Лекции.Орг


Поиск:




Протокол согласования учебной программы 4 страница




1. Категория бытия, ее философский смысл и специфика

2. Возникновение и развитие философской проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

3. Проблема субстанции. Монизм и дуализм. Развитие представлений о субстанции и его связь с развитием уровня естествознания.

4. Современные трактовки бытия.

5. Сопоставьте научный и философский подходы к понятию материи.

6. Чем отличается понимание материи как субстрата от понятия субстанции? Какие концепции в истории философии вы знаете?

7. Как повлияли открытия в науке XX века на развитие материалистических идей?

8. В чем состоит специфика онтологического и психического пространства и времени?

9. Объясните в чем существенное различие между субстанциальной и реляционной концепцией. Какое они имеют отношение к научным теориям И. Ньютона и А. Энштейна?

10. Какая связь существует между материей, отражением, сознанием и информацией?

11. Можно ли отождествить понятия материи и вселенной? Обоснуйте свое мнение на философских примерах.

12. Проблема сознания в философии.

13. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание и мозг.

14. Сознательное и бессознательное.

15. Онтологический статус сознания.

16. Сознание как форма моделирования действительности.

17. Сознание и самосознание.

18. Определите специфику понятий «субъект» и «объект» познания?

19. Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом, релятивизмом и скептицизмом?

20. В чем состоит специфика познавательной деятельности? Как соотносятся идеальное и материальное в практике?

21. Какие выводы следуют из абсолютизации истины или преувеличения момента относительности в ней?

22. Сопоставьте понятия «истина», «ложь», «заблуждение», «мнение», «вера».

23. Охарактеризуйте понятие истины с точки зрения конвенционализма, прагматизма, диалектического материализма.

24. Может ли объективно истинное значение с течением времени стать ложным? Если да, то приведите примеры подтверждающие это.

25. Определите уровни эмпирического и теоретического исследования.

26. Проблема в научном исследовании.

27. Наблюдение и эксперимент.

28. Что такое факт?

29. Гипотеза и ее роль в развитии научного знания.

30. Определите понятие теория в научном знании.

31. Что такое наука.

32. В чем смысл научного познания?

33. Перечислите функции науки.

34. Приведите критерии истинности научного знания.

35. Перечислите приемы и методы научного мышления.

36. Определите понятия анализа и синтеза?

37. Дать определение абстрактному и идеализированному.

38. Назовите разницу между обобщением и ограничением.

39. Объясните в чем противоположность конкретного и абстрактного.

40. Какую роль в научном познании играют методы исторического и логического мышления?

41. Сопоставьте различные концепции происхождения человека в религии, науке и философии.

42. Существуют ли реально «общечеловеческие ценности» и какие именно?

43. Человек и личность — это тождественные понятия. Можно ли согласиться с данным суждением, и какие выводы из этого следуют?

44. Каково соотношение биологической и социальной эволюции в истории человечества?

45. Проблема природы и сущности человека в философии.

46. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

47. Диалектика исторической необходимости и свободы личности.

48. Свобода и ответственность личности.

49. Какими понятиями оперируют сторонники постмодернизма?

50. Охарактеризуйте новый тип мышления, который моделирует Жиль Делез в книге «Логика смысла».

51. Какова сущность «искусства поверхности» и его аналога — юмора — в культуре XX века?

52. Что такое симулякр и симуляция?

53. Раскройте понятия: «образ зеркала», «виртуальная реальность».

54. «Экономика — это ключ к пониманию жизни человека вообще». В каком философском направлении нашло отражение такое понимание сущности человека?

55. «Человек — это общественное животное, обладающее разумом». Кому из известных философов принадлежит это высказывание?

56. Сопоставьте понятия «общество», «община», «общение».

57. Сравните смысл слова «закон» в словосочетаниях «закон физики», «правовой закон», «закон общественного развития».

58. Какие критерии были положены К. Марксом в основание формационной типологии общества?

59. Какие типологии общественного развития вам известны?

60. Назовите основные формы общественного сознания. Определите их роль в культуре и жизни общества?

61. Наука и техника — единая система преобразования мира.

62. Понятие научно-технического прогресса.

63. Верно ли, что наука и техника выступают как одна из форм деятельности человека по практическому изменению мира? Обоснуйте свой ответ.

64. В чем сущность научно- технического прогресса?

65. Что такое техника? Что она может дать человеку и чего она лишает его?

66. Каково проблемное поле философии техники?

67. Обозначьте предмет технического знания.

68. Какова природа технического знания? Какие объекты оно исследует? Какие цели ставит перед собой?

69. Охарактеризуйте этапы эволюции взаимоотношений техники и науки.

70. Как соотносятся техника и искусство? В чем их сходство и в чем отличие?

71. Каковы проблемы технического развития в теории М. Хайдеггера?

72. Дайте анализ идей технократии в творчестве Т. Веблена.

73. К обострению каких проблем современности приводит неограничиваемое развитие техники?

74. Ф. Бэкон сказал: «Природу побеждают подчиняясь». Согласны ли Вы с этим?

Темы рефератов:

1. Современные представления об уровнях организации материи.

2. Проблемы классификации форм движения материи.

3. Специфика социального времени и пространства.

4. Категория материи в современной философии и науке.

5. Информация как важнейшее свойство материи.

6. Рациональное и иррациональное в познании.

7. Познание и творчество.

8. Понятие истины в современных философских концепциях.

9. Взаимосвязь языка, мышления и мозга.

10. Значение опыта в процессе познания.

11. Философия науки в XX веке. Основные проблемы и перспективы.

12. Основные этапы взаимодействия философии и науки.

13. Наука как социальный институт. Роль науки в современном мире.

14. Философия и физика. История и перспектива взаимодействия.

15. Смена парадигм в науке.

16. Человек как объект философского рассмотрения: исторический и логический аспекты.

17. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема бессмертия.

18. Проблема человека в западной философии XX века.

19. Феномен человека в русской философии.

20. Проблема смысла жизни в произведениях А. Камю.

21. Человек и машина. Научный прогноз.

22. Религиозные концепции бытия человека.

23. Понятие общества в истории философии.

24. Формационный и цивилизационный подходы к обществу.

25. Индустриальное и постиндустриальное общество.

26. Личность и общество. Типы и социальные роли личности.

27. Теория социальной стратификации.

28. Концепции общественного прогресса в истории философии.

29. Культура в трудах мыслителей Древней Греции и Рима.

30. Культура и цивилизация в трудах мыслителей Нового времени.

31. Философский анализ техники М. Хайдеггера.

32. Философский анализ техники К. Ясперса.

33. Философский анализ техники Х. Ортега-и Гассета.

34. Технологическая экспансия и полемика вокруг нее.

35. Деятельность Римского клуба по изучению глобальных проблем современности.

36. Современная философия техники: Л. Мамфорд, Ж. Эллюль.

37. Темы технологической агрессии в творчестве Н.А. Бердяева.

38. Технократическая концепция Т. Веблена и его последователей.

39. Концепция «технотронного общества» З. Бжезинского.

40. Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла.

7.1.3 Терминологические задания ко всему курсу:

1. Впишите ключевое слово в определение:

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной ____________ связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

 

2. Впишите ключевое слово в определение:

Идеализм – философское направление, которое исходит из первичности ____________ по отношению к материальному.

3. Впишите ключевое слово в определение:

Материализм – философское направление, которое исходит из первичности __________ по отношению к духовному.

4. Впишите ключевое слово в определение:

Гуманизм – философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности __________ и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.

 

5. Впишите ключевое слово в определение:

Онтология – учение о _________.

6. Впишите ключевое слово в определение:

Гносеология – учение о _________.

 

7. Впишите ключевое слово в определение:

Аксиология – учение о _________.

 

8. Впишите ключевое слово в определение:

Сциентизм – абсолютизация роли __________ в обществе.

 

9. Впишите ключевое слово в определение:

Иррационализм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.

 

10. Впишите ключевое слово в определение:

Нигилизм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.

 

11. Впишите ключевое слово в определение:

Сенсуализм – философское направление, выводящее все познание из _____________.

 

12. Впишите ключевое слово в определение:

Пантеизм – это представление о том, что __________ существует повсюду в мире (природе).

 

13. Впишите ключевое слово в определение:

Гилозоизм – философское направление, которое считает всю материю ___________ и одушевленной.

 

14. Впишите ключевое слово в определение:

Рационализм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________ знание.

 

15. Впишите ключевое слово в определение:

Эмпиризм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________ знание.

16. Впишите ключевое слово в определение:

Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании __________ формы движения как единственно объективной.

 

17. Впишите ключевое слово в определение:

Субъективизм – мировоззренческая позиция, отрицающая существование _________ законов природы и общества.

 

18. Впишите ключевое слово в определение:

Натурфилософия (философия ________) – философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.

 

19. Впишите ключевое слово в определение:

Релятивизм – методологический принцип, абсолютизирующий __________ и условность содержания познания.

 

20. Впишите ключевое слово в определение:

Теоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.

 

21. Впишите ключевое слово в определение:

Антропоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.

 

22. Впишите ключевое слово в определение:

Конвенционализм –философское направление, подчеркиваю­щее, что научные постулаты покоятся на __________ ученых.

 

23. Впишите ключевое слово в определение:

Гедонизм – этическое направление, рассматривающее __________ в качестве основного мотива человеческой деятельности.

 

24. Впишите ключевое слово в определение:

Волюнтаризм – философское направление, признающее в качестве первоосновы бытия _________.

 

25. Подберите термин, противоположный понятию «материализм».

 

26. Подберите термин, противоположный понятию «идеализм».

 

27. Подберите термин, противоположный понятию «реализм».

 

28. Подберите термин, противоположный понятию «номинализм».

 

29. Подберите термин, противоположный понятию «пессимизм».

 

30. Подберите термин, противоположный понятию «индукция».

 

31. Подберите термин, противоположный понятию «дедукция».

 

32. Подберите термин противоположный, понятию «диалектика».

 

33. Подберите термин противоположный понятию «эмпиризм».

 

34. Подберите термин противоположный понятию «рационализм».

 

35. Подберите термин противоположный в гносеологии понятию «истина».

 

36. Подберите термин противоположный понятию «причинность».

 

37. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) слепая воля;           

б) воля к власти;       

в) воля к жизни;

г) жизненный порыв.

 

38. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) первоначало;           

б) сознание;       

в) материя;

г) субстанция.

 

39. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) онтология;             

б) гносеология;         

в) этика;

г) филология.

 

40. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) Я;        

б) Оно;    

в) Сверх-Оно;

г) Сверх-Я.

 

41. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие;

б) первоначало;

в) экзистенция;

г) субстанция;

д) сублимация.

 

42. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) формация;

б) логос;

в) идея;

г) мораль;

д) фальсификация.

 

43. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) этика;

б) универсалии;

в) первоначало;

г) диалектика;

д) вещь в себе.

 

44. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие;

б) метафизика;

в) гуманизм;

г) формации;

д) воля к власти.

 

45. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) универсалии;

б) идея;

в) естественное право;

г) атом;

д) Сверх-Я.

 

46. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:

а) онтология;                                    1) красота;

б) гносеология;                                     2) нравственность;

в) этика;                                  3) истина;

г) эстетика;                                            4) бытие.

47. Соотнесите философские категории и их авторов:

а) идея;                                           1) Ницше;

б) социология;                               2) Конт;

в) сверхчеловек;                            3) Платон;

г) воля к жизни;                             4) Шопенгауэр.

 

48. Установите соответствие философской категории и ее автора:

а) моральный императив;     1) Демокрит;

б) атом;                                   2) Аристотель;

в) этика;                                  3) Кант;

г) бытие;                                  4) Парменид.

7.1.4 Кроссворды:

Кроссворды:

Кроссворд 1

По горизонтали

3. Чему Конфуций дал первое наиболее глубокое и значительное определение 4. Понятие древнегреческой философии, введённое анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество 5. Душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом 7. Древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. являются частью вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути 9. Как называется первый период в античной философии (vii–iv вв. до н. э) связанный со становлением и развитием греческого классического рабовладения 10. Учение о природе, сущности познания 11. Исторический термин, обозначавший (примерно до xviii века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания 12. Круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии 14. Быть мудрым - это стремиться к... (конфуций) 15. Древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик анаксимандра 16. Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового 17. Древнегреческий философ, представительмилетской школы натурфилософии, ученик фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («о природе», 547 до н. э.) 21. Древнегреческий философ, математик, ученик Пифагора, современник Сократа и Демокрита 22. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал… 23. Как называется наиболее характерная черта философской мысли эллинистического периода (стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом) 24. Древнегреческий странствующий поэт и философ. Покинул ионийский Колофон из-за персидского нашествия. Путешествуя по городам Греции, в старости побывал в Южной Италии и поселился в Элее. Считается основателем элейской школы и учителем парменида («первый среди элеатов цельный ум» 25. Считал мудрость наукой всех наук

По вертикали

1. Автор идеи о том, что все течет - все меняется 2. Древнегреческий философ. Один из старших софистов. Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий. Будучи в Афинах, помимо других, он общался с периклом и еврипидом 6. Основополагающий принцип философского 8. Позиция, существующая в философии, теории познания итеологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности 13.Термин платоновской философии, обозначающий припоминание человеческой душой вечных идей, которые она созерцала до своего рождения в смертном теле 18. Наука о Мудрости, учение о соотношении мудрости и культуры 19. Что есть мудрость, приведённая в действие 20. Следующий за классическим греко-римский этап в философии.

Кроссворд 2

 

Вопросы:

 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

2. (у Гегеля тождественен абсолютному духу) - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.. 3. раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. 5. исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. 7. философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности.. 9. направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.. 10. богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога (система догм христианского вероучения).. 11. бессмыслится, нелепость. 14. философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.. 16. процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.. 17. раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания. 18. направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю - вторичными..

 

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал: духа и материи, идеального и материального. 4. (прил.) термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира, характеризует высшие и универсальные предметы метафизического познания (единое, истинное, благое и т.д.). 6. мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. 8. особая духовная деятельность, похожая на науку и на культуру. Это учение о бытии и его отражении в человеческом сознании. Это исследование предельных значений отношения человека к миру. Это невразумительные ответы на нерешаемые вопросы.. 12. мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Это анализ собственных мыслей и представлений. 13. философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность. 15. совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей...

7.1.5 Тексты для самостоятельного анализа:

Критика чистого разума.

Иммануил Кант (1724–1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. (Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6-ти т. Т.3. М., 1971. С.75–76, 120–121, 123.)

Прочтите фрагменты из сочинений И. Канта и ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Каков предмет трансцендентальной философии?

2. В каком смысле трансцендентальная философия является пропедевтикой чистого разума?

3. Что означает «критика» чистого разума?

4. Какой разум Кант называет «чистым»?

5. Какую способность духа Кант ставит в центр своих философских исследований?

 «Наш век не намерен больше ограничиваться мнимым знанием и требует от разума, чтобы он вновь взялся за самое трудное из своих занятий — за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с другой стороны, был бы в состоянии устранить все неосновательные притязания — не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.

Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов…

Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать критикой чистого разума. Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания. Поэтому чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловно априорного знания… Мы можем назвать науку, лишь рассматривающую чистый разум, его источники и границы, пропедевтикой к системе чистого разума. Такая пропедевтика должна называться не учением, а только критикой чистого разума…, она может служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений… Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не только предметами, сколько видами нашего познания, предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.

Таким образом, трансцендентальная философия есть наука одного лишь чистого спекулятивного разума, так как все практическое, поскольку оно содержит мотивы, связано с чувствами, которые принадлежат к эмпирическим источникам познания».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 401 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

784 - | 736 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.