Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК)
Впервые в российском законодательстве выделено в самостоятельный привилегированный состав убийства. По дореволюционному законодательству наказание смягчалось лишь при убийстве внебрачного ("незаконнорожденного") ребенка. В иных случаях убийство сына или дочери ("чадоубийство") рассматривалось как квалифицированный вид преступления, равно как убийство отца, матери или иного родственника по восходящей или нисходящей линии.
Родовым объектом состава преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, являются общественные отношения по охране личности.
Видовым объектом являются общественные отношения по охране жизни и здоровья человека.
А непосредственным объектом - общественные отношения по охране жизни новорожденного.
Жизнь как объект преступления - это естественный физиологический процесс; обеспеченная законом возможность существования личности в обществе.
Момент начала жизни новорожденного имеет важное уголовно-правовое значение. В законе это понятие не раскрывается, а в науке вопрос о моменте начала жизни является спорным. Сложность состоит в том, что рождение - это длительный процесс. Уяснение факта начала жизни необходимо для правильной квалификации преступления. Именно начало жизни младенца является основанием для разграничения убийства новорожденного и аборта.
В уголовно-правовой литературе существует несколько точек зрения на определение момента начала жизни. Многие авторы полагают, что наиболее совершенным и достоверным доказательством жизни новорожденного должно быть признано дыхание. Такая точка зрения, связывающая начало жизни человека с первым криком или вдохом, была распространена в дореволюционном праве.
Н. С. Таганцев критиковал учение, отождествляющее жизнь с дыханием, считая его правильным, но излишне односторонним. Он полагал, что жизнь начинается с момента отделения плода от организма матери. По мнению Н.С.Таганцева, «наличность жизни не определяется исключительно дыханием, а поэтому несуществование дыхания в младенце не уничтожает возможности признания его живым».
«Могут быть случаи, когда младенец и вне утробы может продолжать жизнь, сходную с утробой, т.е. через кровообращение, например, в случаях мнимой смерти. Такой младенец, как в медицинском, так и в юридическом отношении, должен рассматриваться живым и может быть объектом убийства. Наравне с ним должен быть поставлен младенец, убитый во время родов, который не может уже быть признан плодом, находящимся в утробе, и у которого в то же время процесс дыхания еще не начался».
Ряд авторов полагает, что началом жизни человека следует считать сам процесс рождения, т.е. постепенного появления ребенка. Такой точки зрения придерживается В. Д. Набоков, О. В. Лукичев, которые определяют момент начала жизни новорожденного моментом появления в процессе родов какой-либо части тела ребенка вне утробы матери. «Если лишение жизни младенца происходит вне утробы матери, то это убийство, если внутриутробно - аборт».
В современном уголовном праве наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой начало жизни связано с началом физиологических родов. Их началом в медицинской литературе считают появление регулярных схваток.
Потерпевшим по данному составу преступления является новорожденный ребенок. Особенностью потерпевшего является то, что новорожденный еще мало приспособлен к жизни вне утробы матери, он слаб, костные ткани его мягки, он требует особо осторожного обращения. Можно выделить три критерия новорожденности: педиатрический, акушерский и судебно-медицинский. В педиатрии срок, в течение которого ребенок считается новорожденным, равен одному месяцу, в акушерстве этот срок равен одной неделе, а в судебной медицине - одним суткам. Существует точка зрения, согласно которой в каждом конкретном случае в связи с неповторимостью индивидуальных особенностей младенца необходимо определять, является ли он новорожденным. А указанные педиатрический и акушерский периоды должны служить ориентиром.
Новорожденным ребенком признается младенец, появившийся на свет живым. Имеются Приказ Минздрава РФ и Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 4 декабря 1992 г. «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения», а также разработанная на их основе Инструкция «Об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода».
В последней указывается, что живорождением является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Мертворождение - это гибель плода до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности. На смерть указывает отсутствие дыхания, пульсации пуповины или произвольного движения мускулатуры.
В медицине новорожденным признается плод (продукт зачатия), достигший жизнеспособности, то есть при массе тела 1000 грамм и более. Если масса тела при рождении неизвестна, то при длине тела 35 см. и более или сроке беременности 28 недель и более. В то же время, если плод, масса которого 500-999 грамм, прожил более 168 часов после рождения, он считается новорожденным и в случае его смерти подлежит регистрации в органах ЗАГС.
Если ребенок родился мертвым и роженица, не зная этого, принимает меры для лишения его жизни, то ее действия следует квалифицировать как покушение на убийство новорожденного ребенка. В уголовном праве это называется покушение на «негодный» объект.
Для квалификации рассматриваемого преступления не имеет значения жизнеспособность родившегося ребенка. Н. С. Таганцев подчеркивал, что, как с юридической, так и с практической точки зрения, принятие жизнеспособности в число необходимых условий убийства несостоятельно. «Убийство - это лишение жизни без всяких оговорок относительно характера и качества этой жизни. Как бы ни была кратковременна вероятная продолжительность жизни младенца, и от каких бы причин ни зависела эта кратковременность, если только малютка был жив, то прекращение его существования будет убийством - кем бы оно ни было совершено».
Сама по себе новорожденность потерпевшего не является основанием для отнесения рассматриваемого преступления к числу менее опасных. Новорожденность необходимо рассматривать в тесной связи с признаками элементов состава преступления: процессом родов или промежутком времени сразу после них, условиями психотравмирующей ситуации или психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
Возможны две ситуации, когда женщина-родильница причиняет смерть не своему ребенку:
- умышленно чужому. В этом случае ст. 106 УК РФ не применяется.
- женщина заблуждается относительно принадлежности ребенка.
Такие действия подлежат квалификации по ст. 106 УК РФ, т.к. ошибка в личности потерпевшего по общему правилу не влияет на квалификацию.
Иногда в судебной практике случаются ситуации, когда женщина рожает двоих детей и обоим причиняет смерть. Представляется, что содеянное также следует квалифицировать по ст. 106 УК РФ.
Объективная сторона рассматриваемого преступления представляет собой действие или бездействие, направленное на причинение смерти новорожденному ребенку, совершенное во время родов или сразу после них, а также в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости виновной. По конструкции объективной стороны убийство новорожденного ребенка относится к преступлениям с материальным составом. Наличие оконченного преступления закон связывает с наступлением смерти новорожденного.
В ст. 106 УК РФ предусмотрены три ситуации, по которым убийство матерью новорожденного ребенка может быть квалифицировано по данной статье:
- убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов;
- убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации;
- убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.
По существу, речь идет о трех самостоятельных составах преступления и о трех обстоятельствах, смягчающих наказание. Основаниями для выделения составов являются следующие признаки: время, обстановка, психическое состояние матери. Первые два связаны с объективной стороной преступления, третье - с субъектом преступления.