Лекции.Орг


Поиск:




Что нужно делать, если встречаешься с такой личностью? 4 страница




В этой связи особенно хочется подчеркнуть необходимость воспитывать у себя самого навыки культурной речи. По трактату Цицерона о красноречии, культурная речь — это прежде всего правильная речь, причем правильность понимается как соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, каллиграфии, грамматики, семантики. Правильной речи обучаются в школах, на курсах, самостоятельно (при чтении лучших образцов литературы и слушании радио, артистов, лекторов). Среди школ и других учебных заведений есть даже своеобразная конкуренция по степени приближения к эталону. Сколько гордости звучит в комплиментах типа «Настоящее оксфордское произношение».

Но правильность речи — это только основа ее. Речь должна быть уместной, и это качество неразрывно связано с этикой поведения, культурным багажом человека, национальными традициями, ситуацией. Например, для японского студента уместны низкие поклоны преподавателю и упоминание о себе самом как о маленьком зависимом человеке (своеобразное нарочитое самоуничижение), тогда как преподаватель называется почтительными именами мудрого, всезнающего и такого занятого сэнсэя. Конечно, в нашей действительности подобное поведение вызовет в лучшем случае недоумение.

Одним из основных признаков культуры речи является точное использование словесных знаков. Если содержание словесного знака вам недостаточно хорошо знакомо, вы сомневаетесь в правильности его употребления, лучше использовать другой, более знакомый знак, а не щеголять якобы своей эрудицией. Особенно важно это сейчас при засилии иностранных заимствований: «чартер», «холдинговая компания», «брифинг», «презентация» и т. д.

Очень важными показателями культуры речи являются ее выразительность и разнообразие средств всех уровней. Такая речь редко бывает импровизацией, над нею работают, сравнивая разные средства, выбирая лучшие, репетируя. Речи на торжественных собраниях, проповеди, выступления на съездах обычно готовят заранее, добиваясь их более полного воздействия на аудиторию. Но и в обычной ежедневной речи эти показатели свидетельствуют о высоком интеллекте информанта, его хорошей осведомленности в обсуждаемом вопросе, раскованности и свободе выражения, хорошем знании языка. Вспомните Эллочку-людоедку с ее «универсальным», на все случаи жизни словесным багажом: «парниша», «красота», «хамишь».

В психолингвистике есть специальный показатель — коэффициент словарного разнообразия, определяющий соотношение разных и вообще всех используемых информантом слов. Он вычисляется по формуле К = n / , где п — количество разных знаменательных слов в тексте, отрывке разговора (в таком случае это будет фонотекст), а N — число всех слов. Проверьте по своей речевой продукции этот показатель. Среднее значение его для студенческой выборки, по нашим данным, составляет от 8 до 11, 12 относительных единиц. У И. С. Тургенева он близок к 20, у Эллочки — около единицы.

Канцелярская речь с обилием штампов, военная лексика, речь малообразованных людей, людей, не знающих данного языка, характеризуются однообразием средств и бедностью лексики. В детской речи это тревожный показатель: если ребенок использует мало разных слов и конструкций, обычно это свидетельствует о задержке умственного развития.

Наконец, речь должна быть логичной и последовательной, соответствовать логике мышления. Если речь сумбурна, сбивчива, противоречива, если в ней не прослеживаются этапы мышления, то такая речь свидетельствует в лучшем случае о неподготовленности субъекта, его плохой ориентации в проблеме, неуверенности в себе, плохом состоянии здоровья. Например, при высокой температуре обычно наблюдаются скачки не связанных между собой мыслей.

Рассмотрим некоторые основные виды речи более подробно. Представим себе 4 вида речи (или речевой деятельности), различающихся по использованию сенсорных модальностей зрения и слуха, с одной стороны, и по степени активности субъекта речевой деятельности, с другой. В таком случае мы выделяем слушание и говорение, связанные с акустической формой проявления и использованием артикуляционного аппарата и слуха, а также зрение и письмо, связанные со зрительным анализатором, моторикой рук (чаще всего правой руки) и также с активным и пассивным использованием.

Основой для развития всех видов речи является процесс слушания и понимания звучащей речи, обозначаемый термином «аудирование». Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным и отличным. Это зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, интересности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индивидуально-психологических и личностных возможностей аудитора, развития у него некоторых важных для аудирования психических процессов, прежде всего внимания и памяти.

Первые три фактора интерпретируются однозначно: чем лучше аудитор знает язык, чем интереснее для него тема, чем тише и комфортнее окружающая среда, тем лучше будут результаты аудирования. Все исследования по оптимизации этих факторов подтверждают эту прямую зависимость (см., например, более подробные сведения в кн.: Звуки и речь в системе управления и контроля. Л., 1982).

Остальные показатели более разнородны. Например, существенно влияет на результаты возраст (от детей, особенно младшего школьного возраста, не стоит требовать хороших результатов в течение длительного периода). Гораздо лучше слушают интроверты, особенно женщины. Они же лучше выдерживают влияние внешних помех. Поскольку аудирование по однообразию информации может вызвать монотонию, то для ее преодоления целесообразно рассчитывать на аудиторов с сильной нервной системой.

Очень влияют на аудирование свойства внимания и памяти, причем не общие, а именно в звуковой модальности. Это проверяется по специальным каверзным заданиям типа «Если ваша фамилия начинается с согласной буквы, то поставьте галочку на первой строчке, если с гласной, то поставьте галочку на последней строчке». Когда такие относительно легкие задания предъявляются друг за другом, можно в результате оценить общую эффективность и устойчивость внимания.

Вообще, аудирование более напряженный и интеллектуальный процесс, чем чтение, а тем более просмотр телевизионных программ. При аудировании надо быть более сосредоточенным, активным, здесь больше нагрузки на слуховую память и слуховое мышление. В педагогических целях в некоторых учебных заведениях, например в колледжах Англии, в учебные группы на аудирование попадают самые успевающие студенты, все остальные занимаются с помощью письменной литературы.

Аудирование занимает самое важное место среди всех видов речевой деятельности: большую часть своего речевого времени (около 45%) мы слушаем других. Попробуйте проверить свои особенности аудирования. На следующие 10 вопросов отвечайте двумя вариантами: «да» (чаще всего «да») и «нет» (чаще всего «нет»).

 

1. Легко ли я отвлекаюсь, когда слушаю?

2. Слушаю ли я, если мне не интересно?

3. Слушаю ли я, если мне надоело?

4. Не слушаю ли я просто из вежливости?

5. Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ?

6. Замечаю ли я ошибки в речи партнера?

7. Не спешу ли я принять решение до того, как пойму проблему?

8. Прекращаю ли я слушать, когда появляются трудности?

9. Занимаю ли я негативную позицию по отношению к говорящему?

10. Не возникает ли у меня непреодолимого желания прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему?

 

В этом тесте вы получаете по одному баллу за ответы «да» на 2-й и 3-й вопросы и ответы «нет» на все остальные. Если вы получили от 8 до 10 баллов, вы хороший слушатель, внимательно относящийся к своему собеседнику, умеющий сдерживать свои эмоции и быть настойчивым, от 5 до 8 баллов — средние показатели, ниже 5 — неудовлетворительное слушание.

Экспериментально было подсчитано, что примерно 8 человек из 10 слушают с большими потерями информации. На деле получается совсем не так просто: «Я сказал то, что хотел, он понял то, что я сказал». И «Я могу сказать не так и не то, что хотел, и вы поймете совсем не то, что я хотел вам передать». Потери составляют 70-80%, если учесть к тому же, что «помогает» потерять информацию и память.

Поэтому хороший слушатель — это всегда доброжелательный, внимательный к своему собеседнику, к его речи, и прежде всего к содержанию речи, а не ее внешним особенностям, умеющий понимать подтекст и чужую точку зрения, активно поддерживающий говорящего выражением своего лица, мимикой, своей речью, не перебивающий собеседника и не торопящийся навесить на него ярлык. Попробуйте вспомнить, охотно ли разговаривают с вами, а также, кто больше говорит во время разговора — вы, ваш собеседник или примерно оба поровну.

Однако самый показательный для речи вид — это говорение, или «порождение речевого высказывания». В этом виде активной речи с ориентацией на слуховую модальность проявляются многие, если не все, индивидуально-психологические и личностные особенности говорящего. Это настолько важный вид речи, что есть даже выражение, бытующее в среде бизнесменов: твоя речь — твоя судьба. Говорение занимает 30% речевого времени и вместе со слушанием (аудированием) на три четверти представляет собой весь речевой процесс.

С психофизиологической стороны отмечаются, как было указано раньше, скорость и четкость артикуляции, сила и глубина голоса, частотно-высотные свойства речи и различные виды модуляции. Есть достаточно много интересных работ, связывающих эти характеристики с различными эмоциональными состояниями говорящего, его социальным статусом, характерологическими особенностями и профессиональными занятиями. Например, человек, говорящий всегда тихо, обычно отличается робостью, неуверенностью в себе, даже трусливостью, интровертированностью. Речь флегматика обычно всегда замедленная, в отличие от поспешной речи сангвиника. В речи, по данным радиоопросов, хорошо распознаются профессии актера, судьи, священника. Менторским тоном зачастую характеризуется речь педагогов, особенно школьных.

Очень важна активная речь — говорение — с точки зрения выполнения интеллектуальной функции. Это — умение излагать точно и логично свои мысли, подбирать такие слова и выражения, которые наверняка будут понятны собеседнику, делать паузы для обдумывания, проверять, хорошо ли вас поняли. Вдобавок к всему вы не высокомерны, дружелюбны по отношению к собеседнику, не избегаете его взгляда в разговоре. Проверьте, насколько охотно вас слушают в гостях, когда собирается 5-6 человек. Если вас вообще не слушают и вы редко являетесь инициатором разговора, задайте себе вопрос о том, так ли вы говорите.

В диалогической речи очень важно чувствовать собеседника, стараться поровну делить с ним разговор и вообще вести его для того, чтобы решить какую-то проблему, обменяться мнениями, помочь друг другу.

Речь — продукт социального развития, она необходима для общения, но одно дело — общаться со своим знакомым, другое — с малознакомыми людьми и тем более — выступать перед большим обществом (так называемая публичная речь).

При разговоре с малознакомыми людьми и в официальных условиях, например, при разговоре начальника с подчиненным, надо стремиться сохранять вежливость, корректность, дружелюбие, во избежание конфликтов — применять лингвистическую «косметику», сглаживая слишком острые углы и избегая ненужных обобщений и язвительных выпадов (типа «Вы никогда не отличались особым умом» или «Что-что, а завалить дело вам всегда удается лучше других»). Запомните, что такие реплики, особенно из уст начальника, очень быстро помогут вам нажить врагов. Нелицеприятный разговор ведите только с глазу на глаз. Зато не упускайте возможности как можно шире распространить хвалебный отзыв. Хвалите в присутствии других людей, а еще лучше — когда самого «виновника» в это время не будет рядом, ему обязательно передадут и не один раз.

В инструкции для руководителей заводов Форда говорится: «Терпение и вежливость — краеугольные камни работы руководителя. Терпение и вежливость!»

Большим затруднением для многих оказывается публичная речь, которая требует от выступающего большой сосредоточенности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, профессиональной компетентности. Карнеги считает, что именно публичная речь — основное средство карьеры и самоутверждения. Неудачи в публичных выступлениях, особенно систематические, могут поселить в Вас чувство неполноценности, тревогу и страх. Всего этого можно благополучно избежать, если с помощью постоянных тренировок приучить себя к контакту с аудиторией. В преодолении страхов помогает аутотренинг, самоубеждение в том, что в профессиональном плане Вы хорошо владеете материалом, может быть, даже лучше всех в аудитории.

Старайтесь поддерживать зрительный контакт с аудиторией, вводите в речь элементы, привлекающие внимание: интересные и доступные примеры, шутки, небольшие отступления (типа своих личных впечатлений), но главное — держите логику мысли. Очень важно произвести хорошее впечатление на слушателей в первые минуты выступления. От этого зависит, будут ли вас слушать дальше или сразу же поставят на вас крест. Ни в коем случае не демонстрируйте свои слабости: не извиняйтесь заранее за свою некомпетентность или плохую речь, эти извинения обернутся против вас. Старайтесь подключать паралингвистические признаки: позу (не стойте, как истукан и не качайтесь, как маятник), жестикуляцию (она должна быть умеренной и только выше пояса), взгляд (не упирайтесь им в потолок или в конспект). Корректность и культура внешнего облика — тоже настраивают аудиторию в вашу пользу. Никогда не приводите себя в порядок перед слушателями, это создает неловкость для всех (не причесывайтесь, не расстегивайтесь и не застегивайтесь, не поправляйте галстук и пр.). Естественность и непринужденность вовсе не тождественны бесцеремонности. Четко держите хронометраж и используйте каждую минуту отпущенного времени. Конечно, ваша речь должна быть достаточно громкой и четкой. Все это составляет предмет специальной науки — риторики, которая, к сожалению, не включается в программу обучения.

Из зрительных модальностей речи более распространена пассивная форма — чтение. Естественно, чтение может быть разным — от легкого до профессионального на родном и иностранных языках. С возрастанием трудности текста усиливаются умственные затраты, эмоциональные нагрузки.

Очень важными показателями эффективности чтения являются скорость и усвоение прочитанного материала. Скорость чтения рассчитывается по количеству прочитанных слов в минуту и может быть низкой — 200, средней — 250-300, быстрой — 300-450, и сверхбыстрой — 650 слов/мин. Конечно, надо стараться развивать у себя навыки быстрого чтения, так как они позволят быстрее усваивать информацию, а, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. Можно порекомендовать ряд технических приемов, способствующих ускорению чтения: читать не каждое слово, а сразу все предложение и вообще стараться схватить взглядом как можно больше текстового материала, не проговаривать читаемые слова, на это уходит время, стараться не возвращаться взглядом к прочитанному, регрессии тоже требуют времени. Вообще, при скоростном чтении глаза не переходят от строчки к строчке, а держатся посередине страницы с небольшими отклонениями влево и вправо.

Конечно, большую роль играет практика, поэтому надо сделать своей постоянной привычкой чтение как профессиональной литературы, так и газет, журналов, в том числе на иностранных языках.

Очень интересные исследования проводят сейчас в библиотеках, анализируя, какую литературу предпочитают читать разные читатели: по выбору литературы можно судить о направленности интересов, интеллектуальных особенностях, способах адаптации к жизни. Так, например, по последним исследованиям, очень популярными являются литературные произведения типа «женских романов», так как они позволяют уйтиот непонятной и тревожной действительности, окунуться в мир гармонии и финансового благополучия. Это — своего рода бегство от действительности как способ психологической защиты.

Чтение литературы, особенно профессиональной, предполагает запоминание прочитанного, и лучший мнемонический способ для этого — конспектирование.

Культура конспектирования, как и культура чтения, состоит прежде всего в отказе от поэлементного, пословного или пофразового конспектирования, что не только невозможно чисто физически (скорость письма во много раз меньше скорости мысли), но и неэффективно. Записывать надо ведущие аргументы и суждения, можно использовать при этом сокращенные способы, подобные принятым в стенографии. При конспектировании надо всегда оставлять пространство, например, поля для синхронного или последующего рецензирования прочитанного, для своих замечаний. Очень помогают при последующей работе над конспектом «цветные» выделения наиболее важных положений, обведение их рамочкой, подчеркивание и т. п.

К сожалению, в учебной практике российской школы отсутствует такой важный предмет, как каллиграфия — умение красиво и четко писать. После нескольких занятий по прописям дети остаются наедине со своими особенностями, вкусами, пристрастиями, и в результате мало кто из окончивших школу может похвастаться разборчивым красивым почерком. А ведь почерк, и в целом письменная речь, какое бы малое место они не занимали в общей структуре (всего 9%), могут дать очень подробные психологические сведения об авторе.

Существует наука графология, или психографология, которая по особенностям почерка помогает определить психологические свойства личности. Конечно, приходится принимать во внимание два обстоятельства: уровень подготовленности к письменной речи на данном языке и эмоциогенные условия написания текста. В первом случае надо говорить о наличии определенной практики (например, бесполезно пытаться оценивать почерк младшего школьника, так как он еще в стадии становления и развития). Обычно стабилизация почерка заканчивается к 22-24 годам. Во втором случае — и это уже предмет размышления для криминалистов — оцениваются изменения почерка при различных состояниях возбуждения, депрессии и т. д. Криминалисты же занимаются вопросами идентификации почерка, особенно идентификацией подписей.

Особенности письменной речи начинаются с пространственного использования: расположения слов и фраз на листе бумаги. При нормальном, рациональном использовании строчки расположены на небольшом расстоянии друг от друга (2-3 мм) слева и справа — небольшие поля (4 мм), пробелы вверху и внизу страницы — до 4 мм. Строчки ровные, не налезающие друг на друга.

Если строчки слишком плотные, буквально «слипаются друг с другом», полей и вообще промежутков нет, то можно говорить о преувеличенной расчетливости и даже скупости. Если же полей и промежутков слишком много, то скорее всего пишущий относится к разряду бесшабашных «широких» натур с не очень высокой организованностью.

Если строчки «ползут» вверх, то можно считать, что запасы нейропсихической энергии большие, а сам пишущий обладает высокой, даже завышенной самооценкой. Если же строчки сползают по краям вниз, то это свидетельствует об утомляемости нервной системы, недостаточности ее и о тенденции к заниженной самооценке.

Пробелы в конце строк, оставленные как бы из боязни перенести слово, могут быть показателями каких-то фобий, тревог.

Если почерк вообще неразборчив или мало разборчив, буквы написаны нечетко, слова недописаны, то причиной этого может быть эмоциональная неустойчивость, слабость эмоционально-волевой регуляции. И, наоборот, четкий красивый разборчивый почерк с четко расставленными знаками препинания и точками в буквах «е», «й» свидетельствует об исполнительности, аккуратности, пунктуальности, склонности к художественному творчеству.

Нелепое безвкусное исполнение некоторых букв, их вычурность, например, завитушки в заглавной букве «П», можно истолковывать как стремление произвести впечатление, самоутвердиться. Возможно, что у обладателя этих «завитушек» довольно много незрелых нелепых мыслей и поступков.

Сильный нажим свидетельствует об энергетических и организаторских склонностях пишущего. Наклон букв, который можно измерить с помощью обыкновенного транспортира, у правшей должен быть в правую сторону, в соответствии с обучением по прописям. При этом очень низкий наклон — 30-40°, буквы как бы лежат на строчке — свидетельствует о вспыльчивости и возбудимости человека, его излишней прямоте и торопливости в поступках. Оптимальный наклон — 40-50°, свидетельствующий о гармоническом развитии натуры и широком круге интересов. Наклон 5-60° и более свидетельствует о сдержанности, самообладании, свернутом в профессиональном плане круге интересов или узком диапазоне увлечений. Вертикальные или наклоненные влево буквы говорят об упрямстве, скрытности, иногда неискренности пишущего.

Мягкость, округлость при письме, плавный переход в написании букв характеризуют личность как спокойную, терпеливую, следующую в своей деятельности по линии наименьшего сопротивления, склонную к компромиссам. Большое число углообразований — это признаки упрямства, неуступчивости, требовательности к себе, резкости, даже агрессивности.

Выявлены половые, возрастные и профессиональные особенности почерка. Например, мужской почерк, в отличие от женского, характеризуется более низкими и широкими буквами, не очень постоянными по размеру и не очень связанными между собой, так называемый «рваный» мужской почерк. Почерк инженерный — это мелкие по размеру буквы, меньше 3 мм, плохо связанные между собой и с вертикальным или близким к нему наклоном.

Конечно, для окончательных выводов нельзя использовать не только графологические показатели, они должны быть усилены методами психодиагностики, но для первых этапов наблюдения и самонаблюдения графология может дать очень ценную информацию. Можно сослаться на опыт кадровых служб некоторых зарубежных стран, например Израиля, где психологи оценивают будущего кандидата по образцам его письменной речи.

Очень большое значение имеют, безусловно, содержательные характеристики письменной речи, ее смысловые и мыслительные свойства, которые показывают интересы, желания, потребности, когнитивные и креативные структуры личности. Психологи и социологи пользуются для оценки этих свойств методом контент-анализа сообщения, выделяя категории контент-анализа (так называемые контент-категории) и подсчитывая частоту использования этих категорий носителями языка. Ценность контент-анализа состоит в определении контент-категории, этого измерительного инструмента, сетки, через которую просеивается все сказанное, написанное, напечатанное и пр.

Письменная речь, по сравнению с устной, является более регулируемым процессом, более осознанным, с более замедленной обратной связью с партнером общения. Некоторые образцы письменной речи, например, деловые письма, письма-рекламы, требуют соблюдения соответствующих организационных и этических правил. Для эффективного использования их необходимы сведения об адресате с точным почтовым индексом, фамилией, именем, отчеством, точное и корректное описание проблемы (в случае с рекламой — с указанием мотивов личной выгоды), письмо должно иметь персональную подпись, лучше высокого по статусу отправителя (например, подпись президента фирмы можно передать с помощью факсимиле).

Техника исполнения современных деловых писем на принтерах, конечно, очень высока, но даже за принтером стоит человек с его привычками, образом мышления, речью, и даже в компьютерном варианте видны свойства его исполнителя.

Речь — очень сложный психический процесс, в котором смешаны свойства разных структур человека — от его индивидуальных проявлений до личностных и социальных. До сих пор в исследовательских работах по речи очень много белых пятен. Особенно это касается вопросов, связанных с моделированием и автоматизацией речи на уровнях ее распознавания и синтезирования. Идея говорящих и понимающих роботов открывает новые страницы в истории создания систем искусственного интеллекта, и эта идея принадлежит XXI веку.

Внимание

 

Актуальные, личностно значимые стимулы выделяются вниманием. Выбор осуществляется из всех сигналов, доступных восприятию в данный момент. Восприятие связано с приемом и обработкой информации, поступающей от всех органов чувств. Внимание ограничивает лишь ту часть ее, которая будет реально обработана. Примером ограничения восприятия является процесс опознания нескольких объектов, находящихся в поле зрения. Если объекты неизвестны, то опознание второго происходит только после того, как был опознан первый. По отношению к ощущениям, восприятию и мышлению внимание выполняет регулирующую функцию: оно определяет то, что будет воспринято и осознано.

Что же определяет избирательность, или направленность внимания? Существует две группы факторов:

1. Факторы, характеризующие внешнюю структуру раздражителей, т. е. физические параметры сигнала: его интенсивность, частота, новизна.

2. Факторы внутреннего происхождения: соответствие поступающей информации потребностям человека, его эмоциональному состоянию, актуальности данной информации. Недостаточно автоматизированные действия также требуют повышенного внимания.

Из этих факторов следуют способы повышения внимания: через внешнюю организацию сигнала и через приведение информации в соответствие с мотивационно-потребностной сферой личности и эмоциональным состоянием.

При организации внимания через «внешнее» нужно помнить следующее:

1. Изложение парадоксального случая или спорного утверждения повышает внимание. Использование фактора новизны особенно важно в деятельности, где возможно развитие утомления, а уровень ответственности высок. Сочетание монотонности с повышенной готовностью действовать, как это бывает в операторских профессиях по управлению важными объектами (атомными станциями, ракетными установками, воздушным и железнодорожным транспортом и т. д.), приводит к развитию эмоциональной напряженности. Последняя вызывает утомление, снижает эффективность действия в нужный момент. Активизация внимания в этих случаях способствует снятию напряженности. Поэтому в монотонной деятельности рекомендуется использование сигналов разной модальности, изменение темпа работы, введение неожиданных сигналов.

2. Значимую информацию необходимо усиливать, для этого ее можно повторить несколько раз или выделить каким-то способом. В разговоре можно сделать вид, что что-то забыто, а потом вернуться и вставить значимое замечание.

3. Неполное представление содержания также привлекает внимание. Стоит сказать, что дальше будет неинтересно, трудно, как сразу возрастает интерес к недоговоренному. И именно это запомнится. При использовании данного приема срабатывает механизм личной включенности.

4. Систематизация материала, периодическое подведение итогов и структурирование информации также эффективный способ организации внимания.

Использование внутренних факторов для привлечения внимания:

1. Излагаемый материал должен соответствовать личным интересам слушателей. Когда этого нет, то каждый человек занят своими мыслями, и убеждения или разговоры в этом случае ни к чему не приводят. Наши собеседники в лучшем случае покивают головой и забудут, о чем их просили.

2. Не рекомендуется начинать разговор со своих проблем или своей темы. Слушателей надо подготовить, а для этого следует начинать встречу на поле собеседника, с учетом его, а не ваших интересов. Постарайтесь задавать вопросы, которые требуют не односложных ответов типа: «так-так», «да», «нет», а развернутых. Сложные ответы помогают завладеть вниманием собеседника.

Описанные способы организации внимания касались тех ситуаций, когда мы пытаемся организовать внимание других людей. Это необходимо в деловых переговорах, педагогической работе или светской беседе. Но не менее значима для нас организация собственного внимания. Для этого следует определить, какими свойствами оно обладает. Основные характеристики внимания: концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем.

Концентрация внимания — это состояние нашего сознания, необходимое, чтобы включиться в деятельность, сосредоточиться на задаче. Концентрация предполагает повышение интенсивности сигнала или увеличение значимости выполняемой деятельности при ограничении поля восприятия.

Устойчивость — длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или задаче. Устойчивость непроизвольного внимания, возникающего без нашего усилия, всего 2-3 секунды. Произвольное внимание, которое достигается волевым усилием, ослабляется через 15 минут напряженной работы, затем начинает колебаться. Послепроизвольное внимание возникает как результат развития произвольного, как эффект вырабатываемости. Сознательного контроля оно не требует и со стороны похоже на непроизвольное, так как не требуется никакого усилия, чтобы сосредоточиться на материале или деятельности.

Распределение внимания — это способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность совершать сразу несколько действий. Согласно преданию, Юлий Цезарь мог делать одновременно семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон. Однако есть основания полагать, что одновременно протекает только один вид сознательной деятельности — субъективное ощущение одновременности обязано быстрому последовательному переключению с одного вида на другой. Таким образом, переключаемостъ — это обратная сторона распределения внимания. Она определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Плохая переключаемость приводит к рассеянности. Но рассеянность может быть и следствием максимальной собранности и сосредоточенности на основном объекте интересов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 207 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

748 - | 745 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.