Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура европейского средневековья.

Культура древнего Египта.

Представление о мире неотделимо от религиозных воззрений. Египетская мифология не представляет единой системы, объединяющей небо и землю. Египтяне ощущали связь с космосом. Эпоха сотворения мира-священна. Мир, по пред. египтян, родился на месте хауса, как идеальная упорядоченность и этот мир был создан богами и управляется богами. Человек связан с ним и представляет с миром единое целое. Смысл жизни чел - ка заключается в выполнении воли богов. Чел-к многослоен (кхат-физическое тело, ка-«двойник», кху-душа и т.д.). Жрецы выявляли волю богов через астрологич. прогноз. Нет единой веры, но великий пантеон богов почитается везде. Госуд. Устройство представляло собой тип «восточной деспотии». Централиз. гос-во во главе с фараном, котор. считался сыном или потом бога. Власть держалась не на насилии, а набесконч. Вере в божест. происхож-е чел-ка. Общество было четко структурировано. Регламент жизни волей богов. Практика преемственности наследования. Равноправие муж. и жен. (владеть собственностью, вести дела в суде). Существовало и научное представление о мире. Развита медицина (на основе магии).

 

4. Индо-Буддийская культурная традиция.

Известная нам история культуры Индии нач-ся с приходом в долину реки Ганг арийский племен. Именно их язык и культура, включая их религиозно-мировоззр-ую основу, определили путь индийской цивилизации. Картина мира зафиксирована в арийских ведах. Упа-ни-шад - сборник философ. текстов. Основн. идея упанишад - отнош-е к земной жизни к реальности, как иллюзорному миру, а к Брахману, как к абсолюту и высшей реальности; имр Брахмана и чел-ка абсолютно идентичны. Важна реинкорнация (карма –закон воздаяния за собственные дела). Суть реинкорнации в процессе постепенного очищения. Полное очищение сознания обеспечивает воссоединение с Брахманом (нирвана). Богатейшая духовная практика. Для полит. жизни хар-но преобладание слабых и кратковременных гос-ых образований, т.к. осн. организующую роль играл закон кармы. Строгая дифференциацая общ-ва (варны: брахманы, кшатрии(воины, правители), вайшьи(основные пр-ли, землед., ремесл.), шудры(слуги); касты). Деление не имеет соц. признака. Помимо общины большая ценность – семья. Брак – священный долг. Жизнь – постоянный обряд. Понять мир, значит понять самого себя.

 

5. Китайско-конфуцианский культурный ареал.

Север. Основоположник – Конфуций. В его мировоззренческой сист. идеализируется прошлое как «Золотой век» всеобщего порядка и благополучия. Мир – всеобщий порядок, раз и навсегда заданный. Факторы поддержания порядка – гос-ва и семья. Они преподносятся в общ-ве. Для установления всеобщего порядка необходимо привести страну в гармонию с небом. Человек – часть всеобщего порядка. Конф. рассматривал в кач-ве универсального закона жизни гуманность и этикет. Осн. хар-ки гум-ти – серединность и сдерживание. Велико знач-е искусства. Общ-во строго стратифицировано. Страна – централизованная империя, управляемая импер-ом. Образование может изменить соц.статус. Чиновник- ведущая фигура в конф. общ-ве(регулярно сдавали экзамены). Гос-во – та же семья, хотя и большая. Доминант общественного над личным. Осн. ячейка общ-ва семья(как род). Главный – старейший мужчина. Уваж-е к старшим. Браки заключались родителями(гл. фактор – происхождение, любовь не рассматривалась и не приветствовалась). Мальчики и девочки воспитывались отдельно. Дети играли важную роль. Особенно ценились мальчики. Имущ-во передавалость по наследству. Приемственность важная часть. Гл. черты: статичность, выс. степень реалистичности.

 

6. Культура Японии.

Японская культура – одна из самых молодых культур, которая уникальна в своем роде как и сама страна. Ей присуще врожденная вежливость, редкое трудолюбие в сочетании с обостренным чувством чести и необычайное даже для стран Востока чувство прекрасного, а вместе с ним простота и скромность в жизни. Способность заимствовать, перенимать, усваивать достижения др. культур не помешала сохранить при этом свои неповторимую японскую. Система их миропонимания зафиксирована в таких текстах как «кодзики» и «михонги». Миропредставление японцев состоит из мифов др-х архаических религий (сначала синтоизм, а позднее – буддизм) и основывется на традициях. Синтоизм рассказывает о пути Богов. Япон.Боги – это духи которые проживают во всех земных явлениях. (т.е. у каждого камня и дерева есть души). Мир духов – параллельный невидимый чел-ком мир, который ощущается им всегда. В этот же мир уходят души умерших. Буддизм не изменил эту сис-му миропонимания, а добавил одухотворенности. Жизненный путь японца – это светлые радостные события. Вступление в брак происходит по законам синтоизма. Смерть отличается обрядом буддизма. В Соц. устройстве япон. общество многое переняло у Конфуцианского Китая. Первоначально формой гос.власти было императорская власть. Позже у власти оказалось сословие профессиональных воинов самураев, образовав Сегунат. Самурай был обязан знать кодекс военной этики и свод норм, предполагающий верность господину. Японцам свойственно «чувство дома» т.е. отношение к жилищу как к живому существу, а также обостренное чувство природы. Жилища строятся по правилам природы. В каждом жилище – сад, где присутствуют вода, дерево и камень. У японцев сакральное отношение к семье. Чувство любви – это неслучайное явление.

 

Культура античной Греции.

Сущность антич-ого способа отношения к миру определяется специфической, но естественной и гармоничной моделью мира. Центральное событие этой модели – космос (некий порядок). Возникн. мироздания описывается в мифах в виде родословной богов. Проявляется стремление к анализу, первонач-но в плане обобщения мифол-ого мироздания (Гесиод «Триогония»). Харак-ой греч. миропонимания явл-ся попытка осознания мира собственным разумом > греческая философия. Фил. предст-ие о мире не было единым. Чел-к Ан.Греции – реальный чел-к. Даже греческие боги имеют человеческое подобие. Люди – потомки богов, боги – предки, прародители. Первонач-но чел-к предстаёт как телесно-душевная абстракция, органическая часть космоса. Представление о судьбе. Полисное устр-во общ-ва. Особ. полисного генотипа: 1)это сообщ-во свободных собственников, поэт. меньше выражена иерархия социума; 2)моральное лидерство прав-лей, основанное не на подчинении, а на авторитете. Не единое гос-во, а сообщ-во независимых городов. Осн. полит. орган – верховное собрание. Мир древнегреч. обыденности выглядит очень религиозно. Отношения с богами по принципу договора. Нет социально выделенной касты жрецов. Важны состязательность, общительность, дружба, чувство меры. Брак –долг. Он моногамный. Чаще всего заключаются родителями. Вся энергия на достижение калокагатии (гармония красоты и добра слитые в чел-ке воедино).

 

Культура европейского средневековья.

К кон. 5в. здание среднеземномор. греко-рим. кул-ры рухнуло>грандиозное перемещение народов. Выстраивается новая кул-ра, основой которой христианство. Формируется нов. карт. мира на основе сюжета о сотворении мира богом. Христ. мир сущ-ет по воле некой силы. Появляется 2 мира: бога и чел-ка (бож. мир за пределами чувственного опыта чел-ка). Несколько меняется миропредс-е: 1) яз. мир – целостный, а христ. разделён на небо и землю. 2) в яз. мире доминирует природность, а в хр. домин. небесное над земным. 3) яз. мир развив-ся на основе самоорганизации, а хр. управляем богом. У чел-ка двойственная природа(тело и душа). Смысл жизни по библии – ущемление плоти в угоду духа. Хр-во учило, что чел-к от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Чел-к должен себя признать рабом божьим. Осн. принципом жизни чел-ка на земле объявляется аскетизм. Общественная система – феодализм. Осн. хар-ка – монополия господствующего класса на землю. Общ-во имеет 3х частную форму социума: религ-ую, военную, эконом-ую. Осн. произв-ль мат. благ и основа военной структуры – рыцарство. Осн. принцип жизни – возлюби ближнего своего. Война – универс. способ реш-я проблем. Власть у сильнейшего. Брак по расчету и необходим.

 

 

9.Культура эпохи возрождения.

Эпоху часто не выделяют в отдельн. кул-ру, т.к. она не сформировала свою карт. мира. Карт. попрежде библейская, но мен-ся место чел-ка. В каждом чел-ке искра божья. Своя мировоззр. сист. - гуманизм. В основе антропоценризм. Личность обязана своему положен. не знатности предков, а собств. уму, знаниям, предприимчивости. Формир-ся идеал свободной, развитой, универ-ой личности, т.е. реабилитир-ся земн. жизнь чел-ка (процесс секуляр-ции, формир-ие светского сознания, но наряду с религ.). Бог ближе к чел-ку и более на него похож. Ценится творческий чел-к. Гум-ты называли средневековье тёмным периодом и призывали вернуться к принципам гражд. общ-ва античности. Но в Европе осталась, утвердившаяся в средневековье, монархия. Религ. сфера перестаёт играть первостепен. роль. Рыцарство остаётся, но рыцарь не воин, а придворный. Регулятором отношений становятся деньги. Осн. производит. сила крест-во и ремесл-ки>формирован. рынка. Рост городов. Появл-ся фермерское хоз-во. Хаар-ка общ-ва: стремление раздвинуть границы бытия чел-ка. Чел-к хочет познавать мир>ВГО в 70х гг. (меркантильные цели).Европа открыла Восток. Чел-к перестаёт доверять знаниям о мире, хочет узнать его сам. Реабилитация земн. жизни>формир-е желания прекрасной жизни. Эпоха ренессанса. Образ-е в гор. школах, универ-ах. Большле знач. книгопечатанья.

 

Культура Нового времени.

В 17 в. складыв-ся нов. карт. мира и ведущ. роль у науки. «Новый органон» Бекона положил основу новому методу познания-эксперим. Во Фр. Рене Декарт положил в основу философии индивидуалистически мыслящего познающего субъекта. Эти произвед-я сущ-но повлияли на формир-ие нового способа мышления и отношения чел-ка к миру. Карт. мира 17 в. наз-ют механистической. Лейбниц понимал Вселенную как единый организм, гармонию, размеренность всех уровней и атрибутов. Теория наз-сь «Предустан-ая гармония» - общекульт. парадигма эпохи. В осн. европ-ой кул-ры лежит свободная индивидуалистическая личность. Чел-к в центре мира.Он теряет связь с богом и стан-ся частью природы.Эпоха рационализ. В общест жизни на 1ый план выдвигается эк-ая жизнь. Она строилась на основе маш. переворота. Новый способ пр-ва, в последствии капитал-ий. На 1 план выходит слой дельцов и предпринимателей>формир-е нов. сист. обществ. отнош-ий. Осн. форма гос. устр-ва абсолютизм. Мир чел. обыден. регулир-ся рационалистич-им сознанием. Оно совместимо с религ-ым. Устарел идеал чел-ка, основ-ый на христиансте. Стан-ся заметна поляризация классов. Дворян. этика вырождалась в этикет. Эпоха барокко. Идеалом станов. жизнь двора. Доминир. чел-к труда и дела. Брак – сделка. Любовь необязат. Т.о.,17в,начавшись с тенденций прагматизма, закон-ся пышн.эпох. барокко.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глобальные проблемы человечества и культуры. | Парадигма образа жизни (теория Н.Я.Данилевского, концепция социокультурных институтов).
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 275 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.022 с.