Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Миф как универсальная структура первобытного сознания: классификация мифов




Миф – это наиболее ранняя форма выражения человеком своего отношения к миру.

Мысль в мифе выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах.

В качестве иллюстрации к теме приведем примеры из древнегреческой мифологии.

 

МИФ:

Кронос был одним из титанов, родившимся от брака бога неба Урана и богини земли Геи.

Он поддался на уговоры матери и оскопил своего отца Урана, чтобы прекратить бесконечные рождения его детей.

Во избежание повторения судьбы отца Кронос стал проглатывать всех своих отпрысков.

Но в конце концов его жена не выдержала подобного отношения к их потомству и дала ему проглотить камень вместо новорожденного.

Рея спрятала сына, Зевса, на острове Крит, где он и вырос, вскормленный божественной козой Амалфеей.

Его охраняли куреты – воины, которые заглушали плач Зевса ударами в щиты, чтобы Кронос не услышал.

Возмужав, Зевс сверг своего отца с трона, заставил его исторгнуть своих братьев и сестер из чрева и после продолжительной войны занял его место на светлом Олимпе, среди сонма богов.

Так Кронос был наказан за свое предательство.

 

Миф (особенно простейший) близок к сказке: и по наличию фантастических мотивов, и по содержанию – олицетворению явлений природы и человеческих свойств.

И в сказке, и в мифе явления природы, животные, предметы изображаются как люди и ведут себя как люди.

Но есть существенное отличие мифа от сказки.

Сказки создавались для развлечения или морального назидания, но они ничего не объясняли.

А основной функцией мифа была этиологическая (объяснительная) функция.

Карл Павлович Брюллов Нарцисс, смотрящий в воду

МИФ:

О происхождении цветка нарцисса существует древнегреческая легенда о Нарциссе.

У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша.

Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный молодой человек отверг ее страсть.

Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит».

За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него.

Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.

 

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира – при чрезвычайном их многообразии – целый ряд основных мотивов и тем повторяется.

К числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат мифы о животных.

 

Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных.

Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов очень много, например, у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными.

Мифы о превращении людей в животных и в растения присутствуют едва ли не у всех народов земного шара

Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом листе (нимфа Дафна), о пауке Арахне и др.

 

МИФ:

История любви Аполлона и Дафны рассказана Овидием.

Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно богине Артемиде.

Аполлон же, домогавшийся любви прекрасной нимфы, вызвал у нее ужас.

Спасаясь от преследований аполлона, Дафна обратилась к своему отцу, речному богу Пенею.

Пеней превратил Дафну в лавровое дерево.

Аполлон от горя сделал лавр своим священным растением и украсил голову венком, сплетенным из лавровых ветвей.

 

Очень древними являются мифы о происхождении солнца, месяца (луны), звезд – солярные, лунарные, астральные мифы.

В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других – создание солнца (не олицетворенного) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.

 

МИФ:

Гелиос, в самом имени которого заключено сияние, блеск, полыхание солнечного огня, принадлежал поколению титанов, считаясь сыном титанов Гипериона и Тейи, братом богини Луны Селены и утренней зари – Эос.

Эллинский бог солнца – это древнейшее доолимпийское божество, своей стихийной силой дарующее жизнь и наказывающее слепотой преступников.

Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей, чаще всего дурные.

Гелиоса «всевидящего» призывают в свидетели и мстители.

Это он сообщил Деметре, что Персефону похитил Аид.

 

В числе широко распространенных мифологических мотивов – мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти; сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире, о судьбе.

 

МИФ:

Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В древнегреческой мифологии Мойры – это богини судьбы.

Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры - Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее).

Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами – разрыв нити означал смерть.

 

Особое и очень важное место занимают мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ: добывании огня, изобретении ремесел, земледелия, а также установлении среди людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.

Их введение обычно приписывается культурным героям.

 

В мифологии развитых аграрных народов существенное место занимают календарные мифы, символически воспроизводящие природные циклы.

Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге очень хорошо известен в мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытного охотничьего хозяйства (миф об умирающем и воскресающем звере).

Так родились мифы об Осирисе (Древний Египет), Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Фракия, Греция) и др.

Сравнительное изучение мифов разных народов показывает, что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во-вторых, что уже сам набор тем, сюжетов, охватываемых мифами, – вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, устройства социальной сферы, тайны рождения и смерти и др. – затрагивает широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 399 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2151 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.