Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности.
На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонацию голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ПРОСОДИКА И ЭКСТРАЛИНГВИСТИКА
ТАКЕСИКА —
ПРОКСЕМИКА
экспрессивно-двигательные движения визуальный
контакт
(взгляд) интонация
громкость
тембр
рукопожатие поцелуй | похлопывание
ориентация
дистанция
поза жест мимика
I
направление движения
длина паузы]
частота контакта
пауза
вздох
смех
походка
плач
кашель
Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Наиболее значимы кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.
X
by Counterflix
Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.
Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страданий, удивления и отвращения) все схемы движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы
мимических кодов эмоциональных состояний, разработанных В. А. Лабунской.
МИМИЧЕСКИЕ КОДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
части и элементы лица ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ГНЕВ ПРЕЗРЕНИЕ | СТРАДАНИЕ СТРАХ | УДИВЛЕНИЕ РАДОСТЬ положение рта рот открыт рот закрыт рот открыт рот закрыт губы уголки губ опущены уголки губ приподняты форма глаз раскрыты или
сужены сужены широко раскрыты прищурены
или раскрыты яркость глаз блестят тусклые блеск не выражен блестят положение бровей брови сдвинуты к переносице брови подняты вверх уголки бровей внешние уголки подняты вверх внутренние подняты вверх лоб вертикальные складки на лбу и переносице горизонтальные складки на лбу подвижность лица и его частей лицо динамичное лицо застывшее лицо динамичное В исследованиях психологов было показано, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, в исследованиях Тайера и Шиффа испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировалось только положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.
X
by Counterflix
С мимикой очень тесно связаны взгляд или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.
Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтер-сом было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство», когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят еще меньше, когда трудность преодолевается — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит меньше, смотрит на партнера, только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Следующий же больше смотрит в сторонку говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.
Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это или вызов или слишком хорошее отношение.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.
Таким образом, не только экспрессия лицевая несет информацию о человеке, но и его взгляд.
Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело. Связано это с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. Информацию несут такие движения человеческого тела,
как ПОЗА, ЖЕСТ, ПОХОДКА.
ПОЗА — положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного положения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, составляет около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.
X
by Counterflix
Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.
Показано, что «закрытые» позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Есть ясно читаемые позы раздумья, позы критической оценки. Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий «заявить» о себе, будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра: человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет спокоен и находиться в свободной непринужденной позе.
Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают.
Так же легко, как и поза, может быть понято значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно, если оно затруднено.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
коммуникативные (приветствие, прощание, внимание, запреты).
модальные, выражающие оценку и отношение (одобрения, неудовлетворения, доверия).
описательные, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.
В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.
И наконец, ОСАНКА И ПОХОДКА человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая «тяжелая» походка — при гневе, самая «легкая» — при радости, самая большая длина шага — при гордости, вялая, угнетенная походка — при страдании.
Общие и специфические характеристики осанки и походки человека могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как особенности стирания подметок на обуви, по утверждению японского профессора Яхиро Хиросавы, позволяет судить о физическом и психическом здоровье человека. К такому выводу он пришел, исследовав за 30 лет более 300 тыс. подметок. «Необходимо только уметь читать написанное на обуви», — утверждает профессор.
А. Штангль в книге «Язык тела» приводит различные характеристики осанки и походки человека, часть из которых дана ниже: Хорошая непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости окружающего, способности к немедленному использованию внутренних сил и свободе от какого-либо ограничивающего принуждения. Неподвижность же или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность. Плохая, вялая осанка, сутулая спина обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода свидетельствуют о недостатке самостоятельности и потребности в незаметном включении себя в общий порядок.
Весьма информативны для внимательного наблюдателя плечевой пояс и в целом верхняя часть тела человека. Высоко поднятые плечи с сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности. Плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности. Свободное опускание плеч говорит о наступившем чувстве уверенности, внутренней свободе. Отжимание плеч назад указывает на решимость действовать, чувство силы, активность, нередко на переоценку своих возможностей. Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением своей значимости, потребностью в социальных контактах, впалая же грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность и угнетенность.
ПОЛОЖЕНИЕ НОГ И СТУПНЕЙ также может представить определенную информацию о состоянии и психологических качествах человека. Так, стойка на обоих ногах с равномерно распределенным весом тела говорит о ее обладателе, как о человеке сильном, уравновешенном, могущем приспосабливаться к обстоятельствам. Неподвижная застывшая стойка при сильном напряжении указывает на плохою приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение. Изменчивая стойка при недостатке напряжения, частой смене основной опорной ноги и позиции ступней обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. «Покачивание», приподнимание на носки говорит либо о подготовке активного движения, либо о заносчивости. Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенной самооценке, часто — на чувство неполноценности.
Если походка или стойка характеризуется заметной повер-нутостью наружу носков ног, то говорят о «чванливой походке», самомнении и самодовольстве. Если носки ног загнуты вовнутрь, то это указывает на внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, недостаточную уверенность в своих силах.
Различают несколько типов ПОХОДОК:
ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, типична для гуляющих;
широкие шаги — часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость;
короткие маленькие шаги — чаще интроверсия, осторожность, сдержанность, конкретное мышление;
ритмически-сильная (с усиленными движениями бедер) — наивно-инстинктивные, самоуверенные натуры, раскачивание плеч в резонанс — в основном аффективные, самовлюбленные индивиды;
шаркающая, «провисающая» походка — отказ от волевых усилий, вялость, медлительность, леность;
твердая, угловатая, «ходульная» походка — зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению;
постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног) — стремление вверх, ведомое сильной потребностью, чувством превосходства, особенно интеллектуального.
А. Штангль различает также несколько способов ПОСАДКИ ЧЕЛОВЕКА:
закрытая (ноги и ступни сомкнуты) — боязнь контакта, недостаток внутренней уверенности в себе;
беззаботно-открытая (ноги, по крайней мере, бедра, широко расставлены) — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;
ноги, положенные одна на другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;
- посадка на кончике стула с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора;
- посадка при постоянной готовности вскочить — типична для неуверенно-боязливых натур или злобно-недоверчивых.
По мнению Дж. Ньюренберга и Г. Калеро, в общем можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а те, кто обычно держат руки в карманах, скорее всего, критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других людей. Те, кто находится в угнетенном состоянии, тоже ходят, держа руки в карманах, волоча ноги и редко глядят вверх в том направлении, куда идут.
Характер отношений, а также некоторые личностные особенности человека могут отражаться в его осанке, посадке, походке или типичной для него позе. Так, высокомерные люди наклоняют корпус назад, выпячивая грудь и отбрасывая голову. Люди скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, голову втягивают в слегка поднятые плечи. Типичный подхалим наклоняет весь торс вперед, на лице его подобострастная улыбка. Определение характера человека по внешности — дело сложное. При этом необходимо учитывать, что некоторые люди пытаются замаскировать внутреннее содержание внешней игрой, однако определенную информацию об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат. В этой связи представляют интерес данные о типичных позах, в которых человек преимущественно спит. «Поза спящего — ночной язык человека» — назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл (Нью-Йорк, 1978), из которой ниже приведены описания некоторых ПОЗ СПЯЩИХ и их интерпретация:
- Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то о нем можно сказать, что в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве более сильных. Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, это — люди, которые подсознательно не желают расставаться с детством. Они испытывают потребность в покровительстве человека с сильным характером, им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, неуверенные в себе, они избегают ответственности и в равной мере подвержены хорошему и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением нежели здравым смыслом. Если спящий просто лежит на боку, свернувшись лишь наполовину «калачиком» и слегка разбросав руки и ноги, то это человек уравновешенный, с большим умением приспосабливаться к окружающей обстановке.
Те, кто спит на животе, раскинув руки во всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей. Они расчетливы, предусмотрительны. Любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.
На спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, чувствует себя первым лицом в той среде, где живет. Чаще всего так спят дети, находящиеся в семье в центре внимания. Те, кто спят на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны. Они знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них.
Это люди светлого ума, они дружески настроены к окружающим и принимают мир таким, каков он есть.
Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — люди уравновешенные и покладистые. Они редко вступают в конфликты, склонны к компромиссам, без труда приспосабливаются к разным житейским ситуациям. Однако такие люди не обладают достаточной смелостью, энергией в достижении своих целей, не стремятся блистать в обществе, быть лидерами. Они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека, любимого и уважаемого.
По наблюдениям С. Данкелла, некоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни постоянно находятся в бегах. Другие спят, заложив одну ногу на другую. Это говорит о человеке беспокойном, неспособном уяснить, взять в толк смысл происходящих вокруг событий. Тот, кто спит, завернувшись головой в одеяло так, что торчит лишь кончик носа, в жизни прячется в угол, а в обществе застенчив и вообще боится столкновений с жизнью. Спящий ничком на животе в жизни не любит всяких неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда не опаздывает. В позе «сфинкс» обычно спят люди, у которых плохой сон, которых жизнь не балует и которые готовы в любую минуту проснуться и вернуться к действительности. Проведенные исследования подтверждает французский исследователь Пьер Давийо. Изучая разные позы людей во время сна, он пришел к выводу, что спящие на животе недовольны своей профессией, а те, кто спит на спине, сильные личности и вполне довольны жизнью. Те, кто спит согнувшись или прижав к себе подушку, склонны к тоскливым настроениям и нуждаются в нежности. Мрачные пессимисты укрываются одеялом с головой.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЯЗЫК ЖЕСТОВ. Невербальная коммуникация как своеобразный язык чувств является таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, паузы, поза, которые образуют знакомую систему, дополняющую и усиливающую средства вербальной коммуникации — слова.
Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы — это важная составляющая обратной связи. «Бессловесная» обратная связь может предупредить о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с аудиторией или конкретным собеседником.
Ниже приводятся некоторые группы жестов, выражающие разные позиции человека в процессе общения, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Нью-ренбергом и Г. Калеро.
ЖЕСТЫ ОТКРЫТОСТИ. Среди них можно выделить: раскрытые руки ладонями вверх (связан с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом раскрытых рук (обозначение открытой натуры), расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные часто расстегивают или даже снимают пиджак в вашем присутствии). Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или настороженно воспринимают ситуацию, то прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили, что когда деловые переговоры шли успешно, наблюдалась следующая жестикуляция: сидящие участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.
ЖЕСТЫ ЗАЩИТЫ (ОБОРОНИТЕЛЬНОСТИ). К этой группе относятся жесты, которыми мы реагируем на возможные угрозы, конфликтные ситуации: руки, скрещенные на груди. Когда мы видим, что собеседник скрестил руки, мы должны пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает уходить от обсуждения; руки, сжатые в кулаки, также указывают на защитную реакцию собеседника.
ЖЕСТЫ ОЦЕНКИ имеют отношение к задумчивости и мечтательности: «рука у щеки»; жесты критической оценки — подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают; наклоненная голова; почесывание подбородка — используется, когда человек занят процессом принятия решения; жесты с очками — это пауза для размышления, человек хочет получить время для обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос; расхаживание — жест, обозначающий попытку человека разрешить сложную проблему или принять трудное решение; пощипывание переносицы — обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.
ЖЕСТ ПОДОЗРЕНИЯ И СКРЫТНОСТИ: рука прикрывает рот (собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу); взгляд в сторону (показатель скрытности), ноги (или все тело) обращенные к выходу — явный знак того, что человек хочет закончить встречу, потрагивание или легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) — знак сомнения (другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за или перед ухом, потирание глаза).
ЖЕСТЫ ДОМИНАНТНОСТИ—ПОДЧИНЕННОСТИ.
Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатии: когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что его ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И наоборот, когда человек протягивает руку ладонью вверх, он готов принять подчиненное положение. Когда рука человека при разговоре небрежно засунута в карман пиджака и при этом большой палец находится снаружи, то это выражает его уверенность в превосходстве над вами.
ЖЕСТЫ ГОТОВНОСТИ: руки на бедрах — первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди). Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краю стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются на колени.
ЖЕСТЫ ПЕРЕСТРАХОВКИ: многие жесты пальцев отражают неуверенность, внутренний конфликт или опасения. Так ребенок часто сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец ручкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга, пощипывание кожи, трогание спинки стула. Для женщин типичный жест усиления внутренней уверенности — медленное и изящное поднимание рук к шее.
ЖЕСТЫ ФРУСТРАЦИИ: короткое дыхание, часто соединенное неясными звуками типа стона, мычания, тесно сцепленные, напряженные руки — жест подозрения и недоверия, руки тесно сжимают одна другую — это наблюдается, когда человек попал в «переделку», защитное поглаживание шеи ладонью — женщины обычно сочетают это с поправлением прически.
ЖЕСТЫ ДОВЕРЧИВОСТИ: пальцы соединяются наподобие купола храма — это означает доверительность, но и часто некоторое самодовольство, эгоистичность или гордость — распространенный жест в отношениях начальник—подчиненный.
ЖЕСТЫ АВТОРИТАРНОСТИ: руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — типичная авторитарная поза (так часто стоят руководители). В целом, если вы хотите дать понять свое превосходство, то все, что надо сделать — это физически подняться над данным человеком, сесть выше или встать.
ЖЕСТЫ НЕРВОЗНОСТИ: покашливание, прочищение горла, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой (кисти рук) расположена прямо перед ртом: такие люди играют с партнером в «кошки-мышки», пока те не дают им
«раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук обратно на стол, позванивание монетами в кармане указывает на озабоченность человека по поводу денег, подергивание себя за ухо — собеседник хочет перебить разговор, но сдерживает себя.
ЖЕСТЫ САМОКОНТРОЛЯ: руки заведены за спину и там одна сжимает другую, или сидящий в кресле человек со скрещенными лодыжками, вцепившийся в подлокотники руками. Такие позы являются сигналами о желании человека справиться с сильными чувствами и эмоциями.
ЖЕСТЫ СКУКИ: постукивание по полу ногой или щелканье колпачком ручки, голова на руке, то есть лежит на ладони, машинальное рисование на бумаге, пустой взгляд.
ЖЕСТЫ УХАЖИВАНИЯ (ИЛИ ПРИХОРАШИВАНИЯ): у женщин — приглаживание или поправление волос, одежды, рассматривание себя в зеркало, повороты перед ним, покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам, балансирование туфли на кончиках пальцев; у мужчин — поправление галстука, запонки пиджака, выпрямление тела, движения подбородком вверх-вниз и др.
С попытками найти связь между походкой и качествами личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов. Эти выводы пока не отвечают требованиям научной достоверности, а психологические интерпретации походки иногда звучат просто наивно.
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
ПРОСОДИКА — это общее название таких ритмико-ин-тонационных сторон речи, как высота, громкость, тембр, сила ударения.
ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — включение в речь пауз, а также психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.
Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность чем-либо, личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое психологическое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, нужно контролировать данный процесс и синхронизировать его.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной потребностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, пол, возраст.
РУКОПОЖАТИЯ, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху ладонью вниз), покорное (рука снизу) и равноправное.
Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения учащихся.
Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью та-кесических средств может привести к конфликтам.
Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел термин «проксе-мика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксе-мические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя видами расстояний:
интимное расстояние (0-45 см) — общение самых близких людей.
персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми.
социальное (120-400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении.
публичное (400-750 см) — при выступлении перед аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив, при обычной дружеской беседе занимают угловую позицию, при кооперативном поведении занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола, независимая позиция выражается в расположении по диагонали.
Нужно отметить, что невербальное поведение личности полуфункционально. Невербальное поведение:
- создает образ партнера по общению;
выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
является индикатором актуальных психических состояний личности;
выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
Комплексное восприятие поведения человека всегда предполагает изучение его отдельных движений. Однако только соединенные в единую картину разные жесты и мимические движения, включенные при этом в контекст конкретной ситуации, позволяют в целом дать оценку психическому и физическому состоянию человека. Разрозненные телодвижения, сопровождающиеся мимикой, складываются в так называемые «сигналы тела», позволяющие с известной долей условности составить общее суждение о человеке. Обобщающий обзор разных сигналов тела дает в своих работах А. Штангль, часть которого приведена ниже:
Мышление: интеллектуализм без глубины чувств (монотонные движения при слабости напряжения), мечтательность, плохие мыслительные способности.
Активность: напряжение с расправленными назад плечами, сжимание челюстей.
Пассивность: слабость напряжения, свисающая голова.
Эгоизм: навязчивое проникновение в личностное пространство, неясное произношение.
Альтруизм: «взгляд в облака», способность к воодушевлению.
Экстраверсия: активность, живой темперамент, широкие шаги и движения.
Интроверсия: сдержанность, спокойный темперамент, короткие или маленькие шаги.
Воля, самодисциплина: прямолинейная форма движений, несоразмерно слабое двигательное поведение, монотонные движения при напряженности, твердый взгляд.
Недостаток силы воли: шаркающая походка, нечеткое произношение.
Преимущественная определяемость разумом: сильное напряжение, прямолинейные движения, изменения громкости речи, фальцет, угловато-отрывистая речь.
Преимущественная определяемость чувствами: выраженное расслабление, сильные изменения громкости голоса, неясное произношение, грудной голос.
Уверенность в себе: хорошая, непринужденная осанка, выпрямленная голова, ясное направление движений, ненарушенный ритмический речевой поток.
Неуверенность: высоко поднятые плечи и слегка сгорбленная спина, закрытая посадка, маленькие быстрые шаги.
Переоценка себя, высокомерие: расправленные назад плечи, слишком высокая посадка головы, покачивание вверх, кривая односторонняя улыбка.
Внешнее изображение твердости: руки в боки, голова откинута назад, демонстративно расслабленный темп движений, увеличение силы голоса.
Порядочность, сознание ответственности: полностью открытые глаза, прямой взгляд на собеседника, нормальное ясное произношение.
Указания на возможную нехватку положительных качеств — чрезмерное расслабление, сгорбленная спина, искаженная улыбка, неравномерность в ритме голоса.
Лицемерие: «взгляд в небеса», при напряженном лице.
Хитрость: суженный взгляд сбоку, елейный расплывчато-жирный голос.
Приведенные в настоящем пособии различные характеристики внешнего облика и поведения человека позволяют внимательному наблюдателю правильно «читать» и понимать разные телесные сигналы, что способствует оптимизации взаимопонимания и взаимодействия между людьми. Но для более глубокого овладения приемами чтения бессловесного поведения людей необходимо хорошо разбираться в методах сбора и интерпретации полученнной информации, чему посвящена следующая глава.