался, в них имелись бассейны. Продуманная фортификация обеспечивала защиту городов.

 

Хараппскойцивилизации были известны многие виды ремесел: обработка металла, работа с камнем, медью, бронзой, о чем свидетельствуют найденные орудия труда, ювелирные украшения, оружие, различные декоративные изделия.

Но уже в начале второго тысячелетия до новой эры цивилизация пришла вХараппа упадок и вскоре исчезла. Причинами упадка древней индской цивилизации причиной явились экологические пертурбации: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации и т.д.

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вторжение ариев — племен кочевников из среднеазиатских степей.

Хараппская культура послужила некой отправной точкой для всего дальнейшего развития культуры Древней Индии.

Религия Хараппы

В жилых кварталах городов археологами открыты строения, которые онисчитают храмовыми сооружениями. С этими храмами, очевидно, связаны ритуальные бассейны, а также каменные скульптуры, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе. Храмы и некоторые скульптуры были посвящены некоему мужскому божеству, которого ученые сопоставляют с богом Шивой более позднего времени.

На одной из найденных печатей изображено трехликое божество, сидящее в особой йогической позе на низкой подставке, к которой как бы примыкают фигурки антилоп. На голове божества своеобразная прическа в виде рогов. С обеих сторон от божества расположены какие-то дикие животные, что соответствует иконографии бога Шивы в образе Пашупати— покровителя и защитника скота.

 

 

Показательно, что в ранних индуистских текстах о Шиве говорится как о главе йогов, как о боге, носящем прическу в виде рога. Это толкованиеуказывает на связь индуизма с религиозными представлениями жителей Хараппской цивилизации.

Судя по печатям, в индских городах существовал обычай поклонения огню, воде, деревьям.

Отыскиваются аналогии некоторым шумерским сюжетам, в частости эпизодам из Сказания о Гильгамешс. Однако на хараппской печати горой обуздывает тигров, а не львов.

При раскопках было обнаружено много женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.

 

 

Язык и писменность

В Хараппе была развита и письменность, которая до сих пор остается непрочитанной. Найденоуже более 1000 печатей с надписями; обнаружены надписи на керамике, металлических предметах. Исследователи считают, что печати могли быть товарными расписками либо амулетами, поскольку многие из них имеют небольшие отверстия.

 

В основном--рисуночное письмо, насчитывавшее дочетырехсотпиктографов. Они являлись, как установили палеолингвисты, фонетическими знаками, а некоторые были идеограммами. Специальные черточки служили для изображения цифр. Направление письма — справа налево.

Прочтение надписей зависит прежде всего от определения языка, на котором говорили и писали представители цивилизации на Инде. Многие известные исследователи (например, Т. Барроу, М. Эмено) относят его к группе дравидийских языков, что подтверждается вцелым рядом лингвистических данных, говорящих о влиянии дравидийских языков на ведийский санскрит.

 

См. фильм «Хараппская цивилизация. Как легенда стала исторической былью?» https://www.youtube.com/watch?v=DwZPg8CfEIkс 59 секунды.

Древние цивилизации: Города долины Инда https://www.youtube.com/watch?v=kjnpOC_V-DU

Арии

Примерно около 5 тыс. лет назад арийские племена начинают быстро распространяться на просторах Евразии.

Одни пошли в западную Европу и достигли Атлантического океана, и современное государство Ирландия, на родном своем кельтском языке – называется «эйрэ» – это не что иное, как «страна ариев», «эйрэ» – арии.

Другие пошли на юг, и греческий мир – Греция и Малая Азия – тоже были завоёваны ариями.

А третьи пошли на Восток: одни ушли в Иран, и в Иране образовалась страна Иран (Арьян-Шахр – «страна ариев»).

 

А другие пошли ещё дальше на юго-восток и, перейдя Инд, вышли к южным предгорьям Гималаев, завоевали и покорили древние доарийские государства Инда (Харрапская цивилизация) и принесли сюда древнюю ведическую религию.

Веды

Веды – это священные тексты, которые на протяжении многих тысячелетий устно передавались из поколения в поколение, поскольку священный текст в представлении древних ариев нельзя было предавать мёртвой букве.

Та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших некогда в приполярной области земного шара.

Записывались Веды в уже позднюю эпоху в течение периода, который продолжался около тысячи лет: с записи "Риг-веды" около XVI века до Р.Х. и до времени Будды в V веке до Р.Х. Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет.

Тексты Вед – «шрýти», т. е. “услышанное”, считались услышанными древними мудрецами от самого Бога. Веды — это не религия в привычном смысле, а глубокое древнее знание об истинной природе человека; о сути окружающего мира; о Боге; о взаимоотношениях человека с ему подобными, окружающим миром и Богом.

“Веда” – от санскритского veda "знание", "мудрость", но знание не в обиходном смысле, а в смысле обретения священного единства с тем, что ты изучил; ведийское знание безгранично и всё человеческое знание по сравнению с ним — пригоршня грязи.

Основными писаниями на ведийском санскрите являются самхиты (saṃhitā — «сборники») — сборники мантр (заклинаний, гимнов и т.д.), которые предназначались для совершения огненных жертвоприношений во времена исторической ведийской религии. Они считаются самой древней частью Вед. Известны четыре самхиты:

Риг-веда – “веда гимнов” восхваляющих Брахму (Господа-Творца) и Его различные воплощения в форме божеств – Агни, Индра, Варуна, Савитар, Вишну, Шива и другие;

Сама-Веда ("веда песнопений") -- бóльшая её часть повторяет гимны Ригведы, но тексты располагаются в соответствии с последовательностью исполнения на богослужении, предназначена для священников-песнопевцев;

Яджур-Веда ("жертвенные формулы") -- молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов;

Атхарва-Веда("заклинания и заговоры") -- самое древнее собрание индийских заговоров, используются в основном не в общеплеменных ритуалах, а в домашних религиозных обрядах.

Принято считать, что первые три самхиты составляли изначальный ведийский канон, называемый трáйи, что можно перевести как «тройственная священная наука»:

1.Повторение мантр — «Ригведа»

2.Совершение жертвоприношений — «Яджурведа»

3.Обрядовое воспевание мантр — «Самаведа».

Эти гимны, молитвы, заклинания, ритуальные формулы и т. д. обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «дэвы»(санскр. déva — «бог», «божественный», «небесный»(ср. deus, theos), происходит от корня «див» – светиться, сиять).

К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: Брахмáны (“объяснения Брáхмана” -- ритуальные текстыи разъяснения мифологических сюжетов; от санскритского “благоговение; мировая душа; Бог-Творец”), Аранья́ки («лесные [книги]», о правилах поведения отшельников) и Упанишáды (от санскритского “сидеть около”, диалоги учители и ученика). В отличие от самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

Древнеиндийский эпос

Эпические произведения, созданные в более поздний период -- «Махабхарáта» ("Великое сказание о потомках царя Бхараты"), «Рама́яна» ("путешествие Рамы") Пурáны («древние былины») образуют так называемую «Пятую Веду»

Особое место в ведической литературе занимает «Бхагавáт-гúта», которая представляет собой небольшую часть «Махабхараты».

«Бхагавáт-гúта» ("Божественная песнь") — диалог между Верховной Личностью Бога (Бхагавáном) Кришной и принцем Арджýной перед битвой, в котором изложена суть учения Вед: цель человеческой жизни в том, чтобы бороться за вечное счастье, осознав себя как духовное существо. «Бхагавáт-гúта» является основной священной книгой почти для всех религиозных течений Индии.

Боги

В «Ригведе» описываются 33 божества, представляющие собой персонифицированные природные явления.

Основными дэвами ведийского пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Сурья, Индра, Агни и Варуна.

Все дэвы имеют личный образ и действуют самостоятельно, но не вступают в конфликт друг с другом (в отличие, например, от богов Шумера или Египта).

Боги Вед не могут обходиться без подкрепления пищей; потому человек даёт «голодным богам» подкрепляющее питье и кушанье, и хвалится тем перед ними, чтоб они были признательны ему. Жертва даёт богам мужество и силу, укрепляет их, от неё боги «растут». По понятиям ведического времени, религиозные жертвы и подарки имеют принудительную власть над богами, боги не могут сопротивляться их действию, должны быть благодарны, оказывать помощь. Поэтому жрецы, заведующие приготовлением и принесением жертв, имеют чародейскую власть над богами.

Интересно, что в первые века по Р.Х. (возможно, под неким влиянием христианства) в индуизме возникает представление о Триму́рти (санскр. Trimūrti, «три лика»). Древнейший образ «тримурти» -- боги, представленные в Ведах: Агни, Ваю (или Индра) и Сурья, как различные ипостаси одного солнечного божества.

В ещё более поздней системе верований это: Брáхма-Создатель, Вúшну-Хранитель и Шúва-Разрушитель/Преобразователь. Триму́рти представляет собой единое духовное начало — Брáхмана. Само понятие Триму́рти часто трактуется как триединое божество.

 

Все три существуют в одном божестве и одно во всех трёх. Все они содержат в себе одно существо, которое является Парамой (верховным), Гухьей (тайным) и Сарватмой (душой всего мира).

Сотворение мира и человека

В Ведах представлено несколько схожих вариантов сотворения мира и человека.

Согласно одному из них: закон и истина родились из воспламенившегося жара. Отсюда родилась ночь. Отсюда -- волнующийся океан. Из волнующегося океана родился год, распределяющий дни и ночи, владыка всего, что моргает. Солнце и Луну сотворил последовательно Создатель, и день, и землю, и воздушное пространство, затем свет.

Согласно другому варианту, записанному в Ведах, вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в водах рождено было Золотое Яйцо... Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала Небом, нижняя -- Землёю, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, создал страны света и породил начало времени.

Люди же появились из тела Пуруши (др.-инд. «человек, мужчина, дух») -- первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира.

В Ригведе сказано, что боги рассекли Пурушу на части. Изо рта его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воинами, из бёдер его созданы были вайшьи — земледельцы, а из ног родились шудры — низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился изо рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошёл из его пупа, из его головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги его стали землею. Так из великой жертвы сотворили мир вечные боги.

Вместе с тем Пуруша отождествляется с отцом богов и всех существ, олицетворяющим само время.

Великий потоп

Согласно Пуранам, царь древних дравидов (одного из древнейших народов Индостана), который позже стал известен как Мáну, мыл в реке руки, и маленькая рыбка подплыла к нему и стала умолять его спасти её жизнь. Он положил её в кувшин, который она вскоре переросла. Затем он перенес её в реку и, наконец, в океан, но рыбка становилась все больше и больше и стала совсем огромной.... Наконец, рыба открыла себя как Вишну, который сказал Ману, что скоро произойдёт потоп, который будет продолжаться семь дней и уничтожит всё живое. Вишну сказал Ману, что за свою праведную жизнь он избран, чтобы спасти начинателей нового человечества. Он должен построить большую ладью, куда возьмёт, кроме своей семьи, все семена растений и по паре всех видов животных и птиц, а также семь праведных мудрецов – риши вместе с их жёнами. Они-то и явятся основой возрожденного человечества..

Подобно ветхозаветному Ною, Ману избран на роль первочеловека как великий праведник во времена всеобщего греха.

Представление о посмертии

Древние жители Индостана сжигали своих умерших и хоронили их в курганах. Они верили, что умершие после того, как они победят смерть, войдут в мир божественной вечности, в Варах-Параватах – букв. «запредельная даль».

Гимн погребальному костру (Ригведа) содержит такие благопожелания:

…переправь его в мир благочестивых!

Отошли снова к отцам, о Агни, (того)

Кто пожертвован тебе (и) странствует по твоему усмотрению.

Рядясь в жизнь, пусть он отыщет потомство,

Пусть соединится с телом…!

 

В гимне, связанном с ритуалом погребения в земле, также явственно звучит мотив иной жизни:

…Сползай в эту мать-землю,

Необъятную, дружелюбную землю!..

Да защитит она тебя от небытия!

В ещё одном похоронном гимне:

«…Соединись с отцами, соединись с Ямой [1] ,

С жертвоприношениями и (добрыми) деяниями на высшем небе

Оставив (все) греховное, снова возвращайся домой!

«…Соединись с телом в цветущем состоянии!

 

Души умерших, как думали арии ведической эпохи, летают по воздуху (представление о том, что они обитают на высочайшем небе, на прохладных горах его, развилось позже). А на потомках умерших лежала в древней Индии священная обязанность давать им пищу -- потомки должны были предлагать духам предков обеды в каждое новолуние, если не чаще.

 

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ!!!

Чтобы Веды сохранялись, была разработана целая социальная структура древнеарийского общества – деление на вáрны. Их было 4: священники (брахманы), воины (кштáрии), землевладельцы-домохозяева (вайшьи), слуги (шýдры). Священники и были главными хранители традиций трибы. Именно священники должны были заучивать корпус Вед и передавать его из поколения в поколение. Шудрам запрещалось изучать Веды.

Однако главными творцами религиозных систем Индии были в основном не священники, а люди из царского и воинского сословия -- “кшáтрии” (от слова кшáтра – “власть”). Именно эти люди, менее связанные ритуальными предписаниями, чем священники, и в то же время достаточно образованные, могли свободно искать истину.

 

Учение о 4-х ашрáмах, т.е. о четырёх этапах или ступенях жизни человека на пути приближения его к божественному миру. Первый ашрам – ученичество от 7 лет до 21 года у священников, когда ученик давал обет полного послушания учителю и полового воздержания, полного целомудрия.

Второй ашрам – это этап домохозяина, включает два периода: 1) с 21 до примерно 40 лет: мужчина возвращался в свою деревню/город, женился, заводил хозяйство, работал, рождал и воспитывал детей. 2) Примерно после 40 лет главное внимание мужчины уделяется общественным делам (деревни, города, государства).

Третий ашрам -- время учительства, начинается когда мужчина «увидел сына своего сына», уже пришедшего из ученичества. После этого он передаёт огонь домашнего очага, на котором совершаются жертвоприношения, старшему сыну, а сам вместе с женой уходит в лесной монастырь в общину монахов, которые являются учителями для подрастающих будущих священников.

Четвёртый ашрам – время одинокого подвижничества: те, кто желают большего духовного роста, становятся санъяси – отшельниками; они отказываются от постоянного жилища, от своей супруги, от сообщества отшельников и дают обет быть вечно в пути, нигде не жить больше трех дней, ничего, никогда не просить, никогда не произносить ни одного слова кроме слова молитвы и лишь своим духовным детям могут давать наставления. Такой странствующий монах молча идёт с чашей для подаяния из селения в селение; что ему кладут в чашу, то он и ест.

Этот обычай существует до сих пор, и многие индийские министры и государственные секретари заканчивают свою жизнь бродячими монахами на дороге.

Брахманизм(Х – VIIвв. до н. э.)

Это поздняя ведическая религия, получившая развитие в Индии в I тыс. до н.э. под влиянием смешивания традиций и образа жизни ведических ариев и местного дравидского населения.Брахманизм связан с особым положением брахманов в древнеиндийском обществе:четырехварнах (брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшья - земледельцы и ремесленники, шудры - неполноправные и рабы) брахманы занимали господствующее положение. Они служили богам и совершали религиозные обряды, были советниками царей, были грамотны и обладали знаниями.Именно они составиликоментарии к Ведам.

Брахманизм представлял  мир разделеннымна два уровня --сакральный и профанный; им соответствовали мир богов и мир людей. Заметно усилилась символическая сторона ритуала В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати --творческая сила и первооснова всего сущего, порождающая мир и хранящая его. Дальнейшее мифологическое развитие эта идея получила в концепции индуистской триады (тримурти): боги Брахма, Вишну и Шива выполняли функции сотворения мира, его сохранения и разрушения и мыслились как единое целое, воплощая триединство божественных сил.

 По содержанию брахманическим текстам близки араньяки, "лесные книги", предназначавшиеся для лесных отшельников, удалившихся от мира и занятых постижением внутреннего смысла ритуалов. В них содержится не столько описание и толкование ритуальных деталей, сколько рассуждения о сущности обрядности.

В брахманизме IV - III вв. родилась йога-- система практических методов, которые, по мнению индусов, позволяют отделить душу человека (пурушу) от бренного, ненужного тела (пракрити). Конечная цель йоги --прекратить земные перерождения (сансару) и слиться с Брахманом. Практикуя йогу, монахи-отшельники стремились подавить и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, свою жизненную активность и воспитать особое надчувственное сознание.

В основе вероучения брахманизма лежат представления об одушевлённости природы и о перевоплощении (метампсихозе, реинкарнации) всех живых существ. Реинкарнация происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни. Положительная карма предоставляет возможность родиться в новой жизни в более высоком социальном статусе или даже небожителя. Карма отрицательная приведет к рождению в более низком общественном положении или даже в животном или растении.

Кармический критерий поведения человека есть выполнение или невыполнение дхармы — долга, связанного с образом жизни, установленным Брахмой для каждой варны.

Индуизм

Идейным истоком индуизма был брахманизм. В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. - VII в до н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.

Основные идеи индуизма: бог проявляет себя в различных формах, и человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, относясь уважительно к другим формам поклонения;каждый ищущий может освободиться от земных страданий – колеса сансары, достигнув окончательного освобождения (мокши), выбрав тот путь к освобождению, который оказался ему ближе. Человек философского склада выбирает джняна-маргу (путь знания), а человек действия предпочтет карма-маргу (путь деяний), для человека служения подойдетбхакти-марга (путь служения и всепоглощающей любви к богу).

Разнообразие индуизма ярко проявляется и в социальных установках, и это прежде всего кастовая система общества. Каждый индус рожден в своей касте, принадлежит к некой секте, а следовательно, совершает обряды, соответствующие его наследственному статусу, положению в обществе и возрасту.

Буддизм (VI в. до н.э.)

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией, то есть егоадепты могут различатьсяпо этническому признаку. Однако это учение не является собственно религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия и образ жизни.

Основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. Гаутама пытался понять природу человеческих бед и отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он предложил свою систему избавления. Действенными методами он считал размышления и молитвы. И размышляя под деревом Бодхи, он испытал просветление и отправился проповедовать в долину. С тех пор его стали звать Буддой («просветленным»).

 

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване.

Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Нирвана (от санскр. nirvāṇa «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения») – состояние прекращения страдания, привязанностей и омрачений ума.Очистившись от привязанностей и заблуждений, просветленный переходит в состояние нирваны и становится освобожденным — не только от физического тела, но и от желаний, представлений, и вообще сознания. В отличие от брахманизма, в буддизме нирвана не является блаженным единением с богом, но состоянием созерцания, совершенного духовного знания; разрыв в цепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый покой.

Основные идеи буддизма:

Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.

У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.

От зависимости и страдания можно избавиться.

Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

 

 

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

Основные истины, открытые Буддой:

1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя.

2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальному, что неистово жаждет жизни. Чем сильнее это желание, тем больше он страдает.

3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды.

4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей – как от истязания плоти, так и потакания ей.

Восьмеричный путь спасения предполагает:

1. правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;

2. правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;

3. правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);

4. правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;

5. правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;

6. правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;

7. правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;

8. правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

 

КИТАЙ

 

Цивилизация Древнего Китая сложилась в 11 тыс. до Р.Х. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до Р.Х. До середины I тыс. до н.э. китайская цивилизация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций.

В отличие от индийской китайская культура более рациональна, обращена к ценностям реальной жизни. Вторая характерная её черта — это огромная роль традиций, обычаев у ритуалов и церемоний.

Китайцы приручали животных, возделывали поля, строили заглубленные в землю жилища, осваивали пиктографическое письмо, владели многими ремёслами. В частности, высокого уровня в тот период достигли гончарные изделия. Керамические сосуды — блюда, чаши, амфоры, кувшины — украшались сложными геометрическими (зигзаги, ромбы, треугольники, круги) и зооморфными (изображения животных) узорами.

Эпоха Шан

Во II тыс. до Р.Х. китайская культура претерпевает глубокие изменения. В этот период происходит образование первых государств. Одним из них стал город-государство Шан. Остатки этого города, свидетельствуют о том, что древние китайские города отличались чёткой планировкой, окружались глинобитной стеной толщиной до 6 м. Дворец правителя («ван») «великого рода Шан» возвышался на глинобитной платформе, а его крыша опиралась на ряды деревянных колонн, базами которых служили бронзовые диски.

В этом дворце обнаружены также каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр), стенные росписи в ярких красных, чёрных и белых тонах.

В эпоху Шан китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — надписи на камнях, костях жертвенных животных, щитах черепахи.

Безусловна их вера в загробную жизнь и значение культа предков. Более сложными становятся погребения. Гробницы правителей и знатных людей представляли собой нечто вроде огромных перевёрнутых усечённых пирамид с лестницами с двух или четырёх сторон. Стены зала-саркофага, расположенного на многометровой глубине, украшали резьбой и росписью. В центре помещали гроб с телом покойного. Здесь же складывали многочисленные изделия из золота, бронзы, камня и керамики – скульптуры, оружие, сосуды и украшения.

По обычаям шанцев, в саркофаге обязательно хоронили воина или собаку, которые должны были защищать своего господина от злых духов. У входа в гробницу закапывали многочисленных рабов, воинов, коней и собак. Сверху сооружался настил из бревен, по окончании церемонии гробница засыпалась землей.

Учёные обнаружили гробницы, имевшие два яруса. В верхнем зале были погребены принесённые в жертву рабы, а вдоль стен были зарыты отрубленные человеческие головы. Иногда захоронения тех, кто по верованиям древних китайцев должен был сопровождать покойного в иной мир, располагались вокруг основной гробницы.

Что касается захоронений простых людей, то они были гораздо меньшего размера и с незначительным количеством дорогой утвари. Тело покойного не помещали в гроб, а просто заворачивали в циновку.

Получившие широкое распространение в эпоху Шан изделия из бронзы также свидетельствуют об усложнениях религиозно-мифологических представлений древних китайцев.

В частности, массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшаются геометрическим орнаментом, составляющим лишь фон, на котором выделяются узоры, близкие к барельефу, изображающие быка, барана, змея, птицу, дракона и маску фантастического зверя таотэ. Ручки, крышки и углы таких сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубья, плавники и чешуя, что усиливало их магический смысл. Из всех тотемных животных основными покровителями человека чаше всего выступают тигр, баран и дракон.

Западный Чжоу

В I тыс. до Р.Х. во всех областях жизни древнего Китая происходят самые значительные сдвиги и изменения. К началу I тыс. до н.э. царство Шан было завоёвано западными чжоусцами, вследствие чего возникло большое, но непрочное государственное образование Западный Чжоу, правители которого переняли от шанцев титул «ван».

В это время завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении «царственности» и священном праве на власть чжоусскихванов, которое опиралось на мифологические представления и исходило из чжоусского культа неба как верховного божества. Так впервые была создана единая и стройная мифологическая история Китая, включавшая культ первопредков и повествующая о золотом веке мудрых правителей древности. Чжоусскийван был провозглашен Сыном Неба и Единственным его земным воплощением. Позднее, в VIII в. до н.э., Западный Чжоу оказывается под властью Восточного Чжоу, однако и это новое образование, и многие другие государства признавали над собой священный приоритет чжоусского правителя как Сына Неба.

Царство Цинь

В середине I тыс. до Р.Х. Китай переживает бурный социально-экономический рост. Складываются новые центры торговли, численность населения многих городов приближается к полумиллиону. Высокого уровня достигают плавка железа и использование железных орудий. Успешно развиваются ремесла, строятся гидротехнические сооружения. В земледелии широко используются оросительные системы.

Особого выделения заслуживает так называемая эпоха «Борющихся царств», когда между несколькими сильными государствами шла борьба за преобладание. В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь: по имени этого царства всех древних китайцев называют «циньцами». Оно также послужило основой для наименования Китая на европейских языках: латинского Синэ, французского Шин, немецкого Хина, английского Чайна.

Эпоха «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Её также называют эпохой «соперничества ста школ». Страна действительно переживает духовный и интеллектуальный подъём. Ускоряется развитие научных знаний. В астрономии уточняется продолжительность солнечного года, создаётся лунно-солнечный календарь, составляется звёздный каталог, исчисляются лунные затмения, выясняется закон движения небесных светил.

Философия

Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии, в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.

Даосизм

Основателем даосизма считается легендарный Лао-Цзы (учитель Лао).

 В этом учении главное внимание уделяется законам, действующим в природе. В основе даосизма лежит идея о дао-пути, или учение о «пути природы», о вечной изменчивости мира. Своё кредо Лao-Цзы формулирует так: «Человек следует законам Неба. Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе».

Даосизм не ограничивается рамками философии и религии, а составляет особый образ жизни, в частности систему физических и дыхательных упражнений. В этом плане конечной целью для его приверженцев является слияние с Дао. Даосизм развивает теорию недеяния то есть отказ от действия, противных Дао, и бегство от суеты. Этот принцип распространяется и на правителя: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

В круг интересов позднего даосизма входило не только естествознание, но и так называемые оккультные науки, в частности алхимия. Эксперименты китайских алхимиков в конце концов привели к изобретению пороха. Особое место занимала также геомантия -- наука о связи космоса и земного рельефа. Здесь знания и рекомендации китайских магов не только имели большое значение для земледельцев и архитекторов, но и привели к изобретению компаса. Важная роль принадлежала также астрологии, особенно в составлении гороскопов на все случаи жизни.

Конфуцианство

Примерно одновременно с даосизмом в Китае возникло другое влиятельное религиозно-философское течение — конфуцианство.

Основатель его — Кун-цзы («учитель Кун», 551-479 до Р.Х.).

 Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.

Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. По его мнению, именно прошлое, забытая древняя мудрость таит в себе ключи от решения проблем настоящего. Освоение опыта прошлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать своё место в жизни и понять простую истину: «Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном», что заставляет нас вспомнить слова апостола Павла: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1 Кор. 7:20-22)

Конфуций сформулировал золотое правило культуры древнего Китая: «Не делай другому то, чего не пожелал бы себе», что прямо соотносится с ветхозаветным «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Товит 4:15) и евангельским «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними» (Мф. 7:12; Лк. 6:31).

Конфуций рассматривал общество-государство как большую семью, где главным носителем норм и правил поведения выступает гуманный правитель.

Созданное Конфуцием и его последователями учение выходит за рамки философии и религии и составляет основу всего уклада жизни. В нём можно найти ответ и на вопрос о смысле жизни, и о том, как вести себя в конкретной ситуации. Конфуцианство сыграло определяющую роль в создании древнекитайской системы образования, где явное предпочтение отдавалось гуманитарным наукам.

 

Ещё одним влиятельным философским течением стал легизм, который первоначально выступал оппонентом конфуцианства, но впоследствии почти полностью растворился в нём. В отличие от конфуцианства легизм в строительстве сильного государства опирался не на мораль и традицию, а на строгие и суровые законы, считая, что политика несовместима с моралью.

Для легистов главными способами управления человеком, обществом и государством выступали принуждение, строжайшая дисциплина, исполнительность и повиновение, жестокие наказания, личная ответственность и заслуги. Легисты разработали концепцию деспотического государства, которая с небольшими изменениями просуществовала до начала XX в.

 

Боги Древнего Китая

Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются, прежде всего, силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времён китайцы поклоняются горам и водам как святыням. Очень рано у них возник культ предков.

 

Юйди — в китайской мифологии верховный владыка, которому подчинялась вся вселенная: небеса, земля и подземный мир, все божества и духи. Древние представляли его себе сидящим на троне в великолепном императорском халате с вышитыми драконами, в царском головном уборе, с нефритовой дощечкой в руке. Дворец императора находился на самом высоком, 36 небе, откуда он и управлял всем сущим, а у ворот дворца в качестве привратника стоял святой Ван Лингуань.

Паньгу — в китайской мифологии первопредок, порождение животворных сил вселенной. В мифе о рождении Паньгу повествуется, что на заре времён вселенная представляла собой некое подобие содержимого яйца. По мере роста Паньгу, в течение долгих 18 000 лет, светлое начало, белок (ян), образовало небо, а мутное, желток (инь), — землю. Чтобы небо и земля не соединились вновь, Паньгу встал между ними, головой подпирая небо, а ногами ступая на землю. В течение 18 000 лет расстояние между небом и землей каждый день увеличивалось на 3 метра. С такой же скоростью рос Паньгу.

Наконец он, увидев, что земля и небо уже не соединятся, умер. Дыхание Паньгу стало ветром и облаками, голос — громом и молнией, левый глаз — солнцем, а правый — луной. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови и вен возникли реки и дороги. Плоть стала деревьями и почвой, волосы на голове и борода — звездами небесными, волосы на теле — травой и цветами. Из зубов и костей образовались металлы и камни, из пота — дождь и роса, из костного мозга — жемчуг и нефрит. И наконец, вши и иные паразиты, жившие на его теле, превратились в людей. Согласно одной из поздних версий, смена дня и ночи происходит, когда Паньгу открывает и закрывает глаза. Другая версия мифа повествует о том, что Паньгу родился из пяти основных элементов и сотворил небо и землю резцом и молотом. Поэтому Паньгу чаще всего изображали с топором и зубилом в момент отделения им неба от земли.

 

ШэньНун (кит. божественный земледелец) — это легендарный мифический бессмертный Император, один из Трёх Великих (Сань Хуан) Древних Правителей Китая (Фу-Си, ШэньНун, Хуан Ди).После его рождения в земле внезапно появились девять колодцев. С неба выпало просо в виде дождя, и Шэнь-нун сразу же начал пахать землю и сеять просо. Говорят, что его считают родоначальником сельскохозяйственных орудий. С ШэньНуном связывается также начало торговли (он устроил первые меновые базары).Шэнь-нуну приписывают открытие чая как лекарственного средства и бодрящего напитка.В поздней китайской мифологии Шэнь-нуна относят также к покровителям медицины и называют Яо-ван («царь лекарств»).

Считалось, что у него змеиное тело, человечье лицо, бычья голова и нос тигра; цвет кожи в цвет травы.

Мифы о потопе

О великом наводнении во время правления легендарного императора Яо сообщает китайская книга «Мэн-цзы»: Во времена Яо воды повернули вспять и затопили весь Китай. Повсюду поселились змеи и драконы, и людям негде было жить. Жившие в низинах сооружали гнезда, жившие в горах, селились в пещерах.

В эту книгу был включен и ряд преданий, которые говорили о последствиях того, как «люди восстали против богов, и система мироздания пришла в беспорядок»: «Планеты изменили свой путь. Небо сдвинулось к северу. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому. Земля развалилась на части, из её недр хлынула вода и затопила землю».

 

Согласно другому мифу, в давние времена некий крестьянин засадил в клетку бога грозы Лэйгуна и на земле тотчас прекратились дожди. Когда на следующее утро этот человек отправился на базар за приправами, чтобы приготовить блюдо из бога грозы, его дети, девочка и мальчик, нарушили строжайший отцовский запрет, дали пленнику воды. Он снова стал могучим и вырвался из клетки. В благодарность бог оставил детям свой зуб и велел посадить его в землю. Через несколько часов из зуба выросла огромная тыква. Начался сильный дождь, и вся земля скрылась под водой. Дети спаслись в тыкве, а отец построил лодку. В ней он вместе с водой поднялся до небес и попросил властителя неба прекратить потоп. Бог внял его мольбам; вода исчезла, лодка разбилась о землю и человек погиб. Дети остались живы, так как тыква смягчила их падение.

Их, единственных переживших страшный потоп, называли Фуси. Повзрослевший юноша предложил сестре стать его женой и родить детей. Сначала она решительно отказывалась, но затем уступила при условии, что он сумеет догнать её. Так возник древний китайский брачный обычай: жених должен догнать невесту. Впоследствии эта женщина приняла имя Нюйва.

Согласно другой версии предания, и мужчина и женщина хотели пожениться и иметь детей, но должны были получить разрешение богов, так как брак брата и сестры является кровосмешением. На вершине горы каждый из них разжегкостер и дым костров соединился; Фуси и Нюйва посчитали это добрым знаком, и вскоре Нюйва родила кусок плоти. Фуси топором разрубил его на множество маленьких кусков и по лестнице взобрался с ними на небо. Однако резкий порыв ветра разнес куски плоти по всей земле. Упав, они превратились в людей. Таким образом на земле появился человеческий род.

Художественная культура

Китайцы верят, что их культура передана им богами. Основу этой культуры, согласно мифам, заложили божества, спустившиеся на землю.

Так, легендарный первый император Китая Фу Си с телом дракона и головой человека разработал систему представлений китайцев о Вселенной. Шэнь-нун («Божественный земледелец»), второй правитель Поднебесной, обнаружил и опробовал сотни лекарственных растений, включая чай, и создал сельскохозяйственный календарь. Третий властитель — Хуан-ди или Желтыйимператор — стал основателем китайской медицины. А его историограф ЦанЦзе создал иероглифы, взяв за образец очертания рек и морей, гор и потоков, следы птиц и зверей, драконов и змей.

В эпоху «Борющихся царств» создаётся первый трактат по архитектуре «Чжоули», в котором закрепляются строгие принципы чёткой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог.

Больших успехов достигает литература. К этому времени завершается создание знаменитого памятника китайской словесности — «Книги песен» — «Шицзин» (XI-VI вв. до Р.Х.), включившей в себя более 300 песен и стихов, отбор и редакция которых приписывается Конфуцию.

 В этот период творит великий китайский поэт Цюй Юань (340-278 до Р.Х.). Истоками его творчества были народная поэзия и мифы. Его произведения отличаются изысканной формой и глубоким содержанием. Оказавшись в изгнании, Цюй Юань создал оду «Скорбь изгнанника», ставшую поэтической исповедью старца. Вторым большим поэтом стал Суп Юй (290-222 до Р.Х.), произведения которого наполнены надеждой и жизнерадостностью.

Китай славился своим шёлком и обладал абсолютной монополией на его производство и продажу. Соседние страны тщетно пытались раскрыть тайны шелковой технологии. К I в. до Р.Х. объёмы производства шелка достигают огромных размеров. Он становится главным товаром китайского экспорта.

Примерно то же самое можно сказать о лаковом производстве. Созданный китайцами лак не знал себе равных. Он использовался для покрытия оружия и предметов воинского снаряжения, дерева и тканей, увеличивая срок их сохранности и придавая им нарядный вид. Лаковые изделия имели огромный спрос как внутри страны, так и за её пределами.

Величайшим достижением древнего Китая стало изобретение бумаги (II-I вв. до Р.Х.), которая вызвала настоящий переворот во всей культуре.

 Не меньшее значение имело также доведённое до совершенства иероглифическое письмо, воспринятое потом в Корее, Вьетнаме и Японии.

В Цинь-Ханьскую эпоху Китай устанавливает широкие связи с другими государствами. Особую роль в этом играл Великий шелковый путь протяжённостью в 7 тыс. км, по которому шли торговые караваны в Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья. Помимо шёлка Китай поставлял на международный рынок железо, никель, драгоценные металлы, лаковые, бронзовые, керамические и другие изделия.

В Ханьский период складываются благоприятные условия для развития науки. Китайские ученые систематизируют уже накопленные знания о мире и смело идут дальше.

В математике создается трактат «Математика в девяти книгах», где впервые в истории математической науки говорится об отрицательных числах.

В астрологии уточняется и расширяется карта звездного неба, на которой отмечается 28 созвездий, делается запись о наблюдении солнечных пятен, изобретается первый небесный глобус.

В медицине составляется каталог медицинских книг, где перечислены 36 трактатов, содержащих сведения по различным болезням, пишется первый китайский трактат по фармакологии.

Не менее успешно развиваются гуманитарные науки. В частности, возникают филология, поэтика, составляются первые словари.

СымаЦянь (145-86 до Р.Х.) — «отец» китайской истории — создает фундаментальный труд «Исторические записки» (130 томов), в которых не только излагается почти вся древнекитайская история, но и даются сведения по истории соседних стран и народов.

В Цинь-Ханьскую эпоху окончательно складываются классические формы традиционной китайской архитектуры, которые сохраняются до наших дней. Высокого уровня достигает градостроительство. Главные центры империи — Лоян и Чань-ань — отличаются четкой планировкой и красотой улиц. Китайские зодчие с успехом строили дома в два-три этажа и более, с многоярусной крышей из цветной черепицы. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая стала Великая китайская стена. Наиболее известный её участок (750 км) находится недалеко от Пекина, где она имеет ширину 5-8 м и высоту до 10 м. Длина стены со всеми ответвлениями составляет более 6 тыс. км.

Не менее удивительным памятником является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди. Он поражает не только своими грандиозными масштабами, но и содержимым гигантского подземного дворца. Помещения этого дворца заполнены рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных в натуральную величину. Все это глиняное войско насчитывает три тысячи пехотинцев и всадников.

В Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шёлке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.

Эпоха Хань была временем расцвета литературы, а последние ее десятилетия (196-220 н.э.) — считаются золотым веком китайской поэзии. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства, приближали ко двору лучших поэтов, писателей и учёных. Именно так поступал император Уди, создавший при своём дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные песни, творились новые музыкальные произведения.

Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал СымаСянжу (179-118 до Р.Х.). Он воспевал бескрайние просторы и красоты Империи, её могущество, а также самого «великого человека» — императора Уди.  Наиболее известными произведениями являются ода «Красавица» и песенка «Удочка», созданная в подражание народным лирическим песням. Наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

Наивысшего подъёма и расцвета китайская культура достигнет позже, в середине века, однако все необходимые основы и предпосылки были заложены уже в древнекитайской цивилизации и культуре. Эпоха Чжаньго-Цинь-Хань имела для Китая и всей Восточной Азии примерно такое же значение, что и греко-римская культура для Западной Европы.

 


[1]Я́ма или Йа́ма (санскр. «Близнец») — бог в индуизме, отказавшийся от своего бессмертия и совершивший первое жертвоприношение-самопожертвование, которое стало основой возникновения мира и человечества; «Владыка преисподней», «Миродержец юга», «Царь смерти и справедливости».



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ежедневная оборотная ведомость. | Семинар 7. Договоры аренды и ссуды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-17; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 503 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

784 - | 793 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.