Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы и противоречия развития культуры 20 века.




Функции культуры.

1.Функция трансляции (передачи) социального опыта - культура высту­пает механизмом передачи социаль­ного опыта.2. Гносеологическая (познавательная) - культура накапливает богатейшие знания о мире и создает благоприят­ные возможности для его познания и освоения.3. Регулятивная - связана с определе­нием различных сторон, видов обще­ственной и личной деятельности людей.4. Семиотическая (знаковая) - куль­тура, представляя собой определен­ную знаковую систему, предполагает знание, владение ею. 5. Аксиологическая (ценностная) - культура как система ценностей формирует у чело­века вполне опреде­ленные ценностные потребности и ориентации.

Функции культуры по отношению к человеку:1. Личностная. Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его.2. Эмоциональная. Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций. Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.3. Идентифицирующая. Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы: кто я? для чего я? и др.4. Творческая. Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве. Функции культуры по отношению к группе:1. Регулятивная. Она регулирует поведение человека, складывает культурные стереотипы.2. Оценочная. На основании этой функции мы получаем основание для оценки тех или иных событий, феноменов.3. Кумулятивная. Собираются все ценности, накапливаются сокровища языка, опыт челове­чества и передаются следующим поколениям.4. Преемственность. Люди разных поколений могут понимать друг друга.

5. Этническая. Народ осознает себя как общность. В культуре закреплена функция познания. Она отражает то, как человек познает мир.

 

12.Динамика к-ры Динамика – раздел культ-гии, в рамках кот изуч-ся пр-сы изменч-ти к-ры, а также законом-ти её адаптации к новым условиям. Динамика к-ры – совок-ть упорядоч-х тенденций, имеющих место в к-ре. К-ра – это динамич-я с-ма, кот от контакта с окруж-й средой обретает восм-ть сохраняться и развив-ся. А.Тойнби: назвал пр-с взаимодействия к-ры со средой с-мой Вызов-и-иОтвет. Т.Парсонс: источником динамики явл-ся избыток или недостаток инф-ции энергии, кот порождает обмен ими в рамках с-мы или вне её. Д. к-ры может быть представлена как чередование периодов хаоса и порядка. Если их черед-е проис-т плавно, то говорят об эволюционном типе развития к-ры. Если же эти периоды резкие – взрывной хар-р.

13. Традиции и инновации Важнейшими эл-ми к-й динамики, наполнением этого пр-са явл-ся традиции и инновации. К-ра – это инертная с-ма. Это связано с сущ-ем традиций. Традиция -это воспроизведение способов, приёмов и содержание деят-ти предыдущих поколений. Инновация – явл-е к-ры, кот не было на предыд-х стадиях её развития и кот хакреп-ся в знаковых формах и нормах деят-ти ч-ка. Виды: открытие, изобретение, суперинновация.Стихийные(возник-т неосозн-но, вых-т за рамки традиц-х норм), селективные(случайность возник-я, но закрепл-ся в к-ре осознанно), генерированные(воз-т в пр-се разработки новых проектов). Иннов-и имеют двойную природу. Они бывают объективными и субъективными, социальные и индивидуальные. Благ-ря трад-м и иннов-м к-ра превращ-ся в сложноорганизуемую целостность, формируемую разнонаправленными пр-сами.

14.Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология культур по признакам: исторический, религиозный (основа - религия: исламская, христианская культуры), географический, формационный (рабовладельческая, феодальная), экономический (развитая или развивающаяся культура). Может существовать комбинация признаков. Главная задача: сравнить изучение связи, функций, отношений и уровень организации объектов.

Факторы, влияющие на типологию:

1. способ познания;

2. система ценностей;

3. микроощущуние человека;

4. способ производства.

В первые про типологию заговорил Рюккерт в 1957 г

 

 

15 Субк-ра контрк-ра Маргин-я Субк-ра – это такие явл-я к-ры, кот. идут вразрез, отрицают принятые в общ-ве ценности, нормы, принципы, идеалы. Существ-е субк-ры обьясняется соц-ми, этн-ми, демограф-ми различиями, существ-ми в общ-ве. Субк-ра выраб-ет свои особенные стандарты, образцы, свой стиль, свой кодекс правил и норм поведения. Субк-ры в известн. мере автономны, закрыты, не претенд. на то, чтобы закрыть собой господствующую к-ру, вытеснить ее. Однако в истории к-ры складываются такие сит-и, когда локальные комплексы культ-х ценностей начин. претенд. на некот. универсальность, выход. за рамки собств. культ. среды и провозглашает нов. ценн-е установки для шир. соц. общностей. Для обозн-я таких феноменов в куль-гии исп-ся понятие контрк-ра. (движение киников в Др.Греции, ран.христ-во, ран. буддизм). Контрк-ра выступ. в кач-ве тотализатора культ.-ист. процесса, содержит в себе возм-ти преобраз-я, обновл-я к-ры. Одной из контрк-р явл-ся молодежная, кот. проявила себя наиб. ярко в 60-70гг. в период масс. молод. движ-я на Западе. Возникн-е и существ-е молод. контрк-ры обьясн-ся целым рядом факторов: соц. и эк., недостатки в сис-ме образ-я, психологические причины, стремл-е молодежи созд. свой особ. мир ценн-й, обрести круг единомышленников, возм-ти самовыражения. Молод, контрк-ра 60-70гг. впитала в себя нигилизм и анархизм, романтическое мироощущение, увлечение вост. религиями. В совр. время проявл-ем контрк-ры явл-ся движ-е неоглобалистов, кот. выступ. против экон. и культ. глобализации, транснац-х компаний, разделение стран на богатых и бедных, резк. соц. поляризации в совр. мире. Маргин-я: ценности её носителей одновр-но соотнесены с раздичными культурными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Отлич-ся переходным, нестаб-м, синтетич-м хар-ром. Кот создаёт основу для развития новых культурных образцов.

16.Массовая и элитарная к-ра Элитная культура ориентирована на избранную публику. Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула Э.К. — «искусство для искусства». Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. А массовая культура ориентирует свои духовные и материальные ценности на "усредненный" уровень развития массовых потребителей. Массовая культура убирает все непохожее, личностное, устанавливает единые для всех ценности. Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. В массовой культуре доминирует чувственная экспрессия, получение удовольствия. Еще в средние века, когда общество было разделено на 2 слоя - знатных и плебеев - существовало благородное искусство. Которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное - реалистическое и сатирическое. Всякий кич разрушает искусство. Но массовая культура доставляет чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.

17 Историч-я типология к-ры Фазовые типы к-р: Под-е взгляды были распространены в V-IV вв до н.э в греч-й и китайской фил-ии. О.Конт вывел «закон 3х стадий»: мифологич-я, метафизич-я, позитивная.. Представители классич-го эволюционизма 19 в считали возможным выделение всеобщих, универс-х по своему сущ-ву, стадий развития к-ры. Г.Морган выделил стадии дикости, варварства и цивилизации. Формационная типология: включала след: к-ра первобытного общ-ва, к-ра рабовладельч-го общ-ва, к-ра эпохи феодализма, буржуазная к-ра и т.д. У.Ростоу выдвинул теорию 5ти стадий роста:*традиц-е общ-во*переходное общ-во*период зрелости*эра высокого ур-ня массового потребления.Р.Арон выделил доинустр-е, индустриальное и постиндустриальное общ-ва. К. Ясперс выдвинул след стадии эволюции челов-го сознания: доисторию, древние к-ры, осевое время, технич-й век.

 

 

30.Осн.черты эпохохи Возрождения Переходный период от средневековой культуры к культуре нового времени. 13-18в. Первоначально выглядело как возвращение к античной культуре. Феномен возрождения заключался в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Культурная революция. В центре нового мировоззрения находится не Бог, а человек. Появились прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир-гуманизм. В человеке важны его личные качества, а не социальное положение,развитие.13в.доученто(предвозрождение)14в.треченто(предвозрождение).14-15в.-кватроченто-раннее возрождение.конец15-16в.-чинквиченто-высокое возрождение(Леонардо да Винчи)16-18в.-позднее возрождение барокко (реализм, маньеризм (манера-копия)).Искусство приобретает светский характер. Формируется театр как особая форма эстетической деятельности. Основная задача эпохи: постижение человеческого мира, наполненного божественной красотой в первую очередь через визуальное восприятие. В литературе появляются: трагедия, комедия, ода, сонет, постораль, новеллы, романы. Основой ренессансного движения был начавшийся переход от феодализма к капитализму, что проявлялось в высоком уровне урбанизации, широком размахе торговли, ремесленного производства, финансового дела. Культура Ренессанса стала городской, светской. Росла творческая активность. Основным принципом становится гуманизм - признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Также активно развивались философия, физика, математика, астрономия, химия, биология, медицина.

 

24Античная к-ра Античность – это объединенное название культур Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима. В истории древнегреческой культуры обычно выделяют следующие этапы (периоды): 1) крито-микенский (III –II тыс. до н.э.) 2) гомеровский (XI – IX вв. до н.э.) 3) архаический (VIII – VI вв. до н.э.) 4) классический (V – IV вв. до н.э.) 5) эллинистический (IV – I вв. до н.э.) Грецию называют родиной философии, европейского театра, демократии западного типа, Олимпийских игр. В Греции берет начало ордерная архитектура. Здесь возникли эпос, поэма, трагедия, комедия, идиллия, эпиграмма, басня и т.д. Философы Сократ, Платон, Аристотель; поэты Гомер,; математик Евклид;; историк Геродот; изобретатель Архимед… Существовало несколько сотен полисов, городов-государств, в управлении которых так или иначе участвовали все граждане. В Греции сформировалось рабство. Важнейшей особенностью древнегреческой культуры являлся повышенный интерес к человеку. Но все-таки человек находился не в центре мироздания, а в центре внимания самих эллинов. Отсюда – знаменитый философский тезис: «Человек – мера всех вещей». Рим появился в 8 веке до н.э. и встал на путь завоеваний. С 30 г. до н.э., т.е. с момента присоединения к Риму эллинистического Египта считается римской античной культуры. Для него характерны:

- расширение пространственных границ античного; - взаимовлияние и слияние различных культур, прежде всего римской и греческой; - ситуация религиозного синкретизма (европейцы начинают поклоняться восточным богам:); - нарастание культурного кризиса (проституция, гомосексуализм, педофилия; вульгарные и жестокие проявления массовой культуры: порнография, гладиаторские игры). К числу наиболее успешно развивавшихся аспектов древнеримской культуры относятся архитектура, скульптура и политико-правовая мысль. Римляне изобрели бетон. Они впервые стали строить «типовые» города, подчиненные единому плану и весьма удобные для жизни – с водопроводами и канализацией, мощеными дорогами и мостами, библиотеками и цирками, общественными банями (термами) и туалетами. Память о Римской империи стала важным элементом самосознания европейской цивилизации.

____________________________________________

 

 

21.Дух. к-ра первобытного общ-ва Homo Habilis (человек умелый) — 2 миллиона лет назад, Homo Sapiens — 100 тысяч лет назад. Первые города и государства — 10-5 тысяч лет назад. Самая длительная эпоха в человеческой истории.♦ Синкретизм — слитность, нерасчлененность форм культуры, свойственная их неразвитому состоянию.♦ Бесписьменность.♦ Ритуализация всех сфер жизни: действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались из поколения в поколение.♦ Слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения, жизненно важные для существования племени устои охраняются системой запретов — табу.♦ Мифологическое сознание — духовное основание культуры, синкретически заключающее в себе зачатки религии, искусства, философии, науки. Традиционность - все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы и обряды, нормы вкуса и способы художественного формообразования оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, посвященный мифологическим представлениям.Фетишизм – вера в особую силу неодушевленных предметов.

Анимизм – Всеобщее одухотворение природы.Тотемизм – убежденность, что каждая группа людей тесно связана с каким-либо животным или растением (тотемом), находится с ними в родственных отношениях. Магия - совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы, явления сверхъестественным путем.

27 Христианство в Средневековьи Главной чертой культуры средневековья является доминирование христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного плотским активизмом поздней, римской античности. Христианство явилось своего рода «золотой серединой», компромисом духа и плоти. Духовенство было единственным образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Ересь - отрицали догмат о божес-твенной сущности Христа, утверж-дая, что Иисус Христос и Дева Ма-рия были смертными людьми. Монофизитство, напротив, видело в Христе только Бога и отрицало в нем человеческую природу. Инквизиция (от лат. розыск), которая с 13 в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками каралась т.н. «культура безмолвствующего большинства»: ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, вольнодумство, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Продажа индульгенций - грамот об отпущении грехов, как уже со-вершенных, так и будущих. В 5—9 вв. все школы в странах Западной Европы находились в ру-ках церкви. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник. Изменения в человеке: переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, к аскету, устремленному к духовному единству с Богом, образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий к искуплению грехов, спасения с Божьей помощью. Средневековая университетская наука называлась схоластикой, т.е. школьной наукой. Ее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего цеков-ные. Влияние церкви на средневеко-вые университеты было огромным.

 

 

32.Осн.черты к-ры 17в. В 17 в. начала формироваться т.н. европейская культура как социо-культурный феномен. Она рождается с развитием буржуазных отношений и буржуазных революций в Европе.

Нидерландская революция - нач. 17 в., Английская революция - сер. 17 в., Французская реврлюция - кон. 18 в.Развитие бурж. отн. и производительных сил с необходимостью поставило вопрос о развитии науки и научного обеспечения производства. Ориентация на науку как высшую ценность. 17 в. - век гениев (фами-лии ниже) - в 43 раза больше откры-тий, чем за всю историю до 1975 г. Была потеснена безраздельная монополия папства на посредничество между человеком и Богом. Христианство остается источником культуры, но культура становиться светской. С 17 в. книга стали писаться на родных языках, латынь использовалась реже - многоязычие. 17 в. - появление новых стилей в литературе и искусстве: барокко и классицизма, новые направления в философии: рационализм и сенсуализм. Рационализм - признание разума основой познания и поведения людей. Декарт «Концепция рационализма»: мыслю, значит существую. Сенсуализм - основа всех основ - ощущение, интуиция и даже божественное провидение, упование на волю Бога. Франц Снейденс «Натюрморт с лебедем», «Рыбная лавка», «Мясная лавка». Конец 17 века - начало эпохи Просвещения. Классицизм – четкость, симметрия, опора на классические формы развитые Возрождением, порядок, стройность.Барокко – эмоциональность, стиль отвечал требованиям богатой буржуазии, аристократам, передавал поляризацию классовых отношений. Стремление к пышности, чувственности, отражающее внутреннее напряжение эпохи. Классический ордер оформляется новым декором, в основе которого лежит плавная округлая подвижная линия. Название – рожденный из раковины. Версальский дворец, загородная вилла Людовика 14.В живописи развивается жанр парадного портрета. Рубенс (Союз воды и земли, Снятие с креста), Рембрандт (Возвращение блудного сына, Св. Семейство, Портрет старика).

 

 

34 Романтизм и реализм РОМАНТИЗМ - протест против суровой противоречивой действительности.Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей.1. Это такое направление, которое делит мир на 2 мира:- мир действительности, который романтик отвергает;- мир мечты, осуществление которой автор находит в др. мире, не существующем сегодня (мир души, античность..).2. Романтизм - противник классицизма (нет единства места, времени и действия), он признает развитие. Часто в произведениях героями явл. разбойники, изгои, бунтари. Для романтика нет исходно плохих людей, такими их сделало соц. общество.3. Р. делится на 2 направления: иррациональный и героический. Гофман - у истоков романтизма. Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск, критичность восприятия бытия - «Житейские воззрения кота Мура», «Эликсир дьявола», «Золотой горшочек». Р. рассматривает проблему трудности вступления молодого поколения в социальную и трудовую жизнь.Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира.

Р. не заканчивается в 19 в., он продолжается и в 20 в. РЕАЛИЗМ утверждается в 30 — 40-еРеализм — это правдивое, объективное отражение действительности. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30— 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Челове-ческую комедию»; Виктор Гюго - «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др.

7 Циклические концепции истории культуры (Данилевский, Шпенглер, Тойнби)

Данилевский - русский ученый историк. «Россия и Европа»(1869) Главное открытие –определение культурно-исторического типа, который имеет законы своего развития(понятие цивилизации у Д отсутствует)Законы определяющие культ-истор тип:- один язык народа(племени),отличная культура - достижение нац. Независимости для нормального разв культуры - основные прнципы КИТ вырабатываются независимо с мин влиянием др. КИТ

Основные характеры КИТ: религиозный, эстетический, политический, экономический

Европейский КИТ – политич и научный. Причину конфликта между Евр и Россией видел в различн КИТ. Сравнивает развитие КИТ с растением. Выделил цивилизации: Егип, Ассирий, Римск, Европ -позитивные и гунны, монголы, татары, турки- негат. Освальд Шпенглер (1880-1936) – Нем историк, классик цивилизац. подхода к истории. «Закат Европы»(1918). Культурологическая концепция Освальда Шпенглера строится на сопоставлении и в большей части противопоставлении культуры и цивилизации. В мировой культуре Шпенглер выделил 8 типов культур, достигших полноты своего развития – античность, Западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай, культура майи. Для Шпенглера их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты – свидетельство не единого мирового процесса, а единства проявления культуры во всем ее многообразии. Итак, культура у Шпенглера – сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность, сущность которой образует религия.Термином цивилизации Шпенглер обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как исключительно технико-механическое явление противоположна культуре как царству органически-жизненного. Каждая культура сводится к прохождению трех стадий, которые в своем развитии проходит живой организм: детство, юность зрелость, увядание. Анализируя духовный климат современной ему Европы, Шпенглер приходит к выводу о ее закате, ознаменованном победой техники над духовностью, мировых городов над провинцией, плебейской морали над трагической.В современном мире культура сохраняется лишь в крестьянстве, которое, по мысли Шпенглера, подвергается давлению со стороны цивилизации. Арнольд Тойнби (1889-1975)- англ историк, философ культуры. Рассматривал цивилизации как закономерные циклические события. Единство цивилизаций считал выдумкой. Выделял 13 цивил из них 5 до 20 в.(Западн, Ислам, китай, Индия, православная). Каждая цивилизация проходит надлом и распад(1000 лет). В основу цивил положил религию. Его теорию называют вызов-ответ(природа мешает развитию и тем самым способствует ему Пр:Египет Нил)

 

19 Проблема культурогенеза Генезис культуры, то есть попытка теоретического осмысления проблемы зарождения культуры. Термин “генезис” пришел к нам из греческого языка и переводится как “происхождение, возникновение”, а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния.

1)орудийно-трудовой концепции, предложенной марксизмом. Исходной точкой здесь явилась знаменитая статья Фридриха Энгельса “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”, написанная в 1876 году и тщательно изучавшаяся в СССР. Краеугольным камнем этой теории стало утверждение, что “труд создал человека”.

2)психоаналитическая - представлена доктором Зигмундом Фрейдом. В своей работе “Тотем и табу” он попытался понять проблему культурогенеза через анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью. Она родилась в результате первородного греха, совершенного некими первобытными людьми, которые убили своего отца. Это преступление Фрейд связывает со знаменитым эдиповым комплексом, в основе которого лежит подсознательная ревность мальчика к отцу как сексуальному сопернику в отношении матери. 3) В совершенно ином ключе представляет проблему генезиса культуры голландский философ и историк Йохан Хейзинга, предложивший игровую концепцию культуры в общем и культурогенеза в частности. В работе “Homo ludens” (“Человек играющий”, 1938) ученый утверждает, что вся человеческая деятельность есть ничто иное, как игра. И вся человеческая культура развивается как игра и по ее законам. Играя, человечество создает рядом с природным миром мир искусственный, придуманный, в котором правила игры выступают в форме общепринятых законов. Й. Хейзинга исходит из посылки, что игра первична, а культура - вторична. Игру знают уже животные. Постепенное усложнение игры, создание собственных правил, отличных от данных природой, привело к появлению человека и зарождению культуры. Однако голландец не сумел ответить на основополагающий вопрос: почему именно на линии “обезьяна-человек” влияние игры привело к появлению такого феномена, как культура?

 

23.Хар-ка цивилизацииЕгипет. Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м. Нов. царство было последним периодом внешней активности Е., когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала ар-ра храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали хар-рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас. Эта традиция исчезает в заключ. период падения Е., когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древ. египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Др. Е., где лишь фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в к-ре древ. египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древ. египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже ф-фские диалоги и полит. трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие ис-ва в древнеегипетском общ-ве привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и ф-фских размышлений. Именно здесь впервые в истории мир. к-ры возник гуманизм. К-рное наследство Др. Е. сыграло свою истор. роль в становлении и развитии мир. к-ры.

36.Модернизм Модернизм (от франц. modern - новейший, современный) - общее условное обозначение направлений искусства XX века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития:

*декадентством (dekadentia - упадок) - т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем; *авангардом (франц. - avantgarde - передовой отряд) - манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости, преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно, в различных видах искусства это выразилось:*в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;*в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;*в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX века: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм. Большое влияние на практику модернизма оказали:*идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;*учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского;*психоанализ 3. Фрейда и К. Г. Юнга;*экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю;*теории социальной философии Франкфуртской школы: Т. Адорно и Г. Маркузе.Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы. Характерными чертами стиля модерн были:*стремление к эстетизации окружающей человека среды;*подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;*зрелищность и декоративность.Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства и даже в праве именоваться стилем. В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмагорическую симфонию линий и красок. Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном. Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение; сюжеты, показывающие объединение душ и тел: объятия и поцелуи. Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм (от франц. fouves — дикие). Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и другие. Их совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902-1907гг.

35к-ра 2й пол.19в. Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в. имеет новое содержанием. Его ис-во выразительно рационалистическое. В тв-тве классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплощались идеи о необходимости подчинения индивидуальных интересов интересам страны, об-ва, полит. и религиозного движения. Поэты нового классицизма - Гете («Римские элегии», «Эгмонт») и Шиллер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). Одновременно в классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление - романтизм. романтикам было присуще чувство радикального обновления мира, участие человека в тайном богатстве и безграничных возможностях мирового бытия. Энтузиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна из характерных черт романтического мировосприятия. Романтики мечтали о разрешении проблемы мирового противоречия бытия. Представители: Лермонтов, Байрон, Эдгар Алан По. Романтики открывают глубину дух-ного мира человека. Появился жанр исторического романа(произв-я Джеймса Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Гюго). Критическое отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление усовершенствовать мир, сделать его более человечным рассматривает не столько углубленность в фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистическое осмысление действительности с целью поисков практических путей ее изменения. Постепенно зарождается реализм. Он постепенно завоевывает основные позиции в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как направление к-ры представляет собой объективное изображение человеческих хар-ров и условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно сущ-щих общ-ных порядков.. Стремление в образовании реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из ведущих направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв-вом Огюста Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную роль в становлении культуры 19в.

 

18 Межкульт.коммуник-я Спец-т по м.к. Э.Холл утверждал, что к-ра это коммуникация, а коммун-я это к-ра. Комуникац-я деят-ть была решающей предпосылкой для образ-я человеч. Сознания и языка. Коммуникация-это1-способ формир-я человеч-й личности2-органич-я дух-я потребностьч-ка 3-ус-е сущ-я любых человеч-х общностей 4-ср-во поддержания и исп-я соц-й памяти.Каждый конкр-й акт комм-иопред-ся культурными различиями собеседников. М.Агар ввёл термин лингвок-ра, т.е изуч-е языка, устного и письм-го дискуса, есть изучение к-р. Поведение людей в пр-се м.к опред-ся: *особ-ми механизма инкультурации* «Культурными очками»* восприятием обстановки и обст-в коммун-и*отнош-м к кол-ву времени и части суток. Аккуультурация – пр-с и рез-т взаимного влияния к-р, при кот представители одной к-ры перенимают ценности и нормы др. Ассимиляция-пр-с, в рез-те кот представители одной к-ры утрач-т свою первонач-ю к-ру и усваивают к-ру донора.

 

 

25. Мировые достижения античной культуры. Театр - Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла. На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия. Литература - ГОМЕР (греч. Homeros, лат. Homerus), легендарный греческий поэт, с именем которого связаны две величайшие поэмы древности, стоящие у истоков европейской литературы, — «Илиада» и «Одиссея». АРХИЛОХ (7 в. до н. э.), греческий поэт, в древности считался основоположником ямбической поэзии, характерными чертами которой были простота языка и стиля, экспрессивность и обличительная сатирическая направленность. Основатель лирики. Медицина - ГИППОКРАТ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.), древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. История - ГЕРОДОТ (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.), древнегреческий историк, прозванный «отцом истории». Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Математика - ЕВКЛИД, древнегреческий математик. Работал в Александрии в 3 в. до н. э. Главный труд «Начала» (15 книг), содержащий основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Работы по астрономии, оптике, теории музыки. Спорт - ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом. Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й — состязания мужчин, в 4-й — конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград. Архитектура – одним из величайших шедевров мирового ис-ва. Этот ансамбль включает в себя несколько храмов и парадные ворота. Главным из храмов был Парфенон – храм богини Афины Парфенос.

22 Основные черты культуры древних цивилизаций. Древние цивилизации: Египет, Шумеры, Китай.Черты: У власти находятся цари и фараоны, императоры, выполняющие одновременно 2 функции(правитель и жрец), создавая определенный тип власти- теократию. Развитие мат и дух культуры проходит под влиянием мифологической формы сознания, которая является и основным религиозным сознанием, которое включает в себя представление о множественности проявления божества на основе дуализма. Формой соц-экономич отношений являлись рабовладельческие. Доминирующими орудиями труда были бронзовые. Почти одновременно(4-3тыс) возникает письменность в основе которой лежит пиктограмма. (Египе, Китай –иероглифы, Шумер - клинопись). Развиваются законодательство, наука, с/х, торговля. Развитие с/х утверждает некочевой образ жизни.

29 Социокультурные истоки Ренессанса. Отношение к античной и средневековой культуре Родина – Италия. 1 Особое соц-полит положение в Италии, в которой северная часть Тоскана развивает бурж отношения уже к 13в. 2 Благодаря развитию университетов в средневековой Европе уже в 17в усиливается интерес к науке. 3 Ослабление связей с церковью, возникновение гуманитарных кружков, интересующихся античн. наследием. 3 Латинский язык воспринимался как надоевший чужой, пробуждается интерес к позднеантичным римским авторам. 4 Вновь распространяется античное свободомыслие. Проникновение в итальянскую культуру византийского влияния

31 Особенности художественной культуры возрождения.

В период Раннего Возрождения выделяется 2 гл центра, формирующие школы в Пизе и во Флоренции. В Пизе в 13в формируется школа скульпторов. Вторым центром становится Флоренция, в которой уже в 1293 принимается новая конституция – установление справедливой власти цехов и купеч гильдий, отстранение знати от участия в политич жизни. Флоренция выпускает свою монету. К Флорентийской школе относятся Джотто и Чимабуэ(вносят в живопись элементы реализма и перспективы). Донателло и Бруналески проводят раскопки в Риме с целью изучения античного наследия. Донателло(Давид). Да Винчи(Мадонна в гроте, Мадонна с цветком, Дама с горностаем, Тайная вечеря, Джоконда), Рафаэль Санти(Афинская школа, Сикстинская мадонна), Микелянжело Буанаротти(Давид, Оплакивание Христа, Купол храма Св Петра в Риме, Сикстинская капелла).

33Культура эпохи просвещения Просвещение представляет собой широкое антифеодальное движение периода становления капитализма (17-18 вв.). Оно охватило практически все европейские страны. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просвещенным. В Австрии, Пруссии, России монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления. Разум и Просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Однако разработка идеологии просвещения отвечала в целом интересам иных социальных сил. Новый прогрессивный класс буржуазии через своих идеологов провозгласил культ Разума и Природы. Просветители были убеждены в том, что развитие разума и прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства, соответствующего законам природы. Идеология Просвещения наиболее ярко проявила себя в Англии, Германии и особенно во Франции, которая в 18-м веке становится гегемоном духовной жизни Европы. В новую эпоху, как им во времена Версаля, французскому образцу по-прежнему подражают. Даже Англия, извечный антагонист Франции, признает авторитет французской культуры. Это происходит потому, что в последней, наряду со специфически национальными, отразились некие общие социальные процессы, имевшие место в культуре других стран, только были выражены они острее и осознаны глубже идеологами Просвещения. Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо и другие были выходцами из различных социальных слоев, но их объединили ненависть к пережиткам феодально-абсолютистского строя, требования равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Просветители считали, что причины общественного неблагополучия коренятся, в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Поэтому главной своей задачей они считают пропаганду знаний, в том числе научных, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимость суждений Худ культура 18в отразила идеологию и противоречия своей эпохи. Особенностью ее было не только противостояние идей но и противостояние стилей. Основными стилями были классицизм, рококо, сентиментализм, просветительский реализм. Из этих стилей рококо был стилем искусства связанным с французской аристократией. Он в своих формах выразил настроения исторической обличенности. Стремления аристократии в связи с этим жить одним днем и преимущественно чувственными переживаниями. Он также отразил резкое падение нравов в среде франц аристократии. Классицизм 18в остается похожим на классицизм 17в но меняет свою идеологию. В 18в классицизм выражает идеологию 3-го сословия. По-прежнему античность остается идеалом классицизма, но в 18в преимущество отдается Республ Риму.. Жанровая живопись на передних позициях, портрет интимный, пейзаж настроения. Во второй пол18 в во франции ведущим направлением стало рококо – игривое, намешливое, вычурное, дразнящее чувство, Франсуа Буше «Триумф Венеры», «Венера с Амуром». Парадный портрет сменяется камерным, интимным, развивается пейзаж настроения, в нем усиливаются романтические тенденции.

Проблемы и противоречия развития культуры 20 века.

Мировая культура XX века представляет собой сложный процесс, разделенный на несколько этапов событиями глобального значения - мировые войны. Сложность и противоречивость этого процесса усугубляется тем, что значительный период времени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, что внесло новые проблемы и идеи в культурную практику. На рубеже тысячелетий человечеству брошен вызов в виде глобальных проблем, перед лицом которых ему предстоит выступать в качестве единого субъекта, принимающего осознанные и согласованные решения. В этом созидании общечеловеческого единства решающая роль принадлежит взаимообогащающему диалогу различных культур, мировому культурному процессу.Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства. Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России, органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре. Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика. Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества. Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим ценностям".Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2362 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2212 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.