Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Художественное время и пространство

Художественный образ

1. Что означает понятие «художественный образ» (дать возможные определения: Л. С. Выготского, М. Н. Эпштейна, В. Е. Хализева, других исследователей); внутренняя структура образа.

2. Типология  художественных образов.

3. Образ-деталь и его значение в литературном произведении.

4. Понятие «архетипа»; учение о коллективном бессознательном К. Г. Юнга.

Научная литература

Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972.

Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М., 1972.

Добин Е. Искусство детали. Наблюдения и анализ. Л., 1975.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.

Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Художественные тексты

Набоков В.В. Возвращение Чорба; Сказка; Рождество.

 

 

Образ-характер. Психологизм в литературе.

1. Характер как форма изображения человека в литературе. Соотношение категорий: «характер», «тип», «персонаж».

2. Эволюция характера в процессе исторического развития литературы. (Изображение человека в античной литературе, в литературе Средневековья, Возрождения, в эпоху классицизма, романтизма, реализма, модернизма.)

3. Понятие психологизма в литературе. 

4. Основные формы психологического изображения человека.

Научная литература

Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. (гл. 1, 3);

Гинзбург Л.Я О психологической прозе. Л., 1971. (Введеие, гл. 3).

Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. Или: Есин А.Б. Психологизм // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 313 – 328.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Этюды о творчестве Чехова // Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. В 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 459 – 519.

Тюпа В.И. Характер // Литературный энциклопедический словарь. М.,

1987.

Эткинд Е.Г. Внутренний человек и внешняя речь // Эткинд Е.Г. Психопоэтика. СПб., 2005.

Художественные тексты

Пушкин А.С. Евгений Онегин.

Чехов А.П. Скрипка Ротшильда.

 

Сюжет и композиция литературно-художественного произведения

1. Понятие сюжета, соотношение сюжета и фабулы.

2. Формирование сюжета: жизненный материал и художественный сюжет.

3. Конфликт. Основные элементы развития конфликта (сюжета). Своеобразие конфликта в эпосе, лирике и драме.

4. Композиция и ее основные элементы. Типы композиционных связей.

5. Специфика сюжетно-композиционной организации лирического произведения.

6. Сюжет и композиция как особая форма авторской концептуализации действительности.

Научная литература

Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.

Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

Кожинов В.В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. М., 1964.

Лотман Ю.М. Проблема поэтического сюжета // Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 103 – 119; Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. Избр. ст. В 3-х т. Таллин, 1992. Т. 2. С. 416 – 429.

Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.  

Хализев В.Е. Композиция // Литературный энциклопедический словарь. М.. 1987.

Шкловский В.В. Книга о сюжете. М., 1981.

Художественные тексты

Чехов А.П. Черный монах.

 

Художественное время и пространство

1.Освоение художественной литературой явлений времени и пространства.

2. Образ времени и формы времени в литературе.

3. Единство временных и пространственных представлений в литературе. Понятие хронотопа.

4. Значение художественных времени и пространства в ценностной концепции действительности, созданной писателем.

Научная литература

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин. М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 235; 391 – 392; 396 – 400.

Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М.. 2000. С. 47 – 62.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. С. 772 – 779.

Художественные тексты

Бродский И. 24 декабря 1971 года; «Я входил вместо дикого зверя в клетку…».

Шаламов В.Т. Ночью; Одиночный замер.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расписание практики на 2018-2019 учебный год | Язык художественного произведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.