Концепция изложена в работах Николая Александровича Бердяева «Философия неравенства», «Смысл творчества», «Новое Средневековье». Автор предстает как религиозный мыслитель, исповедующий догматы неортодоксального православия.
Культура, согласно воззрениям Бердяева, несет на себе отпечаток сакрального, т. к. вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Корни и исток культуры надо искать в культе.
Культура, подобно Церкви, более всего дорожит своей преемственностью и основана «на принципе качественного отбора». Для неё высшими абсолютами являются истина, красота, правда, любовь, добро, и только тот, кто принимает их как ценности собственного бытия, является истинно культурным человеком. Творения культуры вечны, в отличие от тех подделок, которые создаются для того, чтобы сделать жизнь человека более удобной и комфортной.
Так как понятие культуры сведено у Бердяева лишь к духовной сфере, культура "иерархична": "высшая культура нужна лишь немногим (прим. – но на ней "держится весь мир и вся история"). Для средней массы человечества нужна лишь средняя культура". Демократизация делает культуру доступной, более полезной и комфортабельной, она понижает культуру и ведет к цивилизации, которая оценивалась как негативное явление.
Изложение философии о концепции культуры Бердяева в сопоставлении со взглядами Шпенглера:
1). Бердяев и Шпенглер считал и, что в пределах каждого культурно-исторического типа действует логика организмического развития, завершающегося вырождением культуры в цивилизацию. То есть культура неизбежно достигнет своего упадка. Но прежде она пройдет, как живой организм, три этапа: юность — расцвет — зрелость — умирание. Самым плодотворным периодом развития культуры, по Бердяеву, является стадия увядания.
2). Разное понимание культуры:
Шпенглер: (1 отличие) рассматривает разные культуры, существовавшие в мировой истории (египетскую, античную, арабскую, китайскую, западноевропейскую культуру), (2 отличие) [рассматривает] как целостные культурно-исторические типы.
Бердяев (1) ограничивается рассмотрением европейской культуры, и (2) культура означает для него творчество, не сумму всех этнографически значимых явлений. То есть он видит в многообразии культур единый путь развития человечества. Его концепция культуры основывается на идее универсальности и всемирности истории человечества. Культуры - это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства.
3). По Шпенглер у, после цивилизации возможно рождение новой культуры, то есть культура развивается циклично. Бердяев: культура безоговорочно кончается в цивилизации, то есть развитие культуры прямолинейно.
4) Для Шпенглера цивилизация есть окостенение, смерть культуры, а культура и цивилизация есть различные этапы в развитии; у Бердяева культура и цивилизация существуют одновременно. Цивилизацию Бердяев воспринимает исключительно негативно. Т. к. она возникает в результате установления социального неравенства и угнетения, эксплуатации, в результате подчинения индивида технике, которая заставляет его строить жизнь на основе принципа технической рациональности. Цивилизации противостоит не «здоровое варварство», а культура: цивилизация суть промежуточное состояние, находится между «царством природы и царством свободы»; необходимо преодолеть цивилизацию, не возвращаясь к природе, для того, чтобы стать свободным.
Корякина, Е. П. Основные школы и концепции культурологии. - http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_1_kt.html
Теория культуры. Учеб. пособие. Глава 9.4. Концепция культуры Н.А. Бердяева. - http://bugabooks.com/book/267-teoriya-kultury/43-94-koncepciya-kultury-na-berdyaeva.html
Социальная аналитика ритма. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.54-56 - http://anthropology.ru/ru/texts/zhenhen/rhythm_09.html