Пятый Пазырыкский курган
5 Пазырыксий курган принадлежит Отделу первобытной культуры.
/Изначально, первые массовые поступления были при Е2 – камеи/
Пазырыкские курганы принадлежат к скотоводческому племени Древней Сибири 5-4 в д.н.э.
Черты кургана на Алтае:
1. прямоугольная могильная яма
2. захоронение человека в деревянном срубе
3. захоронение коней, повозки
4. земляная насыпь, прикрытая каменными курганами.
Образование:
1) насыпь камней не прогревается солнцем
2) внутрь проникает холодный воздух и замораживает землю до 7м
3)вода,ктр накапливается, стекает вниз в могилу и замерзает
4) лед сковывает могилу
Благодаря многовековому льду – могилы(погребальные тела, трупы коней, бытовые предметы из меха, войлока,кожи,дерева) прекрасно сохраняют свой вид.
Экспозиция 1. – СРУБ с погребальной камерой и гробом на 2-х людей
/бревнам сруба более 2тыс. лет/
В гробу лежали 2 мумии –мужчина и женщина.+ рядом были погребены 9 коней и разобранная погребальная повозка
Экпозиция 2. – МУМИЯ мужчины- пазырыкский вождь –выставляется с сер 20 века
/!совеременники Александра Македонского!/
(имеются швы на теле, через которые были вытащены все внутренности, а сама полость была заполнена травяным снадобьем-для лучшего сохранения).
/в народе называют «андрюша»/
Экспозиция 3. – КОЛЕСНИЦА (повозка)
Изначально была разобрана по частям. Чтобы ее собрать археологам понадобился 1год.
Из дерева-березы, без гвоздей + нет поворотного механизма(либо большой радиус необходим был для поворота либо ее переносили)
/что интересно – только высокопоставленных особ хоронили с повозкой/
Экспозиция 3. – КОВЕР
Изначально ковер предназначался для шатра, в котором лежали гробы, пока строился курган.
В форме аппликации, окрашенный минеральнами красками.
Композиция – мужчина на коне подъехал к женщине на троне,в руках у нее растение
Женщина знатная,это определяется по слеудющим признакам:
- она больше чем мужчина
- уши- у мужчины нет, у нее ушная раковина повернута в другую сторону
- растение в руках женщины – одновременно цветы и бутоны разного цвета(в природе такого не бывает)- фантастическое растение
Экспозиция 4. – ВОЙЛОЧНЫЙ ЧЕПРАК
Чепрак- ковер-подстилка которая перебрасывалась через седло всадника.
В витрине представлено их два:
1- с отделкой из шерстяной иранской ткани – единственный в мире оразец иранской художественной ткани, окрашенной пурпуром(пурпур получался из моллюсков,которые обитали в индийском океане)
2-с отделкой из китайского шелка – золотая ткань, полученная от дикого шелкопряда
Экспозиция 5 – КОВЕР «Шерстяной узелковый ворсовый стриженный ковер»
Древнейший сохранившийся ковер, рисунок:
-в центре 24 квадратика с растительными фигурами
-вокруг- фриз- с ланями у которых развернуты рога в другую сторону
-фриз широкий – изображены всадники + коневоды
- внешний фриз – грифоны
Отдел Востока. Основные коллекции и экспозиции.
Мы находимся на экспозиции Китая, в Эрмитаже представлена замечательная коллекция прикладного искусства от раннего до позднего периода, в коллекцию входят: фарфор, мебель, шелк, лаки, живопись.
Отдел Востока был создан в 1920г. и состоит из 5 секторов: Древнего Востока, Среднего Востока, Ближнего Востока и Византии, Дальнего Востока, Средней Азии и Кавказа.
Отдел располагает:
- богатой коллекцией фарфора. /изнач кит. Фарфор (по мнению китайцев) появился во времена появления печей и технологий обжига – ок 7 века д.н.э; по мнению европейцев с 6-7 веков н.э.):
1)Фарфор, надглазурная роспись в гамме "зеленого семейства".Китай, конец XVIIв. - первая половина XVIIIв.
2)Фарфор, подглазурная роспись кобальтом. Китай. Мастерские Цзиндэчжэнь. Конец XVII - первая половина XVIII века.
3) Фарфор, монохромная цветная глазурь. Мастерские Цзиндэчжэнь.XVIII век.
- бронза золоченная (Франция- очень дорого)
4) Фарфор с "зеркальной" глазурью.
- китайской живописью /на стенах 4 свитка -2горизонтальных и вертикальных/ - живопись по шелку, тк шелк был как бумага
- это подобие того что висит
(красный квадрат – это личная печать исператора прявящей в то время династии, тескт –стихи (читаются справа-налево).
- ширма коромандельского лака
-сюжет праздник весны в женском императорском гареме
Секрет лака долгое время оставался тайной, мастера веками совершенствовали свое искусство, постоянно усложняя состав лаков. ТК процесс изготовления лака трудоемкий, долгий и дорогой, лакированные изделия изначально -предмет роскоши, доступными лишь императору, знати и высокопоставленным чиновникам. Техника: 1, деревянная основа покрывается смесью сырого лака и грунтовки.
2, полировка грунта и на него накладывается множество тонких слоев черного или коричневого лака.
3, далее после засыхания прорезаются узоры, которые обязательно достигают белого мелового грунта
4, узоры расписываются лаком или масляными красками, иногда с золотым напылением
В залах экспозиции «Дальний Восток и Центральная Азия» размещены частично утраченные, частично восстановленная настенные росписи (росписи пещерных и наземных буддистских храмов из Карашарского, Турфанского и Кучарского оазисов, расположенных по маршруту Великого Шёлкового пути), доставленные в 1914–1915 годах экспедицией академика С. Ф. Ольденбурга из монастыря Цянь Фо-дун («Пещеры тысячи будд»).Роспись является свидетельством единства буддийского мира в Индии, Центральной Азии и Китае домонгольского периода.,