Пристальный интерес, который проявляет Возрождение к прошлому, к античности, привёл к тому, что ценностью стали сами памятники культуры. Именно возрождение открывает коллекционирование, собирательство, сохранение памятников культуры, особенно художественной.
Раньше коллекционированию подвергались памятники письменной культуры - книги, рукописи, создавались библиотеки. Сейчас коллекционировать стали произведения искусства. Страсть к коллекционированию охватила всех. В культуре увидели продукт, предмет, который необходимо сохранить, так как он представляет ценность.
Коллекционирование началось с охраны памятников, античных остатков - зданий, фонтанов, скульптур. Они воспринимаются как ценности самодостаточные, а не как сырьё для строительства, как это было раньше. В 1462 г. папа Пий II создаёт буллу о консервации римских древностей, папа Сикст IV запретил вывозить из Рима античные скульптуры. Лев Х назначает консерватором Рима Рафаэля Санти. Аналогичные законы принимаются во Флоренции и Генуе. Интерес вызывает не только прошлая художественная культура, но и настоящая. Изменяется заказчик культуры: им стал горожанин, купец, ростовщик, банкир. Если церковь раньше строила храмы, тем самым развивая архитектуру, то горожанин - заказывает картину или скульптуру. Расцветает живопись. Стало цениться ремесло художника. Раньше, в Средневековье, труд художника рассматривался как и труд ремесленника, они входили в один цех. Но иногда художник мог состоять в цехе врачей, аптекарей, скульпторы входили в цех каменщиков. В период Возрождения они выделились в самостоятельные виды деятельности. Их труд ценился настолько, что они уже могли проживать в одном городе, а не передвигаться по стране в поисках заказа. Ценились мастера, авторское исполнение, а не безликое, безымянное, анонимное произведение. Известные мастера держали учеников, они создают школы художников, артистов, скульпторов и т. д. В 1490 г. Леонардо да Винчи открыл свою "Академию". Академию рисунка держал Джорджо Вазари (1563 г.) и др. Художественная культура стала областью профессиональной деятельности, она могла прокормить своего творца. В античной культуре ценилось самое абстрактное из искусств - музыка, потом шла поэзия, так же как ценились самые абстрактные из наук - философия и математика. Возрождение ценило чувственное, конкретное искусство - живопись. Так, Леонардо да Винчи утверждал, что "живопись служит более достойному чувству, чем поэзия, и с большей истинностью изображает творения природы, чем поэт; творения природы более достойные, чем слова - творения человека". В Средневековье приоритет отдавался слову - "Вначале было слово, и слово было у Бога, и Бог был слово", то есть акустическому восприятию, проповеди. В культуре Возрождения приоритет отдаётся визуальному восприятию, живописи.
Среди "открытий", которые делает наука, живопись также занимает важное место. В частности, Возрождение живо интересуется проблемой восприятия иллюзий. Известно, что быстрое вращение юлы создаёт иллюзию её покоя, неподвижности. Значит, если чувственное познание несёт в себе иллюзию, то оно неистинное. Но как быть художнику? Должен ли он отражать мир сам по себе, таким, каков он есть, или изображать мир таким, каким он представляется человеку, воспринимается им? Средневековая культура отвечала на это однозначно: так как природа - божье творение, то искажать его при изображении - нельзя. Поэтому средневековое искусство исповедует теоцентризм, понимаемый как объективизм. Это приводило к тому, что Средневековье признавало обратную перспективу, но не прямую.
Но в культуре Возрождения центр восприятия мира сместился. Теперь человек - исходный пункт. А значит, и его иллюзии, заблуждения - реальность, данность. Значит, надо изображать мир таким, каким он кажется человеку. Возникает привычная для нас "естественная" "прямая" перспектива, "перспективная" живопись. Итальянский художник XV в. Пьеро делла Франческа в "Трактате о живописной перспективе" писал: "Живопись - не что иное, как показывание поверхностей и тел, сокращённых или увеличенных на пограничной плоскости так, чтобы действительные вещи, видимые глазом под различными углами, представлялись на названной границе как бы настоящими, а так как у каждой величины всегда одна часть ближе к глазу, чем другая, а более близкая всегда представляется глазу на намеченных границах под большим углом, чем более отдаленная и так как интеллект сам по себе не может судить об их размерах, то есть о том, какая из них ближе, а какая дальше, то поэтому я утверждаю, что необходима перспектива". Культура Возрождения, таким образом, возвращает ценность чувственному познанию человека, ставит в центр мира человека, а не идею, Бога, как Средневековье.
Если мы посмотрим на проблему шире, то обнаружим, что художник решает неразрешимую задачу: он пытается на двухмерной плоскости изобразить трёхмерный мир, окружающий нас. А два к трём не сводится до конца, всегда остаётся иррациональный остаток. Поэтому любое искусство - условно, любой метод отражения чреват ошибками, погрешностями. Это характерно и для "реализма", и для "абстракционизма". Нет и единого, пригодного для всех народов и на все времена метода изображения. Более того, в любой картине мы можем встретить и элементы реализма, и приёмы абстрагирования. Рассмотрим те изменения, которые происходят в живописи, её духовном состоянии.
Считается, что первым живописцем, в творчестве которого проявляется новое духовное содержание культуры Возрождения, был Джотто ди Бондоне (1266/70-1337). Наиболее известны его работы: "Мадонна со святыми и ангелами" (1310 г.), фрески в Капелле дель Арена в г. Падуя: "Страшный суд", "Благовещение", "Поцелуй Иуды", "Явление ангела Св. Анне" и др. Уже краткий перечень картин показывает, что сохраняется библейская тематика, и в этом его близость к средневековой культуре. Но изображения, композиция, трактовка образов меняются. Удлинённость фигур, их устремлённость вверх, к богу, характерные для средневекового теоцентризма, уходят в прошлое, но ещё сохраняются для отдельных деталей: например, лицо Девы Марии - несколько удлинено.
Символизм Средневековья уступает своё место открытой трактовке образов: Дева Мария - это и богоматерь, и просто земная мать, кормящая дитя. Хотя двойственность сохраняется, но на первый план выходит светский смысл её существования, человеческий, а не сакральный. Зритель видит земную женщину, а не божественный персонаж. Хотя символизм сохраняется в цветах, одеяние девы Марии по канону раскрашено в красное с голубым. Возрастает цветовая гамма: в Средневековье присутствовали и доминировали сдержанные, тёмные краски - бардовые, пурпурные, коричневые. У Джотто - краски яркие, сочные, чистые. Появляется индивидуализация. В средневековой живописи главное - изобразить божественную суть персонажей, а она у всех - едина. Отсюда - типичность, похожесть образов друг на друга. У Джотто каждая фигура наделяется своим характером, она уникальна, не похожа на другую. Происходит "снижение" библейского содержания, чудесные явления низводятся до обыденности, до бытовых подробностей, до дома, хозяйства. Так, ангел является в обычную комнату. В Средневековье детали пейзажа, фигуры человека зависят не от перспективы - дальше или ближе к нам они располагаются, не от физического пространства, а от сакрального, божественного веса фигур. У Джотто это ещё сохраняется - больший размер придается более значимым фигурам, и это сближает его со Средневековьем.
Возрожденческая культура богата именами, особенно известны имена художников Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Тициана Вецеллио (1488-1576), Эль Греко (1541-1614) и др. Художники стремятся к обобщению идейного содержания, синтезу, их воплощению в образах. При этом их отличает желание выделить основное, главное в образе, а не детали, частности. В центре стоит образ человека - героя, а не божественной догмы, принявшей человеческий облик. Идеализированный человек всё чаще трактуется как гражданин, титан, герой, то есть как современный, культурный человек. У нас нет возможности рассматривать особенности деятельности художников Возрождения, но сказать несколько слов о творчестве Леонардо да Винчи просто необходимо. Наибольшую известность получили такие его картины, как "Благовещение", "Мадонна с цветком" (Мадонна Бенуа), "Поклонение волхвов", "Мадонна в гроте". До Леонардо да Винчи художники обычно изображали большие группы людей, при этом выделялись лица первого и второго плана. На картине "Мадонна в гроте" впервые изображено четыре персонажа: Мадонна, ангел, маленький Христос и Иоанн Креститель. Но зато каждая фигура - обобщённый символ. "Возрождение" знало два типа изображения. Это были либо статичный образ торжественного предстояния, либо рассказ, повествование на какую-либо тему. В "Мадонне..." нет ни того, ни другого: это и не рассказ, и не предстояние, это сама жизнь, её частичка, и здесь всё естественно. Обычно художники изображали фигуры на фоне пейзажа, перед природой. У Леонардо - они в природе, природа окружает персонажи, они живут в природе. Да Винчи отходит от приёмов освещения, лепки образов с помощью света. У него нет резкой границы света и тени, граница как бы размыта. Это его знаменитая, неповторимая "сфумато", дымка.
Растет и мастерство архитекторов. Примером этого может служить собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Окончательно он был завершён только в XIX веке, а первый проект сделан зодчим Арнольдо ди Камбио (1240-1310) в 1295 году. Затем его работу продолжал Джотто (1334 г.), но не закончил её. Трудности возникли при возведении купола. Надо было на восьмиугольный барабан надстроить купол диаметром 42 метра. Никто до этого не решал такого рода задачи. Только мастер Филиппо Брунелески (1420-1436) смог её решить. Он возводит облегчённый купол с пустотами и двумя оболочками. Позднее по образу купола собора Санта Мария дель Фьоре будут возводиться и другие купола, в том числе и на соборе Св. Петра в Риме. Северное Возрождение отличалось от итальянского. Оно разворачивается позднее, здесь отсутствует видимый интерес к Античности, огромную роль здесь играют процессы, названные Реформацией. Возрожденческие процессы протекают неравномерно по странам и регионам. На севере Европы также появились известные художники: Питер Брейгель (около 1525-1569), Ганс Гольбейн (1497/98-1543), Альбрехт Дюрер (1471-1528) и др. Наибольшие изменения в культуре нашли своё отражение в творчестве голландского художника Иеронимуса ван Акена (около 1450-1516), прозванного "Босх". Всемирную славу ему принесли картины: "Операция от ума" (операцию больному делает монах), "Корабль дураков", "Сад наслаждений", "Иоанн на Патмосе" и др. Мир, изображённый Босхом на его полотнах - это мир человека, но человека приземлённого, приниженного в его роли и значении. Картины Босха полны сарказма, горькой насмешки, иронии, пессимизма. Мир Босха - это и реальный, и ирреальный, фантастический мир, изображённый с болезненным воображением. Он наполнен ползающими, летающими, прыгающими тварями - животными, насекомыми, дьявольскими созданиями. Все фигуры наделены острыми, царапающими, колющими шипами, жалами, иглами - это мир не человеческий, а сатанинский и греховный, заставляющий человека страдать, мучиться. Всё пространство картины кишит тварями, оно движется, ползёт, шевелится - оно живёт своей жизнью. Ритм этой жизни - суетливый, нечеловеческий. Фигурки людей незначительны, мелки по сравнению с пространством картины, малозначащи, как мелок и сам человек. Происходит утрата человечности, дегуманизация искусства, разочарование в идеалах Возрождения, предчувствие трагического его завершения. В XVI в. культура Возрождения переживает кризис. Он выливается прежде всего в контрреформацию - попытку церкви остановить обновленческие процессы. В этих условиях складывается новое направление в живописи - "Маньеризм" (от слова "манеры"). В основе его - разочарование в идеях Возрождения, в попытке отойти от проблем реальной жизни, спрятаться в чисто формальном творчестве.
Маньеризм проявляется в искажении пропорций человеческой фигуры, подчинении изображения произвольно устанавливаемой схеме пропорций, иррациональном изображении пространства. Во главу угла ставится субъективно определяемая "манера" художника. От антропоцентризма следует переход к субъективизму. Маньеризм сказывается в творчестве Пантормо, Романо, Россо, Пармиджанино и других художников. Время перелома в культуре также обозначается неравномерно. Но везде, где раньше, где позже, исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя уверенность уступает место скепсису и сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. Возникают сомнения относительно природы человека - действительно ли доброе начало действует в ней. Этому способствуют и изменения в обществе.
В 1534-1549 гг. вводится церковная цензура. Восстанавливается деятельность инквизиции, образуется орден иезуитов. Тридентский собор (1545-1563) устанавливает контроль над всеми областями жизни. В 1599 г. издаётся Индекс, список запрещенных книг, имён. В него попали имена Боккаччо, Ариосто, Макиавелли. Была запрещена продукция 61 типографии. Папа Павел IV издал приказ "одеть" фигуры "Страшного суда" работы Микеланджело. Папа Пий V - распорядился убрать из Ватикана все античные статуи. Тридентский собор постановил изгнать из картин все эротическое, обнажённо-чувственное. Музыку - подчинить строго религиозным текстам. Весь ансамбль, всю архитектуру церкви подчинить сакральной идее. Церковь требовала искусства эмоционального, возбуждающего религиозные чувства верующих. Возрождается средневековая идея живописи как "библии для неграмотных".
Реакционные тенденции были характерны и для католических, и для протестантских стран. В 1553 г. в Женеве (Швейцария) был сожжён Мигель Сервет. Он был сожжен на "медленном огне", на костре, составленном из сырых вязанок хвороста по приказу Кальвина, то есть протестанта, реформатора.
Когда в 1579 г. Джордано Бруно, спасаясь от инквизиции, прибыл в Женеву, он встретил здесь такой же гнёт, как и у себя на родине, в Италии. Бруно был обвинён кальвинистами в том, что пытался оспорить доктора богословия Делафе, друга диктатора Теодора Безе, наследовавшего пост Жана Кальвина. Дж. Бруно был отлучён от церкви. Под угрозой костра его заставили принести покаяние. В соседнем Брауншвейге (Германия) его также отлучили от церкви. При этом не учитывали, что он не был ни кальвинистом, ни лютеранином. После долгих странствий по Европе Дж. Бруно попал в лапы инквизиции и 17 февраля 1600 г. был сожжён на костре на площади Цветов в Риме. Так заканчивалось Возрождение. Но и новая, наступающая эпоха продолжала заполнять самые мрачные страницы истории: в 1633 г. был осуждён Галилео Галилей. В обвинении инквизиции говорилось: "Считать Землю не центром Вселенной и не неподвижною есть мнение нелепое, философски ложное и, с богословской точки зрения, также противное духу времени".
Таковы особенности эпохи, которую принято называть "Возрождением". Своеобразный "гуманизм", уживающийся с презрением к народу, и аморализм; увлечение наукой и экспериментом, сочетающиеся с верой в дьявола, нечистую силу, астрологию; "реализм" в искусстве, который на самом деле воплощал самые абстрактные философские идеи свободы и равенства; свобода в мыслях, а в реальной жизни церковный гнёт, цензура и, как последнее средство сохранить власть над умами - костёр инквизиции
Возрождение
Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
Роль искусства
Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.
Гуманизм
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.
Периодизация и регионы
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в.), а также треченто (14 в.), кватроченто (15 в.) и чинквеченто (16 в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики(в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 вв.) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.
google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Люди эпохи
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо и Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.Я. Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса.А. Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший утвердили принципы нового изоискусства в Германии. В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир — если назвать лишь крупнейшие имена — не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.
Новые виды и жанры
Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu). Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты. Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск. В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатст ве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как бы везде на своем месте. Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества, порождающие красочные синтезы искусств.Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля (см. Нидерландская школа). Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура — тесно связанная с фольклором — играет все большую роль наряду с религиозной.Наследующее Возрождению барокко плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры — в том числе Сервантес и Шекспир — принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко.
Первый период Возрождения
В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода. Первый (14 в.) — период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма. Показательно отличие философского стиля таких мыслителей, как Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Данте, которые принадлежат средневековью, от «нового пути» номиналистов-оккамистов 14 в. (Буридан, Орем, Николай из Отрекура), обосновывающих примат воли и субстанциальность индивидуума, от апологии светской власти у Марсилия Падуанского, от натурализма падуанской школы(Пьетро Д'Абано), от радикализма реформаторских идей Уиклифа и от гуманистического культа античной образованности и морали у Петрарки и Салютати. «Искусство жизни», разработанное Петраркой и противопоставившее средневековому идеалу жертвы и надежды на загробное воздаяние новые ценности духовного аристократизма и совершенствования земного бытия при помощи гуманитарной культуры, является самым очевидным знамением поворота к обновлению философии.
Второй период Возрождения
Второй период (15 — нач. 16 вв.) — это этап созревания альтернативных мировозренческих моделей, вынужденных до определенного времени сосуществовать вместе и искать компромисса. В трудах Бруни, Браччолини, Альберти, Манетти, Валлы гуманистическая этика окончательно формируется как особый тип философского отношения к жизни и творчеству, топика гуманизма расширяется до социальных и экономических проблем, предпринимается попытка гармонизации христианства и античной философии (что особенно заметно в развитии любимой гуманистической темы «добродетель и судьба»).К середине 15 в. формируется возрожденческий неоплатонизм, расцвет которого был отчасти обусловлен эмиграцией в Италию византийских ученых. В центре этого процесса — «платоновская школа» во Флоренции во главе с Фичино. В работах флорентийских платоников осуществлялся эклектический синтез неоплатонизма, герметизма, каббализма, арабской мистики. Пико делла Мирандола, один из лидеров школы, создает знаменитую «Речь о достоинстве человека», признаваемую манифестом зрелого гуманизма. В 16 в. традицию школы продолжает Патрици. Развивается и аристотелианская ветвь философии: Помпонацци, углубляя традиции падуанского аверроизма, делает шаг в сторону эмпиризма и сенсуализма.Параллельно с гуманистической мыслью, стремящейся христианизировать язычество, существует тенденция обновления собственно христианства. Она более свойственна северному Возрождению. В Нидерландах направление представлено девентерской школой «Нового благочестия» (Грооте, Фома Кемпийский). В Германии — Николаем Кузанским, Р. Агриколой, Цельтисом. Мыслителям этого направления свойственна большая заинтересованность в очищенном от схоластики морально-религиозном практицизме, в анализе психологических глубин религиозной жизни. Аналогом движения в Италии можно считать протест Савонаролы против языческих крайностей гуманизма (к нему примыкает поздний Пико делла Мирандола). В атмосфере этого движения происходит становление будущей Реформации.Особняком стоит в 15 в. философия Николая Кузанского, выделяющаяся своей масштабностью и глубиной. Кузанец осуществил единственный в своем роде синтез ортодоксальной христианской философии, неоплатонизма и новейших тенденций гуманистической мысли. В этом отношении он — последний средневековый и первый нововоевропейский философ. Кузанец в своей теории «ученого незнания» утверждает богоподобность конечного разума и его способность познать абсолютное не только через явления, но через саму его непознаваемость, которая каждый раз дана уму особым образом. На этом принципе строится изощренная диалектика относительного и абсолютного, «максимума» и «минимума». Предвосхищая Бэкона и Декарта, он выдвигает программу тотальной реформы наук и религий. Однако в культурной ситуации Возрождения философия Николая Кузанского оказалась невостребованной.
Третий период Возрождения
Третий, последний период философии Возрождения (16 — нач. 17 вв.) знаменуется началом общеевропейской религиозной революции — Реформации, которая стимулировала ряд дискуссий с далеко идущими для европейской философии последствиями. Прежде всего это спор о свободе воли между Лютером и Эразмом Роттердамским. Эразм, утверждая свободу воли, призывает перейти от нагромождений схоластической культуры на «путь Христа», каковым он считал милосердие, веру и простую жизненную мудрость. При этом роль философии, разоблачающей претензии любого мнимого знания, оказывалась весьма значительной. Лютер разрабатывает теорию предопределения и спасения только верой, в силу чего традиционная философия оказывается излишней, если не вредной. Но на деле лютеровское углубление понятия веры не порывает с основными мотивами Возрождения и способствует прояснению роли самосознания в структуре личности: в этом отношении Лютер — предшественник Декарта. Лютер и его интеллектуальные соратники (Цвингли, Меланхтон, Кальвин) подготовили почву для перехода от возрожденческого идеала совершенной личности к новоевропейскому идеалу рационально-активного и этически-ответственного субъекта. В рамки Возрождения вписывается также реформаторская мистика Себастьяна Франка и Беме. Поэтическая натурфилософия последнего сыграла большую роль в развитии классической немецкой философии.
Итоги Возрождения
Но мысль Реформации не была единственным итогом Возрождения Утонченный меланхоличный скептицизм Монтеня сохраняет в эту эпоху этические импульсы классического гуманизма. Натурфилософия развивается в трудах Бруно, превратившего ее в радикальный пантеизм, и Телезио, существенно приблизившего ее к будущему новому естествознанию введением в привычный пантеистический гилозоизм нового метода изучения натуры «из своих собственных принципов». Бурно развивается мысль Контрреформации, в рамках которой осуществляются социальные, психологические и педагогические новации Лойолы, предложившего свою, антилютеровскую концепцию личности. Переживает неожиданный расцвет «вторая схоластика», раскрывшая в томизме новые ресурсы. Результаты, достигнутые при этом в онтологии Фомой де Вио (Каэтаном) и Ф. Суаресом по-настоящему оценили только в 20 в. Рабле, Мор, Кампанелла создают яркие утопические мифы о совершенном обществе. Одновременно Макиавелли формулирует свои жесткие рекомендации по управлению реальным обществом, закладывая основы современной социологии, а Боден создает теорию правового государства, веротерпимости и суверенитета, начиная эпоху современной юридической мысли. Все это говорит о подспудных поисках философской методологии, каковую найдет следующее поколение мыслителей. Исторический драматизм этого века и его разочарование в гуманистической программе в известной мере стимулировал возвращение к собственно философским установкам. Таким образом, 16 в. можно парадоксально назвать периодом плодотворного распада философии Возрождения и высвобождения из нее жизнеспособных и адекватных времени моделей мышленияВ целом же эпоха Возрождения не слишком благоприятствовала философии и не породила великих результатов, за исключением доктрины Кузанца. Философия Возрождения развивалась в косвенных формах эстетической, этической, политической и натурфилософской мысли. Но для культурного поворота Европы к новому времени интуиции и схемы мысли, опробованные в ходе Возрождения, имели колоссальное значение.
Художники направления или эпохи:
- Босх, Иероним
- Ботичелли, Сандро
- Брейгель, Питер
- Буонарроти, Микеланджело
- Грюневальд, Матис
- да Винчи, Леонардо
- ди Бондоне, Джотто
- Дюрер, Альбрехт
- Кранах, Лукас
- Мазаччо
- Санти, Рафаэль
- Хольбейн, Ханс
- Эйк, Ян ван
Проторенессанс
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на 2 под периода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в 1ый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце 13 века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.
Беноццо Гоццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи
Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.