Культура.
Культурология как наука возникла в начале 20 века. Необходимость ее возникновения обусловлена целым рядом причин:
1)накоплением большого количества эмпирического (тактического) материала, который необходимо было систематизировать, осмыслить.
2)необходимо было выявить общие закономерности в развитии культур.
3)культуру изучали многие науки, но единой интегрирующей науки о культуре не было.
Поэтому к началу 20 века возникла необходимость создания такой науки. Нарастали кризисные явления в культуре, кот также необходимо было осмыслить. Кризис был вызван изменениями условий жизни людей, также кризисом рационалистического кризиса мышления.
Сейчас значительная часть человечества живет в условиях рынка, научно-технического прогресса, свободы, демократии. Многие эти ценности считают абсолютными, универсальными, однако на ряду со многими положительными моментами они имеют и отрицательные стороны. В условиях рынка многое становится товаром. Сфера культуры также укрывается в товаро-денежные отношения, это ведет к тому что прежние виды культуры вытесняются массовой культурой. Массовая культура ориентирует людей на отдых, развлечения. Массовая культура культивирует такие ценности как сила, власть, деньги, материальное благополучие, приоритет отдается материальным благам, вырабатывается потребительское отношение к жизни.
В условиях научно-технического прогресса человек становится звеном технологической цепи, это ведет к тому, что человек начинает жить по законам техногенного мира. Техногенный мир определяет образ жизни человека, это ведет к отчуждению человека от своей сущности, к тому же техника рационально устроена, работа с ней развивает одну рассудочную сторону, это ведет к тому, что современная цивилизация формирует грамотных, образованных, но порой бездушных людей. Важнейшим условием развития культуры является свобода, однако если свобода понимается очень широко, то это может привести к гибели подлинной культуры.
Культурология - это наука о закономерностях становления, функционирования, развития культуры.
Разделы:
· философия культуры (культура рассматривается с мировоззренческих позиций, рассматриваются культурологические теории)
· культурная антропология
· история культуры (в широком смысле под культурой подразумевается все окружающее)
Три основных элемента:
-субъект
-деятельность
-результат деятельности.
Для тех, которые считают, что основной элемент- субъект: культура – это воплощение сущностных сил человека в материальных и духовных ценностях.
Для тех, кто считает, что деятельность: культура- это способ жизнедеятельности человека.
Деятельность- это активность человека по преобразованиям природной и социальной среды, по сознаниям материальных и духовных ценностей, в процессе которых изменяется и сам человек. Деятельность человека- социальна, сознательна, целенаправленна и включает момент целеполагания.
Для тех, кто считает, что результаты деятельности: культура- это совокупность материальных и духовных ценностей. Ценность- это необъективное свойство предметов и явлений, возникает в результате субъекто-объективных отношений, когда человек начинает рассматривать предметы, явления окружающего мира через призму своих интересов. Деятельность бывает материальной и духовной, и культура также.
К материальной культуре относят:
· производственную
· физическую
· экологическую культуры
К духовной культуре относят:
· все формы общественного сознания (наука, искусство, мораль)
· духовные виды деятельности
-проектная
-ценностно-ориентирующая
-познавательная
-общение
Духовные ценности - это результаты духовной деятельности.
Типология культур осуществляется по разным основаниям в зависимости от цели.
1. По способу производства материальных благ:
· Рабовладельческая
· Капитал
· Феодализм
· Первобытная
2. В зависимости от субъекта:
· Народная
· Массовая
· Национальная
· Субкультура (культура из социальных групп)
Если культура соц групп противоречит общепринятым ценностям, то такая субкультура называется контркультурой.
Культура
Массовая (коммерческий тип производства Элитарная
культурных благ) (поднимает соц проблемы)
Функции культуры.
1) преобразовательная
Человек не просто приспосабливается к окружающей среде, а активно ее преобразовывает
2) познавательная
Культура выработала многообразные способы, методы, формы познания.
3) регулятивная (нормативная)
Мораль- система, регулирующая поведение людей.
Мораль - это форма общественного сознания, регулирующая поведение людей на основе представления о добре и зле, смысле жизни, счастья.
В основе морали лежит соотношение сущего и должного.
Должное поведение складывается из всей совокупности правовых норм, ценностей и идеалов.
Нормы имеют повелительный (императивный) характер, сформулированный в обобщенном виде.
Мораль утверждает идеалы добра, любой взаимопомощи. Входит в моральное сознание, моральные принципы, нравственные нормы, нравственное поведение, нравственные отношения.
4) семиатическая (знаковая)
Культуру можно рассматривать как мир знаков, а знак- это материальный предмет или условное обозначение, которое замещает собой другие предметы. Самая большая знаковая система- язык.
5) симатическая
Это смысловая функция. Культуру можно рассматривать как мир смыслов.
6) функция хранения, переработки и передачи информации
Культура- это внегенетическая память человека.
7) функция разрядки или релаксации.
Религия в системе культуры.
Религия- это мировоззрения и ощущения, в основе которых лежит вера в сверхъестественное.
Любая религия включает три основные идеи:
1) вера в Бога
2) идея загробной жизни
3) идея бессмертной души
Бог -это дух, в котором все сущее находит свое начало уважающей силы и ее завершения.
Дух проявляется тремя гранями и тремя сторонами:
1) стремлением к истине
2) стремлением к добру, благу
3) стремлением к красоте
Бога можно рассматривать как источник положительных качеств.
Религии включают:
· Религиозное сознание (включает в себя религиозную психологию и религиозную идеологию) Основу религиозной идеологии составляет нравоучение.
· Религиозный путь
Это почетание богов, духов и других сверхъестественных сил в форме символичного действия.
1)Культ бывает умолостивительный.
2) магия
· Религиозную организацию
1) церковь- строго организованный институт
2)секта- группа верующих, которые расходятся с господствующими религиозными направлениями
· Религиозную мораль- те правила, заповеди, предписания, нормы, которые верующий должен соблюдать.
Типология религий.
· Фетишизм (неодушевленным предметам приписываются сверхъестественные свойства)
· Тотелизм (установление сверхъестественной связи между определенным видом животных и племенем)
· Магия
· Анимизм (всеобщая одушевленность природы) вера в духов