Коктебель (бумага, сангина)
Прибой (бумага, карандаш, мел)
Краткий словарь терминов
Абрис — линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур; линейный контурный рисунок, выполненный методом калькирования.
Акцент — подчеркивание изображаемой фигуры, лица, детали изображения цветом, светом или линией, фокусировка внимания зрителя на изображаемой детали методом выделения линией, тоном.
Аксонометрия — способ трехмерного изображения формы на плоскости, один из видов перспективного изображения.
Блик — элемент светотени на форме предмета, наиболее светлое место на освещенной поверхности изображаемого предмета.
Воздушная перспектива — изменение цвета, характера очертания и степени освещенности изображаемых предметов в зависимости от степени увеличения световоз-душной прослойки между наблюдателем и изображаемым предметом.
Детализация — тщательная проработка деталей изображения.
Жанр — понятие теории искусства применительно к литературе и изобразительному искусству. Объединение произведений по принципу сходства их тематики: жанр натюрморта, интерьера, портрета, пейзажа, сюжетной картины.
Законченность — стадия в работе художника над длительным рисунком, когда достигнуто окончательное приведение деталей к целому, окончательное обобщение образа, в более узком смысле — окончательное выполнение определенной изобразительной задачи.
Композиция — согласованность частей произведения, выявленная на плоскости его структура в соответствии с общим замыслом художника; уравновешенность и согласованность пластически-зримых форм рисунка.
Композиционное построение — размещение изображения в пространстве картинной плоскости или графического листа в соответствующих размере, формате, материале; определение центра узла композиции и подчинение ему второстепенных деталей (частей) изображения, группировка и соподчинение частей произведения в едином целом, пластическая целостность произведения. При работе с натурой также поиск изобразительного мотива, подбор и расстановка предметов изображения, постановка живой модели. Длительный процесс, связанный с поиском оптимального перспективного построения изображения, лучшей согласованности масштабов и пропорций изображаемых предметов, выразительного тонального решения рисунка.
Конструкция формы — сущность, характерная особенность строения любой формы, проявляющаяся в гармоничном взаимоотношении частей и целого; соотношение частей формы предмета, их пропорциональные соотношения.
Контраст — художественный прием, сопоставление противоположных качеств в составе единого целого; обычно световой (цветовой) и тональный К. (соотношение светлого и темного в изображении); средство выделения главного, благодаря чему достигается большая выразительность передачи формы.
Кроки — быстрая зарисовка с натуры, также беглая фиксация общего композиционного решения.
Манера — индивидуальные приемы работы в той или другой технике рисунка, наиболее характерная для данного автора техника формотворчества.
Моделировка — в рисунке обычно моделировка тоном (светотенью) с учетом перспективного изменения изображаемой формы; передача формы изображаемых предметов или фигур в условиях того или иного освещения.
Модель — объект изображения, предмет, гипсовый слепок, живая натура. Ср. Натура.
Натура — объекты действительности, выбранные для рисования, которые художник непосредственно наблюдает в процессе длительного исполнения рисунка.
Натюрморт — жанр изобразительного искусства; в рисунке обычно изображение окружающих человека вещей, предметы быта, объекты живой природы, композиционно организованные в единое изобразительное целое.
Нюанс — тонкий светотеневой оттенок, легкий переход от света к тени.
Объем — изображение трехмерности формы на плоскости. Передается при помощи точного конструктивного и перспективного построения предмета, а также при помощи светотеневых градаций: бликом, светом, полутенью, собственной и падающей тенью, тональными рефлексами.
Основа — в рисунке специально подготовленная изобразительная поверхность (картон, бумага и т. п.), на которую наносят изображение.
Отношения — взаимосвязь элементов изображения, выделяемая в процессе наблюдения и изображения той или иной формы, например тонов различной светлоты (тональные О.), метрические свойства предмета (пропорциональные О.), распределения форм в пространстве (пространственные О.).
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в рисунке вид, изображение какой-либо местности, фрагмента природного окружения человека.
Перспектива — изменение форм и размеров предмета, их окраски на расстоянии; оптическое искажение форм предметов, их размеров и пропорций, вызываемое их перспективным сокращением (линейная П.); определение изменения цвета, очертания и степени освещенности предмета, возникающих по мере его удаления от наблюдателя (воздушная П.).
Пластика — выразительность формы в графических, живописных и скульптурных произведениях.
Полутень — один из элементов светотени, ее градация на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.
Полутон — переходный тон между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета; одно из средств моделировки формы.
Портрет — жанр изобразительного искусства; изображение человека или группы людей.
Ракурс — перспективное сокращение изобразительных форм, живых и предметных, изменяющее их внешний вид; обусловлен положением натуры в пространстве и точкой зрения наблюдателя на нее в результате перспективного сокращения.
Ритм — равномерное чередование или повторение каких-либо частей изображаемой формы; средство композиционного построения изображения.
Свет — элемент светотени, служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности предмета.
Светотень — градации светлого и темного на форме; одно из средств композиционного построения изображения; средство передачи пластических особенностей натуры.
Силуэт — теневой профиль, очертание, абрис предмета или живой натуры, общие очертания фигуры или предмета в натуре.
Сравнение — метод определения пропорций, тональных отношений в рисунке.
Тень — элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре или живой форме (собственная или падающая тень); обусловлена формой предмета и направлением источника света.
Тональность — определение соотношения тонов, характерное для данного изображения, определяется степенью контраста светлых и темных тонов.
Тональный масштаб — передача соответствующих натуре и пропорциональных ее форме тоновых отношений; зависит от степени освещенности предмета и от удаления изображаемой формы от рисующего.
Тональные отношения — градация светотени на объемной форме и соответствующая пропорциям натуры характеристика ее тоновой выразительности; создает объемную моделировку формы и пространственную глубину изображения.
Форма — объемно-пластическая характеристика предмета; также общая композиционная построенность, единство выразительных средств и приемов художественного построения образа.
Целостность изображения — подчинение частного общему, второстепенных деталей — целому, согласованность частей друг с другом; единство приемов исполнения.