Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕреподаватель кафедры режиссуры эстрады Ќиколаева ё.√.

ћа€ 2016 г.

ѕути формировани€ и развити€ цирковой и эстрадной клоунады

ѕодготовила

ѕреподаватель кафедры режиссуры эстрады Ќиколаева ё.√.

÷иркова€ и эстрадна€ клоунада имеют много общего: развлекательный характер выступлений, гротесковый образ и поведение клоуна, интерактивна€ подача актЄрской игры, что обусловлено их общими истоками и общей функциональностью. ќднако ошибочно считать, что эстрадна€ клоунада Ц производна€ от цирковой. ѕомимо разницы в актЄрских приЄмах, определ€емых спецификой площадки, между этими жанрами наблюдаетс€ и гораздо более глубокие различи€, лежащие в сущностно-смысловой плоскости, что, несомненно, находит отражение в генезисе и эволюции этих €влений.

»стоки обеих клоунад исследователи св€зывают с древнегреческим театром, возникшим в V в. до н.э. как культовое поклонени€ богу виноградной лозы ƒионису. ѕервоначально представлени€ носили импровизационный характер, позже обрели свои каноны и оформились в празднества. ѕерва€ часть церемонии (трагическа€) исполн€лась жрецами и состо€ла из культовых гимнов Ц дифирамбов, сопровождающихс€ ритуальными танцами вокруг жертвенника ƒиониса. »з культовой обр€дности выкристаллизовалась пантомима (от греческого, буквально Ц ЂвсЄ воспроизвод€щий подражаниемї), один из самых древних видов искусства, ставший сначала в √реции, а позднее в –имской империи отдельным зрелищем, собирающим большое количество зрителей [3]. ѕантомима обладает сложным выразительным €зыком, основой которого €вл€ютс€ пластика, жест, мимика. ”твердившись в виде сольных выступлени€ артистов, а также пантомимических спектаклей, этот вид искусства стал прообразом эстрадной пантомимы Ц одного из оригинальных жанров на эстраде, а также основного актЄрского приЄма жанра эстрадной клоунады [2].

¬торую часть празднества (комическую) исполн€ли кресть€не. –€д€сь в козлоногих демонов сатиров, спутников ƒиониса, они воспроизводили культовые мифы. ѕозднее комическа€ часть увеличилась по объЄму, отделилась от трагической и приобрела форму карнавала. ќсновным эстетическим законом этого действа €вл€лс€ универсальный комизм и перевЄрнутость привычных отношений, которые про€вл€лись в элементах самопародии, в опрокидывании вс€кого иерархического пор€дка, а также в смехе особого рода, направленном на всех и на всЄ, в том числе и на самих участников праздничных увеселений. Ёта часть празднества породила новый вид искусства Ц мим. «десь к €зыку жестов присоедин€лись акробатические номера, фокусы, демонстрации дрессированных животных и другие действа, имеющие трюковую основу. ќт пантомимы это искусство выгодно отличал лЄгкий комический сюжет и наличие речи. јртисты этого жанра создали собственный вид зрелища Ц Ђмимическую ипотезуї, котора€ черпала сюжеты из авантюрного романа или мифа, а типы характеров Ц из жизни. ќднако ипотеза не смогла подавить индивидуального мима, работающего на площади и изображающего разные типы людей. ќдетый в капюшон, надвинутый на глаза, куртку из разноцветных лоскутьев, трико с вис€щим вниз кожаным фаллосом, он получил им€ Ђдуреньї и стал прообразом циркового клоуна [3].

ѕосле падени€ –имской империи и мимы и пантомимы Ђрастеклисьї по ≈вропе поодиночке либо небольшими группами и выступали на площад€х со сценками комического содержани€, имену€сь гистрионами. Ќа площад€х ≈вропы демонстрировались как мимические, так и пантомимические представлени€. ¬ некоторых спектакл€х их выразительные средства могли перемешиватьс€, однако искусствам мим и пантомимы удалось сохранить определЄнную независимость. ¬ разных странах, в зависимости от приоритетов населени€ и от политических особенностей развити€, преобладал тот или иной тип представлений. ¬ јнглии, например, где были запрещены карнавалы и выступлени€ комедиантов, на первый план вышла пантомима, представл€юща€ собой представлени€ артистов, вымазанных черной краской, одетых в одежды, расшитые полосками из ткани или бумаги, с причудливыми шл€пами на голове, почти что скрывающими лица. ¬ этих выступлени€х сформировались такие принципы эстрадной клоунады, как трагикомизм, сочетание гротеска с психологизмом, €рко индивидуализированный характер, приближенность к быту [3].

јнтичные мимы, пройд€ через состо€ние средневековых гистрионов, вобрав опыт фарса, создали в 1560-1760-х гг. профессиональные труппы, которые разыгрывали свои спектакли вначале на площад€х, а позднее в стационарных знани€х театров. ќсновные законы той эстрадной клоунады, которую мы знаем сейчас, возникли как продолжение развити€ развлекательных театров пантомимы. ¬обрав в себ€ приЄмы музыкальных импровизаций, вз€тых из интермедий (маленьких представлений, заполн€ющих паузы между актами в спектакл€х) и комические образы персонажей италь€нской комедии ƒель-арте, подарившие искусству клоунады основные направлени€ развити€ клоунских амплуа (масок), на основе национальных традиций пантомимы выросла английска€ профессиональна€ пантомима, героем которой стал  лоун (в переводе-Ђмужикї-простолюдин, неуклюжий простофил€, говор€щий на диалекте). ѕо€вившись впервые на сценах лондонских комедийно-фарсовых театров Ђƒрури-Ћейнї, Ђ—эдлерс-”эллсї в 1700, этот персонаж стал самым попул€рным комическим героем и вскоре стал главным действующим лицом всех представлений. —амым известным  лоуном был ƒжозеф √римальди, никогда не носивший маски, лишь слегка подводивший красным губы, чернивший брови и рисовавший три €рких треугольника на лбу и на щеках. ≈го персонаж Ђвосставал против костности традиционных представлений и делал то, что другие хотели делать, но не отваживались. ќн был Ђсчастливым приступником не знавшим ни стыда, ни совести, ни раска€ни€.ї[1] ћ. Ѕахтин писал: Ђ¬ отличие от средневекового и ренессансного гротеска, непосредственно св€занного с народной культурой и носившего площадной и всенародный характер, романтический гротеск становилс€ камерным; это как бы карнавал, переживаемый в одиночку с острым сознанием своей отъединЄнности.  арнавальное мироощущение как бы переводитс€ на €зык субъективно идеалистической философской мысли и перестаЄт быть тем конкретно переживаемым (можно даже сказать Ц телесно переживаемым) ощущением единства и неисчерпаемости быти€ї [1] “аким образом, можно говорить о по€влении нового качества мироощущени€ комического персонажа, а значит и о по€влении нового амплуа Ц клоун пантомимы, театральный клоун, позднее нашедший своЄ воплощение в эстрадной клоунаде.

¬о второй половине XVIII в. в јнглии и ‘ранции по€вились стационарные цирки, рабоча€ площадка которых возникла как база школ верховой езды и конных рыцарских игр. ѕервые цирковые представлени€ представл€ли собой конно-акробатические выступлени€, а цирковые клоуны по€вились как неудачливые наездники. ¬ конце XVIII Ц начале XIX вв. в цирковой клоунаде существовали р€дом комики-исполнители конной клоунады и па€цы, те самые античные мимы-гистрионы, владеющие техникой создани€ буфонно-комического образа площадного театра, приобретшие значительный профессионализм и пришедшие на цирковой манеж уже с театральных подмостков. ќба направлени€ клоунов, обуча€ друг друга, выкристаллизовали мастерство циркового клоуна, одинаково хорошо владеющего как трюковым, так и актЄрским мастерством [5]. “аким образом, циркова€ клоунада сформировалась как отдельный самосто€тельный жанр, благодар€ сли€нию мастерства Ђтрюкачейї и театральных актЄров, бывших мимов-гистрионов, впитавших в себ€ лучшие традиции народного карнавального юмора. Ѕлагодар€ вли€нию французских јрлекинад, продолживших развитие комедии ƒель-арте в середине XVIII в. во ‘ранции, на манеже по€вилс€ клоунский дуэт –ыжего, ставшего прообразом хитрого господина јрлекина, и Ѕелого, €вл€ющегос€ прототипом ѕьеро Ц кресть€нина-мукомола с набеленным мукой лицом в широкой кресть€нской рубахе из мешковины, печального несчастного возлюбленного. »менно этот дуэт на долгие годы стал основой буффонных цирковых клоунад и породил большое количество классических клоунских антре. ћузыкальные интермедии, использовавшиес€ в перерывах между актами спектаклей, породили музыкальную клоунаду, использующую в своЄм арсенале приЄмы музыкальной импровизации и эксцентрики.

ќбраз буффонного клоуна, трансформировавшийс€ под вли€нием фольклорных традиций, приобрЄл в отечественном варианте образ »вана-дурака, опрокидывавшего все постулаты практического разума, действовавшего вопреки логики, и Ќестерки, народного персонажа, решающего свои проблемы при помощи народного юмора и смекалки.   специфическим чертам актЄрского образа, создаваемого отечественным клоуном, можно отнести большую душевность и психологизм, по сравнению с традиционной европейской буффонной клоунадой [4].

Ќа советской эстраде клоунада по€вилась благодар€ пантомиме, широкий интерес к которой в нашей стране про€вилс€ в период ¬семирного фестивал€ молодЄжи и студентов, проходившего в ћоскве. «накомство советского зрител€ с сольными спектакл€ми ћарсел€ ћарсо породило большую попул€рность этого жанра на эстраде, где первые мимы были отнесены к отделу оригинального жанра, предъ€вившего к этому искусству свои требовани€. “аким образом, пантомима приобрела в своЄм большинстве комический характер, маска мима трансформировалась в клоунский образ, а само выступление насытилось разнообразными трюками [5].

÷иркова€ и эстрадна€ клоунада имеют общие корни, однако пути формировани€ у них разные. ѕрародител€ми эстрадной клоунады €вл€ютс€ антична€, традиционна€ и профессиональна€ английска€ пантомима, на которые в определЄнные моменты оказывали вли€ние разнообразные театральные направлени€, интермедии. ÷иркова€ клоунада находит свои истоки в античном искусстве Ђмимї, переродившегос€ в искусство древних гистрионов, соединЄнное с профессиональным трюковым исполнительством, музыкальной составл€ющей интермедий и актЄрской образностью французских јрлекинад. –азный путь развити€ этих жанров обуславливает разницу в специфике. Ёстрадный клоун (либо мим, либо музыкальный эксцентрик) лиричен и психологичен, не использует речь, выража€ мельчайшие оттенки чувств через мимику и пластику, выстраивает конфликт номера на комических трюках, определ€емых неожиданными поворотами сюжета. ÷ирковой клоун, смело соедин€ет своЄ мастерство с другими цирковыми жанрами, использует в своЄм арсенале целую гамму речевых приЄмов, драматургию номера выстраивает на уникальных цирковых трюках, работает крупными мазками, близкими к буффонаде.

 

—писок использованной литературы

1. Ѕахтин, ћ.ћ. “ворчество ‘рансуа –абле и народна€ культура —редневековь€ и –енесанса / ћ.ћ. Ѕахтин. Ц ћ.: ’удожественна€ литература, 1990. Ц 44 с.

2. Ѕогданов, ». ј., ¬иноградский, ».ј. ƒраматурги€ эстрадного представлени€: учебник Ц —ѕб / ».ј. Ѕогданов, ».ј. ¬иноградский. Ц —ѕб √ј“», 2009. Ц424 с.

3. ∆андо, ƒ. »стори€ мирового цирка / ƒ. ∆андо. Ц ћ: »скусство, 1984. Ц 192 с.

4. ћакаров, —. ’удожественные принципы советской клоунады / —. ћакаров // —оветска€ эстрада и цирк. Ц 1980. Ц є3. Ц —. 11-13.

5. “амаев, ј. ƒискусси€ о клоунаде / ј. “амаев // —оветска€ эстрада и цирк. Ц 1963. Ц є1. Ц —. 6-8.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ѕути преодолени€ кризисных состо€ний. | √рафы, содержащие более или менее дес€ти вершин
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 362 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1262 - | 1241 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.