Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ц. – социальный феномен, про­тивостоящий культуре.

Э.Кассирер - немецкий философ - в основу своей концепции культуры кладет человеческую способность к массовой, систематической и постоянной символизации, т.е. подходит к культуре преимущественно с позиций семиотики.

Символические формы (по Кассиреру)–

· это те средства, которые отделяют человека от мира и одновременно соединяют человека с миром;

· позволяют человеку упорядочить окружающий его мир, упорядочить хаос, в виде которого этот мир поначалу предстает перед человеком;

· дают представления о предметной действительности; действительность человека (шире - социума) всегда опосредована сферой символических форм;

· в основе развития символических форм лежит деятельность человека, его способность создавать и развивать орудия труда и в связи с этим формировать новые потребности.

По Кассиреру, культура, которая является системой символических форм, позволяет человеку упорядочить не только внешний космос, но и внутренний микрокосм.

Клод Леви-Строс - французский этнолог, культуролог и философ, "отец структурализма". По его мнению, человеческие ощущения не столько отражают, сколько зашифровывают, кодируют окружающий человека мир, и все события и процессы выражаются в виде символов.

Две структуры по Леви-Сторосу:

1) это структура человеческого разума,

2) структура окружающей человека физической реальности.

При этом основой для изучения природы объявляется структура человеческого разума, которая, "организуя" наш опыт, определяет и наше видение мира.

Основным объектом изучения Леви-Строса становится мифология. Главное, что необходимо выявить, - это структура мифов. При этом в изучаемой структуре выделяются бинарные оппозиции, с помощью которых люди осмысляли мир и приспосабливались к нему.

Юрий Михайлович Лотман - культуролог и литературовед - главную тему своего творчества видит в проблемах семиотики культуры (то есть знаковых систем, используемых культурой). Лотман исследовал также механизмы развития культуры, место искусства в культурном процессе, русскую и западноевропейскую модели динамики культуры.


7. Социологическая теория культуры.

Это направление объединяет ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества.

Основные представители: Томас С. Элиот (1888-1965), П.А.Сорокин (1889-1968), А .Вебер (1868-1958), Т.Парсонс (1902-1979).

Т.С.Элиот - англо-американский поэт и критик модернистского направления - делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, отмечая, что только малочисленная духовная элита способна на культурное созидание.

Под культурой он понимал "образ жизни данного народа, живущего в одном месте"; считал, что культура "есть больше, чем собрание искусств, обычаев, религиозных верований".

Питирим Александрович Сорокин - русско-американский социолог, историк - разделял теорию духовной элиты как ведущей силы общества и подчеркивал неразрывную связь общесоциальных процессов с развитием культуры.

3 возможных типа культуры:

а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности;

б) идеациональный (ideational), где преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту;

в) идеалистический (idealistic), представляющий некий синтез "чувственного" и "идеационального" типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией.

А.Вебер - немецкий экономист и социолог - выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающим по разным законам, процесса:

· социальный (формирование социальных институтов),

· цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации),

· культурный (творчество, религия, искусство и философия).

Толкотт Парсонс - американский социолог, создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Т.Парсонс считал, что все духовные и материальные достижения людей являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной.

 

8. Игровая теория культуры.

Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.

Человек играющий, по мнению Хейзинга, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий. Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры.

Концепция игровой культуры. Тема культуры как игры в XX в. вдохновляла творчество нидерландского философа Хейзинга, испанского мыслителя Ортега-и- Гассета и немецко-швейцарского писателя Гессе.

Автор книги «Человек играющий» Хейзинг провозглашает идею о том, что игра старше культуры, что культура зачинается в игре, что все архаические формы выделились из обычаев культовой, социальной, военной состязательности.

В игровой деятельности развиваются все качества человека.

Точного определения игры нет, но есть признаки:

· свободная, незаинтересованная деятельность человека

· обладает условностью (не взаправду)

· имеет правила

· ограничена во времени

· есть роли

· украшает жизнь – эстетическое начало

· не преследует прагматических целей

Новое время (18-19 вв.) вытеснило игру из широкого обихода, заменив ее расчетом и рационализмом. В 20в. Массовая культура приучает людей потреблять, а не творить жизнь в игре.

Бахтин (1895-1975) - культуролог, философ. Методология взаимодействия культур, в частности диалога культур, была разработана в трудах Бахтина. Диалог, по Бахтину, – «это взаимопонимание участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, своего в другом (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места)». Диалог - это всегда развитие, взаимодействие, всегда объединение, а не разложение. Интерес - начало диалога. Диалог культур выступает как объективная необходимость и условие развития культур. Взаимодействие является одной из важных движущих сил процесса развития национальных культур.


 

9. Информационная концепция культуры.

Данная концепция была разработана французским учёным А. Моллем. Культура у него трактуется как «интеллектуальное оснащение», которым располагает в тот или иной момент отдельный человек или общество. В ней выделяют информационное начало, рассматривают ее как средство хранения и распространения знаний.

Типы культурных таблиц по А. Моллю:

1. «Сводная таблица» знаний мира, или «память мира», то есть вся сумма знаний, которой располагает человечество;

2. «Социокультурная таблица», которая является производной сводной таблицы. Содержанием ее является информация, распространяемая в обществе и внедряемая в сознание его членов;

3. «Культурная таблица» индивида. Под ней понимаются знания, спроецированные на «экран знаний» индивида (то есть на знания, имеющиеся в сознаний индивида) и подвергнутые здесь обработке: их оценка, выбор нужного, отвечающего его интересам со­общения.

Для характерис­тики культуры он вводит два параметра ее измерения: количествен­ный — число культурных элементов (слова, знаки, тексты) и каче­ственный — объем ассоциаций, под которыми ученый понимает ее творческое начало.(необходимы для проведения различий между эруди­том и творческой личностью, между качественной спецификой разных типов культур.)

Современная европейская культура сложилась под влиянием системы массовой коммуникации (СМК), которая существенно изменила гуманитарную культуру, превратив ее в культуру «мозаичную». Гуманитарная культура – мысль, затем слова для ее выражения.

Мозаичная культура – освоение «пустых» слов, полученных через СМК, затем эти слова на­чинают обрастать некоторым смыслом.

Культура современного человека складывается из случайных сведений, из разрозненных фрагментарных знаний, полученных по различным каналам — из газет, журналов, радио, телевидения и пр. Такого рода особенность культуры дает право именовать ее мозаичной.

Информационный аспект исследования культуры Моля предполагает решение практических задач:

· выработка рекомендаций по созданию оптимальных условий функционирования информации,

· вырабатываются методы анализа способностей публики восприни­мать передаваемую информацию,

· устанавливаются критерии ее значимости, формируются принципы дифференциации сообщений в соответствии с возможностями их усвоения конкретными группами людей.

· Вырабатываются также критерии определения насыщенности информации и определяются допустимые нормы ее «плотности» в информационном процессе.

· «читабельность» (доступность) и привле­кательности (учитываются прежде всего ин­тересы потребителей информации.)

Такого рода исследования преследуют главную цель — создание оптимальных условий пе­редачи информации.

Важным моментом – установление критерия сохранения в сознании публики полученного сообщения. В этой связи им выявляются факторы, влияющие на процесс сохране­ния в памяти индивида информации:

· значимость для индивида конкретной информации,

· расстояние от места, где произошло событие, до получателя сообщения (человек неодинаково реагирует на собы­тие, произошедшее в его стране или в отдаленном регионе мира),

· уровень абстрактности или конкретности информации и степень ее сложности или понятности,

· тип канала, по которому переда­ется информация,

· предполагаемый интерес группы, на которую ориентировано сообщение и т.д.

В современной европейской культуре основным средством распространения культурных ценностей выступают СМК, которые оказывают существенное влияние на развитие общества. Перед наукой, изучающей культуру стоит задача определения политики СМК.

 


10. Трактовка культуры с позиции философии жизни.

Крупнейший представитель – Фридрих Ницше.

Центральное понятие философии Ницше – жизнь, которая считается единственной подлинной реальностью.

Культура для Ницше – это специфический способ адаптации человека к жизни, структурирования его деятельности. Своеобразная стена, отгораживающая человека от подлинной реальности, т.к. человек – слабое животное, не имеющее возможность самостоятельно выжить в потоке жизни.

· В основании культуры – язык и символ. Освоение мира – это построение логических конструкций и символизация. Однако язык – своеобразная стена, отделяющая человека от переживаний и реальности, что и есть репрессивная роль культуры.

· Воля – некий ограниченный центр силы. Воля к вещам, символам и образам (что укрепляет силу отчуждения). Поэтому единственная воля, которую признаёт Ницше – воля к власти, осознание человеком своей значимости.

Анализ типов личностей:

1. Лабиринтный человек – нетворческое большинство, обладающее волей к вещам или символам. Для него культура – хаотический набор ценностей. Очень слабы, многого боятся, нуждаются в сильной и властной руке, которую при этом ненавидят.

2. Аристократ духа – властные люди-львы, понимающие, что культура не должна строиться на принципах равенства, в её основе – различие людей. Они безжалостны к себе и другим, меняют мир и создают что-то новое.

3. Сверхчеловек – итог, вершина человеческого развития. Те, кто делают особенно много для смены культурных ориентиров (Цезарь, Александр Македонский, Платон, Сократ). Возникнет в будущем, создаст совершенно новую культуру, в поток которой он сможет включится. Полностью открыт миру. Изживёт отношение к культуре, как к игре, правила которой устанавливает природа.

Половая идентификация в культуре (впервые у Руссо):

· Женская форма усвоения культурных ценностей (аморальный стиль, женщина не подвержена аккультурации, нет воли, подвержена минутным влечениям.

· Мужская форма усвоения – ответственность за род, изобретательность, введение культурных инноваций. Есть воля, быстро поддаётся аккультурации. Апофеоз культуры, условие её существования.

Андрогенный человек – сверхчеловек, способный избавится от культурного диктата.

Фундаментальные начала европейской культуры:

· Диониссийское – стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций. Воплощается в трагедии и музыке. (Является ведущим, человек сливается с природой)

· Аполлонийское – замещение трагического переживания жизни прекрасными формами в изобразительных искусствах.

Это два вечно борющихся начала.

Современная культура по мнению Ницше в состоянии кризиса из-за ориентации культуры на «вечные ценности» (круг вечных возвращений, отсутствие развития). Выход из кризиса – пересмотр всех ценностей, идея о европейском нигилизме. Эта идея легла в основу учений о контркультуре (противодействие официальной культуре).


 

11. Генезис и сущность понятия культуры

Генезис – процесс образования и становления к-л явления.

Существует множество понятий культуры, вот возможные варианты использования этих понятий:

· Обозначение обработки почвы.

· Цицерон отнёс это слово к человеку – воспитание, образование человека. Обозначение общего процесса духовного и культурного развития.

· Выражение идеала, одобрения к-л действия, описание человека и его качеств.

· Ассоциация с произведениями искусства и литературы.

· Культуры разных народов в определённые исторические эпохи, специфика способа существования к-л общества.

В 1952 г. Клакхон и Кребер впервые систематизировали известные на тот момент 164 определения культуры. Сейчас их более 1000.

Подходы в определении культуры: (по Кертману)

· Антропологический – признание самоценности культуры каждого народа

· Социологический – культура как фактор образования и организации жизни общества.

· Философский – выявление определённых закономерностей в жизни общества, установление причин зарождения и особенностей развития культуры.

Основные типы определений культуры:

1. Описательные определения – перечисление того, что охватывает понятие культуры.

2. Исторические определения – процесс социального наследования и традиций.

3. Нормативные определения – содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества.

- образ жизни

- ценностные

4. Психологические определения – упор на связь культуры с психологией поведения людей

- адаптивные (к окруж.среде)

- дидактические (процесс научения)

- формирование привычек

- психоаналитические

5. Структурные определения – акцент на структурной организации культуры

6. Генетические определения – рассматривают культуру с точки зрения её происхождения.

- антропологические (к. – продукт человеческой деятельности)

- идеационные (совокупность и производство идей)

- символические (символич. Человеч. Деятельность)

- отрицательные (культура, как происходящее из не-культуры)

7. Социологические определения – культура, как фактор организации общественной жизни, совокупность идей.

8. Функциональные определения – характеризуют культуру через функции, которую она выполняет.

Культураэто сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих её, как человек.

- в результате этого преобразуется искусственный мир, существенной частью которого являются идеи, ценности и символы.

- культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, происходящего в обществе, среди других людей.


12. Содержание категории «цивилизация». Интерпретации его значения.

Утверждение в европейской науке понятия «цивилизация» относится к середине XVIII в. Связано с именем шотландского историка и экономиста Адама Фергюсона Образован термин от латинского «civilis», что означает «гражданский», «государственный». В просветительской традиции значение слов «культу­ра» и «цивилизация» не совпадало по смыслу, хотя эти понятия довольно близки.

Основные позиции в понимании цивилизации:

1. Цивилизация родственна культуре. Характерно для культурологической концепции Н.Я.Данилевского.

2. Цивилизация рассматривается как техническая и технологическая сторона социального образования. Культура при этом связывается с гуманитарными ценностями (искусство, рели­гии, мораль, наука о человеке и т.д.) и не противопоставляется ци­вилизации. Цивилизация выступает в качестве условия, обеспечивающего cyществование культуры.

Этот подход сложился в европейской науке во второй половине XIX в., и связан он с учением английского философа и социолога Г.Спенсера. Такая же позиция была характерна для немецкого социолога, философа и историка М.Вебера.

3. Цивилизация есть определенный уровень развития общества. В таком значении использует это поня­тие один из основоположников марксизма Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства».

Обозначение той фазы и истории общества, которая следует за варварством. Основополагающего начала цивилизации – товарное производство. Другие ее черты: разделение труда и отделение труда умственного от физического, возник­новение городов и появление классов и государства.

Ц. – социальный феномен, про­тивостоящий культуре.

Восходит к учению И.Канта, в котором он пытался обосновать различие между культурным и цивилизованным человеком. Конечной целью культурного развития человечества является его моральное совершенство.

Культурологической концепции О.Шпенглера: егозадача, не сводилась к тому, чтобы развести понятия «культура» и «цивилизация» и определить их значение. В этих категориях он пытался осмыслить динамику историко-культурного процесса и выявить его законы. Исходя из принципа цик­лического развития общества, положенного в основу его труда «Закат Европы», О.Шпенглер настаивал на идее неизбежности гибели культуры. Культура, достигнув вер­шины своего развития в средней стадии цикла, в заключительной фазе приходит к упадку. Этот декаданс культуры и есть, по его мнению, цивилизация, которая по своему содержанию противостоит культуре.

Бердяев рассматривал Ц. и К. как взаимоисключающие начала. Культура – от слова культ, она религиозного происхождения, значит, имеет духовную направленность, т.е. она благородного происхождения и содержания. Она движется сверху вниз.

Цивилизация – унивирсуализирует все культуры, то, что делает различные общества похожими. А К-ра отличает одно общество от другого.

Следовательно, Ц. и К. нельзя разделять, они не существуют друг без друга.

Цивилизация – это социальная организация общественной жизни, охватывающая длительный период существования и основанная на единой культуре.


 

13. Культурогенез.

Культурогенез – это процесс происхождения культуры и последующего её развития, процесс функционирования отдельных сфер (институтов: религия, искусство, мифология, традиции) культуры.

Проблема культурогенеза не до конца решена, на данный момент установлено 3 начальных этапа к-за:

1. Палеолит – древний каменный век, от возникновения человека, до 12-10 вв. до н.э.

Появление членораздельной речи, овладение огнём, первые жилища. В поздний период появляется изобразительное искусство: живопись и скульптура (Многие учёные не считают это искусством, не было и. ради и.)

Синкретизм – слияние разных видов культурного творчества в единое целое.

2. Мезолит – средний каменный век. От 12-10 до 8 тыс-я до н.э.

Человек приручает собаку, изобретение лука и стрел, освоение плетения (рыболовные сети, корзины)

3. Неолит – новый каменный век, от 8 до 3 тыс-я до н.э.

Неолитическая революция – переход от хозяйства присваивающего типа к хоз-ву производящего типа, т.е. человек не только брал у природы, но и сам производил. Здесь человек начинает создавать те сферы, которых не было до него.

Филогенез – процесс формирования некой систематической группы.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма.

Есть множество теорий культурогенеза: креационистская, трансцендентальная, гуманистически-демиургическая, космологическая, натуралистическая, игровая, психоаналитическая, орудийно-трудовая (деятельностный подход), социальная, магическая, символическая, экзотические (рождение человека из пратолпы – объединения предков своременного человека на основе инитативности)

4 основные:

1. Деятельностный подход: Ф. Энгельс, роль труда в превращении человека в обезьяну. Труд создал человека, появилась коммуникация, потом культура.

2. Психологическая – Зигмунд Фрейд. Появление индивидуальной психики в общественной жизни. Работа «Тотем и табу» - через анализ причин возникновения бессознательных психических комплексов.

3. Игровая концепция Хёзинга – В игровой деятельности развиваются все качества человека, он анализирует процессы, которые привели к 20 веку, это игровой век. Все сферы деятельности имеют игровое начало.

4. Символический подход – Эрнест Кассирер. Вся культура начинается с символов, которые веду к более сложным системам науки и искусства. С помощью символов человек кодирует большое количество информации, порождает новы смыслы.

Символ – особая форма культурного познания, он многозначен. Чтобы понять культуру другого народа, необходимо совпадение символических систем. Значит, символ создаёт почву для коммуникации. 5 сфер: язык, миф, религия, наука, история.


 

14. Категории «менталитет» и «ментальность», их содержание, взаимосвязь и соотношение с близкими по смыслу понятиями.

Своими корнями уходит в бессознательное. М. обуславливает поведение человека в ту или иную эпоху.

Mens – образ мысли, склад ума.

Менталитет – это присущий индивидууму или определённому социуму особы стиль, склад мышления и восприятия окружающей действительности, который отражается в представлениях о мире, ценностях, установках, верованиях, предрассудках и т.д.

В середине 19 века термин м. встречается в науке. Первым был этнограф Люсьен Леви Брюль, работа «Первобытное мышление». Изучал коллективные представления в первобытном обществе в Африке. Первобытная ментальность есть и у человека, но она не активна, хоть и проявляется.

М. Блок, Люсьен Фебр: Человеческая история и есть сама психология. Человеческая история – это история смены менталитетов. Ранее, фактор развития истории – идеология, у этих учёных – менталитет народа. Были выделены средневековый м., м. эпохи Возрождения и т.д.

В русской науке – Густав Густавович Шпедт (только использовал другие термины). «Введение в этическуб психологию» 1927 г. – каждая соц.общность обладает свойственной только ей формой переживания окружающего мира, особой реакцией на события – понятия дух (совокупность характерных черт поведения народа) и характер (его реализации в языке, искусстве).

В современной науке понятие менталитета часто сопоставляют с категорией архетипа. По Юнгу архетипэто схемы поведения, которые передаются их поколения в поколение, сформировавшиеся в коллективной памяти на заре человечества. Они объясняют повторяющиеся мотивы в поведении.

Соотношение архетипа и менталитета:

А) Общие черты

· Содержание находится в коллективном бессознательном народа, поэтому не может быть осознано или плохо осознаётся

· Обладают устойчивым характером, стабильностью

· Отражаются в худ.творчестве народа

Б) Отличительные черты

· М. – обусловлен средой жизнедеятельности людей, поэтому хоть и сложно, но меняется в соответствии с изменениями условий жизни.

· А. – изначальный, неизменяемый образ мира, унаследованный челов0овм отпредков.

· Если некая общность обладает своим М., соответствующим её соц-культ. среде, то А. идентичен у всех соц.групп человечества.

Взаимосвязь с другими понятиями:

Ø Мировоззрение – его можно понять, а М. может находиться в спящем режиме, а может и прорваться. Есть сходство. Мировоззрение – система взглядов и представлений, установленных в определённом обществе, то М. – это склад, мышление и восприятие. Уходит в более глубинные структуры психологии, имеет устойчивый характер.

Ø Идеология и М. Близко взаимодействуют, ментальные особенности создают базу для идеологии. И. способна выразить себя рационально, формулируя цели социума в виде теорий.

Ø М. и мышление – целенаправленный процесс в познании реальности, а м. – стиль, склад, особенности.

Ø М. и ментальность – соотношение общего (М.) и частного (Ментальность это признак М., или частный конкретный случай проявления М. Говорят о ментальности отдельных соц.групп).


 

15. Особенности российской ментальности.

Ø Особое, эмоционально-образное освоение окружающего пространства. Повышенное эмоциональное начало.

Г.Гачаев: «Русские тяготеют не к абстракции, а к смыканию знания с с душой, ума с сердцем.

Ø Русская ментальность женского рода, преобладает эмоциональное над рациональным. Эта черта оказала особое влияние на православие.

Ø Особое отношение к гос.правителю и власти. Русский человек расконцентрирован, просторечен, питает надежды на верховную власть (более тяготеет к восточным гос-вам)

В восточной русской культурной традиции имеет место наделения правителя харизмой – положительные кач-ва, которые не объективно присущи личности, а приписываются ей людьми. Они выходят за пределы обычных представлений о человеке.

Ø «Широта души» - определена условиями обитания (большое пространство)

Ø Коллективизм – особого качества патриотизм

Ø Особое отношение к труду и празднику.

 

16. Содержание категории «культурная картина мира». Её соотношение с научной, художественной, религиозной моделями мира.

ККМ связана с М., т.к. он порождает определённую картину мира. Если М. – это способ восприятия, то ККМ – результат такого восприятия. М. – содержание, а ККМ – форма.

ККМ взаимодействует с научной, религиозной, философской и художественной КМ, но отличается от них.

Ø Научная картина мира – идеальная модель действительности, созданная на основе научных идей и принципов, и выступающая базой для построения научных теорий.

Одно и тоже в Н. и К. КМ может иметь разный смысл, категория сфета в Н – физич.явление, в К. – кульутрн.ценность.

Ø Религиозная КМ – модель действ-т, выраженная в виде фантастических образов, основанных на вере в некий абсолют, превращённого в обхект неких религиозных эмоций и поклонений. ККМ совими истоками уходит в РКМ, между ними есть глубокая бессознательная связь.

Ø Философская картина мира – синтез научных и целостных представлений о мире человека.

Ø Художественная КМ – образ мира в целостном, субъективном значении, представленном определённым художником.

Культурная картина мира – модель мира в субъективном, целостном значении, представленном определённым народом или соц.общностью.

Структурные элементы ККМ:

· Культурное про-во и время (культруный хронотоп)

· Культурные числа – числовые выражения целостного значение в контексте культуры опр.народа.

· Эстетические оценки действительности – представления о красоте. Эстетика изучает представления человека о красоте. ККМ отличаются эстетическими образами, которые лежат в их основе.


 

17. Бытие культуры: культура и природа, культура и общество, культура и человек.

Генезис и функционирование культуры связаны с деятельностью человека, которая направлена на пре­образование окружающей его среды и себя. Центральное звено этой системы – человек как деятельностное существо.

Основные формы бытия культуры исчерпываются тремя ее типами:

— природное бытие культуры (культура и природа);

— антропологическое бытие культуры (культура и человек);

— социальное бытие культуры (культура и общество). Иными словами, культура существует в виде окультуренной ма­териальной природы, окультуренного человека и окультуренных взаимосвязей в человеческом сообществе.

· Культура и природа:

В результате преобразования естественной природной сре­ды(ещё в древние времена) человек возвел искусственную среду своего обитания. «Вторая», созданная человеком природа, относительно про­тивостоящая «натуре» — невозделанной природе, и есть природ­ная форма бытия культуры. Культура, с одной стороны, противостоит «натуре* как возделан­ная окультуренная природа, а с другой стороны, она составляете ней единство, поскольку в основе ее лежит природный элемент. В результате подобного отношения к миру возникали такие явле­ния культуры, как мифология, религия, искусство и наука. Параллельно с процессом преобразования человеком первоздан­ной природы и создания культурной среды («второй» природы) раз­вертывался процесс культурного развития самого человека.

· Культура и человек:

Фор­мирование у человека способности и потребности к художествен­ному творчеству. Сформировавшаяся в процессе общественной практики чело­века система культурных потребностей — в творчестве, красоте, по­знании, общении, — и выработанные соответствующие им способе и составляют культурное начало в человеке, позволившее ему выделиться из мира животных.

Деятельность человека обраще­на не только на удовлетворение его витальных потребностей — пище, жилище и одежде, — но и потребностей духовных — в искус­стве, науке, красоте, общении, религии и так далее, то есть чисто человеческих потребностей.

Человек есть воплощение двух взаимосвязанных начал — природного и внеприродного, то есть культурного.

· Культура и общество:

Культура возникает вместе с обще­ством, и в этом смысле она является продуктом социальным в той же мере, в какой общество выступает культур­ным феноменом. Они не существуют друг без друга. Они очень близки, но есть и различие: если общество интерпретировать через деятельность, то есть рассматривать как коллективный субъект деятельности, тогда культура будет выступать способом этой деятельности, ее технологической стороной.

Об­щество в своей сущности остается неизменным в том смысле, что оно всегда представляет собой результат общественных отноше­ний. Культурное же начало в нем будет динамичным.

Таким образом, социальная форма бытия культуры есть каче­ственная сторона общественных отношений.


 

18. Морфология культуры.

Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности. Одна из самых сложных.

Культура – сложная, многоуровневая, непредсказуемая система. С одной стороны – накопленные обществом материальные и духовные культурные ценности, с другой стороны – живая, меняющаяся человеческая деятельность.

1-ый элемент – мировая культура: совокупность лучших достижений всех типов и сфер культур, отражающая общечеловеческие ценности и приоритеты.

2-ой элемент – внутри культура взаимодействует с национальной и этнической культурой.

· Этногенез – исторический процесс происхождения этносов, его связывают с местом и условиями проживания, традицией культуры и.т.д.

Этнос – культурно-языковое сообщество.

Русский этнос – соотношение славян с балтами, уграми, финнами, монголами и т.д.

Базовый признак этоноса – соц.память народа, его кульура. Народ интергрируется в единое целое в его истории.

· Этническая и национальная к.

Этническая культура – разновидность культуры определенного общ-ва, формирующаяся в доклассовой стадии, со своими традиционными устоями, обычаями, нормами.

Нация – этоносоциальная общность, характерная для развитого капиталистического общества.

Возникновение нации связано со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности.

Для нации характерно:

- унификация языка

- развитие проф.культуры и искусства

-развитие символики гос.и нац.систем и госкотроля.

Основа нац.кульуры лежит в этнической культуре.

Нац.кульура – это городская культура, она воплощается в литературе, философии, соц.и культ.развитии общества.

Проблема взаимодействия этнич. и нац. культуры: проблема взаимоотношений истории о современной культуры.

· Материальная и духовная культура.

МК – культура чисто физического труда, связана с первейшими потребностями человека.

Элементы:

-культура труда и мат.производства

-культура быта

-к.топоса (места проживания)

-к. отнош-я к собственному телу

К. физическая

Духовная культура:

-познавательная

-нравственная

-художественная

-правовая

-педагогическая

-религиозная

· Специализированная и обыденная культура

Обыденная к. – неспецифическая сфера культуры, проявление которой в обыденной действительности люди чаще всего не замечают, повседневная деятельность. Ведущая роль – обычаи, нравы, традиции.

Обыватель – человек живущий на уровне ОК.

Специализированная к. – связанная с проф.выбором человека, увлечения, хобби: экологическая, политическая, педагогическая, правовая, философская, художественная и т.д.

· Массовая и элитарная культура

Всегда взаимодействовавали, но 20 век это прекратил.

МК – совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объёмах промышленным способом.

Аудитория – люди больших залов, стадионов.

Цель МК – удовлетворение и развлечение.

«+»: - демократизация, доступность информации

- широкий спектр стилей, направлений

Элитраная к. – некая оппозиция МК.

Зададча – сохранить в культуре творческое и духовное начало.

Творческая элита – малочисленная, но влиятельная группа.

Классическая культура – среднее между Э. и М., по способу создания – элитарна, в процессе освоения приобретает массовость. В 20 в. между ними почти нет взаимодействий.

· Господствующая к. Суб- и контркультура.

 

19. Проблема функций культуры

Так, согласно утверждени­ям немецкого просветителя Я. Аделунга, культура характеризуется пятью социальными признаками:

1. Уменьшает роль и сферу применения физической силы в обществе.

2. Снижает значимость чувственного познания.

3. Увеличивает роль сознания и разума;

4. Смягчает нравы.

5. Воспитывает вкус.

В действительности же совокупность функций культуры представляет собой не одномерный ряд, где они выстраиваются в любой последовательности, а систему со свое­образным эпицентром в виде доминирующей функции, которая определяет закономерную взаимосвязь всех остальных функций. Таким образом, речь должна идти не о перечне функций, а о пост­роении их системы, поскольку лишь в рамках системного подхо­да следует искать решения этого вопроса.

Известно, что первич­ной и доминирующей потребностью общества в период своего становления была потребность в самосохранении и развитии за­рождающегося социального организма.

Культура как социальное явление должна прежде всего выполнять в обществе стабилизирующую роль и стимулировать его развитие.

Субъектом культуры является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с природой и с другими людьми. Система отноше­ний человека с природой и обществом опосредуется культурой, где последняя определяет качественное состояние этой систе­мы взаимосвязей.

Таким образом, как обеспечение реализации основной фун­кции культурысохранение и развитие социальной общнос­ти — формируется генетически первый уровень функциональ­ной системы, который составят такие функции, как познаватель­ная, преобразовательная, коммуникативная, нормативная и функция социализации. Первичность в данном случае следует также понимать и как значимость, важность ее в функциональ­ной системе.

 

20. Основные структурно-функциональные сферы культуры: преобразовательная сфера, познавательная сфера, нормативная сфера.

21. Основные структурно-функциональные сферы культуры: сфера социализации индивида, коммуникативная сфера, семиотическая сфера.


 

22. Культурные традиция, ценность, норма: определение понятий, связь с динамикой культуры.

Культурная традиция – исторические сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы к-л. социальной группы.

Культурная ценность – совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека.

Культурная норма – совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа.

 

23. Динамика культуры. Модели и типы динамики культуры.

 

Проблемы динамики культуры в учении античных историков.

Идея циклического развития культурной истории человече­ства и ее обоснования. «Линейные» теории динамики культуры.

Объективные закономерности культурно-исторического раз­вития. Детерминанты динамики культуры. Относительная само­стоятельность процесса культурного развития человечества. Аб­солютизация уникальности процесса развития отдельных куль­тур в «циклических» учениях и идея единства культурной исто­рии человечества. «Спиралевидный» характер направленности развития мировой культуры.

Преемственность, традиция и новаторство в культурном раз­витии. Взаимосвязь культур и диалог между ними как необходи­мое условие их существования и развития.

 

24. Циклические теории культуры. Н.А. Данилевский, О.Шпенглер

25. Циклические теории культуры. А.Тойнби, П.А. Сорокин

26. Линейные теории культуры. К.Ясперс, К.Маркс, Ф.Энгельс.


 

27. Идея кризиса культуры в европейской научной традиции 19 и 20 веков.

 

· Проблема закономерности культурного кризиса в обществен­ном развитии. Причины и характер кризисных эпох в культур­ной истории человечества.

· Кризис европейской культуры второй половины XIX — XX вв. и формы его проявления. Обоснование причин и сущности куль­турного кризиса, видение перспектив культурного развития Евро­пы в социально-политических и культурологических теориях (Ф.Ницше, марксизм, О.Шпенглер, АШвейцер, И.А.Ильин, С.Л.Франк, Н.А.Бердяев, Х.Ортега-и-Гассет, АТоффлер, Л.Мэмфорд).

· Осмысление кризисного состояния европейской культуры в художественном творчестве. Экспрессионизм, сюрреализм, дада­изм, театр абсурда как выражение мироощущения художествен­ной интеллигенции XX столетия.

· Проявление кризиса в современной российской культуре. Слияние в ней проблем европейского декаданса культуры и ее собственных проблем.

 

28. Модернизация традиционных обществ и культур. Процесс глобализации современного мира.

Модернизация это: 1) весь комплекс прогрессивных изменений в обществе, синоним понятия современность

2) процесс превращение традиционного общества в общ-во с машинной технологией, высокими соц.культурами.

3) усилия отсталых и слаборазвитых стран, предпринимаемые, чтобы догнать развитые страны.

· М. – важнейший процесс динамики культуры.

· Модернизация в ходе истории.

· Модернизация в различных сферах культуры, быта и науки.

· Плюсы и минусы традиционного и модернизированного общества.

· Традиции и современность не взаимоисключают друг друга.

· Не все результаты модернизации – благо.

Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей, средств коммуникации.

 

 


 

29. Культурный прогресс и регресс и будущее человечества.

· Вопрос о направленности (прогресс, регресс) культурного развития человечества в античной научной традиции, в средне­вековой и ренессансной мысли.(вера в культурный про­гресс: Протагор, Демокрит, Лукреций Кар) Идея же культурного прогресса, смутно предчувствуемая эпохой Ренессанса, была осознана и сформулирована лишь в просветительской традиции (АТюрго, ЖКондорсе, И.Г.Гердер).

· Культурный прогресс как непре­рывное, бесконечное интеллектуальное совершенсгвование че­ловечества в учении просветителей. Критика просветительской идеи прогресса культуры(Гёте) Во второй половине XIX века теория культурного про­гресса просветителей подверглась многостороннему анализу и критике. Обнаружилось несоответствие между провозглашенной идеей неуклонного процветания культуры и действительностью.

· После Первой мировой войны в европейской научной тра­диции наметилась тенденция к окончательному разрыву с идеей культурного прогресса. Одним из ее основоположников стал О.Шпенглер, который высказал идею о том, что совершенствова­ние гуманитарной культуры находится в обратной пропорцио­нальной зависимости от развития науки и техники. Противоречивость характера культурного прогресса.

· Проблема критерия культурного прогресса и современные представления о культурной истории человечества. Культур­ный кризис. Он связан с переходом современной техногенной циви­лизации.

· Культурные модели будущего в учении современных футурологов.

- Концепция коммуникационно-компью­терной революции: уще­ствование в современном мире множества самобытных культур — явление временное. Компьютер преобразует не только общество, но и его культуру. Будет создана плане­тарная цивилизация, а локальные культуры утратят свою неповто­римость и составят единую планетарную культуру.(А.Тоффлер, Р.Аон, Белл)

- Экологизация культуры: общество в целях сохранения природы, восстановления на­рушенного баланса между человеком и средой его обитания и своего самосохранения неминуемо должно пойти по деиндустриальному пути, то есть обратиться к естественно-природным усло­виям жизнедеятельности человека.

30. Культура и религия.

На протяжении тысячелетий религия была важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал.

Долгое время религия была единственной мировоззренческой системой, в рамках которой осознавала себя и культура. Смыслы и ценности человеческого бытия, его этические, нравственные и эстетические компоненты воспринимались в религиозном контексте.

Выход религиозного познания на Абсолют выступает через этические представления о мире, о нормах социальных взаимодействий, отношений между человеком и природой, представлениях об идеалах, а также об отрицательных абсолютных характеристиках этих начал.

· Религия отвечает на важные вопросы человеческой жизни, ответы на которые пока не найдены в других мировоззренческих традициях (науке, прежде всего). Внутренняя человеческая потребность осознать смысл жизни и привлекает к религии

· Религия позволяет компенсировать человеческую сферу нереализованных возможностей в действительности.

· В религии происходит снятие социальных противоречий: реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в равенство греховности перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», бессилие человека компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим.

· В молитве и покаянии человек преодолевает состояние неудовлетворённости, обретает облегчение, успокоенность, прилив сил.

Наиболее тесно религия соприкасается в культурном мире со сферой искусства и особенно морали. Именно эти сферы соучаствовали в формировании пока мало исследованного качества, духовности чел. Немало теологов прямо отождествляют религию с моралью. Общечеловеческие основы нравственности, без которых невозможно существование ни одной культуры, так или иначе, в тех или иных вариантах обнаруживаются во всех мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме). Заповеди «не убий», «не укради» и иные обнаруживаются во всех развитых религиозных системах. Религия, аккумулировавшая в себе нравственный опыт огромного множества предыдущих поколений, и ныне выступает важным фактором регуляции поведения.

 

31. Специфика молодёжной субкультуры. Типы молодёжных субкультур.

Молодежные субкультуры, как и субкультуры взрослого мира, следует разделять на «позитивные», то есть ориентированные на сотрудничество с обществом и развитие его культуры, и «негативные», то есть противостоящие культуре и обществу, либо разрывающие связи с ним.

Когда говорят о типах молодежных субкультур, часто просто перечисляют конкретные их виды. Таких конкретных видов субкультур может быть названо много: люберы, хиппи, панки, металлисты, леворадикальные студенты и другие. Общеизвестно, однако, что перебор конкретных наименований субкультур не есть их социологическая типология. Поэтому для целей предстоящего анализа мы предлагаем следующую типологию молодежных субкультур, в основу которой положен признак доминирующих социальных устремлений.

1. Агрессивный. Связан с традициями преступного мира (зачастую является его школой кадров). В отличие от взрослой преступности, которая носит рациональный характер, для подростковой субкультуры этого типа характерна немотивированная и неутилитарная агрессия. Вхождение в субкультуру часто происходит в раннем возрасте. Возрастной состав от семи до восемнадцати лет.

2. Гедонистический. Ориентируется на получение удовольствия. Отличается низкой агрессивностью. Формируется в более позднем возрасте под влиянием полового созревания с целью совместного времяпрепровождения с песнями под гитару, выпивкой, иногда переходящей в наркоманию, а так же с целью поиска полового партнера. Примерный возрастной состав от 14 до 18 лет.

3. Идеологический. Отличительной чертой является особого рода мировоззрение, которое может носить философский, религиозный или политический характер. В отличие от аналогичных социальных образований взрослого мира молодежные субкультуры данного типа отличаются крайне высокой эмоциональностью в исповедовании своего мировоззрения.

 

32. Контркультура, субкультура. Определение понятий, соотношение с господствующей культурой. Роль в развитии культуры.

Субкультурасоставная часть общей культуры какого-либо народа, присущая большой соц.группе.

Отличается определённоё спецификой и символическим выражением:

-казачество (защита)

-русские старообрядцы.

По содержанию и форме различают:

· Этические

· Религиозные

· Возрастные

· Социальные

· Профессиональные

СК не претендует на универсальность, не ставит целью изменить господствующую культуру, а приспосабливается к ней.

Контркультура – направление молодёжной культуры, выступающая против основных направлений господствующей культуры.

Может быть положительной, она создаёт кризис культуры господствующей и развивает её.

Термин был введён в 1960 г. Роззаком.

Течения:

· Битники

· Хиппи

· Рокеры в СССР

Контркультуры не исчезают бесследно, создавая кризис культуры, они способствуют динамике культуры.

 

1. Проблема предмета культурологии.

2. Культурология в системе научных знаний о культуре.

3. Метод в культурологических исследованиях.

4. Истоки культурологии

5. Психоаналитическая концепция культуры.

6. Символическая теория культуры.

7. Социологическая теория культуры.

8. Игровая теория культуры.

9. Информационная концепция культуры.

10. Трактовка культуры с позиции философии жизни.

11. Генезис и сущность понятия культуры

12. Содержание категории «цивилизация».

13. Культурогенез.

14. Категории «менталитет» и «ментальность

15. Особенности российской ментальности.

16. Содержание категории «культурная картина мира».

17. Бытие культуры: культура и природа, культура и общество, культура и человек.

18. Морфология культуры.

19. Проблема функций культуры

20. Основные структурно-функциональные сферы культуры: преобразовательная сфера, познавательная сфера, нормативная сфера.

21. Основные структурно-функциональные сферы культуры: сфера социализации индивида, коммуникативная сфера, семиотическая сфера.

22. Культурные традиция, ценность, норма

23. Динамика культуры. Модели и типы динамики культуры.

24. Циклические теории культуры. Н.А. Данилевский, О.Шпенглер

25. Циклические теории культуры. А.Тойнби, П.А. Сорокин

26. Линейные теории культуры. К.Ясперс, К.Маркс, Ф.Энгельс.

27. Идея кризиса культуры в европейской научной традиции 19 и 20 веков.

28. Модернизация традиционных обществ и культур. Процесс глобализации современного мира.

29. Культурный прогресс и регресс и будущее человечества.

30. Культура и религия.

31. Специфика молодёжной субкультуры. Типы молодёжных субкультур.

32. Контркультура, субкультура. Определение понятий, соотношение с господствующей культурой. Роль в развитии культуры.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вопрос №2. Культура как предмет культурологии.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 675 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.