Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественное движение: либералы и консерваторы

Особенности российского либерализма середины 50-х - начала 60-х гг. Начатые Александром II преобра­зования на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. Обществен­ная атмосфера была такова, что и консерваторы, и либе­ралы, и часть революционеров выступали за отмену кре­постного права, смягчение политического режима и возла­гали надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответст­вовали бы ее собственным Представлениям о реформах. И когда эти представления и реальные шаги правительст­ва не совпадали, представители общественных сил пыта­лись воздействовать на правящие круги.

Начало царствования Александра II явилось периодом дальнейшего развития российского либерального движе­ния. Были предприняты первые попытки создания про­граммных документов и объединения всех либераль­ных сил. В середине 50-х гг. видные либералы-западники К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин установили связи с А. И. Герценом. В «Голосах из России» они опубликова­ли «Письмо к издателю», ставшее первым печатным про­граммным документом русского либерализма.

Основными положениями этой программы были:

— свобода совести;

— свобода от крепостного состояния;

— свобода выражения общественного мнения;

— свобода книгопечатания;

— свобода преподавания;

— публичность всех правительственных действий;

публичность и гласность суда.

Таким образом, в этом документе отсутствовало одно из основных либеральных требований - о введении в России конституционного правления. Эта уступка имела свои объ­яснения.

Александр II, приступив к разработке крестьянской и иных реформ, фактически стал выполнять программу ли­бералов. Поэтому своей главной задачей представители этого движения стали считать поддержку правительства. Крупным успехом сторонников преобразований стало включение в конце 50-х гг. многих либеральных деятелей в состав Редакционных комиссий.

К тому же многие либералы полагали, что в России еще не созрели условия для введения конституции. И ес­ли даже об этом будет объявлено, считали они, то она ли­бо останется лишь на бумаге, либо усилит влияние кон­серваторов, так как большинство мест в парламенте неиз­бежно займут дворяне, а это может привести к свертыва­нию либеральных преобразований.

Но это не означало, что русские либералы отказались от идеи принятия конституции и введения народного пред­ставительства. Они считали, что страну необходимо го­товить к этому шагу: проводить реформы государственно­го управления, совершенствовать местное самоуправление, развивать хозяйство, поднимать материальный и культур­ный уровень жизни народа, т.е. создавать основы граж­данского общества.

Значительную помощь в выполнении этих задач оказал влиятельный журнал •Русский вестник•, созданный в 1856 г. М. Н. Катковым. На его страницах пропагандиро­валась необходимость отмены крепостного права и наделе­ния крестьян землей, введения независимого суда и мест­ного самоуправления. В качестве необходимого условия осуществления реформ журнал выдвигал принцип посте­пенности преобразований и выступал против революцион­ного пути развития страны.

Свой вклад в разработку либеральной программы вно­сил и основанный в 1856 г. орган славянофилов <•Русская беседа,, редактором-издателем которого являлся А. И. Ко-шелев. Особое внимание журнал уделял национальным проблемам, выяснению роли и значения «народности• (русской самобытности) в различных сферах жизни обще­ства. И хотя взоры славянофилов были обращены в до­петровскую Россию, примеры для подражания, извлечен­ные ими из того времени, были пропитаны либеральным духом. Признавая православие, самодержавие и крестьян­скую общину исконными, необходимыми устоями рус­ской жизни, они не допускали в частной жизни и в об­щинном быте никакого вмешательства государственной власти, в религиозных вопросах требовали полной свобо­ды совести, выступали за свободу слова. Политическое ус­тройство, за которое ратовали славянофилы, укладыва­лось в формулу К. С. Аксакова, содержавшуюся в его за­писке Александру II: сила власти должна принадлежать царю, но сила мнения - народу.

Либеральные идеи звучали также на страницах «Оте­чественных записок•> А. А. Краевского, <•Библиотеки для чтения• А. В. Дружинина и ряда других изданий.

Отказавшись на время от своего основного требования, либералы полагали, что то же самое должны сделать и другие общественные силы. В сентябре 1858 г. Б. Н. Чи­черин отправился в Лондон для переговоров с А. И. Гер­ценом об изменении содержания изданий Вольной русской типографии. Попытка склонить главного теоретика <•об­щинного•> социализма к уступкам либеральным взглядам закончилась полным провалом. Она привела к разрыву Чичерина с Герценом, который стал одним из этапов раз­межевания либералов и революционеров.

Тверской адрес 1862 г. Главным видом деятельности либералов всех направлений в конце 50-х гг. стала рабо­та в дворянских губернских комитетах по выработке ус­ловий крестьянской реформы. На комитетских заседани­ях в открытых спорах с противниками реформ приобрета­лись навыки политической борьбы, умение отстаивать свои взгляды. Именно тогда и сложился самый радикаль­ный вариант либеральной программы. Он во многом отли­чался от требований Кавелина, Чичерина, Каткова.

Центром создания такой программы стала Тверская гу­берния. В 1857 г. предводителем местного дворянства был избран автор либерального проекта отмены крепостного права А. М. Унковский. Он сумел увлечь своими идеями большинство Тверского комитета. В конце 1859 г. Унков­ский был сослан в Вятку за то, что дворянство губернии заявило протест против запрещения обсуждать крестьян­ский вопрос в печати. В дальнейшем Унковский продол­жил свою деятельность в Тверской губернии.

1862 год начался в России с громкого скандала. Твер­ское дворянство направило Александру II адрес, в кото­ром объявлялось «перед лицом всей России>, что оно от­казывается от всех своих сословных привилегий. Далее звучали слова, которые правительство привыкло слышать из уст самых радикальных групп интеллигенции, но ни­как не от верноподданного дворянства: «Мы уверены, что все преобразования остаются безуспешными потому, что принимаются без спроса и без ведома народа. Собрание выборных всех земли русской представляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных, но не разрешенных Положением 19 фев­раля>.

К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, а также либеральные чиновники и правительство отрицательно восприняли тверской адрес. Особенно подозрительным им показалось то, что парламентская идея исходит от дворянства. Рож­дались опасения, что дворяне стремятся: народному представительству только затем, чтобы сорвать проведение крестьянской реформы.

Разногласия в либеральном движении. Подрыву един­ства либералов способствовали и другие события. Осенью 1861 г. группа петербургских профессоров - К. Д. Каве­лин, А. Н. Пыпин, В. Д. Спасович, М. М. Стасюлевич, Б. И. Утин - осудила действия властей по наведению <•порядка>> в Петербургском университете, где произошли студенческие волнения, и вышла в отставку. Результатом стал разрыв между К. Д. Кавелиным и Б. Н. Чичериным, который поддержал полицейские гонения против сту­дентов.

В 1866 г. «мятежные• профессора основали журнал <•Вестник Европы>, ставший наиболее влиятельным либе­ральным органом западнического направления. В программном заявлении редакции говорилось, что главной своей задачей она считает <•постепенное изменение и улуч­шение общественного порядка путем совершенствования и развития личности, путем обогащения ума народа и вос­питания его мысли•>. Редактор журнала М. М. Стасюлевич предлагал обращаться «К одному общему источни­ку - к западной образованности». Журнал отстаивал идеи конституционной монархии, гарантии прав личнос­ти, законности и свободы печати. Особое внимание уделя­лось земству, которое рассматривалось как орган народно­го представительства и основа будущего парламента. По­стоянными авторами <•Вестника Европы>> были писатели И. А. Гончаров, Г. П. Данилевский, Д. Н. Мамин-Сиби­ряк, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. К. Толстой, историки В. И. Герье, И. Е. Забелин, Н. И. Костомаров, М. П. По­годин, С. М. Соловьев.

Разлад в либеральное движение внесло также восста­ние в Польше в 1863-1864 гг. Часть либералов, в част­ности М. Н. Катков, поддержала действия правительства по подавлению этого восстания, заняв крайние национа­листические позиции. С тех пор Катков превратился в ярого защитника самодержавия.

Земское движение конца 70-х гг. Новый подъем либе­рального движения пришелся на конец 70-х - начало 80-х гг. В это время молодое поколение земских деятелей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ. Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных уч­реждений, введения гражданских свобод и т. п.

Не найдя понимания у властей, некоторые радикально настроенные представители земств (И. И. Петрункевич, Д. И. Шаховской, Ф. И. Родичев, П. Д. Долгоруков и др.) обратили внимание на «революционные возможности масс» и взяли на вооружение нелегальные методы борь­бы. В декабре 1878 г. по предложению И. И. Петрункеви-ча была предпринята попытка заключить своеобразное со­глашение с революционными организациями. Основой та­кого соглашения могло стать согласие революционеров <•временно приостановить всякие террористические акты•> в обмен на обязательства земцев <• поднять в широких об­щественных кругах и прежде всего в земских собраниях открытый протест против правительственной внутренней политики и предъявить требование коренных реформ в смысле конституции». Однако соглашение не состоялось.

Более успешной была попытка объединить сами либе­ральные силы с целью организации общественного давле­ния на правительство. В апреле 1879 г. тайный съезд зем­ских деятелей в Москве принял решение организовать вы­ступления земских собраний с требованиями политичес­ких реформ. В том же году земцы попытались наладить нелегальное издание литературы.

Надежды на возвращение доверия между земскими ли­бералами и правительством появились после прихода к власти М. Т. Лорис-Меликова. Он не только провозгласил курс на сотрудничество власти и общества, но и стал пре­творять его в жизнь. Действия Лорис-Меликова активно поддержали Черниговское земство во главе с И. И. Петрункевичем, а также группа московских либералов во гла­ве с С. А. Муромцевым. Однако после гибели Александ­ра II шанс для сотрудничества либералов с властью ока­зался утерянным.

Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой - интел­лигенция да незначительная часть дворянства.

Развитию либерализма в России мешали безграмот­ность и общинные формы жизни основной массы населе­ния. Крупным просчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они не добивались разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных соб­ственников, которые могли бы стать опорой их движения. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенно­сти своих рядов, выработать общую программу и добить­ся единства действий.

Консерваторы. Противники существенных перемен в жизни общества оказались в сложном положении: защи­щать старое в конце 50-х - начале 60-х гг. не решался никто. Поэтому главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влия­ния либеральных чиновников и по возможности не допу­стить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех. Из правительства постепенно были удалены основные разра­ботчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян. В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось. Крупнейшим деяте­лем консервативного направления стал противник отмены крепостного права и проведения других реформ граф П. А. Шувалов. В 1866 г. он был назначен шефом жандармов и главным начальником III отделения. Пользуясь неустойчивым состоянием Александра II, вызванным по­кушениями на его жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках ог­ромную власть, за что получил прозвище Петр IV. С по­дачи Шувалова вплоть до 1874 г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников. Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал человек, весьма далекий от царского двора, - публицист и издатель, в прошлом видный либерал М. Н. Катков.

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) родился в семье мелкого чиновника. Отец его рано умер, и мать, оставшись с двумя малолетними деть­ми, была вынуждена поступить на службу надзирательницей в тюрьму. Детство и юность Каткова прошли в бедности, граничащей с нуждой. Тем не менее с помощью богатой родни он закончил словесное отделение Московского университета, а затем поступил в Берлинский университет. В конце 30-х гг. Катков познакомил­ся с В. Г. Белинским, который ввел его в журналистику. В 1839 г. он был назначен заведовать редакцией уни­верситетской газеты <<Московские ве­домости», а в 1856 г. вместе с группой московских либералов начал издание <<Русского вестника».

На рубеже 50-60-х гг. произошел окончательный раз­рыв Каткова с Герценом и другими приверженцами рево­люционных идей.

В 1862 г. Катков, единственный из российских журна­листов, получил право упоминать имя А. И. Герцена в пе­чати и спорить с его изданиями. Он подверг резкой кри­тике <•лондонских агитаторов» и их последователей, кото­рые «возымели благую мысль избрать театром для своих экспериментов Россию>>. Он обвинил Герцена в том, что тот, проживая «комфортабельно и спокойно>> в Лондоне, толкает русских <<Юношей-фанатиков>> на каторгу. Яркие и яростные разоблачения Каткова заметно подорвали вли­яние Герцена в России. После событий, связанных с вос­станием в Польше (1863-1864), Катков окончательно ра­зорвал и с либералами.

К мнению Каткова прислушивались император и мини­стры. Под огонь его критики попадали не только революционеры, но и бывшие единомышленники-либералы. Газе­та «Московские ведомости• имела такое влияние, что Кат­кову стало по силам смещать и назначать новых минист­ров, влиять на внутреннюю и внешнюю политику прави­тельства.

М. Н. Катков отрицательно относился к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели к дальнейшему отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем. Результатом этого стал рост революционного дви­жения. Ответственность за подобное положение Катков возлагал на либералов, навязавших власти реформы, <<раз­вратившие> общество и особенно интеллигенцию, превра­тившуюся в «стадо... мыслителей без смысла, ученых без науки, политиков без национальности, жрецов и поклон­ников всякого обмана».

Консерватизм как политическая сила призван прида­вать устойчивость обществу. Он вовсе не предполагает воз­врата назад. Но русские консерваторы во многом отража­ли интересы дворянства, которое пыталось вернуть утра­ченные привилегии. Потому они стремились не закрепить произошедшие и необходимые для страны изменения, а пересмотреть многие из них.

Консерваторы, так же как и либералы, не имели ши­рокой поддержки в обществе.

После реформы 1861 г. происходил рост либерального дви­жения в России. Руководители этого движения стремились воздействовать на правительство, побуждая его к углублению преобразований. Однако на власть оказывали давление и кон­серваторы, стремившиеся не допустить коренных перемен в обществе. При этом и те и другие не имели значительной поддержки в обществе.

Зарождение революционного народничества и его идеология

Причины роста революционного движения. После кре­стьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и кон­сервативным движениями, резко усилилось и революци­онное движение. Это было вызвано несколькими причи­нами.

Часть радикально настроенной интеллигенции выража­ла недовольство умеренным характером реформ: сохране­нием помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введени­ем временнообязанного состояния. У нее сложилось пре­увеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно. Доказательством этого счи­тались выступления крестьян Пензенской губернии и в се­ле Бездна Казанской губернии. Поводом для действий ре­волюционеров служили медлительность правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследователь­ность самого Александра Il, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевского времени.

Поиски ориентиров. Идейным вождем революционно­го движения в России в конце 50-х - начале 60-х гг. стал редактор петербургского журнала <•Современник• Н. Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он высту­пал в своих статьях за крестьянскую революцию, разви­вал идеи А. И. Герцена об «общинном• социализме, рато­вал за создание революционной организации.

В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и поме­щен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал роман «Что делать?•, который был напечатан в журнале <<Современник•>. В романе Чернышевский изложил свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала на­стоящей «библией•> для русских рево­люционеров. Идеи и образ жизни геро­ев романа стали на долгие годы приме­рам для молодежи. В 1864 г. Черны­шевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири.

Делтельность Герцена и Черны­шевского, других пропагандистов <<общинного» социализма не пропала

даром. Еще в 1861 г. в Петербурге возникла тайная рево­люционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещен­ной в «Колоколе», - «3емлл и воля•>. Организация объ­единила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп и сословий: студентов, мел­ких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т. е. «лиц разного чина и званий» - разночинцев.

Программа «3емли и воли» включала требования созы­ва парламента и установления демократической республи­ки, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и го­родского населения в самоуправялющиеся общины.

Практическая деятельность организации сводилась к изданию и распространению революционной литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, матери­альной помощи ссыльным. <<3емлл и воля•> готовилась на­чать открытое выступление в 1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания Уставных грамот.

Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены «3емли и воли». А в 1863 г. русским революцио­нерам пришлось испытать самое горькое разочарование -не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864 г. <<3емлл и волю> приняла реше­ние о самороспуске.

Теория революционного народничества. Идеи <<общин­ного» социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции - народни­чества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и счита­ли своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на револю­цию, которая дала бы возможность России миновать ста­дию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупны­ми теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) считал­ся идеологом анархического крыла народничества. Он родился в просвещенной дворянской се­мье, учился в Артиллерийском учи­лище в Петербурге. В 1835 г. Баку­нин вышел в отставку в чине прапор­щика, затем выехал в Германию для учебы в Берлинском университете. Он участвовал в европейских револю­циях 1848-1849 гг. Дважды его приговаривали к смертной казни: сначала саксонский суд, а затем ав­стрийский. Бакунин был передан России, где его сослали в Сибирь. В 1861 г. он бежал из ссылки за гра­ницу.

В те годы среди приверженцев идей социализма в Ев­ропе получило распространение учение К. Маркса -марксизм. Согласно теории Маркса, в силу экономических причин неизбежен переход от капиталистического общест­ва к коммунистическому, где все средства производства (земля, промысленные и сельскохозяйственные предпри­ятия) будут принадлежать всему обществу и исчезнет экс­плуатация человека человеком. Однако этот переход не может произойти без социалистической революции, глав­ной силой которой будет рабочий класс (пролетариат).

Бакунин был хорошо знаком с Марксом, но резко кри­тиковал его учение. Он считал необоснованным утвержде­ние о ключевой роли пролетариата в обществе. Весьма от­рицательно относился и к идее Маркса о диктатуре про­летариата, которая должна быть установлена после рево­люции для построения коммунистического общества. По мысли Бакунина, государство диктатуры пролетариата бу­дет навязывать крестьянам коммунизм, и это вызовет бунт. Чтобы подавить его, потребуется многочисленная и хорошо вооруженная армия, в ней обязательно окажутся честолюбивые генералы. Отсюда только шаг ДО по явления диктатора. Подавив крестьянский бунт, коммунистическое государство поручит своим чиновникам <•заведовать обра­боткой земли и выплачивать заработок крестьянам, что приведет к ужаснейшей неурядице, к плачевному расхи­щению и гнуснейшему деспотизму>>.

Сам Бакунин уповал на стихийный народный бунт про­тив самодержавия, даже если он будет, как писал Пуш­кин, <•бессмысленный и беспощадный». Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция - «умственный пролетариат». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: «Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель, бросайте эти уни­верситеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «Повивальной бабкой» самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий>>.

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось го­сударство. При этом он критиковал любое государство, да­же так называемое <народное». Отвергая управление цен­трализованное, сосредоточенное в одних руках, идущее «сверху вниз», он предлагал взамен государства свобод­ную организацию «снизу вверх» - рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, - это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления на­рода.

Начинать создание такого общества необходимо на сле­дующий же день после победы революции, которая сметет старую власть и государство. Инициативу возьмут на се­бя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революцион­ной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя ника­ких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором <<во­лости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между со­бою федерацию».

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) стал идеологом пропагандистского крыла в народничестве. Он родился в

богатой дворянской семье, окончил Петербургское артиллерийское учи­лище и Артиллерийскую академию, преподавал математику в военных учебных заведениях, дослужился до чина полковника. С 1857 г. Лавров выступал со статьями по педагогике, философии, истории. В 1862 г. он сблизился с Чернышевским, вступил в общество <<Земля и воля>>. В 1866 г. был арестован, предан военному суду и выслан в Вологодскую губернию.

В 1870 г. Лавров бежал из ссылки, прибыл в Париж. С 1872 по 1876 г. он редактировал издававшийся за грани­цей журнал «Вперед!>>, пользовавшийся значительным вли­янием в среде русских революционеров.

Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.

Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лав­рова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые <<критически мыслящие лично­сти>>, имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, ин­теллигенция сможет <<оплатить>> свой <<долг народу>>. Ведь она получила образование и другие жизненные блага бла­годаря трудам и лишениям многих поколений народа.

Петр Никитич Ткачев (1844-1885) являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. Он родился в небогатой дворянской семье, в 1861 г. поступил на юридический факультет Петербургского универси­тета. Как один из зачинщиков сту­денческих волнений был заключен в Петропавловскую крепость. С 1862 г. Ткачев начал печататься в различ­ных журналах. В 1871 г. он был осужден за революционную деятель­ность. В 1873 г. бежал из ссылки за границу. Ткачев сотрудничал с Лав­ровым в журнале «Вперед!•>, а после разрыва с ним стал издавать в Женеве журнал «Набат•>. В конце 1882 г. он тяжело заболел и последние годы жизни провел в психиатрической боль­нице.

В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить ре­волюцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организа­ция революционеров, члены которой прошли строгий от­бор и подчиняются железной дисциплине. Но предвари­тельно эта организация должна была <<расшатать•> суще­ствующую власть путем террора. Выступая против анар­хизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институ­тов на новые, революционные.

Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности рево­люционных народнических организаций. В зависимости от об­становки среди народников усиливалось влияние взглядов ли­бо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.

Революционное народничество второй половины 60-х —

начала 80-х гг. XIX в.

Народнические организации второй половины 60-х -начала 70-х гг. Главной целью народников являлась орга­низация крестьянской революции в России. Представле­ния о способах достижения этой цели у членов народни­ческих организаций на протяжении 60-80-х гг. не раз изменялись по мере приобретения ими опыта революцион­ной деятельности.

В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась ор­ганизация Н. А. Ишутина - И. А. Худякова (1863-1866). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой организации стала действовать группа <•Ад>>, которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком революции. В апреле 1866 г. член «Ада» Д. В. Каракозов совершил покушение на Александра П. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.

Покушение Каракозова привело к усилению влияния консерваторов в правительстве. Были закрыты близ­кие народникам журналы <<Современ­ник •> и <<Русское слово>>, запрещены студенческие кружки, усилена цен­зура.

Однако, несмотря на то что выст­рел Каракозова привел к подобным результатам, для революционеров он стал вдохновляющим примером. На смену <• ишутинцам •> пришли < • нечаевцы•>. В 1869 г. бывший вольнослу­шатель Петербургского университета С. Г. Нечаев основал в Москве общество <•Народная расправа•>. Он составил <•Катехизис рево­люционера•> - свод правил, которыми должны были ру­ководствоваться его сторонники. Революционер для Неча­ева - это <•обреченный человек. Он не имеет личных ин­тересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным инте­ресом, одной мыслью, одной страстью: революцией•>.

Нечаев планировал покрыть Россию сетью революцион­ных организаций, связанных железной дисциплиной. Для их членов дозволено все, что служит делу разрушения старого общества и осуществления революции. Нечаев пы­тался насадить в <•Народной расправе•> дух безоговорочно­го подчинения вождю. Когда один из руководителей орга­низации студент И. И. Иванов усомнился в правдивости некоторых заявлений Нечаева, тот обвинил его в преда­тельстве и вынес ему смертный приговор. Приводить при­говор в исполнение должны были все члены организации, дабы кровь бывшего товарища еще теснее сплотила их.

В ходе следствия по делу об убийстве Иванова полиция арестовала всех членов <•Народной расправы•>. Перед су­дом предстало 87 человек. Самому Нечаеву удалось вы­ехать за границу. В 1872 г. он был выдан России как уго­ловный преступник. Нечаев был осужден на многолетнюю каторгу, но отбывал наказание вплоть до смерти в 1882 г. в Петропавловской крепости.

В 1869 г. в Петербурге сложился кружок <•чайковцев•> (по имени одного из его членов - Н. В. Чайковского). Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лав­рова, К. Маркса. В противовес <•нечаевщине•> << Чайковцы•> строили свою организацию на принципах высокой нравст­венности. Члены организации сумели создать всероссий­скую сеть своих групп, в которых началась революцион­ная деятельность многих видных представителей народничества: С. Л. Перовской, С. М. Вравчинского, А. И. Желябова, М. А. Натансона и др.

Одновременно с «чайковцами» существовал ряд дру­гих народнических групп, не связанных между собой. В 1873 г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А. В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В од­ной из подмосковных деревень <<долгушинцы>> сконструи­ровали примитивную печатную машину, на которой пе­чатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.

Не соблюдая никаких мер предосторожности, народни­ки распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре мо­лодые революционеры были арестованы.

«Хождение в народ». В середине 70-х гг. народники пришли к выводу о том, что если не произойдет немед­ленной революции, то капитализм, набирающий силы, из­менит, приспособит к своему развитию крестьянскую об­щину. Поэтому необходимо было, по их мнению, идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание <•идеалы лучшего, справедливого общественного строя».

Состав пропагандистов был очень пестрым: «в народ>> устремились не только революционные романтики из чис­ла членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие народнические идеи. Среди них были даже представители высших слоев общества.

В 1874—1875 гг. сотни пропагандистов под видом вра­чей, инженеров, учителей, порой, чтобы завоевать доверие крестьян, и переодетые мастеровыми, разбрелись по Рос­сии, проникал в самые глухие ее уголки. Они толковали с крестьянами о революции и социализме. Но мужики, как правило, не понимали «бар» с их господской, полной иностранных слов речью. Чаще всего крестьяне и доноси­ли на пропагандистов в полицию.

Власти ответили на «хождение в народ>> всероссийской облавой и показательными судами над революционерами.

Деятельность народников, их самоотверженность вызы­вали к ним глубокие симпатии со стороны образованной части общества. Поведение револю­ционеров выглядело особенно впечат­ляющим в сравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почве железнодорожного строитель­ства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий. Одна­ко крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не откликнулись на призывы народников.

«Земля и воля». Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти к со­зданию строго централизованных и законспирированных групп. На смену увлечению идеями Бакунина и Лаврова пришло пристальное внимание к доводам Ткачева.

В конце 1876 г. в Петербурге возникла организа­ция «земля и воля», названная так в память первого революционного объединения 60-х гг. Ее создателями были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Позже в <<Землю и волю•> вступили В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, С. М. Кравчинский. Сво­ей целью землевальцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни обще­ства на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно <<толь­ко путем насильственного переворота».

Для подготовки народного восстания предполагалось использовать организаторские и дезорганизаторские мето­ды работы. Организаторские меры предусматривали веде­ние пропаганды среди крестьянства и рабочих. Дезоргани­заторские методы предполагали проведение действий, ос­лабляющих правительство, в том числе уничтожение наи­более <<вредных•> чиновников (индивидуальный террор).

Организаторская работа среди крестьян являлась про­должением <<хождения в народ•>. Но при этом <<летучая» пропаганда сменилась <<оседлой •>. Члены организации со­здавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по специально­стям фельдшеров, учителей, агрономов. При этом такая работа часто отнимала столько времени и сил, что до про­паганды просто не доходили руки.

Первые рабочие организации. Народники, видя в рабо­чих прежде всего выходцев из крестьянской среды, тесно связанных с деревней, пытались наладить пропаганду и среди них. Первые рабочие кружки создавались в основ­ном с просветительской целью.

6 декабря 1876 г. землевольцам удалось организовать антиправительственную демонстрацию с участием рабочих у Казанского собора в Петербурге. В марте 1878 г. под их руководством прошла стачка на Новой бумагопрядильне в Петербурге, осенью того же года удалось организовать ряд стачек на других фабриках.

В то же время сами рабочие стали все отчетливее осо­знавать особенности своего положения в обществе и созда­вать организации для борьбы за свои экономические ин­тересы. Появились также первые рабочие организации, выдвигавшие политические требования.

В 1875 г. в Одессе был образован <<Южнороссийский со­юз рабочих•>, выступавший за объединение рабочих для насильственного изменения общественно-экономического и политического строя. В 1878 г. в Петербурге возник <<Северный союз русских рабочих •>, в программе которого содержались требования широких политических свобод -свободы слова, печати, собраний. Деятельность этих сою­зов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией.

Раскол «Земли и воли». Дезорганизаторской группе на­родников удалось провести ряд громких террористических актов, взбудораживших всю страну. В январе 1878 г. мо­лодая революционерка В. И. Засулич стреляла в петер­бургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головного убора.

В августе 1878 г. в центре Петербурга средь бела дня С. М. Кранчинекий заколол кинжалом шефа жандармов Н. В. Мезенцева. В феврале 1879 г. был приведен в ис­полнение смертный приговор генерал-губернатору Харько­ва Д. Н. Кропоткину. В марте 1879 г. было совершено по­кушение на нового шефа жандармов А. Р. Дрентельна. От рук террористов пострадали шеф одесских жандармов, киевский прокурор, несколько агентов полиции.

2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев совершил новое покушение на Александра II. Пять выпущенных им пуль не достигли цели, царь остался жив.

Власти боролись с революционерами чрезвычайными методами. С августа 1878 г. до конца 1880 г. 22 террори­ста были казнены. 3а это же время от рук революционе­ров погибло 27 человек и несколько десятков было ране­но. Зачастую во время террористических актов страдали ни в чем не повинные люди, случайно оказавшиеся рядом с намеченной жертвой.

В августе 1879 г. <•Земля и волю> разделилась на две самостоятельные организации - «Черный передел>>, куда вошли сторонники продолжения пропагандистской рабо­ты, возглавляемые Г. В. Плехановым, и <•Народную во­лю», объединившую сторонников индивидуального терро­ра. Организаторами и руководителями «Народной воли>> были А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, Н А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко, которые составили ее Исполнительный комитет.

«Народная волю>: охота на царя. Еще в июле 1878 г. в Липецке наиболее активные члены дезорганизаторской группы <• Земли и воли» вынесли смертный приговор Александру II. Они были убеждены, что гибель царя по­служит сигналом для крестьянской революции.

Исполнительный комитет <•Народной воли>> начал на­стоящую охоту на Александра II. Она проводилась при тщательном соблюдении конспирации и отличалась фан­тастической изобретательностью. Было решено организо­вать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Действовали три группы тер­рористов. Первая состояла из М. Фроленко и Т. Лебеде­вой, которые устроились на работу в качестве железнодо­рожных сторожей близ Одессы. Но императорский поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Здесь его ожидала вторая группа народовольцев во главе с А. Желябовым, который под видом купца обустраивал землю у самого полотна железной дороги якобы для стро­ительства кожевенного завода. Однако при прохождении царского поезда заложенная бомба не взорвалась. К делу была подключена третья группа во главе с С. Перовской, которая подготовила подкоп под железнодорожное полот­но в 7 км от Москвы. Но судьба вновь оказалась благо­склонна к императору. Был взорван не тот поезд.

Зимой 1879/80 г. народовольцы начали подготовку но­вого, еще более дерзкого покушения - взрыва в Зимнем дворце. Народник С. Н. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда поне­многу динамита. Комната столяров находилась под царской столовой. Взрыв намечался на день, когда на парадном обеде должна была собраться вся императорская семья, но в дело вновь вмешался случай. Начало обеда перенесли на более позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: было убито 10 человек и 53 ранено.

Запланировали новый взрыв - на дороге, по которой следовала карета царя от железнодорожного вокзала в Зимний дворец. Операцию готовил А. Желябов. За Алек­сандром установили ежедневное наблюдение, выяснили маршруты его поездок. На Малой Садовой улице стали рыть подкоп. Но в конце февраля 1881 г. Желябов был арестован. Исполнительным комитетом <<Народной воли•> было принято решение ускорить' покушение.

1 марта 1881 г. император направился на развод войск в Михайловский замок. Он и на этот раз попытался обма­нуть судьбу, изменив обычный маршрут следования. Но террористы постарались исключить всякую случай­ность - на всех путях возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Александр ока­зался в ловушке. Император был смертельно ранен бом­бой, брошенной И. И. Гриневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва император скон­чался.

Почти все члены Исполнительного комитета <•Народной воли•> были арестованы. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, подго­товившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народни­ков, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен. Александра II в деревнях жалели. Народ­ническое движение зашло в тупик.

Революционное движение стало мощным фактором обще­ственной жизни пореформенной России. Но «хождение в на­род» и террор народников не подтолкнули крестьян к револю­ции. Стремившиеся к переустройству жизни на основах «Об­щинного>> социализма революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
бывшего члена правления СНТ «Корабел» Матвеева А.Д. к членам садоводства | Роль отрядов на поле боя и в подразделениях. Фракции и союзники
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2184 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2279 - | 2102 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.