Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5—6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. В психологии детей также произошли значительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того, возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характера изображения — оно становится более четким.
Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все более разнообразными. Предметы, выполненные детьми старшей группы, свидетельствуют об их творческих способностях.
Содержание занятий в старшей группе все более усложняется. Дети 5—6 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.
Предметная лепка включает в себя изображение таких объектов, которые дети наблюдают в детском саду, дома, о которых им читают и которые они видят на картинках. Учитывая появившуюся способность детей сравнивать свою работу с предметом изображения, можно давать лепку с натуры, особенно в том случае, когда основной задачей является овладение новой формой. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению (после наблюдений). Предметы для лепки могут быть самые разнообразные: фигурки животных (кошка, собака, кролик, медведь, петух, черепаха, рыбка), т.е. те животные, которые ребятам хорошо знакомы; фигура человека (изображение куклы, Деда Мороза, Буратино, фигурки детей в летней и зимней одежде), а также овощи, фрукты, посуда, декоративные пластинки.
Подводя ребят к сюжетной лепке, нужно помнить, что она включает в себя изображение предметов в определенном взаимодействии. Обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошку с котятами, утку с утятами и т. п.
Первые задания направляют детей на то, чтобы, вылепив предметы, они поставили их рядом на доске: в дальнейшем можно показать, как устанавливаются фигурки на лепной подставке в виде скульптурной композиции. Расстановка фигур представляет некоторую сложность для пятилетнего ребенка: нужно согласовать размер фигур между собой и с размером подставки, найти место для каждого предмета, установить его в нужном положении, прочно прикрепить к подставке.
К декоративной лепке можно отнести предметы, требующие особого подхода в оформлении, например декоративные пластинки, кружки, чашки с несложным декоративным узором, выполненным рельефом или углубленным рельефом. Можно оформить предметы по типу узоров народных игрушек: петуха, козлика, дымковской куклы, петрушки, черепахи, рыбки. Решение этих предметов в декоративном плане увлекает детей возможностью вносить элементы оформления; ребятам нравится ритмично двигать стекой, когда они изображают чешую у рыбы, или украшать хвост петуха длинными полосками из глины, или наносить стекой узоры на кружке. Занятия подобного рода хорошо сочетаются с рисованием, и они могут в некоторых случаях предшествовать занятиям лепкой. Декоративная лепка помогает развивать у детей художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки, знакомит их с народным прикладным искусством, его традициями в изображении и оформлении формы. Как отмечалось выше, каждый вид лепки осуществляется при непосредственном восприятии предмета или проводится как лепка по представлению — в зависимости от намеченных учебных и воспитательных задач.
Общие задачи по лепке для детей шестого года жизни в программе воспитания для детского сада формулируются следующим образом: развивать наблюдательность и эстетическое восприятие, уточнять представление о форме предметов, их различии и сходстве, положении в пространстве, характерных признаках; развивать у детей воображение, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения, инициативу, сообразительность.
Все эти задачи конкретизируются с таким расчетом, чтобы подвести детей к созданию образа, выразительного как по форме, так и по содержанию. Лепка отдельных предметов должна научить детей передавать основной характер формы, строения предмета, пропорций наиболее важных деталей. Так, при изображении кошки ребята должны передать в обобщенном виде характерную форму туловища, круглую голову с немного оттянутой мордочкой, маленькие острые торчащие уши, длинный хвост, небольшие, в форме столбиков округлые на концах лапы, вылепить или наметить стекой глаза, рот (движение животного изображается, если воспитатель поставил такую задачу перед детьми). Таким образом, лепка должна выявить основную форму и наиболее характерные детали предмета. Понятно, что такие особенности формы, как углубление глазных впадин, видимые рельефы лопаток, ребенок изобразить не может, он не знает анатомии, а следовательно, это для него и недоступно. Кроме того, лепка точной формы не интересует ребенка, его увлекает получающееся общее сходство с предметом и действие с ним. Например, вылепив петуха, ребенок лепит чашку, кладет в нее несколько маленьких глиняных шариков и говорит: «Петушок зернышки клюет».
Учитывая способность детей живо отображать воспринятое, воспитатель ведет их к тому, чтобы они научились видеть и понимать окружающие предметы и явления, пользоваться необходимыми средствами и способами лепки.
Овладение способами и средствами лепки идет постепенно, дети накапливают их начиная с младших групп. В старшей группе усиливается внимание к изображению формы и динамики фигур. Программа строится так, что вначале дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы (это могут быть фрукты, овощи), разные по характеру формы, размеру. Основную форму этих предметов дети знают, их внимание нужно направить на более точное изображение. Лепка 2—3 предметов различной формы учит детей выделять и передавать характерные особенности каждого предмета, а затем самостоятельно выделять особенности других предметов. Например, для изображения предлагаются огурец, морковка и свекла. Лепка потребует умения выделить и вылепить характерную форму каждого из этих овощей: огурец — овальной формы, один конец можно сделать толще, другой тоньше, вылепить маленький черенок-хвостик (оттянуть пальцами). Свекла в основе имеет круглую форму, ее нижняя часть вытянута в сравнительно длинный хвост, сверху черенок от ботвы. Общую форму дети лепят всей кистью, обеими руками, а особенности формы и детали прорабатывают пальцами.
В старшей группе несколько по-иному, чем в предшествующей группе решается лепка фигуры человека. Дети лепят по частям, а иногда из целого куска. Их внимание направляется на более четкое изображение формы, а также на правильную передачу пропорций. Сначала можно предложить лепку фигуры по типу народных дымковских кукол, которые устанавливаются на широком основании. Во время изображения этих фигур дети знакомятся с основными пропорциями, учатся лепить голову и туловище из целого куска. Воспитатель уточняет пропорции: голова маленькая по сравнению с туловищем, имеющим в основе конусообразную форму, руки — столбики. Одновременно дети учатся находить положение рук, сгибая их в зависимости от изображаемого действия. Подобным способом дети лепят фигуры Деда Мороза, Снегурочки.
Следующим этапом обучения может быть лепка фигурки, устанавливающейся на ногах. Это получается у детей сразу, ребята обычно лепят очень тонкие ноги, которые не держат фигурку. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными: вылепить девочку или мальчика в зимней одежде (в шубке, валенках). Изображение этих фигур проводится комбинированным способом. Голову и туловище дети лепят из целого куска, а руки и ноги делают отдельно и примазывают к туловищу. Шапку можно вылепить в виде ушанки или вязаной шапочки с помпоном. Если изображается мальчик, то на пальто накладывается воротник, пуговицы, а если девочка — наряд дополняется опушкой и манжетами. Сложных движений лети еще не изображают, но они могут сделать фигурку шагающей или наклонить ей корпус. Поэтому возможны такие темы, как «Мальчик катит снежный ком», «Дети гуляют», «Дети гуляют с воспитательницей». Взрослый лепит фигуру воспитательницы, а ребята устанавливают около нее свои фигурки. Таким образом, дети постепенно подводятся к сюжетной и коллективной лепке. Тематику можно расширить, например: «Мальчик и девочка делают гимнастику», «Девочка гуляет с собакой». Темы, поставленные подобным образом, направляют мысль ребенка на изображение определенного предмета, его действия, положения в пространстве.
Одной из любимых тем во время лепки является изображение животных. Детям шестого года жизни предлагают лепить тех животных, которых они лепили в средней группе, но больше внимания уделяют изображению формы. Например, если в средней группе ребята лепили кролика и голову изображали в виде шара, то в старшей группе форма уточняется: голова изображается овальной формы; форму ушей дети лепят более точно пальцами. Одновременно их учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом.
Изображение животных требует новых способов лепки. Хорошим способом является лепка туловища и головы или туловища и ног из одного куска; это делает скульптуру прочнее и устойчивее. Использование этого способа требует умения работать со стекой: сначала делается столбик, затем он сгибается дугой, после чего опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются остальные части. Такой способ пригоден для изображения многих животных: кошки, собаки, медведя, козла. Но его применение не исключает возможности пользоваться и другими способами, когда все части создаются отдельно, а затем соединяются. Важно, чтобы ребята знали разные способы лепки и умели ими пользоваться самостоятельно.
Способ лепки фигуры из целого куска дает возможность придать ей большую динамичность, так как от ребят в самом начале лепки требуется определить основное положение фигуры: кошка лежит, или стоит, или идет. Каждое положение намечается уже при лепке туловища. Изображение динамики — одно из наиболее важных выразительных средств.
В старшей группе, обучая ребят изображать движение воспитатель одновременно учит их устанавливать фигурки на подставках, что подготавливает детей к изображению сюжетных композиций. Фигурки плотно примазываются к подставке в нужном положении. Толщина подставки может быть 1—1,5 см. Ей придается форма квадрата, прямоугольника или круга.
Интересной темой для лепки является изображение птиц. С детьми 5—6 лет можно вылепить воробья, снегиря, петуха, утку с утятами, цыплят. Дети лепят их в основном из одного куска, стремясь передать характерные признаки, например разную форму головы, хвоста у курицы и петуха. Одновременно ребята учатся обрабатывать форму пальцами и стекой, плотно примазывать детали, выполнять их объемно — высоким или углубленным рельефом с помощью стеки.
Часто при изображении мелких деталей, например бородки, гребешка у петуха, дети портят основную форму, так как мелкие детали делаются путем прищипывания или оттягивания от основной формы. Нужно учить при изображении этих деталей захватывать пальцами поменьше глины, чтобы не испортить общую форму головы. Перья хвоста, крыльев дети могут не оттягивать, а вылепить отдельно и прикрепить к основе.
Кроме животных и птиц, в старшей группе дети лепят посуду способами, не только уже усвоенными в средней группе, но и новыми. Например, они по-другому лепят ручку у кружки, делая ее из согнутого столбика, более тщательно обрабатывают поверхность. Им показывают также новый способ лепки кружки путем соединения диска — дна и лентообразной стенки — расплющенного цилиндра. Ребята учатся делить ком глины, соразмерять части, примазывать одну деталь к другой.
Лепка посуды может идти в декоративном плане, в таком случае детям предлагают украсить поверхность сосуда высоким или углубленным рельефом. Для декоративной лепки детям 5 лет можно предлагать изображение декоративных пластинок с растительным орнаментом, которые потом окрашиваются ангобом или гуашью.
Программное содержание занятий дает возможность научить детей различным способам лепки, которые они смогут использовать самостоятельно при изображении тех или иных предметов на всех последующих занятиях.
Обучение лепке детей старшей группы требует от воспитателя применения многих методов и приемов обучения, выбор их зависит от характера задачи, решаемой на занятии, от сложности темы.
На первом этапе обучения при лепке тех или иных предметов можно использовать лепку с натуры, которая не исключает показа способов изображения, но в то же время и не снимает задач творческого характера. Целью этих занятий является: расширить представления детей о форме и пропорциях; научить их изображать форму, вспоминая и самостоятельно применяя знакомые способы лепки; научить сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работу товарищей, т. е. воспитывать активность и самостоятельность мышления.
Лепка с натуры не должна быть единственной формой занятия в детском саду, так как дети могут привыкнуть к ней и им трудно будет лепить по представлению.
Лепка с натуры требует большой подготовительной работы, которая помогает знакомить детей с формой и пропорциями предметов. Например, если предполагается изображать фрукты, овощи или животных, то дети заранее их рассматривают. Предварительное рассматривание предметов организуется воспитателем и проходит под его руководством. Так, перед лепкой овощей ребятам сначала предлагают охватить взглядом общую форму, затем привлекают их внимание к ее особенностям и деталям. А знакомство с дымковской куклой должно быть более обстоятельным. Сначала в нескольких словах объясняют детям, что такие фигурки делают для игры, для украшения комнаты (они красивы, ярко окрашены, у них много интересных деталей: кокошник, бусы, пуговицы и др.), ютом обращают внимание ребят на соотношение головы и туловища. Игрушки из папье-маше, пластмассы, мягкие игрушки можно дать детям потрогать, рассмотреть детали. Подобные обследования проводятся в тех случаях, если дети плохо знают предмет, его форму и пропорции.
В начале занятия воспитатель показывает предмет, который будут лепить, устанавливает его так, чтобы натура находилась на уровне глаз ребенка, и, обводя указкой форму всей фигурки и ее частей, дает необходимые пояснения, беседует с детьми, задает им вопросы. Рассмотрев форму и пропорции предмета, воспитатель переходит к способам лепки. Если он считает, что дети смогут сами определить их, то можно лишь задать детям необходимые вопросы. В том случае, когда способ изображения незнаком детям, воспитатель прибегает к частичному показу. Например, дымковскую куклу в старшей группе можно лепить, исходя из ее конусообразной формы, изображение которой детям знакомо; следовательно, способ лепки конуса детям не показывают.
Воспитатель берет заранее приготовленную форму и из верхней ее части лепит голову, несколько оттянув ее от общего объема глины; показывает, как наметить на фигурке кофту и юбку. Как вылепить и прикрепить руки, дети должны сказать сами. Далее воспитатель обращается к изображению деталей и выборочно показывает, что одни из них можно выполнить путем прищипывания, а другие — путем наложения на основу отдельно вылепленных мелких деталей. После показа дети приступают к работе.
В процессе занятия воспитатель поворачивает куклу, показывает ее со всех сторон и направляет внимание ребят на сравнение своей фигурки с натурой. Если во время занятия используются поворотные станки, то это облегчает работу: изделия детей стоят на станках, диск станка поворачивается и дети имеют возможность лепить форму со всех сторон. Обычно работы, выполненные по типу дымковских игрушек, раскрашивают гуашью, для чего их сначала хорошо просушивают и обжигают в муфельной печи.
Не менее важна, чем лепка с натуры, и лепка по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и развитие творческой активности в использовании способов лепки. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают или о котором им читают. Целевая установка дает возможность заинтересовать ребят и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета. Например, перед тем как лепить по представлению грибы, воспитатель рассматривает с ребятами натуру — муляжи или картинки с изображением грибов. Он спрашивает ребят, какие грибы они видели, предлагает вспомнить их форму, рассказать, как они растут в лесу (по одному и по нескольку вместе; одни грибы растут под елками, другие около елки и т.д.): важно, чтобы ребята научились представлять себе окружающее, оживлять дремлющие в памяти образы. Большой предварительной работы требует лепка животных по представлению. Но для того чтобы у детей сформировались зрительные образы, сначала им показывают животных, картинки с изображениями зверей, стараясь подобрать их так, чтобы одно и то же животное было изображено в разных положениях; детям дают игрушки, изображающие животных, читают о них. Эта подготовительная работа должна помочь образованию у детей представлений о животных, формированию зрительных образов, которые лягут в основу изображения. Лепка по представлению должна основываться на имеющихся знаниях и умениях детей, а поэтому показ способов изображения здесь не нужен. Ребенок может выбирать по своему желанию тот способ лепки, который ему кажется наиболее удобным.
Большое влияние на ход работы детей оказывает создание игровых, необычных ситуаций. Например, детям предлагают использовать слепленные фигурки для какой-либо игры (в зоопарк, птицеферму и т. п.) или дети лепят предметы для предстоящей выставки к 8 Марта.
Одним из основных приемов обучения является также чтение художественной литературы. Для усиления и углубления образа, который дети будут воссоздавать в лепке, воспитатель может использовать четверостишия, загадки, в которых говорится о птицах, зверюшках, их внешнем облике, характерных чертах.
Обучение ребят сюжетной лепке основывается на умении детей лепить отдельные предметы и приобретении знаний в области составления композиции. В связи с этим такой прием, как показ способов лепки, исключается, зато большое значение приобретают наблюдение и объяснение в начале занятия.
Изображение композиций возможно лишь тогда, когда у детей имеются сформированные зрительные образы и твердые умения лепить предметы. В таком случае все свое внимание дети могут устремить на изображение действия и составление композиции.
Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу воспитателя с детьми. Воспитатель ставит вопросы так, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение.
В старшей группе, как и в других группах, для занятий лепкой необходимы определенное оборудование и материалы. Прежде всего нужны доски или станки, стеки двух-трех образцов, глина, пластилин. Дети принимают активное участие в подготовке к занятию, дежурные раздают всем заранее подготовленные материалы и оборудование. Иногда, в зависимости от поставленных задач, воспитатель может предложить детям самостоятельно выбрать материал, оборудование для своей работы. Это приучает ребят подбирать, в зависимости от собственного замысла, форму стеки, количество глины или пластилина.