Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этап третий конструктивное построение объема головы и частей лица.





 


ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

Определение больших тональных отношений головы с выявлением ближней формы.


ЭТАП ПЯТЫЙ

Определение связи головы с плечевым поясом. Последовательное завершение работы с обобщением деталей.



 


 


ЭТАП ТРЕТИЙ

Уточнение построения частей лица и объема головы.


 


ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

Решение основных тональных

отношений с выявлением

характерных особенностей головы.


ЭТАП ПЯТЫЙ

Дальнейшая тонально-конструктивная проработка головы с последующим обобщением деталей.



 



ЭТАП ТРЕТИЙ

Уточнение построения частей лица и объема головы.


 


ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

Последовательное введение тона с выявлением характерных особен­ностей головы пожилой женщины.


ЭТАП ПЯТЫЙ

Моделировка деталей головы с последующим их обобщением.



 


 


ЭТАП ТРЕТИЙ

Конструктивное построение частей лица и формы головы.


 


ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

Дальнейший тональный разбор рисунка с уточнением характера.


ЭТАП ПЯТЫЙ

Определение связи головы с плечевым поясом, проработка деталей с последующим обобщением.



 



 


ЭТАП ПЯТЫЙ

Передача характера головы девушки. Проработка деталей с последующим их обобщением.


Заключение


Для художника и знатока искусства, раз­мышляющего о рисунке, подлинное творче­ство начинается с видения, с умения наблю­дать и распознавать прихотливую мозаику художественной формы. Затрагивая содер­жательные аспекты техники рисунка, авторы хотели донести до современного читателя и начинающего рисовальщика именно это: умение правильно видеть натурную и худо­жественную форму, отслеживать закономер­ности пластических отношений внутри эле­ментов рисунка, способность подчинять их главному — что становится основанием са­мостоятельных решений и творческих успе­хов в этой сфере.

Мы не могли рассказать вам обо всем, но постарались выделить то, что составля­ет основы рисунка, его суть и образные возможности. Надеемся, что за «формуль­ными» описаниями наиболее общих зако­номерностей читатель сумеет открыть для себя элементарную «грамматику» рисунка.

Однако никакой учебник, даже самый полный, не может вместить в себя и заме­нить собой постоянный труд рисовальщика, кропотливую каждодневную работу, направ­ляемую и корректируемую опытным на­ставником, длительный процесс трениров­ки изобразительного мышления и общую культуру человека, питающую его творче­ский поиск и тот личностный смысл, кото­рый он вкладывает в процесс рисования.

Наглядный и практический характер рисунка кажется достаточно простым, но только живая форма покажет, насколько сложными и интересными могут быть здесь задачи, требующие как знания основ, так и опыта рисования. Углубленное изучение натуры, шлифовка технических приемов и умелое использование изобразительных средств выразительности рисунка, постоян­ная работа над системой изобразительных


форм и самоконтроль непосредственно в процессе рисования обернутся непре­менным творческим успехом и приведут начинающего рисовальщика на путь само­стоятельного творчества.

Многие вопросы «истории рисунка» и ми­ровые шедевры этого вида искусства, к со­жалению, остались, так сказать, «за кадром» нашей небольшой работы. Но авторы уве­рены, что наш читатель обладает достаточ­ным мужеством и упорством, чтобы по­знакомиться с ними не только по сотням великолепно написанных книг, но и воочию, посещая выдающиеся музейные собрания графики и академического рисунка. Не осве­щены в нашем руководстве и некоторые общие вопросы формообразования, ответы на них читатель найдет в предлагаемой к изу­чению литературе. Мы надеемся, что, если какие-то положения нашего описания зако­нов рисунка окажутся не вполне понятны­ми, читатель сможет уяснить их для себя, работая с предлагаемым иллюстративным материалом, являющимся исключительно авторским, исполненным одной рукой.

И еще одну мысль хочется высказать. Ка­жется, она извиняет любую недоговорен­ность нашей книги. В свое время М. В. Ал­патов напомнил о «совете Аристотеля», данном начинающим художникам: учиться рисовать нужно не для того, чтобы стать художником, а чтобы ценить искусство.

Посредством рисунка он предлагал по­стигать главное, что составляет основу ху­дожественного творчества: чувство пре­красного и умение видеть и соединять изобразительные элементы. Тогда оказы­вается, что в нем лишь половину составля­ют знание, умение и врожденные способ­ности молодого художника, — главным остается видение и соединение видимо­го — вот что важно!


Красота рисунка - его конкретность


«Искусство есть способность человека до ощущения воспринимать явления мира че­рез способ выражения их в знак», — так выразил основную идею художественного семиозиса, порождения эстетических; зна­ков, выдающийся художник XX в. К. Пет-ров-Водкин, обнаживший при этом и сам метод «взятия» художественной формы, и идею пластической выраженности изоб­разительных средств рисунка. Но в данном случае простая, хотя и виртуозно отточен­ная, словесная формулировка и не исчер­пывает, и не обобщает всего, что касается искусства «живописания черным и бе­лым», искусства линейно-ком позиционной структуры и тонального соответствия — рисунка. Язык и рисунок находятся в от­ношениях симметрии и бесконечного до­полнения. Но поскольку о нем приходится говорить, то делать это необходимо не без­лично, а персонально, с указанием автор­ского кода, в пространстве которого этот рисунок и раскрывается «как знак». Имя этого кода — Виталий Павлович Сенин, мо­лодой художник-монументалист, опытный рисовальщик, отыскавший свою «форму­лу рисунка»: конкретность выявления ос­новных пропорций и светотеневой моде­лировки. Для него действительно «красота рисунка» представляет собой характер плас­тической задачи, из решения которой воз­никает пластика геометрического синтак­сиса рисунка. Но кто же он, Виталий Сенин? Здесь не обойтись без небольшой биогра­фической справки. Он родился в 1976 году в Симферополе, окутанном дымкой крым­ских легенд. Очевидно, поэтому отчетли­вость и зрительность его профиля отража­ется в практике рисунка художника наиболее совершенным образом, отзывается элли­нистической точностью и гармонией плас­тических соответствий. У него была хорошая


школа— успешно оконченное художест­венное училище им. Н. Самокиша. Там Виталий Сенин учился в мастерской из­вестных художников Т. П. Солдатенковой,

A. С. Пигарева, заслуженного художника
Украины VI. Н. Шевченко. Блестяще защи­
щенный диплом Высшей художественной
школы Харькова, Академии дизайна и ис­
кусств, степень магистра живописи (при­
чем она получена одновременно и за худо­
жественную реконструкцию средневековой
живописи пещерных храмов Таврии, и за
искусствоведческое обоснование этой ре­
конструкции), выставки, педагогическая
практика, живая работа в области интерьер-
ной росписи и рисунка, подтвердили вер­
ность выбранного пути. Его харьковскими
учителями были Е. П. Егоров, А. В. Вяткин,

B. Н. Носенков и многие другие. Подлин­
ной школой мастерства, создания и интер­
претации художественной формы, а также
школой жизни стало для него творческое
общение с академиком живописи В. Н. Гон-
торовым. С 2003 года Виталий Сенин пре­
подает рисунок на кафедре рисунка ХГАДИ
и не перестает заниматься станковой и мо­
нументальной живописью. Впрочем, уни­
версализм, широта эрудиции, интерес ко
всему, что связано с динамичным смысло-
образованием в сфере художественного
творчества, присущи творческому взгляду
Виталия. Подлинное же своеобразие его
рисунку придают отчетливое ощущение
«построен ноет и» формы, аналитизм ее ли­
нейно-конструктивного решения, ранняя
и проникающая в глубь рисунка тоновая
моделировка и умение вглядываться в на­
туру, находить ее основные пластические
свойства и выражать их в пространстве
листа.

Взгляд Виталия Сенина не просто изоб­ретателен, он умеет выбирать в рисунке,


в художественной форме то, что составля­ет главное — сущность предмета и сопро­вождающего его графического знака. Ри­сунок художника хорошо показывает, что в этой сфере вся аналитическая изобрета­тельность вызвана тонко ощущаемой па­литрой пластических градаций и значимо-стей, а главное — умением воспринять и передать цельность изображения как про­изводного из самого ощущения и видения предмета, ту цельность, которая предска­зана в самом строении его формы. Пласти­чески понимаемый Виталием Семиным тон и свет приобретают вид предметно-про­странственного единства, что отзывается мгновенным очерком главной пластиче­ской идеи. Линия его рисунка обретает смысл лишь в пластическом целом, кото­рому подчинены и мгновенные ощущения явлений жизни, и длительность их выра­жения в графических знаках.

Хочется еще сказать о бережном отно­шении к натуре, виртуозном знании техни­ки и материалов рисунка, умении в «рамку художнического видоискателя» отобрать


наиболее существенное. Но что наиболее ценно: Виталий Сенин приступает к испол­нению рисунка лишь тогда, когда сфор­мирована главная идея вещи, прозрачная в своей содержательной оформленное™ и предсказуемая в отношении пластиче­ского решения рисунка.

Существенным же представляется то, что за каждой проработкой, казалось бы, тривиального учебного задания, за каждым авторским рисунком, в своей выразитель­ности и обобщении целого вышедшим да­леко за рамки академической школы, всегда стоит упорный труд, результаты которого станут очевидными всем, кто соприкоснет­ся с «конкретным рисунком». Под «конк­ретностью», конечно, следует понимать точность и глубину передачи художест­венного образа. Напряженность пласти­ческой формы, смысловая насыщенность и ясность, точность пластического реше­ния — вот что присуще авторскому рисун­ку Виталия Сенина.

Олег Коваль






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 7965 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2068 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.