Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Самое главное в системе египетских культов состоит в том, что для счаст­ливой жизни в загробном мире покой­нику нужно сохранить тело и душу.




Тело умершего мумифицировали - бальзамировали с помощью специаль­ных растворов, трав и мазей. Каждый древний египтянин после смерти под­вергался мумифицированию. Для человека бедного этот про­цесс мог длиться всего лишь несколь­ко дней, для фараона — больше меся­ца. При мумифицировании обязатель­но вынимали все внутренние органы, кроме сердца, и складывали их для хранения в предназначенные для это­го сосуды — канопы, затем тело за­шивали и пеленали полосами льняной ткани, пропитанной специальным со­ставом. Пеленание могли повторять несколько раз.

Мумию фараона помещали в сар­кофаг, на котором были начертаны его имя и заклинания, просящие сердце не свидетельствовать на суде Осириса против умершего.

Согласно культовым представлени­ям, человек был наделен несколькими душами, среди которых «ка» выступа­ла физическим двойником, воплоще­нием жизненной силы, «ба» была про­явлением сущности человека, «ах» — духом. «Ка» обозначалась иероглифом в виде поднятых рук.

Изображению «ка» в гробнице обычно придавали вид круглой скульптуры, выполненной по канону: стоящая фигура рассчитана на фронтальное восприятие, руки опу­щены, одна нога выдвинута вперед.

Скульптура должна была обладать пор­третным сходством с погребенным, чтобы душа («ба», обладающая способ­ностью отделяться от плоти умерше­го) могла вернуться в тело. С этой же целью на мумию надевали погребаль­ную маску, воспроизводившую черты лица умершего, чтобы «ба» точно опо­знала свой облик. Такие маски, как и портретные статуи фараонов, дали начало одному из важнейших дости­жений древнеегипетского искусства — портрету.

Своеобразие египетских портретной силой передают индивидуаль­ные черты. При этом выражение лица остается идеализированным, лишен­ным эмоций, потому что изображался человек, освобожденный от земных забот и идущий в вечность. Такими — спокойными и бесстрастными — были портреты в Древнем царстве. Позднее, в искусстве Среднего и особенно Но­вого царства, в портретах стали пере­давать не только индивидуальные чер­ты, но и характер.

Мало было сохранить тело и душу, надо было и обеспечить счастливую загробную жизнь. В погребальную ка­меру складывалось все необходимое и обычном быту: посуда, украшения, мебель, повозки и многое другое. Были даже слуги. Рядом с саркофагом поме­щали статуэтки ушебти ( ответчиков) из дерева, камня, фаянса. Каждый дет, один из ответчиков должен был ра­ботать за хозяина. Богатые жители мог­ли купить себе для вечной жизни сколько угодно ушебти. Те, кто были победнее, покупали их 360 — по чис­лу дней в году. Бедняки покупали од­ного-двух человечков-ушебти, но вме­сте с ними брали в загробный мир свиток папируса — список, где перечис­лялись 360 помощников. Благодаря чудодейственным заклинаниям перечисленные в списке ушебти должны были ожить и работать на хозяина гак же усердно, как деревянные и глиня­ные фигурки.

 

Додинастический период

На заре египетской цивилизации и эпохи неолита и энеолита народ рас­селился в двух больших зонах с кои трастными характеристиками: Верхний (Южный) Египет, тянущийся узкой, не очень плодородной полосой вдоль Нила с юга на север на сотни кило пет, занимающий богатые плодород­ные земли в дельте Нила протяжен­ностью около 150 км.

Верхний и Нижний Египет посто­янно воевали между собой, и только царю Нармеру удалось победой над северянами объединить обе части в единое государство. Это событие отра­жено на одном из самых древних еги­петских рельефов — плите фараона Нармера (примерно 3-е тыс. до н.э.). Целью художника, создавшего этот рельеф, было рассказать о величии фа-раона. Пиктографические рисунки расположены рядами один над другим. На I и ценой стороне плиты изображение мжно расшифровать следующим образом: «Царь вывел 6 тысяч пленных 13 равнинной страны», а на обратной стороне — «Царь разрушает крепости, уничтожает врага».

Обратите внимание на прием передачи фигуры человека на плоскости: голова и ноги фараона повернуты, фризовое построение композиции, разномасштабность фигур. Все эти чер­ты свидетельствуют о том, что сложи­лась система древнеегипетского ка­нона.

Каноны, которые были использо­ваны при создании плиты Нармера, еще многие столетия определяли нор­мы изображения не только в рельефе, но и в круглой скульптуре и живопи­си. Плита фараона Нармера — памят­ник мирового значения, признанный ключевым для понимания всего по­следующего художественного творче­ства Древнего Египта.

Объединение Египта было запечат­лено на многих древних папирусах, рельефах, скульптурах и росписях. Его символом стала «двойная корона» на головах богов и фараонов. Однако даже в более поздний период их иногда изображали с одной «белой короной» Севера или «красной короной» Юга. Кроме этого, на коронах часто при­сутствовали гриф — символ Верхнего Египта и кобра — символ Нижнего Египта.

 

Древнее царство

Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3-го тыс. до н. э. после объеди­нения Северного и Южного царства. Фараон, ставший во главе страны, приобрел неограниченную власть. Он сочетал свои полномочия с саном вер­ховного жреца, объявив себя сыном солнца Ра.

Искусство Древнего царства — это египетская классика.

Ему характерны - применение отдель­но взятых приемом канона.

Канон — свод художественных правил, ко­торые способствуют выявлению характерных черт в изобразительном искусстве, присущих данной системе культуры. Торжественность, ритмичность и жизненная достоверность. Ведущая роль принадлежала архитектуре, тес­но связанной с заупокойным культом (гробницы-мастаба, пирамиды). Боль­шое развитие получил скульптурный портрет.

Архитектура.

В результате длитель­ного развития культовой архитектуры Древнего Египта сформировался тип гробницы-мастаба. Свое название она получила из-за сходства со скамьями мастаба (с араб, буквально — камен­ная скамья), стоящими возле домов. Гробница состояла из двух основных частей, соединенных вертикальной шахтой: наземного сооружения в виде параллелепипеда с плоской крышей и слегка наклонными к центру внешни­ми стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями. В период Древнего царства наземная часть имела строгую планировку: про­сторные залы, коридоры, кладовые располагались вдоль главной оси. Внут­ренние стены мастабы украшались рос­писями и рельефами с изображениями богов, фараонов, животных, растений и орнаментами.

Например, редкая по изяществу роспись с изображением гусей в Медумской гробнице. В живо­писных и особенно рельефных ком­позициях мастаба Древнего царства усиливается стремление мастеров к пе­редаче движения. Сцены располагались последовательными фризами-регист­рами с соблюдением пропорциональ­ной соразмерности фигур. Например, на рельефе гробницы Ти в Саккаре ма­стаба внутри украшалась также скуль­птурами. Мастаба образовывали своеобраз­ные некрополи и находились в строгой архитектурной гармонии с монумен­тальными гробницами — пирамидами, которые были строго сориентированы но сторонам света и имели правиль ную четырехгранную форму, символи­зирующую Вечность.

На основе конструкции мастаба была создана первая пирамида Древ­него царства — пирамида фараона Джосера (ок. 2630 г. до н.э.) в Саккаре. Она была ступенчатой и представляла со­бой шесть мастаба, поставленных одна на другую. Такая конструкция вопло­щала идею лестницы в небо, помога­ющей взойти к богам.

Число известных пирамид превыша­ет 90, к сожалению, большинство из них полностью разрушены. Наиболее хорошо сохранились пирамиды в при­городе Каира на пустынном плато Гиза. Самая высокая из них — пирамида Хеопса, простоявшая уже 45 веков. Рядом — пирамида Хефрена, брата Хе­опса. Она на несколько метров ниже. Еще меньше пирамида Микерина, сына и наследника Хефрена.

Пирамиды — главная часть комплекса погребальных сооружений, включающего также ма­стаба придворных и родственников и невысокие заупокойные храмы, рас­положенные рядами-кварталами у под­ножия пирамид.

Почти 3 млн каменных кубов (мас­сой две и более тонн каждый) были доставлены на выбранное место и иде­ально уложены на высоту более 140 м (в период Нового царства высота пи­рамид значительно уменьшилась — са­мая маленькая пирамида составляла 44 м). Трудно понять, как эти гигантские сооружения могли быть созданы без сложной строительной техники. До настоящего времени ученые спорят о возможных способах строительства пирамид. Главная проблема заключа­лась в том, как сделать это в эпоху, когда не были еще известны ни желе-к), ни колесо, ни лебедка.

Наиболее достоверные гипотезы опираются на труды древнегреческо­го историка Геродота, описавшего сгроительство пирамид на основе со­хранившихся через века рассказов. У Геродота говорится о том, что пира­миду строили ступенями и затем обли­цовывали гладко отполированными плитами. Отделывались сначала верх­ние части пирамиды, затем располо­женные ниже и, наконец, основание. Сейчас облицовка сохранилась только на вершине пирамиды Хеопса.

В последнее время высказываются предположения о том, что при строи­тельстве пирамид использовали не це­лые каменные блоки, а затвердевшую каменную массу. Строили опалубку, и блоки отливали на месте. Многое в строительстве пирамид еще остается загадкой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 383 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.