Когда-то автор этих строк усвоил, что содержание образования — это то, чему мы учим, а методика — это то, как мы этому учим. Автор был в плену этой иллюзии несколько лет — пока не сообразил построить следующую простую модель.
Три ученика 3 класса «проходили» сегодня на математике тему «таблица умножения» и все трое получили «пятёрки». Родители, дети, педагоги и заказчики должны быть довольны — всё идёт по плану. Учили — умножать и, вроде бы - научили.
А что мы можем сказать об усвоенном этими детьми содержании образования? Что останется в сознании, если начинка — таблица умножения — окажется забыта?Оказывается, мы не можем об этом сказать ровным счётом ничего. Ведь мы не знаем как именно были заработаны эти «пятёрки».
Хорошо, уточняю.
Первый ученик работал с понятием площади прямоугольника, перемножал стороны, моделировал и вывел все случаи таблицы умножения самостоятельно, при этом автоматически их запомнил.
Второй ученик получил эту таблицу от учителя в готовом виде и просто выучил её, не понимая устройства.
А третий ученик — списал, не утруждая себя излишней работой.
Теперь, зная это, мы можем хотя бы предположить — что осталось в сознании этих ребят «на выходе»:
· первый развил навыки моделирования, логику, воображение и возможно — умение работать с таблицами и понятиями;
· второй укрепил зрительную память и трудолюбие;
· третий научился минимальными затратами усилий получать достойный социально значимый результат, это навыки будущего политика или предпринимателя.
Обратим внимание — учебная программа была одна на всех, общая. А результаты — различные, в зависимости от способов мышления и деятельности. «Следы» в сознании оставляют не пройденные «темы», а Метод работы.
Предварительный вывод. Содержанием образования являются усвоенные способы мышления и деятельности (метод). У каждого — свои. И от содержимого учебной программы это практически не зависит. Те же самые образовательные результаты мы могли получить не при изучении таблицы умножения, а при ловле бабочек.
Педагоги до сих пор находятся в плену этого мифа, путая содержание образования и содержимое учебных программ. Обратите внимание, эти два контента обычно не совпадают: учишь одному, а реально научишь чему-то другому. Изучал пестики и тычинки — незаметно освоил способ классификации по произвольному признаку. Воспитывал ремнём послушание — развил агрессивность и психопатию. Результат в педагогике всегда богаче цели. Это первый закон дидактики. И об этом нам стоит помнить в практической деятельности.
Содержание образования: типология.
Для того, чтобы содержание образования стало педагогическим инструментом, необходимо научиться различать его виды и последствия применения каждого из них.
Но ещё важнее осознать, что за каждым типом содержания стоит своя философия, своя картина мира или онтология, своё представление о человеке, устройстве его сознания, мышления, деятельности.
Наиболее распространённый тип содержания образования в мире — трансляционно - информационный. Большая часть педагогов продолжают считать ученика сосудом, который необходимо наполнить знаниями. По окончании наполнения проводится проверка, экзамен — здесь педагоги проверяют достаточно ли заполнен сосуд, не расплескалось ли чего по дороге.
Век информационных технологий внёс поправку в эту онтологию. Теперь ученика воспринимают не как сосуд, а как диск, который надо отформатировать и наполнить информацией.
Трансляционно-информационный тип содержания необычайно живуч, используется педагогами на протяжении многих веков. До сих пор можно встретить утверждения о том, что не только информацию, но - мировоззрение, ценности, знания и эстетические идеи - можно «переливать», транслировать из одной головы в другую путём перекачки. Педагог здесь выступает в качестве насоса, посредника между культурой и учеником, иногда — толкователем, чаще — толкователем собственных сновидений о культуре, потому что как правило учитель математики всё же не совсем математик, а среди учителей литературы не так много писателей и поэтов...
Второй тип содержания образования мы называем деятельностным. Что такое деятельность? Особый способ активного, преобразующего мир отношения. Здесь человек — не сосуд и не компьютер, а созидатель всего, что имеет.
Структуру деятельности задают базовые элементы:
· целеполагание;
· ориентировочная основа (планирование);
· способы деятельности (методы);
· действия (умственные, физические);
· инструменты (орудия, средства);
· исходные материалы и получаемые продукты, результаты деятельности;
· средства контроля и оценки (от контроля целеполагания до контроля качества продукта);
· рефлексия оснований (а надо ли мне, собственно, было действовать, почему я ставил именно эти цели, почему я пользовался этим способом, можно ли было действовать иначе и т.п.).
Педагог, воспринимающий ученика как потенциального деятеля, не будет наполнять его информацией, а предложит организовать полную деятельность, от целеполагания до рефлексии. Это уже совершенно иная педагогика, другой тип отношения между педагогом и воспитанником.
Деятельностную педагогику активно создавали авторы развивающего обучения, сегодня последовательным сторонником деятельностного подхода является Центр системно-деятельностной педагогики Школа-2000 (Л.Г.Петерсон) и некоторые другие команды разработчиков нового образования.
Образовательные результаты, достигаемые в этом подходе, не просто выше или лучше, они — другие по своей природе, сравнение по количественным показателям тут не вполне корректно. Хотя и по набираемым баллам ЕГЭ преимущество «деятельностников» вполне ощутимо.
Разработчики «Школы диалога культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов и др.), создали особый тип содержания образования, который можно обозначить как диалогический. За содержанием ШДК — своя глубокая философия, свой Метод — метод Диалога, сопряжения различных Логик, при котором ученик оказывается «в трагическом положении промежутка» культур, что даёт ему возможность подлинного культурного самоопределения. Каждый ученик в ШДК — это свой неповторимый Голос, автор собственного культурного текста, умеющего вступать в Диалог с носителями различных культур — античной, средневековой, нововременной, современной, при этом сохраняя свой голос и развивая его во взаимодействии с Другими. В ШДК не пользуются учебниками, ученики здесь работают с первоисточниками, с культурными текстами, но не для того, чтобы их «выучить» и «сдать» (забыть), а для того, чтобы выстроить себя, самоопределиться в пространстве культуры.
Разработки группы Ю.В.Громыко позволяют обсуждать как педагогическую реальность такой тип содержания образования как мыследеятельностный. За этим типом содержания — большая философская и методологическая традиция, понимающая человека как носителя мышления и деятельности.
Мир людей здесь вторичен по отношению к первичному миру Мышления, которое может быть реализовано не только на людях, но и, например, на смешанных системах людей и машин. Мыследеятельность в этом подходе разворачивается через мета-предметный уровень, через освоение практик работы с проблемами, задачами, знаниями и знаками.
Известный педагог А.Н.Тубельский создавал такой тип содержания образования как свободное самоопределение в социуме. В настоящее время «Школа самоопределения Тубельского» разворачивается прежде всего на уровне дошкольного образования. Это очень сильная педагогика, впитавшая в себя деятельностные основания, по сути — это воспитание свободой. В этом направлении развиваются различные авторские коллективы по всему миру, один из известных описанных проектов — Школа Саммерхилл.
За школой самоопределения безусловно так же легко прочитывается вполне определённая онтология человека, которая создавалась самыми различными авторами. Лейбниц, Кант, Ницше, Н.Бердяев и многие другие философы выстраивали понимание свободного самоопределения человека, но, похоже, для более глубокого понимания сущности этого явления нам пока не хватает Педагогики свободы.
Содержанием ТРИЗ-педагогики (А.А.Гин и другие) является подготовка «универсальных решателей», развитие у учащихся творчества, изобретательности. Опять же подчеркнём, что это особый тип содержания, сравнивать «тризовцев» с другими учащимися по количеству набранных баллов на ЕГЭ не имеет смысла.
Философия ТРИЗ — это прежде всего креативное мышление. Нерешаемых задач не существует. Есть лишь ограничения, выработанные нашим собственным стандартизированным образованием.
Лаборатория целостного образования создаёт высоко субъектную педагогику с новым типом содержания образования — целостным. Сборку в целое здесь совершает ученик, выстраивая собственный образовательный маршрут и управляя им. Для нас ученик — автор своей образовательной и жизненной стратегии, при этом педагоги, родители выступают как соавторы этой стратегии, а не «преподаватели».
Идея целостного образования заставляет по-новому взглянуть на попытку многих разработчиков написать «портрет выпускника» - детского сада, школы, вуза... Есть такой раздел и в ФГОС. При всех достоинствах этого шага проектирования для нас остаётся вопрос — а кто художник? Кто тот живописец от образования, который решился создать мой портрет, описал мои будущие качества, не спрашивая у меня на это разрешения и организовал процесс по реализации этого «портрета»? Субъектная педагогика при создании таких проектов исходит из того, что свой портрет рисует-лепит-проектирует прежде всего сам ученик, воспитанник. Это и есть основа целостного образования. Субъектный подход, реализуемый в концепции целостного образования, это дискредитация идеи власти взрослых над ребёнком, это тот ресурс, который реально обеспечивает основы педагогики сотрудничества.
Современная массовая школа — это калейдоскоп фрагментарных разрозненных подготовок, где каждый вроде бы делает своё дело, а за итоговый продукт никто не отвечает. Мы можем сколько угодно спрашивать - «Кто сшил костюм?», ответа не будет. Целостное содержание образования — это ещё и инструмент по сборке этих разрозненных фрагментов в более-менее целостное мировоззрение.
Конечно же, данным списком все типы содержания образования далеко не исчерпываются. Но данная классификация позволяет педагогам и разработчикам нового образования сориентироваться в море возможностей.