Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 5. Социология культуры.




 

Культура – исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово cultura (лат.) обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого его употребления в человеческой речи это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а так же виды деятельности. (Пример: мы говорим, что человек культурен, если владеет языками, вежлив в обращении с другими или правильно владеет ножом и вилкой. Но представители примитивных племён всем этим не владеют и, тем не менее, имеют свою культуру - обычаи, традиции и даже примитивное искусство).

В обыденном понятии культура – это духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, включая прежде всего искусство и образование. Но существуют министерство и учреждения культуры. И как тогда относится к понятиям «культура производства», «культура управления» или «культура общения»? Многоплановость понимания культуры породила многочисленные ложности связанные с научным его понятием. В ХIХ и особенно в ХХ веке, в различных областях научной деятельности было сформулировано по различным оценкам от 200 до 600 определений культуры.

 

Вопрос 1. Понятие, сферы проявления и характеристики культуры.

 

Понятие «культура» близкое к его современному содержанию сложилось в конце ХVII века, когда немецкий учёный С. Пуфендорф рассматривал культуру - как содеянное человеком без учёта в нём самом и окружающей среде природного начала. Как явление социальной жизни, составляющее предмет научного интереса, культура начинает исследоваться в эпоху Просвещения, во 2-й половине ХVIII века (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердер, И. Кант).

Наиболее удачное определение понятия «культуры», по видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 году. Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Если прибавит к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то очевидно, что:

Культура - это всё что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. В настоящее время все основные подходы к понятию «культура» можно сгруппировать следующим образом:

· Аксиологический подход – культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей.

Он предполагает наличие эталона, идеала который может быть установлен произвольно, что учитывает историчность и объективное своеобразие каждой культуры. В нём так же не раскрывается сам процесс созидания культуры и не представлен человек как субъект творчества.

· Нормативно-описательный подход – культура понимается как совокупность норм, принятых в данном обществе, группе и регулирующих жизнедеятельность людей (политико-правовых и нравственных регуляторов, правил и способов трудовых операций, навыки повседневной жизнедеятельности и поведения).

В нём не выявляется сущностное содержание культуры и её социально исторические корни.

· Антропологический подход – в нём культура выражает сущность человека, как мера его собственного развития и способа реализации.

В нём изучаются обычаи, традиции, ритуалы, обобщаются формы поведения людей, вскрываются их культурные смыслы.

· Семиотический подход – культура определяется как система знаков, принятых для управления поведением и упорядочения жизни людей, для интегрирования их в единое социокультурное пространство.

Знак – это слова, рисунки, вещи и т.д., который имеет значение и может служить средством передачи смысла. Но при этом культура возможна лишь в той группе, в которой группы общаются.

· Структурно-функциональный подход – культура понимается как система структур и функций, направленная на поддержание образа жизнедеятельности людей.

Их реализация осуществляется посредством исторически сложившихся социальных институтов. При этом.культура, как часть социальной системы, понимается узко, а так же не учитывается в полной мере её развитие.

· Деятельностный подход – наиболее адекватный, он может аккумулировать все выше перечисленные. Культура рассматривается как небиологический, специфически человеческий способ деятельности.

Ценность каждого из перечисленных подходов имеет свои достоинства и свои ограничения. Для рассмотрения культуры с точки зрения социологии необходимо дать такую её трактовку, которая дала бы возможность её интерпретации на базе конкретной информации. С этих позиций наиболее рациональным является ценностный подход, заложенный в отечественной социологии П.А. Сорокиным, В.П. Тугариновым и Д.И. Чесноковым и разделяемый западными исследователями с учётом деятельностного подхода. Согласно ему:

Культура - единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций и т.д.

В широком смысле слова существуют 3 сферы проявления культуры:

· Отношение человека к окружающей природе.

· Отношение человека к другому человеку.

· Отношение человека к самому себе.

Культуру невозможно рассматривать вне рамок этического и эстетического видения мира, так как она является специфическим проявлением ценностного отношения человека к природе и обществу. Прежде всего формирование этических и эстетических вкусов происходит в процессе трудовой деятельности. Повышение этики и эстетики производственных отношений – это не только духовная, но и экономическая потребность, имеющая огромное значение в условиях соревнования технических идей.

Настоящей потребностью является формирование этических и эстетических вкусов и навыков поведения человека в быту, в повседневной жизни (культура общения, нормы поведения, правила хорошего тона, проведение свободного времени). Сущность этических и эстетических ценностей во всех сферах общественной жизни раскрываются через осознанное отношение к действительности (стремление человека к красоте и воспитанию вкуса).

Говоря о этических и эстетических ориентация, необходимо учитывать и роль свободного времени, где важен не только количественный рост, но и качественное изменение методов организации свободного времени, в том числе и новые формы его проявления.

Этические и эстетические идеалы постоянно подвержены изменениям, что находит отражение в новых тенденциях развития культуры.

Выделяют следующие существенные характеристики культуры:

· культура относится, преимущественно, к духовной сфере жизни общества,

включая в себя ценности, смыслы, представления, идеалы. Но существуют и понятия материальной культуры, которые опредмечивают духовную культуру данного общества в зданиях, технологиях, приборах, вещах, произведениях искусства т.д.;

· культура носит символический характер: она определяется теми условными

значениями, которые люди предписывают объектам, социальным фактам, действиям и отношениям;

· культура обладает многослойной и многоаспектной структурой: принято

различать высокую элитарную, народную и массовую культуру, которые складываются из субкультур;

· культура выполняет регулятивные функции, организуя общество посредством

общепринятых образцов и норм поведения;

· культура самобытна: культуру каждого общества следует оценивать как

таковую, с точки зрения внутренних закономерностей её саморазвития, а не с позиций другой культуры;

· культура носит исторический характер, изменяясь со временем. Она более

консервативна по сравнению с другими сферами общественной жизни, но активно с ними взаимодействует, испытывая влияние социальных изменений и в то же время являясь их фактором.

 

Вопрос 2. Структура, типы и функции культуры.

 

Изучение структуры культуры началось с 1949 года, когда американский исследователь Э. Хобель выделил для её изучения самую маленькую единицу культуры:

· культурный элемент это неделимая единица поведенческого образца или материального продукта.

(Пример: элементы материальной культуры - гвоздь, карандаш, отвёртка, а нематериальной – пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги или поцелуй как форма приветствия).

Более крупными частями культурной структуры являются:

· культурный комплекс – это совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

(Пример: танец, спортивная игра, но самым ярким примером культурного комплекса является этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Он характеризует не просто цивилизованное, но прежде всего светское общество, которое строит свои отношения на почтительном уважения одного человека другим).

· культура института – это серия культурных комплексов, определяющей наиболее важные виды человеческой активности.

(Пример:институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнёра, свадебный культурный комплекс, заботу о детях и т.д.) Но не все комплексы являются принадлежностью социальных институтов. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть: взаимосвязаны (управление людьми, создание материальных благ) и изолированы (выращивание цветов, коллекционирование предметов).

· культурное наследие – это совокупность всех культурных комплексов, присущих данному этносу, либо всему человечеству.

Это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Но оно часто идеализируется и окружено ореолом, положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются.

· культурные универсалии – это культурное наследие в масштабе человечества.

Это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества (Пример: спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, танцы, брак, музыка).

Каждое общество имеет свою совокупность культурных образцов, поэтому в нём существует:

Доминирующая культура(всеобщая)– это некоторая совокупность культурных образцов, которые по их роли и месту в общественной жизни, на данном этапе развития общества, принимаются и разделяются всеми его членами.

Она преобладает, господствует, задаёт и предписывает образцы, стандарты образа жизнедеятельности. (Пример: - в Средние века доминирующая культура была связана с религией; - в СССР 30 лет назад можно было говорить о наличии доминирующей культуры коммунистической идеологии).

В тоже время общество включает некоторые социальные группы, которые развивают определённые культурные комплексы, не разделяемые всеми членами общества (молодёжная культура, культура предприятия), а так же группы развивающие смешанную культуру. Такие термины как «армейская жизнь», «жизнь в коммуналке» отражают картину культурных особенностей разных типов социальных взаимодействий. Поэтому существует:

Субкультура культура (частичная) - это культурные образцы, тесно связанные с доминирующей культурой, и в то же время отличающиеся от неё.

Субкультурныеразличия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и другими различиями. Они выражают специфику положения, интересов потребностей групп и поэтому видоизменяют общепринятые нормы и ценности, отклоняются от них. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определённой субкультуры. Её место и роль в обществе зависит от и численности, консолидированности, активности, характера ценностей, образа жизни индивидов и от ситуации в обществе.

В настоящее время актуальными становятся темы компьютерной субкультуры, которая рождает особый стиль общения. Она обедняет языковую культуру человека, приучая его мыслить в простейших логических структурах (по типу «да-нет»). Значительный интерес представляет изучение криминальной субкультуры – символы, речь, песни и образ жизни которой, к сожалению, широко распространены, в современной России и влияют на разнообразные стороны культуры (эстраду, кино, литературу).

В силу социальных, политических или экономических обстоятельств могут существовать:

Контркультура – это субкультура с образцами поведения, вступающими в противоречие с нормами и ценностями доминирующей культуры, которая проявляя себя разрушительно, действует против доминирующей культуры и стремиться занять её место.

(Пример: христианская культура начиналась как контркультура, а затем стала доминирующей в Европе).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1591 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.